+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Зарубежный опыт. Обзор налогового законодательства

Зарубежный опыт. Обзор налогового законодательства

Зарубежный опыт. Обзор налогового законодательства

С 1 августа этого года уплатить налоги в Гонконге можно более чем в 1 тыс. небольших магазинов шаговой доступности, разбросанных по всему городу.

С 1 февраля этого года здесь проходил эксперимент по оплате в магазинчиках счетов за воду.

Он оказался успешным, в связи с чем было принято решение распространить использование магазинной платежной сети для других видов платежей в бюджет города.

Через магазины можно уплатить налог на заработную плату, на прибыль, на имущество, налог на доходы, подсчитанный самоначислением, пошлину за регистрацию предприятия, сбор за электронный штамп. Размер единичной операции не может превышать 5 тыс. гонконгских долларов (645 долл. США).

Как и раньше, граждане могут уплатить налоги и в 126 почтовых отделениях города, по Интернету или телефону с использованием платежных систем. Для платежа налогоплательщик должен предъявить платежный ваучер с напечатанным на нем штриховым кодом.

Налоговые консультанты в ЮАР сами не платят налоги

Руководство налоговой службы Южно-Африканской Республики отмечает, что среди налоговых консультантов велик процент лиц, не выполняющих требования законодательства в отношении налогов, которые они сами должны уплачивать в бюджет. Как показал проведенный минфином страны анализ, в котором участвовали 35 тыс. налоговых консультантов, их налоговая задолженность составила 260 млн рандов (31,7 млн долл. США).

Уже немалое время одной из серьезных проблем налоговой службы страны является большая сумма налоговой задолженности компаний и трастов. Выясняется, что, согласно оценкам, налоговые консультанты обслуживают более 107 600 компаний и трастов.

Работа с налоговыми консультантами является одним из направлений пятилетней программы повышения собираемости налогов, к выполнению которой налоговая служба приступила в этом году.

Программа предусматривает повышение уровня исполнения налогового законодательства самими налоговыми консультантами, совершенствование процедур их регистрации, а также выявление консультантов, помогающих своим клиентам уклоняться от уплаты налогов.

Налоговое ведомство намерено также разобраться со случаями работы нечистоплотных консультантов с законопослушными налогоплательщиками.

Кроме того, в парламент страны внесен законопроект, который, как ожидается, позволит переломить ситуацию, когда только 55 % консультантов, известных налоговой службе, прошли регистрацию в какой-то профессиональной структуре. В результате практически половина консультантов остаются вне надзора. Как показывает статистика, именно они обычно имеют проблемы с собственными налоговыми делами.

Работа с консультантами будет проводиться в два этапа.

Во-первых, они должны будут в обязательном порядке зарегистрироваться в официально признанном налоговой службой контролирующем органе, каким является, например, Южно-африканский институт профессиональных бухгалтеров.

На втором этапе будет создан независимый контрольно-надзорный совет по работе с налоговыми консультантами. Он проанализирует полученные за полтора года результаты выполнения первого этапа.

Налоговое ведомство проведет пересмотр требований к квалификации и опыту работы и переподготовке налоговых консультантов, норм поведения, дисциплинарного кодекса, процедур официального признания профессиональных организаций. Считается, что новая профессиональная организация, претендующая на статус официальной, должна насчитывать не менее 1 тыс. членов на момент подачи заявки либо не позднее одного года с момента ее подачи.

Министр финансов получит право созывать специальную комиссию для рассмотрения случаев, когда профессиональная организация демонстрирует неспособность принимать эффективные дисциплинарные меры.

Индия готовит новую группу оформителей налоговых деклараций

Индийское налоговое ведомство приняло решение о подготовке новой группы оформителей налоговых деклараций численностью 5 тыс. человек.

Оформитель налоговых деклараций имеет право подготавливать налоговые декларации для семей и частных лиц, оформлять и ежеквартально подавать заявления на налоговый кредит, а также зарегистрироваться в качестве посредника электронного налогового декларирования. Это будет уже вторая группа оформителей налоговых деклараций, первая была запущена в 2006-2007 гг.

Поступить на учебу могут лица со степенью бакалавра экономики, права или математики. Обучение специалиста оплачивает налоговое ведомство, однако ответственность за его трудоустройство не несет. По окончании учебы специалисту выдается диплом и присваивается индивидуальный идентификационный номер, что позволяет ему работать в качестве индивидуального предпринимателя.

Плата за услуги оформителя налоговых деклараций следующая: за оформление и подачу первой годовой декларации нового налогоплательщика он получает 3% от суммы уплаченного налога, за декларации, поданные в следующие два года, – 2 и 1% соответственно.

В Европе обсуждают налоговые льготы для электромобилей

Канцлер Германии Ангела Меркель подчеркнула твердое намерение правительства вывести страну на передовые позиции в мире по объему рынка электромобилей.

Решению этой задачи должно способствовать, в частности, введение налоговых льгот для электрических транспортных средств, а также выделение средств в размере 1 млрд евро на исследования и разработки.

Канцлер признала, что амбициозная цель вывести на дороги к 2021 году не менее миллиона электромобилей будет трудно достижимой. Тем не менее она подчеркнула, что отказываться от решения этой задачи было бы неправильно.

Законопроекты, предусматривающие расширение налоговых льгот для электрических транспортных средств и смягчение режима налогообложения служебных электромобилей, обсуждаются в немецком парламенте и должны быть приняты в этом году.

Правительство планирует предоставить на десять лет освобождение от налога на автотранспортное средство физическому лицу, которое решило приобрести более дорогой автомобиль, при условии, что выбросы углекислого газа электромобиля составляют менее 50 граммов на километр и что он куплен до 31 декабря 2015 года. Власти также планируют скорректировать налог на служебный автомобиль, чтобы стимулировать покупку электрических автотранспортных средств компаниями. Водителям электромобилей предполагается также предоставить особые права по парковке и движению по полосе, выделенной для автобусов.

Власти Франции также сообщили о новых льготах, которые направлены на стимулирование отрасли электромобилей в стране. Были предложены льготные тарифы проезда на платных автодорогах и парковки для электромобилей. Кроме того, правительство планирует направить 50 млн евро на финансирование проектов по расширению сети станций подзарядки электромобилей.

«Финансовая газета»

Источник: http://ipnalog.ru/art/57301-zarubezhnyy-opyt-obzor-nalogovogo-zakonodatel-stva

Актуальность для России зарубежного опыта налогообложения физических лиц

Зарубежный опыт. Обзор налогового законодательства

В статье рассматривается возможность применения зарубежного опыта в России в части налогообложения доходов физических лиц.

Автор анализирует устройство подоходного налога в Швеции, Норвегии и США – странах, где наблюдается высокий уровень жизни по результатам оценки ООН.

Особое внимание уделено налогам, а также оценке возможности их заимствования в результате формирования налогообложения доходов физических лиц в РФ.

На сегодняшний день активно ведутся обсуждения о реформе налога на доходы физических лиц, которая позволит усилить фискальную функцию налога, а также достичь справедливости налогообложения. Первой ступенью для реализации реформы необходимо изучить опыт зарубежных стран при налогообложении доходов физических лиц.

Рассматривая природу налога на доходы физических лиц, а также его влияние на социальную сферу, целесообразно обратить внимание на практический опыт в данной области тех стран, для которых характерен наиболее высокий показатель уровня жизни. Рассмотренные выше страны входят в рейтинг стран с наиболее высоким индексом жизни в соответствии с Докладом ООН о человеческом развитии в 2014 г [1, с. 55].

Для проведения данного анализа взяты три страны, имеющие некоторые схожие черты в части подоходного налога: Норвегия, Швеция, США.

Характерной особенностью налогообложения рассматриваемых стран выступает манипулирование ставками налогами, вычетами и другими элементами налога.

Следующей характерной чертой является определение налоговой базы как совокупного дохода, что позволяет при расчете налоговой базы учитывать личные потребности налогоплательщика.

Также необходимо обратить внимание на высокий уровень налогового администрирования, который в настоящее время несопоставим с российским.

В Швеции и Норвегии налоговые органы самостоятельно исчисляют сумму налога, поскольку имеют доступ ко всем данным налогоплательщика, необходимым для произведения расчета.

В целях повышения уровня поступления налогов, со стороны налоговых властей, устанавливаются строгие штрафные санкции за неполную, несвоевременную уплату или уклонение. Однако применяются и поощрения в виде выплаты процентов за переплаченную сумму налога.

Опыт Швеции

Подоходный налог взимается с резидентов на центральном уровне и на уровне муниципалитетов.

На центральном уровне обложению данным налогом подлежит только та часть дохода, которая превышает установленный в стране минимальный уровень.

Резиденты обязаны уплачивать налог со всех доходов, независимо от их местонахождения, нерезиденты же уплачивают налог только с тех доходов, которые получены на территории данной страны.

Максимальная ставка подоходного налога наивысшая в мире и составляет 57% [6]. Несмотря на это, население платит налоги исправно. Это объясняется высокой социальной направленностью расходов государства, поскольку система налогов используется как эффективный регулятор перераспределения доходов населения.

Необходимо учесть, что при практике налогообложения, которая существует в настоящий момент, лица, получающие наиболее высокие доходы, теряют большую их часть, в то время как родители-одиночки и люди пенсионного возраста получают из бюджета больше, чем отдают государству.

Из этого следует, что система использования подоходного налога выступает в качестве мощного инструмента перераспределения доходов.

Как уже было сказано выше, налог в Швеции подразделяется на муниципальный и центральный. Ставки на центральном уровне устанавливаются в зависимости от размера дохода и варьируются от 31 до 57%, доход от капитала облагается по ставке 30% [6].

На местном уровне данный налог исчисляется по плоской шкале ставок и составляет от 28,89 до 34,17% в разных муниципалитетах. Система налогов Швеции предусматривает налоговые вычеты, представляющие собой затраты на получение дохода, который подлежит налогообложению.

Кроме того, предметом уменьшения налогооблагаемой базы могут выступать взносы граждан на пенсионное обеспечение и медицинское страхование [2, c. 186].

Так же необходимо отметить уровень налогового администрирования. Каждый гражданин имеет свой ID, оформляющийся как расчетный счет и на котором отражаются все суммы, уплаченных налогов. На основании налоговой декларации уплачивается налог, заполняется налоговым органом, которые имеют доступ ко всем данным о доходах налогоплательщика.

Налоговые органы исчисляют подлежащий уплате налог, налогоплательщик, в свою очередь либо подписывает декларацию, либо опровергает в вышестоящем органе информацию, которую она содержит. В случае обнаружения неуплаты или недоплаты налогов, законодательными органами страны предусмотрены крупные штрафы.

А в случаях переплаты данная сумма подлежит возврату с начисленными процентами.

Экономика Швеции выступает классическим примером смешанной экономики, в которой государство вмешивается в жизнь общества с целью обеспечения социальной защиты и стабильности. Наряду с этим, подоходный налог дает возможность в руках государства аккумулировать денежные средства и направлять их на реализацию социальной политики[2, c. 188].

Опыт Норвегии

В Норвегии характерной чертой обложения доходов физических лиц является дифференциация налоговых ставок, которая зависит от вида дохода: доход от акций, облигаций, совокупный доход, а также доход от инвестиций.

Совокупный доход составляет заработную плату, дополнительные льготы, пенсии, алименты, доход от предпринимательской деятельности, проценты на капитал и суммы, возмещенные из фондов социального страхования.

Индивидуальный доход может быть уменьшен на суммы фактических затрат, которые подтверждены документально, но не более чем на 20% [4].

Подоходный налог состоит из двух составляющих: государственный и муниципальный. Ставки по государственному налогу составляют от 28 до 51,3%, в зависимости от суммы и вида дохода. Ставки по муниципальному налогу в зависимости от суммы и группы доходов налогоплательщиков составляют 9,5 и 13,7%. Базовая ставка составляет 28%.

Также, возможно применение персональной льготы, составляющая 47 150 норвежских крон в год для лиц, не состоящих в браке и 94300 крон в год для лиц, состоящих в барке, если супруг имеем доход менее 41 000 крон в год [4].

Налогоплательщики в Норвегии делается на две группы, первую группу составляют одинокие граждане, вторую – граждане, имеющие одного и более иждивенцев на своем содержании [2, с. 125].

В конце каждого года налогоплательщикам присылается бланк декларации о доходах. Налоговый инспектор проверяет декларации и происходит начисление суммы налога на основании сумм доходов. Далее сумма налога сообщается налогоплательщикам. Уклонение от уплаты налога является серьезным нарушением, которое влечет за собой наказание в виде лишения свободы до пяти лет.

В Реестре населения каждый норвежец получает персональный номер. Для получения такого номера необходимо зарегистрироваться в местном отделении налогового ведомства, трудоустройство без персонального номера невозможно.

Вся полная информация о начисленных и уплаченных суммах налога каждого налогоплательщика хранится на федеральном уровне, помимо деклараций и платежных документов содержит данные из других источников, которые влияют на формирование налогооблагаемой базы.

Таким образом, в Норвегии наблюдаются высокие налоговые ставки при налогообложении физических лиц, дифференциация ставок по налогу, которая зависит от вида и суммы дохода, сложная система определения налоговой базы, а также высокий и жесткий уровень администрирования налогов, который позволяет одновременно и в полной мере реализовывать фискальную и регулирующую функции налога.

В настоящее время налоговая система не только обеспечивает денежными средствами государственный бюджет, но и выступает инструментом экономического регулирования. Наиболее значимым федеральным налогом выступает личный подоходный налог.

В структуре доходов государства подоходный налог занимает около 40%. Он является самым крупным источником доходов федерального бюджета, составляет его основную часть и взимается подоходный налог с личных доходов населения, включая доходы от индивидуального бизнеса.

Данный налог предполагает наличие необлагаемого минимума, скидок, личных расходов.

Налог может исчисляться как с совокупного дохода граждан, так и с совокупного семейного дохода. Из исчисленного совокупного дохода вычитаются все расходы плательщика налога. К личным расходам можно отнести: транспортные издержки, взносы в благотворительные фонды, расходы на медицинское обслуживание в определенных пределах [2, c. 92].

В результате чего получается налогооблагаемый доход, к которому применяется соответствующая ставка. Необлагаемый минимум составляет 4 тысячи долларов. Подоходный налог взимается по семиступенчатой схеме, границы ступеней зависят от статуса налогоплательщика, ставки налога носят прогрессивный характер.

В настоящее время насчитывается семь налоговых ставок для разных категорий граждан, размер ставок варьируется от 10 до 39,6% [6].

Каждый имеет право на установление собственной налоговой ставки. Необходимо отметить, что подоходный налог выступает основным источником доходов бюджетов штатов.

В случае, если гражданин получает доход в разных штатах, последний облагается по ставке, установленной в том штате, в котором был получен доход.

Налоговая база в разных штатах может различаться, также существуют штаты, в которых не взимается подоходный налог.

В заключении можно сказать, что подоходный налог в США отличается относительно невысокими ставками, в сравнении с другими зарубежными странами, но наряду с этим достаточно сложной является система расчета налога. Подоходный налог призван не только обеспечивать бюджет доходами, но и выступает инструментом регулирования экономики.

Практика России

Некоторые элементы налога, используемые в зарубежных странах, возможно, применить в Российской практике подоходного налога, но внедрение их в налоговое законодательство должно осуществляться поэтапно.

В настоящее время, переход к прогрессивной шкале ставок налога представляется возможным, однако нововведение стоит реализовывать постепенно. Целесообразно стоит начинать с установления необлагаемого минимума, который на начальных этапах данной реформы будет равен прожиточному минимуму.

В дальнейшем необлагаемый минимум будет подлежать увеличению с параллельным установлением прогрессивных налоговых ставок в зависимости от размера получаемого дохода. В процессе реализации преобразований необходимо осуществление постоянного контроля статистических данных об уровне жизни граждан.

При применении прогрессивных ставок стоит исходить из их размера, в целях избегания нарушений основного принципа налогообложения, а именно учета финансовых возможностей плательщика налога.

Параллельно с преобразованием шкалы ставок налога возможен переход к качественному уровню налогового администрирования.

Целесообразно будет применение базы данных по примеру Швеции с ведением информации по каждому налогоплательщику, с возможностью доступа налоговых органов к данным, которые фиксируются иными органами власти.

Данное нововведение позволит налоговым органам самостоятельно рассчитывать сумму налога. Еще одним важным шагов будет являться внесение изменений в систему расчета налоговой базы.

На примере вышеупомянутых стран, налоговую базу предлагается рассчитывать как разницу сумм полученных доходов и расходов, которые совершались для получения дохода.

Кроме этого, важной составляющей является полная перестройка системы вычетов по налогам, к примеру, увеличить их размер на основании текущей ситуации экономики. Управление налоговыми вычетами даст способность для реализации социальной функции.

Мгновенное увеличение налоговых ставок на раннем этапе представляется невозможным, поскольку общество не заинтересовано в кардинальных переменах, особенно если под угрозу ставиться существующая стабильность [3, с. 92].

В дополнение может облагаться налогом совокупный доход семьи, это даст возможность учитывать личные потребности, а также финансовое положение каждого налогоплательщика, такого как содержание иждивенцев, несовершеннолетних детей и неработающих членов семьи.

Таким образом, регулирующую функцию налога возможно и необходимо использовать в налогообложении РФ, в особенности на современном этапе экономики России, где наблюдается стремительное развитие новых или традиционно высокодоходных производств с максимизацией извлечения прибыли, а также замедленное развитие всех других отраслей. В какой-то степени это и влияет на заметный разрыв доходов населения, который необходимо сократить с помощью предстоящих реформ. На этапе реализации вышесказанной задачи целесообразно детально осуществить переход к задуманной системе подоходного налогообложения, опираясь на опыт зарубежных стран, а также на особенности экономики РФ и ее социальной сферы. Созданная система сможет обеспечивать высокий доход бюджета, а также способствовать перераспределению национального дохода в пользу наименее социально защищенных слоев граждан.

Источник: https://novainfo.ru/article/4041

Налоговым мошенникам во Франции становится тяжелее

Главное управление государственных финансов Франции опубликовало данные о своей работе в прошлом году. Согласно отчету ведомства, проведенные в 2011 г.

налоговые проверки позволили дополнительно направить в государственную казну 16,41 млрд евро штрафов за налоговую задолженность. В предшествующем 2010 г. эта цифра составляла 16 млрд евро. Более чем в 15 тыс.

проверок, что на 1,3 % больше, чем в 2010 г., были применены санкции за серьезные налоговые махинации.

Французские налоговики в последнее время усилили внимание к международным операциям налогоплательщиков побуждая их раскрывать информацию о счетах за рубежом. В 2011 г. в налоговые органы поступила информация о 79370 таких счетах, тогда как в 2010 г. – о 75468 счетах, а в 2009 г. – о 51960 счетах.

В 2011 г. действия налогового ведомства были оспорены в 3539937 апелляционных жалобах, в то время как в 2010 г. – в 3562011. В 98% случаев время рассмотрения жалоб налогоплательщиков не превысило одного месяца.

Число случаев, когда налогоплательщики испрашивали разрешение сократить размер выплаты налоговой задолженности по причине финансовых затруднений, в 2011 г. осталось на том же уровне, что и в предшествующем.

Франция стала первой страной Европы, в которой установлен налог на операции с ценными бумагами

Налог на операции с ценными бумагами по ставке в размере 0,2% вступил в силу с 1 августа этого года. Им облагаются операции 109 крупнейших компаний Франции, рыночная капитализация каждой из которых составляет более 1 млрд евро.

По планам правительства страны уже в 2012 г. новый налог должен принести в бюджет страны дополнительно около 170 млн евро, а в 2013 г. сумму поступлений по нему может составить до 500 млн евро.

Бюджет США теряет миллиарды

Генеральная инспекция по налоговым вопросам министерства финансов США опубликовала данные анализа, которые указывают на то, что американская федеральная налоговая служба по-прежнему не способна выявлять использование похищенных персональных данных.

По мнению авторов отчета, в ближайшие пять лет налоговая служба США может выплатить преступникам, несанкционированно использующим чужие персональные данные для получения возвратов налоговых платежей, не менее 21 млрд долл.

Генеральная налоговая инспекция считает хищение персональных данных граждан одной из наиболее острых проблем, приводящей к снижению доверия граждан США к деятельности налоговой службы.

Только в прошлом году налоговики выявили 940 тыс. случаев неправомерного использования чужой персональной информации при заполнении налоговых деклараций Однако, по мнению генеральной инспекции, еще около 1,5 млн подобных случаев оказались за пределами внимания налоговой службы.

На Сент-Люсии установлен НДС

Карибское государство Сент-Люсия в октябре этого года ввело налог на добавленную стоимость До этого момента остров оставался единственной независимой территорией в Карибском сообществе (КАРИКОМ), где не было НДС.

Размер базовой ставки НДС на Сент-Люсии составляет 15%. Эксперты считают эту цифру невысокой; в регионе более низкие ставки действуют только на двух территориях: 10% – на Гаити и 12,5% – в Белизе (на Теркс и Кайкос с апреля будущего года будет установлен НДС со ставкой в размере всего 11%, там он заменит сразу пять видов налогов).

Для гостиниц на Сент-Люсии установлена льготная ставка в размере 8%. Ряд продуктов питания от НДС освобождены. По согласованию с КАРИКОМ планируется отменить ввозные пошлины на лекарственные препараты.

Регистрации в качестве плательщиков НДС на Сент-Люсии подлежат предприятия, размер облагаемого годового дохода которых превышает 180 тыс. восточно-карибских долларов (66 тыс. долл. США).

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/28732-zarubezhnyy-opyt-obzor-nalogovogo-zakonodatel-stva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.