+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Закон о рекламе глазами бухгалтера

Пять проблемных расходов на рекламу

Закон о рекламе глазами бухгалтера

Начнем рассмотрение «рекламных» проблем, пожалуй, с самого распространенного сегодня явления — рекламы в интернете. Этот рынок растет небывалыми темпами.

Объясняется это просто: реклама в сети относительно доступна по цене, для ее размещения не требуется долгих согласований и ожиданий. Также этот вид рекламы отличается отлаженными и простыми механизмами оценки эффективности.

А что же с налогообложением? Проблема в том, что напрямую про учет расходов на интернет-рекламу в налоговом законодательстве не сказано ни слова.

Однако решение у этой проблемы достаточно простое. В пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса говорится о том, что к ненормируемым расходам на рекламу относятся затраты на рекламные мероприятия через телекоммуникационные сети.

Интернет как раз такой сетью и является — в терминах рекламного законодательства это телекоммуникационная сеть общего пользования (п. 8, 11 ст. 28 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе», далее — Закон о рекламе).

Получается, что ничто не мешает учитывать расходы на интернет-рекламу при налогообложении прибыли в полном размере. Этот вывод подтвердили и чиновники Минфина России, которые в письме от 29.01.07 № 03-03-06/1/41 разъяснили, что к расходам на рекламу относятся расходы на рекламные мероприятия через интернет.

Реклама на квитанциях

Далее в нашем списке «рекламных» проблем еще одно распространенное явление, которое благодаря своей относительной ценовой доступности, а также широте и гарантированности охвата аудитории набирает все большую популярность. Речь идет о рекламе, размещаемой на квитанциях за услуги ЖКХ. Подобный вид рекламы появился сравнительно недавно, поэтому в Налоговом кодексе про учет таких рекламных расходов ничего не сказано.

Сложности связаны еще и с тем, что у подобной рекламы теоретические есть четко ограниченный круг адресатов. Ведь каждая платежка адресована конкретному лицу — квартиросъемщику или собственнику. А в статье 3 Закона о рекламе сказано, что рекламой может признаваться лишь информация, рассчитанная на неопределенный круг лиц.

Этой нестыковкой не преминули воспользоваться сотрудники контролирующих органов. Так, в письме Минфина России от 10.09.

07 № 03-03-06/1/655 указано, что поскольку получателями квитанций являются конкретные лица и их круг известен заранее, то размещенная на таких квитанциях информация не может считаться рекламой.

Соответственно, расходы на данные объявления при налогообложении прибыли не учитываются.

Как видим, основной аргумент против учета данных расходов — адресный характер рекламы. Однако этот аргумент не такой уж прочный. Дело в том, что сам Закон о рекламе не содержит четкого понятия определенного и неопределенного круга лиц, на которых рассчитана реклама.

Разрешить этот вопрос взялась Федеральная антимонопольная служба в письме от 05.04.07 № АЦ/4624.

В нем говорится, что под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

В частности, информация признается предназначенной для неопределенного круга лиц, если в ней нет указания на некое лицо или лица, для которых информация создана и на восприятие которых направлена.

Если исходить из этого определения, то информация на квитанциях ЖКХ вполне подпадает под действие Закона о рекламе. Ведь она не предназначена исключительно для лица, чьи данные указаны на квитанции. Воспользоваться этой информацией может любое лицо — почтальон, члены семьи плательщика, соседи, кассир в банке, оператор на почте и др.

А значит, расходы на размещение информации на квитанции можно учесть как рекламные. Заметим, что рассматриваемое письмо ФАС разослано по налоговым инспекциям (см. письмо ФНС России от 25.04.07 № ШТ-6-03/348@). Получается, что инспекторы на местах с подобным подходом знакомы, и должны применять его при проверках.

Поэтому шансы отстоять данные расходы, на наш взгляд, весьма высоки.

Рекламные журналы, листовки, буклеты

Благодаря широкому распространению цветных принтеров и сканеров, цены на цветную полиграфию упали настолько, что печать небольшого (например, 1000 экз.) тиража рекламной листовки, буклета или журнала не разорит даже малый бизнес.

Но такая доступность имеет и обратную сторону: возникает вопрос о налоговом учете расходов на изготовление данной рекламной продукции. А именно, вопрос о нормировании подобных расходов. Дело в том, что Налоговый кодекс относит к ненормируемым расходам затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов (абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Однако про журналы, буклеты и листовки в Кодексе не сказано. В то же время, очевидно, что по своей сути они очень близки к брошюрам и каталогам.

Решение этой проблемы оказалось неожиданно простым. Так, Минфин в недавнем письме (от 16.03.11 № 03-03-06/1/142) заявил, что буклеты и листовки являются разновидностью брошюр.

Поэтому затраты на изготовление буклетов и листовок можно в полном размере отнести на расходы на основании абзаца 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ. Надо отметить, что это письмо вовсе не исключение — ранее Минфин придерживался аналогичного подхода (см. письма от 02.11.10 № 03-03-06/1/681 и от 21.05.

10 № 03-03-06/2/93). Это позволяет применять данные разъяснения практически с нулевым риском для налогоплательщика.

Розыгрыши призов

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются налогоплательщики, активно рекламирующие свою продукцию, является учет расходов на различные розыгрыши призов.

Данные акции обычно проводятся среди тех, кто уже купил товар, работу или услугу (то есть действует принцип: купи что-то – получи то-то).

А значит, при учете расходов на такие акции вновь возникает проблема «неопределенного круга лиц», для которых предназначена данная реклама.

К сожалению, эта проблема решается не в пользу налогоплательщиков. Контролирующие органы (письмо Минфина России от 08.10.08 № 03-03-06/1/567) и судебные инстанции (определение ВАС РФ от 28.04.07 № 1770/07) единодушны: лица, купившие товар, работу или услугу — это определенный круг лиц. А значит, ни о каких рекламных затратах в данном случае говорить нельзя.

Рекламные статьи в СМИ

В заключение остановимся на проблеме налогообложения так называемой «скрытой» рекламы. Конечно, этот вопрос в основном интересен представителям крупного бизнеса, поскольку им проще найти «выход» на СМИ, чтобы опубликовать или разместить в эфире информацию о своем товаре (работе, услуге) под видом редакционного материала.

Однако небольшие местные издания с удовольствием берутся за публикацию подобных статей о малом бизнесе. Согласитесь, что статья в районной газете про открывшуюся по соседству новую парикмахерскую (магазин, ресторан, кафе и т п.) будет смотреться весьма гармонично. Равно как и сюжет по местному радио или кабельному телеканалу.

Проблема заключается в том, что согласно статье 16 Закона о рекламе, размещение рекламной информации в изданиях, которые не специализируются на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы». В «заказных» рекламных материалах такой ссылки, естественно, не будет, а вот счет на оплату размещения данной информации СМИ исправно выставит. Можно ли учесть подобные расходы?

Решение в данном случае получается неоднозначное. Начнем с того, что контролирующие органы не упустили возможность использовать указанную норму Закона о рекламе в интересах бюджета.

Так, согласно свежему письму Минфина России (от 15.06.11 № 03-03-06/2/94), информация, не содержащая пометку «реклама» или «на правах рекламы», не может считаться рекламной.

А значит, расходы на оплату подобных публикаций при налогообложении прибыли не учитываются.

Однако судебные инстанции смотрят на этот вопрос более лояльно. Они склонны изучать суть отношений, сложившихся между налогоплательщиком и СМИ.

И если эти отношения являются отношениями рекламодателя и рекламораспространителя, а опубликованная информация соответствует признакам рекламы, указанным в Законе о рекламе, то нет никаких оснований лишать налогоплательщика права учесть такие расходы (постановление ФАС Московского округа от 23.09.08 № КА-А40/8513-08-2).

Конечно, при этом не нужно забывать о том, что подобные расходы должны быть подтверждены документально (постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.04.07 по делу № А05-8063/2006-13).

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2011/8/5036

Законодательство о рекламе глазами специалистов

Закон о рекламе глазами бухгалтера

Реклама во многих странах относится к виду информации, и главным в правовом регулировании становится защита принципа свободы информации с учетом разумных и оправданных ограничений.

Правовое регулирование дефинирует общие и специальные требования к рекламе, права и обязанности субъектов рекламного рынка, механизмы контроля за соблюдением установленных норм, ответственность за нарушения.

Как мы сообщали ранее, на круглом столе «Совершенствование правовых основ рекламной деятельности», организованного парламентским Комитетом по вопросам информации и коммуникационных технологий и Госкомконкуренции, состоялась оживленная дискуссия о действующем законодательстве о рекламе.

Дилшод Азимов, начальник управления Государственного комитета по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции:

– В действующий Закон «О рекламе»изменения и дополнения уже вносились 11 раз. На госпортале обсуждался законопроекто внесении в него изменений и дополнений,в котором предлагается внести поправки в статьи 2, 5, 6, 7, 16, 17, 19, 20, 25, 26, 28,вводятся новые статьи 221, 251,261.

В случае принятия в указанном формате Закона, в нем отразятся мировые тенденции рекламного дела, получат правовую поддержку меры по недопущению недобросовестной рекламы, и ограждению от ее негативного влияния социально уязвимых и неискушенных в вопросах выбора категории людей.

Журабек МАВЛОНОВ, руководитель проекта НИМФОГО:

– Сейчас особое значение придают формам воздействия на общественное мнение, умонастроение людей, их поведение и действия. Одна из таких форм – институт социальной рекламы, у которой широкие возможности распространения общечеловеческих ценностей.

Предназначение социальной рекламы – гуманизация общества, изменение поведенческих моделей, ориентирование аудитории на положительные поступки. Анализ показывает, что, если коммерческая реклама получила детальное правовое регулирование, то институту социальной рекламы в национальном законодательстве уделено недостаточное внимание.

В Законе «О рекламе» (ст. 16, 17, 21) дается определение социальной рекламной информации, говорится о ее благотворительности и обязанности распространителей рекламы о ее размещении не менее 5% от общего годового объема эфирного времени, печатной или рекламной площади.

Но в законодательстве есть недостатки в этой сфере:

– отсутствует дефиниция «социальная реклама». Её определение базируется на концепции «реклама – информация», что сужает сферу ее применения;

– распространители рекламы обязаны размещать социальную рекламу не менее 5% от общего годового объема. Но механизм такой обязанности не раскрывается;

– нет определения вводящей в заблуждение рекламы;

– для предотвращения вводящей в заблуждение рекламы нужно ввести предварительное обоснование рекламных утверждений;

– в Законе говорится, что деятельность лиц по производству и распространению социальной рекламной информации на безвозмездной основе признается благотворительной. Однако социальная реклама далеко не всегда направлена на достижение благотворительных целей. У нее могут быть цели, выражающие, например, интересы государства;

– действующее законодательство не предусматривает бюджетное финансирование социальной рекламы.

– в Законе отсутствуют как санкции за отказ от размещения социальной рекламы, так и положения о поощрении за ее активное распространение.

– Налоговый кодекс (статьи 20,130,145, 202,208) затрагивает аспекты только коммерческой рекламы. В нем не предусмотрены льготы для стимулирования социальной рекламы.

В отличие от коммерческой, социальная реклама часто не приносит быстрых результатов в виде прибыли, материальных и моральных дивидендов. Причем ее эффективность может проявиться и через несколько лет, и через целое поколение.

Нами выявлен ряд проблем, которые препятствуют полноценному развитию института социальной рекламы в Узбекистане:

отсутствие государственной концепции социальной рекламы, с научным обоснованием, и четко проработанной нормативно-правовой базой, ориентированной на социальную рекламу;

отсутствует единый координирующий госорган, непосредственно регламентирующий создание и размещение социальной рекламы и выполняющий контрольные функции;

на эффективность социальной рекламы сказываются отсутствие комплексной технологии диагностики социальных проблем, невысокое качество технического и творческого исполнения социальной рекламы.

Как следствие, создание и размещение социальной рекламы неупорядоченно, что препятствует повышению степени доверия людей к рекламе в целом, и к социальной, в частности.

На круглом столе были высказаны мнения экспертного сообщества, практиков рекламного бизнеса и масс-медиа.

Так, участник группы «Потребитель.уз» в социальной сети facеbookотметил необходимость нормативно повысить ответственность рекламодателей за содержание и достоверность рекламы.

Представитель Узтелерадиокомпании предложилвнести в НПА вопросы правового регулирования «скрытой» рекламы.

Сотрудник Ташпасстранса отметил, что размещение рекламы внутри автобусов понятно и регулируемо, а на внешних бортах транспортных средств нет, т.к. производить ее по согласованию с ГСБДД, у которой нет нормативных стандартов, сложно и долго.

Представитель рекламного агентства, специализирующегося на внешней рекламе, считает, чтоЗакон должен быть прямого действия, и не опутанный требованиями подзаконных актов, которые порой противоречат основному документу.

Эксперт портала Norma.uzсчитает, что количество новелл в законопроекте указывает на то, что нужно принять закон о рекламе в новой редакции и отдельный НПА «О социальной рекламе».

Уполномоченный орган-регулятор должен осуществлять постоянный мониторинг рекламы на предмет плагиата и достоверности, ведь иногда врачебно-оздоровительные услуги и лекарства рекламируют актеры, одетые в белые или иного цвета медицинские халаты.

* * *

Надо сказать, что помимо правовых аспектов в рекламе присутствует и психология. В последние время психология рекламы получила статус самостоятельной прикладной социальной науки, связанной с поведением и психологией потребителей, права и интересы которых должны быть обеспечены и защищены. Но это тема отдельной статьи.

Однозначно, мы за рекламу, которая помогает развитию бизнеса, повышению благосостояния и занятости населения, продвижению качественных товаров и услуг. Но только при соблюдении баланса интересов предпринимателя и культуры, физического и психического здоровья потребителя.

Маъруф УСМАНОВ.

Публикации по теме:

Столицу очистят от безграмотной рекламы

Источник: https://www.norma.uz/nashi_obzori/zakonodatelstvo_o_reklame_glazami_specialistov1

Расходы на рекламу: распознать и учесть

Закон о рекламе глазами бухгалтера

1. Какие расходы признаются расходами на рекламу.

2. Как отразить рекламные расходы в налоговом и бухгалтерском учете.

3. В чем особенности учета отдельных видов рекламных расходов.

Производить качественную, конкурентоспособную продукцию (товары, работы, услуги) для успешного ведения бизнеса, к сожалению, недостаточно: нужно еще и продать ее. А чтобы продать товар, потенциальные покупатели, как минимум, должны знать о нем и быть заинтересованы в приобретении. Ключ к решению этой задачи – реклама.

Сейчас рекламируются все и самыми разными способами, размещая рекламные материалы в журналах, на телевидении, в интернете, на транспорте, проводя конкурсы с призами, распространяя листовки, каталоги, и т.д. Видов рекламы множество, и с каждым годом их становится все больше.

Как же бухгалтеру определить: какие расходы могут быть отнесены к рекламным, а какие нет? можно ли учесть расходы на рекламу в целях налогообложения и как это сделать? Выясним в этой статье.

Что считается рекламой

Чтобы понять, какие расходы можно считать расходами на рекламу, обратимся к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в котором дано определение понятия «реклама»:

реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке

! Обратите внимание: Важным критерием рекламы является ее адресация неопределенному кругу лиц, то есть реклама не должна содержать указания на лиц, которым она предназначается, а также заранее нельзя определить получателей рекламной информации. Например, подарки клиентам и партнерам с логотипом компании не являются рекламой, поскольку получатели таких подарков известны заранее. Соответственно, расходы на такие подарки нельзя отнести к расходам на рекламу.

Законом «О рекламе» установлены также виды информации, которая не является рекламой, в частности:

  • информация, раскрытие которой является обязательным в соответствии с федеральным законодательством;
  • вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
  • информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;
  • любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару.

То есть информация о наименовании, адресе, режиме работы организации, указанная на вывеске, не является рекламой. Или, например, сведения о наименовании, производителе, составе и характеристиках продукта, указанные на его упаковке, также не относятся к рекламе.

Налоговый учет расходов на рекламу

Налогоплательщики имеют право учесть расходы на рекламу как при расчете налога на прибыль (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ), так и при расчете единого налога при УСН (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

При этом налогоплательщики на упрощенной системе налогообложения учитывают расходы на рекламу в порядке, предусмотренном для расчета налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Давайте подробнее рассмотрим этот порядок.

Для целей налогового учета рекламные расходы делятся на нормируемые и ненормируемые. Ненормируемые расходы на рекламу учитываются в полной сумме, а нормируемые уменьшают налогооблагаемую базу лишь в пределах установленного лимита. Итак, к ненормируемым расходам на рекламу относятся (абз. 1 п. 4 ст. 264 НК РФ):

  • расходы на рекламу через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные сети (интернет);
  • расходы на наружную рекламу;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
  • на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании;
  • изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации.

В состав нормируемых расходов на рекламу включаются (абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ):

  • расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;
  • расходы на иные виды рекламы.

Нормируемые расходы на рекламу учитываются в целях налогообложения в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (без учета НДС) за отчетный период. При УСН берется выручка, оплаченная покупателями и заказчиками.

Если сумма выручки в течение года растет, соответственно, повышается и норматив для учета нормируемых расходов. То есть расходы на рекламу, не признанные в одном отчетном периоде могут быть перенесены на другой отчетный период.

Однако не учтенные по итогам года нормируемые расходы на рекламу на следующий год не переносятся.

! Обратите внимание:

Источник: http://buh-aktiv.ru/rashody-na-reklamu-raspoznat-i-uchest/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.