+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Выездная налоговая проверка: когда придут?

Содержание

Когда к вам может прийти налоговая проверка?

Выездная налоговая проверка: когда придут?

В п. 5 ст. 89 НК РФ установлен запрет на проведение в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года.

Исключение составляют случаи, когда руководителем ФНС РФ принимается решение о необходимости проведении налоговой проверки сверх указанного ограничения.

Третья выездная проверка в течение года возможна в случае, если это повторная выездная проверка, проведение которой соответствует требованиям п. 10 ст. 89 НК РФ.

Количество обязательно проводимых выездных налоговых проверок НК РФ не установлено. 

Поэтому, на практике можно встретить ситуацию, при которой некоторые налогоплательщики подвергаются выездным налоговым проверкам систематически, а некоторые ни разу не проверялись налоговыми органами с момента начала своей деятельности.

ВОЗРАЖЕНИЯ НА АКТ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ: ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

Каким образом налоговыми органами осуществляется выбор налогоплательщика для проведения налоговой проверки, и по каким критериям тот или иной налогоплательщик включается в план таких проверок, раскрывается в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@.

Данная концепция содержит общие рекомендации для налоговой службы по выбору налогоплательщика для налоговой проверки. Налогоплательщик, ориентируясь на положения данной Концепции, может с определенной долей вероятности определить возможность проведения у него выездной налоговой проверки.

Как указано в Концепции планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые – к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

ПРИЧИНЫ НАЗНАЧЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок осуществляется налоговой службой на основании всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

ОТЛИЧИЕ ВЫЕЗДНОЙ ОТ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

С целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговой службой проводится анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика. В частности, проводится:

  • анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
  • анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
  • анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени.
  • анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

При этом, приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

АУДИТ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Концепция также предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности. Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, по мнению ФНС РФ, позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Согласно Концепции в план выездной налоговой проверки могут быть включены налогоплательщики, деятельность которых соответствует следующим критериям:

  • Налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  • Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  • Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  • Опережение темпа роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  • Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
  • Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  • Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  • Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (“цепочки контрагентов”) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  • Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  • Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (“миграция” между налоговыми органами).
  • Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  • Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. данных критериев раскрыто в Приложении № 2 к Приказу от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок», Приложение № 3 к Приказу от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в процентах».

При оценке показателей для проведения выездной проверки налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от № 53 12.10.2006 г.

Поводом для включения налогоплательщика в план проверок может стать как наличие одного, так и наличие совокупности названных критериев.

В любом случае, поводом для проведения выездной налоговой проверки может стать предположение налоговых органов о нарушении налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

В ходе проведения выездной проверки данное предположение подтверждается или опровергается.

Как указано в совместном Письме Минфина РФ и ФНС РФ от 31 июля 2007 г. № 06-1-04/505 факт назначения и проведения выездной налоговой проверки у конкретного лица, не означает наличие виновно совершенного противоправного деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

Соответствие деятельности налогоплательщика предлагаемым критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий.

Подготовка и издание критериев служит лишь целям эффективного построения системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок – основной и наиболее эффективной формы налогового контроля.

Важным замечанием в данном письме является то, что налогоплательщик, соответствующий критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок. Возможность невключения в план выездных налоговых проверок зависит от прозрачности деятельности налогоплательщика, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет.

Источник: https://rosco.su/press/kogda_k_vam_mozhet_priyti_nalogovaya_proverka/

Когда к индивидуальному предпринимателю может прийти выездная проверка

Выездная налоговая проверка: когда придут?

01.09.2021 Если вы считаете, что «ипэшники никому не нужны», или, что «налоговая не станет терять время, выезжая к предпринимателям», то, к сожалению, вы глубоко заблуждаетесь. Выездная проверка удел не только юрлиц.

Налоговики с «большим удовольствием» посещают «простых» ипэшников, особенно если знают, что ехать есть зачем….

Не теряйте времени! Прочитайте статью до конца и узнаете, как проверяет налоговая ИП, какие 12 факторов риска должен знать каждый до того, как к нему навстречу двинутся инспекторы и как избежать их визита.


Незваные гости: почему налоговая выезжает к предпринимателям Как проверяет налоговая ИП: самое важное о выездной проверке «ипэшников»  Навстречу неприятностям: 12 факторов риска любого ИП  «Поймай меня, если сможешь!» Как не попасть под выездную налоговую проверку 

Незваные гости: почему налоговая выезжает к предпринимателям

В планах налоговой всегда отводится местечко для «ипэшников», а все потому что: •    Нельзя полностью освободить от проверок предпринимателей, веди они, наряду с юрлицами, допускают нарушения, «уличить» в которых возможно только при личном визите инспектора. «Преступные» схемы ИП ничем не уступают любым другим, а потому, встречи с проверяющим неизбежны.

•    Инспектор едет на предприятие только с одной целью – доначисление налогов. И в этом смысле работать с ИП, иной раз проще, чем с юридическими лицами. Например, «триошники» в сложной ситуации могут прикрыться «ограниченностью» своей ответственности, и чтобы получить что-то большее, налоговикам придется идти в суд. В делах с ИП все иначе.

Индивидуальные предприниматели изначально отвечают по долгам компании всем своим имуществом, а значит, есть все шансы взыскать доначисленные суммы в полном объеме, если продать некоторое имущество должника. Поэтому, последствия визита инспекторов для ИП может оказаться куда серьезнее, чем для юрлица.

Давайте разберемся, как именно проходит налоговая проверка индивидуальных предпринимателей.

Как проверяет налоговая ИП: самое важное о выездной проверке «ипэшников»

Процесс Группа экспертов-налоговиков выезжает к вам офис и начинает изучать документы, которые только пожелает. В случае, если у «ипэшника» вообще нет ни офиса, ни  склада, ни производственного помещения, то выездная проверка может превратиться в «гостевую», когда вы сами понесете бумаги компании в ФНС.

Однако, такая ситуация скорее исключение из правил, поскольку мелкие предприятия налоговую не интересуют. А именно у таких может не оказаться никаких помещений. Любая проверка это трата бюджетных денег, и ее результаты должны как минимум покрывать расходы, а в идеале приносить казне прибыль.

Чем меньше предприятие, тем меньше суммы, которые удастся доначислить, а с падением сумм, падает и интерес налоговой.

Сроки проведения

Стандартная проверка длится 2 месяца, но бывают исключения. Ситуации, когда все может растянуться до полугода это ИП с обособленными подразделениями, выявленные нарушения, требующие доп проверки, задержки в предоставлении документов налоговикам и форс-мажор в виде пожаров, наводнений и прочих бедствий.

Предпроверочный анализ 

Предпроверочный анализ это, в своем роде, «отборочный тур», где среди всех «ипэшников» отбирают тех, у кого точно найдут нарушения. И как показывает статистика, механизм предпроверки очень эффективен. За прошлый год налоговая выезжала с визитами 13,5 тыс. раз и только 128 случаев оказались без нарушений, во всех остальных несоответствия нашлись.  На этом этапе налоговая «сканирует» ни в чем неподозревающего предпринимателя вдоль и поперек пользуясь собственной отчетностью, данными из МВД, Росрееста, ГИБДД, сведениями коммерческих банков, таможенной службы и даже интернета. В распоряжении налоговиков несколько автоматизированных программ, которые сами оценивают степень «пригодности» ИП к выездной проверке.  Проверяют IP адреса, связь с фирмами однодневками, участие контрагентов в арбитражных делах, разрывы в уплате НДС, информацию о зарубежных счетах, жалобы бывших сотрудников и многое другое. «Кастинг» считается пройденным, если нарушения предприятия найдены,  планируемая к взысканию сумма достаточна для ФНС, а вероятность получить с ИП деньги высока. Если три фактора сошлись, то билет в «финал» для «ипэшника» обеспечен, и очень скоро проверяющие придут с личным визитом.

Узнать заранее, стоит ли бояться попасть в список визитеров можно, если вам известны факторы риска, которые интересуют налоговую. О них и поговорим далее.

Навстречу неприятностям: 12 факторов риска любого ИП 

О факторах риска индивидуального предпринимателя позаботилось государство, опубликовав список критериев для самостоятельной оценки налогоплательщиков. В приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333 написано, что эти критерии могут использоваться налоговыми органами при планировании выездных проверок.

А значит, чтобы избежать личных визитов инспектора, нужно убедиться в том, что ваше предприятие не имеет ничего общего с этими 12-ю пунктами. 1.    Налоговая нагрузка ниже среднего по отрасли или виду экономической деятельности.

Посчитать это можно разделив всю сумму налогов вашего предприятия на годовую выручку, а сравнить полученный результат с эталоном можно в Приложении 3 все того же приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333. 2.    «Убыточная» отчетность более 2-х лет подряд.  3.    Большие суммы налоговых вычетов в отчетности.

Например, если речь идет об НДС, то налоговиков заинтересуют вычеты более 89% от налоговой базы за год. 4.    Сравнение темпа роста расходов с темпом роста доходов. Простыми словами, если расходы вашего ИП возросли в 2 раза, то и доходы должна увеличиться примерно на ту же сумму.  5.

    Среднемесячная зарплата ниже, чем средний уровень по региону в данном виде экономической деятельности. Разобраться в этом вопросе налоговикам помогает Росстат, собственный ресурс nalog.ru, интернет, а иногда и жалобы бывших работников на зарплату «в конвертах» или неофициальное трудоустройство. 6.

    «Ипэшники» со специальными налоговыми режимами, которые судя по отчетности, постоянно находятся «на грани». Иными словами, если вы долгое время недотягиваете всего несколько процентов (менее 5%), чтобы из спец режима перейти в «обычный», то налоговая обязательно вами заинтересуется. 7.

    Если у ИП в отчетности сумма дохода практически равна или максимально приближена к сумме расхода. 8.    Необоснованная налоговая выгода. Подозрения возникают у налоговой, когда у «ипэшника» имеется договор или «цепочки» договоров с «перекупщиками» или посредниками, без разумных на то причин. 9.

    Если по результатам камеральной проверки к налогоплательщику были «вопросы», на которые он, без всяких причин, так и не предоставил ответ налоговой. 10.    Смена адреса местонахождения два и более раз с момента регистрации предприятия, которые повлекли за собой смену налогового органа.

Этот пункт не имеет срока давности, заинтересовать налоговиков смена адресов может гораздо позднее, чем она произошла. 11.    Отклонение уровня рентабельности предприятия от статистических значений  в той же сфере деятельности. Сравнить свои показатели с эталоном можно в приложении N 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. 12.

    Ведение деятельности с высоким налоговым риском. За таким серьезным названием скрывается наличие у компании сделок с «проблемными» контрагентами, а по-другому «фирмами-однодневками». Будьте осторожны, если у вас отсутствует какая-либо информация о партнерах.

С точки зрения налоговой вы должны знать все о тех, с кем работаете, а именно фактическое местонахождение, документальное подтверждение полномочий руководителя или представителя, сведения о регистрации в ЕГРЮЛ и даже то, как именно вы нашли данного партнера.  Если нигде не окажется рекламы или упоминания о компании, а их конкуренты широко известны, «замечены» в СМИ, и предлагают цены ниже, то это серьезный повод проверить ваше предприятие. Еще хуже, если такой контрагент выступает в роли посредника, не имеет реальных возможностей (площади, оборудование) для выполнения условий договора или договор с ним имеет нестандартные пункты, выбивающиеся из существующих правил ведения бизнеса.

Что делать, если проверив себя самостоятельно, вы нашли нарушения? И как вести бизнес, чтобы в дальнейшем избежать выездных проверок? Об этом расскажем далее!

«Поймай меня, если сможешь!» Как не попасть под выездную налоговую проверку

Суммы, за которыми «выезжает» налоговая, растут день ото дня. За последние 4 года средний размер взысканий вырос с 3 млн. руб. до 15. Попадают в эту статистику и индивидуальные предприниматели. Такие высокие показатели говорят о том, что компании для проверок отбираются налоговиками крайне эффективно.

И если с первого взгляда, кажется, что у всех найдутся какие-либо нарушения, и не попасть под проверку просто не получится, то в реальности все обстоит иначе. Выездная проверка проводится только в отношении тех ИП, кто нарушает много, часто, а иногда, и целенаправленно.

Небольшие нарушения не заинтересуют инспекторов, поскольку сумма взыскания в этом случае окажется меньше затрат, понесенных на саму проверку. Поэтому, самый лучший способ профилактики «выезда» налоговиков состоит в ведение честного бизнеса.

Следуйте законодательству, не ведите дел с подозрительными компаниями, не оставляйте вопросы налоговой без ответа и вовремя сдавайте отчетность. Эти простые правила позволят избежать личных визитов налоговой и больше никогда не интересоваться вопросом «Как проверяет налоговая ИП?».

И помните…#СХЕМЫБОЛЬШЕНЕРАБОТАЮТ.

Возврат к списку

Источник: https://rykov.pro/articles/ip_01_09/

Правительство ужесточит наказание за ведение «двойной бухгалтерии». Бухгалтерия должна быть… Выездная налоговая проверка: когда придут?

Выездная налоговая проверка: когда придут?

Новости/разъясненияВопросы НДФЛАрхиврассылки

Правительство ужесточит наказание за ведение «двойной бухгалтерии»

Выездная налоговая проверка: когда придут?

Успеть до 2021: почему нужно торопиться с ликвидацией юрлиц

Уведомление о прекращении трудового договора

В каждой шутке есть доля шутки

Правительство ужесточит наказание за ведение «двойной бухгалтерии»

Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект «О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.11 КоАП РФ об административной ответственности за грубое нарушение организациями правил ведения бухгалтерского учёта»

Санкции, установленные в настоящее время ст.15.11 (штраф от 2000 до 3000 руб.

для должностных лиц), правительство считает несоразмерными и “оказывающими сдерживающее воздействие в предотвращении грубого нарушения установленных законодательством требований к бухгалтерскому учету”.

Поправками предусматривается введение штрафов в размере от 5000 до 10 000 руб., а за повторное правонарушение – от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного до трех лет.

Одновременно дополняется состав административного правонарушения действиями, которые запрещены законодательством о бухучете – регистрация не имевших место фактов хозяйственной жизни, мнимых, притворных объектов бухучета в регистрах бухучета; ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета; составление бухотчетности не на основе данных регистров бухучета и др. Также устанавливается ответственность за отсутствие документов бухучета, подлежащих хранению в соответствии с требованиями закона о бухучете.

Кроме того, в статью 4.5 КоАП вносятся поправки, увеличивающие срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухучете с трех месяцев до двух лет со дня совершения правонарушения.

Источник: www.eg-online.ru

Выездная налоговая проверка: когда придут?

Для всех налогоплательщиков без исключения важен вопрос актуальных тенденций в отношении налоговых проверок. В сегодняшней финансовой ситуации логично выделить следующие основные моменты:

  • Совершенствование процедуры предпроверочного анализа;
  • Применение налоговиками при проведении налоговых проверок широкого спектра мероприятий налогового контроля  (допросы, экспертизы, международные запросы, запросы в банки, «встречные» налоговые проверки);
  • Четкая регламентация порядка проведения налоговых проверок;
  • Расширение полномочий налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок;
  • Использование при осуществлении налогового контроля данных, полученных в электронном виде.

В рамках данного материала мы ответим на вопрос, который приходится слышать довольно часто: по каким критериям налогоплательщики попадают в план проверок налоговых органов, как определить, когда ждать инспекторов?

Ни для кого не секрет, что на проверку налоговики выходят уже «подготовленными» – выездные налоговые проверки планируются, исходя из степени налоговых рисков и возможных объемов доначислений. Оценку налоговых рисков и возможные объемы доначислений осуществляют отделы предпроверочной подготовки.

Как известно еще в 2007 г. ФНС РФ была разработана концепция планирования ВНП  (приказ от 30 мая 2007 г.)  Определение зон риска осуществляется на основании 12 критериев, указанных в Приказе, которые налоговый орган использует при планировании выездных налоговых проверок.

При оценке этих показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.

2006 N 53. Особое внимание на данный момент уделяют последнему критерию (ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском).

Под этим критерием понимается работа с контрагентами, не выполняющими своих налоговых обязанностей (недобросовестные налогоплательщики).

На настоящий момент для контроля организации со стадии государственной регистрации и заканчивая налоговым контролем налоговые органы по-прежнему руководствуются 109 признаками неблагонадежности компаний. Организации, соответствующие указанным признакам, именуются «юридическими лицами, которых необходимо контролировать в первую очередь».

К таким признакам, как известно, относятся: «массовые» директор, учредитель, адрес регистрации, не предоставление компанией отчетности либо предоставление «нулевой» отчетности, проведение компанией финансово-хозяйственные операции, нехарактерные для зарегистрированных видов деятельности по ОКВЭД, и т.п.

В начале 2014 г. ФНС обнародовала новые критерии для назначения выездных проверок – была введена некая бальная система оценки показателей в отношении показателей деятельности компании в разрезе отдельный налогов (приведены ниже).

2 баллаВнереализационные расходы составляют значительный процент от выручки
Стоимость экспорта в таможенной декларации больше выручки в бухгалтерской отчетности
Сумма сделок по электронным книгам покупок и продаж и другим внешним источникам превышает выручку
Компания продала недвижимость, но не подала декларацию или подала нулевую
Налоговая нагрузка уменьшается, а выручка растет
Компания сдала нулевую отчетность, хотя известно, что она совершала сделки с недвижимостью, транспортом, занималась реализацией алкоголя, импортом или экспортом.
1 баллВнереализационные расходы растут быстрее, чем выручка
Сумма реализации товаров в декларации по прибыли выше, чем в бухгалтерской отчетности
Компания продала транспорт, но в декларации доход не отразила
Компания регулярно сдает декларации к уменьшению
Стоимость основных средств растет быстрее выручки
Суммы займов и кредитов больше выручки
Несдача деклараций или нулевая отчетность при зарегистрированной кассе.
Расходы растут быстрее доходов.
2 баллаВыручка в бухгалтерской отчетности выше, чем в декларации по НДС. Разница превышает сумму дебиторской задолженности
Сумма сделок по электронным книгам покупок и продаж и другим внешним источникам превышает выручку
Налоговая нагрузка уменьшается, а выручка растет
Компания сдала нулевую отчетность, хотя известно, что она совершала сделки с недвижимостью, транспортом, занималась реализацией алкоголя, импортом или экспортом
Несоответствие прироста выручки приросту основных средств
Дебиторка превышает выручку
1 баллНДС, уплаченный таможне, превышает сумму в декларации по НДС
Арендная плата, с которой начислен НДС в декларации налогового агента, превышает арендную плату по данным Комитета по имуществу
Компания продала транспорт, но в декларации не отразила выручку
Полученные авансы в декларации по НДС меньше кредиторки в бухгалтерской отчетности
Крупные вычеты по НДС относительно суммы налога к уплате
Несдача деклараций (нулевая отчетность) при наличии кассы
Суммы займов и кредитов больше выручки
Компания заявила при отгрузке вычет в большей сумме, чем заплатила с аванса
0,5 баллаВ декларации машин у компании меньше, чем по данным ГИБДД
Компания сдала нулевую отчетность, хотя известно, что она совершала сделки с транспортом
0,2 баллаПо данным ГИБДД, у компании есть транспорт, но она не отчиталась по налогу на имущество
У компании были сделки с недвижимостью, но она не подала декларацию по налогу на имущество или подала нулевую
Компания сдала нулевую отчетность, хотя известно, что она совершала сделки с недвижимостью или транспортом

Очевидно, что компании, которые набрали наибольшее количество баллов, рискуют попасть под выездную налоговую проверку в первую очередь.

Безусловно, важны и такие показатели, как доля налоговых вычетов по НДС и размер налоговой нагрузки налогоплательщика.

И если в отношении первого показателя предусматривается единый порог в определенном регионе (субъекте РФ) (так, на 01.05.2015 г. доля вычетов по НДС для налогоплательщиков, зарегистрированных на территории г. Москвы, не должна превышать 89,4%), то второй устанавливается дифференцированно для определенных отраслей и видов деятельности.

Следует отметить, что ведение деятельности с учетом приведенных критериев отбора далеко не всегда гарантирует налогоплательщику отсутствие внимания со стороны налоговых органов. Соответственно, грамотное поведение во время проведения налоговой проверки будет способствовать разрешению возможных вопросов уже на данной стадии. 

Инна Бацылева, руководитель налоговой практики «КСК групп»

Источник: www.kskgroup.ru

Успеть до 2021: почему нужно торопиться с ликвидацией юрлиц

С 2021 года в России в значительной степени усложнится порядок ликвидации юридических лиц. Данные поправки были предусмотрены Федеральным законом № 67-ФЗ от 30.03.2015 г.

Так, с нового года подать публикацию о ликвидации можно будет только после уведомления налоговой, а саму ликвидацию нельзя будет завершить, если начата выездная налоговая проверка. Также начнет применяться комплекс других нововведений:

  • с 1 января 2021 года, в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, инспектор вправе приостановить регистрацию на месяц.
  • с 1 января 2021 года смена адреса будет осуществляться в два этапа: 1) принятие решения об изменении места нахождения, 2) по истечению двадцати дней — регистрация смены адреса. Следовательно, у налоговой будет 20 дней, чтобы проверить, не является ли данный переезд фиктивным.
  • с 1 января 2021 налоговая может внести запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, как по заявлению физического лица (например, о его непричастности к данной компании), так и самим регистрирующим органом без каких-либо заявлений.

При этом за предоставление ложных сведений в ЕГРЮЛ уже действует административная ответственность в виде штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. Кроме того, с 30 марта 2015 года действует уголовная ответственность за любое внесение сведений о подставных лицах в ЕГРЮЛ.

“Сейчас у налоговой не всегда хватает времени и ресурсов на выявление ошибок в документах, но с 1 января 2021 года, когда сроки рассмотрения документов будут увеличены, любое малейшее несоответствие может повлечь за собой серьезные последствия: от штрафов до уголовной ответственности”, – пояснила Клерк.Ру партнер по корпоративной практике юридического агентства “ЮС КОГЕНС” Вероника Щетинина.

Источник: www.klerk.ru

Уведомление о прекращении трудового договора

«У работника заканчивается срок трудового договора. Мы должны уведомить его об истечении срока трудового договора за 3 дня. А что писать в уведомлении?»

О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Это предписание ч. 1 ст. 79 Трудового кодекса РФ. 

Обратите внимание – закон обязывает предупреждать именно о предстоящем увольнении, а не о том, что срок договора истекает. 

Некоторые пишут в уведомлении о том, что срок договора истекает, но забывают указать, что в связи с этим трудовой договор будет прекращен, а затем увольняют работника. Такая ошибка чревата возникновением судебного спора о восстановлении уволенного работника на работе, и соответственно проигрышем работодателя.

Текст уведомления может быть таким:

Уведомление о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия (фрагмент, текстовая часть). Образец

Источник: http://uchet-service.ru/buhvip137

Должна ли ИФНС предупреждать о проверке?

Выездная налоговая проверка: когда придут?

Статья налогового адвоката Тылика Павла

Сначала о том, что пишет о себе сама ФНС: «В июне 2021 года Федеральная налоговая служба опубликовала статистику по выездным налоговым проверкам (ВНП) за первый квартал года: их число в федеральном масштабе снизилось на 26%, всего было проведено 4100 ВНП. Такое снижение – результат целенаправленной политики Правительства, выполняющего поручение В.В. Путина «перестать кошмарить бизнес».

Снижение числа проверок – это в принципе хорошо для бизнеса, но всё равно никто не застрахован от визита непрошенных гостей и нежелательных последствий проверки.

Критерии выбора компании, в которой будет проводиться выездная проверка

Ложка дегтя: снижение количества ВНП компенсируется результативностью самих налоговых проверок в части доначислений, а так же обеспечением реальности взыскания доначисленного с руководителей и учредителей бизнеса. Это первое.

Второе. Снижение ВНП компенсируется так же результативностью проведенных камеральных проверок и давления на бизнес на разного рода административных комиссиях в части «уберите это из затрат, иначе мы идем к вам».

Как получается, что ВНП нагрянула именно к вам, ведь в стране ведут хозяйственную деятельность сотни тысяч компаний, индивидуальных предпринимателей?

Самое важное о выездных налоговых проверках

Эффективность выездной проверки обусловлена фактором внезапности. Предполагается, что проверяемая компания не сможет предпринять никаких шагов по сокрытию налоговых правонарушений ‒ на это не будет времени. Что нужно знать о ВНП и её отличиях от плановой камеральной?

  • Вас не поставят в известность о её начале (письмо ФНС России от 10 марта 2021 г. № ЕД-4-2/3936@), поскольку срок для вручения извещения с решением о ВНП не установлен.
  • Проверка проводится по месту нахождения компании, сотрудникам ФНС нужно выделить рабочее место. Только если это технически невозможно, налоговики перемещаются в «родной» офис налоговой, но это бывает редко.
  • Проверке подлежит трехлетний период, предшествующий году ВНП.
  • Налоговики могут проверить тотально всю финансово-хозяйственную документацию компании (сплошная проверка, Ст. 93 НК) либо заинтересоваться только уплатой НДС или другого отдельного налога (тематическая).
  • У сотрудников налоговой при ВНП есть широкие полномочия. Они вправе инициировать инвентаризацию, провести досмотр любых служебных и хозяйственных помещений компании, навестить филиалы, провести выемку и экспертизу документов, допросить руководство и персонал компании, даже свидетелей «со стороны», назначить встречную проверку.

Основная задача ВНП ‒ контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, выявление нарушений. Объект пристального внимания – налогооблагаемая база, «серые» схемы ухода от налогов, ошибки и небрежности в первичных документах, умышленные или случайные.

Выездная налоговая проверка в 2021: список особенностей

Основания для ВНП изложены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ и приложениях к нему. Есть Концепция системы планирования ВНП, с которой можно ознакомиться на сайте ФНС. Как всё работает пошагово?

Основания для выездной проверки

Субъектов хозяйствования в России – сотни тысяч, их отчетность занимает терабайты данных и горы бумаги. Понятно, что «вручную» проанализировать такой объем данных даже теоретически невозможно.

В дело вступают программные комплексы, основанные на системе оценки рисков. Широко известны «ВНП-Отбор», АСК «НДС-2», ПК «ВАИ», АИС «Налог 3», ПИК «Однодневка», возможно, есть неизвестные широкой публике программные комплексы.

Их задача – автоматический анализ данных по ряду критериев и выявление связей между контрагентами.

Критериев, по которым проводится оценка – десятки, сопоставляются большие массивы данных по налогоплательщику и его контрагентам, поскольку они также есть в базе.

Например, очень легко машинными средствами обнаруживаются налоговые разрывы (особенно – НДС) в цепочке контрагентов, резкие колебания кредиторской или дебиторской задолженности, дисбаланс между масштабом хозяйственной деятельности и суммами уплаченных налогов.

https://www.youtube.com/watch?v=arHlXFxrgxw

Программные комплексы в автоматическом режиме ставят «черные метки» и присваивают потенциальному кандидату на ВНП некое число баллов, отражающее количество выявленных несоответствий с учетом «веса» критерия. По итоговому количеству баллов оценивается уровень риска ‒ низкий, средний или высокий.

Организации с высокими баллами автоматически подпадают под пристальное внимание налоговиков. Результат компьютерного анализа потенциальных кандидатов для ВНП – всего лишь многостраничный список, в котором может оказаться и ваша компания.

Совсем необязательно, что все без исключения «подозрительные» организации из списка будут проверены: сами налоговики утверждают, что действует выборочный принцип. Что дальше?

Как созревает решение о проведении выездной налоговой проверки

Информация о «подозрительных» субъектах хозяйствования с высокими рисками попадает на стол к налоговому инспектору. Фактически инспектор формирует досье компании, собирает информацию, анализирует состав учредителей, движение денег по счетам, взаимоотношение компании с контрагентами.

Здесь также используются программные комплексы (например, СПАРК), но много данных попадает в «досье» из открытых источников.

Инспектор с помощью банальной поисковой системы быстро получит публичные данные о деятельности компании, а они иногда могут оказаться очень интересными! Многие бизнесмены на страницах СМИ или популярных сайтов чрезмерно хвастливы и не следят за языком, раскрывают в интервью сведения о прибылях и достижениях компании, а налогов-то уплачено три копейки…

Если ранее компания проходила камеральную или выездную проверку, оцениваются их результаты. Инспектор вправе запросить данные из банков по расчетным счетам (включая ранее закрытые), особенно если дело касается операций с наличностью.

Имущество учредителей и руководства компании, членов их семей становиться объектом для пристального изучения. Инспектор вправе обратиться с запросом в Росреестр или ГИБДД. Часто владельцы бизнеса или члены их семей в социальных сетях демонстрируют уровень потребления, явно несоответствующий доходам. Это сразу же наводит на размышления…

Да, фактически инспектор – это налоговый Шерлок Холмс с широкими полномочиями и поддержкой могучей фискальной системы государства.

Выводы предпроверочного анализа и принятие решения

Инспектор на основе произведенной аналитической работы делает письменное заключение (копия сохраняется в электронном виде навсегда). Фактически это досье с выводами, заключение состоит из 6 глав, начиная с формальных, основных сведений о налогоплательщике. Самая важная часть – выводы. Они выглядят примерно так:

  1. Рекомендуется проведение ВНП.
  2. Если все подозрения подтвердятся, можно взыскать минимум ХХХ рублей неуплаченных налогов в бюджет и пеней.
  3. Предлагается дополнительно запросить такие-то документы, дополнительно провести анализ хозяйственной деятельности таких-то контрагентов.
  4. В рамках выездной налоговой проверки требуется провести следующие мероприятия (…). Иногда это проверка удаленных подразделений, инвентаризация товарных остатков или допрос ключевых свидетелей – зависит от обстоятельств.

Забавно, но не последнюю роль для принятия решения о ВНП играет величина доначислений по налогам, которую можно взыскать. Налоговики не признаются, что у них есть свой финансовый план по взысканию недоимок, но и не отрицают этого факта.

Ходят слухи, что в Москве сумма взысканных налогов, пеней и штрафов на одну проверяемую по ВНП организацию составляет минимум 10-11 миллионов рублей – такой показатель якобы доведён до налоговой сверху.

Людских ресурсов у ФНС на всех не хватит, поэтому они придут туда, где можно «взять» поболее.

Упомянутые в начале этой статье данные о снижении числа выездных проверок в 2021 году, как выясняется, с лихвой компенсируется ростом взысканных налогов: это означает, что ФМС стала работать точней, эффективней и нацелена на максимально возможное пополнение госбюджета, испытывающего сейчас определенные проблемы.

Кстати, еще на этапе предпроверочного анализа налоговиками проверяется, есть ли у компании достаточно денежных средств, а у учредителей – имущества, чтобы покрыть доначисленные налоги.

Если нет, то зачем тогда тратить своё время? Инструментов у ФНС достаточно: поскольку их более интересует крупный бизнес, размер ухода от налогов практически всегда тянет на уголовную статью о неуплате налогов (198-199 УК РФ), поэтому налоговики охотно привлекают к своим мероприятиям правоохранительные органы, работают «в паре».

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимает только начальник территориального отделения ФНС, он же назначает ответственных лиц и срок начала проверки. Конечно же, никакого уведомления проверяемой компании не посылается: инспекторы приходят внезапно, на руках – официальное решение о проведении ВНП.

Налоговая инспекция обязана предупредить о выездной проверке?

Начнем с ответа на второй вопрос: у налоговиков нет обязанности предупреждать вас о проведении ВНП вашей компании.

Не станем мы рассматривать и вариант «своего человека» в налоговой: фактически, он пойдет на должностное преступление, если проинформирует вас о грядущей ВНП. В большинстве случаев узнать о предстоящем визите налоговиков нельзя.

Но есть способы, указывающие на высокую вероятность таковой. Какие?

  • Внутренний аудит: критерии самоконтроля указаны в Приказе ФМС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012).
  • «Трясут» ваших контрагентов. Значит, клубочек может размотаться и привести к вам, риски возрастают. Как об этом узнать? Можно непосредственно от контрагента, если у вас с ним сложились доверительные отношения. Второй вариант – если та же ФМС или правоохранительные органы посылает вам заурядный запрос касательно ваших операций с контрагентом.
  • Если сложились хорошие отношения с персоналом обслуживающего вас банка, можно получить у них информацию о том, что ФНС запросило информацию по вашей компании, причем выписки по счетам за несколько лет. Эта информация не является инсайдерской – сотрудник банка ничего не нарушает.
  • Если у вас есть недобросовестные конкуренты, неразборчивые в средствах – будьте бдительны! Случаи, когда «сдают» налоговой конкурентов – далеко не редкость.

Очень важно понимать, что если к вам пришла ВНП, то с 99,9% вероятностью они найдут то, что искали: ведь было потрачено немало сил, чтобы выявить теневые стороны вашего бизнеса.

Фактически всё уже открыто налоговикам, им остается подтвердить и доказать факты.

У вас остается возможность при помощи квалифицированных юристов защитить то, что можно защитить, как последняя возможность – оспорить результат ВНП, подать апелляцию.

Но лучше всего вести бизнес так, чтобы заведомо не попадать «под колпак ФМС», грамотно оптимизироваться, в полном объеме и своевременно уплачивать все налоги, не изобретать изощренных серых схем по минимизации налогообложения.

Закон надо соблюдать, даже если вы убеждены в его несовершенстве.

О критериях выбора жертвы на проведение выездной налоговой проверки вы можете почитать в другой моей статье: «Как узнать о проведении выездной налоговой проверки заранее».

На эту тему вы можете посмотреть мое видео «Планирование выездной налоговой проверки. Критерии»:

Источник: https://nalog-blog.ru/vyezdnaya/dolzhna-li-ifns-preduprezhdat-o-proverke/

Заранее узнать о выездной проверке

Выездная налоговая проверка: когда придут?

У налоговой разные проверки, нас интересуют две — камеральная и выездная. Цель проверок одинаковая: убедиться, что компания платит столько налогов, сколько надо. А если недоплачивает, потребовать недостающую сумму.

Камеральная проверка. Налоговая проводит камеральную проверку без посещения компании. Для проверки налоговики изучают декларации и запрашивают пояснения, если какой-то пункт вызывает вопросы.

Камеральная проверка — 88-я статья Налогового кодекса

Для камеральной проверки не надо получать разрешение, налоговая вправе проверять декларации любой компании. Зато есть ограничение: налоговая может запрашивать пояснения только по конкретной декларации. Компания сдает декларацию за третий квартал, значит, вопросы — по сделкам за третий квартал.

Скан запроса налоговой в рамках камеральной проверки

Камеральная проверка — 89-я статья Налогового кодекса

Выездная проверка. Выездная проверка может проходить в офисе компании или в инспекции, но обычно инспекторы приходят в офис. Инспекторы запрашивают документы, осматривают помещения, разговаривают с сотрудниками.

Задача налоговиков — разобраться на месте. Например, компания по документам покупает щебень, при этом нет склада, сотрудников, транспорта для перевозки. Возможно, закупки фиктивные.

Налоговая не вправе просто так приехать, сначала она должна собрать доказательства в пользу подозрений на недоплату налогов, составить план проверок на следующий квартал и согласовать его с вышестоящим налоговым органом, его официальное название — Управление ФНС России по соответствующему субъекту.

Должна ли налоговая предупреждать о проверке

Нет закона, который обязывает налоговую предупреждать о своем приезде, поэтому потребовать предупреждения не получится.

На практике компании обычно узнают о проверке. Это происходит, когда налоговая вызывает компанию, чтобы вручить решение о назначении проверки. Для вызова компании у налоговой есть уведомление.

Решение о проверке — официальный документ. Смысл: такая-то налоговая назначает выездную проверку такой-то компании.

Скан решения о выездной проверке

Проблема с уведомлением — в сроках. По опыту, компания получает его за неделю до начала выездной проверки, а это слишком мало, чтобы успеть подготовиться.

О выездной проверке можно узнать раньше. Есть косвенные признаки, которые помогают понять, что компания заинтересовала налоговую. Если компания нашла один из признаков, у нее от трех до шести месяцев на подготовку к выездной проверке.

Запрос о сделках за три года

Налоговая не приходит в компанию наобум, сначала она выясняет, есть ли повод для выездной проверки. В этом помогает предпроверочный анализ.

Предпроверочный анализ — официальное название процесса, когда инспекторы собирают досье на компанию. В него входит всё, что налоговая поняла из документов. Например:

  • какую отчетность сдавала компания и какие ошибки находили инспекторы;
  • сколько платила налогов и сколько платят конкуренты;
  • какие товары закупала, у кого, в каком объеме и за сколько;
  • от кого получала деньги, сколько и за что;
  • численность сотрудников;
  • банковские счета;
  • какой транспорт покупала и были ли штрафы от ГИБДД;
  • есть ли среди партнеров однодневки;
  • были ли штрафы от ГИБДД;
  • список аффилированных и взаимозависимых лиц. Например, муж — директор в одной компании, жена — в другой. При этом компании друг у друга покупают товары.

Налоговая собирает информацию из открытых источников, сведений от других госорганов, например от ГАИ или ЗАГСа. А еще запрашивает сведения у компании.

Чтобы понять, что это за запрос, надо посмотреть обоснование. Если налоговая запрашивает документы в ходе камеральной проверки, она так и пишет: обоснование для запроса — камеральная проверка.

Если речь о предпроверочном анализе, налоговая чаще всего ссылается на статью 93.1 Налогового кодекса. Особенность запроса — вопросы о сделках за два-три года.

Скан запроса налоговой в рамках предпроверочного анализа

Что такое взаимозависимые компании и за что штрафует налоговая

В запросе обращайте внимание, о чем спрашивает налоговая. Это помогает понять, что вызвало подозрение.

Налоговая запросила у компании «Ягодная поляна» анализ своих цен и конкурентов. «Поляна» отправила.

Оказывается, налоговая так искала подтверждение, что «Поляна» занижала цены конкретному клиенту. Потому что этот клиент — бизнес жены владельца «Ягодной поляны», и низкие цены — способ сократить налоговую базу и меньше платить налогов.

Как отвечать на запросы налоговой — тема отдельной статьи. Пока запомните вот что: если видите запрос о сделках за несколько лет и этот запрос вне рамок проверок — значит, налоговая скоро придет.

Вызов на комиссию

Налоговая вправе вызывать компанию на комиссию. Комиссия — беседа с налоговым инспектором: инспектор вызывает директора к себе, задает вопросы и фиксирует ответы.

Налоговая вызывает на комиссию, когда хочет: может после камеральной проверки, до камеральной или выездной, для предпроверочного анализа.

Когда налоговая вызовет на комиссию — письмо налоговой

У налоговой разные причины для комиссии, их описывает письмо налоговой АС-4-2/12722. Письмо перестало действовать, но причины для комиссии не изменились. Среди причин:

  • разрывы по НДС;
  • слишкам большая доля вычетов по НДС;
  • слишком мало оплаченных налогов по сравнению с компаниями;
  • компания в убытках два года подряд;
  • подозрения, что компания платит зарплату в конверте.

Как пройти зарплатную комиссию

Налоговая проводит комиссии, чтобы разобраться, почему у компании такие показатели, и убедить доплатить налоги. При этом у компании нет обязанности отвечать на вопросы или во всем соглашаться. В общем-то, можно послушать вопросы и молчать в ответ, хоть час, хоть два.

Налоговая не вправе штрафовать компанию из-за ответов на комиссии или требовать доплатить налоги сразу после комиссии. Но если ответы директора вызовут подозрения, налоговая начнет копать глубже. Как раз с помощью выездной проверки.

Комиссии — не безусловное зло, они помогают компаниям. С помощью вопросов на комиссии проще понять, что вызывает подозрение. Если вопросы об НДС — значит, надо проверить НДС: сколько компания вычитает и почему, а возможно, сразу доплатить налог. Вдруг компания успеет всё исправить, и налоговая передумает приезжать с проверкой. А если приедет, проверка пройдет спокойнее.

Проверка партнеров

Налоговая проверяет не только саму компанию, а еще ее партнеров и клиентов. Это называется встречной проверкой. Механизм такой же: налоговая запрашивает документы и сведения, а компания отвечает.

Налоговая собирает досье на магазин «Ягодная поляна». Партнер магазина — оптовик «Лукошко».

Чтобы больше узнать о «Поляне», налоговая запрашивает информацию у «Лукошка»: договоры поставок, накладные, отчеты — всё, что показывает, сколько «Поляна» закупает, как часто и на какие суммы.

Запрос помогает сопоставить сведения компаний. А то может быть такое: по документам «Поляна» купила груши на сто тысяч рублей, а по документам «Лукошка» — яблоки. А может, у «Лукошка» вообще нет документов от «Поляны», будто бы она ничего не покупала.

Есть способ понять, на кого налоговая собирает досье. Для этого посмотрите, от какого налоговой пришел запрос.

Когда налоговая запрашивает документы, она присылает требование — это официальный документ. Если налоговая присылает требование не по своей инициативе, она говорит об этом. Для этого к требованию прикладывает поручение от другой налоговой.

На примере. Вот налоговая присылает запрос на информацию. В запросе — ссылка на поручение другой налоговой:

Скан запроса налоговой для встречной проверки

А это — поручение запросить документы:

Скан поручения от одной налоговой к другой

Нет автоматического способа узнать, ведет ли налоговая встречные проверки или нет. Вариант один: дружить с бухгалтерией и директором каждого партнера и клиента. Вдруг они заметят не свой запрос и позвонят предупредить.

Запрос от полиции

Не только налоговая интересуется делами компании — полиции тоже интересно. Полиция запрашивает документы до возбуждения уголовного дела — это часть доследственной проверки, и — после.

Cкан запроса полиции

«Как пройти проверку с полицией» — статья «Дела»

По опыту, если в компанию пришел запрос — скорее всего, компания оказалась среди подозреваемых на незаконное обналичивание. Например, закупала щебень у поставщика, а поставщик оказался однодневкой. Причем не просто однодневкой, а одной из компаний, которая участвует в цепочке по выводу денег. И таких компаний в цепочке — десяток.

Если пришел запрос от полиции, время готовиться к выездной проверке. И за это время советую перепроверить своих поставщиков, клиентов — всех, кто платит вам и кому платите вы.

Скорее всего, опытный бухгалтер заметит признаки будущей проверки и расскажет директору. На всякий случай советую периодически спрашивать бухгалтера, есть ли запросы от налоговой и полиции и что в них. Это способ заранее узнать о выездной проверке и успеть подготовиться.

Источник: https://delo.modulbank.ru/all/proverka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.