+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

«Встречная» проверка физических лиц: насколько это реально

Содержание

Встречная проверка налоговой: порядок и сроки проведения, пояснительная записка

«Встречная» проверка физических лиц: насколько это реально

Каждый предприниматель, открывающий ИП или компанию, осознает необходимость уплаты многочисленных налогов, подготовки разных отчетностей и выполнения других действий. При этом ФНС постоянно будет следить за правильностью реализации тех или иных операций.

Поэтому непременно в отношении налогоплательщика будут проводиться различные виды проверок. Они могут быть камеральными или выездными, причем в ходе их проведения нередко требуется работникам ФНС запросить те или иные документы у контрагентов, для чего используется встречная проверка.

Понятие встречной налоговой проверки

Необходимость в ней обусловлена тем, что нередко у инспекторов, входящих в проверяющую комиссию, возникают дополнительные вопросы к налогоплательщикам, которые сотрудничают с проверяемыми фирмами или частными лицами.

В этом случае ФНС может запросить дополнительную документацию, чтобы найти ответы на все вопросы у этих компаний. Проведение встречной проверки разрешено исключительно в рамках выездной или камеральной процедуры.

В качестве основания для ее осуществления выступает специальное требование в письменном виде, представленное обычно сопроводительным письмом. Именно оно выставляется компаниям сотрудниками инспекции.

Выделяется много ситуаций, при которых назначается данная процедура:

  • у инспекторов возникли подозрения о том, что в фирме применяется двойная документация;
  • выявляются у компании фиктивные бумаги;
  • выясняется, что фирмой были предоставлены недостоверные сведения;
  • в отчетностях данные за разные периоды не совпадают;
  • имеются подозрения, что скрываются организацией доходы или иные факты, которые влияют на сумму налогов.

Что такое встречная проверка? myshared.ru

Важно! Даже отсутствие контракта, заключенного с другими фирмами, являющимися партнерами, а также ошибки в таком документе, может стать основанием для процедуры.

В чем заключается

Она описывается в ст. 87 НК, причем она не включается в перечень проверок, осуществляющихся ФНС.

НК РФ Статья 87. Налоговые проверки1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:1) камеральные налоговые проверки;2) выездные налоговые проверки.2. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Это обусловлено тем, что после нее не выносятся какие-либо решения, которые непременно должны выполняться компаниями или ИП. Поэтому она считается только определенным действием, которое может осуществляться инспекторами для получения нужной информации о фирме.

К основным целям этой процедуры относится:

  • определение действительности наличия определенного контрагента, с которым работает компаниям;
  • удостоверение, что все операции, совершенные фирмой, являются реальными;
  • изучение и сопоставление данных, имеющих отношение к разным финансовым операциям.

Нередко фирма не виновата в определенных ситуациях, а в этом случае вопросы могут возникнуть к контрагенту, поэтому для него оформляется выездная проверка.

Когда проводится

В ст. 93.1 НК указываются ситуации, когда осуществляется этот процесс. К ним относится:

  • при проведении выездной или камеральной проверки;
  • после завершение вышеуказанных мероприятий, когда выявляются при изучении документов разные расхождения или иные нестыковки.

Допускается, чтобы работники ФНС требовали от налогоплательщиков те или иные документы даже вне официальных мероприятий.

Какие документы требуются инспекторам

Инспекторы могут потребовать абсолютно любую документацию от контрагента, которая имеет отношение к работе проверяемой фирмы или ИП. Обычно в рамках вышеуказанного мероприятия запрашиваются документы:

  • разные договоры, составленные с другими компаниями;
  • счета-фактуры;
  • акты, на основании которых сдаются или принимаются денежные средства или имущество;
  • накладные.

Что такое встречная налоговая проверка, расскажет это видео:

Особое внимание уделяется бумагам, которые выступают в качестве доказательств возникновения тех или иных отношений и взаимодействий с другими фирмами. Если документация не касается предмета, в отношении которого проводится проверка, то ФНС не может ее потребовать.

В этом случае они должны быть переданы представителям ФНС. Обычно сюда относят книги продаж. При этом имеется определенные ограничений в отношении периода, к которому относятся эти документы.

Как осуществляется запрос

Проводится проверка налоговыми инспекторами в рамках выполнения иных схожих процедур. Для того запрашиваются разные документы, причем в ст. 93.1 НК указывается, что работники ФНС обладают возможностью потребовать любую документацию у налогоплательщика, имеющую отношению к его сотрудничеству с другими фирмами.

Весь процесс делится на этапы:

  • в отделение ФНС по месту учета компании или ИП направляется соответствующее поручение от инспекции;
  • в течение 5 дней направляется требование контрагенту;
  • в течение еще 5 дней контрагент должен дать ответ отделению ФНС.

Важно! Нередко компаниям не хватает времени для подготовки документации, а в этом случае они могут попросить инспекторов увеличить данный срок.

Какие правила безопасности

Для каждой компании встречная проверка, и другие виды данной процедуры, является стрессом и поводом для волнения. Поэтому при ее проведении учитываются некоторые меры безопасности:

  • не стоит впадать в панику при получении запроса;
  • если возникают сложности с нахождением каких-либо документов, не стоит составлять их заново, так как это является нарушением, поэтому желательно попросить больше времени у сотрудников ФНС;
  • все документы отправляются только с описью;
  • желательно консультироваться по любым вопросам с юристами;
  • если запрашиваются разные аналитические бумаги, то фирм может ответить, что аналитика ею не ведется.

Какие документы проверяются во встречной проверке? glavbukh.ru

Какие ошибки проверяющих выгодны для фирм

Перед передачей документов инспекторам следует убедиться, что они не совершили каких-либо ошибок, которые выгодно могут использоваться компанией. К ним относится:

  • запрос делается исключительно с помощью письменного требования, хотя для этого должна дополнительно присылаться копия поручения;
  • в требовании и перечне документов имеются разные данные;
  • документация требуется инспекторами безосновательно, поэтому у них нет законных причин для этого;
  • имеются трудности у проверяющих с определением, для какой именно сделки нужны бумаги от фирмы;
  • запрашиваются документы, не имеющие какого-либо отношения к взаимодействию фирмы с контрагентом;
  • требуются бумаги, которые не входят в установленные сроки;
  • нужны работникам ФНС документы, которые ранее уже фирмой отправлялись в инспекцию.

При выявлении этих нарушений со стороны инспекторов, имеется возможность доказать, что результаты проверки являются недействительными.

Какая ответственность грозит компаниям, не предоставляющим документы

Если отказывается компания передавать инспекторам в рамках встречной проверки документацию, то это по ст. 126 НК грозит фирмам начислением штрафа в размере 10 тыс. руб.При наличии смягчающих обстоятельств, прописанных в ст. 112 НК, допускается снизить размер штрафа.

НК РФ Статья 112. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.2. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.3. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.4. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

К таким обстоятельствам относится первое зафиксированное нарушение или незначительность просрочки. Также нередко требуют налоговики большое количество документов, которые просто невозможно подготовить за короткий срок.

Чем опасна встречная проверка

Фирмы не получают никаких документов о результатах процедуры. При этом отказ от предоставления документов может стать основанием для начисления значительного штрафа.

Если выясняется инспекторами, что у компании отсутствует необходимая документация, то она будет внесена в план проверок.

Нюансы встречной налоговой проверки, смотрите в этом видео:

Пояснительная записка

Эти нарушения являются наказуемыми, поэтому налогоплательщику придется понести наказание. Если он не согласен с нарушениями, то он может отправить соответствующую жалобу в ФНС. Контрагенты, которые предоставляли документы налоговикам, не получают никаких результатов.

Заключение

Таким образом, встречные проверки осуществляются в рамках изучения контрагентов компании. Они заключаются в том, что требуются только за конкретный период передать налоговикам документацию, имеющую отношение к сделкам с проверяемой организацией.

Такие действия со стороны инспекции считаются серьезными, поэтому все фирмы должны ответственно подходить к сотрудничеству с налоговиками.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Источник: https://dolg.guru/nalogi/proverki/vstrechnaya.html

Выездная и камеральная налоговая проверка ФНС

«Встречная» проверка физических лиц: насколько это реально

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: выездная и камеральная налоговая проверка фнс.

Насколько исправно организация или частный предприниматель платит налоги? Чтобы узнать это, инспекции ФНС проводит налоговую проверку.

В ходе проверки налогов инспектора смотрят различные документы в бухгалтерии компании, проверяют правильность исчисления и оплаты сборов, пересчитывают налогооблагаемую базу и сверяют ее с той, что указана в декларации по налогу.

Всего существует четыре вида таких проверок: выездная, камеральная, встречная и повторная, из которых наиболее часто применяются первые две формы. В этой статье мы расскажем, как проводится налоговая проверка и какими правами обладают ее участники – налоговики и проверяемая организация.

Выездная налоговая проверка (фактическая)

Выездные проверки налогов – это то, чего больше всего боятся организации. Во время них проверяется фактическое состояние дел и отчетности за последние три года. Выездная проверка налогов может проходить два месяца, а в исключительных случаях – четыре, а по решению вышестоящего органа этот срок может быть увеличен до полугода (пункт 6 статьи 89 НК РФ).

По каждому налогу в течении налогового периода (года) может быть не более двух налоговых проверок. Различают комплексные и выборочные, контрольные, плановые и внеплановые, встречные и повторные выездные налоговые проверки.

Решение о проведении этого мероприятия принимается руководителем налогового органа или его заместителем, только они имеют право подписи на распоряжении о назначении выездной проверки.

В ходе проведения контроля проверяющим могут быть затребованы различные документы, однако бухгалтерия обязана представить только те из них, которые положено вести по закону. Различные выборки и обобщающие справки к ним не относятся.

На практике руководители, чтобы не обострять отношения с контролером, удовлетворяют их запросы и дают задание бухгалтерам составить ту или иную справку. Здесь разумно применять здоровый компромисс: не лезть на рожон, отказывая в малейшем содействии, но и не заискивать перед проверяющими, так как обычно это свидетельствует о желании скрыть налоговые правонарушения.

Излишне бояться проверяющих не следует: по сути выездная налоговая проверка – это то же, что и аудиторская, только со штрафами.

Составление акта по результатам выездной проверки налогов

Заканчивается фактическая выездная проверка составлением справки о том, что мероприятия завершены.

После этого в течении двух месяцев инспекция ФНС составляет акт о налоговой проверке, в котором сообщается о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах либо об их отсутствии.

Копия акта вручается налогоплательщику, который в течении 15 рабочих дней имеет право представить свои возражения против данных ИФНС. По результатам и на основании акта принимается решение о привлечении организации или индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности.

Камеральные налоговые проверки (документальные)

В отличии от выездных, камеральные налоговые проверки проходят не в офисах налогоплательщиков, а в кабинетах налоговой инспекции по месту регистрации предприятия.

Согласно статье 88 НК РФ для их проведения не требуется специального распоряжения руководителя ИФНС, поводом может стать любое представление отчетности по налогам.

На проведение камеральной проверки отводится три месяца, в ходе которых налоговики сверяют данные в документах, проверяют их исчисление на соответствие нормам законодательства, обращая особое внимание на то, как в документации учтены последние изменения в законах.

Налоговики не вправе требовать от проверяемой организации каких-либо дополнительных документов кроме тех, что положено предоставить по закону.

Однако в случае неясностей проверяющие могут попросить бухгалтера предприятия дать пояснения, как получена та или иная цифра в отчетности. Такие же объяснения могут потребоваться при выявлении ошибок в налоговой декларации или расчетах по налогу.

Бухгалтер обязан дать ответ в течении пяти рабочих дней и устранить ошибку, если таковая обнаружена в ходе документальной проверки.

Возможно ли проведение повторной камеральной проверки?

Налоговый кодекс не содержит такого понятия, как повторная камеральная проверка, но не запрещает проводить ее в течении отчетного периода сколько угодно раз.

Более того, предусматривается проведение повторной проверки налогов за тот же самый период при подаче уточненной налоговой декларации. Если при этом уже шли проверочные работы, их прекращают и начинают заново.

Кроме этого, при обработке заявления о возврате налога в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. Ее срок – три месяца со дня поступления заявления налогоплательщика.

Встречная налоговая проверка при сделках

Напрямую о встречных налоговых проверках в налоговом законодательстве не говорится, предусматривая всего два вида налогового контроля – камерального (документального) и выездного (фактического). Однако в статье 93.

1 установлены правила востребования документов налогоплательщика или информации о конкретных сделках у других лиц, что, по сути, и является встречной налоговой проверкой. Ранее понятие встречной проверки было закреплено в части 1 статьи 87, сейчас это упоминание убрано.

Означает ли это, что сейчас налоговики не вправе провести встречную налоговую проверку?

Строго говоря, встречная проверка не называется налоговой, поскольку согласно налоговому законодательству последняя может быть только камеральной или выездной.

Наряду с этим встречная налоговая проверка не относится ни к той, ни к другой категории, ведь она не предназначена для контроля правильности уплаты налогов в бюджет.

Также следует иметь в виду, что встречная проверка не является самостоятельной проверкой, она является элементом, составной частью выездной или камеральной налоговой проверки.

Когда и зачем проводят встречную налоговую проверку?

Встречную налоговую проверку проводят, чтобы получить нужные документы от партнеров по сделкам проверяемого предприятия или предпринимателя. При этом проверяемой организацией считается не та, у которой истребовали документы, а та, в отношении которой проверяются сведения.

Такой вид контроля особенно часто встречается, если у налоговых органов возникают сомнения в правомерности совершения какой-нибудь сделки или если они подозревают неверное ее проведение в бухгалтерской документации.

По сути встречные проверки являются мощным механизмом выведения на чистую воду тех, кто любит занижать суммы доходов и завышать расходы, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу по прибыли. На требование о предоставление документов о сделке необходимо отреагировать в течении пяти рабочих дней.

Повторные выездные налоговые проверки

Как уже говорилось ранее, существует ограничение на проведение выездной проверки по одному и тому же налогу в течении года. Однако из этого правила существуют исключения.

Так, при подаче уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем, чем ранее заявленная, может быть проведена повторная проверка с выездом к налогоплательщику. В постановлении ВАС РФ от 16.03.

2010 N 8163/09 со ссылкой на подпункт 2 пункта 10 статьи 89 НКРФ содержится еще одно основание для вторичной фактической проверки – если в декларации по налогу на прибыль организации увеличена сумма убытков, что также ведет к уменьшению платежа в бюджет по сравнению с первоначальным.

В случае, если у вышестоящих налоговых органов есть основания полагать, что плановая выездная проверка прошла необъективно, они могут назначить повторную, внеочередную. Частенько такое решение сопровождается громкими скандалами, особенно если дело касается крупных налогоплательщиков.

Иногда повторные налоговые проверки проводятся совместно с другими федеральными органами.

Что касается внеплановых проверок, то другие ведомства (например, таможня или органы внутренних дел) при выявлении обстоятельств, требующих действий налоговой инспекции, должны в десятидневный срок направить материалы дела налоговикам, чтобы те приняли решение о проведении налоговой проверки.

Что такое совместная налоговая проверка?

Пункт 4 статьи 30 НК РФ гласит, что налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и являются частью централизованной системы.

На этом основании они наделены правом привлекать к участию в проверке по налогам другие ведомства, в том числе и силовые. Такие налоговые проверки получили название совместных, они чаще всего бывают выездными.

Если есть обоснованные подозрения, что совершается налоговое преступление, или проверяемая организация отказывается выполнять требование налоговиков о предоставлении доступа к первичным документам, могут потребоваться силовые действия.

Это может быть принудительное вскрытие сейфов и выемка документации, носителей информации, блокировка расчетного счета компании и даже задержание ответственных лиц.

Налоговый кодекс России весьма поверхностно определяет порядок взаимодействия налоговых инспекций с федеральными органами власти и процедуру проведения совместных контрольных действий. Поэтому для этих целей федеральные службы издают свои нормативные акты, дополняя тем самым положения налогового законодательства.

Совместные действия никак не ограничивают самостоятельность участников проверки в рамках своей компетенции. Координацию действий осуществляет руководитель межведомственной проверяющей группы. Акт совместной налоговой проверки подписывается всеми участвовавшими должностными лицами, а также руководителем проверяемой компании или физическим лицом.

Каждая участвовавшая сторона получает по одному экземпляру акта.

Источник: http://nalogitax.ru/nalogovye-proverki-provedenie-proverokcheck-vyezdnaya-kameralnaya-proverka.html

Встречная налоговая проверка

«Встречная» проверка физических лиц: насколько это реально

Встречная проверка или просто «встречка» — это ещё один способ контроля налоговиков за правильностью и обоснованностью представленных документов. В современной редакции Налогового кодекса России нет такого понятия, как встречная налоговая проверка.

 Отношения об истребовании документов у контрагента проверяемого лица регулируются ст. 93.1 Налогового кодекса России «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».

На основании данной статьи налоговый орган имеет право запросить при проведении проверки у контрагента проверяемого лица документы, подтверждающие фактическое совершение и содержание сделки.

Ничего страшного в Требовании  о предоставлении документов по сделке с другой компанией нет. Проверяют не вас, а вашего контрагента. Такие проверки не являются еще одним видом налоговых проверок, хотя информацию о вашей деятельности они дают.

На практике налоговый орган практически всегда при проведении камеральных (документальных) или выездных проверок запрашивает документы по сделкам у контрагентов проверяемого лица.

Основанием для проведения такого запроса  может быть не только проведение камеральной или выездной налоговой проверки, но и другая обоснованная необходимость.

Причем, законодательство не ограничивает это понятие, поэтому такой необходимостью может быть что угодно. Инспекторы это определят сами по результатам своего анализа.

Вне рамок проверки могут проконтролировать какую-то конкретную сделку, чтобы подтвердить её реальность.

Какая информация может быть запрошена?

Для получения нужной информации, налоговая инспекция  направляет «Требование о предоставлении документов (информации)». В течение 5 дней вы должны предоставить запрашиваемые  документы.

Предоставлять нужно копии, заверенные руководителем, и заверять нужно каждую копию, или в случае, если документ на нескольких листах, то сшивать, нумеровать и заверять на месте сшива на обороте последнего листа с указанием количества листов.

Также законодательство предусматривает возможность направить документы в электронном сканированном виде по ТКС (телекоммуникационным каналам связи).

Список документов,  запрашиваемых налоговым органом, законодательно не определён. Налоговиков интересует всё, чем можно подтвердить хозяйственные операции с контрагентом, в частности: договоры, приложения и спецификации к ним, накладные, акты приема – передачи, счета-фактуры.

Список документов может быть большим, особенно если у вас с контрагентом  большой товарооборот или крупный подряд, и если вы чувствуете, что в такие сжатые сроки предоставить их не успеете, то на следующий день после получения Требования отправьте в налоговый орган  письмо с указанием причины задержки и срока, который вам необходим для  подготовки и  предоставления документов. В течение 2 рабочих дней налоговый орган должен сообщить о своём решении либо  о продлении сроков либо об отказе.

В случае отсутствия у вас запрашиваемых документов, направляйте  в ответ на Требование в течение 5 дней письмо об отсутствии запрашиваемых документов в налоговый орган.

Вы и ваш контрагент можете состоять на учёте в разных налоговых инспекциях. В таком случае  налоговый орган, в котором на учёте состоит контрагент,  не может истребовать от вас информацию.  Он  посылает поручение вашему налоговому органу, который на основании этого документа направляет вам требование и копию данного поручения.

Результаты встречной проверки оформляются актом.

Правомерность встречной проверки

Прежде чем направить в налоговый орган запрашиваемые документы, проверьте,  не допущены ли в Требовании ошибки или неточности. Вот на что стоит обратить внимание:

1.     Документы могут запросить только на основании письменного требования. Кроме Требования  должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налогового органа, где зарегистрирован контрагент, в случае учёта ваших организаций в разных налоговых органах.

2.     Проверьте, чтобы  запрашиваемые сведения в поручении и  требовании совпадали. Кроме того, должна быть точно сформулирована причина запроса и она должна совпадать и в поручении и в требовании

3.     В требовании должны быть указаны конкретные документы, которые необходимы налоговому органу или указание на конкретную сделку/договор, информацию по которой нужно предоставить.

4.     Налоговый орган не вправе в рамках проверки контрагента требовать данные, которые относятся исключительно к вашей фирме, например налоговые декларации.

Вы имеете полное право не исполнять подобное требование налогового органа, только до этого еще раз убедитесь в том, что вы правильно поняли Требование, т.к.

ваш отказ может потребоваться отстаивать в суде, плюс перед этим вы заплатите штраф.

Можно ли отказать в предоставлении документов?

Из-за того что перечень документов, которые могут запросить налоговики, не регламентирован, возможны разногласия.

Вам представляется,  что запрашиваемые документы не содержат сведений о хозяйственных операциях с контрагентом, а налоговый инспектор будет утверждать обратное.

Например, могут запросить штатное расписание — так налоговики проверяют наличие взаимозависимости лиц между вашей организацией и контрагентом.

За отказ предоставить документы и за нарушение срока (5 дней) могут оштрафовать на 5 тысяч рублей. Кроме того, предусмотрена административная ответственность — наложение штрафа на должностных лиц юридического лица в сумме от 300 до 500 рублей.

Чем грозит встречная проверка

При получении Требования налогового органа, необходимо подумать,  как бы самому не попасть впросак,  предоставляя запрашиваемые документы, если в них обнаружат  расхождения с документами контрагента.

В рамках встречной проверки оштрафовать могут только за нарушение срока предоставления документов, но так просто чиновники не отстанут.

Если выявят нарушение, то налоговую проверку для вашей организации всё равно назначат и проведут, так что думайте, прежде чем слепо исполнять Требование! Обязательно созвонитесь с контрагентом и уточните у него перечень и содержание представленных им документов, постарайтесь свести риск выявления расхождений и разночтений в документах к минимуму и тогда налоговая сторона вашей деятельности будет значительно проще.

Впрочем, правило аккуратности и внимательности  подходит для всех случаев и сторон нашей многогранной жизни.

Алексей Полищук

Источник: https://juristirk.ru/stati/2013-11-21/vstrechnaya-nalogovaya-proverka

Злободневные вопросы по проверкам: разъяснения ФНС России

«Встречная» проверка физических лиц: насколько это реально

вы читаете публикацию:

  • Информация по теме
  • Рекомендуемое обучение по теме

Пархачева М. А., член Научно-экспертного Совета  при Палате налоговых консультантов России, 

руководитель Консалтинговой группы «Экон-Профи»

Размещено на Solon.su: 15 октября 2012

Федеральная налоговая служба дала разъяснения территориальным налоговым инспекциям относительно некоторых нюансов проведения налоговых проверок (письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309).

Посмотрим, что же больше всего интересует инспекторов при проведении налоговых проверок и что думает по этому поводу ФНС России. Обращаем внимание, что в данном обзоре приводится исключительно позиция Федеральной налоговой службы, которой будут руководствоваться налоговые органы при проведении проверок.

Прекращение деятельности: организацию проверит нельзя, а предпринимателя можно

При ликвидации организации выездная налоговая проверка может быть проведена до момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования юридического лица, при этом можно проверить три предшествующих года. С момента ликвидации организации ее обязанности по уплате налогов прекращаются (п. 4 ст. 44 НК РФ).

При этом прекращение деятельности организации в результате реорганизации – совсем другое дело, в этом случае налоговики будут проводить проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юридического лица, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении указанной налоговой проверки.

В отношении индивидуального предпринимателя, прекратившего свою деятельность, ситуация иная: утрата статуса предпринимателя (и внесение соответствующей записи в ЕГРИП) не предусмотрена законом в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога. Иными словами физическое лицо как налогоплательщик может быть проверено в течении трех лет до даты принятия решения о проверки вне зависимости от того, обладало или нет оно статусом предпринимателя в проверяемый период.

Вас интересует аренда зала для проведения тренинга москва чистые пруды? Мы можем предложить её вам по выгодной цене!

Налоговики отмечают, что НК РФ не предусматривает напрямую способа извещения физического лица о начале проверки, но рекомендуют знакомить его с решением налогового органа о проведении выездной налоговой проверки стандартными путями: лично под роспись или иным способом (например, путем направления указанного решения по почте заказным письмом с уведомлением о вручении).

Как рассчитать сроки для «камералки»?

Как известно, камеральная налоговая проверка проводится на основе представленной налоговой декларации в течение трех месяцев со дня ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ). Инспекторы задаются вопросом, когда начинает течь этот срок, если декларация направлена по почте – с момента отправки декларации налогоплательщиком или с момента ее получения налоговиками?

Федеральная налоговая служба разъясняет, что камеральная налоговая проверка налоговой декларации (расчета) не может начаться до получения налоговым органом налоговой декларации или расчета по налогу.

Поэтому начало течения трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки связано с моментом получения налоговым органом налоговой декларации.

Поэтому в акте камеральной налоговой проверки налоговые органы не обязаны указывать в нем дату начала этой проверки, соответствующую дате отправке налоговой декларации по почте.

Кто проводит выездную проверку при миграции?

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится тем налоговым органом, где налогоплательщик (организация или предприниматель) состоит на учете, т.е. в инспекции по месту нахождения или проживания. С «переездом» на новый адрес меняется инспекция, которая впредь будет заниматься налогоплательщиков и контролировать его деятельность.

При изменении адреса местонахождения организации или смене жительства предпринимателя они подают соответствующее заявление, на основании которого вносятся изменения в ЕГРЮЛ (организации) или ЕГРИП (индивидуальные предприниматели), при этом их дела передаются из одной инспекции в другую, а налогоплательщикам выдается соответствующее уведомление.

Налогоплательщик считается снятым с учета в одном налоговом органе и поставленным на учет в другом не с даты подачи заявления или фактической смены местонахождения либо получения уведомления об этом, а с даты внесения изменений в реестр, даже если физически этот процесс затягивается. Выездную налоговую проверку до этой даты назначает «старая» инспекция, после – «новая».

В частности, в отношении индивидуального предпринимателя эта позиция подкреплена определением ВАС РФ от 09.04.2012 № ВАС-3753/12.

Можно ли допросить работников во время приостановки проверки?

Как известно, во время приостановления выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, а также – любые действия на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Налоговики считают, что прямого запрета на проведение иных мероприятий налогового контроля нет, а потому в период приостановления проведения выездной налоговой проверки они вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа, включая и работников налогоплательщика.

Но есть и хорошая новость – ФНС России считает, что при проведении допроса может участвовать представитель налогоплательщика.

Нюансы истребования документов

Налоговики прояснили некоторые моменты истребования документов в ходе выездной и камеральной налоговых проверок.

Так, налогоплательщикам при передаче истребованных документов в инспекцию разрешено заверять не каждый лист многостраничного документа, а прошивать документ и заверять его в целом. В этом случае необходимо учитывать толщину пачки и материал прошития ее (шпагат, бечевка и т.д.), а также:

  • обеспечить возможность свободного чтения текста документа, всех дат, виз, резолюций и т.д. и т.п.;
  • исключить возможность механического разрушения (расшития) пачки при изучении копии документа;
  • обеспечить возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке современной копировальной техникой (в случае необходимости представления копии документа в суд);
  • осуществить последовательную нумерацию всех листов в пачке и при заверении указать общее количество листов в пачке.

Наконец-то ФНС России признала, что нельзя истребовать у налогоплательщиков документы, не связанные с исчислением налогов, в частности отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами.

В очередной раз Федеральная налоговая служба пояснила, что можно истребовать документы не только у налогоплательщика, но и у работника организации в порядке «встречной» проверки (ст. 93.1 НК РФ) и погрозила санкциями в случае неисполнения требования. Данная позиция налоговиков была подробно рассмотрена в статье «Встречная» проверка физических лиц: насколько это реально».

Еще один вопрос касался истребования документов от контрагентов налогоплательщика после окончания проверки. Сначала ФНС России пояснила, что вообще-то для истребования таких документов надо назначать дополнительные мероприятия налогового контроля.

Но тут же развязала руки инспекторам, разъяснив, что получить истребовать документы от контрагентов можно и вне рамок проверки, если возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Если же налоговый орган обладает какой-либо информацией, полученной вне рамок конкретной проверки, ее можно использовать ее в рамках любой другой налоговой проверки.

Еще раз налоговикам напомнили, что при камеральной проверке нельзя истребовать дополнительные сведения и документы, если это не предусмотрено законом (ст. 88 НК РФ), или если их необходимо представить вместе с декларацией.

В частности, можно истребовать документы, подтверждающие налоговые вычеты по НДС, если в декларации заявлено право на возмещение налога, а также в случаях, когда налоговый орган выявил ошибки и иные противоречия в представленной налоговой декларации (в том числе сведениям, имеющимся в инспекции).

Без наличия указанных основания нельзя требовать у индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы», копии всей «первички».

Специально для банков, которые обязаны предоставлять ряд сведений по запросам налоговых органов в электронном виде в короткие сроки, было разъяснено, что делать при отсутствии технической возможности передать истребуемые документы или информацию (например, в связи со сбоем в программном обеспечении).

Сначала налоговая служба отметила, что «бумажные» ответы не заменяют ответов в электронном виде, поскольку законодательство этого не предусматривает. Потом погрозила, что налоговики будут разбираться в степени вины банка в каждом конкретном случае.

А напоследок порекомендовала незамедлительно сообщать в налоговый орган о таком факте и о причинах задержки, и все же представить соответствующее сообщение на бумажном носителе.

Оформление актов и справок

По окончании выездной налоговой проверки налогоплательщику выдается соответствующая справка, а результаты проверки отражаются в акте. При этом в нем, по мнению налоговиков, не обязательно давать подстрочные пояснения (разъясняющие положения в скобках), поскольку это не предусмотрено законом.

Если после окончания проверки назначаются дополнительные мероприятия налогового контроля, по их окончании не предусмотрено ни составление справки, ни оформление акта, главное – ознакомить налогоплательщика с результатами таких мероприятий (протоколами допроса свидетелей, заключением эксперта и т.п.).

Как правильно рассмотреть материалы проверки?

Все результаты контрольных мероприятий в ходе проведения как непосредственно выездной налоговой проверки, так и дополнительных мероприятий налогового контроля (при их назначении), рассматриваются инспекцией совместно с налогоплательщиком, а по итогам рассмотрения принимается соответствующее решение.

При этом налогоплательщику дается время на изучение акта проверки и составление письменных возражений по ним (в общем случае – 15 рабочих дней согласно п. 6 ст. 100 НК РФ), которые налоговый орган принимает во внимание в процессе рассмотрения материалов проверки.

Если проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля, налогоплательщик также имеет право ознакомиться с ними и представить свои возражения.

При этом НК РФ не устанавливает специальных сроков ни для ознакомления, ни для подготовки проверяемым лицом письменных возражений по результатам допмероприятий.

Поэтому ФНС России рекомендует инспекциям определяться со сроками «с учетом фактических обстоятельств, включая количество указанных материалов и их объем».

В то же время Федеральная налоговая служба полагает, что в крайнем случае (видимо в отсутствие каких-либо значимых результатов) можно ознакомить налогоплательщика с результатами допмероприятий непосредственно на заседании и выслушать его устные пояснения.

От себя добавим, что ознакомление с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля только при рассмотрении материалов проверки или непосредственно перед ним, дает право налогоплательщику заявить письменное ходатайство (заявление) о переносе срока заседания для обеспечения возможности досконально ознакомиться с материалами и дать письменные пояснения.

Заявить о переносе срока можно и по другим причинам. В частности, инспекциям рекомендуется переносить сроки рассмотрения материалов проверки, если поступило заявление, что руководитель болен.

Однако при этом налоговикам надо обращать внимание на пресекательные сроки для принятия решения с учетом возможного продления (10 рабочих дней после истечения срока на представление письменных возражений плюс один месяц согласно п. 1 ст. 101 НК РФ).

Заблокировать счет можно сразу после принятия решения

ФНС России еще раз подтвердила, что принять обеспечительные меры, в частности, приостановить операции по счетам провинившегося налогоплательщика или наложить арест на имущество налогоплательщика и запретить его продажу, можно сразу после вынесения решения по итогам проверки, не дожидаясь его вступления в силу (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Рекомендуем ознакомится со следующими программами обучения

Источник: http://www.solon.su/2012-10-15-obzor-3/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.