+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Важные изменения в правилах сноса самовольных построек

Содержание

Самозастрой и его легализация

Важные изменения в правилах сноса самовольных построек

К самовольному строительству застройщики прибегают по разным причинам и проблему права собственности на такую постройку они решают с учетом действующих правовых основ. Рынок недвижимости со временем побуждает власть вносить изменения в законодательство, регулирующее эту отрасль хозяйственной деятельности страны.

3 августа 2021 года Президентом РФ подписан закон № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона „О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“».

Этим законом внесены изменения, в том числе в ст. 222 ГК РФ «Самовольная постройка», в которой уточнены правовой режим самовольных построек и внесены новеллы, которых не было в прежней редакции законодательства.

1.Важным является изменение, когда наряду со сносом самовольных построек, становится возможным приведение их в соответствие с правилами застройки и землепользования.

2.Новым является положение, когда при отсутствии сведений о лице, построившем самовольную постройку, снос или приведение ее в соответствие с правилами производится лицом, владеющим земельным участком на праве собственности или ином праве.

3.По новому закону теперь уже не является самовольной постройкой строение, возведенное с нарушением установленных ограничений использования земельного участка, если собственник не знал и не мог знать о таких ограничениях.

4.Решение о сносе или о приведении постройки в соответствие с правилами принимается судом или органами местного самоуправления. Но муниципалитет может принять такое решение, только если постройка расположена на земельном участке:

— в отношении которого нет правоустанавливающих документов, либо, если вид разрешенного участка не допускает строительство объекта и только при условии расположении такого участка в границах территории общего пользования;

— вид разрешенного использования, которого не допускает возведения объекта и данный объект расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, на которой запрещено строительство.

5.Самовольная постройка подлежит сносу за счет застройщика, либо постройка подлежит приведению в соответствие с действующими правилами застройщиком или владельцем земельного участка, на котором она расположена.

6.В судебном порядке, при наличии соответствующих обстоятельств, самовольная постройка может быть признана собственностью застройщика — собственника участка.

Во всех случаях решения вопроса в судебном или в административном порядке признаками самовольного строительства являются нарушения. Это несоблюдение земельного законодательства, градостроительных, строительных, архитектурных норм и правил. Которые были установленных на момент начала возведения и действующих на дату выявления нарушения.

Если же решение требует устранения недостатков незаконного объекта или приведение его в соответствие с действующими правилами, то несоблюдение указанных земельных и градостроительных норм и правил влечет и применение административного наказания.

Исключения из правил

Но при этом, согласно указанному выше закону № 339-ФЗ теперь запрещено сносить все самовольные постройки индивидуальных жилых домов, когда:

  • права на эти объекты, жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 1 сентября 2021 года;
  • параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, жилых домов, жилых строений, установленным федеральным законом;
  • эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений.

Легализация самовольной постройки

Действующее российское законодательство предусматривает два способа легализации самовольно возведенной постройки:

  • в административном порядке
  • в судебном порядке

Административный порядок легализации

Административный порядок возможен только для самовольных построек, не нуждающихся в официальном вводе в эксплуатацию.

Примером административного порядка признания прав на самовольную постройку является так называемая «дачная амнистия», предусмотренная законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке…». Для его применения достаточно:

  • заявления на госрегистрацию прав
  • правоустанавливающего документа на землю
  • технического плана строения

При этом, согласно Градостроительного кодекса РФ, получать разрешение на строительство не требуется.

Судебный порядок легализации

Судебный порядок признания прав на самовольную постройку используется в случаях предусмотренных законом, либо в случае гражданского спора о праве и при наследовании самозастроя.

В судебном порядке признание права собственности на самовольную постройку производится в порядке искового производства.

Споры о признании права собственности на самовольную постройку для физических лиц подведомственны судам общей юрисдикции, а для юридических — арбитражным судам.

Подсудность дел зависит от цены иска (стоимости самовольной постройки). Для физических лиц иск до 50 тыс. рублей подается мировому судье, при большей цене — в районный федеральный суд по месту нахождения самовольной постройки.

Для юридических лиц — в арбитражный суд региона, в котором находится самовольная постройка.

Особенности легализации в третейском суде

Кроме того, по желанию и выбору сторон иски по спорам о правах на самовольную постройку, подведомственные арбитражному суду или суду общей юрисдикции, могут быть рассмотрены в третейском суде независимыми арбитрами независимо от места нахождения арбитров или самовольной постройки.

Внимание! Третейский суд вправе разрешить спор о правах на самовольную постройку в случае, если спор вытекает не из публичных, а из гражданских правоотношений спорящих сторон.

Например, истец из Севастополя может предъявить к ответчику из Брянска иск о признании права собственности на самовольную постройку ответчика, расположенную на острове Сахалин. И такой иск вправе будет рассмотреть независимый арбитр из Ростова-на-Дону, например.

Для исполнения такого третейского решения (регистрации права в Росреестре) требуется получение исполнительного листа арбитражного суда или суда общей юрисдикции. Такие исполнительные листы выдаются взыскателю по его заявлению:

  • по месту жительства или месту нахождения должника
  • либо, если его место жительства или место нахождения неизвестно, то по месту нахождения имущества должника — стороны третейского разбирательства
  • по соглашению сторон третейского разбирательства заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда может быть подано в арбитражный суд или в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда
  • либо в соответствующий суд по месту нахождения стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда.

Например, на решение ростовского арбитра относительно права на самовольную постройку на Сахалине заявитель из Севастополя может получить исполнительный лист в соответствующем суде по месту жительства должника — в Брянске или по месту нахождения его имущества — на Сахалине, или по месту нахождения истца — в Севастополе.

Если в третейский суд неправильно сформулирован иск и требования заявлены неверно, то с получением исполнительного листа могут возникнуть проблемы.

В таких случаях государственные суды могут отказать в выдаче исполнительного листа. Суд может указать, что независимый арбитраж или не вправе рассматривать эти иски из-за наличия публичного элемента.

Или решение арбитража будет квалифицировано как нарушение основополагающих принципов российского права.

Важно! Поэтому особое внимание при формировании иска следует уделить части 2 ст. 222 ГК РФ, где указано, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Реализация судебных решений о правах на самовольную постройку, вынесенных арбитражным судом или судом общей юрисдикции или третейским судом заключается в регистрации прав в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ

Для этого требуется через территориальный офис Росреестра или МФЦ подать на регистрацию следующие документы:

  • заявление о госрегистрации
  • удостоверение личности заявителя или доверенность на представителя
  • решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции о признании права или решение третейского суда о признании права вместе с определением о выдаче исполнительного листа

При этом надо учитывать, что без исполнительного листа и определения компетентного суда о выдаче исполнительного листа, регистрационные действия на основании третейского решения не производятся.

Таким образом, основанием для регистрации прав на самовольную постройку, признанную третейским судом, является определение госсуда на основании которого выдан исполнительный лист.

Правоприменительная практика

Согласно ст.

 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Таким образом, самовольная постройка обладает любым из перечисленных признаков:

  • оно создано без соответствующего на то разрешения
  • с нарушением градо- и/или архитектурно-строительных норм
  • возведено на непредоставленном земельном участке или построено на участке вопреки его целевому использованию

при условии, что эти признаки были установлены на дату начала возведения постройки и является действующим на дату ее выявления.

То есть, застройщик-нарушитель с самого начала осуществлял строительство с этими нарушениями, знал о них, продолжал такое строительство с нарушениями. Он не исправляя нарушения вплоть до выявления их на любом этапе строительства или его окончания.

Позиции судов

В действующей правоприменительной практике в настоящее время существует несколько позиций когда строение имеет признаки самовольной постройки, а именно:

  • самовольной постройкой может быть признан объект недвижимости, возведенный без согласия собственника земли (определение ВС РФ от 28.06.2021 по делу № 305-ЭС15−6246);
  • основанием для признания сооружения самовольной постройкой является частно-правовое нарушение (когда строительство ведется на земле в отсутствие права на землю). Либо публично-правовое нарушение (когда строительство ведется без необходимых разрешений). Либо содержательное

Источник: https://advokatfap.ru/samovolnaya-postrojka/

Вступил в силу закон о правилах сноса незаконно возведенного «самостроя»

Важные изменения в правилах сноса самовольных построек

INTERFAX.RU – 4 августа вступил в силу закон о правилах сноса “самостроя” и защиты прав добросовестных собственников таких строений.

Федеральный закон от 3 августа 2021 г. N 339-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”

Принятый закон уточняет понятие “самовольная постройка”, определяется, что постройка может быть признана самовольной, только если нарушены требования, установленные на момент начала ее создания и действующие на момент выявления самовольного строительства.

“Если собственник объекта не знал и не мог знать о действии установленных ограничений по использованию земельного участка (например, о нарушении расстояний до трубопроводов), действовал добросовестно, осуществляя строительство, получил необходимые разрешения, при этом в публичном доступе (в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН)) сведений о зоне нет – тогда объект не будет являться “самовольной постройкой”, таким образом, защищаются добросовестные приобретатели”, – пояснил председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, слова, которого приводятся в сообщении пресс-службы парламентария.

Также в отношении постройки, признанной самовольной, вводится механизм приведения ее в соответствие с установленными требованиями: либо на основании решения органа местного самоуправления (МСУ), если объект находится в охранной зоне или нет разрешения на строительство, нет правоустанавливающих документов; либо на основании решения суда – в любых случаях.

В настоящее время, согласно действующим нормам, такая постройка должна быть снесена в срок от трех месяцев до одного года.

“После принятия законопроекта у правообладателя появится возможность привести самовольную постройку в соответствие с установленными требованиями – на это отводится срок от шести месяцев до трех лет, в результате, на такую постройку может быть оформлено право собственности”, – сказал Крашенинников.

Определяется, что суд или орган МСУ сможет принять два вида решений по самострою: решение о сносе принимается, если постройку невозможно привести в соответствие с установленными требованиями и если пристройку можно исправить (решение о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями). В последнем случае выбор остается за владельцем земельного участка – он либо сносит объект, либо приводит его в соответствие, пояснил П.Крашенинников.

Также принятый закон сужает полномочия органов местного самоуправления (МСУ) и повышает гарантии судебной защиты граждан, отметил парламентарий.

Определяется, что самовольная постройка может быть снесена только в судебном порядке, а не по решению органа местного самоуправления, в случаях, если право собственности на постройку зарегистрировано в ЕГРН, если постройка является жилым домом, в том числе многоквартирным, садовым домом, и если постройка создана до вступления в силу Градостроительного кодекса 1998 года (14.05.1998), Земельного кодекса (30.10.2001) и отсутствуют необходимые документы на объект или на землю.

Ограничены также случаи, в которых может применяться административный снос строения, в дополнение к существующим запретам для органов МСУ вводится запрет на административный снос на частных землях, единственное исключение – если сохранение самовольного строения, возведенного на частной земле, создает угрозу жизни и здоровью граждан, пояснил Крашенинников.

Также вводится механизм принудительного изъятия земельного участка у собственника, который не исполнил требование о сносе самовольной постройки в установленный срок, в качестве меры противодействия недобросовестным застройщикам, говорится в сообщении пресс-службы.

Введены также дополнительные гарантии от сноса для тех, кто оформил права на объект по “дачной амнистии”.

“То есть, при отсутствии разрешения на строительство или при нахождении в зоне с особыми условиями объект не может быть признан “самовольным”.

Если режим зоны не допускает нахождение такого объекта, то он может быть снесен, но не как самовольная постройка, а с возмещением убытков”, – отметил парламентарий.

“Предложенные законопроектом меры позволят сделать механизм признания построек “самовольными” более объективным, а также усовершенствовать меры противодействия самовольному строительству, устанавливая при этом дополнительную защиту прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество”, – сказал Крашенинников.

Он пояснил, что в конце 1990-х – начале 2000-х годов в законодательстве менялись требования к правоустанавливающим документам, не было единого реестра недвижимости, в разных регионах были разные требования к оформлению прав на недвижимость: в результате возникли проблемы – добросовестные владельцы часто не знали, что их владение незаконно, а недобросовестные пользовались разрозненностью законодательства и возводили, например, многоквартирные дома на садовых участках.

По его словам, только в 1998 году было положено начало формированию единой системы государственной регистрации недвижимости. “Неким “мостиком” в решении сложившихся проблем стала “дачная амнистия”, которая действует уже 12 лет, которая в отношении объектов индивидуального жилищного строительства продлена до 1 марта 2021 года, пояснил он.

“Однако до сих пор оптимальный баланс интересов не найден.

Отсутствует комплексный механизм контроля за строительством: требования к строительству, механизм сноса, гарантии собственникам построек от внесудебного сноса, возмещение убытков, наполнение ЕГРН данными об “особых” зонах, чтобы минимизировать споры о трубах на участках.

Необходимо понимание, кто может сносить самовольную постройку, когда, за чей счет, что делать гражданам, оказавшимся вблизи трубопроводов и т.д., нужно защитить добросовестных владельцев построек, в том числе от излишнего формализма”, – сказал Крашенинников.

Интерфакс, 26 июля 2021 г.

*************

Подписан федеральный закон, регулирующий правила сноса самовольных построек

Федеральный закон, которым регулируются правовые вопросы, связанные с признанием зданий, строений, сооружений самовольными постройками, подписан Президентом России Владимиром Путиным. Документ размещен на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно новому закону, из числа самовольных построек исключаются объекты, построенные с нарушениями установленных ограничений, если эти объекты возведены на основании необходимых согласований и разрешений, а собственник объекта не знал и не должен был знать об ограничениях, действующих в отношении его земельного участка.

Возможность принятия решений о сносе самовольных построек во внесудебном порядке ограничивается отсутствием разрешений на строительство или правоустанавливающих документов на землю.

При этом, вне зависимости от характера нарушения, в отношении многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, садовых домов решение о сносе принимается исключительно судом. Данное правило также распространяется на объекты, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Ключевой новеллой закона является возможность избежать сноса самовольной постройки, при условии приведения объекта в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

До принятия настоящего федерального закона сносу подлежали все без исключения самовольные постройки вне зависимости от характера нарушения, которое зачастую могло быть незначительным.

Теперь построенные с нарушением требований объекты можно будет приводить в соответствие с установленными требованиями в течение установленного законодательством срока.

сайт Минстроя России, 6 августа 2021 г.

 

Источник: https://domsovet.su/news/89-vstupil-v-silu-zakon-o-pravilakh-snosa-nezakonno-vozvedennogo-samostroya

Изменения в правилах сноса дачных построек и жилых домов с июля 2021 года

Важные изменения в правилах сноса самовольных построек

Обычные проблемы с засухой, дождливой погодой или хулиганами не так страшат дачников, как решение о принудительном сносе дома. Случается и такое, что люди покупают участок, облагораживают его, строят домик и тут выясняется, что объекты подлежат сносу из-за незаконности возведения.

Изменения и новшества в законодательных актах только добавляют неразберихи. В результате получается, что гражданин нарушает закон, не зная этого.

Администрация же без объяснений предъявляет акты о признании постройки самовольной и необходимой к чуть ли немедленному сносу.

Но 26 июля 2021 года Государственная Дума РФ приняла законопроект, существенно облегчающий жизнь дачников. Касаются изменения дачников, граждан, владеющих индивидуальными жилыми домами.

Важные изменения в определении самовольной постройки

Объект объявляется самовольным только при несоответствии видам, разрешенным к использованию на наделе земли или при нарушении градостроительных норм – так и было всегда.

А новость в том, что признание самовольным касается только тогда, если требования уже были в действии на момент постройки. То есть, если вы строили дом, когда о нормативах не было слышно или их отменили, объект не признается самовольным.

Новшество защитит хозяев домов от всех дополнений, которые могут появиться в будущем, даже если выявится, что существующее строение нарушает какие-то нормативы.

Решение о снесении отменяется, если хозяин надела и дома не знал, не мог знать на момент строительства о возможных ограничениях использования участка.

Например, покупая надел, вы видели, что в документе он обозначен как категория «земля населенных пунктов», а потом вдруг выяснилось, что в данных Государственного лесного реестра надел пересекает границу лесного фонда, и строить на нем было нельзя.

Чтобы объект не снесли, требуется доказать отсутствие ограничений на строительство, пометки об особых условиях пользования.

Снос не является единственной мерой, появились альтернативы

Поправка пригодится всем, кого признали самовольными застройщиками. Можно не сносить объект, а довести его до нужного уровня градостроительных норм. Допускается возможность признания собственности на строение по судебному решению.

Тут придется доказывать, что объект никак не нарушает права, интересы других (третьих) лиц и возведен в границах участка, принадлежащего владельцу на законных основаниях.

Лучше всего чтобы не было нарушений и действующих правил (по градостроительным нормам).

Еще одна приятная новость: признание права на возмещение расходов (части расходов) при проведении реконструкции самовольного строения.

Например, в случае приобретения объекта, возведенного с нарушениями, которые пришлось устранять путем достраивания, перестройки.

Хозяин дома получает право учесть расходы в счет цены покупки, а проще – выставить счет на компенсацию тому, кто этот дом продал или строил.

Решение о сносе может принять только суд

Все строения данной категории изымаются из ведения органов местного самоуправления в части принятия решений о принудительном сносе. И это огромный плюс.

Теперь «важный чиновник» из администрации не сможет самовольно решать, какие дома под снос, а какие оставить – все решения выносятся только в судебном порядке.

Заседание открытое, дает возможность предоставления доказательств законности постройки, с привлечением независимых экспертов для оценки правомочности возведения объекта.

И минус: при отсутствии исполнения решений о сносе, реконструкции (в судебном порядке) в надлежащий срок, надел земли, на котором расположен самовольно возведенный объект, изымается в собственность государства.

Прямой запрет на снос – кого он коснется?

Законодательно установлен запрет на снесение строений, находящихся на садовых, дачных наделах, если постройка соответствует следующим требованиям:

  • оформлена в собственность до 01.09.2021 г;
  • не нарушает параметры разрешенного землепользования, строительства подобных объектов;
  • выстроена в границах участка, принадлежащего собственнику на законных основаниях.

Законодательный акт должен пройти рассмотрение в Совете Федерации, и подписан Президентом. Однако эксперты утверждают, что есть большая доля вероятности сохранения основных положений нового закона без изменений. Надеемся, что власти одобрят все пункты, а дачники будут чувствовать себя спокойно и безопасно.

Источник: https://build-experts.ru/izmeneniya-v-pravilah-snosa-samovolnyh-postroek/

Снос и легализация самостроя в 2021 году

Важные изменения в правилах сноса самовольных построек

Эксперт анализирует, какие изменения о самовольных постройках внесли в законодательство в 2021 году и как новые нормы будут применять.

В 2021 году изменилось определение самовольной постройки

Как известно, с августа 2021 года стали действовать поправки в законодательные акты Российской Федерации, касающиеся правового положения объекта самовольного строительства, возможности приведения его в соответствие требования законодательства и приобретения права собственности на него.

Итак, разберемся, какое определение действующее законодательство дает объекту самовольного строительства (самостроя).

В соответствии с п.

1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Так, исходя из обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 19.03.2014, допущенные при возведении самовольной постройки нарушения градостроительных и строительных норм и правил являются основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на такую постройку, если нарушения являются существенными и неустранимыми.

К существенным относятся, например, неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.

То есть официальной позицией ВС РФ являлось следующее: существенное и неустранимое нарушение градостроительных и строительных норм и правил является основанием для удовлетворения иска о сносе самовольной постройки.

Но данная правовая позиция осталась актуальна только для тех правоотношений, которые возникли до 3 августа 2021 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2021 N 339-ФЗ «О Внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 22 ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ».

В соответствии с принятыми изменениями в Гражданский Кодекс Российской Федерации не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Это абсолютно новый подход к самому статусу самовольной постройки, то есть теперь к самовольным постройкам не будут относиться объекты, возведенные с нарушениями, но построенные по согласованию и с разрешения властей.

Теперь снести самовольную постройку можно только по решению суда

В соответствии с п.

3.1. статьи 222 Гражданского Кодекса решение о сносе самовольной постройки, либо решение о приведении ее в соответствие с установленными требованиями принимается только судом и в случае, если земельный участок, на котором расположен объект самовольного строительства находится в частной собственности и при условии, что сохранение таких построек не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Пункт 4 статьи 222 Гражданского Кодекса четко определяет границы вмешательства органов местного самоуправления в область сноса самовольных построек. Органы местного самоуправления принимают решение:

  • о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы, и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
  • о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

Таким образом, исходя из положений нового закона, законодатель ограждает физических и юридических лиц, владельцев уже возведенных строений и зданий, от самоуправства местных властей, часто инициирующих снос самовольных построек во внесудебном порядке.

Если все же суд принимает решение о сносе самовольной постройки, то срок для его реализации составляет не менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев.

Самострой можно привести в соответствие с требованиями

По новым правилам, самовольную постройку возможно привести в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом осуществившим ее лицом либо за его счет.

Срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями законодательства устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года, после чего на такой объект может быть оформлено право собственности.

Рассчитывать на это могут те лица, у которых земельный участок находится:

  • в собственности;
  • в пожизненном наследуемом владении;
  • в постоянном (бессрочном) пользовании;
  • во временное владение и пользование от государства для строительства.

Требование о наличии надлежаще оформленного права на земельный участок для дальнейшего оформления права собственности объекта недвижимости на нем остается незыблемым.

Так, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 12.04.2021 № Ф09-1404/18 по делу № А50-12831/2021, было установлено следующее.

Истец обратился с иском о признании за ним права собственности на возведенный торговый павильон как объект капитального строительства. Суд указал, что по смыслу ст.

222 ГК РФ право собственности лица на самовольную постройку может быть признано только в случае наличия у заявителя необходимых прав на земельный участок, на котором возведена эта постройка.

Вместе с тем истцом был заключен договор аренды с указанием назначения – для размещения торгового павильона. При этом из условий договоров не следует, что земельный участок предоставляется для цели строительства или реконструкции в объект капитального строительства.

Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что договор аренды не предусматривал возведение объекта капитального строительства без разрешения собственника, в связи с чем истцом не соблюдены требования ст. 222 ГК РФ.

Также необходимо обратить внимание, что решение о сносе самовольной постройки либо решение о ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, не может быть принято в соответствии со статьей 222 Кодекса в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, построенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, и в отношении жилых домов и жилых строений, созданных соответственно на дачных и садовых земельных участках, при наличии одновременно следующих условий:

  1. Права на эти объекты, жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 1 сентября 2021 года.
  2. Параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, жилых домов, жилых строений, установленным федеральным законом.
  3. Эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений.

Таким образом, благодаря произошедшим изменениям российского законодательства, у обладателей самостроя появились реальные возможности оформить свой объект надлежащим образом и получить на него легитимные правоустанавливающие документы, так как, по смыслу российского законодательства, факт государственной регистрации права на объект недвижимости не исключает возможность принятия уполномоченным лицом решения о сносе, если будет установлено, что такой объект является самовольной постройкой.

Так, в соответствии с определением Конституционного суда РФ от 27.09.2021 № 1748-О наличие государственной регистрации права на объект недвижимости, который в соответствии с п. 1 ст.

222 ГК РФ является самовольной постройкой, само по себе не запрещает уполномоченному органу принять решение о ее сносе.

Лицо, чье право на недвижимое имущество зарегистрировано в ЕГРН, может обжаловать принятое решение в суде.

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/article/2356-snos-i-legalizatsiya-samostroya-novelly-2021-goda

Важные изменения в правилах сноса самовольных построек

Важные изменения в правилах сноса самовольных построек

Время прочтения:

Сносить самострой будет сложнее.Президент России 3 августа 2021 подписал Федеральные законы № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».В гражданское законодательство внесены поправки в части признаков самовольной постройки, последствий её возведения и порядка её сноса, а также установлена ответственность собственников земельных участков за невыполнение решений о сносе.Новшества направлены на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с признанием зданий, сооружений, других строений самовольными постройками, принятием решений об их сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями. Конкретизируются случаи принятия органом местного самоуправления решений о сносе самовольной постройки в целях исключения субъективизма и злоупотреблений.

Действовавшая ранее редакция ст.

222 ГК РФ позволяла органам местного самоуправления принимать решения о сносе самовольной постройки практически в неограниченных случаях, если самострой был возведён на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей. Например, на практике получила распространение ситуация, когда балансодержатели линейных объектов требуют от граждан сноса зданий, которые являются их единственным жильем.

Кроме того, поправками вводятся нормы, направленные на защиту имущественных интересов лиц – приобретателей зданий, сооружений, других строений, право собственности на которые было зарегистрировано, в случае признания таких объектов самовольными постройками.

Принятые законы, с одной стороны, позволят в значительной степени пресечь наиболее распространенные нарушения в области градостроительной деятельности, с другой, позволят в большей степени защитить права и законные интересы добросовестных застройщиков и приобретателей объектов недвижимого имущества.

В каких случаях постройку нельзя признать самовольной? 

В ст.

222 ГК РФ теперь чётко указано, что не является самовольной постройкой: не является самостроем здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. Кроме того, из новой формулировки следует, что невозможно признание постройки самовольной, если она возведена с нарушением градостроительных или строительных норм и правил, которые утратили силу на момент выявления такой постройки.

Раньше такие строения могли снести, даже если они никому не мешали. Теперь права владельцев защищены лучше, поскольку снести самовольный дом стало сложнее.

Обязательно ли сносить самовольную постройку?

Нет, появился новый механизм легализации самостроя.

Такую постройку можно привести в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки.

Приведение в соответствие осуществляется лицом, возведшим самовольную постройку за свой счёт (в предусмотренных законом случаях – иными лицами). Данное нововведение позволит (в отличие от сноса) сохранить объект и ввести его в дальнейшем в хозяйственный оборот.

Кто принимает решение о сносе или реконструкции?

По общему правилу решение о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями принимает суд.

Органы местного самоуправления поселения или городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) обладают таким правом теперь в отдельных случаях.

Например, органы местной власти могут принять решение о сносе или реконструкции при возведении, создании самостроя на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нём такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования и в других случаях.

Как можно оформить право собственности на самовольную постройку?

Если привести самовольную постройку в соответствие требованиям, то можно приобрести право собственности.

Рассчитывать на это может лицо, у которого земельный участок находится в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании.

Оформить постройку в собственность могут и те, кто получил землю во временное владение и пользование от государства для строительства. Приобретение постройки в собственность не должно противоречить закону или условиям договора. 

Определены ли сроки для сноса или реконструкции самостроя?

Да, поправками скорректирован срок сноса и определён срок приведения самовольной постройки в порядок. Срок для сноса самовольной постройки и для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учётом характера самовольной постройки.

При этом срок для сноса не может составлять менее чем 3 месяца и более чем 12 месяцев (в прежней редакции не было минимального срока, т.е. теперь можно не бояться внезапного сноса).

Для приведения самостроя в соответствие с установленными требованиями определён срок не менее 3 месяцев и не более 3 лет.

В каких случаях точно не снесут объект самостроя?

Такое решение не может быть принято в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, построенных на земельных участках, предназначенных для ИЖС или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, и в отношении жилых домов и жилых строений, созданных соответственно на дачных и садовых земельных участках, при наличии одновременно следующих условий:

– права на эти объекты, жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 1 сентября 2021 года;

– параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, жилых домов, жилых строений;

– эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений.

Какое ещё важное изменение принёс закон № 339-ФЗ?

Вводится норма об изъятии земельного участка (части земельного участка) у собственника, иного обладателя, не осуществившего в установленный срок снос или приведение самовольной постройки в соответствие с требованиями законодательства.

Это все изменения по поводу самовольных построек?

Нет, это только те, что внесли в ГК РФ отдельным законом. В целях реализации положений гражданского законодательства о самовольных постройках соответствующие изменения внесены также в Градостроительный кодекс, Земельный кодекс и ряд иных нормативных правовых актов законом № 340-ФЗ.

В нём установлен порядок сноса объектов капитального строительства, особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями, а также особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий.

Одно из новшеств – вводятся положения о членстве лиц, осуществляющих снос объектов капитального строительства в СРО в области строительства.

Когда законы вступают в силу?

Рассматриваемые законы вступили в силу со дня их официального опубликования – 4 августа 2021 года.

Источник: https://mag-m.com/biznes/vazhnyie-izmeneniya-v-pravilax-snosa-samovolnyix-postroek.html

Начал работать закон о борьбе с самостроем: утверждены новые правила сноса самовольных строений

Важные изменения в правилах сноса самовольных построек

Большинство граждан, да и представители бизнеса часто возводят объекты недвижимости без необходимой на то документации. Как следствие, нарушается облик населенных пунктов и повышаются риски обрушения строений. Неудивительно, что борьба с самостроем ведется на законодательном и других уровнях.

На днях Владимир Путин поставил свою визу под законом о самострое от 03.08.2021 г. № 339-ФЗ, призванным упорядочить некоторые моменты, связанные с самовольным строительством. Документ официально обнародован 4 августа и с этого момента считается действующим.

Если говорить кратко, законодательные поправки вводят определение понятия «самострой», устанавливают последствия его возведения. Кроме того появились условия, при которых возведенный объект допускается легализовать. Но обо всем расскажем по порядку.

В соответствии с новой редакцией статьи 222 Российского Гражданского кодекса есть сразу несколько критериев, по которым недвижимость будет считаться незаконно возведенной.

Часть из признаков самовольного строения связаны с режимом использования земельного участка, на котором он расположен.

Итак, недвижимость считается самовольно возведенной, если:

  • она построена на участке, который не предоставлен в установленном порядке, или его целевое назначение не предполагает строительства;
  • строительные работы велись без необходимой разрешительной документации или с несоблюдением строительных нормативов.

Есть такой интересный нюанс. Чтобы объект признали самовольной постройкой, ограничения должны действовать как на момент начала работ, так и на дату выявления незаконного строительства.

Иными словами, если на момент начала строительства режим использования земельного участка не разрешал этого делать, однако на момент обнаружения объекта препятствия исчезли, недвижимость не будут считать самостроем.

Сказанное касается и случаев, когда со временем изменились строительные нормы. Поэтому если на день выявления постройки она соответствует стандартам, она не будет рассматриваться как самострой.

Если обладатель земельного участка не знал о существующих по нему ограничениях на момент начала строительных работ, объект также не признается самостроем. Соответствующая оговорка прямо сделана в законодательстве.

В первую очередь, санкции к собственнику здания (сооружения) содержатся в законодательстве в сфере градостроительства, а также правовых нормах об административных правонарушениях. В принятых поправках в законодательство имеются свои меры воздействия к нарушителям.

Прежде всего, предусматривается, что незаконно построенный объект подлежит сносу или демонтажу. Кроме того, у собственника может быть изъят земельный участок в том случае, если требование по ликвидации недвижимости не будет выполнено.

Кто принимает решение о сносе самовольных построек

В соответствии с нововведениями в законодательстве решить судьбу самовольным строительством могут как суд, так и орган местного самоуправления. При этом поправки в в ч. 4 ст. 222 ГК РФ четко устанавливают компетенцию местных властей в этом вопросе.

Так, по решению чиновников на местном уровне объект может быть снесен в том случае, если он построен на земле, не имеющей правоустанавливающих документов. Кроме того, местный совет может принять решение о сносе самовольной постройки в том случае, если постройка находится на территориях особых зон или отведенных для общего пользования.

Местные властные структуры не вправе инициировать снос незаконного строительства в том случае, если оно расположено не на государственной (муниципальной) земле. Исключение составляют ситуации, когда объект прямо угрожает жизни или здоровью людей.

Кроме того, не уполномочены местные органы принимать решения по сносу самовольно возведенной постройки, если права на нее зарегистрированы или признаны решением суда.

Какие сроки дают для осуществления сноса постройки или приведения ее в соответствии с нормами

Вынося решение по сносу самостроя, уполномоченный орган одновременно устанавливает срок проведения всех работ. С учетом типа объекта, на его демонтаж отводится от 3 месяцев до полугода.

Недвижимость утратит статус незаконной в том случае, если ее собственник приведет объект в состояние, отвечающее строительным нормативам. Сделать это можно в срок от 6 месяцев до 3 лет в зависимости от характеристик недвижимости.

Поправки, внесенные в законодательство

Помимо определения статуса самостроя, механизма его сноса или приведения в надлежащее состояние, принятым законом урегулировано еще несколько важных моментов.

Так, определено, что если собственник самовольной постройки уклоняется от выполнения предписания по ее сносу или приведению в соответствии с действующими требованиями, земельный участок может быть изъят в принудительном порядке.

В законе также содержатся нормы относительно правового статуса самовольных построек, числящихся за религиозными организациями. Кроме того, усовершенствовано применение так называемой «дачной амнистии». Речь идет об индивидуальных жилых, дачных, садовых домах, права на которые будут оформлены до 1 сентября 2021 года.

Можно ли узаконить самострой: мнение эксперта

Теоретически, большинство объектов незаконного строительства можно оформить юридически. Есть два пути решения проблемы.

Первый из них – это добиться изменения статуса земли, ее целевого назначения. И здесь многое будет зависеть от способности наладить диалог с представителями власти на местах.

Второй варрант – это привести недвижимость в состояние, отвечающее существующим строительным нормативам. Здесь важно привлечь опытных специалистов, которые будут курировать выполнение всех работ.

Одним словом, чтобы узаконить самострой следует быть готовым к значительным затратам времени и финансов. Иначе что-либо сделать вряд ли удастся.

Олег Росляков, источник sud-isk.ru

Обязательно поделитесь с друзьями!

Источник: https://sud-isk.ru/novosti/zakon-o-samostroe-2021.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.