+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Валютная либерализация в действии

Законопроект о валюте. Валютная либерализация или ее видимость?

Валютная либерализация в действии

Согласно законопроекту, валютное регулирование в Украине основывается на следующих принципах:

  • гибкий валютный курс;
  • независимость Национального банка Украины в формировании и реализации валютной и монетарной политики;
  • приоритет рыночных инструментов валютного регулирования над административными;
  • свобода осуществления валютных операций;
  • обеспечение стабильности финансовой системы и равновесия платежного баланса Украины.

Свобода осуществления валютных операций

Валютные операции осуществляются без ограничений, за исключением случаев введения Национальным банком Украины в соответствии с настоящим Законом мер защиты. К таковым, в частности, относятся: обязательная продажа части валютных поступлений и установление предельных сроков по экспортно-импортным операциям. Подробнее – читайте ниже.

Также провозглашается, что в сфере осуществления валютных операций нерезиденты имеют все права, предоставленные резидентам Украины.

Расчеты

Гривна является единственным законным платежным средством в Украине, принимается всеми физическими и юридическими лицами без ограничений на всей территории Украины для проведения расчетов и переводов.

Все расчеты на территории Украины проводятся исключительно в гривне, кроме расчетов по:

  1. операциям по осуществлению иностранных инвестиций и возврату иностранному инвестору доходов, доходов и других средств, полученных на законных основаниях в результате осуществления иностранных инвестиций;
  2. операциям банков по предоставлению банковских и других финансовых услуг на основании банковской лицензии;
  3. операциям небанковских финансовых учреждений и национального оператора почтовой связи по предоставлению финансовых услуг на основании лицензии Национального банка Украины на осуществление валютных операций;
  4. другим операциями, определенными нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Уплата комиссий, других платежей осуществляется в гривне, кроме расчетов по уплате процентов по депозитам / кредитам, которые могут проводиться как в иностранной валюте, банковских металлах, так и в гривне.

Перевод и перемещение валютных средств через границу

Трансграничный перевод валютных ценностей осуществляется без ограничений исключительно через уполномоченные учреждения в порядке, установленном Национальным банком Украины.

Трансграничное перемещение физическими лицами валютных ценностей на сумму, превышающую эквивалент 10000 евро, подлежит письменному декларированию.

Порядок трансграничного перемещения валютных ценностей уполномоченными учреждениями и субъектами валютных операций определяется Национальным банком Украины.

Лицензии Национального банка Украины

Банки осуществляют валютные операции на основании банковской лицензии.

Небанковские финансовые учреждения осуществляют валютные операции на основании лицензии Национального банка Украины на осуществление таких валютных операций:

  • обмен валют (осуществление операций по торговле валютными ценностями в наличной форме)
  • перевод средств;
  • предоставление средств взаймы, в том числе на условиях финансового кредита;
  • факторинг (в части осуществления расчетов на территории Украины в иностранной валюте между факторами и клиентами по операциям с международного факторинга по уступке права требования к должнику-нерезиденту);
  • другие валютные операции, определенные Национальным банком Украины.

Национальный оператор почтовой связи осуществляет валютные операции на основании лицензии Национального банка Украины на осуществление таких валютных операций:

  • перевод средств;
  • деятельность по обмену валют.

Лицензии Национального банка Украины на осуществление валютных операций действуют бессрочно.

Национальный банк Украины ведет реестр лиц, которым выданы лицензии Национального банка Украины на осуществление валютных операций, и размещает этот реестр на страницах Официального интернет-представительства Национального банка Украины.

Меры защиты

Национальный банк Украины при наличии признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, значительного давления на платежный баланс Украины, возникновения обстоятельств, угрожающих стабильности банковской и / или финансовой системы государства, имеет право вводить такие меры защиты:

  1. обязательная продажа части поступлений в иностранной валюте;
  2. установление предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту продукции и транспортных услуг;
  3. установление особенностей осуществления операций, связанных с движением финансового капитала;
  4. введение специальных разрешений на проведение отдельных валютных операций;
  5. резервирование средств по валютным операциям;
  6. иные меры, вытекающие из статьи 7-1 Закона Украины “О Национальном банке Украины”.

Национальный банк Украины при принятии решения о введении мер защиты может учитывать решение Совета финансовой стабильности о подтверждении наличия признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, а также обстоятельств, угрожающих стабильности банковской и / или финансовой системы государства.

Меры защиты вводятся на срок, не превышающий шести месяцев с даты их введения.

В случае установления Национальным банком Украины предельного срока расчетов по экспортным операциям резидентов выручка резидентов в иностранной валюте от экспорта продукции и / или транспортных услуг подлежит зачислению на их счета, открытые в иностранной валюте, в банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее срока, установленного Национальным банком Украины. Срок выплаты задолженностей исчисляется с даты таможенного оформления экспортируемой продукции, а в случае экспорта транспортных услуг – с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего предоставление транспортных услуг.

В случае установления Национальным банком Украины предельного срока расчетов по импортным операциям резидентов, резиденты при осуществлении импортных операций на условиях отсрочки поставки не могут устанавливать отсрочки, превышающие срок, установленный Национальным банком Украины.

Нарушение резидентами срока расчетов, влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 процента суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, пересчитанной в национальную валюту по курсу Национального банка Украины, установленного на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара).

В случае принятия к рассмотрению судом, международным арбитражным судом искового заявления резидента о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие несоблюдения нерезидентом срока, предусмотренного по экспортно-импортному контракту, срок, установленный в соответствии с настоящей статьей, останавливается и пеня за его нарушение в этот период не уплачивается.

В случае принятия судом решения об отказе в иске полностью или частично в части имущественных требований или прекращения (закрытия) производства по делу или оставления иска без рассмотрения срок, установленный в соответствии с настоящей статьей, возобновляется и пеня за его нарушение уплачивается за каждый день просрочки, включая период, на который этот срок был остановлен.

В случае принятия судом решения об удовлетворении иска пеня за нарушение срока не уплачивается с даты принятия иска к рассмотрению судом.

Если Закон примут, он будет введен в действие через шесть месяцев после обнародования.

Источник: http://www.prostopravo.com.ua/prava_biznesa/ved/stati/zakonoproekt_o_valyute_valyutnaya_liberalizatsiya_ili_ee_vidimost_

Валютная либерализация

Валютная либерализация в действии

Постепенное снятие ограничений на валютном рынке стимулирует деловую активность и повышает инвестиционную привлекательность Беларуси.

Любые изменения на валютном рынке являются отражением процессов, которые происходят в экономике страны. Важную роль в этом случае играет динамика курса национальной денежной единицы. Если накапливается дисбаланс, валютный курс  рано или поздно на это среагирует.

Чаще всего это проявляется в ускоренных темпах девальвации национальной денежной единицы или формировании дефицита валюты.

В любом случае корректировка на валютном рынке оказывает оздоравливающе воздействие на экономику при условии проведения взвешенной денежно-кредитной и макроэкономической политики. Либерализация валютного рынка, снятие различного рода ограничений стимулируют деловую активность.

Сохранение стабильного курса национальной денежной единицы при отсутствии его жесткого регулирования со стороны монетарных властей повышает интерес иностранных инвесторов к экономике страны.

Политика дедолларизации

В Беларуси в 2015-2021 гг., несмотря на определенные негативные макроэкономические тенденции, ситуация на валютном рынке оставалась спокойной.

Более того, стабильная работа денежного рынка позволила Национальному банку интенсивнее применять меры по дедолларизации экономики и либерализации валютного рынка.

В качестве одного из примеров можно привести отмену возможности расчетов в иностранной валюте по таким операциям, как покупка населением туристических путевок, бензина на АЗС или новых автомобилей у официальных дилеров.

Сокращение перечня допустимых операций между резидентами в иностранной валюте до минимума позволило заметно снизить долю валютной составляющей во взаиморасчетах на внутреннем рынке. Параллельно наблюдалось постепенное уменьшение доли депозитов в иностранной валюте при одновременном увеличении доли депозитов в белорусских рублях.

Уровень рублевых депозитов вырос за 2021 г. с 25,8 до 30,1% от общего объема вкладов физических и юридических лиц.

То есть действия Национального банка в области повышения привлекательности рублевых вкладов за счет более высокой доходности по сравнению с валютными депозитами и введение налогообложения на доходы по краткосрочным депозитам стимулировали сокращение валютной составляющей в банковских вкладах.

Однако несмотря на очевидный рост, доля депозитов в белорусских рублях пока по-прежнему является относительно невысокой. Более того, частично изменение структуры депозитов было вызвано снятием валютных сбережений населением. Одной из причин данного процесса являлось снижение реальных доходов граждан.

В то же время структура кредитов коммерческих банков по виду валюты не претерпела серьезных изменений. Если на начало 2021 г. доля рублевых кредитов в целом по экономике составляла 42,8%, то в начале 2021 г. данный показатель вырос до 44%.

Поскольку инвалютные кредиты предоставляются только юридическим лицам, можно констатировать сохранение достаточно высокого уровня долларизации в целом по банковской системе.

Однако некоторое увеличение рублевой составляющей в структуре депозитов и кредитов свидетельствует о положительной реакции рынка на действия Национального банка.

В начале 2021 г. регулятор предпринял несколько дополнительных мер, направленных на снижение уровня долларизации экономики. В частности, была повышена с 7,5 до 11% норма отчислений в фонд обязательных резервов по привлеченным депозитам в иностранной валюте.

Одновременно произошло снижение нормы отчислений от привлеченных средств в национальной валюте банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями с 7,5 до 4%.

Таким образом Нацбанк повысил привлекательность рублевых ресурсов для банков за счет сокращения отвлеченных из оборота пассивов в белорусских рублях и одновременного увеличения издержек при привлечении валютных средств.

Изменения на валютном рынке

Снижение уровня долларизации экономики, безусловно, является долгосрочной задачей и возможно при повышении доверия граждан к денежно-кредитной политике центрального банка, а также в случае проведения успешной либерализации валютного рынка.

Постепенное снятие ограничений на этом рынке стало одним из направлений деятельности Национального банка  за прошедший год. Прежде всего, это касается торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) и установления официального курса белорусского рубля. До середины 2021 г.

его курс устанавливался путем осуществления торгов на БВФБ на условиях фиксинга. Данный способ заключался в том, что в определенное время на бирже выставлялись заявки на покупку и продажу иностранной валюты со стороны всех участников.

Валютный курс, который выравнивал совокупный объем спроса и предложения, становился официальным курсом Национального банка на следующий день.

С июня 2021 г. регулятор принял решение перейти от фиксинга к непрерывному двойному аукциону. Такой способ проведения валютных торгов предполагает заключение индивидуальных сделок между участниками рынка в течение определенного периода времени.

По итогам торгов рассчитывается средний курс, который и считается официальным на следующий день. Такой механизм является более гибким и отражает реальную стоимость национальной валюты по отношению к иностранным, исходя из результатов каждой заключенной сделки.

При этом установлено, что Нацбанк может выходить на биржу лишь для того, чтобы сглаживать резкие колебания курса белорусского рубля, обусловленные конъюнктурными факторами краткосрочного характера. К ним, например, можно отнести наступление налогового периода.

Во всех остальных случаях курс определяется исходя из спроса и предложения на валютном рынке.

Анастасия ЛУЗГИНА, кандидат экономических наук, Центр экономических исследований «БЕРОК»

Источник: http://director.by/zhurnal/arkhiv-zhurnala/arkhiv-nomerov-2021/369-2-212-fevral-2021/5170-valyutnaya-liberalizatsiya

Валютная либерализация: свобода для всех или трюк для вывода капиталов

Валютная либерализация в действии

В Украине 25 лет действует валютное законодательство со множеством ограничений по проведению валютообменных операций для бизнеса и физических лиц. Национальный банк начал валютную либерализацию, которая отменит ограничения и упростит движение капитала.

Realist узнал у представителей финансовых кругов, какие плюсы и минусы несет финансовая свобода Украине.

До сих пор все валютные операции в Украине регулирует устаревший Декрет от 1993 года, подписанный еще премьер-министром Леонидом Кучмой.

Этот закон — наследие советской системы госуправления, в которой все валютные операции были централизованы, и нарушение валютного законодательства каралось вплоть до смертной казни.

Система не предполагала конкуренции и рыночной экономики, что отразилось на свободе валютообменных операций.

При отсутствии возможности проводить валютные операции легально бизнес был вынужден обращаться к незаконным схемам, рискуя получить штрафы и санкции со стороны правоохранителей. Эта система начала меняться под давлением наших партнеров из Европы.

Подписав в 2014 году с Е С Соглашение об ассоциации, Украина обязалась снять все существующие валютные ограничения.

Национальный банк Украины разработал соответствующий законопроект, и в мае 2021 года украинский парламент в первом чтении принял закон «О валюте», который либерализирует рынок валюты.

В частности, после вступления нового закона в силу украинцы сами смогут решать, как и куда будут инвестировать деньги за пределами страны. Для этого им больше не потребуется разрешение Национального банка. Не нужно будет проводить регистрацию полученных за границей кредитов. Будет отменен валютный контроль для операций по купле-продаже валюты в эквиваленте 150 тыс. грн и больше.

«Система валютного регулирования в Украине устарела. Обеспокоенность вызывают даже не достаточно „жесткие“ критерии регулирования НБУ валютных операций, а отсутствие их четких критериев, позволяющих бизнесу и уполномоченным банкам построить продуманную стратегию поведения на рынке.

Существует более ста нормативных актов, регулирующих валютные операции, при этом треть из них имеют характер „разрешительный“, что не способствует нормальному развитию операций с валютой в стране», — описывает существующую систему валютного контроля председатель правления банка «Фамильный» Ольга Долженко.

«Старообрядный» валютный контроль порождал негативные явления украинской экономики, в том числе, возврат в Украину «отмытых» или украденных из госбюджета капиталов под видом «прямых иностранных инвестиций».

В прошлом году, по данным Национального банка Украины, приток чистых иностранных инвестиций составил $ 2,3 млрд, тогда как в 2021 году этот показатель составлял $ 3,3 млрд. Большая часть этих денег — возврат средств украинского бизнеса, предварительно выведенных с помощью различных схем за границу.

«Теневые» схемы помогали украинским бизнесменам обезопасить капитал, понизить налоговую нагрузку и т. д.

Вместе с тем, иностранные предприятия не могут себе позволить подобные махинации, так как рискуют обвалить цену своих акций на международных биржах, а их штаб-квартиры строго следят за чистоплотностью операций. Иностранные компании не могут нормально ни вывести заработанную в Украине прибыль, ни инвестировать так, как хотели бы, из-за требования об обязательной продаже части поступающей в страну валюты.

Частично либерализация станет легализацией, так как украинцы и украинские компании и так пользуются благами валютной свободы, но подпольной. Финансовый аналитик Виталий Шапран оценивает оборот «теневой» наличности в украинской экономике в $ 22−35 млрд, и цифра может быть и выше, так как невозможно полностью посчитать оборот наличных в контрабандных схемах.

Риски либерализации

Александр Вальчишен из компании ICU объясняет, что проблематика «валютного законодательства» базируется на неудачном опыте прошлых монетарных систем, в которых жили украинцы с советских времен, и на выработанной из этого негативного опыта общественной боязни собственной денежной единицы. «В общественном сознании доминирует конструкция, что именно иностранные деньги являются „валютой“, а собственные деньги пока не достойны такого статуса», — говорит Александр Вальчишен.

По его словам, не трудно проверить, что слово «валюта» еще с советских времен означало «иностранные наличные деньги» или производные от них «чеки», отовариваемые в пресловутых чековых магазинах. Такое мышление — настоящий советский рудимент.

«Слово „валюта“ в монетарной сфере еще с начала прошлого века в Европе означало именно деньги правительства, т. е.

денежный знак, с помощью которого правительство от имени государства покупало у своих граждан и их компаний товары и услуги, оплачивало зарплату госслужащим и, что в первую очередь важно, принимало эти знаки в уплату налогов и других обязательных сборов.

Валюта — деньги правительства или государства — отличались от бумажных денежных знаков коммерческих банков, то есть „банкнот“, которые тоже выполняли функцию платежа в рамках государства между частными лицами от обычных граждан до компаний», — разъясняет Вальчишен.

Со временем в ряде стран с высокой монетарной устойчивостью правительства выпускали долговые обязательства исключительно в собственной денежной единице. А те государства, которые отказывались от собственной «валюты» и полноценного функционирования собственной монетарной системы, часто сталкивались с монетарной и финансовой неустойчивостью.

Что улучшит валютная либерализация

На сегодняшний день целые секторы экономики лишены возможности свободно проводить необходимые валютные операции. Например, страховщики заинтересованы в упрощении процедур НБУ по покупке валюты для оплаты перестрахования и страховых выплат, в том числе за рубежом.

Речь идет об оплате услуг страховому ассистансу по пострадавшим украинцам как при медицинском страховании, так и в случаях ДТП.

«Также страховщики нуждаются в возможности свободно покупать валюту на межбанке для резервов в разных валютах, покупать и оплачивать за рубеж авансовые и гарантийные платежи, инвестировать за рубеж части активов, покрывающих резервы», — рассказывает финансовый аналитик Вячеслав Черняховский.

До сих пор для всех бизнесов действует требование по обязательной продаже части валюты, поступившей на счет. По сути, это силовой метод — заставить предпринимателей отдать государству часть заработанных валютных ценностей.

«В целом, в ЕС нет никаких индивидуальных лицензий для физлиц, и очень мало примеров, чтобы в Европе продавали в обязательном порядке валютную выручку.

Страны — члены ЕС, которые не перешли на евро, все равно привязаны к курсу евро, и там такое регулирование будет бессмысленным. Я думаю, что в Украине нужно отказаться от лицензирования физлиц в полном объеме.

Все, что должно интересовать государство — чтобы население вовремя и в полном объеме платило налоги. И не более того», — размышляет финансовый аналитик Виталий Шапран.

«В Украине действует достаточно жесткое валютное регулирование и устаревшее законодательство, основанное на Декрете от 1993 года. Среди европейских стран в Украине самый строгий валютный режим.

Либерализация валютного рынка, в первую очередь, снижает бюрократическую нагрузку на все экономические субъекты, упрощает ведение внешнеэкономической деятельности и существенно улучшает инвестиционный климат», — уверен Юрий Крохмаль, начальник отдела продаж казначейских продуктов ОТП Банка.

По прогнозам банка, после либерализации иностранные инвесторы гораздо охотнее будут вкладывать ресурсы в украинскую экономику, если у них будет возможность без ограничений и сложных процедур выводить свои инвестиции.

С таким мнением солидарны и в других банках. Например, в государственном Укргазбанке говорят, что либерализация — это требование времени, которое заключается в повышении эффективности валютного регулирования, адаптации его к мировым нормам.

«Одним из основных положительных эффектов от валютной либерализации должно стать повышение объема иностранных инвестиций. При этом существуют риски, связанные с выведением капитала из страны», — рассказывает Виктор Пастернак, начальник управления финансового планирования Укргазбанка.

В государственном Укргазбанке говорят, что либерализация – это требование времени, которое заключается в повышении эффективности валютного регулирования, адаптации его к мировым нормам

Последний шанс успеть украсть

Оппоненты либерализации говорят, что новшества готовятся нынешней властью из-за опасения возможной смены политического режима, и их цель — заранее вывести часть капиталов из Украины.

Основные риски связаны с тем, что объем золотовалютных резервов Украины меньше «теневого» сектора. По информации Национального банка Украины, золотовалютные резервы Украины на конец первого квартала 2021 года составляли чуть более $ 18 млрд. Тогда как «теневой» сектор может достигать $ 35 млрд, и в процессе либерализации часть этих денег может пошатнуть стабильность гривны.

«Риски заключаются в возможном росте движения валютных потоков и соответствующем увеличении курсовой волатильности.

Хотя в украинской экономике курсовая динамика в большей степени определяется соотношением поступлений экспортной выручки и спроса на валюту со стороны импортеров.

Внедрение нового законодательства предполагает действие шестимесячного переходного периода для минимизации возможных рисков», — говорит Андрей Приходько, начальник отдела по работе с инвесторами банка «Кредит Днепр».

Источник: https://realist.online/article/valyutnaya-liberalizaciya-svoboda-dlya-vseh-ili-tryuk-dlya-vyvoda-kapitalov

Валютная либерализация в действии

Валютная либерализация в действии

АКДИ “Экономика ижизнь” /

18 июня вступил в силу новыйФедеральный закон от 10.12.2003N 173-ФЗ “О валютномрегулировании и валютном контроле”. Посравнению со старымновый Закон установилболее либеральные правила совершенияопераций с валютой.Об изменениях,произошедших в валютном законодательствеРФ, мы хотели бы напомнитьнашим читателям.

ВАЛЮТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАЛО МЕНЬШЕ

В новом Законе (ст.

1) из понятия”валютные ценности” исключеныдрагоценныеметаллы, то есть золото, серебро, платина иметаллы платиновойгруппы (палладий, иридий,родий, рутений и осмий), и природныедрагоценныекамни – алмазы, рубины, изумруды,сапфиры и александриты в сыром иобработанномвиде, а также жемчуг.

!Отнынек валютным ценностям следует относитьтолько иностранную валюту и внешниеценныебумаги. Внешние ценные бумаги – ценныебумаги, в том числе вбездокументарнойформе, не относящиеся всоответствии с Законом “О валютномрегулировании” квнутренним ценным бумагам.

А РЕЗИДЕНТОВ БОЛЬШЕ

Согласно новому Закону резидентамипризнаются не только гражданеРФ.Иностранные граждане и лица безгражданства, постоянно проживающие вРоссиина основании вида на жительство,предусмотренного законодательством РФ,теперьтоже считаются резидентами.

Крометого, новым Законом к резидентам причисленыюридические лица, созданныев соответствиис законодательством России, и их филиалы,находящиеся за пределамитерриторииРоссийской Федерации, а такжепредставительства и иныеподразделенияуказанных лиц (ст. 1).

Напомним,что по старому Закону юридическое лицопризнавалосьрезидентом, только если оноимело местонахождение в РФ.

ОТКРОЕМ СЧЕТ В ШВЕЙЦАРСКОМ БАНКЕ

С вступлением в силу нового Законароссийские граждане получилиправо безограничений открывать счета в иностраннойвалюте в банках, расположенныхнатерриториях иностранных государств,являющихся членами Организацииэкономическогосотрудничества и развитияили Группы разработки финансовых мерборьбы с отмываниемденег (в настоящиймомент таковыми являются большинствоевропейских государств). !При этом тем,кто открывает счета за границей, надо знать,что после открытияили закрытия такогосчета гражданин обязан в месячный срокуведомить об этомналоговые органы по местусвоего учета. Это нововведение касаетсятолько физических лиц. Для юридических лицподобнаявозможность появится только черезгод – в июне 2005 года (ст. 12).

РАЗРЕШЕНИЯ ЦБ БОЛЬШЕ НЕ ТРЕБУЕТСЯНовый Закон отменил требование обобязательном полученииразрешения(лицензии) Центрального банка на совершениевалютных операций, связанныхс движениемкапитала. Напомним, что по старому Законубез такого разрешенияможно былоосуществлять лишь текущие валютныеоперации, перечень которых былприведен вЗаконе.

Все же остальные валютные операциипопадали в разряд “капитальных” итребовалиспециальной лицензии ЦБ РФ. !ОтнынеЗаконом установлено новое общее правило,согласно которому все валютныеоперациимежду резидентами и нерезидентамиосуществляются без ограничений.Исключениепредусмотрено лишь для валютных операцийдвижения капитала.

На подобныеоперацииЗакон распространяет определенныеограничения, а именно:резервированиесредств и режимспециального счета. Эти ограниченияприменяются Правительством и ЦБ РФ только вслучаях, которыепрямо предусмотреныЗаконом “О валютном регулировании”. При этомперечень такихслучаев является закрытым.

Резервирование заключается в том, чтолицо, совершающее валютную операцию,вноситденежные средства в рублях на специальныйсчет в Центральном банке РФилиуполномоченном банке. Проценты при этом неначисляются.

Режим специального счетаозначает, что денежные средства в рамкахконкретнойвалютной операции можноперечислять только через специальнооткрытый для этогобанковский счет вуполномоченном банке.

РЕЗИДЕНТПЛАТИТ ВАЛЮТОЙ

!Закон сохранилпрежнее общее правило, запрещающеевалютныеоперации между резидентами. Однаковпервые на законодательном уровнезакрепленчеткий перечень исключений изэтого правила.

Так, например, разрешенырасчеты в иностранной валюте междурезидентами приприобретении товаров вмагазинах беспошлинной торговли.

Безкаких-либо ограниченийможно даритьвалютные ценности супругу и близкимродственникам, завещать их,приобретать иотчуждать валютные ценности в целяхколлекционирования.

Разрешены такжевалютные операции между резидентами подоговорам транспортнойэкспедиции,перевозки и фрахтования (чартера) приоказании экспедитором, перевозчикомифрахтовщиком услуг, связанных с перевозкойвывозимого из РФ или ввозимогов РФ груза,транзитной перевозкой груза по территорииРФ. Полный перечень разрешенныхвалютныхопераций между резидентами содержится в ст.9 нового Закона.

КОГДА ВАЛЮТУЗАЧИСЛЯТЬ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО

Весьмазначительные изменения произошли и впорядке зачислениявалютной выручки.!Новым Законом предусмотреныдополнительные случаи, когда валюту необязательнозачислять на счета вуполномоченных банках.

Например,резидент может не зачислять на счет вуполномоченном банке ту частьвалютнойвыручки, которая идет на оплату местныхрасходов, связанных с сооружениемобъектовна территории иностранных государств, либона покрытие расходов попроведениювыставок, спортивных или культурныхмероприятий.

Для транспортныхорганизаций ирезидентов, осуществляющих рыбныйпромысел, требование о зачислениивалюты насчет снимается при проведении зачетавстречных требований синостраннымипартнерами (п. 2 ст. 19).
ПРОДАМ ВАЛЮТУ, НО НЕ ВСЮ

Вновом Законе сохранено основное требованиеоб обязательнойрепатриации иностраннойвалюты и валюты РФ при осуществлениирезидентами внешнеторговойдеятельности.Это означает, что вся валюта, которуюполучают резиденты отвнешнеторговойдеятельности, обязательнодолжна вернуться в Россию.

Сохранено вновом Законе и требование об обязательнойпродаже части валютнойвыручки. Напомним,что в настоящий момент обязательнойпродаже подлежит 25%суммы валютной выручки(см. Инструкцию ЦБ РФ от 30.03.2004 N 111-И).

Хотелось бы напомнить, что положенияЗакона об обязательной продаже частивалютнойвыручки на внутреннем валютномрынке РФ действуют только до 1 января 2007года(п. 3 ст. 26).

ОРГАНЫ И АГЕНТЫВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Новый Законделит всех контролеров на органы валютногоконтроляи агентов валютного контроля,отдельно выделяя Правительство РФ какглавногоконтролера. Правительство РФ ни корганам, ни к агентам валютного контролянеотносится.

К органам валютного контроляЗаконом отнесены Центральный банк,а такжефедеральные органы исполнительной власти,которые специальноназначаютсяПравительством РФ. Здесь, как мывидим, все осталось без изменений. А вотполку агентов валютного контроля с 18 июняприбыло.

Сегодня помимоуполномоченныхбанков агентами валютногоконтроля являются еще и профессиональныеучастникирынка ценных бумаг, а такжедержатели реестров (регистраторы),подотчетныефедеральному органуисполнительной власти по рынку ценныхбумаг.

Соответственнона них теперь тожераспространяется обязанность проводитьпроверки на предметсоблюдения резидентамии нерезидентами валютногозаконодательства и правильностиведенияучета валютных операций.

НЕУСТРАНИМЫЕ СОМНЕНИЯ – В ПОЛЬЗУРЕЗИДЕНТОВ И наконец последнее, очем хотелось бы сказать. !Отныне всенеустранимые сомнения, противоречия инеясности актов валютногозаконодательстваРФ, актов органов валютного регулирования иактов органоввалютного контроля толкуютсяв пользу резидентов и нерезидентов (ст.4).

Указанные положения впервые появились вроссийском валютном законодательстве.

Как известно, аналогичное правилосодержится в Налоговом кодексе РФ и,какпоказала судебная практика по налоговымспорам, достаточно эффективноприменяетсяпри защите налогоплательщикамисвоих прав и законных интересов.

В. ЗАХАРОВ,
эксперт “ВПК”

Юридические статьи »

Источник: https://www.lawmix.ru/articles/43055

Закон

Валютная либерализация в действии
Фото – интернет

На прошлой неделе парламент принял закон о либерализации валютной политики. Там заложено много прогрессивных норм как для бизнеса, так и для населения: теперь они смогут спокойно покупать акции иностранных компаний, открывать счета в банках других стран. Но как обычно, есть и минусы, да и инструменты влияния на валютный рынок у НБУ остаются, – пишет 112.

Парламент 21 июня принял во втором чтении и в целом закон “О валюте” (законопроект № 8152). Решение было принято с минимальным перевесом над необходимым – за закон проали 228 нардепов. Законопроект фактически был принят на лету, так как он был внесен президентом как неотложный 19 марта, а в первом чтении был принят уже 17 мая.

Разработанный Нацбанком документ призван способствовать либерализации валютного рынка, а именно упростить процесс осуществления валютных расчетов и ввести принцип “разрешено все, что не запрещено”.

“Новый закон о валюте уже назвали “безвизом” для капитала, который предусматривает свободу осуществления валютных операций.

Либерализация валютного рынка является необходимой частью исполнения принятых Украиной обязательств согласно Соглашению об ассоциации, в частности внедрение принципов регулирования движения капитала ЕС (по Директиве Совета ЕЭС от 24.06.1988 № 88/361/ЕЭС)”, – подчеркивает Роман Кобец, юрист Правовой группы “Побережнюк и партнеры”.

Закон вступит в силу на следующий день после его публикации. Но введут его в действие только через семь месяцев.

Полгода продлится доработка нормативно-правовых актов НБУ, после чего Нацбанк обнародует их для ознакомления общественности.

В НБУ обещают, что закон будет введен в действие через 30 дней после обнародования соответствующих нормативно-правовых актов. То есть фактический “ввод в эксплуатацию” этого закона начнется примерно в январе-феврале 2021 года.

Следует отметить, что этот закон во многом уже перезрел – валютный рынок регулировался декретом Кабмина “О валютном регулировании и валютном контроле” (принят еще в 1993 году) и более чем сотней нормативных актов НБУ.

Как отмечает партнер Практики налогообложения и бизнес-эффективности АО Juscutum Наталия Радченко, для сравнения, в США отменили контроль за вывозом капитала в 1974 году.

А в конце XX столетия почти все страны ЕС прошли путь валютной либерализации.

“Новый закон хоть и не идеален, но это закон, который соответствует XXI веку, в отличие от постсоветского декрета 1993 года. По-хорошему, этот закон надо было принимать еще в конце 90-х – начале 2000-х.

Уже тогда назрела необходимость в нем. И тогда сегодня мы могли бы надеяться на более прогрессивный закон.

Но и этот закон – огромный скачок вперед для Украины в плане валютного регулирования”, – считает Глеб Сегида, управляющий партнер юридической фирмы Pravovest.

Однако не все эксперты согласны, что закон “О валюте” что-то радикально улучшает, ведь несмотря на видимую либерализацию, НБУ все равно держит валютный рынок под контролем.

“Фактически этот закон упорядочивает и закрепляет существующую систему регулирования валютного рынка со стороны НБУ.

Ничего радикального или нового в этом законе нет”, – считает Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

Меньше лицензий и валютного контроля

Как отмечают опрошенные эксперты, позитивных моментов, заложенных в законе, очень много. Снижение регуляторного контроля – уже само по себе хороший сигнал для бизнеса.

Особенно в Украине, где разрешения нужно получать на все, а бюрократия достигает порой немыслимых масштабов. Все финансовые операции станут проще и быстрее, исчезнут устаревшие формы регулирования.

Новый закон обеспечивает в Украине базу для свободного движения капитала и валютной либерализации, приближая страну к европейским стандартам.

“Позитивом является уже то, что документ принят. То, что давно нужно было сделать – собрать в одном документе нормы и правила касательно регламентирования валютных операций, это уменьшит “путаницу” в регулировании.

В идеале, когда новые нормы вступят в силу, действия участников валютного рынка и регулятора должны стать более прозрачными. Но это в теории, а как на самом деле могут применяться “защитные меры”, на каком конкретно основании и на какой срок – детально не выписано.

Это же касается и требований к подтверждающим документам для хозяйственных субъектов”, – отмечает директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating Виктор Шулик.

Закон вводит новый режим валютного регулирования по принципу “разрешено все, что прямо не запрещено законом”.

“По новым правилам украинцам станет намного проще инвестировать за границу, свободнее распоряжаться валютой внутри страны и при экспортно-импортных операциях.

Вводится принцип “разрешено все, что не запрещено”, вместо действующего “запрещено все, что не разрешено”. То есть мы переходим к рыночным отношениям от неокоммунистических норм, характерных для 90-х”, – подчеркивает Глеб Сегида.

Среди основных шагов по либерализации валютного рынка можно отметить следующие:

Отмена индивидуальных лицензий на валютные операции, что повлечет за собой возможность свободного прозрачного инвестирования без особых разрешительных процедур за границу, например, для покупки недвижимости, корпоративных прав, ценных бумаг.

Остается всего два типа лицензий на операции с валютой: банковская (в том числе валютная) – для банков и валютная – для небанковских учреждений (обменные пункты).

Отмена обязательной регистрации в НБУ привлеченных от нерезидентов кредитов, что должно стать стимулом кредитования украинского бизнеса иностранными инвесторами (Нацбанк нужно будет уведомлять о привлечении средств только по факту).

Отмена граничного 180-дневного срока расчета по внешнеэкономическим операциям и вытекающих из этого санкций в размере 100% от суммы операции, что должно существенно упростить ведение бизнеса на основании внешнеэкономических контрактов. Введение возможности размещать валюту на валютных счетах иностранных банков и свободно переводить ее на счета в национальные банки поспособствует официальному ввозу иностранной валюты лицами, которые получают доход за границей. Снятие валютного контроля для операций, которые не превышают 150 тыс. грн.

“Раньше для всего этого нужно было собрать большой пакет документов и одобрить их в НБУ, что могло занять очень много времени. А теперь такого контроля не будет. Небанковским учреждениям дополнительно придется получить разрешающий документ (валютную лицензию). Но одна лицензия – это не шесть, как было ранее”, – поясняет Артем Ковбель, партнер аудиторско-консалтинговой компании Kreston GCG.

Важным моментом является отмена ограничения в 180 дней расчетов по экспортно-импортным операциям, из-за чего ранее контролирующие органы могли блокировать работу компаний-нарушителей этой нормы. Вместе с тем, Нацбанк и ГФС по-прежнему будут иметь право требовать у юрлиц все документы, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Все вышеперечисленное (кроме расчетов по контрактам) относится и к населению, которое также сможет покупать-продавать валюту и переводить валюту на сумму до 150 тыс. грн. А в перспективе валютный контроль будет отменен по операциям до 300 тыс. грн.

Такие нововведения упростят жизнь многочисленным трудовым мигрантам, так как у них появляется законная возможность официально держать деньги в иностранных банках, переводить их с банковской карты в Украину и обратно. Часть средств трудовых мигрантов, а это более 9 млрд долл. в год, теперь чаще будет оставаться за границей.

Как отмечает Артур Загородников, заместитель председателя правления ПУМБ, как следствие действия закона банки смогут привлекать новых клиентов, расширять продукты для удовлетворения спроса клиентов, увеличить объемы валютных операций.

Также у банков появится возможность предоставлять аналитические, консультационные, а также услуги по проведению операций по приобретению / продаже ценных бумаг иностранных эмитентов.

Бизнес, понимая отсутствие законодательных ограничений, сможет более уверенно работать и длительно планировать свою деятельность на внутреннем рынке.

Кроме того, закон должен повысить инвестиционную привлекательность страны, а в Нацбанке надеются на приток иностранных инвестиций.

“Наличие регуляторных ограничений в том числе на валютном рынке – одна из причин медленного притока внешних инвестиций в страну. Теперь, когда их обещают убрать, инвесторам будет проще работать в Украине и развивать здесь свои проекты. Но это в теории.

На практике все может сложиться иначе из-за некоторых недостатков закона “О валюте”, – подчеркивает Артем Ковбель.

Вывод капитала и еще более “свободный” курс гривны

Несмотря на либерализацию, Нацбанк оставил за собой право устанавливать временные ограничения в ручном режиме при возникновении кризисных ситуаций до 6 месяцев (и с возможностью их продления).

 При наличии признаков кризиса Нацбанк сможет ввести меры защиты: обязательную продажу части валютной выручки, установление сроков расчетов по экспортно-импортным контрактам, введение специальных разрешений на валютные операции и резервирование по валютным операциям.

То есть функции “ручного контроля” с огромными полномочиями у Нацбанка все равно остаются.

“Валютная либерализация не является безграничной. У НБУ остались полномочия вводить ограничения почти во всех послаблениях в случае возникновения рисков на валютном рынке. Исходя из того, что отсутствие стабильности на валютном рынке для нас уже стало привычным явлением, сможет ли на самом деле валютный рынок стать максимально либеральным, покажет время”, – считает Роман Кобец.

В связи с тем, что к закону в течение 7 месяцев будет нарабатываться необходимая для его реализации нормативно-правовая база, пока нельзя однозначно сказать, какой она будет. “Я бы подождала тексты подзаконных нормативных документов НБУ, прежде чем радоваться отмене валютных ограничений при экспортно-импортных операциях”, – подчеркивает Наталия Радченко.

Несмотря на свою актуальность и востребованность, принятие закона “О валюте” также несет в себе и риски. Он ослабляет валютный контроль, но при этом налоговое давление и спровоцированная им в том числе тенизация бизнеса никуда не делись. Если не создать в стране привлекательный инвестиционный климат, то реализация норм закона прямо приведет к оттоку украинского капитала за рубеж.

“Таким образом, закон только поможет нечестным компаниям выводить средства в офшоры. И не только им.

Другие игроки рынка, а также инвесторы, пользуясь нововведениями, наверняка захотят купить больше акций иностранных компаний или открыть счета за рубежом, что спровоцирует массовый отток капитала из Украины.

Чтобы этого не происходило, наравне с новациями в валютной сфере необходимо предпринимать и другие меры, стимулирующие держателей капитала оставлять его в Украине, а не выводить”, – подчеркивает Артем Ковбель.

По словам Виктора Шулика, некоторые нормы в законе выписаны слабо или размыто, что может серьезно усложнить на практике реализацию принципа “разрешено все, что прямо не запрещено”. Например, возможность (хоть и с подотчетностью) вводить ограничительные меры, требования к подтверждающим документам.

Кроме того, отмена валютного контроля для сделок по покупке и переводу валюты на сумму до 150 тысяч грн в эквиваленте не совсем эффективна. “Такой порог для бизнеса, особенно крупного, слишком мал, ему приходится работать с более крупными объемами денежных средств. Получается, что в данном случае большой пользы бизнес не почувствует”, – поясняет Артем Ковбель.

Есть еще один момент. В соответствии с новым законом, права банков расширятся. Они, например, смогут требовать от компаний и физлиц документы по проведенным операциям и отдавать затем на проверку НБУ. То есть банки своего рода будут выполнять роль агентов НБУ и контролировать финансовые операции вместо него.

Реалии украинского валютного регулирования таковы, что контроль за финансами населения может стать жестче на этапе, когда вы придете в банк и захотите, например, купить валюту для покупки недвижимости. Финансовый мониторинг еще никто не отменял. И банк обязан проверять вас и происхождение ваших денег.

“Во-первых, в законе зафиксировано, что и резиденты, и нерезиденты обязаны предоставлять информацию о своих валютных операциях банкам.

Во-вторых, уже сейчас банки начали активно мониторить происхождение тех средств, которые к ним попадают.

Пока вы не покажете, что ваш доход имеет легальный источник происхождения и не задекларируете его, в рамках нового закона банк будет отказывать в обслуживании таких неидентифицированных денег”, – отмечает Наталия Радченко.

Ничего странного не происходит, просто сейчас бизнесмены и состоятельные люди, которые захотят воспользоваться возможностями валютной либерализации, должны задуматься о том, что нужна нормальная налоговая история и история происхождения их доходов.

“Законом предусмотрено, что банки могут проводить проверки тех валютных операций, которые вызывают у них подозрение, и запрашивать дополнительную информацию, которую стороны будут обязаны раскрыть. Украинские законодатели не изобрели велосипед, такая практика существует и работает в большинстве развитых банковских системах”, – подчеркивает Наталия Радченко.

Обратной стороной либерализация валютного рынка является то, что курс гривны станет еще более “свободным”, так как на негативные события иностранные инвесторы могут реагировать выводом капиталов. Инвестиционный климат в стране и тональность новостного ряда станут еще более весомыми факторами для курса нацвалюты.

Источник: https://persona.top/2021/06/30/14870/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.