+7(499)495-49-41

Удвоение МВФ или возникновение третьей силы?

Международный валютный фонд: цели и структура

Удвоение МВФ или возникновение третьей силы?

Формально МВФ, или Международный валютный фонд, это — расшифровка аббревиатуры, входит в систему ООН, хотя и имеет свой собственный устав и структуру управления. Задумывался он как гарант новой экономической мировой системы, так необходимой после Второй Мировой Войны.

История МВФ началась еще в 1944 году. Тогда на Бреттон-Вудской конференции было достигнуто соглашение о создании фонда. Однако официальной датой образования МВФ считается 27 декабря 1945 года.

Именно в этот день 29 стран поставили подписи под соглашением о его создании. Функционировать фонд начал с 1 марта 1947 года. Кстати, первой страной-заемщиком была Франция.

На сегодняшний день в МВФ входят 188 стран.

Цели создания МВФ и его задачи

Основные цели Международного валютного фонда прописаны в его уставе. Главные функции МВФ — развитие сотрудничества государств в финансовой сфере. Также фонд обеспечивает поддержание стабильного курса валют, развитие торговых отношений между странами-участниками, финансовую помощь и консультирование государств, оказавшихся в трудном экономическом положении.

Но помимо чисто практических задач, эксперты фонда заняты и аналитической деятельностью.

На основании сбора данных о таких факторах, как мировые цены на нефть, рост или замедление экономик стран, финансовой статистики, и многих других выпускаются прогнозы МВФ относительно мировой экономики в целом.

Роль такой информации переоценить крайне сложно. Вся полученная информация систематизируется. Большую роль также играет составление платежных балансов по методологии МВФ. Все отчеты регулярно публикует официальный сайт МВФ.

Деятельность МВФ тесно связана со Всемирным Банком. Главной задачей обеих организаций — борьба с мировой бедностью и помощь странам, нуждающимся в финансовой поддержке.

Организационная структура МВФ, его участники

Штаб-квартира МВФ расположена в Вашингтоне. Главу сроком на пять лет избирает Совет директоров Международного валютного фонда. Сегодня это — Кристин Лагард. Высший орган Международного валютного фонда — Совет управляющих. В его состав входят представители всех государств-участников МВФ.

Как правило, это либо министры финансов того или иного государства, либо главы Центробанков. Управляющие решают множество вопросов, например, о членстве в МВФ или о внесении изменений в документы Фонда. В их компетенции также и назначение, а точнее избрание исполнительных директоров.

Представитель России в МВФ — Алексей Можин.

Структура МВФ и всемирного банка такова, что доля стран-участников определяется размером взносов. Больше всего у Соединенных Штатов Америки. Их доля — 17 процентов. На Россию приходится 2,74 процента.

Исполнительный совет, в который входят 24 страны, определяет основную политику Фонда. Однако назначать директоров могут только 8 из них — США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Как следует из этого список стран, влияющих на важнейшие решения МВФ не так уж и велик.

Международный валютный фонд имеет свои представительства по всему миру. Глава отделения по России — Одд Пер Брекк.

Кредитная деятельность МВФ

Механизмы кредитной деятельности Международного валютного фонда прописаны в его уставе. Важный момент, МВФ проводит сделки только с государственными органами — казначействами, центробанками. Размеры займов сильно зависят от классификации стран, их экономического рейтинга.

Как правило в МВФ страна обращается в случае дефицита валюты или невозможности государства расплатиться с иностранными поставщиками. В этом случае МВФ предоставляет валютные средства, чтобы дать возможность государству стабилизировать свое экономическое положение.

Средства выдаются на срок от трех до пяти лет. Запрашивая кредит государство должно представить членам МВФ план по стабилизации ситуации, чтобы было понятно каким образом по истечении срока кредита страна будет расплачиваться.

Так Греция должна была увеличить объемы приватизации.

Обязательное условие — эффективное использование кредитов. Запрашивая у фонда деньги, страна обязуется провести ряд реформ, направленных на улучшение своего экономического положения. Консультации по поводу возможных реформ дают финансовые эксперты фонда.

Кроме того, в каждом конкретном случае фонд ставит стране свои условия, так в свое время Греция должна была увеличить к 2015 году объем приватизации. Также это может быть снижение государственных расходов, уменьшение стоимости национальной валюты, увеличение экспорта. Нужно сказать, что расплатиться стране будет непросто.

Например украинский долг перед МВФ в 2015 году, точнее на начало этого года, составляет астрономические 7 с половиной миллиардов долларов.

Инструменты кредитования фондом разрабатывались и совершенствовались с момента появления МВФ. Так нельготные кредиты подразумевают процентную ставку, основанную на рыночной.

Такая ставка именуется ставкой сборов, кроме того, если сумма кредита превышает лимит, установленной для конкретной страны, то с государства взимается еще и дополнительный сбор. Сумма кредита в свою очередь зависит от квоты страны в МВФ.

Нужно сказать, что основана ставка сборов на процентной ставке по специальным правам заимствования — искусственном платежном средстве МВФ. Пересматривается она еженедельно.

Предоставляются такие кредиты по различным программам — «стэнд-бай», гибкая кредитная линия, превентивная линия для предоставления ликвидности, а также через механизм расширенного кредитования.

Программа «стэнд-бай» предполагает помощь странам при краткосрочных финансовых проблемах. Работает такая программа с 1952 года. Как только проблема решена, кредитование прекращается.

Срок действия программы, как правило, 1-2 года. Погашается кредит не более, чем за пять лет.

Смысл программы в том, что банк резервирует определенную сумму для страны, а заемщик использует ее исходя из своих финансовых нужд.

Программа гибкой кредитной линии рассчитана на срок до двух лет. Появилась она относительно недавно — в 2009 году. Предназначена для развивающихся стран с хорошо управляемой экономикой, отвечающим базовым критериям МВФ. Лимит по программе не ограничен, кроме того, страна не будет скована выполнением условия МВФ. Задолженность должна быть погашена в срок не более, чем 5 лет.

Линия превентивной поддержки и ликвидности предназначена для стран с устойчивыми экономическими показателями, но не способными в силу разных причин производить недорогие заимствования на рынке. Стартовала эта программа в 2011 году. Действует до двух лет.

Государства с хорошей репутацией могут обратиться в фонд за кредитом, даже если существует теоретическая возможность возникновения проблем с платежным балансом. Максимальный доступ составляет — 500% от квоты государства-участника МВФ, на следующий год квота может быть увеличена до 1000%. Проценты по такому займу начисляются исходя и срока и суммы займа.

Как сказала глава МВФ Кристин Лагард, такая система дает возможность немедленно реагировать на ситуацию в интересах государств-членов фонда.

Механизм расширенного кредитования был создан еще в 1974 году. Программа сроком до 3 лет предполагает поддержку стран в преодолении трудностей, связанных с платежным балансом.

Валютные займы производятся частями, для получения каждой последующей части государство-заемщик обязано представить отчет о выполнении условий кредитования, согласованных с МВФ.

Погашение происходит двенадцатью платежами, размер которых одинаков. Срок погашения от 4 с половиной до десяти лет.

Инструмент ускоренного финансирования объединил в себе кредитные механизмы экстренного реагирования при возникновении стихийных бедствий и постконфликтных ситуаций. Предусматривает немедленное получение финансовых средств.

Страны участники могут рассчитывать на лимит от 50 до 100 процентов в зависимости от квоты. При этом заемщик обязан составить свой план экономической политики для устранения нестабильности платежного баланса.

Срок погашения от 3 лет 3 месяцев до 5 лет.

Льготное кредитование введено в 2010 году. Рассчитано на страны с низким уровнем экономики. Цель — способствовать экономическому росту бедных государств. Механизмы льготного кредитования предназначены для поддержания собственных программ стран, нацеленных на сокращении бедности.

Где МВФ берет ресурсы?

Средства Международный валютный фонд берет из взносов государств-участников. Ежегодно члены МВФ делают взносы в общую кассу, для каждой страны размер взноса индивидуален, в зависимости от ее положения в мировой экономике. Кроме того, большую роль играют и так называемые золотые авуары.

Сегодня золотой запас фонда составляет примерно 90,5 миллионов тройских унций. Однако, есть и строгие ограничения.

Так МВФ при согласии 85 процентов участников может осуществить продажу золота или принять золото в качестве платежа, но не имеет права покупать золото, а также заниматься иными операциями с желтым металлом.

Роль МВФ

Недооценивать роль Международного валютного фонда невозможно. Однако критика в адрес организации также оправдана. Ведь фактически страна-заемщик попадает в кредитное рабство. Поэтому мир задумался об альтернативе. Китай занял резервную позицию.

Так в 2014 году был основан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций — своеобразный китайский аналог МВФ.

Кроме того, различные проблемы международного валютного фонда привели к тому, что сегодня организация проводит ряд реформ, призванных еще оперативнее реагировать на текущую ситуацию в мировой экономике.

Новости и обзоры валютного рынка

Источник: //banki-regionov.ru/news/mezhdunarodnyj-valyutnyj-fond-celi-i-struktura/

Международный Валютный Фонд (МВФ)

Удвоение МВФ или возникновение третьей силы?

МВФ был задуман в начале июля 1944 года на интернациональной конференции, проводившейся в Бреттон – Вудсе, штат Нью-Хемпшир, Соединенных Штатов, на которой участники от 44 стран пришли к соглашению о основах финансового совместной работы, призванных не разрешить повторения губительной финансовой политики, ставшей одной из обстоятельств Знаменитой депрессии 1930-х годов. Любой член организации характеризовал золотое содержание собственной валюты и на этой базе отмечал курс в валютах иных стран-участниц. Потрясения курса допускались около 10%. Изначально МВФ давал в основном короткосрочные кредиты для урегулирования платежных балансов стран-участниц.

22 июля 1944 года была разработана база соглашения (Хартия МВФ).

Более значимый взнос в исследование концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший английскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт – высокопоставленный работник Министерства финансов Соединенных Штатов.

Конечный вариант соглашения 1-ые 29 стран поставили свою подпись в 27 декабря 1945 года – официальная дата создания МВФ. МВФ начал собственную деятельность 1 марта 1947 года являясь частью Бреттон-Вудской системы. В том же году Франция берет у МВФ 1-ый кредит.

Сейчас МВФ функционирует в виде наблюдателя за глобальными валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей меж всеми государствами, и сужает наличные средства государствам-членам, имеющим солидный дефицит платежного равновесия.

В случае если Всемирный банк финансирует как реформа политики, то Международный денежный фонд занимается только лишь реформами.

Он выдает займы государствам-членам, имеющим короткосрочные проблемы в расчетах с интернациональными кредиторами, и устремляется к достижению абсолютной конвертируемости (независимый перевод одной валюты в иную) валют государств-членов в масштабах системы гибких обменных курсов, работающей с 1973 года. Предложениями и ресурсами МВФ могут пользоваться все государства-члены данной организации (как богатые, но и бедные).

Цели МВФ:

– Помощь интернациональному сотрудничеству в денежной сфере;

– Помощь расширению сбалансированного подъема интернациональной торговли и в соответствии с этим подъему занятости и улучшению финансовых характеристик стран-членов;

– Определение паритетов и курсов валют; не допускать способности конкурентноспособного обеспечивания валют;

– Обеспечивание функционирования интернациональной денежной систем методом согласования и координации денежной политики и укрепления денежных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечивание упорядоченных взаимоотношений в денежной области меж странами-членами;

– Предложение содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении денежных ограничений;

– Предложение поддержки странам-членам при помощи предоставления ссуд и кредитов в заграничной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации денежных курсов;

– Предоставление консультаций по экономическим и денежным вопросам;

– Уменьшение продолжительности и сокращение ступени неуравновешенности интернациональных платежных балансов стран-членов;

– Контроль за соблюдением странами-членами кодекса поведения в интернациональных денежных отношениях.

Определение МВФ

Международный денежный фонд, МВФ (InternationalMonetaryFund, IMF) – интернациональная организация, созданная для регулировки валютно-кредитных взаимоотношений между государствами-членами и предложения им денежной поддержки при денежных затруднениях, вызываемых недостатком платежного равновесия, методом предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в заграничной валюте. Фонд имеет статус спец учреждения ООН. Фактически он работает институциональной основой мировой денежной системы.

Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, округ Колумбия. МВФ и еще имеет собственные консульства в наиболее чем 80 государствах по всему миру, что демонстрирует его масштабный характер и тесные взаимосвязи с государствами-членами. Экономический год Фонда продолжается с 1 мая по 30 апреля.

МВФ имеет расчетную единицу – Особое право заимствования (СДР). Курс СДР к баксу Соединенных Штатов на 2 марта 2013, составил 1.5149 долл. Соединенные Штаты. Пересчет денежных этих МВФ в американские доллары примерен и приводится для удобства.

Малое значение курса наблюдалось в начале января 2002 г 1,24 долл. Соединенные Штаты за 1 СДР, а предельное значение в начале марта 2008 г 1,64, собственно было связанно с финансово-экономическим упадком, проявившимся в форме мощного смещения в худшую сторону всех ключевых финансовых признаков во множистве развитых государств, и произошедшая далее в конце такого же года масштабная рецессия.

Квоты в МВФ:

Вклады по квотам считаются центральным компонентом экономических ресурсов МВФ. Для любого государства-члена МВФ устанавливается квота, базирующаяся в общем на его условном положении в мировой экономике. Квота государства-члена характеризует наибольший объем его денежного обязательства перед МВФ, а аналогично количество его , и оказывает большое влияние на его доступ к финансированию от МВФ.

В следствии 14-го Совместного пересмотра квот:

– Повышение в два раза совместного объема квот с примерно 238,4 миллиардов. СДР до предположительно 476,8 миллиардов. СДР (в пределах 767 миллиардов. долл. Соединенных Штатов по текущим обменным курсам);

– Перераспределение наиболее 6 процентов частей квот динамично увеличивающимся государствам с формирующимся рынком и развивающимся государствам;

– Перераспределение наиболее 6 процентов частей квот от государств-членов с излишним консульством государствам-членам с неудовлетворительным консульством;

– Значительно реструктурированы части квот. Китай становится 3 по объему квоты государством-членом МВФ, и 4 державы с формирующимся рынком и развивающиеся державы (Бразилия, Индия, Китай и Наша родина) входят в количество 10 огромнейших акционеров Фонда;

– Сбережение части квоты и беднейших государств-членов.

Функции МВФ

Вся работа МВФ базируется на монетарном подходе к регулировке экономики. Это достигается с помощью исполнения последующих главных функций.

– Предложение экономической поддержки для преодоления недостатка платежного равновесия. Чтобы достичь желаемого результата нужно будет дать МВФ программу реформ, в какой будут показаны планы правительства по преодолению имеющихся сложностей.

– Надзорная функция. У МВФ есть право исследования за политикой стран-членов по установлению денежных курсов и подходящей макроэкономической политики.

Любая держава дает МВФ информацию, по его запросу, которая важна для претворения в жизнь надзора за ее финансовой политикой.

Основная задача – своевременно обнаружить потенциально небезопасные макроэкономические дисбалансы, которые имеют все шансы воздействовать на устойчивость денежных курсов и отдать правительству советы по их исправлению.

– Претворения в жизнь консультирования и совместной работы. Тех. поддержка. В ЦБ и министерства денег и статистические органы государств, которые запросили поддержка, следуют миссии. И еще вероятна экспертиза приготовляющихся законодательных документов.

Организационная структура Фонда

Высший управляющий орган МВФ – Совет правящих (Board of Governors), в нем любая страна-член представлена правящим и его заместителем. В большинстве случаев, это министры финансов или же главы ЦБ.

Внесение перемен в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их частей в капитале, выборы исполнительных начальников. Управляющие собираются на сессии 1 раз в год, хотя имеют все шансы проводить заседания, и еще ать по почте в хоть какое время.

В МВФ присутствует принцип «взвешенного» числа : вероятность стран-членов оказывать действие на деятельность Фонда при помощи ания ориентируется их долей в его капитале. Любое правительство имеет 250 «базисных» независимо от величины его вклада в капитал и в добавок по 1 голосу за любые Сто тысяч СДР суммы данного вклада.

Таковой порядок выдает решающее большинство основным странам.

Наибольшим числом в МВФ владеют (на начало 2012 г.): Соединенные Штаты – 16,4%; Япония – 6,46%; Китай – 6,34% Германия – 6%; Англия – 4,96; 15 основных государств имеют в пределах 65%.

На долю других государств, составляющих в пределах 84% числа членов Фонда, приходится только 35% .

Решения в Совете правящих обыкновенно воспринимаются обычным большинством (не ниже половины) , а по главным вопросам, которые имеют оперативный или стратегический характер, – «специальным большинством» (в соответствии с этим 70 либо 85% стран-членов).

Невзирая на некое уменьшение удельного веса Соединенных Штатов и ЕС, они как и прежде имеет право налагать вето на основные решения Фонда, принятие которых требует наибольшего большинства (85%).

Из этого можно сделать вывод, что Соединенные Штаты совместно с основными западными странами имеют вероятность контролировать над ходом принятия решений в МВФ и подталкивать его деятельность отталкиваясь от собственных интересов.

Что касается развивающихся государств, то при наличии скоординированных поступков они и еще в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Но достичь согласованности большому количеству разнородных государств трудно.

Весомую роль в организационной структуре МВФ играет Интернациональный денежный и экономический комитет МВФК (International Monetary and Financial Committee, IMFC), который состоит из 24 правящих МВФ, даже от России, и собирается два раза в год на сессии.

Данный комитет считается совещательным органом Совета правящих, не имеющим возможностей для принятия директивных решений.

И все же, он исполняет главные функции: обращает деятельность Исполнительного совета; производит стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой денежной системы и работы МВФ; выдает Совету правящих предложения о внесении поправок в Заметки Соглашения МВФ.

Подобную роль играет и еще Комитет по развитию – Объединенный министерский комитет Советов правящих ВБ и Фонда (Joint IMF – World Bonk Development Committee).

Совет правящих передает почти все собственные возможности Исполнительному совету (Executive Board), то есть директорату, который отвечает за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, своевременных и административных вопросов.

Исполнительный совет МВФ подбирает на пятилетний срок начальника – распорядителя. Он обязан быть адептом одной из европейских государств.

Понемногу, за время собственного существования, МВФ преобразился в компанию, регулирующую валютно-кредитные дела на наднациональном уровне. МВФ стал основным звеном в образовавшейся системе регулировки мировой экономики.

Длительное время Соединенные Штаты были государством, во многом характеризующей политику МВФ, сообща с Западной Европой. Но в в последнее время стал возрастать авторитет Китая, азиатских и африканских государств (по количеству квот).

Относительно отношений Рф с МВФ, то они разноплановы. Еще бы, вступление Росси в МВФ содействовало ускорению ее интеграции в крупную экономику и крупную денежную систему. Очередным актуальным полезным моментом роли Рф в МВФ возможно считать облегчение трудности реструктуризации внешней задолженности (сначала перед Парижским и Английским клубами кредиторов)

Источник: //utmagazine.ru/posts/7595-mezhdunarodnyy-valyutnyy-fond-mvf

Мировой Валютный Фонд: история развития, цели, задачи, структура, роль в мировой экономике

Удвоение МВФ или возникновение третьей силы?

МВФ, или Мировой Валютный Фонд – это особое учреждение, созданное Организацией Объединенных Наций (ООН), способствующее улучшению международного сотрудничества в сфере экономики и финансов, а также регулирующее стабильность валютных отношений.

Кроме того, МВФ интересуется вопросами развития торговли, всеобщей занятостью, улучшением уровня жизни населения стран.

Управление данной структурой осуществляется 188 странами, являющимися членами организации. Несмотря на то, что Фонд создан ООН, как одно из своих подразделений, функционирует он обособленно, имеет отдельный Устав, управленческую и финансовую системы.

История создания и развития Фонда

В 1944 году на одной из конференций, проводимой в г. Бреттон-Вудсе в штате Нью-Хэмпшир (США), комиссией из 44 стран было принято решение создать МВФ. Предпосылками его возникновения стали следующие проблемные вопросы:

  • формирование благоприятной «почвы» для международного сотрудничества на мировой арене;
  • угроза повторной девальвации;
  • «реанимация» мировой валютной системы от последствий Второй мировой войны;
  • и другие.

Однако официально Фонд был создан только в 1945 году. На момент создания в нем насчитывалось 29 стран-участниц. МВФ стал одной из международный финансовых организаций, учрежденной на той конференции.

Другой же стал Всемирный Банк, сфера деятельности которого несколько отличаются от рабочих областей Фонда. Но две эти системы удачно взаимодействуют между собой, а также оказывают содействие друг другу в решении различных вопросов на высочайшем уровне.

Цели и задачи МВФ

При создании МВФ были определены следующие цели его деятельности:

  • развитие сотрудничества стран в сфере международных финансов;
  • стимулирование международной торговли;
  • контроль над стабильностью валютных отношений;
  • участие в создании универсальной системы расчетов;
  • оказание взаимопомощи между государствами-участниками МВФ тем из них, кто находится в трудном финансовом положении (при гарантированном исполнении условий предоставления финансовой помощи).

Важнейшей задачей фонда является регулирование баланса валютно-финансового взаимодействия стран друг с другом, а также предотвращение предпосылок возникновения кризисных ситуаций, контроль над уровнем инфляции, ситуацией на валютном рынке.

Изучение финансовых кризисов прошлых лет показывает, что страны, находясь в таком положении, становятся зависимыми друг от друга, а проблемы различных отраслей одной страны могут отражаться на состоянии данного сектора другой страны, или отрицательно повлиять на ситуацию в целом.

МФВ в этом случае осуществляет надзор и контроль, а также оказывает своевременную финансовую помощь, позволяющую странам проводить необходимую экономическую и валютную политику.

Органы управления МВФ

МВФ развивался под воздействием изменений общей экономической ситуации в мире, поэтому совершенствование структуры управления происходило постепенно.

Итак, современное управление МВФ представлено следующими органами:

  • Вершиной системы является Совет управляющих, который состоит из двух представителей от каждой страны-участницы: управляющего и его заместителя. Этот орган управления собирается единожды в год на Ежегодном Совещании МВФ и Всемирного банка;
  • Следующее звено системы представлено Международным валютно-финансовым комитетом (МВФК), который состоит из 24 представителей, которые встречаются дважды в год;
  • Ежедневно работает Исполнительный совет МВФ, который представлен одним участником от каждой страны, и осуществляет свои функции в штаб-квартире фонда в Вашингтоне.

Описанная выше система управления была утверждена в 1992 году, когда в МВФ вступили бывшие члены Советского Союза, значительно увеличившие количество участников фонда.

Структура МВФ

Пять наиболее крупных государств (Великобритания, Франция, Япония, США, Германия) назначают исполнительных директоров, а оставшиеся 19 стран выбирают остальных.

Первое лицо фонда одновременно является главой персонала и председателем Исполнительного совета фонда, имеет 4-х заместителей, и назначается советом на срок 5 лет.

При этом управляющие могут выдвигать кандидатуры на данный пост, или же самовыдвигаться.

Основные механизмы кредитования

За годы деятельности МВФ разработал несколько способов кредитования, которые прошли испытание на практике.

Каждый из них подходит для определенного финансово-экономического уровня, а также оказывает соответствующее влияние на него:

  • Нельготное кредитование;
  • Кредит стенд-бай (СБА);
  • Гибкая кредитная линия (ГКЛ);
  • Линия превентивной поддержки и ликвидности (ЛПЛ);
  • Механизм расширенного кредитования (ЕФФ);
  • Инструмент для ускоренного финансирования (РФИ);
  • Льготное кредитование.

Страны-участницы

В 1945 году МВФ состоял из 29 стран, но на сегодняшний день их число достигло 188. Из них 187 государств признано участниками фонда полностью, и одно – частично (Косово). Полный список стран-участниц МВФ в свободном доступе опубликован в сети вместе с датами вступления их в фонд.

Условия странам для получения кредита от МВФ:

  • Главное условие для оформления кредита – быть участником МВФ;
  • Сформировавшаяся или возможная кризисная ситуация, при которой отсутствует возможность финансирования платежного баланса.

Кредит, предоставленный фондом, дает возможность осуществить меры по стабилизации кризисной ситуации, проведение реформ для укрепления баланса и улучшить экономическую ситуацию государства в целом. Это станет гарантированным условием возврата такого кредита.

Роль Фонда в мировой экономике

Международный Валютный Фонд выполняет огромную роль в мировой экономике, расширяя сферы влияния мегакоропораций на страны с развивающейся экономикой и кризисным финансовым положением, контролируя валютный обмен и многие другие аспекты макроэкономической политики государств.

С течением времени развитие фонда ведет курс на превращение его в международный орган контроля над финансово-экономической политикой множества стран. Не исключено, что реформы приведут к волне кризисов, однако они пойдут лишь на пользу фонду, увеличив количество кредитов в несколько раз.

Мвф и всемирный банк – в чем различие?

Несмотря на то, что МВФ и Всемирный банк были учреждены примерно в одно и то же время, и имеют общие цели, в их деятельности есть существенные различия, о которых необходимо сказать:

  • Всемирный банк, в отличие от МВФ, занимается вопросами улучшения уровня жизни, финансируя отельные сектора на долгосрочной основе;
  • Финансирование каких-либо мероприятий происходит не только за счет стран-участников, но и с помощью выпуска ценных бумаг;
  • Кроме того, Всемирный банк охватывает более широкий перечень дисциплин и спектров действия, чем Международный Валютный Фонд.

Несмотря на существенные различия, МВФ и Всемирный банк активно сотрудничают в различных областях, например, в помощи странам, находящимся за чертой бедности, проводя при этом совместные совещания и совместно осуществляя анализ их кризисного положения.

Загрузка…

Источник: //forex365.ru/poleznoe/mvf-rasshifrovka.html

Международный валютный фонд. Его роль в мировой экономике

Удвоение МВФ или возникновение третьей силы?

Международный валютный фонд (МВФ) — специальное агентство Организации Объединенных Наций, учреждённое 184-мя государствами.

МВФ был создан 27 декабря 1945 года поcле подписания 28-ю гоcударствами соглашения, разработанного на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе 22 июля 1944 года.

В 1947 года фонд начал свою деятельность. Штаб-квартира МВФ раксполагается в г. Вашингтоне, США.

МВФ является международной организацией, которая объединяет 184 государства.

Фонд был создан для обеспечения международного сотрудничества в денежной сфере и поддержания стабильности валютных курсов; поддержки экономического развития и уровня занятости в странах мира; и обеспечения дополнительными денежными средствами экономики того или иного государства в краткосрочном периоде.

С того времени, как МВФ был создан, его цели не претерпели изменений, однако его функции — которые включают наблюдение за состоянием экономики, финансовую и техническую помощь странам — значительно развились для обеспечения изменяющихся целей государств – членов фонда, являющихся субъектами мировой экономики.

Рост количества членов МВФ, 1945 – 2003 годы
(number of countries)

Цели Международного валютного фонда следующие:

  • Обеспечивать международное сотрудничество в денежной сфере через сеть постоянных институтов, которые консультируют и принимают участие в решении многих финансовых проблем.
  • Содействовать развитию и сбалансированному росту международной торговли, и вносить вклад в продвижение и сохранение высокого уровня занятости и реальных доходов и развивать продуктивные силы во всех странах – членах фонда, как первичные объекты экономической политики.
  • Обеспечивать стабильность валютных курсов, сохранять правильные обменные соглашения между участниками и избегать разлиных дескриминаций в данной сфере.
  • Помогать построению многосторонней системы платежей в отношении текущих транзакций между странами – членами фонда и для снятия ограничений на обмен валют, которые препятствуют росту международной торговли.
  • Обеспечивать поддержку государств – членов фонда, предоставляя средства фонда для решения временных проблем в экономике.
  • В соответстветствии с перечисленным выше, сокращать продолжительность и уменьшать степень неуравновешенности международных балансов счетов своих членов.

Роль Международного валютного фонда

МВФ помогает странам развивать свою экономику и осуществлять отдельные экономические проекты при помощи трех основных функций — предоставление займов, техническая помощь и наблюдение.

Предоставление займов.

МВФ обеспечивает финансовую помощь странам с низким доходом, испытывающим проблемы платежного баланса по программам Средства для сокращения бедности и стимулирования роста (PRGF) и, для временных потребностей, появляющихся в результате внешних воздействий, по программе Exogenous Shocks Facility (ESF). Процентная ставка по PRGF и ESF концессионная (только 0.5 процента), и займы возмещаются в течение 10 лет.

Другие функции МВФ:

  • содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  • расширение мировой торговли
  • стабилизация денежных обменных курсов
  • консультирование стран-дебиторов (должников)
  • разработка стандартов международной финансовой статистики
  • сбор и публикация международной финансовой статистики

Структура органов управления

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.

В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров.

Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также ать по почте в любое время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США).

Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте.

Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

Исполнительный совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия.

Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Примером такой группы стран может служить объединение стран-бывших среднеазиатских республик СССР под руководством Швейцарии, которое получило название Гельветистан[3].

Часто группы формируются странами со схожими интересами и обычно из одного региона, например, франкоязычные страны Африки.

Самым большим количеством в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,08 %(16,407% – 2011); Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %(6,46% – 2011); Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Китай — 2,94 % (6,394% – 2011); Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества : возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью ания определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса.

В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, число её увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа , полученных за взнос страны в капитал Фонда.

Такой порядок обеспечивает решающее большинство ведущим государствам.

Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) , а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85% стран-членов).

Несмотря на некоторое сокращение удельного веса США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %).

Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающиеся страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений.

Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК; англ. International Monetary and Financial Committee). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы.

Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений.

Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ.

Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда (Joint IMF — World Bank Development Committee).

Совет управляющих (1999)Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (англ. Executive Board), то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. — около 2478 человек из 143 стран).

Как правило он представляет одну из европейских стран. Директор-распорядитель (с 5 июля 2011) — Кристин Лагард (Франция), её первый заместитель — Джон Липски (США).

Глава постоянного представительства МВФ в России — Одд Пер Брекк.

Источник: //mega-eworld.com/pub/section100525/element2391088/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.