+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Учет расходов на привлечение иностранных работников

Содержание

Прием на работу иностранных граждан 2018

Учет расходов на привлечение     иностранных работников

ОГЛАВЛЕНИЕ

• Правовые статусы иностранных лиц в РФ                 • Приём временно проживающего в РФ

• Документы для оформления иностранца                  • Приём постоянно проживающего в РФ

• Действия работодателя (по 2м режимам)                  • Приём высококвалифицированного специалиста

Законодательство РФ не запрещает юридическим, физическим лицам и ИП принимать на работу иностранных лиц. Чтобы провести правильно процедуру трудоустройства, юр., физ. лицам и ИП необходимо иметь представление о том, в каком правовом поле пребывает иностранец в РФ. Работодатели должны знать, какие документальные разрешения потребуются от них и иностранного наемного сотрудника.

Правовые статусы иностранных лиц в РФ

Согласно Федеральному закону №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 г. существует несколько статусов.

1) Временно пребывающие. Подтверждается визой, если иностранец приехал из страны с визовым режимом въезда или миграционной картой, если порядок его въезда в РФ не подразумевает оформления визы. Период временного пребывания по визе равняется сроку ее действия, по миграционной карте – не более 90 дней, исключения п.1 ст. 5 Закона №115-ФЗ.

По окончании этих сроков иностранец обязан покинуть страну, если не было получено разрешение на продление периода пребывания или на временное проживание.

Такие разрешения выдаются в федеральном органе исполнительной власти по вопросам миграции (ФМС — Федеральная миграционная служба) и в его территориальных подразделениях.

Размеры госпошлины за выдачу и продление разрешительных документов указаны в пп. 11. п.1. ст. 333.28 НК РФ.

Если иностранец, приехавший по миграционной карте, в течение 90 суток оформил трудовой или гражданско-правовой договор и ему выдали патент на работу, тогда период его временного пребывания составляет время действия этих договоров, но не более чем 1 год со дня приезда в РФ. Такое временное ограничение не распространяется на высококвалифицированных специалистов и иностранцев, вступивших в трудовые взаимоотношения с ИП.

Внимание! Если по приезду в РФ иностранец, прибывший на сновании миграционной карты, не указал в ней, что цель его визита – работа, тогда ФМС не даст ему патент на работу (Закон №230-ФЗ от 21.07.2014 г.).

2) Временно проживающие. Иностранное лицо получило в ФМС разрешение на временное проживание (РВП), которое дается на 3 года. Существуют квоты на получение РВП.

Временно проживающий иностранец не может по своему желанию изменить место жилья в пределах субъекта РФ, где ему оформили разрешение или переехать за его пределы. Значит, работать он может только в том месте РФ, где было оформлено РВП.

Ежегодно нужно проходить перерегистрацию РВП. Величина госпошлины за РВП указана в ст.333.28 НК РФ.

3) Постоянно проживающие. Иностранному лицу выдали вид на жительство (ВНЖ). Его получают в ФМС на 5 лет, продлевается неограниченное количество раз. Ежегодно необходимо проходить перерегистрацию. Заявление на ВНЖ подается в момент действия РВП (3 года), максимум за полгода до прекращения РВП. Величина госпошлины за оформление ВНЖ указана в пп.10.п.1.ст.333.28 НК РФ.

Документы, которые потребуются для оформления трудового договора с временно пребывающим иностранцем (визовый и безвизовый режим)

Необходимый список документов (ст. 65, ст. 327.3 ТК РФ):

  • паспорт; документ, подтверждающий личность;
  • миграционная карта, для тех, кто приехал в безвизовом порядке и виза, кто въехал в визовом режиме;
  • патент (безвизовый режим) или разрешение на работу (визовый режим);
  • трудовая книжка российского формата;
  • документ, подтверждающий квалификацию и образование. Они должны пройти консульскую легализацию, быть переведены на русский язык, нотариально заверены;
  • полис добровольного медицинского страхования.

Интересно! Работать по патенту или разрешению на работу временно пребывающие иностранцы могут на той территории РФ, где были оформлены им эти документы.

https://www.youtube.com/watch?v=MDKDSeguoco

Закон №357-ФЗ от 24.11.14 г. гласит, что все иностранные лица обязаны подтвердить знание законодательных основ РФ, ее истории и русского языка.

Действия работодателя при устройстве иностранца по визовому режиму:

  1. оформить в ФМС ходатайство на выдачу приглашения для въезда иностранца в страну;

Источник: https://ip-spravka.ru/kadry/priem-na-rabotu-inostrannyx-grazhdan

Как списать расходы на иностранных работников работодателю

Учет расходов на привлечение     иностранных работников

В настоящее время не является особой редкостью наличие в штате российской компании иностранных работников (мигрантов).

Причин приема на работу таких сотрудников может множество. Для некоторых работодателей важна интеллектуальная составляющая у трудящегося, когда из числа российских граждан не были найдены подходящие работники.

Иные компании стремятся нанять на работу иностранцев, отталкиваясь от физических способностей.

В любом случае, очень важно знать, что труд представителей других стран регулируется иначе, чем граждан Российской Федерации.

Существуют определенные правила, нюансы и тонкости приема на работу иностранцев, а также продолжения их трудовой деятельности у российского работодателя.

Нередко руководящий состав предприятий задается таким вопросом, как списать расходы на иностранных сотрудников.

Перед тем, как получить ответ на него, стоит немного разобрать в отличиях трудоустройства россиян, и кто таковыми не являются.

Патентная система

Итак, для начала стоит сказать, что большинство иностранцев трудятся на территории Российской Федерации на основе патента. Это такой документ, который дает право мигранту абсолютно легально трудиться в пределах нашей страны. Чтобы его получить, необходимо знать определенные правила, этапы и способы.

Сейчас в Российской Федерации можно выделить условно такие категории иностранцев:

Прибывая на территорию нашего государства без оформления визы с целью осуществления трудовой деятельности, получение патента на работу является обязательным. При этом устроиться на работу иностранец может как у работодателя, являющегося юридическим лицом, так и у индивидуального предпринимателя, то есть у физического лица.

Однако с 2016 года введены некоторые ограничения, которые касаются территории действия трудового патента. Так, в нем указывается та местность, где иностранный гражданин имеет право законно работать.

Так, например, мигрант может трудиться либо на территории Москвы, либо в Московской области. Использовать оба варианта не представляется возможным на основании действующих в Российской Федерации законодательных норм.

Таким примером может служить трудоустройство только в Санкт-Петербурге или только в Ленинградской области.

В противном случае, при нарушении территориальной привязки патента, иностранный гражданин может быть подвергнут выдворению за пределы России или на него может быть наложен штраф в размере 7 000 рублей.

К тому же, может быть предусмотрен полный запрет на посещение российского государства от 3 лет до целого десятилетия.

Если у мигранта есть желание трудиться в разных местностях, то для каждой территории стоит оформлять отдельный патент.

В 2019 году патентная система не затрагивает тех безвизовых мигрантов, чьи страны входят в состав Таможенного союза. Другими словами, такие государства подписали особое соглашение об упрощении перехода границ между ними и присвоили гражданам более привилегированный статус по сравнению с иными мигрантами.

В патенте на работу с недавнего времени указывается специальность представителя иностранного государства. А срок его действия максимально составляет 12 месяцев.

Помощь работодателя в получении патента иностранным работником и списание расходов на него

Для большинства иностранных граждан получение такого документа, как патент на работу – это сложный процесс. Не зная российских законов, изучить их в кратчайший срок довольно непросто. Чтобы избежать долгих процедур оформления патента и исправления недочетов и ошибок, потенциальные иностранные работники надеяться на помощь российских предприятий или посредников.

Работодатели часто оказывают содействие мигрантам и берут на себя расходы, понесенные за услуги посредников в сфере миграции и легализации трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации. После успешных процедур и получения патентов компания начинает решать вопрос списания данных расходов. Этот вопрос довольно актуален и неоднозначен в своем понимании.

Так, некоторые разъяснения были даны Федеральной налоговой службой. Ее комментарии сводятся к тому, что списание – это не совсем верный ход с точки зрения законодательства РФ.

Так, фактически оплата услуг посредников при получении патента на легальное трудоустройство – это затраты в пользу конкретного физического лица и в его интересах.

Полагается, что учитывать эти суммы как прочие довольно рискованно, даже если есть грамотно оформленные договоры и акты об оказании таких посреднических услуг.

При разрешении вопроса о компенсации данных затрат предлагается такой план действий. Заключается он в том, чтобы привязать расходы с заработной платой иностранного работника.

Так, можно учесть их в качестве оплаты труда такого трудящегося.

При этом, обязательно стоит учесть, что взносы в фонты и удержание НДФЛ – это обязательные условия правильного ведения бухгалтерского учета любой российской компании и индивидуального предпринимателя.

Затраты

Привлечение иностранного работника российским работодателем непременно влечет за собой определенные расходы.

Так, предприятие на территории Российской Федерации в лице своих уполномоченных сотрудников должны учитывать затраты:

  • на получение специального разрешения, чтобы использовать у себя в компании труд иностранцев;
  • на оформление приглашения мигранту, на основании которого он может въехать на территорию РФ и вести трудовую деятельность на законных основаниях;
  • на оформление разрешения трудиться, если гражданин иностранного прибывает в «визовом» режиме.

Именно относительно «визовых» мигрантов наблюдается большая вовлеченность работодателя для привлечения такого работника. При этом стоит учитывать, что существуют квоты для «визовых» представителей на каждый год.

Существует ошибочное мнение о том, что иностранцы могут принести компании экономию, если будут трудиться у них. Это вовсе не так.

Стоит подчеркнуть, что законодатель бы такого точно не допустил, так как труд мигранта мог бы составить отличную конкуренцию российским гражданам.

В Российской Федерации не должно быть никакой дискриминации собственных граждан в отношении получения рабочих мест, так как это напрямую зависит от поддержания должного уровня жизни россиян.

Как уже понятно, экономия в финансовом плане для работодателей со штатом иностранцев отсутствует. В некотором роде, можно даже говорить и о затратах на них в большем размере.

Так, ставка налога на доходы физических лиц равна 13%. Однако стоит учесть, что иностранный гражданин, оформивший патент и работающий менее полугода на российском предприятии, его доход подлежит налогообложению в размере 30%. После 6 месяцев ставка равна 13%.

Удержание НДФЛ всегда производит работодатель. Но ситуация с патентом немного осложняет стандартную ситуацию.

Так, получается, что мигрант внес так называемый «аванс» по налогу на доход физических лиц в виде взноса за свой патент.

Поэтому бухгалтерии работодателя очень важно правильно рассчитать заработную плату иностранца, чтобы она была таковой, чтобы НДФЛ от нее равнялся стоимости патента.

Но это еще не все. Необходимо обратиться в налоговый орган за получением разрешения на налоговый вычет за патент. Практика показывает, что не в 100% случаев таковое разрешение можно получить.

Если поступит отрицательный результат по налоговому вычету, то налогообложение будет исчисляться в двойном размере:

  • за оплату патента на трудоустройство;
  • НДФЛ при получении дохода в вид заработной платы иностранца.

Имеют место и страховые взносы на работающих легально мигрантов.

Общая картина выглядит таким образом:

  • обязательно оформляется СНИЛС, так как на представителей иных государств, трудящихся в Российской Федерации, распространяются законодательные нормы относительно пенсионного страхования;
  • работник-мигрант самостоятельно оформляет себе медицинский полис. Исключение составляют только граждане Армении, Казахстана и Беларуси. Их медицинские полисы приравнены к российским;
  • осуществление взносов в Фонд социального страхования. Ставка равна 1,8% для иностранцев.

Так, предприятиям российской экономики должны в обязательном порядке соблюдать данные требования.

Аренда жилья иностранного работника

Российские компании нередко заключают договоры найма жилых помещений для своих сотрудников, в том числе и иностранных. В последующем приходится решать вопрос о том, как списывать данные расходы на своем предприятии. Так, для начала нужно понять, как учитывать данные расходы.

Вариантов может быть несколько:

  • расходы на аренду жилой площади включены в оклад работника;
  • компенсация работодателем прописана в трудовом договоре с мигрантом.

О том, каким способом будет осуществляться налогообложение в данном случае, нет единого подхода ни в налоговой, ни в судебной практике.

Предлагается применять:

  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доход физических лиц.

В настоящее время оба варианта имеют право на существование. Однако необходимо правильно оформлять документы, чтобы при проведении налоговых проверок не были выявлены нарушения, не последовали судебные тяжбы и, как следствие, штрафные санкции для компаний.

Если расходы по договору найма жилья для иностранца включать в фонд оплаты труда работника, то их можно легко и просто вычитать из итоговой суммы. Но стоит помнить, что в данной сумме нужно учитывать и НДФЛ, и страховые взносы. При том, что налоговая база по налогу на прибыль также включается.

Второй вариант выглядит более привлекательным для работодателей. Он предполагает, что выплачивать налог на доход физических лиц нет необходимости, а равно и страховые взносы. Только есть один очень важный нюанс.

Для налоговых органов необходимо подробное документальное подтверждение.

В список должны входить договоры найма и прочая документация, из которой будет следовать наличие интереса работодателя предоставлять жилье иностранцу, а не в его личных целях.

Кроме того, в налоговую нужно предоставлять подтверждение внесения оплат.

Как видно, трудоустройство иностранных сотрудников – это процесс, отличающийся от приема на работу граждан Российской Федерации. В некоторой степени он усложнен.

Однако если один раз детально и вдумчиво разобраться во всех тонкостях данного миграционного вопроса, понять алгоритм действий и возможность списания расходов, то можно без осложнений и ошибок принимать на работу мигрантов из любых стран: с визовым режимом с Российской Федерацией или безвизовым для представителей отдельных стран.

Источник: http://passportrus.ru/migracija/trudoustrojstvo/kak-spisat-rashody-na-inostrannyh-rabotnikov/

Прием на работу иностранного работника (порядок оформления и необходимые документы)

Учет расходов на привлечение     иностранных работников

  1. Новые требования к иностранцам, планирующим жить и работать в России

  2. Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ на основании визы

  3. Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы

  4. Какие документы нужны для заключения трудового оговора с иностранным гражданином, временно пребывающим в России

  5. Привлечение работников-иностранцев, временно проживающих в РФ

  6. Оформление на работу иностранца, временно проживающего в РФ

  7. Привлечение работников-иностранцев, постоянно проживающих в РФ

  8. Особенности оформления на работу иностранца – высококвалифицированного специалиста

  9. Особенности привлечения работников-иностранцев – граждан республики Беларусь, республики Казахстан, Киргизии и переселенцев

  10. Когда не нужно разрешение на работу – прием на работу беженцев, переселецнев и пр.

  11. Исчисление и удержание НДФЛ с доходов работников – иностранцев

  12. Особенности труда иностранных работников, временно пребывающих и временно проживающих в России

  13. Особенности, связанные с увольнением иностранного работника

  14. Административная ответственность работодателя

  15. Полезные ссылки по теме

Новые требования к иностранцам, планирующим жить и работать в России

С 01.01.2015 вступают в силу изменения действующего законодательства, регулирующие порядок проживания и трудоустройства в России иностранных граждан.

Патент на работу для иностранного работника

Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ на основании визы

Согласно статье 2 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25 июля 2002 г.

№ 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Согласно статье 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется следующим образом:

  • в отношении иностранного гражданина, имеющего визу на въезд в Российскую Федерацию, – равен сроку действия выданной ему визы;
  • в отношении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, – не может превышать 90 суток;
  • в отношении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и членов его семьи – равен сроку действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ.

По истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации.

При въезде в Российскую Федерацию иностранный гражданин обязан получить и заполнить миграционную карту, которая подтверждает его право на временное пребывание в Российской Федерации (в случае прибытия в РФ в порядке, не требующем получения визы), а также служит для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Согласно статье 2 Закона № 115-ФЗ миграционная карта – это документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Форма миграционной карты, порядок ее использования и порядок финансирования мероприятий по обеспечению миграционными картами устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 “О миграционной карте”.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту.

Миграционная карта является одним из основных документов, подтверждающих законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации и служащих для осуществления контроля за его временным пребыванием на территории Российской Федерации.

Миграционная карта должна находиться у иностранного гражданина в течение всего срока его временного пребывания и подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Виза – это выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Виза содержит следующие сведения:

  • фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов);
  • дату рождения;
  • пол;
  • гражданство (подданство);
  • номер основного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дату выдачи визы;
  • разрешенный срок пребывания в Российской Федерации;
  • номер приглашения на въезд в Российскую Федерацию либо решения государственного органа;
  • срок действия визы; цель поездки;
  • данные о приглашающей организации (приглашающем физическом лице);
  • кратность визы.

Виза может выдаваться дипломатическим представительством, консульским учреждением Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, его представительством на территории Российской Федерации, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается дипломатическая, служебная, обыкновенная, транзитная виза либо виза временно проживающего лица (ст. 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”).

При наличии визы иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, ограничен (90 суток), однако федеральным и региональным законодательством могут предусматриваться исключения.

Чтобы привлечь к труду временно пребывающего в России иностранца, который приехал на основании визы, работодателю нужно выполнить ряд последовательных действий:

  • предварительно договориться с потенциальным иностранным работником, оформить с ним проект трудового договора;
  • подать в территориальный орган ФМС заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранного работника. Узнать – где взять бланк заявления;
  • получить разрешение на привлечение и использование иностранного работника;
  • подать в территориальный орган ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд в РФ иностранного работника;
  • получить для временно пребывающего иностранца разрешение на работу в России;
  • уведомитьналоговый орган в течение 10 дней по месту своего учета (с 01.01.2015 требование утратило силу на основании Закона № 357-ФЗ).

В какой налоговый орган обращаться:

Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы

Для приема на работу безвизового иностранца работодателю не нужно в обязательном порядке получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформлять для них приглашение на въезд в РФ.

Такой иностранец должен иметь разрешение на работу, которое он может получить самостоятельно или через работодателя. Если разрешение на работу получает работодатель, то он и должен подать в территориальный орган ФМС России документы, необходимые для выдачи иностранцу разрешения на работу.

После получения разрешение на работу работодатель может заключить с ним трудовой договор (если такой договор не был заключен до получения разрешения на работу) и допустить его к работе.

В течение трех дней с момента приема на работу каждого безвизового иностранного работника необходимо уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения обо всех случаях:

  • заключения с иностранными гражданами трудовых договоров;
  • допуска к фактической работе без оформления какого-либо договора;
  • предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

29 мая 2014 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация заключили Договор о Евразийском экономическом союзе. Договором установлено, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда.

При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства, поэтому иностранным работникам – гражданам Белорусии и Казахстана не требуется иметь разрешение на работу, а работодатели не обязаны уведомлять органы ФМС, службы занятости и налоговые органы о заключении и расторжении трудового договора.

Вопрос о необходимости уведомить налоговый орган о привлечении и использовании иностранной рабочей силы является спорным.

Споры о правомерности подобных действий рассматривались в Высшем Арбитражном Суде РФ и Верховном Суде РФ.

Так как выводы высших судебных инстанций противоположные, рекомендую направлять уведомление в ФМС, службу занятости и налоговый орган в отношении каждого иностранного работника.

Патент на работу для иностранного работника

Какие документы нужны для заключения трудового договора с иностранным гражданином, временно пребывающим в России

Исходя из статей 65 и 3273 Трудового кодекса РФ Для заключения трудового договора с временно пребывающим в России иностранцем необходимы:

  • паспорт (иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина);
  • миграционная карта и виза (для иностранных граждан, прибывших в визовом порядке);
  • разрешение на работу или патент;
  • трудовая книжка (российского образца);
  • полис добровольного медицинского страхования;
  • документ об образовании и (или) о квалификации, который должен быть легализован путем консульской легализации или проставлением апостиля и переведен на русский язык, а перевод заверен российским нотариусом или посольством (консульством) России.

Привлечение работников-иностранцев, временно проживающих в РФ

Согласно статье 2 Закона № 115-ФЗ временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Виза временно проживающего лица выдается на четыре месяца иностранному гражданину, которому разрешен въезд в Российскую Федерацию для временного проживания, в пределах квоты на выдачу разрешений на временное проживание, порядок определения которой устанавливается Правительством Российской Федерации, или без ее учета (Постановление Правительства РФ от 04.04.2003 N 193 “Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации”).

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/trudovoe_pravo/priem_inostranca_na_rabotu-inostranniy_rabotnik.html

Оформление иностранных работников

Учет расходов на привлечение     иностранных работников

Трудоустройство граждан других государств — довольно распространенная практика в нашей стране. Принимая на работу иностранцев, отечественные работодатели могут преследовать разные цели.

Одни желают видеть в своей компании западных управленцев — экспатов с богатым опытом работы и иным менталитетом, другие используют иностранных граждан в качестве дешевой рабочей силы.

А как оформляются отношения между работодателем и таким сотрудником?

С каждым годом иностранных работников в России становится все больше и больше. В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Мы решили выяснить, как оформляются «иностранные» отношения, как происходит процесс оформления граждан из других государств, а также какие документы требуются в таких случаях.

C этими вопросами нам помогли разобраться эксперты компании «Пепеляев Групп» — юрист практики трудового и миграционного права Анна Семилетова и специалист по миграционным вопросам Екатерина Козлова.

Заграничный элемент

Итак, мы выяснили, кто такой иностранный гражданин. А существуют ли какие-либо категории иностранцев? И есть ли существенные различия в процедуре оформления граждан других государств на работу?

По словам экспертов, иностранный гражданин может относиться к разным категориям в зависимости от статуса его пребывания.

Временно пребывающий — лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий — лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий — лицо, получившее вид на жительство.

Кроме того, как рассказали специалисты, помимо статуса, существуют также различия, зависящие от страны гражданства иностранного работника:

«Принято выделять такие понятия, как “безвизовый иностранный гражданин” — иностранный гражданин, прибывший в Россию в порядке, не требующем получения визы, и “визовый иностранный гражданин” — тот, кому необходимо получать визу для въезда на территорию России».

Необходимо выделить еще одну категорию — категорию высококвалифицированных специалистов. Как рассказали эксперты, таковым признается лицо, имеющее опыт работы, а также навыки или достижения в конкретной области деятельности, заработная плата (вознаграждение) которого составляет два и более миллионов рублей в год.

Если говорить непосредственно о трудоустройстве высококвалифицированных специалистов, то для этой категории работников установлен упрощенный порядок привлечения к трудовой деятельности.

Комментируют эксперты: «Работодатели вправе привлекать высококвалифицированных специалистов без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

На высококвалифицированных специалистов не распространяются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу разрешения на работу.

Высококвалифицированному специалисту разрешение на работу выдается на срок действия трудового договора, при этом максимальный срок действия разрешения и рабочей визы может составлять 3 года (по общему правилу этот срок составляет 1 год).

Срок для принятия органами Федеральной миграционной службы (ФМС) решения о выдаче высококвалифицированному специалисту разрешения на работу составит 14 рабочих дней (то есть около трех недель) со дня подачи ходатайства о выдаче такого разрешения».

Между тем, согласно федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», для осуществления временной трудовой деятельности в Российской Федерации, иностранный работник должен иметь разрешение на работу. Отметим, что на сегодняшний день разрешение на работу на территории нашей страны не требуется только гражданам Республики Беларусь.

«Для осуществления трудовой деятельности временно пребывающим и временно проживающим иностранным гражданам необходимо иметь разрешение на работу.

Постоянно проживающему в России иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу не требуется, поэтому работодатель может принимать такого работника в том же порядке, что и российских граждан», — говорят Анна Семилетова и Екатерина Козлова.

Все такие разные…

Вместе с экспертами мы определили, что иностранные работники могут относиться к разным категориям в зависимости от статуса нахождения на территории России и непосредственно от своего гражданства.

Теперь выясним, как регулируются отношения между работодателями и иностранными специалистами и есть ли какие-либо отличительные особенности в оформлении граждан Республики Беларусь, граждан СНГ и граждан из ближнего и дальнего зарубежья.

По словам экспертов, трудовые отношения с иностранными специалистами регулируются действующим законодательством РФ, а также международными договорами и межправительственными соглашениями между соответствующими государствами.

Что касается оформления и порядка трудоустройства иностранцев на территории Российской Федерации, то он зависит от того, требуется ли им виза для въезда в Россию.

«Для иностранных граждан, пребывающих в РФ на основании визы, разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, разрешение на работу, приглашение на рабочую визу оформляет работодатель, а “безвизовые” иностранцы обращаются в ФМС за разрешением на работу самостоятельно либо через работодателя. Работодатели вправе привлекать “безвизовых” работников к трудовой деятельности без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Особый статус среди “безвизовых” иностранцев имеют граждане Республики Беларусь, которые приравниваются по трудовому статусу к россиянам.

Они пользуются правами и выполняют обязанности, установленные российским трудовым законодательством.

Это означает, что гражданину Белоруссии не требуется получать разрешение на работу, а работодателю не нужно уведомлять государственные органы о его найме», — комментируют специалисты.

Эксперты отмечают, что к какой бы категории ни относился иностранный гражданин, с ним в обязательном порядке должен быть заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор на условиях, предусмотренных законодательством РФ.

Оформим мигранта

Прием специалиста (независимо от его статуса) на работу должен осуществляться строго в соответствии с действующим законодательством. И иностранные работники — не исключение. Как же происходит этот процесс? Об этапах оформления рассказывают наши эксперты.

«Для оформления трудовых отношений с иностранным работником из стран дальнего зарубежья (к примеру, из Испании) работодателю необходимо совершить следующие действия:
 

  • оформление квоты для привлечения иностранной рабочей силы (заявку на квоту на следующий год необходимо подавать до 1 мая текущего года);
  •  получение разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы для работодателя и персонального разрешения на работу для иностранного работника (в случае с „безвизовыми“ иностранцами требуется оформление только персонального разрешения на работу);
  • получение приглашения для рабочей визы иностранного работника;
  • постановка на миграционный учет иностранного работника;
  • уведомление соответствующих государственных органов о найме иностранного работника.

Для оформления трудовых отношений с иностранным работником — высококвалифицированным специалистом необходимо:

  • получить персональное разрешение на работу для иностранного работника (разрешение на работу высококвалифицированный специалист получает лично в ФМС);
  • получить приглашение для рабочей визы иностранного работника;
  • оформить миграционный учет иностранного работника;
  • уведомить соответствующие государственные органы о найме иностранного работника;
  • получить свидетельство о присвоении ИНН для высококвалифицированного специалиста и уведомить об этом ФМС».

Иностранный труд — документально!

После того, как работодатель получит «добро», оформив все разрешительные документы на привлечение и использование иностранной рабочей силы, дело останется за малым — провести стандартную процедуру приема иностранного работника, запросив у него пакет документов, необходимых для трудоустройства. Однако стоит отметить, что не каждый иностранный гражданин знаком с перечнем требуемых бумаг.

Комментируют Анна Семилетова и Екатерина Козлова: «На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Таким образом, при приеме на работу иностранный гражданин должен предъявить те же документы (за некоторым исключением), что и гражданин РФ (в соответствии со ст.

65 Трудового кодекса РФ), а также документы, подтверждающие его право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ (разрешение на работу, рабочая виза или вид на жительство)».

Заграничный работник: пошлины

Работодатель, привлекая в свою организацию гражданина другого государства, должен уплачивать соответствующие пошлины.

Как рассказали эксперты, государственные пошлины оплачиваются за оформление разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, разрешения на работу для иностранного гражданина, приглашение на рабочую визу, а также за оформление многократной рабочей визы.

«За оформление разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы установлена пошлина в размере 6 тысяч рублей (за одного иностранного работника), за оформление разрешения на работу для иностранного гражданина — 2 тысяч рублей, за приглашение для рабочей визы — 500 рублей, а за оформление многократной рабочей визы предусмотрена пошлина в размере 1 тысячи рублей», — рассказали эксперты.

Как видим, процедура оформления граждан других государств является довольно трудоемкой, что порой приводит к минимальному участию закона в этом процессе. Однако обеим сторонам трудовых отношений необходимо помнить: следуя законодательным нормам и работодатель, и сам работник смогут обезопасить себя от ошибок, которые порой приводят к негативным последствиям.

Елизавета Ананьева Rabota.ru

оформление иностранных граждан на работуоформление на работу иностранных гражданоформление иностранцев на работуправила приема на работу иностранных гражданпринять на работу иностранного гражданинапорядок оформления на работу иностранных гражданквоты на иностранных работниковоформление иностранца на работуоформление мигрантов на работуоформление иностранного гражданина на работуоформление на работу иностранного гражданинапорядок оформления иностранных граждан на работу

Источник: http://hr-portal.ru/blog/oformlenie-inostrannyh-rabotnikov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.