+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Убеждающая речь: шесть практических принципов оратора для эффективного воздействия на аудиторию

Содержание

Риторические приемы в публичном выступлении: 12 способов эффективного воздействия на аудиторию

Убеждающая речь: шесть практических принципов оратора для эффективного воздействия на аудиторию

Приветствую, друзья! Рад всех видеть. С вами Юрий Окунев.

Для эффектного выступления мало знать тему и безупречно владеть фактами. Надо уметь вызвать определенные эмоции и чувства у слушателя, сделать свою речь живой и одушевленной, чтобы иметь успех у публики. Нам на помощь придут риторические приемы усиливающие эффект публичного выступления.

Ветер в голове…

Случалось ли вам когда-нибудь сидеть на скучной лекции или собрании, когда выступающий что-то говорит и говорит без конца монотонным голосом, усыпляя слушателей на первых рядах? Наверняка случалось.

И что оставалось в голове после той лекции? Пустота и вольный ветер. А у кого-то еще и досада: эх, столько времени зря потрачено! Не будем уподобляться горе-ораторам, возьмем на заметку основное правило риторики.

Речь оратора должна создавать яркие образы в сознании людей. Тогда выступление будет интересным и запоминающимся, а информация усвоится.

Хорошую речь слушатель «должен видеть и чувствовать» – это сказал Р. Гаррис, знаменитый английский адвокат.

Создавать образы оратору помогают специальные риторические приемы. Цель этих приемов – сделать речь более понятной и интересной, увлечь, завладеть вниманием аудитории и направить мышление масс в нужное русло, то есть убедить.

«Нет красноречия, если нет восхищения слушателей»

А это слова Цицерона, непревзойденного римского мастера слова. Риторических приемов ораторики очень много. Рассмотрим те, которые чаще встречаются.

Синекдоха

Это прием, основанный на переносе названия общего на частное и наоборот. Например:

Германия избежала поражения в матче с Австралией.

Имеется ввиду не географическое положение, а встреча двух футбольных команд в игре – германской и австралийской. Синекдоха повышает эстетичность речи, придает ей глубокое содержание.

Сравнение и метафора

Если вам предстоит затронуть в своей речи абстрактные и философские понятия, постарайтесь найти их наглядный образ в виде физического предмета или явления, который будет знаком и понятен всем присутствующим. На этом основан метод сравнения.

Ярким примером такого приема является публичная речь М.Ходорковского на суде, где ему предъявили обвинение в краже у государства 347 000 000 тонн нефти.

Тогда г-н Ходорковский сравнил этот объем с составом грузового поезда, трижды огибающем Землю по линии эватора. Всем присутствующим в зале суда сразу стало понятно, какая большая цифра 347 миллионов, украсть столько нефти одному человеку нереально.

У приема сравнение есть младшая сестра – метафора. Литературный прием, когда свойства одного объекта переносятся на другой. Пример:

Закат пылал.
Слышен тихий шепот волн.

Закату приписываются свойства огня, а волны своим шелестом похожи на человеческую речь. Метафора применяется в ораторстве реже, чем сравнение. Тем не менее, этот прием повышает художественность речи, усиливает воздействие на слушателей.

Повтор

Самые важные, ключевые моменты вашей речи рекомендуется повторить как минимум два раза в течение всего выступления. Это делается по нескольким причинам:

  • Слушатель может отвлечься, подумать о семье, о каких-то текущих проблемах и пропустить ваши слова мимо ушей. Повторяя мысль, вы заставляете слушателя вернуться в реальность;
  • Повторы основной мысли, выраженной другими словами, создают у слушателей впечатление, что они воспринимают совсем другую информацию (хотя информация та же самая). Таким образом, новая мысль быстрее откладывается в подсознании публики.
  • Если теперь повторить мысль еще раз, и опять в новом варианте, то включится процесс воспоминания. Слушатель вашу мысль выдаст за свою, и согласится с вами. Ваша речь для него станет убедительной.

Будьте осторожны с этим приемом, вставляйте повтор там, где это действительно необходимо.

Повтор утомляет слушателя. Повышает интерес речь, наполненная краткими и объемными образами, не требующая разъяснений.

Четыре способа обыгрывания повтора в тексте

  1. Точь-в-точь. Это повтор, «слово в слово» цитирующий мысль, которая была высказана ранее. Используется для создания дополнительного акцента.
  2. Вариант. Основную мысль пересказываем другими словами, перефразируем.
  3. Расширение.

    Развиваем озвученную ранее мысль, добавляем в нее новые образы, разъясняем спорные моменты. Используйте повтор-расширение в случае, если важный и ключевой тезис, на ваш взгляд, прозвучал неубедительно, затерялся в тексте.

  4. Вывод.

    Краткое обобщение всего сказанного ранее перед переходом к следующей части выступления. В основном используется в лекциях и учебных курсах.

Цитирование

Расположить к себе, растопить лед недоверия малознакомой аудитории поможет цитирование высказываний известных лидеров и общественных деятелей.

На фоне выдержек из исторических документов, изречений философов, ваши слова в понимании публики будут автоматически переводиться в разряд достоверных. Уместно привести 1-2 цитаты в начале выступления, перед переходом к основной части.

Призыв

Заключается в коротком обращении к залу с предложением выполнить определенное действие. Данный прием уместен в случае, если выполняются 2 условия:

  • Вы полностью уверены в доверии и симпатиях аудитории;
  • Вы хотите создать яркий образ вашей идеи в умах слушателей с их непосредственным участием.

Этот способ характерен для военно-патриотических речей, политических выступлений, рекламных акций.

Риторический вопрос

Вопрос, на который нет точного ответа, называется риторическим. Этот метод приглашает слушателя к рассуждениям, активной работе мышления.

– задает свой знаменитый риторический вопрос герой шекспировской трагедии. Прием заставляет слушателя погрузиться в образ, содержание речи. Произнеся вопрос, оратор делает паузу, дает залу возможность подумать.

Не используйте этот прием, если не уверены, что слушатели разделяют вашу точку зрения. Например, на вопрос: «Разве трудно встать пораньше и пробежаться в парке?» можно и не услышать отрицательный ответ, если публика далека от спартанского образа жизни.

Вставка

Оратор делает небольшое замечание как бы «между прочим», вставляет фразу, тем самым он присоединяет аудиторию, делает ее соучастной.

Например, выступающий говорит: «Состояние дорог на сегодняшний момент оставляет желать лучшего». И будто вскользь замечает: «Не мне вам это говорить…»

После такой фразы и многозначительной паузы в зале не останется ни одного слушателя с равнодушным и скучающим лицом. Прием вставка – это беспроигрышный метод привлечь внимание аудитории к обсуждаемой проблеме, придает теме яркий штрих актуальности.

Несмотря на простоту, прием требует от оратора определенной степени раскрепощенности и искушенности в искусстве устного и публичного выступления.

Перекрещивание (хиазм)

Ораторский прием, заключающийся в перекрестном изменении окончаний двух параллельных фраз.

Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве.

Известная фраза К.С. Станиславского, построенная на методе хиазма. А вот другая фраза, в ней добавляется каламбур:

Честь нашей части – это часть нашей чести.

Большинство знаменитых высказываний философов имеет в своей основе прием перекрещивания. Данный метод позволяет повысить убедительность речи и делает выступление оратора более ярким и выразительным.

Антитеза

Суть приема – противопоставление абсолютно разных явлений, процессов, понятий, противоположных по значению. Создается контраст, поражающий воображение слушателей.

«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.»
(А.С. Пушкин)

Намек

Прием используется тогда, когда в силу определенных обстоятельств оратор не хочет напрямую говорить о каком-то событии или явлении. В этом случае выступающий делает намек на данное событие. Пример:

Нестабильные политические обстоятельства, как известно, иногда вынуждают вспомнить о фригийском колпаке.

Если не знать, что «фригийский колпак» — это головной убор, который носили лидеры Французской революции, то смысл этой фразы будет расплывчатым. Надеть фригийский колпак – означает «взяться за оружие».

Важно учесть, чтобы событие или явление, о котором хочет сказать оратор, было понятно и узнаваемо для всех присутствующих, иначе намек пройдет незамеченным и не произведет должного эффекта.

Цепь

Еще один интересный прием, заключается в том, что оратор кидает фразу-сенсацию, вызывая у слушателя шок. Затем оратор выстраивает логическую цепочку, в ходе которой проясняется смысл первой фразы.

Все встает на места, и публика облегченно вздыхает. В пример приведу тост:

«Я хочу, чтобы ты умер… Чтобы ты умер в 100 лет…
Чтобы ты умер в 100 лет от руки ревнивца…
И чтобы твоя смерть была заслуженной!»

Прием цепь позволяет надолго приковать внимание публики к выступающему, и чем длиннее цепочка из слов, тем сильнее возрастает напряжение и интерес в зале.

Неожиданность

Парадоксальное заявление с последующей расшифровкой. Прием неожиданность позволяет застать слушателя врасплох, встряхнуть малоактивную аудиторию, произвести впечатление.

Например, оратор заявляет: «Оптимист – это неудачник!», и добавляет затем «…который считает, что все хорошо» . Данный ораторский метод следует применять достаточно редко и к месту, чтобы не сгладить эффект.

Послесловие

цель любого публичного выступления – это… Как вы думаете, что? Нет, не информация. Целью выступления является передача отношения оратора к теме, его субъективная точка зрения. Донес оратор свою точку зрения до ушей зала, сумел убедить – выступление состоялось. Не донес, застрял на полпути – плохой оратор.

Именно риторические приемы помогают выступающему добиться убеждающего эффекта, создать образ, уверенно повести за собой зал. И конечно, важной составляющей успеха выступления, является сила голоса оратора, его безупречная техника речи.

Подтянуть этот фактор поможет видеокурс тренера по ораторскому мастерству Екатерины Пестеревой «Язык мой – друг мой».
Все упражнения курса снабжены подробными инструкциями и проверены многолетней практикой.

Источник: http://my-day.pro/ritoricheskie-priemy-v-publichnom-vyst/

Успешное публичное выступление и адаптация к аудитории

Убеждающая речь: шесть практических принципов оратора для эффективного воздействия на аудиторию

Для успешного публичного выступления необходимо установить контакт и взаимопонимание с аудиторией, т. е. адаптироваться к ней. Адаптация к аудитории включает в себя:

1)достижение взаимопонимания;

2)привлечение и поддержание интереса аудитории;

3) приспособление к уровню понимания аудитории;

4) укрепление или изменение отношения аудитории к вам или к предмету вашей речи;

5) адаптацию к установкам (мнениям) аудитории.

Достижение взаимопонимания. Это понимание того, что оратор и аудитория располагают одними и теми же сведениями, а также испытывают похожие эмоции и имеют общий опыт.

Достичь этого можно, используя личные местоимения («вы», «нам», «мы», «наше»), задавая риторические вопросы (они стимулируют активность аудитории, а когда слушатели участвуют в разговоре, они лучше понимают его содержание), делясь общими переживаниями (рассказывая случаи из личного опыта, которые показывают, что вы и ваши слушатели имеете много общего), персонифицируя информацию, т. е. относя ее к слушателям, чтобы они поняли, что она имеет отношение и к ним тоже.

Привлечение и поддержание интереса аудитории.

Эта задача решается путем использования четырех принципов: своевременности, близости, серьезности и живости.

Своевременность. Слушателей скорее заинтересует информация, которую они смогут использовать немедленно или, по крайней мере, в ближайшем будущем.

Близость. Слушателей больше будет интересовать информация, которая близка им, которая затрагивает их личное пространство, важные для них вещи, проблемы, связанные с семьей, работой, учебой и т. д., в зависимости от профиля аудитории.

Серьезность. Следует указать на важность излагаемого материала, его связь с физическими, экономическими и психологическими последствиями. Например, преподаватель может отметить, что этот материал обязательно будет в билетах на экзамене. Или что знание этой информации может пригодиться при приеме на работу, при конкурсе на вакантную должность и т. п.

Живость. При ослаблении внимания слушателей необходимо использовать интересные истории, анекдоты, связанные с темой сообщения. Однако важно при этом не увлекаться их использованием, иначе внимание слушателей рассеется от предмета обсуждения. Вообще следует отметить, что живая, образная, эмоциональная речь воспринимается слушателями гораздо лучше, чем размеренная, строго

логичная, монотонная речь, которая быстро усыпляет слушателей.

Яркость речи часто достигается использованием сравнений и метафор. Сравнение — это прямое сопоставление разнородных объектов, которое обычно выражается с помощью слов подобно или как.

Метафора — это сопоставление, которое выражает фигуральную идентичность сопоставляемых объектов. Вместо того что бы сказать, что одна вещь подобна другой, метафора говорит, что одна вещь является другой.

Беглость речи является важной характеристикой ее живости. Беглость означает отсутствие колебаний и таких речевых помех, как «э», «так», «понимаете» и «как бы».

Оратору, готовящемуся к выступлению, нужно усвоить предстоящую речь, а не запомнить ее. Запоминание речи предполагает ее многократное повторение, покатекст не запоминается слово в слово.

Усвоение речи предполагает понимание идей, содержащихся в ней, а также возможность иной словесной формулировки идей.

Для пробуждения и поддержания интереса к сообщению можно начинать его с вопроса и продолжать задавать вопросы во время речи.

Адаптация к уровню понимания аудитории. Важно, чтобы преподносимая слушателям информация была доступна их пониманию. При этом лучше ошибиться в сторону недооценки знаний аудитории, чем в сторону переоценки.

Правда, может оказаться, что часть слушателей обладают необходимыми знаниями для понимания вашего сообщения, и при ориентации на несведущих может возникнуть ситуация, будто вы оскорбляете знающих подозрением в их невежестве.

Чтобы избежать двойственности своей позиции, рекомендуется вначале сделать обзор основных (базовых) положений в форме напоминания слушателям о том, что они уже знают: «Как вы помните…», «Как мы знаем…'BB и т. п. В этом случае и овцы будут целы, и волки будут сыты.

Даже если слушатели обладают необходимыми базовыми знаниями, все равно нужно подумать над способом представления новой информации, который будет способствовать ее пониманию, используя для этого определения, описания, сравнение и приведение примеров.

Формирование позитивного отношения аудитории к себе как оратору.

Этого можно добиться несколькими способами. Первый: хорошо подготовиться к вы ступлению, так как аудитория всегда инстинктивно чувствует, когда оратор «скользит по поверхности», не обладает глубиной проработки излагаемого вопроса.

Следует показать аудитории наличие вспомогательного и подкрепляющего материалов: многих хороших примеров, иллюстраций и подходящих случаев из личного опыта. Положительно влияет и рассказ о личном участии докладчика в том,о чем он говорит. Это создаст у слушателей впечатление о практическом понимании оратором излагаемой проблемы.

Доверие слушателей вызовет этичное поведение оратора. В основе этичнойубеждающей речи лежат четыре правила.

1.Нужно говорить правду. Говорить правду — не значит избегать намеренной, прямой лжи. Если оратор не уверен, что информация правдива, лучше ее неиспользовать.

2.Нельзя преувеличивать значение даваемой информации, делать из частных фактов обобщающие выводы. Это может привести к искажению фактов и рассматриваться слушателями как ложь.

3.Необходимо воздерживаться от личных нападок на тех, кто не согласен с вашими идеями. Оскорбления в адрес противника и другие, не относящиеся к делу, личные выпады отрицательно сказываются на образе оратора как человека, достойного доверия. Такая тактика не добавляет силы доказательствам оратора.

4.Целесообразно приводить источники любой негативной информации. Если оратор собирается сообщить негативную информацию, основываясь на све дениях, полученных гдето на стороне, необходимо указать источник этой информации. Иначе такие утверждения могут быть расценены как клевета и привести к судебному разбирательству.

Кроме того, успех выступления будет зависеть от частоты визуального контакта оратора с аудиторией. Чем чаще оратор смотрит на аудиторию, тем более квалифицированным, осведомленным и опытным, а также более честным и друже любным его считают.

Один из способов обеспечения зрительного контакта — представить свою аудиторию в видеряда групп, сидящих в разных частях помещения. Затем наугад поговорите в течение 4–6 секунд с каждой группой.

Например, поговорите в течение нескольких секунд с группой в заднем левом конце зала, затем посмотрите на людей в дальнем правом конце, далее переведите взгляд на группу в средней части зала, группу спереди слева, а потом на группу спереди справа.

После этого можно поменять порядок на обратный… Это гарантирует, что вы не затратите непропорционально большого количества времени, разговаривая с теми, кто находится перед вами или в центре зала.

Что дает поддержание постоянного зрительного контакта с аудиторией?

Первое: аудитория сосредоточивает свое внимание на речи. Второе: растет доверие аудитории к оратору. Зрительный контакт воспринимается как признак искренности.

Ораторов, которые не способны сохранять зрительный контакт со слушателями, почти всегда воспринимают как неуверенных в себе, а нередко как неискренних или не честных. Третье: оратор видит, как аудитория реагирует на его речь.

Следя за поведением аудитории, оратор может определить, что следует изменить в его докладе.

Оратору нужно создать у аудитории хорошее мнение о себе как личности. Этому будут способствовать соответствующая аудитории одежда, улыбка и доброжелательный тон голоса. Важно следить за выражением лица. Слушатели негативно реагируют на каменное выражение лица, постоянные гримасы и сердитые взгляды. Поза оратора тоже имеет значение.

Прямая осанка и расправленные плечи во время выступления говорят аудитории об уравновешенности оратора. Сутулящиеся ораторы могут производить неблагоприятное впечатление: казаться не слишком уверенными в себе или беспечными. Необходимо избегать раскачивания, преступания с ноги на ногу или хождения из одного конца помещения в другой.

В начале речи нужно стоять прямо на обеих ногах. Негативно влияют на внимание слушателей почесывание носа и рук, снимание и надевание очков.

Адаптация к установкам (мнениям) аудитории. Оратору важно представлять установку слушателей на его сообщение: положительна ли она, отрицательна или нейтральна. В случае отрицательного отношения нужно показать, почему данная тема важна для слушателей.

Если аудитория имеет положительную установку на то, что будет говорить оратор, то ему нужно поставить перед собой цель укрепить эту установку и предложить четкую и конкретную программу действий, вокруг которой слушатели могут сплотиться.

При отсутствии у слушателей определенного мнения целью оратора становится сформировать его или убедить их действовать.

Если аудитория не имеет никакого мнения, потому что она не информирована, оратор, прежде чем формировать у нее определенное мнение, должен дать достаточно информации, которая поможет слушателям понять суть дела.

Нейтральная аудитория способна рассуждать объективно и воспринимать разумные доводы. Поэтому стратегия оратора должна включать представление наилучших из возможных аргументов и подкрепление их самой лучшей информацией, имеющейся у него.

Если слушатели не имеют никакого мнения, потому что обсуждаемый вопрос им безразличен, усилия оратора должны быть направлены на то, чтобы сдвинуть их с этой позиции. Для этого надо чаще использовать материал, обращенный к нуждам слушателей.

Если слушатели стоят на позиции умеренного несогласия с предложением оратора, то он может вполне прямо приводить им свои аргументы в надежде, что их весомость заставит аудиторию перейти на его сторону.

Другая часть стратегии оратора должна состоять в том, чтобы ослабить установку слушателей и при этом не вызвать их враждебности.

Для этого надо излагать материал объективно и представлять дело достаточно ясно, чтобы слегка несогласные с оратором люди захотели обдумать его предложение, а полностью несогласные хотя бы поняли его точку зрения.

При враждебно настроенной аудитории ожидать полного переворота в установках слушателей не приходится.

Поэтому лучше приступить к теме издалека или выступить со скромным предложением, призывающим лишь немного изменить позицию слушателей.

Это может по крайней мере заставить слушателей за думаться о том, что сообщение оратора может иметь какую-то ценность. Позже, когда идея уже «пустит корни», оратор может предложить аудитории продвинуться еще дальше.

Статья подготовлена с помощью книги Ильина  Е. П.»Психология общения и межличностных отношений».

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 

Источник: http://mirrosta.ru/psichologiya-obscheniya/uspeshnoe-publichnoe-vistuplenie-i-adaptatsiya-k-auditorii.html

Как эффективно взаимодействовать с аудиторией

Убеждающая речь: шесть практических принципов оратора для эффективного воздействия на аудиторию

Наладить связь между выступающим и аудиторией, установление контакта с публикой. Такова задача оратора. Только в этом случае все сказанное вами выслушают, запомнят и правильно воспримут. Если же должного эффекта добиться не удастся, то приемы, потраченные на репетицию речи, пропадут даром.

Как добиться контакта

Для достижения контакта между оратором и слушателями существуют несколько составляющих.

  • Интеллектуальное сопереживание. Оратор и аудитория должны быть заинтересованы в поисках решения одних и тех же проблем, вести совместную деятельность. Добиться, чтобы аудитория не упускала нить рассуждений, логические мостики во время лекции.
  • Эмоциональное сопереживание. Оратор и его аудитория должны переживать похожие эмоции. Отношение выступающего к предмету, о котором он рассказывает, должно быть достаточно эмоциональным, чтобы этот настрой передался слушателям и спровоцировал ответную реакцию.

Делаем вывод, что для появления контакта между аудиторией и выступающим необходимо наличие двух составляющих – общей мыслительной и чувственной деятельности.

Как узнать, налажен ли контакт

Самые верные способы определить, налажено ли взаимодействие оратора и аудитории – наблюдать за ее реакцией на построение речи. Важно, обращать внимание на детали. Ведь даже абсолютная тишина во время произнесения речи не гарантирует нахождение на одной волне.

Дело в том, что оратора могут воспринимать, не дыша, опасаясь упустить хотя бы слово, либо организовать «вежливое молчание».

При последнем сценарии слушатели не нарушают порядок, но и не воспринимает оратора, не трудятся совместно над подготовленными им тезисами, приемы воспринимаются равнодушно. Тишина вызвана лишь желанием не мешать.

Поэтому ключевыми факторами для налаживания контакта считается заметная реакция на тезисы, когда внимание выражается действиями, заметными невооруженным взглядом – это заинтересованная поза, внимательный взгляд, едва заметные кивки, поддержания уместным смехом и рукоплесканиями.

О контакте между аудиторией и докладчиком судят и по тому, как держится оратор.

Отсутствие ошибок в речи, частое обращение к собравшимся, вовлечение их в диалог, все это верные приметы того, что нужный подход найден, внимание удается удержать.

Если же докладчик выступает неуверенно, не откликается на изменения настроения в зале, часто сбивается, значит, решить свою главную задачу ему не удалось.

Необходимо помнить, что зачастую докладчик налаживает контакт лишь с определенной частью аудитории. К тому же количество человек, вовлеченных в интеллектуальное и эмоциональное сопереживание, не постоянно и меняется в зависимости от всевозможных факторов.

Фактор, влияющий на установление контакта с аудиторией

Для поддержания контакта между докладчиком и слушателями во время речи, необходимо учитывать приемы для привлечения интереса.

Актуальность обсуждаемой темы, пожалуй, самый важный из них — установление взаимосвязи между докладчиком и слушателями. Также важно, чтобы освещение проблемы было небанальным, содержало нестандартные подходы к ее решению. речи во многом служит определяющим фактором для успешного установления взаимосвязи.

Большую роль во взаимопонимании играет харизма докладчика. Известность выступающего, его популярность, сложившееся о нем представление в обществе могут сыграть ключевую роль в установлении, так как заинтересовать аудиторию с первых слов едва ли не самое главное.

Особенности аудитории

Докладчику нужно понимать, насколько однородна аудитория, перед которой нужно произнести речи. Об этом судят по нескольким признакам:

  • Возраст.
  • Пол.
  • Национальность.
  • Уровень образования.
  • Увлечения по профессии.
  • Настроение.

Естественно, чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание. Еще один важный фактор – количественный состав.

Малым числом слушателей легче управлять, но тогда докладчик должен досконально знать предмет, которому посвящена основная часть его речи.

Диктовать с бумажки будет особенно неуместно и вызовет только отрицательную реакцию между слушателями.

Как привлечь аудиторию

Психологическая особенность слушателей заключается в том, что во время выступления они одновременно и зрители. Они уделяют внимание не только тому, о чем повествует оратор, но и как выглядит, как себя ведет, какие наглядные пособия для подтверждения своей точки зрения способен предоставить.

Приемы удержания внимания – внешний вид выступающего должен соответствовать окружающей обстановке, быть опрятным и приятным взгляду. В одежде не может быть ничего отвлекающего. Иначе обсуждению такой детали зрители могут уделить больше внимания, чем самому предмету обсуждения.

Важно следить, куда направлен взгляд оратора. Если выступающий опускает глаза в пол, часто смотрит в окно или обращается к аудитории кратко, с отсутствующим взглядом, успеха он не добьется. Необходимо установить зрительный контакт, когда оратор плавно переводит взгляд с одной части аудитории на другую во время речи. Это создаст впечатление отличного зрительного контакта со слушателями.

Аудитория и методы воздействия на нее

Чтобы гарантировать связь между оратором и слушателями, важно знать, что такое эффект аудитории.

Этот эффект доказывает изменение поведения человека при выполнении работы из-за присутствия стороннего наблюдателя, в нашем случае зрителя.

Яркий пример – спортсмены, которые демонстрируют лучшие результаты не в одиночестве на тренировке, а на крупных соревнованиях в присутствии большого количества зрителей.

Так и хороший оратор чувствует себя не до конца готовым до начала выступления, пока не выйдет перед публикой и не почувствует связь между собой и собравшимися. В этом случае, если подготовка проведена плодотворно, то эффект аудитории вам обеспечит успех. Главные приемы, направленные на удержания интереса, которыми необходимо пользоваться.

Важно также знать методы воздействия на аудиторию и активно пользоваться ими.

  • Считайтесь с мнением других. Для слушателей важно уважение их ценностей, их представления о жизни. Поймите, что дорого для аудитории, проявите интерес к этому, тогда люди вас выслушают и обратят внимание на основные тезисы и выводы.
  • Оратор и его аудитория должны соответствовать друг другу. Это хорошие способы привлечения внимания. Старайтесь даже внешне походить на своих слушателей. Если это студент оденьтесь стильно.
  • Прочувствуйте аудиторию. Задавайте вопросы, отвечайте на реплики из зала, конечно, корректные. Если вы проявите искренний интерес, то слушатели обязательно на это откликнутся.
  • Предлагайте решения и выводы только после того, как удалось расположить слушателей к себе. Ведите их за собой после того, как они вам поверили и стали вам доверять.
  • Не уставайте поддержать интерес слушателей. Помните, что человек способен концентрироваться не более получаса. Чтобы не потерять аудиторию, через равные промежутки времени используйте комплимент, обмен мнениями, экскурс в историю или личный опыт.

Старайтесь по-новому подавать информацию, это необходимо, чтобы поддержать интерес. На это влияют презентации, видеоролики, аудиосопровождение. Эффект аудитории сыграет в вашу пользу. Смотрите в глаза слушателям и не бойтесь ошибиться. Это безошибочные приемы. Если вы добьетесь результата в публичных выступлениях перед публикой, то вам по плечу будет любая работа.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: http://yourspeech.ru/eloquence/elocution/orator-i-ego-auditoriya.html

Убеждающая речь: структура построения, советы и примеры

Убеждающая речь: шесть практических принципов оратора для эффективного воздействия на аудиторию

Привлечь к себе внимание, убедить общественность в правильности своей точки зрения, стать лидером в глазах людей, внушить доверие к определенным идеям и позициям способна убеждающая речь.

Это процесс, при котором умелый оратор передает людям сообщение, необходимое для убеждения общественности в каком-либо аспекте, изменения определенной точки зрения или побуждения к конкретному действию.

Структура убеждающей речи всегда подразумевает соблюдение нескольких простых, но важных принципов: конкретика, ориентировка на слушателя, наличие доказательств, контроль реакции людей, мотивация, открытость.

Принцип 1. Выражаем мысли конкретно и четко

Слушатели должны понимать, чего именно вы от них хотите. Простым языком, вы должны декларировать свою точку зрения. Задайте себе вопрос: чего вы хотите от слушателей? Какой эффект должна произвести ваша речь? Что должны сделать люди, над чем задуматься, какие свои мысли в результате убеждения поменять?

Не стоит говорить много лишних слов. Убеждающая речь не должна содержать косвенных фраз или предложений, не относящихся к делу. Слушатели всегда чувствуют подвох и попытку повлиять на них обходными путями. Они скорее сделают то, что вам нужно, если вы будете предельно кратки и искренни.

Принцип 2. Ориентируемся на слушателя

Любая аудитория придерживается каких-либо установок. Установка – чувства аудитории, связанные с каким-либо поводом, объектом, человеком, вопросом и т. д. Установка – это, своего рода мнение. Например, фраза «Я считаю, что необходимо всерьез заниматься иностранными языками» означает, что человек обладает положительной установкой на владение иностранными языками.

Убеждающая речь обязывает оратора узнать, какого мнения придерживаются слушатели по конкретному вопросу. Правильный анализ целевой аудитории помогает более адекватно оценить шансы на успех публичного выступления. Собрав всю нужную информацию об ориентировках людей на вашу установку, можно сформировать примерный план действий:

  • Если слушатели позитивно относятся к вашей установке, то есть разделяют ваше мнение по конкретному вопросу, то стоит обдумать, чего бы вы хотели от них. Ваша задача – разработать конкретный план выступления, который поможет побудить людей совершить нужное вам действие.
  • Если мнение аудитории нейтральное или оно попросту отсутствует, вам нужно его сформировать, причем в выгодном для вас свете. Если люди не осведомлены в вопросе, который вы озвучиваете, вам нужно проинформировать их, после чего склонить к своим убеждениям. Если люди обладают необходимой информацией, но занимают нейтральную позицию, ваша задача – привести как можно больше аргументов, которые подтверждают вашу точку зрения. С такой стратегией привлечь аудиторию на свою сторону не составит труда.

Отдельно стоит обсудить ситуацию, в которой слушатели не согласны с вашей точкой зрения:

  • Если аудитория не принимает вашу цель, но настроена умеренно, не враждебно, стоит попытаться привлечь их на свою сторону с помощью аргументов и фактов. Информация должна быть представлена объективно, кратко. Не должно быть расплывчатости, лжи или недосказанности. Представьте себя на месте слушателей. Хорошая речь – это такие слова, которые, если не поменяют точку зрения на противоположную, то хотя бы заставят скептически настроенных людей начать верить оратору и обдумать его мнение.
  • Если аудитория настроена враждебно, любые попытки сразу поменять ее мнение с помощью публичного выступления, скорее всего, закончатся фиаско. В этом случае к теме разговора лучше подойти издалека, начав речь с незначительного, но адекватного предложения людям. Вы должны показать, что даже маленькая ваша идея чего-то стоит. Позже, уже в другом выступлении можно предложить людям продвинуться дальше. Вероятно, к этому моменту они уже будут вас воспринимать как человека, который предлагает достойные цели.

Но не стоит слишком полагаться на одну лишь речь. Порой даже самые лучшие слова не приводят к нужной цели, если речь идет о враждебно настроенной аудитории.

Принцип 3. Собираем доказательства

Даже в повседневной жизни мы не делаем что-либо без причин. Вот и слушателям нужны причины, из-за которых они сочтут вашу идею рациональной и поддержат ее. Вам нужно собрать доказательства вашей правоты, то есть объяснить, почему ваша цель достойна внимания.

Если вы хорошо знакомы с темой вашего выступления, скорее всего, у вас уже есть разумные доводы. Если нет, постарайтесь их собрать как можно больше. Затем выберите несколько самых достойных, важных.

Стоящие доказательства должны быть:

  • Подтверждены фактами.
  • Иметь прямое отношение к теме выступления.
  • Быть интересны аудитории.

Спросите себя: откуда вы взяли эти доказательства, современны ли они и относятся ли к выступлению? Ответы на эти вопросы подскажут, правильные ли доводы вы собрали.

Принцип 4. Контролируем реакцию людей

Структура убеждающей речи должна быть логична и последовательна, только так можно оставаться главой положения и привлекать к себе внимание.

Способы оптимального построения выступления долго искать не нужно, их уже давно составили и озвучили известные психологи и ораторы, также вы можете прочитать их в нашей статье — ораторское мастерство.

Чтобы контролировать ситуацию, можно воспользоваться несколькими методами.

Метод озвучивания доказательств

Если аудитория еще не сложила определенные позитивные или негативные установки в отношении вашего вопроса, можно воспользоваться этим способом.

В соответствии с ним вы описываете вашу цель, а затем озвучиваете собранные доказательства.

При этом второе по важности доказательство говорится в начале выступления, самый важный довод озвучивается в конце, а все остальные – в любом порядке в середине.

Вот пример убеждающего текста, построенного по этому методу:

«Уважаемые коллеги (одногруппники, союзники, друзья)! Я хотел бы поднять столь важную для современной общественности тему – тему защиты природы. Многие из нас совсем забыли, что она очень хрупкая, что ее нужно защищать. В наших интересах добиться запрета на выбросы вредных химических веществ с местного завода в реку. И вот почему:

  • Мы живем за счет природных ресурсов, а вода – это наше основное богатство. Как известно, воду из этой реки пьют животные нашей области, не говоря уже о том, что этой водой поливают овощные и фруктовые растения, плоды которых мы позже покупаем и употребляем в пищу.
  • Из-за повышенной загрязненности реки мы лишаемся летнего отдыха. По данным местных экологов, уже через 2-3 года купаться в реке будет категорически запрещено.
  • Химикаты приводят к тому, что река начинает высыхать. Местные прогнозисты предполагают, что наши правнуки могут ее уже не застать.
  • Поскольку река является главной в городе, вода из нее поступает в наши водопроводы. Мы отравляем свой организм химикатами, как и наши дети и родители. Практически ни один фильтр не способен очистить воду от химикатов на 100%.

Все данные собраны из достоверных источников и подтверждены соответствующими документами. Предлагаю вам ознакомиться с ними сейчас или обратиться ко мне позже. Наверняка вы разделите со мной мою цель и подпишите петицию, требующую запретить выбросы химикатов в нашу реку».

Метод решения проблем

Это не менее эффективный способ, который подойдет при общении с аудиторией, настроенной нейтрально или даже слегка негативно. Он предполагает:

  • Формулировку актуальной проблемы.
  • Убеждение, что ваше предложение способно ее решить.
  • Убеждение, что ваше предложение является наилучшим из любых возможных, поскольку оно приносит максимум положительных результатов.

Пример того же текста, построенного по данному методу:

«Сейчас как никогда остро встала проблема загрязнения нашей реки химикатами. Вода – это наше основное богатство. Только представьте, все выбросы из местного завода прямым или косвенным способом попадают в ваш организм.

Это не обман, по данным, которые мне любезно предоставили наши статисты и лаборанты, 50% водопроводной воды содержит эти химикаты и ровно столько же овощей и фруктов, предложенных в супермаркетах, выращивались с помощью полива из реки.

Что уже говорить о том, что через несколько лет купаться в реке будет опасно для жизни? Ни один фильтр не способен очистить воду от подобных ядовитых примесей. Как известно, такие химикаты вызывают тяжелейшие онкологические заболевания.

Вы можете помочь избежать такого хода событий и сохранить здоровье населения. Я создал петицию, которую должно подписать не менее 1000 человек, чтобы ее рассмотрели. Подписав петицию, вы сделаете все возможное для своей безопасности и безопасности близких людей.

По моим данным, эту проблему уже пытались решить с помощью митингов и аний, но это не привело к нужному результату.

Местные власти обязаны рассмотреть петицию и предпринять соответствующие меры, если под требованием подписалось не менее 1000 человек.

Мы сможем требовать справедливости, полностью опираясь на современное законодательство. По всем вопросам вы можете обратиться ко мне, как и ознакомиться со всеми документами.»

Метод сравнительных достоинств

Этот способ состоит в том, что вы перечисляете публике все преимущества вашего предложения. Он подходит для общения с аудиторией, положительно настроенной к вам.

Пример текста, составленного по этому методу:

«Сегодня мы нуждаемся в хороших специалистах как никогда. Но далеко не каждый человек может себе позволить качественное обучение. Я предлагаю рассмотреть мое предложение, касающееся улучшения качества образования в обычных государственных школах.

Ваши положительные голоса за мой проект помогут мне добиться того, что в школах будет новое современное компьютерное оборудование, введутся факультативы иностранных языков, и каждый ученик уже с 5 класса обучения сможет выбрать себе интересующий профиль, чтобы в нем развиваться.

В соответствии с анализом результатов, данные мероприятия приведут к тому, что:

  • Дети станут охотнее посещать школу и учиться более целеустремленно.
  • На выходе из школы будут уже практически готовые профессионалы в некоторых сферах.
  • Поступить в университет детям будет на 50% проще.
  • Значительно возрастет уровень социальной жизни, уменьшится количество малообеспеченных людей ввиду подготовки качественных трудовых ресурсов, способных зарабатывать хорошие деньги.
  • Дети найдут себе занятия по интересам, из-за чего уменьшится количество ребят, бесцельно скитающихся по улицам. По моим подсчетам, это повлияет и на снижение уровня детской преступности.

Поддержать проект вы можете, обратившись непосредственно ко мне».

Эти примеры достаточно общие, но по ним можно понять суть убеждающей речи и составить хорошую ораторскую речь по подобию.

Принцип 5. Мотивация – это важно

У людей должен быть стимул. И это не просто решение их проблем. Они должны ощущать, что хотят пойти за вами. Наиболее популярный стимул – это взывание к гражданскому долгу. Если общественность будет уверена, что ее действия – это поистине важный человеческий и героический поступок, она пойдет за вами без вопросов.

Будьте внимательны, если то, что вы требуете от людей, будет стоить им денег или времени, результат от их потери должен соответствовать их ожиданиям.

Например, в одном из текстов люди должны потратить время, чтобы выстоять в очереди и подписать петицию. Но взамен они получат свое здоровье и здоровье близких людей. Вы снимаете с них угрозу заболевания, это и есть мотивация.

Принцип 6. Будем честными и открытыми

Ваша искренность – самый быстрый и эффективный путь к доверию слушателей. Вот несколько советов:

  • Говорите только правду.
  • Не преувеличивайте результаты, которых стоит ожидать. Это тоже, своего рода, обман.
  • Никогда не критикуйте тех, кто не согласен с вами.
  • Предоставляйте источники ваших сведений.

Самый главный совет: представьте себя на месте ваших слушателей. После каких слов вы поддержали бы себя? Ответ на этот вопрос и будет вашей убеждающей речью.

Источник: https://VseoRechi.ru/ritorika/orator/ubezhdayushhaya-rech.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.