+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Тонкости налогообложения НДС торговых операций с Республикой Беларусь

Ндс в беларуси

Тонкости налогообложения НДС торговых операций с Республикой Беларусь

Налог на добавленную стоимость заключается в прибавке к цене товара или услуги некоторого процента. Им облагается наценка – разница между себестоимостью товара или затратами на предоставление услуги и ценой для покупателя. НДС является непрямым налогом, и его используют во многих странах мира.

Формально плательщиком налога является продавец – именно он перечисляет НДС в государственный бюджет. На деле же налог на добавленную стоимость платят покупатели, потому что продавцы закладывают сумму в цену. Всякий раз, когда вы покупаете что-нибудь в магазине, вы платите НДС, а продавец выступает в роли посредника между вами и госбюджетом.

Ставки НДС

Условия Ставка
Общая ставка при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, импорте товаров.20%
При реализации услуг электросвязи25%
При реализации, производимой на территории Республики Беларусь, продукции растениеводства, дикорастущей продукции, пчеловодства, животноводства и рыбоводства.10%
При импорте и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом.
При реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом НДС.16,67% и 9,09%
При импорте драгоценных камней в Беларусь из стран-участниц ТС в производственных целях.0,5%
При реализации (экспорте) товаров и услуг за пределы страны (гл. 12, ст. 102 НК).0%

Калькулятор НДС

Произвести быстрый расчет НДС (добавить или выделить из суммы) поможет онлайн калькулятор.

Кто платит НДС и что им облагают

В белорусский госбюджет НДС перечисляют:

  • Юрлица. К ним относятся организации, зарегистрированные и ведущие в Беларуси экономическую деятельность, в том числе и иностранные.
  • Доверительные управляющие по оборотам, возникающим при распоряжении собственностью вверителя в его пользу.
  • ИП, чья квартальная выручка превышает 40 тысяч евро по курсу Нацбанка. При желании ИП может платить процент от добавленной стоимости при любых объемах выручки.
  • Физлица, с импортируемой в страну продукции.

Юрлица из других стран, работающие в Беларуси, но не зарегистрированные в налоговой и не открывшие филиала, не оплачивают налог. Процент от добавленной стоимости в подобной ситуации платят те белорусские организации, которые приобретают у заграничного юридического лица товары.

Налогом облагают добавленную стоимость, возникающую в ходе реализации внутри страны прав на собственность или услуг. Сюда входят:

  • бесплатная передача прав или товара;
  • обмен;
  • залоги и отступные;
  • передача объектов аренды, предметов лизинга;
  • передача по соглашению о займе товара в виде вещей;
  • передача прав на предметы интеллектуальной собственности;
  • импорт в Беларусь;
  • реализация собственности должника в ходе исполнительного производства.

За что не платят НДС

Добавленная стоимость не уплачивается на:

  • Лекарства, изделия и услуги в сфере медицины. Их список утверждает глава государства. Освобождение не распространяется на не лечебную косметологию.
  • Соцуслуги госорганизаций, а также некоммерческих негосударственных юрлиц, работающих в формате стационарного соцобслуживания.
  • Питание для учащихся учреждений образования.
  • Культурные услуги из утверждаемого главой страны списка.
  • Устройство похорон и реализация ритуальных принадлежностей: надгробий, оград и тому подобного.
  • Услуги ЖКХ и эксплуатации физическим лицам.
  • Художественные изделия народного промысла.

Налоговые вычеты и некоторые нюансы

При определении суммы налога одним и главных моментов является налоговый вычет. Понять, что это такое, можно на примере перепродажи товара.

В продажной цене начисляют НДС, но поскольку товар уже был продан один раз, то прошлый продавец уже выделил налог на него.

В такой ситуации выделенный ранее НДС вычитают из суммы, которая содержится в продажной цене. Это и называют налоговым вычетом. Вычитают три категории сумм:

  • налог, предъявленный плательщику, покупающему у продавца, который сам является плательщиком;
  • НДС, уже заплаченный при импорте продукции из-за границы;
  • налог, заплаченный во время покупки у иностранных юрлиц, не зарегистрированных в белорусской налоговой.

Иногда вычет может оказаться для следующего плательщика больше, чем сам налог на добавленную стоимость. В такой ситуации плательщик ничего не должен бюджету, а разницу между всеми вычетами и конечным размером НДС возвращают.

Практическое применение налога на добавленную стоимость сложнее, чем может показаться в теории. Часто возникают тонкости и нюансы – например, при взаимодействии плательщиков с теми организациями, которые его не платят. Поэтому каждой организации стоит тщательно изучить главу 12 Особенной части белорусского Налогового кодекса, посвященную НДС.

Источник: https://CreditPortal.by/nalogi/nds-v-belarusi.html

Особенности экспорта в Республику Беларусь

Тонкости налогообложения НДС торговых операций с Республикой Беларусь

Российские бизнесмены традиционно хотят расширять свои рынки сбыта, а также закупать продукцию, которая превосходит по качеству и цене российские аналоги.

Обычно такой бизнес является внешнеэкономической деятельностью и имеет ряд нюансов. Работать с ближайшими соседями -странами из Евразийского экономического союза намного проще, но и в таких сделках кроется немало сюрпризов.

В этой статье – много секретов об экспорте товаров в Республику Беларусь.

До 1 января 2015 года Россия, Казахстан и Республика Беларусь входили в Таможенный союз – сообщество, в котором действовали особые правила работы между резидентами этих государств, а так же с партнерами за их пределами. С 1 января 2015 года Таможенный союз был преобразован в Евразийский экономический союз и в него вошли Армения и Киргизия. При этом, правовая база союза постоянно дополняется и изменяется.

Поэтому, решив начать работать с партнерами из государства, которое входит в ЕАЭС нужно внимательно изучить действующие документы Евразийской комиссии, Таможенный кодекс, а также законодательство страны своего контрагента.

Только таким образом удастся избежать ошибок в оформлении сделки и не потерять лишние деньги на налогах. Помочь в этом, как всегда, помогут такие современные информационные базы, как Консультант Плюс, в который входит самая актуальная законодательная база Республики Беларусь, в том числе.

Однако, остановимся подробней на всех ситуациях, с которыми может столкнуться бизнесмен, который решил поработать с братской республикой.

Экспорт из России в Беларусь

Бизнес – это искусство выгодно продавать товары, услуги или идеи. Республика Беларусь является привлекательным направлением для российского бизнеса, и на этот факт не сильно влияет текущая экономическая ситуация и курс рубля. Между странами отсутствуют таможенные барьеры, что делает товарооборот простым, быстрым и выгодным.

По данным  статистики, экспорт из России в Беларусь за 9 месяцев 2015 года составил 12 724,6 млн долларов США, а сальдо внешнеторговых операций оказалось для России положительным и составило за этот период – 4 929,2 млн долларов США. Что говорит о том, что российские компании больше продали, чем купили.

Детально картина экспорта в Республику Беларусь за 9 месяцев 2015 года выглядит так:

  • Топливо, нефть и продукты их перегонки» (ТН ВЭД 27) – объем поставок составляет 53,4% (6 788,1 млн долларов США);
  • Транспортные средства, машины и оборудование (ТН ВЭД 84-90) – 13,5% (1 720,8 млн долларов США);
  • Металлы и металлические изделия (ТН ВЭД 72-83) – 9,3% (1 184,4 млн долларов США);
  • Химическая продукция (ТН ВЭД 28-40) – 9,0% (1 150,2 млн долларов США);
  • Продовольствие и сельхозтовары (ТН ВЭД 01-24) – 5,3% (671,98 млн долларов США);
  • Текстиль и обувь (ТН ВЭД 50-67) – 2% (254,9 млн долларов США).

Очевидно, что много российских компаний работает с белорусскими партнерами, а также видно, какие товары пользуются наибольшим спросом в Республике. Это то, что не производят или мало производят сами белорусы – топливо и машины.

Одежда и продукты – те товары, которые наоборот являются предметом импорта в Россию. Но и среди них можно найти свою востребованную позицию. Однако найти нужный товар для экспорта и заключить договор поставки – это полдела.

Главное, как обычно, кроется в оформлении.

Экспортом товаров является их вывоз с таможенной территории РФ без обязательств об обратном ввозе. Он регулируется нормами и Таможенного кодекса.

При осуществлении экспортных операций со странами ЕАЭС организациями не требуется оформлять таможенную декларацию, а также делать отметки на транспортных документах.

Для того, чтобы иметь возможность оформить вычет НДС необходимо получить у организации-покупателя товара заявление на ввоз товаров. Этот документ подтвердит факт оплаты НДС в его стране.

Ставка НДС при экспорте в Беларусь

В соответствии с пунктом 3 Приложения 18 к Договору о ЕАЭС экспорт товаров в Беларусь облагается НДС по нулевой ставке. Этим правом компания-экспортер может воспользоваться только при условии, что сможет подтвердить органу ФНС факт вывоза товаров. Если налоговики примут заявление от покупателя, то необходимости отдавать 18% от экспортной операции в бюджет не возникнет.

Поскольку Беларусь входит в зону ЕАЭС, для экспортных операций с ней установлен специальный порядок подтверждения ставки НДС 0%. Он распространяется на все поставляемые из России товары, независимо от страны их происхождения.

В письме от 12 декабря 2011 года № 03-07-13/01-52 Минфин разъяснил, что если организация купила товары в Китае, а потом перепродала их белорусскому покупателю, она должна подтвердить нулевую ставку НДС в порядке, установленном для стран ЕАЭС.

Подтверждение вывоза товара из России

Все документы для подтверждения права на нулевую ставку налога на добавленную стоимость следует направить в территориальный орган ФНС не позднее, чем через 180 календарных дней с даты, когда был отгружен товар в адрес покупателя. В число этих документов входят:

  1. Договор поставки товара. 
  2. Заявление организации-покупателя о ввозе товаров и уплате им косвенных налогов. 
  3. Транспортные документы на отгрузку товара, на них не надо ставить отметку таможни. 
  4. Паспорт сделки, при условии цены договора от 50 тысяч долларов США. 
  5. Справка банка о валютных операциях. Ее выдает банк через 15 дней после зачисления выручки в валюте на расчетный счет продавца. Справка обо всех подтверждающих документах. 
  6. Статистическая отчетная форма учета перемещения товаров. Этот документ можно составить в электронном виде, однако все равно нужно будет оригиналы документов не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем фактической отгрузки товара.

Надо отметить, что последний пункт в этом списке является очень важным сам по себе, так как если не сдать вовремя отчет о перемещении товаров за пределы РФ организация может понести административную ответственность в виде штрафа от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, как это предусмотрено в статье 13.19 КоАП РФ.

Кроме того, данный статистический отчет с отметкой о сдаче необходимо направить в банк, в котором открыт валютный счет. Законом не предусмотрены конкретные сроки для этого, но если банк не получит эту форму от организации, он сообщит в Росфинмониторинг о нарушении организацией валютного законодательства.

Такие требования предусмотрены Банком России.

После того, как экспортер подтвердил факт перемещения товаров за пределы РФ, он обязан направить в орган ФНС налоговую декларацию по НДС. Сделать это нужно даже тем организациям, которые обычно не являются плательщиками этого налога, применяя УСН.

Важно:При получении от покупателя предоплаты за товар, который еще не был отгружен, не нужно рассчитывать НДС с этой суммы и составлять авансовый счет-фактуру. Это определено в статье 155 Налогового кодекса РФ. Все необходимые документы следует составить только при отгрузке. В них следует указать ставку 0%, аналогичная запись должна быть сделана в книге продаж.

Нужно также обратить внимание на вычет НДС, который был ранее получен по отгруженным контрагентам из Республики Беларусь товарам. В силу статьи 170 НК РФ такие суммы налога должны быть восстановлены на дату отгрузки товара на экспорт. В налоговой декларации их нужно указать в третьем разделе по строке 100.

Когда экспорт будет подтвержден налоговой службой, сумму НДС можно будет повторно заявить к вычету.

Самое главное помнить – ставка НДС и право на вычет по экспортным товарам целиком зависит от того, сможет ли организация успеть собрать все необходимые документы и предоставить их в налоговую службу за 180 дней, с момента отгрузки товара.

Для удобства российских организаций, которые сотрудничают с Республикой Беларусь и другими странами ЕАЭС на сайте ФНС России есть специальный раздел для проверки факта поступления электронного заявления покупателя о ввозе товаров и уплате им косвенных налогов. Сведения поступают в информационную базу путем обмена данными из других инспекций стран ЕАЭС.

Завершение экспортной сделки

После того, как ФНС подтвердит право на нулевую ставку НДС, необходимо зарегистрировать счет-фактуру в книге продаж. Сделать это следует последней датой того квартала в котором была документально подтверждена отгрузка.

В книге покупок при этом необходимо зарегистрировать входящие счета-фактуры на товары и услуги которые были задействованы в экспортной сделке. При составлении налоговой декларации не забываем указать в разделе код экспорта в Беларусь 1010403. Отражаем полученную выручку в рублях от продажи товаров а также сумму вычетов по НДС.

Сделку можно считать завершенной. Однако не исключено что в ходе камеральной проверки инспекторы ФНС захотят еще раз взглянуть на документацию. 

Если необходимые документы не удалось собрать за 180 дней, то уже на 181 день от даты отгрузки товаров покупателю необходимо оформить счет-фактуру на реализацию и указать в нем НДС по обычной ставке 18%. Это предусмотрено в статье 167 НК РФ.

Все счета-фактуры от поставщиков товара, которые дают основания на получение вычета по НДС отражаются в дополнительном листе к книге покупок за период поставки. Далее придется заполнить уточненную декларацию по НДС, в которой должен быть доначислен налог к уплате.

Эту сумму вместе с пеней следует перечислить в бюджет до момента направления декларации в ФНС. Если этого не сделать, налоговая служба выставит к оплате еще и штраф в двойном размере суммы налога.

Но и в этом случае не все потеряно. У организации-экспортера есть еще целых 3 года, чтобы восстановить свое право на экспортный вычет и вернуть излишне уплаченный НДС.

Если собрать документы не получится и в этот срок, то вернуть налог уже будет нельзя, но его сумму можно будет учесть в составе расходов, уменьшающих налог на прибыль.

Это предусмотрено в постановлении Президиума ВАС РФ от 9 апреля 2013 года № 15047 /12.

Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что сбор документов для подтверждения права на нулевую ставку НДС является самым главным этапом экспортной сделки с контрагентом из Республики Беларусь.

Поэтому очень важно, чтобы организация-партнер не только своевременно оплатила полученный по договору товар, но и передала необходимые документы вовремя. Поэтому, в договоре поставки можно прописать штрафные санкции за задержку документов.

Таким образом можно хотя бы минимально компенсировать возможные потери от восстановления НДС. Благонадежность партнера из Беларуссии также можно проверить заранее, направив запрос в белорусский реестр юридических лиц и предпринимателей.

О том как это можно сделать, вы узнаете из продолжения статей о бизнесе с Республикой Беларусь, посвященной импорту товаров из этой страны в Россию.

Источник: http://ppt.ru/news/136442

Вычет НДС при торговле с Республикой Беларусь

Тонкости налогообложения НДС торговых операций с Республикой Беларусь

В связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Соглашение) Федеральная налоговая служба сообщает.

Согласно пункту 8 Раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее — Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения, суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств Сторон.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками в бюджет по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, подлежат вычету в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Пунктом 2 статьи 171 Кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

  • товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;
  • товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пункту 1 Раздела I Положения взимание косвенных налогов по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, осуществляется налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков, включая налогоплательщиков, плательщиков налогов, сборов и пошлин, применяющих специальные режимы налогообложения.

Налогоплательщики на основании пункта 6 Раздела I Положения одновременно с представлением налоговой декларации по косвенным налогам представляют в налоговый орган документы, подтверждающие ввоз товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации и уплату косвенных налогов, к которым, в частности, относятся заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам, и другие документы, предусмотренные в указанном пункте.

В связи с вышеизложенным, а также с учетом положений Соглашения при ввозе товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации налогоплательщики вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статей 166 Кодекса, на соответствующие налоговые вычеты при выполнении следующих условий:

  • при принятии на учет ввезенных на территорию Российской Федерации товаров (с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса) на основании соответствующих первичных документов;
  • при использовании ввезенных на территорию Российской Федерации товаров для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
  • при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам, а именно: заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога по месту постановки на учет налогоплательщика, налоговой декларации, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма налога на добавленную стоимость по соответствующим ввезенным товарам, и платежного документа на перечисление в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, указанной в этой налоговой декларации.

С Минфином России (заместителем Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталовым) согласовано.

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы
М.П. Мокрецов

Источник: https://www.RNK.ru/news/68806-vychet-nds-pri-torgovle-s-respublikoy-belarus

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.