+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Тонкий слух

Виды музыкального слуха: что к чему?

Тонкий слух

Музыкальный слух – это возможность умом различать звуки по их окраске, высоте, громкости и продолжительности. Музыкальный слух, в общем-то, как и чувство ритма, может быть развит, причём видов слуха (точнее его граней, сторон) множество и каждый по-своему в большей или меньшей степени важен.

Звуки музыкальные и немузыкальные

Звуков в окружающем нас мире просто море, но музыкальный звук – это не всякий звук.

Это только тот звук, для которого можно определить и высоту (она зависит от частоты колебания того физического тела, которое является источником звука), и тембр (богатство, яркость, насыщенность, окрашенность звука), и громкость (громкость зависит от размаха колебаний источника – чем сильнее первоначальный импульс, тем громче получится звук на входе).

А вот немузыкальные звуки называются шумовыми, для них мы можем определить и громкость, и продолжительность, нередко и тембр, но далеко не всегда мы можем точно определить их высоту.

К чему была нужна эта преамбула? А к подтверждению того, что музыкальный слух – это инструмент уже обученного музыканта. А тем, кто отказывается заниматься музыкой под предлогом отсутствия слуха и изнасилования медведем, говорим прямо: музыкальный слух – не дефицитный товар, раздаётся каждому желающему!

Виды музыкального слуха

Вопрос музыкального слуха – довольно тонкий. Любой вид музыкального слуха в некотором смысле связан с определённым психологическим процессом или феноменом (например, с памятью, мышлением или воображением).

Чтобы сильно не теоретизировать и не впадать в банальные и спорные классификации, просто попытаемся охарактеризовать несколько распространённых в музыкальной среде понятий, относящихся к этому вопросу. Это как раз и будут некоторые виды музыкального слуха.

************************************************************************

Абсолютный слух – это память на тональности (точную высоту), это возможность определить ноту (тон) по её звучанию или, наоборот, воспроизвести ноту по памяти без дополнительной настройки по камертону или какому-нибудь инструменту, а также без сравнений с другими известными высотностями. Абсолютный слух является особенным феноменом звуковой памяти человека (по аналогии, например, со зрительной фотографической памятью). Для человека, обладающего таким видом музыкального слуха, узнать ноту – всё равно, что для любого другого просто услышать и опознать обыкновенную букву алфавита.

Музыканту абсолютный слух в принципе не особенно нужен, хотя и помогает не фальшивить: например, сыграть на скрипке без ошибок.

Вокалистам это качество тоже помогает (хотя и не делает обладателя абсолютного слуха вокалистом): оно способствует выработке точности интонации, а также помогает держать партию при ансамблевом многоголосном пении, правда собственно пение только лишь от «слуха» более выразительным (качественным) не станет.

Абсолютный вид слуха нельзя искусственно обрести, так как качество это врождённое, но можно развить идентичное всеслышание путём тренировок (к этому состоянию приходят рано или поздно почти все «практикующие» музыканты).

************************************************************************

Относительный слух – это профессиональный музыкальный слух, который позволяет услышать и определить любой музыкальный элемент или всё произведение целиком, но только относительно (то есть в сравнении) представляемой им звуковысотности. Он связан не с памятью, а с мышлением. Ключевых моментов здесь может быть два:

  • в тональной музыке это чувство лада: умение ориентироваться внутри лада помогает услышать всё, что происходит в музыке – последовательность устойчивых и неустойчивых музыкальных ступеней, их логическую взаимосвязь, соединение их в созвучия, отклонение и уход от первоначальной тональности;
  • в атональной музыке это слышание интервалов: способность слышать и различать интервалы (расстояние от одного до другого звука) позволяет точно повторять или воспроизводить любую последовательность звуков.

Относительный слух – очень сильный и совершенный инструмент музыканта, он позволяет сделать многое. Единственная слабая сторона его – лишь приблизительное угадывание точной высоты звука: например, слышу и могу сыграть песню, но в другой тональности (часто просто более удобной для интонирования – зависит от типа певческого голоса или инструмента, на котором играешь).

Абсолютный и относительный слух не являются противоположностями. Они могут дополнять друг друга. Если человек обладает абсолютным слухом, но не занимается своим относительным, музыкантом он не станет, в то время как профессионально развитый относительный слух, как воспитываемый тип мышления, позволяет развить музыкальность любому человеку.

************************************************************************

Внутренний слух – способность слышать музыку в воображении. Видя ноты на листе, музыкант может проиграть в голове всю мелодию. Ну, или не только мелодию – кроме неё, он в своём воображении достроить и гармонию, и оркестровку (если музыкант продвинутый), и всё что угодно.

Начинающим музыкантам очень часто нужно наиграть мелодию, чтобы ознакомиться с ней, более продвинутые могут спеть ее, но, а люди с хорошим внутренним слухом просто представляют звуки.

************************************************************************

Видов музыкального слуха можно выделить и больше, каждый из них помогает музыканту в его общей музыкальной деятельности или в более специальной области. Например, мощнейшими инструментами композиторов являются такие виды слуха, как полифонический, оркестровый и ритмический.

************************************************************************

«Музыкальный глаз» и «музыкальный нюх»!

ЭТО ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ БЛОК. Тут мы решили поместить шуточный раздел нашего поста. Как всё-таки интересна и богата впечатлениями наша жизнь, жизнь современного человека…

Работникам радио, диджеям, а также любителям модной музыки, да и артистам эстрады, кроме слуха, который они применяют для наслаждения музыкой, необходимо и такое профессиональное качество, как «музыкальный нюх»! Как же без него узнавать про новинки? Как определять, что нравится аудитории? Такие вещи всегда нужно пронюхивать!

Про «музыкальный глаз» придумайте что-нибудь сами!

************************************************************************

КОНЕЦ. По мере накопления музыкально-практического опыта слух развивается. Целенаправленное развитие слуха, постижение основ и сложностей происходит в цикле специальных курсов музыкальных учебных заведений. Это ритмика, сольфеджио и гармония, полифония и оркестровка.

Автор – Вячеслав Блохин

Источник: https://music-education.ru/vidy-muzykalnogo-sluha-chto-k-chemu/

Тонкий слух – ООО «БИЗНЕС-ДИАЛОГ» Семинары

Тонкий слух

Начнем с того, что абсолютно все данные, необходимые для принятия безошибочного решения, всегда в наличии в окружающем информационном поле. Тренды и угрозы, способные определить дальнейшую судьбу вашего бизнеса на ближайшие годы и даже десятилетия, так или иначе отражены в нем, и эти сведения находятся в открытом доступе. Нужно только выловить их в бурлящем информационном потоке.

На лекциях в Академии народного хозяйства я часто рассказываю слушателям про тонкие сигналы и работу с ними, когда речь заходит о хаотической среде и поведении компаний в условиях неопределенности.

Главные вопросы в это время буквально висят в воздухе аудитории: «Как работать с информационным полем и отделять зерна от плевел?», «Как ранжировать источники по достоверности?», «Как быстро фиксировать малейшие изменения среды обитания и держать нос по ветру?». Давайте разбираться.

Составные части

Главный принцип работы с информацией в хаотические времена: абсолютно все источники заслуживают внимания и сканирования. Даже самые «грязные», «шумные» и априори недостоверные.

Помните? Секретные агенты из комедийного фильма «Люди в черном» черпают информацию о том,чтона самом дел происходит вокруг, из таблоидов, публикующих всякие небылицы и слухи про пришельцев.

И правильно делают! В нашем случае, как это ни парадоксально, обращаться к качественной деловой прессе в поисках тонких сигналов тоже стоит лишь в самую последнюю очередь: информация здесь «причесана» под формат, а тенденциозность ее подачи обусловлена редакционной политикой или внешними факторами.

То

Тонкие сигналы формируют у человека, умеющего их воспринимать, особое ощущение реальности, которое, подобно мозаике, складывается из самых различных элементов: обрывков мыслей, случайно подслушанных разговоров, которые выхватывает ухо из контекста окружающей жизни, других сенсорных впечатлений.

И это ощущение реальности, как ни странно, может давать более глубокое понимание происходящего вокруг, чем многие тома аналитических отчетов. Работать с источниками тонких сигналов очень сложно людям с ярко выраженным левополушарным мышление, которые привыкли опираться на цифры, графики и статистические выкладки.

Однако вернее всего про будущее рассказывают не цифры, а ощущения, которые необходимо уметь распознавать.
О

Один из источников тонких сигналов — экспертные оценки. Верные признаки тонких сигналов — слова «я думаю», «скорее всего», «похоже, что».

Различные экспертные оценки нужно суммировать на уровне ощущений, понимая, что этот источник информации тоже по-своему загрязнен: авторы мнений в большинстве случаев «самоангажированы», их внутренний настрой нередко приводит к необъективной трактовке событий.

Как ни парадоксально, еще ближе к сути происходящего может находиться другой, гораздо более «грязный» источник тонких сигналов — слухи и сплетни. Интернет — идеальная среда для их распространения; Сеть заполнена «желтыми» ресурсами, на которых короткие и малодостоверные новости перемежаются с квазирекламными рекомендациями по поводу того, «как похудеть на сорок килограммов».

Нельзя списывать со счетов и суждения обычных людей, которые вас окружают. Тут хрестоматийный пример — полуапокрифическая история про американского банкира Джона Пирпонта Моргана‑младшего, который благодаря тонким сигналам вовремя почувствовал приближение Великой депрессии.

Однажды уличный чистильщик обуви, приводивший в порядок ботинки известного финансиста, принялся расспрашивать его о фондовом рынке и перспективе роста бумаг различных компаний. Вернувшись в свою контору, Морган приказал немедленно избавиться от всех акций.

Свое интуитивное решение он объяснил так: «Если на фондовый рынок пришел даже чистильщик обуви, биржевой крах неминуем!»

Суждения окружающих представляют собой ценность исключительно благодаря своей массе. Нам потребуются «гигабайты» «болтовни» чистильщиков обуви и других самых разных людей, чтобы наше мышление обнаружило в этой какофонии мнений свои закономерности и повторяемость.

Разумеется, коллективное бессознательное легко воспринимает и распространяет любые заблуждения. Однако каждый человек по своей сути — «агент информационного поля».

Прислушиваясь к самым разным суждениям, мы позволяем нашей интуиции вычленить хотя бы общую тональность происходящего — и срабатывает «эффект Моргана».

Для того чтобы настроить свою сенсорную систему на получение тонких сигналов, необходимо сформулировать для самого себя вопрос: «Что именно я хочу узнать?» Ключевые слова заносятся во внутреннюю «строку поискового запроса», после чего можно начинать сканировать все источники подряд — от интернет-ресурсов до желтой прессы и телевидения.

Ласкающий слух

При сборе информации официальные заявления властей будут иметь для нас довольно сомнительную ценность. Дело в том, что в условиях хаоса тонкие сигналы распространяются по другим каналам, имеющим менее устойчивый характер и требующим совершенно иных проводников.

В первую очередь для нас могут быть интересны так называемые информационные вбросы, которые очень часто встречаются в интернете. Они очень похожи на слухи, даже если авторство приписывается правительственным источникам.

Вбросы — это мнимая утечка информации, оформленная в маленькие статейки из пары абзацев и размещенная на странных, но посещаемых сайтах. Информационные вбросы никогда не встречаются в поле первого восприятия. Они не попадают в сводки новостей, появляясь и существуя какое-то время лишь на информационных задворках.

Цель информационных вбросов — проверить реакцию общества и бизнеса на те или иные инициативы.

Стоит заметить, что Россия за последние годы избавилась от обычаев ельцинской эпохи, когда различные потрясения сваливались на нас как снег на голову, а девальвация наступала аккурат назавтра после выступления президента, в котором тот убеждал общество в том, что никаких изменений не предвидится.

В настоящее время власти исповедуют более зрелый подход и заинтересованы в том, чтобы заранее просчитать реакцию населения на те или иные решения. А это означает, что упреждающая информация из коридоров власти непременно будет истекать — как через официальные каналы, так и через неофициальные.

Разумеется, правительство вряд ли скажет согражданам в лоб: «Товарищи, затяните пояса, впереди по курсу 70 рублей за доллар!» Но «сливы», слухи и сплетни обязательно будут. Поэтому прежде всего они, а затем уже экспертные оценки и официальные версии происходящего могут быть источниками для формирования полной картины бытия. Именно странные сообщения, найденные на нестатусных сайтах, и стоит запускать в работу, постоянно сверяя их с другими источниками информации.

Источник: http://bdialog.net/news/tonkiy-sluh.html

Тонкий слух

Тонкий слух

В ситуации нарастающей неопределенности, к которой уже давно тяготела российская экономика, руководителям бизнеса постоянно приходится принимать решения, полагаясь лишь на то, что принято называть чутьем и интуицией. И то и другое — производное от способности (часто — неосознанной) сканировать информацию и ловить тонкие сигналы.

Начнем с того, что абсолютно все данные, необходимые для принятия безошибочного решения, всегда в наличии в окружающем информационном поле. Тренды и угрозы, способные определить дальнейшую судьбу вашего бизнеса на ближайшие годы и даже десятилетия, так или иначе отражены в нем, и эти сведения находятся в открытом доступе. Нужно только выловить их в бурлящем информационном потоке.

На лекциях в Академии народного хозяйства я часто рассказываю слушателям про тонкие сигналы и работу с ними, когда речь заходит о хаотической среде и поведении компаний в условиях неопределенности.

Главные вопросы в это время буквально висят в воздухе аудитории: «Как работать с информационным полем и отделять зерна от плевел?», «Как ранжировать источники по достоверности?», «Как быстро фиксировать малейшие изменения среды обитания и держать нос по ветру?». Давайте разбираться.

Составные части

Главный принцип работы с информацией в хаотические времена: абсолютно все источники заслуживают внимания и сканирования. Даже самые «грязные», «шумные» и априори недостоверные.

Помните? Секретные агенты из комедийного фильма «Люди в черном» черпают информацию о том чтона самом дел происходит вокруг, из таблоидов, публикующих всякие небылицы и слухи про пришельцев.

И правильно делают! В нашем случае, как это ни парадоксально, обращаться к качественной деловой прессе в поисках тонких сигналов тоже стоит лишь в самую последнюю очередь: информация здесь «причесана» под формат, а тенденциозность ее подачи обусловлена редакционной политикой или внешними факторами.

Тонкие сигналы формируют у человека, умеющего их воспринимать, особое ощущение реальности, которое, подобно мозаике, складывается из самых различных элементов: обрывков мыслей, случайно подслушанных разговоров, которые выхватывает ухо из контекста окружающей жизни, других сенсорных впечатлений.

И это ощущение реальности, как ни странно, может давать более глубокое понимание происходящего вокруг, чем многие тома аналитических отчетов. Работать с источниками тонких сигналов очень сложно людям с ярко выраженным левополушарным мышление, которые привыкли опираться на цифры, графики и статистические выкладки.

Однако вернее всего про будущее рассказывают не цифры, а ощущения, которые необходимо уметь распознавать.

Один из источников тонких сигналов — экспертные оценки. Верные признаки тонких сигналов — слова «я думаю», «скорее всего», «похоже, что».

Различные экспертные оценки нужно суммировать на уровне ощущений, понимая, что этот источник информации тоже по-своему загрязнен: авторы мнений в большинстве случаев «самоангажированы», их внутренний настрой нередко приводит к необъективной трактовке событий.

Как ни парадоксально, еще ближе к сути происходящего может находиться другой, гораздо более «грязный» источник тонких сигналов — слухи и сплетни. Интернет — идеальная среда для их распространения; Сеть заполнена «желтыми» ресурсами, на которых короткие и малодостоверные новости перемежаются с квазирекламными рекомендациями по поводу того, «как похудеть на сорок килограммов».

Нельзя списывать со счетов и суждения обычных людей, которые вас окружают. Тут хрестоматийный пример — полуапокрифическая история про американского банкира Джона Пирпонта Моргана‑младшего, который благодаря тонким сигналам вовремя почувствовал приближение Великой депрессии.

Однажды уличный чистильщик обуви, приводивший в порядок ботинки известного финансиста принялся расспрашивать его о фондовом рынке и перспективе роста бумаг различных компаний. Вернувшись в свою контору, Морган приказал немедленно избавиться от всех акций.

Свое интуитивное решение он объяснил так: «Если на фондовый рынок пришел даже чистильщик обуви, биржевой крах неминуем!»

Суждения окружающих представляют собой ценность исключительно благодаря своей массе. Нам потребуются «гигабайты» «болтовни» чистильщиков обуви и других самых разных людей, чтобы наше мышление обнаружило в этой какофонии мнений свои закономерности и повторяемость.

Разумеется, коллективное бессознательное легко воспринимает и распространяет любые заблуждения. Однако каждый человек по своей сути — «агент информационного поля».

Прислушиваясь к самым разным суждениям, мы позволяем нашей интуиции вычленить хотя бы общую тональность происходящего — и срабатывает «эффект Моргана».

Для того чтобы настроить свою сенсорную систему на получение тонких сигналов, необходимо сформулировать для самого себя вопрос: «Что именно я хочу узнать?» Ключевые слова заносятся во внутреннюю «строку поискового запроса», после чего можно начинать сканировать все источники подряд — от интернет-ресурсов до желтой прессы и телевидения.

Ласкающий слух

При сборе информации официальные заявления властей будут иметь для нас довольно сомнительную ценность. Дело в том, что в условиях хаоса тонкие сигналы распространяются по другим каналам, имеющим менее устойчивый характер и требующим совершенно иных проводников.

В первую очередь для нас могут быть интересны так называемые информационные вбросы, которые очень часто встречаются в интернете. Они очень похожи на слухи, даже если авторство приписывается правительственным источникам.

Вбросы — это мнимая утечка информации, оформленная в маленькие статейки из пары абзацев и размещенная на странных, но посещаемых сайтах. Информационные вбросы никогда не встречаются в поле первого восприятия. Они не попадают в сводки новостей появляясь и существуя какое-то время лишь на информационных задворках.

Цель информационных вбросов — проверить реакцию общества и бизнеса на те или иные инициативы.

Стоит заметить, что Россия за последние годы избавилась от обычаев ельцинской эпохи, когда различные потрясения сваливались на нас как снег на голову, а девальвация наступала аккурат назавтра после выступления президента, в котором тот убеждал общество в том, что никаких изменений не предвидится.

В настоящее время власти исповедуют более зрелый подход и заинтересованы в том, чтобы заранее просчитать реакцию населения на те или иные решения. А это означает, что упреждающая информация из коридоров власти непременно будет истекать — как через официальные каналы, так и через неофициальные.

Разумеется, правительство вряд ли скажет согражданам в лоб: «Товарищи, затяните пояса, впереди по курсу 70 рублей за доллар!» Но «сливы», слухи и сплетни обязательно будут. Поэтому прежде всего они, а затем уже экспертные оценки и официальные версии происходящего могут быть источниками для формирования полной картины бытия. Именно странные сообщения, найденные на нестатусных сайтах, и стоит запускать в работу, постоянно сверяя их с другими источниками информации.

Источник: https://otchetonline.ru/art/direktoru/43982-tonkiy-sluh.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.