+7(499)495-49-41

Стратегия устойчивого развития

Национальная стратегия устойчивого развития

Стратегия устойчивого развития

По поручению правительства России была выработана стратегия устойчивого развития страны до 2020 года, которая так и называется – “Стратегия-2020”.

Над ней работало более тысячи экспертов целый год, и в 2011 году с помощью специалистов ВШЭ и РАНХиГС с программой они справились.

Это уже второй вариант разработки КДР (концепция долгосрочного развития), первая версия была завершена в 2007 году Министерством экономического развития и другими ведомствами, а разработка велась по поручению президента РФ.

Первый вариант

Концепция (стратегия) устойчивого развития в первом варианте имела целью определить пути и способы, чтобы обеспечить в долгосрочной перспективе устойчивое повышение благосостояния граждан Российской Федерации, национальную безопасность, динамичное развитие экономики, укрепление позиций РФ в мировом сообществе. Разработка охватывала перспективу от 2008 до 2020 годов, и её окончательный текст (КДР-2020) правительство утвердило в ноябре 2008 года.

Появление второго варианта было необходимо по двум причинам. Стратегия устойчивого развития была утверждена в момент, когда значительно усилился мировой финансово-экономический кризис.

Пока концепция разрабатывалась, он ещё не затронул все страны, только развитые, к коим Российская Федерация не относилась. Однако утверждена стратегия устойчивого развития была осенью 2008 года, когда кризис пришёл и в нашу страну.

Реалии быстро менялись, а результатом стало то, что даже в момент принятия концепции все её постулаты оказались устаревшими.

Кризис

Кризис привёл к очень резкому и глубочайшему падению всех экономических показателей, а потому большее количество ориентиров даже первого этапа реализации КДР-2020 получились невыполнимыми.

Национальная стратегия устойчивого развития на начальном этапе охватывала период с 2007 по 2012 годы.

Планировалось к окончанию этого срока достичь увеличения продолжительности жизни на два с половиной года.

ВВП должен был вырасти на тридцать восемь процентов, а рост производительности до сорока одного процента. ВВП должен был снизить энергоёмкость на девятнадцать процентов. Реальные доходы населения планировались к увеличению на пятьдесят четыре процента. И ещё много других ориентиров, достичь которых возможности не представилось.

Вторая причина

По характеру разработки национальная стратегия устойчивого развития в первом своём варианте была явно ведомственной, где подетально указаны все количественные ориентиры, которые нужно было достичь к 2020 году конкретно в каждой сфере. Однако проблемы, которые стояли перед российским обществом и его экономикой, детально проанализированы не были. Способ достижения каждой цели формулировался декларативно.

Например: “Должно быть сформировано общество, основанное на ответственности и доверии населения к частным и государственным экономическим институтам.

Социальная поляризация снизится за счёт равных возможностей всех слоёв общества и социальной мобильности, направленности социальной политики на поддержку уязвимых слоёв населения и интеграцию мигрантов.

” Естественно, такие формулировки могут только громко звенеть от своей внутренней пустоты.

Второй вариант

Стратегия устойчивого развития Российской Федерации во втором её варианте разрабатывалась в 2011 году по распоряжению премьер-министра.

Были созданы экспертные группы в количестве двадцати одной, которыми руководили на площадках двух вузов – НИУ ВШЭ и РАНХиГС их ректоры Владимир Мау и Ярослав Кузьминов. Прошло несколько сот дискуссий, обсуждений и заседаний.

Стратегия устойчивого развития России разрабатывалась россиянами и не только – более ста экспертов из-за рубежа активно участвовали в создании плана на дальнейшую жизнь нашей многострадальной Родины.

Среди россиян, создававших программу, по которой мы живём уже седьмой год, в частности, работали: Лев Якобсон, Евсей Гурвич, Сергей Дробышевский, Владимир Гимпельсон, Ксения Юдаева, Исак Фрумин, Александр Аузан, Михаил Блинкин и многие ещё.

Регулярно проводились заседания, а материалы публиковались на интернет-страницах сайта, посвящённого “Стратегии-2020”. Многие заседания проводились в открытом режиме, работе групп довольно много внимания уделяла пресса.

Стратегия устойчивого развития республики разработана практически во всех странах СНГ – в Казахстане, в Беларуси и других.

Итоговый доклад

Эксперты разделили свою работу на два этапа. Первую половину 2011 года, вплоть до августа, прорабатывали варианты развития и меры, которые соответствовали бы этому развитию. После этого правительству был предоставлен промежуточный доклад в шестьсот страниц.

Далее в министерствах и ведомствах его обсуждали и определяли направления для доработки этого документа. Итоговый доклад был подготовлен объёмом в восемьсот шестьдесят четыре страницы к декабрю 2011 года, а в марте 2012-го стратегия устойчивого социально-экономического развития в новом варианте была опубликована (под более длинным названием).

Спросили у народа

В течение 2012 года проводились социологические исследования с целью выяснения отношения в различных слоях общества к предложениям, которые содержатся в “Стратегии-2020”. Нужно отметить, что у этого документа гораздо больше обнаружилось оппонентов, чем приверженцев.

Особенные претензии были предъявлены к материалам, представленным группой 3 (Ксения Юдаева, Татьяна Малева), разработавших реформу пенсионной системы, группой 5 (Леонид Гохберг), где обрисован переход к росту инноваций, группой 6 (Александр Галушка, Сергей Дробышевский) – о налоговой политике, группой 7 (Владимир Гимпельсон и другие) относительно рынка труда, миграционной политики и профессионального образования.

Работу группы 8 (Исак Фрумин, Анатолий Каспржак) относительно новой школы ругали все без исключения. Никто не поверил выводам Владимира Назарова и Полины Козыревой о сокращении неравенства и преодолении бедности. Герману Грефу и Олегу Вьюгину возражали специалисты. И так далее. У народа стратегия устойчивого экономического развития ни малейшего энтузиазма не вызвала.

Построение

В “Стратегии-2020” двадцать пять глав, которые объединены в шесть разделов. Также есть в этом документе приложение, где описывается “бюджетный манёвр” (это изменение расходов федерального бюджета), перечень мер в каждом направлении развития, которые тоже были рассмотрены экспертами. Разделы в документе следующие:

1. Новая модель роста.

2. Макроэкономика. Базовые условия роста.

3. Социальная политика. Человеческий капитал.

4. Инфраструктура. Комфортная среда, сбалансированное развитие.

5. Эффективное государство.

6. Внешний контур развития.

“Стратегия-2020” и в том, и в другом варианте пытается запрягать в одну телегу “вола и трепетную лань”. Конечно, нужны новые модели экономического роста и социальной политики. Экономика обязательно должна была перестроиться: с наступлением кризиса внутренний спрос стал стремительно падать, а первый вариант “стратегии” опирался на его рост.

Российский экспорт практически полностью перестроился благодаря введённым санкциям, поэтому ориентироваться на прежние цены бессмысленно. Однако “Стратегия-2020” тоже не ушла от утопических деклараций: стране необходим рост экономики минимум пять процентов в год, причём основывать его нужно не на экспорте сырья и перераспределении ресурсов по секторам, где низкая эффективность.

Не слишком ли это далеко от нашей реальности?

Манёвр

Основная идея “Стратегии-2020” – тот самый манёвр, который должен был позволить задействование ранее неиспользованных факторов конкурентоспособности. Например, такие. Высокое качество человеческого потенциала и научный потенциал.

Откуда это взять? Среди рабочих профессий уже давно кончились профессионалы, поскольку нет ни заводов, ни соответственного образования, а российская наука в лучшем случае работает – тоже не очень ладно – в военно-промышленном комплексе и космической отрасли, основная масса лучших умов давным-давно на заработках за рубежами страны.

Социальная политика выстроена экспертами таким образом, чтобы были защищены интересы не беднейших слоёв населения, а прослойки, которая реализует инновационное развитие, то есть, того самого мифического “среднего класса”, способного выбирать любые модели потребления и труда.

Эксперты предполагали в своей модели роста последовательное снижение инфляции, чтобы принять новые бюджетные правила, которые регулировали бы бюджетные расходы (в зависимости от цен на нефть).

Они посчитали рост расходов неэффективным и неоправданным, именно это им и видится помехой стабильности и сбалансированности бюджета. Уже спустя пять лет видно, что социальная политика направлена экспертами абсолютно в другую сторону от народа.

Внешняя среда не стала по отношению к бизнесу менее агрессивной, деловой климат без улучшений, конкурентная среда, может быть, и сохранилась, но далеко не вся.

Постиндустриальная страна

Эксперты видели нашу экономику в ближайшем будущем постиндустриальной, основанной на сервисных отраслях, которые ориентированы на развитие капитала человеческого, то есть, это экономика, где наиболее важны будут медицина, образование, медиа и информационные технологии, даже дизайн. Здесь, безусловно, конкурентные преимущества были бы, если бы не растрачивались посредством постоянного недофинансирования всех социальных систем, а также за счёт крайне неэффективного управления.

“Стратегия-2020” хотела бы восстановления и закрепления этих сравнительных преимуществ нашей страны в сфере медицины, образования, культуры, но где теперь отыскать их? Те человеческие ресурсы, что были конкурентоспособны, состарились, а новых учат уже крайне плохо. Лечиться у молодых докторов теперь просто страшно, учиться у молодых учителей практически нечему, с культурой тоже ничего хорошего не произошло пока.

Ещё манёвр

К постиндустриальной экономике страна и должна совершить этот “бюджетный манёвр”, то есть сменить приоритеты в бюджетных расходах.

Эксперты предполагают к 2020 году будут финансировать инфраструктуру на четыре процента ВВП больше, а, чтобы сбалансировать бюджет, сократят расходы на те же четыре процента в сферах безопасности и обороны, в тратах на госаппарат, а также уменьшат субсидии предприятиям.

Рядовые граждане России на обсуждениях этой стратегии “манёвром” были возмущены, называли такой план безответственным, некоторые даже употребляли слово “вредительство”.

На всякий случай эксперты предусмотрели не один сценарий развития каждого направления: если реформы недостаточно активны – задействуются инерционные сценарии, а также жёсткие, при проведении которых потери сторонам не компенсируют, и ещё разработаны сценарии реформы оптимальной, когда интересы участвующих групп учитываются максимально. Политики выбирают лучший, конечно же.

Эксперты и власть

Когда был опубликован итоговый доклад, кураторы данной работы рассчитывали на безусловную поддержку главных предложений со стороны президента и правительства, несмотря на то, что расхождения во взглядах присутствовали изначально. Особенно это касается пенсионной реформы.

В итоге многие положения “Стратегии-2020” уже включены в программу деятельности госорганов: это проблемы парковки в столице (автор Михаил Блинкин), Министерство финансов и Министерство экономразвития внедряют бюджетное правило, регулирующее уровень госдолга и расходы бюджета, например. Пенсионная реформа тоже проходит по предложениям “Стратегии-2020”, что вызывает активное и весьма эмоциональное обсуждение. Что уж сказать о реформе ЖКХ…

Общечеловеческое

Стратегия устойчивого развития человечества, выработанная в 1987 году и принятая международной комиссией, и сегодня горячо обсуждается мировыми лидерами.

Заявление о значимости этой проблемы впервые было озвучено Генеральной ассамблеей ООН.

Тогда же многие страны (и Россия в том числе) взяли на вооружение этот принцип развития, где предусматривается ответственность государства и всего гражданского общества перед будущими поколениями в обеспечении удовлетворения потребностей.

Географические аспекты стратегии устойчивого развития человечества состоят в том, что необходимо преодолевать неоднородность общественных систем.

Для проведения в жизнь принципа ответственности граждан за благоденствие последующих поколений была разработана модель будущего цивилизации, где соединились три направления: экономическое, социальное и экологическое.

Стратегия устойчивого развития окружающей среды, например, должна привести к стабильности экологических систем планеты, к устранению угрозы существования человечества.

Источник: http://fb.ru/article/326696/natsionalnaya-strategiya-ustoychivogo-razvitiya

Концепция устойчивого развития (презентация) скачать

Стратегия устойчивого развития

Устойчивое развитие — это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

презентации

  • Понятие «устойчивое развитие»
  • Декларация Первой конференции ООН по окружающей среде
  • Всемирные саммиты, 1992 и 2002
  • Хартия устойчивого развития Европейских городов
  • Факторы Устойчивого развития
  • Стратегии и принципы устойчивого развития
  • Уровни устойчивого развития
  • Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития

Понятие «устойчивое развитие»

Впервые термин «устойчивое развитие» был применен в 1972 году на Первой Всемирной Конференции по окружающей среде в Стокгольме. В 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро этот термин был использован «в качестве названия новой концепции существования всего человечества.

С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы.

Римский клуб — международная общественная организация, созданная итальянским промышленником Аурелио Печчеи генеральным директором по вопросам науки ОЭСР Александром Кингом 6 апреля 1968 года, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты.

Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы.

Одной из главных своих задач Римский клуб изначально считал привлечение внимания мировой общественности к глобальным проблемам посредством своих докладов.

Декларация Первой конференции ООН по окружающей среде

16 июня 1972 года Декларация принята в Стокгольме на Конференции ООН по проблемам окружающей среды.

После принятия Декларации по окружающей среде произошел всплеск правотворческой деятельности как на национальном, так и на международном уровнях. Кроме того, Стокгольмская конференция привела к созданию ЮНЕП (UNEP, United Nations Environment Programme) – организации, которая выполняет административные функции по 7 крупным конвенциям, а также множеству региональных соглашений по экологии.

Всемирные саммиты, 1992 и 2002

Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (Декларация Рио) — декларация, содержащая основные принципы экологического права, принятая на конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 года в Рио-де-Жанейро (Саммит Земли).

Приняты юридически обязательные для исполнения документы: – «Конвенция о биологической разнообразии» – «Рамочная конвенция об изменении климата» – «Лесные принципы»

– «Повестку дня на XXI век

Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, состоявшаяся в Йоханнесбурге (ЮАР) с 26 августа по 4 сентября 2002 г.

, произвела оценку достижений, изменений и новых проблем, возникших за период, прошедший после Встречи на высшем уровне «Планета Земля» 1992 г.

Это был саммит «осуществления», призванный трансформировать цели, обещания и обязательства Повестки дня на XXI век в конкретные, практические действия.

Хартия устойчивого развития Европейских городов

Ольборгская Хартия была одобрена участниками Европейской Конференции по устойчивому развитию больших и малых городов Европы, которая проходила в Ольборге (Дания) 24–27 мая 1994 г.

«Мы, представители больших и малых городов, подписавшие эту Хартию, будем двигаться по пути к устойчивому развитию, опираясь на знания, опыт и положительные примеры локального уровня».

Стратегии и принципы устойчивого развития

Стратегия устойчивого развития как идея новой культурной парадигмы появилась в конце ХХ века благодаря осознанию того обстоятельства, что естественная эволюция завела человечество в тяжелое положение, которое характеризуется следующим: – расходование наличных ресурсов опережает формирование новых; – распределение ресурсов крайне неравномерно, что дестабилизирует ситуацию как в отдельных странах (богатство-бедность), так и в мире в целом;

– происходит деградация природной среды, в биосфере развиваются необратимые негативные процессы.

Принцип ответственности перед будущим. Устойчивое и долговременное развитие представляет собой не неизменное состояние гармонии, а скорее процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институционные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями.

Принцип политического разрешения экологического кризиса. Проблемы, касающиеся экологического кризиса, необходимо решать мирными путями, на основе доброй воли всех участников международного сообщества.

Принцип партнерства. При выполнении принципов устойчивого развития государства сотрудничают в духе доброй воли и партнерства.

Принцип идеологического обеспечения. Устойчивое развитие связано с преодолением ряда религиозных, национальных традиций, стереотипов общественного сознания, которое предлагается обеспечить системой экологического воспитания и образования.

Принцип экологизации всех сфер жизнедеятельности. Ресурсы каждой территории находятся в собственности и распоряжении ее населения и используются для удовлетворения основных материальных, духовных, эстетических потребностей, достижения целей устойчивого развития – это является основой экологизации всех сфер жизнедеятельности.

Уровни устойчивого развития

  • Локальный
  • Региональный
  • Национальный
  • Межгосударственный
  • Глобальный

Если на локальной и региональном уровнях возможности устойчивого развития определяются, в основном, местными условиями, то на национальном уровне определяющим фактором является политика и волеизъявление государства. Для реализации устойчивого развития на межгосударственном и глобальном уровнях требуется, кроме того, взаимовыгодное сотрудничество всех участников процесса.

Международное сотрудничество

Большое значение для устойчивого развития имеют как экономическая политика отдельных стран, так и международные экономические отношения. Для оживления и ускорения развития необходимы как динамичные и благоприятные международные экономические отношения, так и политика, определяемая на национальном уровне.

Главным показателем устойчивости, разработанным Всемирным банком, являются «истинные темпы (нормы) сбережения» или «истинные нормы инвестиций» в стране.

Экологический след

Экологический след — мера воздействия человека на среду обитания, которая позволяет рассчитать размеры прилегающей территории, необходимой для производства потребляемых нами ресурсов и хранения отходов.

Термин «экологический след» был введён в 1992 году Уильямом Ризом.

Эта мера отражает расход экологических ресурсов для производства необходимых нам вещей, продуктов питания, энергии и т.д.

Формат:
Количество слайдов:54
Язык:русский
Размер:22.1 MB
Скачать по нижеследующим ссылкам:

Скриншот

Нравится

Источник: http://yznaika.com/powerpoint/368-koncepciya-ustoichivogo-razvitiya

Стратегия устойчивого развития

Стратегия устойчивого развития

С развитием НТР возросшая мощь экономики превратилась в разрушительную силу. Мир увидел, что природные ресурсы далеко не безграничны, а самовосстановление природы может быть исчерпано. В результате человечество будет ввергнуто в социально-политический, экономический, экологический кризис.

Возникла необходимость формирования новой модели развития цивилизации, главная задача которой заключается в способности противостоять надвигающемуся кризису. Концепция устойчивого развития стала попыткой разрешить эту проблему и является естественной реакцией мирового сообщества, стремящегося выжить.

Устойчивое развитие подразумевает долгое существование и развитие человечества в течение неограниченного времени, а создание этой концепции задача достаточно трудоёмкая.

Замечание 1

Этот процесс управляемый и предполагает такое развитие общества и природы, которое может создать благоприятные условия, чтобы сохранить природу и жизнь людей, имея в виду не только нынешнее, но и будущие поколения.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Деградация природы стратегией устойчивого развития не допускается, а в будущем обеспечивается оптимальным соотношением между развитием общества и природы. На Конференции ООН, проходившей в Стокгольме в $1972$ г. была создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

мысль, прозвучавшая на Конференции, заключалась в том, что развитие цивилизации и окружающую среду нельзя рассматривать отдельно друг от друга.

Международное сообщество включилось в решение проблем защиты окружающей среды на уровне государств – появились соответствующие министерства и ведомства, экологическая политика и дипломатия.

В $1987$ г. Комиссия представила доклад «Наше общее будущее», который стал важным моментом в разработке концепции. В тексте этого доклада впервые появился сам термин.

Собственно же концепция была принята на уровне глав участвующих стран и правительств в июне $1992$ г. в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Сегодня это наиболее известная и даже модная глобальная модель будущего цивилизации.

Надо сказать, что, по мнению отечественного ученого Е. Логунцева, этой концепции пока нет, а есть просто идеи, которые получили общее признание и зафиксированы в официальных политических решениях. К тому же общепринятого определения термина тоже нет.

Мировое сообщество свои действия направляет на формирование основных элементов концепции и выработку понятийного аппарата.

Замечание 2

Для перехода к устойчивому развитию требуется длительное время, потому что необходимо решить огромные по масштабам социальные, экологические, экономические задачи.

С переходом к устойчивому развитию, безусловно, будет меняться представление о нем, будут уточняться потребности людей.

Это значит, что реализация его принципов рассматриваться должна поэтапно и основываться на гармонизации взаимодействия мирового сообщества с природой.

Главные компоненты устойчивого развития

Главными компонентами устойчивого развития являются три основных составляющих – экономическая, социальная, экологическая.

  1. Экологический компонент устойчивого развития исходит из того, что человечеству важно уметь жить при ограниченном потребления природных ресурсов. Научиться возвращать обратно в природную среду как можно меньше отходов своей жизнедеятельности.

    Устойчивое развитие предполагает обеспечивать целостность экологических систем, сохранение их способностей к самовосстановлению и адаптации к изменениям.

    Способность экосистем к самовосстановлению значительно снижается при деградации природных ресурсов, утрате биологического разнообразия и загрязнении окружающей среды.

  2. Экономический подход предусматривает не только структурные, но и территориальные сдвиги в мировой экономике. Целевыми и лимитирующими показателями устойчивого развития могут быть уровни удельного потребления энергии и производство отходов.

    Все опасные вещества, применяемые в экономике должны находиться под строгим контролем.

    Контролируемыми параметрами должны быть показатели качества атмосферных вод, естественные и измененные человеком территории, лесные угодья с их продуктивностью и степенью сохранности, биологические виды, находящиеся под угрозой исчезновения.

  3. Устойчивое социальное развитие означает решение демографических проблем, занятость населения, качество и уровень жизни. Оно направлено на человека, на сохранение стабильности социальных и культурных систем – на расширение доступа к знаниям, культурным ценностям, на обеспечение гражданских прав и личной безопасности человека.

Замечание 3

Устойчивое развитие, таким образом, связывает в триединую систему экономику, благополучие человека, окружающую среду. Ключ к этой системе лежит в совершенствовании управлением природопользованием, экономикой, обществом на глобальном, региональном, государственном, локальном уровнях.

Устойчивое развитие и география

География, как и некоторые другие науки, принимает активное участие в научном обеспечении стратегии устойчивого развития. Географы принимают участие в реализации ряда международных научных программ. Например, «Международная геосферно-биосферная программа» (МГБП), международные программы по климату и стихийным бедствиям.

Эти программы осуществляются учеными США, России, Японии, Франции. Программа «Глобальные изменения и человечество» направлена на изучение различных процессов – физических, химических, геологических, биологических, географических, социальных.

К решению этой проблемы географы, в отличие от ученых-естествоиспытателей, подходят комплексно – с точки зрения как физической, так и социально-экономической географии.

Они рассматривают происходящие изменения с точки зрения антропогенного воздействия на природу:

  1. Облесения;
  2. Опустынивания;
  3. Демографического взрыва;
  4. Урбанизации;
  5. Здоровья человека;
  6. Мирового хозяйства;
  7. Мирового сообщества.

Замечание 4

Голландский географ Г. Верстаппен, бывший президент Международного Географического Союза, в своем докладе на Международной географической конференции «Глобальные изменения и география», проходившей в Москве в $1995$ г. говорил о том, что географы работают во всех уголках планеты. А это значит, что они вносят свой вклад в исследования и способствуют расширению и углублению знаний о Земле.

Экономическая и политическая география более всего приближены к человеческому обществу, поэтому в реализации устойчивого развития они играют наиболее эффективную роль. Используя свои знания и данные эколого-географов они могут создать концепцию развития региона страны с учетом потребностей населения и природно-территориальных условий.

География объединяет в себе все три компонента устойчивого развития – экономический, социальный и экологический. Глобальные проблемы и их решение, и достижение устойчивого развития невозможно без фундамента основ культуры природопользования.

Современная география и её достижения через овладение знаниями дают возможность выработать взгляд на современную картину мира и необходимость устойчивого развития мирового сообщества. Глобальные проблемы являются, прежде всего, проблемами социальными.

В масштабах мира и НТР, осуществления стратегии устойчивого развития человечества не грозит гибель от перенаселения, недостатка ресурсов и загрязнения окружающей среды.

Источник: https://spravochnick.ru/geografiya/strategiya_ustoychivogo_razvitiya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.