+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Стоит ли офисный мусор экологического платежа

Содержание

Платить за мусор теперь будет любая компания, у которой он образуется

Стоит ли офисный мусор экологического платежа

С 1 января 2021 года практически все юридические лица и индивидуальные предприниматели становятся плательщиками экологических взносов и обременяются обязанностью вести учет «размещенных» отходов, а также подавать в Росприроднадзор ежегодные декларации. Это касается всего мусора, в том числе образующегося в результате деятельности компании.

Сейчас за отходы платят те, кто их хранит

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ), «негативное воздействие на окружающую среду является платным». В пункте 2 статьи 16 этого закона указан конкретный перечень видов негативного воздействия на окружающую среду, подлежащих оплате, среди которых есть «размещение отходов производства и потребления».

Пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89ФЗ) также говорит о том, что плата взимается именно за «размещение отходов». При этом в статье 1 Закона № 89ФЗ сказано, что под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для их размещения (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.).

А вот деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению названа «обращением с отходами».

То есть из всех видов выполняемых в ходе обращения с отходами работ оплате подлежат только те, которые относятся к размещению отходов — их хранение и захоронение.

Поэтому плательщиками взносов за размещение отходов являются в настоящее время специализированные организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации и содержанию объектов размещения отходов (проще говоря — «мусорных» полигонов и «свалок»).

А лица, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, вносить в бюджет экологические платежи не обязаны. Такого же мнения придерживался до момента своего расформирования ВАС РФ (постановления от17.03.09 №14561/08, от20.07.10 №4433/10 и от12.07.11 №1752/11).

Конституционный суд отметил нелогичность норм

Конечно, такое положение дел не устраивает эксплуатантов «свалок». В связи с чем в Конституционном суде РФ была инициирована проверка на соответствие текущих норм Конституции РФ. Несмотря на то что Конституционный суд поддержал правовую позицию ВАС РФ, судьи выявили в проверяемых нормативно-правовых актах ряд внутренних противоречий (постановление КСРФот05.03.13 №5-П).

С одной стороны, провозглашается «платность» пользования природными ресурсами (ст. 16 Закона №7-ФЗ), а с другой — из числа плательщиков исключены непосредственные «производители» мусора (лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы).

С одной стороны, ставится цель стимулировать сокращение количества отходов, с другой — обязанность по оплате возложена не на «производителей» мусора, а на эксплуатантов «свалок», которые не могут влиять на их объемы. С одной стороны, размер платежа зависит от количества произведенного мусора (ст.

19 Закона №89-ФЗ), с другой — рассчитывают и платят взносы в бюджет не они.

Интересно, что несколько месяцев назад строительные организации Москвы начали получать от департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу уведомления о возбуждении административных дел по статье 8.

41 КоАП РФ за якобы невнесение в установленный срок платы за «размещенные» отходы строительного производства. Причем под удар попали исключительно добросовестные участники рынка — те, кто ведет учет образующихся в результате строительства отходов, организует их транспортировку и аккуратно отчитывается.

Им чиновники предъявили претензии по событиям полуторалетней давности и ранее, то есть за пределами срока привлечения к административной ответственности.

Выходит, что Росприроднадзор, проникшись мнением КС РФ, достал из архива отчетность по отходам строительных организаций московского региона и решил переломить устоявшуюся судебную практику применения экологического законодательства в свою пользу.

К применению нового порядка стоит подготовиться

Чтобы устранить неточность текущих формулировок, был принят Федеральный закон от21.07.

14 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В нем уже достаточно точно определены хозяйствующие субъекты, обязанные уплачивать взносы за размещение отходов производства и потребления, а также установлены отчетный период и сроки уплаты этих взносов.

С 1 января 2021 года начинает действовать новая норма (абз. 2 п. 1 ст. 16.

1 Закона №7-ФЗ), которая гласит: «В части размещения отходов производства и потребления лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления». Отчетным периодом в отношении внесения этой платы является календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона №7-ФЗ), срок уплаты — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 16.4 Закона №7-ФЗ).

В законе уточняется, что при определенных условиях «производители» мусора должны платить не за весь объем образованных отходов.

В частности, отходы, направленные их «производителем» на вторичную переработку (например, металлолом) или на утилизацию непосредственно на мусоросжигательный завод, оплате не подлежат. В связи с этим важно организовать раздельный учет отходов.
Вторичное сырье и отходы, направляемые непосредственно на обезвреживание или переработку напрямую, минуя «объекты размещения отходов», должны учитываться отдельно с целью уменьшения экологических платежей.

Дмитрий Беланович, директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды

Мнение чиновника

В распорядительной части постановления КСРФот05.03.

13 №5-П установлено, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы, в случае если отходы были переданы специализированным организациям для размещения. Таким образом, принятые поправки полностью учитывают мнение судей. Также закон вводит понятие права собственности на отходы, устанавливает программный метод осуществления функций по организации сбора, сортировки, переработки и размещения отходов и регламентирует требования к региональным схемам по обращению с отходами. Это позволит гармонизировать наше законодательство с требованиями ОЭСР, решить накопленные проблемы отрасли и создать полноценную индустрию по переработке отходов.

Сергей Чернин, председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды

Мнение эксперта

Нужно разграничивать новые нормы закона, действующие с 2021 года, и текущее положение вещей. Начиная с 2009 года Президиум ВАС РФ дает однозначно негативную оценку требованиям органов государственного экологического контроля о внесении платы за размещение отходов природопользователями.

Размещение любых отходов является видом деятельности, который осуществляют специализированные организации, и соответствующую плату обязаны вносить только они. А любые требования госорганов по внесению платежей за размещение отходов к их «производителям» незаконны.

Однако новые нормы используют принцип «загрязнитель платит». На данном принципе основан ряд международных конвенций, участницей которых является Российская Федерация.

Возложение обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду исключительно на организацию, эксплуатирующую полигон, не соответствует данному принципу. Поправками законодатель попытался исправить эту ситуацию.

Иван Сучков, заместитель начальника отдела по правовому обеспечению претензионно-исковой работы ОАО «МОСГАЗ»

Мнение практика

Департамент Росприроднадзора по ЦФО всегда требовал, чтобы плату вносили именно «производители» отходов.

Чиновники этого ведомства считают, что отходы размещает собственник, даже если для их вывоза привлекаются сторонние организации, если, конечно, право собственности на мусор не переходит к полигону или транспортной организации.

Некоторые суды, несмотря на мнение Президиума ВАС РФ, поддерживают чиновников (решения Арбитражного суда г. Москвы от30.12.14 №А40-160441/14 и от23.09.14 №А40-102262/2014). Новые нормы закона я считаю как минимум нелогичными.

Закон декларирует принцип, что платить за негативное воздействие должны лица, осуществляющие деятельность, негативно воздействующую на окружающую среду. Однако сама по себе хозяйственная деятельность не относится к видам негативного воздействия на окружающую среду! Негативно воздействует на нее именно деятельность свалок и мусорных полигонов, которые почему-то, согласно новым нормам, платить не должны.

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/3718-platit-za-musor-teper-budet-lyubaya-kompaniya-ukotoroy-onobrazuetsya

Платить за мусор теперь будет любая компания, у которой он образуется

Стоит ли офисный мусор экологического платежа

С 1 января 2021 года практически все юридические лица и индивидуальные предприниматели становятся плательщиками экологических взносов и обременяются обязанностью вести учет «размещенных» отходов, а также подавать в Росприроднадзор ежегодные декларации. Это касается всего мусора, в том числе образующегося в результате деятельности компании.

Сейчас за отходы платят те, кто их хранит

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.02 №  7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон №  7-ФЗ), «негативное воздействие на окружающую среду является платным». В пункте 2 статьи 16 этого закона указан конкретный перечень видов негативного воздействия на окружающую среду, подлежащих оплате, среди которых есть «размещение отходов производства и потребления».

Пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.98 №  89ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон №  89ФЗ) также говорит о том, что плата взимается именно за «размещение отходов». При этом в статье 1 Закона №  89ФЗ сказано, что под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для их размещения (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.).

А вот деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению названа «обращением с отходами».

То есть из всех видов выполняемых в ходе обращения с отходами работ оплате подлежат только те, которые относятся к размещению отходов — их хранение и захоронение.

Поэтому плательщиками взносов за размещение отходов являются в настоящее время специализированные организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации и содержанию объектов размещения отходов (проще говоря — «мусорных» полигонов и «свалок»).

А лица, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, вносить в бюджет экологические платежи не обязаны. Такого же мнения придерживался до момента своего расформирования ВАС РФ (постановления от17.03.09 № 14561/08, от20.07.10 № 4433/10 и от12.07.11 № 1752/11).

Конституционный суд отметил нелогичность норм

Конечно, такое положение дел не устраивает эксплуатантов «свалок».

В связи с чем в Конституционном суде РФ была инициирована проверка на соответствие текущих норм Конституции РФ.

Несмотря на то что Конституционный суд поддержал правовую позицию ВАС РФ, судьи выявили в проверяемых нормативно-правовых актах ряд внутренних противоречий (постановление КСРФ от 05.03.13 № 5-П).

С одной стороны, провозглашается «платность» пользования природными ресурсами (ст. 16 Закона № 7-ФЗ), а с другой — из числа плательщиков исключены непосредственные «производители» мусора (лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы).

С одной стороны, ставится цель стимулировать сокращение количества отходов, с другой — обязанность по оплате возложена не на «производителей» мусора, а на эксплуатантов «свалок», которые не могут влиять на их объемы. С одной стороны, размер платежа зависит от количества произведенного мусора (ст.

19 Закона № 89-ФЗ), с другой — рассчитывают и платят взносы в бюджет не они.

Интересно, что несколько месяцев назад строительные организации Москвы начали получать от департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу уведомления о возбуждении административных дел по статье 8.

41 КоАП РФ за якобы невнесение в установленный срок платы за «размещенные» отходы строительного производства. Причем под удар попали исключительно добросовестные участники рынка — те, кто ведет учет образующихся в результате строительства отходов, организует их транспортировку и аккуратно отчитывается.

Им чиновники предъявили претензии по событиям полуторалетней давности и ранее, то есть за пределами срока привлечения к административной ответственности.

Выходит, что Росприроднадзор, проникшись мнением КС РФ, достал из архива отчетность по отходам строительных организаций московского региона и решил переломить устоявшуюся судебную практику применения экологического законодательства в свою пользу.

К применению нового порядка стоит подготовиться

Чтобы устранить неточность текущих формулировок, был принят Федеральный закон от 21.07.

14 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В нем уже достаточно точно определены хозяйствующие субъекты, обязанные уплачивать взносы за размещение отходов производства и потребления, а также установлены отчетный период и сроки уплаты этих взносов.

С 1 января 2021 года начинает действовать новая норма (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ), которая гласит:

«В части размещения отходов производства и потребления лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления».

Отчетным периодом в отношении внесения этой платы является календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ), срок уплаты — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

В законе уточняется, что при определенных условиях «производители» мусора должны платить не за весь объем образованных отходов.

В частности, отходы, направленные их «производителем» на вторичную переработку (например, металлолом) или на утилизацию непосредственно на мусоросжигательный завод, оплате не подлежат. В связи с этим важно организовать раздельный учет отходов.
Вторичное сырье и отходы, направляемые непосредственно на обезвреживание или переработку напрямую, минуя «объекты размещения отходов», должны учитываться отдельно с целью уменьшения экологических платежей.

Источник: http://www.Cleandex.ru/articles/2015/06/19/platit_za_musor_teper_budet_lyubaya_kompaniya_u_kotoroi_on_obrazuetsya

Какие компании могут не перечислять экологические платежи

Стоит ли офисный мусор экологического платежа

Журнал “Семинар для бухгалтера” № 7/2012

Является ли это поводом перечислять платежи за негативное воздействие на окружающую среду? Можно ли законно избежать подобной уплаты? Чтобы прояснить, кто на самом деле должен платить экосборы и от чего зависит их размер, в нашей редакции собрались чиновник, лектор и главбух.

Михаил Мухин, действительный госсоветник РФ 3-го класса, президент Центра налоговых экспертиз и аудита

Надежда Абакумова, лектор, член Палаты налоговых консультантов, юрист

Светлана Рябова, главный бухгалтер ООО «АК ДерВейс»

Светлана Рябова:

– Экологические платежи – для многих запутанная история. Деятельность любой организации так или иначе связана с природопользованием. В таком случае перечислять экологические платежи должны все компании?

Михаил Мухин:

– Это ошибочное суждение. Плата взимается за конкретные виды негативного воздействия, например за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные источники и размещение отходов. Об этом говорит Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Светлана Рябова:

– А как же мусор, который образуется в результате деятельности офиса? Это могут быть и лампы накаливания, и просто бытовые отходы

Надежда Абакумова:

– Здесь все неоднозначно. Если, к примеру, мы говорим об отработанных люминесцентных лампах или лампах накаливания, мусоре от хозяйственно-бытовой деятельности сотрудников, то у компании появляется обязанность перечислять экологические платежи.

Но такие организации чаще всего заключают договор со специализированной компанией на вывоз мусора. Согласно условиям договора отходы обращаются в собственность организации, вывозящей мусор. У нее возникает обязанность рассчитать и внести в бюджет плату за принятые от предприятия отходы.

Бывший «владелец» мусора плательщиком экосбора не будет.

Михаил Мухин:

– Компании не должны заниматься утилизацией своих отходов. Их задача состоит в том, чтобы передать эти отходы по договору специализированной организации – напрямую либо через арендодателя. Никаких экологических платежей при этом вносить не требуется, оплачивается только услуга по вывозу отходов.

Светлана Рябова:

– Как правильно рассчитать платежи за загрязнение воздуха, если у предприятия числятся легковые автомобили, автобусы и грузовые автомобили?

Михаил Мухин:

– Автотранспорт является передвижным источником выбросов, и за него в обязательном порядке компании нужно вносить экологические платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Плата рассчитывается от массы использованного топлива.

Сумма платежа различается в зависимости от вида топлива (бензин, керосин, дизельное топливо, сжиженный газ), а не по видам используемых транспортных средств. Нормативы приведены в постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. Там же содержатся коэффициенты, применяемые при расчете платы.

Кроме того, коэффициент, учитывающий фактор инфляции, ежегодно устанавливается законом о бюджете на соответствующий год.

Светлана Рябова:

– Как я понимаю, норматив устанавливается на тонну топлива. А при приобретении ГСМ мы используем не весовой, а объемный показатель. Как быть?

Михаил Мухин:

– Этот вопрос часто задают бухгалтеры. Для правильного расчета необходимо использовать показатель плотности соответствующего вида топлива.

Надежда Абакумова:

– Но кроме этого автотранспорт является источником образования отходов в результате его эксплуатации и ремонта.

Чтобы избежать платы за отходы автотранспорта, организация должна заключить договор с автосервисом на проведение технического обслуживания и ремонта машины.

По договору все образующиеся от обслуживания и ремонта отходы остаются в собственности автосервиса. Это также должно быть отражено в актах выполненных работ.

Светлана Рябова:

– Как поступить, если до моего прихода в организацию прежний бухгалтер не перечисляла в бюджет экологические платежи?

Михаил Мухин:

– Если обязанность по уплате экологических платежей имела место, я рекомендую проверить, когда ожидается плановая проверка организации органами госэкоконтроля. Такую информацию можно получить на сайте Генеральной прокуратуры РФ по адресу genproc.gov.ru.

До начала проверки необходимо внести те платежи, за неуплату которых не истек годичный срок давности привлечения к административной ответственности Более ранние платежи могут быть взысканы только в пределах трехлетнего срока исковой давности, без начисления пеней и штрафов.

Соответственно, необходимо будет представить расчеты и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за прошедшие три года.

Надежда Абакумова:

– Ответственность за неуплату экологических сборов регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. руб., на компании – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Светлана Рябова:

– В какие сроки компаниям необходимо перечислять в бюджет экологические платежи?

Михаил Мухин:

– Плата за негативное воздействие на окружающую среду перечисляется ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Надежда Абакумова:

– Не будем забывать, что природопользователь должен вести документальный учет отходов. Я говорю о журнале образования и движения отходов. Об этом сказано в письме Ростехнадзора от 4 июня 2007 г. № 04-09/673. В связи с тем, что форма журнала не утверждена уполномоченным органом, за основу можно взять форму статистической отчетности 2-ТП (отходы).

Она в обязательном порядке составляется индивидуальными предпринимателями и организациями, осуществляющими обращение с отходами. Данные журнала учета образования и движения отходов должны удостоверяться договорами с профильными организациями и актами выполненных работ.

Фактический объем вывоза отходов подтверждается справкой специализированной организации.

Михаил Мухин:

– «Обрадую» бухгалтеров. Приказом Минприроды от 1 сентября 2011 г. № 721 ведение учета отходов возлагается на организацию. Кто именно в организации будет отвечать за данную работу – внутреннее дело компании. Однако, как правило, поручают работу именно бухгалтеру

Итоги

Экологические платежи должны платить компании и предприниматели, имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду. За производственный мусор платить не надо, достаточно заключить договор со спецкомпанией на вывоз мусора. Экологические платежи перечисляются в бюджет ежеквартально и начисляются за счет себестоимости продукции и прибыли предприятия, остающейся в его распоряжении.

18 июля 2012 г.

Источник: https://otchetonline.ru/pomoshh-buxgalteru/buhuchet/16744-kakie-kompanii-mogut-ne-perechislyat-ekologicheskie-platezhi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.