+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Стало ясно, как будут заключаться госконтракты на строительство «под ключ»

Содержание

Договор технического заказчика на строительство объекта под ключ 2021

Стало ясно, как будут заключаться госконтракты на строительство «под ключ»

Правительства Российской Федерации». Когда постановление вступает в силу? Постановление Правительства РФ от 12.05.2021 № 563 вступает в силу 1 июля 2021 года, за исключением отдельных положений, вступивших в силу 16 мая 2021 года. Согласно уже действующим нормам правительственного документа Минстрой России до 1 июля 2021 года должен утвердить:

  • типовую форму для заключения технологического и ценового аудита;
  • порядок для реестра таких заключений;
  • форму для отзыва в рамках общественного обсуждения;
  • типовую форму задания на проектирование объекта.

Зачем понадобилось принимать постановление? Принятый в прошлом году закон от 03.07.2021 № 365-ФЗ внес изменения в закон о контрактной системе в сфере закупок, добавив, помимо прочего в статью 34 этого закона часть 16.1.

Новые правила для госконтрактов на строительство объектов «под ключ»

Однако сегодня он старается уклониться от этого дела, не желая брать на себя ответственность. Тем самым техзаказчик старается ограничить себя только инвестиционной деятельностью.

Важно Но невозможно построить единую технологическую цепочку без распространения полномочий технического заказчика на весь жизненный цикл объекта. Если техзаказчик не возьмет эту задачу на себя, то его деятельность никогда не станет ни полноценной, ни до конца эффективной.

Технический заказчик обязан отвечать за весь проект, а не только за отдельные его части. Особенность технического заказчика в том, что сфера его деятельности неоднородна, она включает разные аспекты строительного процесса.

При этом важно, чтобы техзаказчик учитывал современные тренды, в частности информационное моделирование. XXI век — время автоматизации всех процессов. В строительстве это в первую очередь связано с использованием BIM-технологий.

Стало ясно, как будут заключаться госконтракты на строительство «под ключ»

Согласно новой норме предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. При этом порядок и основания заключения таких контрактов должно установить Правительство России.

Стоит отметить, что до настоящего времени соответствующий правительственный документ принят не был, из-за чего возникали споры о правомерности заключения рассмотренных контрактов.

Теперь же заключение контракта одновременно на проектирование, строительство и ввод объекта в эксплуатацию больше не будет считаться нарушением антимонопольного законодательства.

Что нужно заказчику для заключения контракта на строительство объекта «под ключ»? Для того чтобы заключить контракт на строительство объекта «под ключ», согласно п.

Договор на выполнение функций технического заказчика в строительстве

А тому, кто выносит свой инвестпроект на суд общественности, независимая строительно-техническая экспертиза позволит учесть все спорные моменты заранее и заключить контракт без угрозы временных и финансовых потерь.

Очевидно, что застройщику, небрежно отнесшемуся к подготовке документации для аудита, предстоят длительные судебные разбирательства в попытке признать недействительным отказ в выдаче положительного заключения, проведение судебных экспертиз.


Конечно, в ходе аудита заявитель может вносить изменения в представленный пакет документов (п.12 Положения).Но достаточно ли будет максимального 60-дневного срока для приведения документации в соответствие(п.

Договор подряда на строительство объекта

Внимание Они позволяют увидеть, во что реально обходится и строительство, и эксплуатация уже построенного объекта, и тем самым реально экономить.

Без применения этих методов работа технического заказчика будет происходить по старинке, с гораздо меньшей эффективностью.

Нужно отстаивать идею консолидированного технического заказчика.

Нельзя позволить его растащить по отдельным видам деятельности.

Именно в консолидации сила этого института. Если не удастся внедрить такой подход, то существует реальная опасность вырождения техзаказчика и угроза не выполнить те задачи, ради которых этот институт, собственно, и возрождается.

В строительстве возрождается институт технического заказчика

То есть, необходимость инвестиций в строительство того или иного объекта может быть поставлена под сомнение. В случае развития неблагоприятной ситуации конфликт может быть перенесен в суд.

Поэтому, по сути, заказчику необходимо предусмотреть и возможность формирования экспертного ответа на подобные возражения.

Технологический и ценовой аудит Согласно Постановлению аудит проводится теми органами исполнительной власти (федеральными, субъекта РФ) или им подведомственными госучереждениями, у которых есть соответствующие полномочия.
Например, к таким относится ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Также данное право есть и у Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
Аудит – платная услуга, тариф – 0,58% от стоимости проектных и изыскательских работ.Некоторое финансирование потребуется и на подготовку обоснования инвестиций.

Контракт на строительство объекта под ключ

Правительства Российской Федерации». Когда постановление вступает в силу? Постановление Правительства РФ от 12.05.2021 № 563 вступает в силу 1 июля 2021 года, за исключением отдельных положений, вступивших в силу 16 мая 2021 года. Согласно уже действующим нормам правительственного документа Минстрой России до 1 июля 2021 года должен утвердить:

  • типовую форму для заключения технологического и ценового аудита;
  • порядок для реестра таких заключений;
  • форму для отзыва в рамках общественного обсуждения;
  • типовую форму задания на проектирование объекта.

Зачем понадобилось принимать постановление? Принятый в прошлом году закон от 03.07.2021 № 365-ФЗ внес изменения в закон о контрактной системе в сфере закупок, добавив, помимо прочего в статью 34 этого закона часть 16.1.

Согласно новой норме предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. При этом порядок и основания заключения таких контрактов должно установить Правительство России.

Стоит отметить, что до настоящего времени соответствующий правительственный документ принят не был, из-за чего возникали споры о правомерности заключения рассмотренных контрактов.

Теперь же заключение контракта одновременно на проектирование, строительство и ввод объекта в эксплуатацию больше не будет считаться нарушением антимонопольного законодательства.

Что нужно заказчику для заключения контракта на строительство объекта «под ключ»? Для того чтобы заключить контракт на строительство объекта «под ключ», согласно п.

An error occurred

Положения в экспертную организацию необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление о проведении технологического и ценового аудита с указанием сведений о заявителе, о лицах, подготовивших обоснование, об объекте капитального строительства,
  • обоснование инвестиций.

Кто подает документы на такой аудит? Перечисленные в Положении документы на проведения аудита подает застройщик (технический заказчик) объекта капитального строительства или лицо, действующее от его имени. Ценовой и технологический аудит проводится бесплатно? Нет, согласно п.

23 Положения за проведение аудита взимается плата в размере 0,58% суммарной стоимости изготовления проектной документации объекта капитального строительства и материалов инженерных изысканий, необходимых для подготовки такой проектной документации, рассчитанной на дату представления документов для проведения аудита.

Правил, утвержденных Постановлением № 563, заказчику потребуется:

  • заключение по итогам технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в создание объекта;
  • решение о заключении контракта.

Что это за технологический и ценовой аудит? Положение о проведении указанного аудита также утверждено Постановлением № 563.

Аудит будет проводиться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, к полномочиям которых отнесено проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства.

Какие сведения нужно предоставить для проведения технологического и ценового аудита? Согласно п.
И когда он на какое-то время исчез, строительству был нанесен определенный ущерб.

Так вот, чтобы от этого возрождающегося института была максимальная польза, с самого начала следует составить для него ясные правила игры, определить те сферы, в которых он будет задействован. Сегодня меняется сама парадигма в управлении проектами. ГК ввел понятие управления компетенциями.

Появилось то, о чем давно говорили… Для повышения качества проектной, изыскательской работы, строительства пришло время провести инвентаризацию занятых здесь специалистов. Главным механизмом управления компетенцией становятся профессиональные стандарты С 1 июля 2021 года их использование является обязательным.

Вводится ответственность руководителей за выполнение своих обязанностей: если они это делают ненадлежащим образом, то на первый раз штрафуются, при повторном нарушении их ждет дисквалификация.

Источник: http://yurburo61.ru/dogovor-tehnicheskogo-zakazchika-na-stroitelstvo-obekta-pod-klyuch-2021/

Госконтракты

Стало ясно, как будут заключаться госконтракты на строительство «под ключ»

На примере пяти недавних судебных споров, связанных с государственными контрактами на выполнение работ, можно проследить основные тенденции практики в отношении подобных споров.

См. также Обязательные услуги госзаказчику

Коллегами из Системы Юрист подготовлен анализ нескольких знаковых дел по госконтрактам на выполнение работ.

Уклонение от уплаты неустойки

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2015 г. по делу № А40-213548/2014: если заказчик не передал документацию при заключении контракта, то подрядчику нужно это доказать.

В постановлении представлена стандартная ситуация, когда заказчик уклоняется от уплаты неустойки за нарушение контракта.

Подрядчик ссылался на то, что:

  • заказчик передал не всю проектную документацию;
  • переданная документация неполная или недостаточная для того, чтобы исполнить контракт;
  • у заказчика нет разрешения на строительство объекта, в отношении которого заключен контракт.

Суд не принял эти доводы во внимание.

Контракт на строительство

ФКУ «У.» (заказчик) и ЗАО «Г.» (генеральный подрядчик) по результатам открытого аукциона заключили государственный контракт на строительство жилого дома. Однако заказчик (по мнению подрядчика):

  • не передал проектную документацию;
  • не получил положительного заключения государственной экспертизы;
  • не представил технические условия;
  • не получил разрешение на строительство;
  • изменил задание на проектирование, которое не соответствует требованиям законодательства.

В итоге подрядчик обратился в арбитражный суд за взысканием пени в размере 1 млн руб. Однако суд отказал в удовлетворении иска.

Позиция суда

Стороны заключили контракт на условиях, которые определяют:

  • извещение о проведении открытого аукциона;
  • документация об открытом аукционе;
  • протокол.

Все технические условия и требования к работам были указаны в техническом задании при проведении открытого аукциона.

При этом истец требовал от ответчика продлить срок работ. Это недопустимо, так как срок государственного контракта – его существенное условие и не подлежит изменению.

Кроме того, истец нарушил требования статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ – не представил доказательств того, что был ознакомлен с недостоверной либо неполной документацией.

Суд пришел к выводу, что у истца не было препятствий к выполнению работ. Кроме того, он мог попросить у ответчика оказать содействие в той части условий контракта, где это согласовано.

Не предусмотренные контрактом работы

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 26 января 2021 г. по делу № А51-38337/2013: работы, которых контракт не предусматривает, оплате не подлежат.

Раньше была распространена практика, когда стороны заключали контракт на одну сумму, а потом подписывали акты на работы, выполненные дополнительно.

В результате фактическая сумма контракта существенно увеличивалась, и подрядчик получал дополнительные денежные средства из бюджета. Верховный суд РФ «обрушил» эту схему.

Теперь подрядчику никто не вернет деньги, которые он вложит в надежде потом взыскать в качестве неосновательного обогащения.

Хотя спор и возник из контракта, заключенного по Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, но вывод актуален и для контрактов, заключенных по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Контракт на строительно-монтажные работы

ООО «В.» (подрядчик) заключил с краевым департаментом строительства (заказчик) государственный контракт на строительно-монтажные работы на полигоне твердых бытовых отходов. Чтобы исполнить контракт, подрядчик выполнил дополнительные работы по пожаротушению объекта. При этом проектно-сметная документация их не предусматривала.

Так как заказчик эти работы не оплатил, ООО «В.» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании 92 920 050 руб. неосновательного обогащения.

Суд первой инстанции иск удовлетворил в части – взыскал с ответчика 44 270 253 руб. 60 коп. Апелляционный и окружной суд оставили решение без изменения.

Верховный суд РФ отменил все решения и отказал в иске.

Позиция Верховного суда

И законодательство о госзакупках, и заключенный контракт содержат условия, согласно которым цену контракта можно изменить не более чем на 10 процентов. Исполнитель был обязан знать о том, что неосновательное обогащение возникает у департамента заведомо без каких-либо заключенных обязательств. Поэтому его нельзя возместить за счет бюджета.

Достройка объекта – нарушение контракта

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 2021 г. по делу № А56-52082/2015: необходимость достроить объект – недостаточное основание для закупки у единственного подрядчика.

Суд столкнулся с вопросом о сочетании законности и целесообразности при достройке незавершенных объектов. С одной стороны, необходимо срочно достроить объект, а с другой – строго соблюсти закон о контрактной системе.

Результат оказался не в пользу заказчика и подрядчика: суд признал обоснованным решение антимонопольного органа о нарушении закона. Ссылка на чрезвычайные обстоятельства при заключении контрактов не помогла.

Контракт с единственным исполнителем

Районная администрация (заказчик) заключила контракт с единственным исполнителем ООО «Р.» (подрядчик). Причина (согласно опубликованной информации на сайте госзакупок) – необходимость достройки здания детского сада.

Управление ФАС своим решением признало в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ.

Администрация оспорила это решение в арбитражном суде.

Иск остался без удовлетворения.

Взыскание неустойки 

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 31 марта 2021 г. по делу № А55-30563/2014: если контракт предусматривает неустойку, которая превышает установленную в законе, то применяется неустойка из контракта, а не из закона.

Верховный суд РФ указал, какая именно неустойка применяется, если подрядчик не выполняет работы, – которую устанавливает закон или сам контракт.

Закон № 44-ФЗ предусматривает относительно небольшой размер неустойки. Это не стимулирует подрядчика выполнять свои обязательства в срок.

Поэтому заказчик вправе увеличивать ее размер. Однако, если неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить по правилам статьи 333 Гражданского кодекса РФ по заявлению стороны.

Контракт на капитальный ремонт

ГБУЗ (заказчик) и ООО «П.» (подрядчик) по результатам электронного аукциона заключили контракт на выполнение работ по капитальному ремонту основного корпуса диспансера.

Один пункт контракта предусматривал последствия просрочки исполнения обязательств со стороны подрядчика. В такой ситуации ООО «П.» обязалось уплатить пени за каждый день просрочки в размере 1%. При этом размер пени не может быть менее чем 1/300 ставки рефинансирования от цены контракта, уменьшенной пропорционально объему исполненных обязательств.

Подрядчик решил, что условие контракта о размере пени противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ и постановлению Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063. Поэтому ООО «П.» обратилось в арбитражный суд с иском о признании его недействительным.

Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил. Но апелляционный суд отменил решение. Кассационный суд не согласился с этим и снова удовлетворил иск.

Верховный суд РФ поставил точку в споре – отменил акты судов первой и кассационной инстанции и оставил в силе постановление апелляционного суда.

В результате спорный пункт контракта признан действительным.

Аннулирование закупки

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 апреля 2021 г. по делу № А59-5383/2014: если одновременно включить в контракт выполнение строительных работ и поставку оборудования, то закупку могут аннулировать.

Суд ответил на вопрос о возможности сочетать в одном контракте различные предметы – выполнение строительных работ и поставку оборудования под видом заключения контракта на строительство «под ключ».

Чтобы ссылаться на заключение такого контракта, необходимо также проектировать объект и сдавать его в эксплуатацию. Недостаточно просто выполнять общестроительные работы на объекте.

Смешанный контракт 

Администрация города (заказчик) разместила на сайте электронной торговой площадки извещение о проведении электронного аукциона с приложением аукционной документации. Предмет закупки – выполнение работ по строительству детского сада. При этом в контракт помимо общестроительных работ заказчик включил оснащение мебелью и оборудованием.

Управление ФАС России по жалобе проигравшего участника предписало администрации и управлению капитального строительства:

  • аннулировать определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) по спорному аукциону;
  • отменить протоколы, которые были составлены при проведении закупки;
  • привести документацию по названному аукциону в соответствие с требованиями закона.

Последние, в свою очередь, обратились в арбитражный суд с иском о признании решения антимонопольного органа незаконным, а предписания – недействительным.

Участники аукциона сослались на то, что при выполнении работ «под ключ» в контракт можно включать как работы, так и оборудование.

Суд пришел к выводу, что у заказчика и организатора торгов не было оснований для того, чтобы включать в один лот оба объекта.

Об изменении правил заключения строительных госконтрактов | Контур.Закупки

Стало ясно, как будут заключаться госконтракты на строительство «под ключ»

Вступившее с 1 июля 2021 года в силу постановление правительства № 563, а также ряд законодательных поправок,  изменили правила заключения госконтрактов на строительство объектов под ключ. Рассмотрим подробнее, какие нововведения это повлекло.

Главное новшество

Введено принципиально новое правило — заключить госконтракт на строительство под ключ можно только при наличии в проекте обоснования запланированных инвестиций и положительного заключения технологического и инвестиционного аудита. Также утверждено положение о проведении такого аудита. В остальном изменены нормы, которые привели строительную и закупочную нормативные базы в соответствии с новыми правилами.

Изменение распространяется на госконтракты, которые заключаются с 1 июля 2021 года. При этом они должны включать все этапы сооружения объекта капитального строительства: от проектирования до сдачи в эксплуатацию.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Итак, теперь заказчику-застройщику, планирующему заключить контракт на возведение объекта капстроительства, потребуется:

  • обосновать инвестиции;
  • пройти технологический и ценовой аудит и получить положительное заключение;
  • иметь решение на заключение контракта.

Что такое обоснование инвестиций

Обосновать инвестиции — значит собрать определенный пакет документов. В него должны входить:

  • проект задания на проектирование;
  • описание инвестиционного проекта, в том числе расположение, срок и этапы сооружения объекта, а также прочие основные характеристики;
  • сведения об основном технологическом оборудовании;
  • расчет предполагаемой стоимости объекта;
  • положение о возможности либо невозможности использования уже существующей проектной документации схожих объектов.

Далее обоснование инвестиции должной пройти этап публичного обсуждения. Длится он 15 дней, в течение которых свой отзыв может оставить любое заинтересованное лицо. При неблагоприятном развитии событий спор может быть перенесен в суд. Поэтому заказчикам рекомендуется заранее позаботиться о том, чтобы на любые возражения можно было дать экспертный ответ.

Проведение аудита

Технический и ценовой аудит должен проводиться уполномоченными органами власти или подведомственными им учреждениями. Такими полномочиями обладает, например, ФАУ «Главгосэкспертиза России» или госкорпорация «Росатом». Заказчик уплачивает за проведение аудита сумму исходя из тарифа 0,58% от стоимости проектных и изыскательских работ.

Кроме того, потратиться придется и на обоснование инвестиций. Затраты финансируются бюджетом, но в определенных пределах. Возможны ситуации, что часть из них придется оплачивать исполнителю. При этом в контракте может быть предусмотрена компенсация таких затрат.

После проведения аудита будет выдано экспертное заключение. Оно должно содержать предполагаемую предельную стоимость объекта, а также выводы о том, достаточно ли данных для проектирования и можно ли использовать проектную документацию аналогичных объектов.

Также эксперты должны заключить, насколько правильно выбрано место размещения будущего объекта, оптимален ли установленный срок его строительства.

Кроме того, делается вывод о том, соответствуют ли конструктивные, инженерно-технические и другие решения для подготовки документации требованиям всех регламентов, нужно ли применять дорогостоящие материалы и технику для строительства, и, вообще, насколько современны технологии, которые будут использованы.

Цена контракта

В решении о заключении контракта должна быть указана предельная стоимость объекта на основе экспертного заключения.

Далее эта цена будет обоснована и утверждена уже в ходе процедуры определения поставщика в соответствии с закупочным законодательством. Окончательная цена не может быть изменена — таково требование закон о госзакупках.

В контракт должно быть включено положение о неизменности цены, в том числе и в случае, если полный объем расходов предусмотреть изначально возможности не было.

Итак, заключение строительного госконтракта «под ключ» теперь возможно только после проведения аудита, в ходе которого проверяется как техническая сторона проекта, так и финансовая.

Условия контракта строгого привязываются к заключению аудиторов в части предмета, состав и содержания технической документации, а также максимальной цены контракта и сроков его исполнения.

Чтобы снизить связанные с этим риски, специалисты рекомендуют заказчикам прибегать к инструментам их предотвращения. Например, проводить независимую строительно-техническую экспертизу.

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/ob-izmenenii-pravil-zaklyucheniya-stroitelnyx-goskontraktov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.