+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Стабильно проявляющиеся наблюдаемые качества различных типов людей

Содержание

Дифференциальная психология

Стабильно проявляющиеся наблюдаемые качества различных типов людей

сообщить о нарушении

Текущая страница: 20 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

1. Недостатком типологического подхода в дифференциальной психологии является

а) игнорирование индивидуальных особенностей человека»

б) отсутствие эмпирической валидности выделяемых типов,

в) невозможность сравнения одного типа с другими.

2. Теоретические типологии, в отличие от эмпирических

а) создаются без опоры ка клинические данные,

б) удовлетворяют требованиям научной классификации,

в) основаны на применении факторного анализа.

3. Клин и ко-экзистенциальный подход позволяет

а) уточнить дифференциальный диагноз больного человека,

б) установить взаимосвязь симптомов и переживаний человека,

в) обнаружить нарушения, касающиеся жизненной философии человека.

4. Психологические защиты – это

а) индивидуальные способы выражения агрессивности,

б) адаптивные способы переживания мира, обеспечивающие контроль над аффектом и сохранение самоуважения,

в) невротические реакции на внутренние конфликты.

5. Интроверсия – это

а) установка на препятствие контакту с объектами внешнего и внутреннего мира ввиду высокой рефлексии,

б) метод самонаблюдения, используемый в доэкспериментальной психологии,

в) невротическая особенность, состоящая в нарушении общения с людьми.

6. Ананказмы – это

а) спонтанные, идущие изнутри навязчивые переживания и действия,

б) черты мистического мироотношения, основанного на некритическом восприятии жизни,

в) содержимое коллективного бессознательного.

7. Черта – это

а) качество, устойчиво присущее данному человеку и проявляющееся в различных ситуациях,

б) особенность, отличающая конкретного человека от других представителей психотипа,

в) особенность, затрудняющая человеку приближение к так называемому «нормальному» характеру.

8. Наиболее популярной является теория черт личности, разработанная

а) Дж. Гилфордом,

б) Р. Б. Кеттеллом,

в) Б.Г. Ананьевым.

9. Черты выявляются следующими способами:

а) посредством сопоставления данных «продольных» и «поперечных» срезов,

б) благодаря использованию L-, О– и Т-данных,

в) семантически, посредством факторного анализа и концептуализации.

10. Р.Б. Кеттелл для прогноза человеческого поведения в различных ситуациях использовал

а) клиническую беседу,

б) экспертный опрос,

в) уравнение спецификации.

11. Феномен полового диморфизма – это

а) наличие у данного биологического вида дифференциации полов,

б) наличие различий средних показателей биологических или психосоциальных характеристик у представителей различного пола,

в) отличие самок и самцов по первичным и вторичным половым признакам.

12. Эволюционное предназначение дифференциации полов состоит

а) в распределении функций устойчивости и изменчивости между представителями различных полов,

б) в повышении количества особей,

в) в увеличении комбинаторных возможностей генотипа.

13. Биологические и психосоциальные новообразования появляются в филогенезе

а) одновременно у мужчин и женщин,

б) сначала у женщин, затем у мужчин,

в) сначала у мужчин, затем у женщин.

14. Полоролевая социализация в рамках психоанализа есть

а) результат социального научения,

б) эпифеномен интеллектуального развития,

в) результат разрешения раннедетских конфликтов с родителями.

15. Разнообразие отношений между мужчинами и женщинами в рамках этологии объясняется

а) посредством репродуктивных программ,

б) посредством программ, регламентирующих выхаживание потомства,

в) посредством сочетания элементов программ размножения и воспитания детей,

16. Профессионально значимый признак – это

а) качество, упражняемое в результате приобретения профессионального опыта,

б) качество, существенное для успешности данной профессиональной деятельности,

в) установка на овладение данной профессией.

17. Профессиональные типологии содержат

а) перечень профессионально важных признаков,

б) качества, с необходимостью появляющиеся в результате занятия данной профессиональной деятельностью,

в) комплексы психологических особенностей, присущих типичному представителю данной профессиональной группы.

18. Концепция типов личности Э. Шпрангера выражает

а) классификацию по смысложизненным ценностям и направленности,

б) классификацию по социальным ориентациям,

в) классификацию людей по профессиональным склонностям.

19. Индивидуальный стиль деятельности – это

а) система приемов деятельности, обусловленная личными качествами человека и служащая приспособлению к объективным обстоятельствам,

б) индивидуальный темп деятельности, обусловленный темпераментом человека,

в) индивидуальный профессиональный выбор человека.

20. В области профессиональных достижений высокоинтеллектуальные женщины отличаются от женской группы в целом

а) большей фемининностью,

б) большей маскулинностью,

в) большей интровертироеанностью.

21. Наиболее продуктивной стратегией разрешения конфликта в рамках концепции К. Томаса считается

а) компромисс,

б) избегание,

в) сотрудничество.

22. Стиль общения понимается B.C. Мерянным

а) как предпочтение движения к людям, от людей или против людей,

б) как целостную систему целей и операций, обеспечивающих индивидуально характерный способ общения,

в) как соотношение личных и общественных интересов.

23. Стиль педагогического общения по содержанию ближе

а) стилю родительского воспитания,

б) стилю руководства (лидерства),

в) стилю разрешения конфликта.

24. Концепция развития морального сознания, созданная Л. Кольбергом, реализует

а) мораль справедливости (justice), характерную в первую очередь для мужчин,

б) мораль заботы (саге), характерную в первую очередь для женщин,

в) персонифицированные нравственные нормы.

25. Конвенциональный уровень развития морального сознания является

а) исходным уровнем развития человека,

б) целью нравственных устремлений личности,

в) наиболее распространенным уровнем, обеспечивающим социальное взаимодействие людей.

26. Понятие жизненного стиля стало использоваться впервые в работах

а) А. Адлера,

б) Г. Оллпорта,

в) B.C. Мерлина.

27. Стилевые особенности человека проявляются

а) только в области познавательных процессов,

б) только в профессиональной деятельности и общении,

в) в способе взаимодействия субъекта с реальностью на всех уровнях его бытия.

28. Психологическое преодоление – это

а) поведение человека в условиях стресса,

б) тенденция развития Я-концепции, выражающая собой личностный рост человека,

в) индивидуальный способ взаимодействия человека с ситуацией в зависимости от ее значимости и психологических ресурсов.

29. Когнитивный стиль – это

а) индивидуальный способ переработки информации,

б) совокупность особенностей самосознания человека,

в) предпочтение решать интеллектуальные задачи в области гуманитарных или точных знаний.

30. Основные измерения, описывающие способность личности к самоактуализации – это

а) адаптация и манипуляция,

б) компетентность во времени и способ поддержки,

в) самосохранение и саморазрушение.

Приложение 3
Примерная программа учебной дисциплины «Дифференциальная психология»

Тема 1. Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии. Дифференциальная психология как наука. Области пересечения с другими науками, роль в практической психологии. Этапы развития дифференциальной психологии.

Донаучный этап, естественнонаучный и гуманитарный периоды. Взаимодействие научных парадигм. Донаучное знание (краниоскопия, характерология, графология, физиогномика). Предпосылки превращения дифференциальной психологии в отдельную науку. Понятие психологической нормы.

Направления дифференциально-психологических исследований.

Тема 2. Методы дифференциальной психологии. Классификация методов дифференциальной психологии. Группа общенаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование. Достоинства и недостатки методов. Психогенетические методы: генеалогический, метод приемных детей, близнецовый.

Исторические методы (методы анализа документов): биографический, дневниковый, автобиография. Собственно психологические методы: интроспективные, психофизиологические, социально-психологические, возрастно-психологические, анализ продуктов деятельности, тестирование, психосемантические. L-, Т-, Q-данные.

Приемы и способы научной классификации.

Тема 3. Источники индивидуальных различий. Личность, индивид, индивидуальность. Взаимодействие среды и наследственности. Биогенетические, социогенетические, двухфакторные теории; учение Л.С. Выготского. Современное понимание наследственности и среды. Сложная структура среды. Теория У.

Бронфенбреннера об экологии развития ребенка. Понятия индивида, личности, интегральной индивидуальности (B.C. Мерлин). Структура индивидуальности в различных подходах. Дифференциальная психофизиология как научная база психологии индивидуальных различий. Специальная теория интегральной индивидуальности (В.М.

Русалов).

Тема 4. Индивидные характеристики: асимметрия полушарий и темперамент. Асимметрия полушарий и ее проявления. Понятия церебрального доминирования и доминирования руки.

Формирование асимметрии в онтогенезе. Темперамент как свойство индивидуальности. Гуморальные, конституциональные и психологические теории. Конституциональная гипотеза. Типологии Э. Кречмера, У.

Шелдона, Я. Стреляу, В.М. Русалова.

Тема 5. Психология характера. Место характера в структуре индивидуальности. Соотношение характера и темперамента. Психология характера в работах А.Ф. Лазурского. Понятия экзо– и эндопсихики. Типология характера Г. Хейманса – Р.

ЛеСенна. Активность, эмоциональность и первичность – вторичность как основания для выделения типов. Характер как ответ личности на фрустрации. Понятие акцентуации характера, их развитие. Взгляды К. Леонгарда, А.Е. Яичко. Формирование характера.

Тема 6. Психология способностей. Способности в структуре индивидуальности. Теории способностей. Структура (задатки и операции) и характеристики (качество, уровень) способностей. Исследования интеллектуальных способностей.

Факторные теории интеллекта (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд, Дж. Келли). Теории множественности интеллектов. Источники вариативности интеллекта. Понятия одаренности и гениальности. Теории гениальности. Предпосылки гениальности в работах В.П.

Эфроимсона.

Тема 7. Типологический подход к изучению личности и характера. Классификация как научный метод. Психологические типы, выделенные К.-Г. Юнгом.

Ведущие и подчиненные функции сознания, экстраверсия и интровеерсия. Современные типологии. Клинико-экзистенциальная типология характеров П. Волкова. Понятие психологической защиты.

Психоаналитическая диагностика Нэнси Мак-Вильямс. Достоинства и ограничения психологических типологий.

Тема 8. Предметно-содержательные характеристики: психология черт личности. Черты как психологическая категория. Способы выделения черт. Первые попытки выделить факторную структуру личности.

Теория черт, разработанная Г. Айзенком. Теория черт личности в теории Р.Б. Кеттелла. Модель Большой Пятерки и подтверждения ее валидности. Достоинства и недостатки подхода с позиции черт.

Прогностическая сила черт, уравнение спецификации Р. Кеттелла.

Тема 9. Психология пола. Пол в структуре индивидуальности. Биологический и психологический пол. Теории развития половой идентичности (психоанализ, бихевиоризм, теории социального научения). Эволюционмая теория пола В.А. Геодакяна.

Понятия полового диморфизма, дипсихизма, дихрономорфизма. Взаимодействие программ репродуктивного поведения и выхаживания потомства. Этология пола. Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса. Программы поведения, находящиеся под андрогенетическим контролем.

Половые различия в психологических качествах.

Тема 10. Человек и профессия. Взаимодействие психологии труда и дифференциальной психологии. Профессиограмма, психограмма, профессионально значимый признак. Классификация профессий и профессиография.

Направленность личности в структуре индивидуальности. Учение Э. Шпрангера. Индивидуальный стиль деятельности и его разрешающие возможности. Профессиональные типологии. Профессиональные интересы и их диагностика.

Профессиональная самореализация мужчин и женщин.

Тема 11. Человек и другие люди. Ориентации личности и стратегии общения. Стиль общения в структуре индивидуальности. Стили лидерства (автократический, демократический, либеральный). Стили педагогического общения. Стили родительского воспитания. Социально значимая деятельность и ее вариации. Вариативность отклоняющегося и асоциального поведения. Вариации морального сознания.

Тема 12. Стилевые особенности индивидуальности. Понятие жизненного стиля в психологии. Индивидуальный стиль в отечественной психологии. Иерархическая структура стилевых характеристик.

Я-концепция как основа жизненного стиля. Локус контроля и ответ на фрустрации. Понятие психологического преодоления (coping strategies) и его вариации. Понятие когнитивного стиля в психологии индивидуальности.

Стиль жизни и самоактуализация.

Приложение 4
Ответы к тестам для самопроверки знаний студентов

Тест I (темы 1–6)

Тест 2 (темы 7—12)

Назад к карточке книги “Дифференциальная психология”

Источник: https://itexts.net/avtor-sofya-nartova-bochaver/74521-differencialnaya-psihologiya-sofya-nartova-bochaver/read/page-20.html

Черты характера: примеры

Стабильно проявляющиеся наблюдаемые качества различных типов людей

Рождаясь, новая личность получает в дар уникальный характер. Человеческая натура может состоять из черт, унаследованных от родителей, а может проявляться в совершенно ином, неожиданном качестве.

Натура не просто обуславливает поведенческие реакции, она специфично влияет на манеру общения, отношение к окружающим и собственной персоне, к работе. Черты характера человека создают у личности определенное мировоззрение.

От характера зависят поведенческие реакции человека

Темперамент или характер?

Эти два определения создают путаницу, ведь оба они участвуют в формировании личности и поведенческих реакций. На самом деле характер и темперамент разнородны:

  1. Характер формируется из перечня определенных приобретенных качеств психического склада личности.
  2. Темперамент – качество биологического характера. Психологи выделяют четыре его вида: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик.

Имея одинаковый склад темперамента, индивидуумы могут обладать абсолютно разным характером. Но темперамент оказывает важное влияние на вырабатывание натуры – сглаживая либо обостряя ее. Также и человеческая натура непосредственно воздействует на темперамент.

Что такое характер

Психологи, говоря о характере, подразумевают определенное сочетание черт индивидуума, стойких в своем выражении. Эти черты максимально воздействуют на поведенческую линию личности в разноплановых отношениях:

  • среди людей;
  • в рабочем коллективе;
  • к собственной личности;
  • к окружающей действительности;
  • к физическому и умственному труду.

Слово «характер» греческого происхождения, означает оно «чеканить». В обиход это определение ввел естествоиспытатель Древней Греции, философ Теофраст. Такое слово действительно, очень точно дает определение натуре индивидуума.

Теофраст первым ввел в обиход термин «характер»

Характер будто прорисовывается в качестве уникального рисунка, он рождает неповторимую печать, которую в единичном экземпляре носит личность.

Говоря проще, характер – совокупность, объединение устойчивых индивидуальных психических характеристик.

Как понять натуру

Чтобы понять, какой натурой обладает индивидуум, нужно проанализировать все его поступки. Именно поведенческие реакции определяют примеры характера и характеризуют личность.

Но такое суждение чаще бывает субъективным. Далеко не всегда человек реагирует так, как подсказывает ему интуиция. На поступки влияет воспитание, жизненный опыт, обычаи той среды, где личность проживает.

Но понять, каким нравом обладает человек можно. Наблюдая и анализируя долгое время поступки определенной личности, можно выявить отдельные, особенно устойчивые черты. Если личность в совершенно разных ситуациях ведет себя одинаково, проявляя схожие реакции, принимает такое же решение – это и говорит о присутствии у него определенной натуры.

Зная, какие черты характера проявляются и преобладают у личности, можно предсказать, как проявить она себя в той или иной ситуации.

Характер и его черты

Черта характера – важная часть личности, это стабильное качество, которое определяет взаимодействие человека и окружающей реальности. Это определяющий метод разрешения возникающих ситуаций, поэтому психологи рассматривают черту натуры, как прогнозируемое личностное поведение.

Разнообразие характеров

Особенности нрава человек приобретает в процессе всего жизненного срока, нельзя относить отдельные черты натуры к врожденным и характерологическим. Чтобы проанализировать и дать оценку личности, психолог не просто определяет совокупность индивидуальных особенностей, но и выделяет отличительные их признаки.

Именно черты характера определяются как первенствующие при изучении и составлении психологической характеристики личности.

Но, определяя, оценивая человека, изучая черты поведения в социальном плане, психолог использует и знание содержательной направленности натуры. Оно определяется в:

  • сила-слабость;
  • широта-узость;
  • статичность-динамичность;
  • цельность-противоречивость;
  • целостность-раздробленность.

Такие нюансы и составляют общую, полную характеристику определенного человека.

Перечень черт личности

Человеческая натура – сложнейшее совокупное объединение своеобразных черт, образующееся в уникальную систему. Этот порядок включает наиболее яркие, устойчивые личностные качества, выявляющиеся в градациях взаимоотношений человек-общество:

Система отношенийПрисущие черты индивидуума
ПлюсовыеМинусовые
К собственной личностиПривередливостьСнисходительность
СамокритичностьСамовлюбленность
КротостьХвастливость
АльтруистичностьЭгоцентризм
К окружающим людямОбщительностьЗамкнутость
БлагодушиеЧерствость
ИскренностьЛживость
СправедливостьНесправедливость
СодружественностьИндивидуализм
ЧуткостьЧерствость
УчтивостьБеспардонность
К работеОрганизованностьРасхлябанность
ОбязательностьБестолковость
ИсполнительностьНеряшливость
ПредприимчивостьИнертность
ТрудолюбиеЛенивость
К предметамЭкономностьРасточительство
ТщательностьНерадивость
ОпрятностьХалатность

Помимо черт характера, включенных психологами в градацию отношений (отдельной категорией) были выделены проявления натуры в моральной, темпераментной, познавательной и стенической сфере:

  • моральная: гуманность, жесткость, искренность, добродушие, патриотичность, беспристрастность, отзывчивость;
  • темпераментная: азартность, чувственность, романтичность, оживленность, восприимчивость; страстность, легкомысленность;
  • интеллектуальная (познавательная): аналитичность, гибкость, пытливость, находчивость, деловитость, критичность, вдумчивость;
  • стеническая (волевая): категоричность, настойчивость, упертость, упрямство, целеустремленность, робость, смелость, самостоятельность.

Многие ведущие психологи склоняются к мнению, что некоторые черты личности следует выделять в две категории:

  1. Продуктивные (мотивационные). Такие черты подталкивают человека к совершению определенных поступков и действий. Это цель-черты.
  2. Инструментальные. Придающие личности во время какой-либо деятельности индивидуальность и способа (манеры) действия. Это способы-черты.

Градация черт характера по Олпорту

Теория Олпорта

Известный американский психолог Гордон Олпорт, эксперт и разработчик градаций личностных особенностей индивидуума, черты личности распределил на три класса:

Доминирующий. Такие черты ярче всего выявляют поведенческую форму: поступки, деятельность определенной личности. К ним относятся: доброта, эгоизм, жадность, скрытность, мягкость, скромность, алчность.

Обычный. Они одинаково проявляются во всех многочисленных сферах жизни человека. Это: гуманность, честность, великодушие, зазнайство, альтруизм, эгоцентризм, радушие, открытость.

Второстепенный. Эти нюансы не оказывают особенного влияния на поведенческие реакции. Это не доминанты в поведении. К ним можно отнести музыкальность, поэтичность, старательность, исполнительность.

Между существующими у человека чертами натуры формируется прочная взаимосвязь. Эта закономерность и формирует окончательный характер индивидуума.

Но любая существующая структура имеет собственную иерархию. Не стал исключением и склад человека. Этот нюанс отслеживается в предложенной структуре градации у Олпорта, где второстепенные черты могут подавляться доминирующими. Но чтобы предугадать поступок личности, необходимо заострить внимание на всю совокупность черт натуры.

Что такое типичность и индивидуальность

В проявлении натуры каждой личности всегда находит отражение индивидуального и типичного. Это гармоничное объединение личностных качеств, ведь типичное служит основой для выявления индивидуального.

Что такое типичный характер. Когда у личности существует определенный набор черт, одинаковых (общих) для конкретной группы людей – такой склад называется типичным. Он как зеркало, отражает принятые и привычные условия существования конкретной группы.

Также типичные черты зависят от склада (определенного типа натуры). Они же являются условием для появления поведенческого типа характера, в категорию которого «записывают» человека.

Поняв, какие именно признаки присущи данной личности, человеку можно составить усредненный (типичный) психологический портрет и присвоить определенный тип темперамента. Например:

ПоложительноеОтрицательное
Холерик
АктивностьНесдержанность
ЭнергичностьВспыльчивость
ОбщительностьАгрессивность
РешительностьРаздражительность
ИнициативностьГрубость в общении
ИмпульсивностьНеустойчивость поведения
Флегматик
НастойчивостьНизкая активность
РаботоспособностьМедлительность
СпокойствиеМалоподвижность
ВыдержанностьНеобщительность
НадежностьИндивидуализм
ДобросовестностьЛенивость
Сангвиник
ОбщительностьНеприятие монотонности
АктивностьПоверхностность
ДоброжелательностьОтсутствие настойчивости
ПриспосабливаемостьПлохая усидчивость
ЖизнерадостностьЛегкомыслие
СмелостьОпрометчивость в поступках
НаходчивостьНеумение сосредотачиваться
Меланхолик
ЧувствительностьЗамкнутость
ВпечатлительностьНизкая активность
ИсполнительностьНеобщительность
СдержанностьРанимость
СердечностьЗастенчивость
АккуратностьПлохая работоспособность

Такие типичные черты характера, соответствующие определенному темпераменту, наблюдаются у каждого (в той либо иной степени) представителя группы.

Индивидуальное проявление. Отношения между личностями всегда носит оценочную характеристику, они проявляются в богатом разнообразии поведенческих реакций. На проявление индивидуальных черт индивидуума оказывает большое влияние возникающие обстоятельства, сформированного мировоззрения и определенного окружения.

Эта особенность находит отражение в яркости различных типичных черт индивидуума. Они неодинаковы по интенсивности и развиваются у каждой личности индивидуально.

Некоторые типичные черты настолько мощно проявляются у человека, что они становятся не просто индивидуальными, а уникальными.

В этом случае типичность перерастает по определению в индивидуальность. Эта классификация личности помогает выявить отрицательные характеристики индивидуума, которые мешают проявлять себя и добиваться определенного положения в обществе.

Работая над собой, анализируя и исправляя недостатки в собственном характере, каждый человек создает ту жизнь, к которой он стремится.

Источник: http://ktovdepressii.ru/terminologiya/cherty-haraktera-primery.html

Список положительных и отрицательных качеств человека. Черты характера

Стабильно проявляющиеся наблюдаемые качества различных типов людей

Каждый человек с рождения наделен уникальным, собственным характером.

Ребенок может унаследовать отдельные черты от своих родителей, у кого-то они проявляются в большей степени, а кто-то совсем не похож ни на кого из членов семьи.

Но характер – это не поведение родителей, спроецированное на ребенка, это более сложное психическое явление. Список положительных и отрицательных качеств человека очень большой. В статье попробуем выделить основные черты характера.

Что такое характер человека?

В переводе с греческого языка слово «характер» означает «отличительная черта, знак». В зависимости от типа своей психологической организации люди находят свои родственные души, налаживают отношения, выстраивают всю свою жизнь.

Характер человека – это уникальный набор психических характеристик, свойств личности, которые играют решающую роль в разных аспектах жизни человека и проявляются через его деятельность.

Чтобы понять характер индивида, необходимо массово проанализировать его поступки.

Суждения о нраве могут быть очень субъективными, ведь далеко не каждый человек действует так, как подсказывает ему сердце. Однако выявить отдельные устойчивые черты характера можно, изучая поведение долгое время.

Если человек в разных ситуациях принимает одно и то же решение, делает похожие выводы и демонстрирует аналогичную реакцию, то это говорит о наличии у него той или иной черты. Например, если кто-то является ответственным, то его поведение и на работе, и дома будет этому критерию соответствовать. Если человек веселый по своей натуре, разовое проявление грусти на фоне общего позитивного поведения не станет отдельной чертой характера.

Формирование характера

Процесс формирования характера начинается в самом раннем детстве, в первых социальных контактах ребенка с родителями. Например, излишняя любовь и опека могут в дальнейшем стать залогом устойчивой характеристики психики человека и сделать его несамостоятельным или избалованным.

Именно поэтому многие родители особенно внимательно относятся к воспитанию у детей положительных черт характера.

Они заводят домашних животных, чтобы малыш мог чувствовать, что такое ответственность, поручают ему выполнять мелкие дела по дому, учат убирать свои игрушки и объясняют, что не все желания и капризы могут быть исполнены.

Следующим этапом становятся детский сад и школа.

В ребенке уже заложены основные черты характера, но на этом этапе они еще поддаются коррекции: можно отучить маленькую личность от жадности, помочь избавиться от излишней застенчивости. В дальнейшем, как правило, формирование и изменение черт характера возможны лишь при работе с психологом.

Характер или темперамент?

Очень часто два этих понятия путают между собой. Действительно, и характер, и темперамент формируют поведение человека. Но они имеют принципиально разную природу. Характер – это список приобретенных психических свойств, в то время как темперамент имеет биологическое происхождение.

Обладая одним и тем же темпераментом, люди могут иметь совершенно разные характеры. Существует 4 типа темперамента: порывистый и неуравновешенный холерик, неспешный и невозмутимый флегматик, легкий и оптимистичный сангвиник и эмоционально ранимый меланхолик.

При этом темперамент может сдерживать определенные черты характера, и наоборот, характер может компенсировать темперамент.

Например, флегматик, обладающий хорошим чувством юмора, будет по-прежнему скуп на проявления эмоций, но это не помешает ему демонстрировать чувство юмора, смеяться и веселиться в соответствующем обществе.

Список положительных качеств человека

Список положительных и отрицательных качеств человека огромный. Изначально все определения относительно природы и сущности человека, его поведения – субъективны.

В обществе установлены определенные нормы, позволяющие определять, насколько положительна или отрицательна та или иная черта личности или ее поступок.

Однако существуют высшие качества человека, демонстрирующие его добродетель и благие намерения. Выглядит их список следующим образом:

  • альтруизм;
  • почитание старших;
  • доброта;
  • исполнение обещаний;
  • нравственность;
  • ответственность;
  • верность;
  • упорство;
  • умеренность;
  • отзывчивость;
  • честность;
  • искренность;
  • бескорыстие и другие.

Эти качества, наряду с их производными, составляют природу истинной красоты характера человека. Закладываются они в семье, в процессе воспитания дети копируют поведение родителей, а потому хорошо воспитанный человек будет обладать всеми этим высшими качествами.

Список отрицательных качеств человека

Список положительных и отрицательных качеств человека можно формировать долго, так как их очень много. Присвоить человеку наличие отрицательного качества характера на основании одного только его поступка или действия будет в корне неверно.

Нельзя вешать ярлыки, даже самые воспитанные и вежливые люди могут действительно поверить в то, что они наделены, скажем, жадностью или высокомерием. Однако если такое поведение – это закономерность, тогда вывод будет очевидным.

Список отрицательных черт, как и положительных, огромен.

Самые основные и распространенные выглядят следующим образом:

  • безволие;
  • безответственность;
  • вредность;
  • жадность;
  • злобность;
  • лживость;
  • лицемерие;
  • ненависть;
  • эгоизм;
  • нетерпимость;
  • алчность и другие.

Наличие таких черт характера у человека – это не диагноз, с ними можно и нужно бороться даже во взрослом, сознательном возрасте, корректировать поведение.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к другим людям

Список положительных и отрицательных качеств человека мы сформировали. Сейчас речь пойдет о чертах характера, проявляющихся в отношении к другим людям. Дело в том, что в зависимости от того, по отношению к кому или чему человек совершает действие или поступок, обнажается конкретная отдельная его черта. В обществе он может демонстрировать следующие качества:

  • коммуникабельность;
  • отзывчивость;
  • восприимчивость к чужому настроению;
  • уважительность;
  • высокомерие;
  • эгоцентризм;
  • грубость;
  • замкнутость и другие.

Конечно, очень многое зависит от условий, в которые попал человек: даже самая открытая и коммуникабельная личность может испытывать проблемы в общении со строгим, закрытым и бессердечным человеком. Но, как правило, вежливые люди, наделенные положительными качествами, без труда адаптируются в обществе и подавляют свои негативные черты.

Черты характера, проявляющиеся в труде

Построение карьеры человека напрямую зависит от качеств его характера. Даже самые талантливые и одаренные люди могут потерпеть крах из-за того, что они недостаточно ответственно относятся к своей работе и своему таланту.

Тем самым они только вредят себе и не дают себе возможности раскрыть весь свой потенциал.

Или напротив, известны случаи, когда недостаток таланта с лихвой компенсировался особым прилежанием в работе. Ответственный и аккуратный человек всегда добьется успеха.

Вот список основных таких черт характера:

  • трудолюбие;
  • ответственность;
  • инициативность;
  • аккуратность;
  • разгильдяйство;
  • леность;
  • халатность;
  • пассивность и другие.

Эти две группы черт характеров активно перекликаются между собой, так как трудовая деятельность и общение между людьми неотделимо связаны между собой.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе

Это те черты, которые характеризуют чувства человека по отношению к себе, его самовосприятие. Выглядят они следующим образом:

  • чувство собственного достоинства или превосходства;
  • честь;
  • заносчивость;
  • самокритичность;
  • эгоцентризм;
  • самообожание и другие.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к вещам

Отношение к вещам не влияет на выстраивание социальных связей человека, но демонстрирует и открывает лучшие или неприглядные качества его натуры. Это такие черты, как:

  • аккуратность;
  • бережливость;
  • скрупулезность;
  • неряшливость и другие.

Менталитет, качества русского человека

Менталитет – понятие очень субъективное, и базируется оно на основе стереотипного мышления. Однако нельзя отрицать, что той или иной национальности присущи определенные черты. Русские люди славятся своим радушием и гостеприимством, веселым нравом.

Русскую душу во всем мире считают загадочной и непостижимой, поскольку россияне не отличаются рациональностью и логичностью своих поступков, часто поддаются влиянию настроения.

Еще одна черта русского народа – сентиментальность. Русский человек мгновенно перенимает чувства другого и всегда готов разделить с ним эмоции, подставить плечо помощи.

Нельзя не сказать о другой черте – сострадании. Исторически Россия помогала своим соседям на всех рубежах страны, и сегодня только бессердечный человек пройдет мимо беды другого.

Источник: http://fb.ru/article/220682/spisok-polojitelnyih-i-otritsatelnyih-kachestv-cheloveka-chertyi-haraktera

Качества, характеризующие личность человека

Стабильно проявляющиеся наблюдаемые качества различных типов людей

Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:

Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.

Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.

Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.

  • Целостность и субъективность

Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.

  • Активность и субъективность

Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.

Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
  • ораторские способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к невербальному общению.

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого индивида.

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

  1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
  2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
  3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
  4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение людей), моральные нормы.

Указанные выше категории тесно взаимосвязаны с потребностями и характером, способностями и эгоцентризмом людей. Совокупность общих показателей влияет на создание индивидуальной оболочки личности.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – сильная и уравновешенная личность, легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная личность. Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • сила воли – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе мотивации, составлении плана и учета последствий.

Человеческие чувства

Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. Чувства людей индивидуальны.

Мотивации личности

Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из потребностей людей. Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.

Они проявляются в виде:

  • стремления к успеху;
  • избегания неприятностей;
  • получения власти и др.

Как проявляются и как распознать свойства личности

Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

  • самооценка. Черты характера проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
  • оценка отношения индивидуума к социуму. Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
  • положительные или отрицательные качества уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
  • выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
  • при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
  • наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
  • измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.

Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.

Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

  • субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
  • люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
  • личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
  • личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.

Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на формирование личности.

Качества, характеризующие личность человека Ссылка на основную публикацию

Источник: https://HeadLife.ru/kakie-kachestva-harakterizuyut-lichnost/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.