+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Создание резервов по сомнительным долгам в налоговом учете

Содержание

Создание резервов по сомнительным долгам в налоговом учете

Создание резервов по сомнительным долгам в налоговом учете

Чтобы уменьшить налоговое бремя по налогу на прибыль, организация вправе воспользоваться возможностью, предоставленной ей Налоговым кодексом и уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы резервов по сомнительным долгам.

Данное право установлено и регламентируется 266 статьей Налогового кодекса.

В соответствии с п.3 ст.266 НК РФ, налогоплательщики вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном данной статьей НК РФ.

При этом суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам включаются:

  • в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Обратите внимание: Для того, чтобы использовать предоставленное Налоговым кодексом право на создание резервов по сомнительным долгам, организации необходимо закрепить порядок их создания в учетной политике для целей налогового учета компании.

В соответствии с положениями ст.313 НК РФ, порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя

В бухгалтерском учете создание резерва по сомнительным долгам регламентируется ПБУ «По ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ».

Начиная с отчетности за 2011 год действует новая редакция данного ПБУ, в соответствии с которой создание оценочного резерва по сомнительным долгам (в случае их наличия) из права превратилось в обязанность для всех организаций.

В соответствии с п. 70 ПБУ по ведению бухучета, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Соответственно, в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета в настоящее время нет нужды указывать, будет создавать организация резерв или нет.

В ней закрепляется лишь порядок создания данного резерва и критерии оценки вероятности и признания долгов сомнительными.

Таким образом, создание резервов по сомнительным долгам в налоговом учете будет способствовать сближению налогового и бухгалтерского учета организации и уменьшению временных разниц, определяемых в соответствии с ПБУ 18/02. 

Данная статья поможет бухгалтеру сориентироваться в особенностях формирования резервов по сомнительным долгам в соответствии с положениями НК РФ.

Кроме того, будет рассмотрен порядок использования и восстановления резервов, а так же некоторые комментарии Минфина, касающиеся резервов по сомнительным долгам.

Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам в соответствии с налоговым кодексом

В соответствии с п. 1 ст. 266 Налогового кодекса, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи:

  • с реализацией товаров,
  • выполнением работ,
  • оказанием услуг,

в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена:

  • залогом,
  • поручительством,
  • банковской гарантией

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом (п.4 ст.266 НК РФ):

1.   По сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней:

  • в сумму создаваемого резерва включается 100% выявленной на основании инвентаризации задолженности.

2.   По сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно):

  • в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности.

3.   По сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней:

  • сумма создаваемого резерва не увеличивается.

Обратите внимание: Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном 266 статьей НК РФ.

В соответствии с п.2 ст.266 НК РФ, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым:

  • истек установленный срок исковой давности,
  • в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

При создании резерва по сомнительным долгам в налоговом учете, необходимо помнить, что в отличии от бухгалтерского учета, в налоговом на размер создаваемого резерва НК РФ введены некоторые ограничения.

В соответствии с п. 4 ст. 266 Налогового кодекса РФ, сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст.249 Налогового кодекса.

Соответственно, компания может самостоятельно установить любой размер процента от выручки, используемый для создания резерва по сомнительным долгам в НУ, не превышающий 10% и отразить это в своей учетной политике для целей налогового учета.

Сумму выручки для расчета вышеназванного процента необходимо брать без НДС.

Разъяснения Минфина по этому вопросу содержатся в Письме от 12.11.2009г. №03-03-06/1/745:

«Согласно п. 1 ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Пунктом 1 ст. 248 Кодекса установлено, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Таким образом, при создании резерва по сомнительным долгам выручка принимается без учета налогов, в том числе НДС

Таким образом, в учете предприятия даже при создании резервов по сомнительным долгам для целей налогового учета, могут возникать временные и/или постоянные разницы в соответствии с ПБУ 18/02.

Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период.

При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению:

  • в состав внереализационныхдоходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению:

  • во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению:

  • в состав внереализационных расходов.

Если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с 266 статьей НК РФ, осуществляется:

  • за счет суммы созданного резерва.

При этом, данная норма распространяется только на те долги, на суммы которых создавался резерв и не относится к тем долгам, на которые резерв не создавался.

Безнадежные долги, по которым резерв по сомнительным долгам не создавался, являются убытками, приравненными к внеареализационным расходам и учитываются:

  • в составе внереализационных расходов в соответствии с пп.2 п.2 ст. 265 НК РФ.

Такой же позиции придерживается Минфин в своем Письме от 14.11.2011г. №03-03-06/1/750:

«На основании пп. 2 п. 2 ст. 265 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Учитывая изложенное, если организация приняла решение о создании резерва по сомнительным долгам в отношении конкретной задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и отразила данное решение в своей учетной политике, то сумма безнадежной задолженности не может быть включена в состав внереализационных расходов без корректировки резерва по сомнительным долгам.

В составе внереализационных расходов могут быть учтены только суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Если же резерв по сомнительным долгам в отношении указанной задолженности не создавался, то, по нашему мнению, данная сумма безнадежного долга учитывается непосредственно в составе внереализационных расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.»

При создании резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения налогом на прибыль, его необходимо формировать с начала налогового периода исходя из требований ст.313 НК РФ*.

*В соответствии с положениями ст.313 НК РФ, система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть:

  • применяется последовательно от одного налогового периода к другому. 

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/24417-sozdanie-rezervov-po-somnitel-nym-dolgam-v-nalogovom-uchete.html

Резерв на погашение сомнительных долгов и его отражение в БУ и НУ

Создание резервов по сомнительным долгам в налоговом учете

Сложная экономическая обстановка России обостряет финансовый кризис предпринимательства. Все чаще контрагенты отказываются от исполнения договорных обязательств, разоряются.

При этом по бухгалтерским данным компании складывается недостоверная картина состояния активов и оборотных фондов. Для исключения финансовых рисков в бухучете принято создавать базу для покрытия непогашенной дебиторки.

В связи с этим полезно будет выяснить, как создаются резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2018 г.

Назначение фонда возмещения дебиторки

Сомнительные дебиторские недоимки – совокупная величина долговых обязательств контрагентов, не исполненных на текущую дату, имеющих максимальную допустимость непогашения в будущем. Если задолженность не имеет залогового покрытия, отсутствуют гарантии того, что она будет закрыта на протяжении периода истребования, рекомендуется создавать фонд покрытия (п.70 положения по БУ №34 н).

Для учета налоговых операций сомнительными признаются все пассивы, исполнение которых не осуществлено в обозначенные контрактом сроки (ст. 266 НК РФ). Чтобы узнать величину проблемных долговых обязательств, нужно детально изучить сальдо по сч. 58, 60, 62, 76 и проверить сроки оплаты, обозначенные договорами.

Заключение об организации резерва в бухгалтерском учете может быть принято исполнительным органом предприятия, если имеются проверенные сведения о резком ухудшении финансового состояния контрагента.

Фонд покрытия создается по штатному режиму для компаний, с которыми ведется ограниченное сотрудничество, отсутствуют гарантии платежеспособности, исполнительности. Например, окончание срока действия лицензии у поставщика может свидетельствовать о риске его ликвидации и вероятности невозврата предоплаты.

Цель создания

Обеспечительная база по сомнительной дебиторке позволяет руководителю фирмы-кредитора получить достоверную информацию о состоянии активов, оценить потенциальные риски и расходы. В бухгалтерском балансе общая сумма обязательств дебиторов будет уменьшена за счет резервного фонда.

Неисполнение в срок долговые обязательства относятся к сомнительным долгам

Методика оценки финансовых рисков по дебиторским недоимкам основана на экономическом анализе.

Конкретный порядок расчета коэффициентов риска неплатежеспособности контрагентов прописывается в учредительной политике организации или во внутренних локально-нормативных актах.

Важно понимать, что процесс организации, расширения, сокращения резервного фонда должен в неукоснительном порядке отражаться в составе затрат и доходов юридического лица.

На практике отсутствие ресурсов для покрытия необеспеченных недоимок на предприятии с малыми оборотами не наносит существенного вреда финансовой стабильности. Контролирующие органы вынесут замечание только, если сведения бухгалтерской или налоговой отчетности существенно исказятся. Большие компании должны соблюдать требования законодательства и формировать резервный фонд.

Для определения величины базы покрытия дебиторских долгов бухгалтерская служба предприятия должна в обязательном порядке сделать инвентаризацию взаиморасчетов. Процедура позволит выявить реальное состояние расчетов, а также провести оценку возможных рисков неплатежей.

Регламент учреждения фонда в налоговом учете

Создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете 2018 г. относится к праву предприятия, а не является строгим требованием закона. Если управляющий приходит к выводу о необходимости исправления, уменьшения налоговой базы, то стоит учесть требования ст. 266 НК РФ.

Для налогообложения долговая недоимка по операциям, связанным непосредственно с торговой деятельностью, признается сомнительной при соблюдении двух условий:

  • Пропущен срок погашения.
  • Отсутствует обеспечение договорных обязательств.
  • Сумма дебиторки превышает встречные кредиторские обязательства перед контрагентом.

Непогашенные обязательства по сделкам о предоставлении займов, кредитов, перечислению предоплаты под предстоящие поставки, штрафные санкции не учитываются при расчете резерва.

Банк вправе включать в покрытие величину процентов, начисленных после 01.01.2015 г., независимо от наличия обеспечения.

Страховые компании, используя вариант начисления, не формируют фонд обеспечения по страховым премиям.

Сомнительные долги должны отражаться в налоговом учете

Процедура организации базы покрытия отражается в налоговом учете в составе издержек, не связанных с торговой деятельностью, последним днем отчетного периода. Бухгалтер применяет следующую методику вычисления величины ресурсов для покрытия сомнительной дебиторки в НУ:

  • Обязательства, срок формирования просрочки по которым превышает квартал, относятся полностью на фонд.
  • Если договорное обязательство просрочено на 45-90 дней, к резерву относится только половина суммы.
  • Дебиторские недоимки, не погашенные на протяжении полутора месяцев, не участвуют при формировании кризисного фонда.

Процедура выявления нереальных к взысканию долгов в обязательном порядке должна сопровождаться документальным оформлением: инвентаризационной описью, приказом руководителя, справкой бухгалтера. Только полностью подтвержденные расходы могут уменьшить базу по начислению налога на прибыль.

Важно, что суммарная величина резерва не может превышать десятую долю выручки за минусом НДС. В отношении созданного фонда применяется правило целевого расходования: он может быть использован только под обеспечение просроченных долгов дебиторов. Учет ведется в разрезе аналитики.

Порядок открытия и ведения резерва в бухучете

Бухгалтер организации при создании запаса на покрытие просроченных долгов дебиторов руководствуется едиными правилами:

  • Проводится выявление задолженности, сроки оплаты которой истекли.
  • Анализируется наличие встречных требований со стороны должника.
  • Проверяется обеспечение обязательств.
  • Рассчитываются коэффициенты риска неплатежеспособности дебитора.
  • Считается величина покрытия по соотношению дней просрочки.

Неиспользованный остаток может быть использован в другом отчетном периоде. При недостаточности средств фонда закрытие проблемных недоимок производится за счет прочих расходов.

Резерв по сомнительным долгам также должен отражаться в бухучете

Методики расчета

Для бухучета применяются три типовых схемы определения суммы резерва:

  • Интервальная.
  • Экспертная.
  • Статистическая.

Первый способ предполагает ежеквартальный или ежемесячный расчет показателя исходя из срока нарушения договорных обязательств по долевому соотношению.

Для наглядного понимания приведем пример: покупатель нарушил условия контракта и не перечислил оплату за оказанные услуги в сумме 1 млн. руб. за 60 дней.

Тогда по аналогии с налоговым учетом, бухгалтер кредитора сформирует проводку на увеличение резерва по долгам на 50% от величины долга, т. е. на 500 тыс. руб.

Экспертный метод строится на квалифицированной оценке долговых обязательств. При этом на увеличение фонда будут относиться только те суммы дебиторки, которые, по мнению специалиста финансовой службы, однозначно не будут погашены.

Допустим, долг заказчика по договору подряда составил 300 тыс. руб., из них 200 тыс. руб. просрочены на 70 дней, а 100 тыс. руб. на 50. После детального анализа руководитель решает увеличить резерв именно на 200 тыс. руб. При списании задолженности фонд покроет только ее часть, а остаток будет отнесен на прочие затраты.

Статистический способ основан на мониторинге состояния обязательств среди общей массы долгов на протяжении нескольких отчетных периодов (месяц, год). При этом учетные данные могут браться на начало или конец заявленного временного промежутка.

Например, по итогам первого квартала создан резерв 150 тыс. руб. Во втором квартале доля сомнительных долгов от общей массы дебиторки составила 120 тыс. руб. Бухгалтер восстанавливает 30 тыс. руб. из резерва. Если по итогам девяти месяцев произошло повышение непогашенных долгов, фонд покрытия снова увеличивается.

Отражение операций

Все манипуляции с фондом по необеспеченным недоимкам подтверждаются бухгалтерской справкой. При этом в учете формируются следующие проводки:

Дебиторские обязательства контрагентов отражаются в бухгалтерском балансе в стр. 1230 актива по сумме сальдо счетов учета обязательств за минусом резерва. Отчисления в фонд покрытия учитываются по строке 2350 отчета о финансовых результатах.

Существуют некоторые нюансы:

  1. Согласно разъяснениям Минфина РФ, постановлений ВАС, Конституционного суда в составе резервного фонда учитывается сумма НДС, неполученного от закупщиков, давальцев и заказчиков.
  2. Недопустимо учитывать в составе сомнительных дебиторских недоимок величину авансовых платежей по предстоящим поставкам, даже если вероятность исполнения обязательств дебитором мала.
  3. Резерв покрывает исключительно безнадежные долги, в том числе по решению госорганов, при ликвидации должника, завершению искового срока. При применении последнего основания важно исключить все попытки контрагента признать существование недоимок.
  4. Исключение неплательщика из госреестра по упрощенной схеме приравнивается к ликвидации и является фактором признания указанной суммы долга безнадежной и подлежащей списанию. Поэтому кредитор вправе учесть дебиторку контрагента в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу.

Заключение

Резерв по долгам позволяет организациям не только сформировать достоверную, прозрачную картину финансового состояния, но и избежать единовременных расходов в случае неисполнения контрагентами договорных обязательств.

Запасные ресурсы корректируют суммы затрат и позволяют фирме удержаться на плаву, избежать банкротства.

Отказ от исполнения законных требований может привести к замечаниям со стороны налоговой инспекции, предписаниям по корректировке отчетности.

Об учете резервов по сомнительным долгам в 1С пойдет речь в видео:



Источник: https://MoyDolg.com/debt/yurlica-3/rezervy-po-somnitelnym-dolgam.html

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете (нюансы)

Создание резервов по сомнительным долгам в налоговом учете

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете (НУ) формируется по правилам, отличным от порядка, действующего при образовании такого же резерва в бухучете (БУ). Рассмотрим, каковы особенности налогового резерва и что его отличает от аналогичного бухгалтерского объекта.

Определение долгов в НУ

Цели формирования резерва в НУ

Правила образования резерва в НУ

Учетная политика по НУ в отношении резерва

Различия резервов в НУ и БУ, учет разниц

Итоги

Определение долгов в НУ

Все вопросы в отношении резерва по сомнительным долгам в налоговом учете (процедуру его создания, учета, изменения, использования) регулирует ст. 266 НК РФ. Однако начинается эта статья с определений долгов: сомнительного (п. 1) и безнадежного (п. 2).

Сомнительным считается не погашенный в определенный договором срок долг покупателя перед налогоплательщиком-юрлицом, который не имеет обеспечений (залога, поручительства, банковской гарантии).

Обратите внимание! С 1 января 2017 года нельзя признать сомнительным долг контрагента, перед которым у вас есть непогашенная кредиторская задолженность. Подробнее см. здесь.

Из этого определения есть несколько исключений:

  1. Просроченные долги перед банками по оплате процентов и основного долга, возникшие после 01.01.2015, считаются сомнительными независимо от наличия обеспечения по ним.
  2. Не признается сомнительным долг, возникший:
  • у страховых организаций, создающих страховые резервы, в части неоплаченных страховых премий (взносов) по страховым договорам;
  • у кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций по задолженности, в отношении которой эти юрлица формируют резерв на возможные потери по займам.

Может ли быть сомнительным реструктурированный долг, узнайте здесь.

Безнадежным долг признается в силу одной из следующих причин:

  1. По нему истек общеустановленный срок исковой давности, составляющий 3 года (п. 1 ст. 196 ГК РФ).
  2. Обязательство по оплате стало невозможным для исполнения, в т. ч. вследствие возникновения следующих обстоятельств:
  • издания госорганом соответствующего акта;
  • ликвидации должника.
  1. Имеет место постановление ФССП о невозможности осуществления взыскания.

Таким образом, безнадежный долг — это тот долг, который уже нереален для взыскания, а сомнительный — тот, который может стать безнадежным.

Цели формирования резерва в НУ

Безнадежный долг при признании его таковым можно учесть в убытках юрлица, принимаемых при расчете налога на прибыль. Однако осуществляется такое признание в подавляющем большинстве ситуаций по истечении довольно продолжительного срока (3 года), если юрлицо не формирует резерв сомнительных долгов.

Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность станет безнадежной.

Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ).

При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

О том, какова последовательность действий при списании безнадежной задолженности, читайте в материале «Порядок списания дебиторской задолженности».

Правила образования резерва в НУ

Как и любой резерв, образуемый для целей расчета налога на прибыль, резерв по сомнительным долгам в налоговом учете образуется на добровольных началах (п. 3 ст. 266 НК РФ). Налогоплательщик вправе его не формировать, но если решение об этом принято, ему придется:

  • проверить, допустимо ли для него создание резерва с учетом наличия ряда ограничивающих критериев;
  • строго соблюдать правила работы с резервом, изложенные в ст. 266 НК РФ.

Создать резерв можно:

  • налогоплательщикам, ведущим учет методом начисления;
  • исключительно в части долгов покупателей, осуществляющих приобретение у юрлица товаров, работ, услуг;
  • только по тем долгам, которые уже просрочены, и длительность этой просрочки превышает 45 календарных дней.

Подробнее о видах долгов, в отношении которых может быть создан резерв в НУ, читайте в статье «Ст. 266 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Процедура создания резерва подразумевает:

  • Обязательность проведения регулярной инвентаризации долгов с периодичностью, соответствующей отчетному или налоговому периоду, значимому для налогоплательщика. Чаще всего им является квартал или год, но для юрлиц, ежемесячно рассчитывающих налог от фактической прибыли, им может быть месяц.

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/rezerv_po_somnitelnym_dolgam_v_nalogovom_uchete_nyuansy/

Как с 2017 года изменились правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

Создание резервов по сомнительным долгам в налоговом учете

Как с 2017 года изменились правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете Елена Маврицкая, 31 января 2017 31 января 2017

В конце прошлого года законодатели внесли ряд поправок в те нормы Налогового кодекса, которые посвящены созданию резерва по сомнительным долгам.

Так, были  скорректированы правила для расчета предельно допустимой величины резерва и введен запрет на включение в резерв дебиторской задолженности, которая «перекрыта» встречной кредиторской задолженностью. Кроме того, изменились правила корректировки резерва текущего периода на остаток резерва предыдущего периода. Эти и другие поправки начали действовать с 2017 года.

В настоящей статье на примерах показано, как и когда следует применять данные новшества.

Сразу скажем, что определение сомнительной задолженности не поменялось.

Как и ранее, к ней относятся любые долги перед налогоплательщиком, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг и не погашенные в сроки, установленные договором.

Сохранилось и дополнительное условие: задолженность признается сомнительной только в случае, если она не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ).

По-прежнему действует правило, согласно которому сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней включается в резерв в размере 50 %, а со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в полном объеме (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Но есть и нововведение. Оно предусмотрено для ситуации, когда задолженность налогоплательщика и его дебитора носит встречный характер. То есть когда не только дебитор задолжал налогоплательщику, но и сам налогоплательщик задолжал дебитору.

«Старая» редакция пункта 1 статьи 266 НК РФ не запрещала включать в резерв полную сумму «дебиторки» несмотря на наличие встречной задолженности. И хотя налоговики настаивали, что это делать нельзя, судьи их не поддерживали (см. постановление Президиума ВАС РФ от 19.03.

13 № 13598/12; «Президиум ВАС: компания вправе формировать резерв по сомнительной «дебиторке», даже при наличии встречной кредиторской задолженности»).

С января 2017 года ситуация изменилась. Отныне в пункте 1 статьи 266 НК РФ четко сказано: если у компании есть встречное обязательство перед дебитором, то сомнительной задолженностью признается часть долга, превышающая данное обязательство (поправки внесены Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ.).

Обратите внимание: новшество следует впервые применить при формировании резерва по итогам первого квартала 2017 года (здесь и далее подразумевается, что отчетными периодами для организации являются квартал, полугодие и 9 месяцев).

Что касается резерва по итогам 2016 года, то здесь нужно руководствоваться прежней редакцией Кодекса.

Пример 1 По состоянию на 31 декабря 2016 года ООО «Поставщик» провело инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности. Выявлено, что за ООО «Покупатель» числится дебиторская задолженность 800 000 руб. со сроком возникновения 65 дней.

Также выявлена встречная кредиторская  задолженность «Поставщика» перед «Покупателем» в размере 500 000 руб. По итогам 2016 года бухгалтер «Поставщика» сформировал резерв по сомнительным долгам, включив в него 400 000 руб. (800 000 руб. х 50%). При этом предельно допустимая величина резерва (подробно о ней мы расскажем ниже) не превышена.

По состоянию на 31 марта 2017 года дебиторская задолженность «Покупателя» перед «Поставщиком» не погашена и не переведена в разряд безнадежных, а срок ее возникновения превысил 90 дней. Встречная кредиторская задолженность «Продавца» перед «Покупателем» в первом квартале также не погашена.

По итогам первого квартала бухгалтер «Поставщика» сформировал резерв в размере 300 000 руб.(800 000 — 500 000), предельно допустимая величина резерва не превышена.

Если бы до сих пор действовали прежние правила, то «Поставщик» смог бы включить в резерв полную сумму дебиторской задолженности в размере 800 000 руб. (при условии соблюдения лимита).

Как рассчитать предельную величину резерва

Резерв по сомнительным долгам не может быть сколь угодно большим. В пункте 4 статьи 266 НК РФ приведена формула для расчета предельно допустимой величины резерва.

С января 2017 года эта формула изменилась (поправки внесены Федеральным законом от 30.11.16 № 405-ФЗ.). Раньше лимит составлял 10% выручки от реализации текущего налогового периода.

Теперь сумма лимита определяется следующим образом:

  •  при формировании резерва по итогам года лимит равен 10 % выручки данного года;
  •  при формировании резерва по итогам отчетного периода лимит — это наибольшая из двух величин: либо 10% выручки данного отчетного периода, либо 10 % выручки предыдущего года.

Данное новшество благоприятно для налогоплательщиков. Особенно наглядно положительный характер поправок проявится в ситуации, когда срок возникновения задолженности на последнее число года составлял от 45 до 90 дней, а в первом квартале превысил 90 дней.

При таких обстоятельствах величина долга, включенного в резерв по итогам первого квартала, вдвое больше той, что включена в резерв по итогам года. Но по прежним правилам «квартальный» лимит был меньше «годового», так как выручка за год чаще всего превышает выручку за квартал (см.

«Как рассчитать резерв, если 45 дней с момента возникновения сомнительного долга истекают в одном налоговом периоде, а 90 дней — в другом»). По новым правилам, лимит первого квартала будет больше или равен лимиту предыдущего года.

Пример 2 На балансе ООО «Звезда» числится дебиторская задолженность покупателя в сумме 1 500 000 руб. По состоянию на 31 декабря 2016 года срок возникновения задолженности составлял 50 дней. Выручка от реализации ООО «Звезда» за 2016 год равнялась 17 000 000 руб.

Бухгалтер «Звезды» сформировал резерв по сомнительным долгам по итогам 2016 года, включив в него 750 000 руб. (1 500 000 руб. х 50%). Также бухгалтер определил, что лимит резерва равен 1 700 000 руб.(17 000 000 руб. х 10%). Таким образом, величина резерва не превысила лимит. По состоянию на 31 марта 2017 года задолженность не погашена и не переведена в разряд безнадежных.

При этом срок ее возникновения превысил 90 дней. Выручка от реализации в первом квартале составила 6 000 000 руб. Бухгалтер включил в резерв 1 500 000 руб. (1 500 000 руб. х 100%). Также бухгалтер определил сумму резерва, сравнив для этого две величины: 1 700 000 руб. и 600 000 руб. (6 000 000 руб. х 10%). Поскольку большая из величин равна 1 700 000 руб.

, она была принята за лимит. Таким образом, резерв, созданный по итогам первого квартала, «уложился» в лимит.

Если бы до сих пор действовали прежние правила, то лимит в первом квартале составил бы всего 600 000 руб., и бухгалтер смог бы включить в резерв лишь часть задолженности.

Корректировка на остаток резерва предыдущего периода

Согласно пункту 5 статьи 266 НК РФ резерв, созданный по итогам текущего периода, нужно корректировать на сумму, оставшуюся от резерва предыдущего периода. С января этого года правила корректировки изложены несколько иначе, нежели в 2016 году (поправки внесены Федеральным законом от 30.11.16 № 405-ФЗ).

В частности, в «старой» редакции говорилось, что неиспользованная часть предыдущего резерва может быть перенесена на следующий период. Сейчас словосочетание «может быть» отсутствует. Кроме того, в новой редакции появился четкий алгоритм для вычисления остатка резерва предшествующего периода.

Так, чтобы найти остаток, нужно взять резерв, сформированный на предыдущую отчетную дату, и отнять безнадежные долги, возникшие в текущем периоде.

Однако указанные поправки лишь уточнили формулировки, а вот само правило осталось прежним. В соответствии с данным правилом резерв, созданный на последнюю дату текущего периода, необходимо сравнить с остатком резерва предыдущего периода. Далее нужно действовать следующим образом:

  •  если «текущий» резерв меньше остатка, то разницу следует отнести ко внереализационным доходам;
  •  если «текущий» резерв больше остатка, то разницу следует отнести ко внереализационным расходам.

Пример 3

По состоянию на 31 декабря 2016 года компания провела инвентаризацию дебиторской задолженности. Выявлено, что по одному из клиентов числится долг 3 200 000 руб. со сроком возникновения 55 дней. Бухгалтер сформировал резерв по сомнительным долгам, включив в него 1 600 000 руб.  (3 200 000 руб. х 50%). Данная величина была отнесена на расходы в налоговом учете.

Инвентаризация, проведенная по состоянию на 31 марта 2017 года, показала, что указанная задолженность не погашена и не переведена в разряд безнадежных. При этом срок ее возникновения превысил 90 дней. Плюс к этому возникла новая задолженность клиента со сроком возникновения 60 дней на сумму 500 000 руб. Бухгалтер сформировал резерв, включив в него 3 450 000 руб.

((3 200 000 х 100%) + (500 000 х 50%)).

Далее он вычислил, что остаток резерва, созданного по итогам 2016 года, составляет 1 600 000 руб.(1 600 000 — 0). Разница между резервом первого квартала и остатком равна 1 850 000 руб. (3 450 000 — 1 600 000). Эта величина отнесена на внереализационные расходы в первом квартале 2017 года.

Пример 4 По состоянию на 31 декабря 2016 года компания провела инвентаризацию дебиторской задолженности. Выявлено, что по одному из клиентов числится долг 3 200 000 руб. со сроком возникновения 55 дней. Бухгалтер сформировал резерв по сомнительным долгам, включив в него 1 600 000 руб. (3 200 000 руб. х 50%). Данная величина была отнесена на расходы в налоговом учете.

Инвентаризация, проведенная по состоянию на 31 марта 2017 года, показала, что клиент погасил указанную задолженность. Таким образом, по итогам первого квартала резерв составил 0 руб. Далее бухгалтер нашел остаток резерва предыдущего периода.

Для этого от величины резерва, созданного по итогам года, он отнял безнадежные долги, возникшие в первом квартале. Учитывая, что безнадежные долги не возникали, остаток составил 1 600 000 руб. Разница между резервом первого квартала и остатком равна 1 600 000 руб. (1 600 000 — 0).

Эта величина отнесена на внереализационные доходы в первом квартале 2017 года.

Обсудить на форумеРаспечататьВ закладки39 593

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2017/1/11937

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете

Создание резервов по сомнительным долгам в налоговом учете

1. Для чего нужен резерв по сомнительным долгам и обязательно ли его создавать?

2. Чем отличается «бухгалтерский» резерв по сомнительным долгам от «налогового»?

3. Как рассчитать, скорректировать и отразить в бухгалтерском и налоговом учете сумму резерва?

Для того чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений.

В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва.

Благодаря этому исключается завышение величины активов, а пользователи бухгалтерской отчетности видят реальную величину дебиторской задолженности и, соответственно, могут адекватно оценить финансовое состояние организации.

Заметьте, что для целей бухгалтерского учета формирование резерва по сомнительным долгам с 2011 года является не правом, а обязанностью, о чем говорится в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н.

По-другому дело обстоит с налоговым учетом, НК РФ предусматривает именно право организаций, применяющих метод начисления, создавать резерв по сомнительным долгам. Однако, учитывая то, что указанный резерв включается в налоговые расходы, многие организации сами изъявляют желание воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета. В этой статье предлагаю рассмотреть порядок создания, учета и использования резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: особенности и отличия

Несмотря на то, что формирование резерва по сомнительным долгам предусмотрено и в бухгалтерском, и в налоговом учете, нужно иметь в виду, что «бухгалтерский» и «налоговый» резерв существенно отличаются друг от друга по многим параметрам: от правил создания и до порядка использования. Более наглядно эти отличия представлены в виде заметок на интерактивной онлайн доске:

Как видите, резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и в налоговом учете создается по разным правилам и регламентируется разными нормативными актами. Поэтому формировать резерв нужно отдельно для бухгалтерских целей и отдельно для налоговых.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, порядок расчета резерва по сомнительным долгам организация устанавливает самостоятельно.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н указано только, что «величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично». Например, организация может применять один из следующих способов расчета резерва по сомнительным долгам:

  • Оценка каждого сомнительного долга. То есть по каждому сомнительному долгу организация самостоятельно определяет ту часть задолженности (или всю сумму задолженности), которая не будет погашена, и включает ее в общую сумму резерва.
  • Определение величины резерва на основе данных прошлых периодов. При этом способе величина резерва рассчитывается как доля непогашенных долгов в общей сумме дебиторской задолженности (соотношение определяется по данным за предыдущие несколько лет).
  • Расчет отчислений в резерв по каждому сомнительному долгу пропорционально периоду просрочки. Такой способ определения величины резерва аналогичен способу, применяемому в налоговом учете, о котором речь пойдет ниже.

Выбранный способ и методику расчета резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Например, если выбран способ экспертной оценки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно прописать конкретные критерии (например, показатели платежеспособности и финансового состояния должника), на которых основывается такая оценка.

Если выбран способ расчета резерва в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в резерв (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

! Обратите внимание: Выбирая конкретный способ определения величины резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете, нужно учитывать особенности Вашей организации, а также цели создания резерва и влияние его величины на показатели отчетности.

Чем больше сумма резерва, тем меньше в итоге показатель валюты баланса, и тем меньше показатель чистых активов. Поэтому если Вам нужна «красивая» отчетность (например, для предоставления в банк при обращении за кредитом и т.д.

), то целесообразно выбрать такой способ расчета резерва, при котором его величина будет минимальна – так будут исполнены требования законодательства, но при этом не пострадают интересы организации.

Главное, что нужно учесть: выбранный способ должен быть отражен в учетной политике, а изменения в нее вносятся до начала отчетного года.

В бухгалтерском учете созданный резерв по сомнительным долгам отражается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам», при этом аналитический учет ведется в разрезе должников. Отчисления в резерв учитываются в составе прочих расходов организации на счете 91-2.

Пример создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Организация ООО «Восход» отгрузила покупателю ООО «Икс» товары на сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС 18 000 руб.) 10 августа 2014. Срок оплаты по договору установлен 10 дней с даты отгрузки, однако в течение этого срока покупатель не оплатил товар.

Учетной политикой ООО «Восход» для целей бухгалтерского учета предусмотрено ежемесячное формирование резерва по сомнительным долгам исходя из оценки каждого долга.

На 31 августа организация сочла просроченную задолженность ООО «Икс» сомнительной с низкой вероятностью погашения и приняла решение включить в резерв полную сумму задолженности. Бухгалтерские проводки по формированию резерва по сомнительным долгам будут следующие:

Дата

ДебетКредитСумма, руб.

операции

31.08.201491-263 / ООО «Икс»118 000,00Сформирован резерв по сомнительным долгам

Корректировка резерва в течение года

1. Допустим, покупатель ООО «Икс» перечислил в погашение задолженности 50 000 руб. 15 октября 2014 года. В этом случае величина созданного резерва подлежит уменьшению:

Дата

ДебетКредитСумма, руб.

операции

Источник: http://buh-aktiv.ru/rezerv-po-somnitelnym-dolgam-v-buhgalterskom-i-nalogovom-uchete/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.