+7(499)495-49-41

Совершенствование налогового администрирования: очередной этап

Налоговое администрирование

Совершенствование налогового администрирования: очередной этап

     Так как нас интересует УСН, далее рассмотрим динамику и структуру дополнительно начисленных платежей по специальным налоговым режимам.

           Таблица 5

     Динамика и структура дополнительно начисленных платежей по специальным налоговым режимам по ИФНС №13 РФ по РД.

  № Специальные           налоговые режимы                                        Годы                               
                 2009                 2010
абсолютн. сумма, тыс. руб.удельн. вес, %абсолютн. сумма, тыс. руб.удельный вес, %
1    УСН33877581363,1
2    ЕНВД1129 25 47436,9
  Всего45161001287100

 

     Из таблицы 5 видно, что сумма дополнительно начисленных платежей по специальным налоговым режимам ИФНС №13 РФ по РД составила в 2010г. 1287 тыс. руб., что на 3229 тыс. руб. меньше, по сравнению с 2009г.  (4516 тыс. руб.). В 2010г. ИФНС №13 РФ по РД было дополнительно начислено платежей за счет упрощенной системы налогообложения в сумме 813 тыс. руб.

, что составило 63,1 % от общего количества дополнительно начисленных платежей за 2010г. и 474 тыс. руб. за счет единого налога на вмененный доход, что составило 36,6 % от общей суммы дополнительно начисленных платежей за этот год. В 2009г. сумма дополнительно начисленных платежей ИФНС №13 РФ по РД по упрощенной системе налогообложения составляла 3387 тыс. руб.

, (75 % от обшей суммы дополнительно начисленных платежей по специальным налоговым режимам) и 1129 тыс. руб. (25 %) по единому налогу на вмененный доход.

Таким образом, помимо уменьшения общей суммы дополнительно начисленных платежей по специальным налоговым режимам в 2010г уменьшился удельный вес дополнительно начисленных платежей по УСН на 1,9 % и увеличился удельный вес дополнительных начислений платежей по ЕНВД на 11,9 % по сравнению с 2009г.

     Глава 3. Основные направления совершенствования форм и методов налогового администрирования

 

     В целях совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен Правительством Российской Федерации был внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 305289-5 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». Данный законопроект был одобрен Государственной Думой в первом чтении.

     Законопроектом предусматривается внесение изменений в Кодекс, направленных на совершенствование правового регулирования в сферах налогообложения и налогового контроля, противодействие использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов. Положения законопроекта базируются на предложениях, одобренных в составе Основных направлений налоговой политики на период до конца 2011 и 2012 годов.

     В целях совершенствования порядка изменения срока уплаты налога и иных вопросов налогового администрирования Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 269777-5 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов», внесенный Правительством Российской Федерации.

     Законопроект, в частности, направлен на совершенствование порядка предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов, расширение возможностей для применения инвестиционного налогового кредита, уточнение сроков и процедур взыскания  задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, определение исчерпывающего перечня оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию.

     Для его эффективной организации необходимо в строго регламентированные интервалы времени обрабатывать большие объемы информации. Сделать это можно только с использованием информационных технологий, обеспечивающих необходимый спектр информационных услуг.

Под этим термином понимают информационно-технологическую услугу, оказываемую функциональным подразделениям для эффективной поддержки их рабочих процессов. Причем данная услуга может быть построена на базе других информационных услуг, которые сами, в свою очередь, могут использовать иные сервисы.

В результате возникает возможность формировать иерархию услуг конкретных рабочих процессов налогового администрирования.

     Улучшить налоговое администрирование Минфин предлагает с помощью электронной отчетности, обязательной для всех фирм (кроме тех, кто имеет незначительный доход).

     Обязательная электронная отчетность будет введена лишь тогда, когда будут отлажены все механизмы, с которыми она связана. Кроме того, обязательно будут созданы налоговые инспекции, предназначенные исключительно для приема и обработки электронных данных.

     При них будут работать сервисные центры, которые окажут фирмам услуги по электронному представлению отчетности.

Кроме того, Налоговый кодекс дополнят положением о том, что фирма может сдавать декларации не только в инспекции по месту своей регистрации, но и в другой инспекции, которая специализируется на приеме электронной отчетности. Иначе избежать дублирования электронной и бумажной форм отчетности не удастся.

     Налоговые органы накопили за годы реформ большой положительный опыт использования институциональных принципов при выстраивании взаимоотношений с налогоплательщиками.

В период экономической и политической стабилизации, в который вступила страна, совершенствование институциональной составляющей налоговой системы создает хорошие предпосылки для повышения эффективности налоговой системы в целом.

Исторически сложившаяся система налогового администрирования, направленная на учет и контроль налогоплательщиков по отдельным видам налогов, ограничивает возможности налоговых органов в комплексном подходе к контролю деятельности налогоплательщиков, не в полной мере обеспечивает ведение мониторинга и оценки их финансового состояния.

Система налогового администрирования в существующем виде затрудняет отслеживание и контроль за различными схемами ухода от налогообложения.

Ориентация на контроль отдельных видов налогов искажает общую картину эффективности функционирования налоговых органов и затрудняет перераспределение трудовых и материально-технических ресурсов для выполнения комплекса работ по контролю за поступлением налогов и сборов. Многообразие организационных структур, существующих в настоящее время в территориальных налоговых органах, ярко выраженная специализация по видам налогов, отсутствие документов, описывающих типовые процедуры и процессы проверки, приводят к следующим негативным последствиям:

     – дублированию одинаковых функций разными структурными подразделениями;

     – слабо выраженной специализации, так как одному работнику приходится выполнять не менее 30 налоговых процедур;

     – большому проценту управляющего и обслуживающего персонала по отношению к специалистам в инспекциях с небольшой численностью работающих;

     – закреплению налогоплательщиков за конкретными работниками налоговых органов, что создает предпосылки для злоупотреблений;

     – совмещению в присутствии налогоплательщиков приема налоговой отчетности с камеральной проверкой, что создает очереди в инспекциях;

     – отсутствию специализированных подразделений, ответственных за информирование налогоплательщиков.

     В силу этого одним из важнейших направлений в модернизации налогового администрирования является совершенствование организационно-структурного построения отрасли.

С этой целью предполагается переход территориальных налоговых органов на функциональный принцип внутренней организации их деятельности и типовые организационные структуры, оптимизация и перераспределение численности работающего в них персонала в пределах, установленных Правительством РФ, численности и фонда оплаты труда работников налоговых органов, проведение мероприятий по укрупнению ИФНС России.

     Новые формы налогового администрирования предполагают сегментирование налогоплательщиков, выделение из их числа определенных групп, в том числе крупнейших предприятий.

Учитывая значительное влияние крупнейших налогоплательщиков на формирование доходной части бюджета и их социальную значимость для экономики регионов, ФНС России уделяет особое внимание работе с данной категорией налогоплательщиков, так как осуществление финансово-хозяйственной деятельности крупными налогоплательщиками в условиях развивающегося рынка и несовершенства законодательной базы допускает построение ими различных многоуровневых вертикально интегрированных схем, имеющих своей целью сокрытие истинной налоговой базы и уход от уплаты налогов и сборов. При работе с данной категорией налогоплательщиков планируется применять новые методы налогового администрирования, включающие широкое использование информационных технологий и ресурсов.

     Эффективное налоговое администрирование предусматривает принципиальное изменение подходов к организации и проведению выездных налоговых проверок налогоплательщиков за счет внедрения допроверочного анализа, выявления перспективных направлений и объектов проверки, планирования, координации и обеспечения согласованного и синхронного проведения контрольных мероприятий в отношении всех звеньев и организаций, в том числе холдингов и финансово-промышленных групп, обеспечивающих получение корпоративного финансового результата; – внедрение методов, основанных на системе оценок косвенных индикаторов налоговой базы, анализа информации о физических объемах потребляемых ресурсов и произведенной продукции.

     Учитывая необходимость значительного улучшения собираемости налогов и снижения уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков, ИФНС России в течение 2011 и 2012 годов провело ряд исследований по выяснению «экономичности» и результативности территориальных налоговых органов. Проведенные исследования в основном касались следующей информации:

     – действующей структуры налоговых органов по субъектам Российской Федерации;

     – организационной структуры налоговых инспекций и, в частности, удельного веса обслуживающего и управленческого персонала;

     – «экономичности» мелких налоговых инспекций и возможностей повышения их потенциала.

     В результате проведенного анализа было установлено следующее:

     – существующая в настоящий момент система налоговых органов Российской Федерации не в полной мере отвечает стоящим перед ИФНС России задачам;

     – обширная сеть мелких налоговых инспекций, контролирующих сравнительно небольшие суммы поступлений, ведет к повышению косвенных издержек (например процентные расходы на технику, обучение персонала) и требует значительных усилий в плане координации ее работы;

     – многие регионы с большим числом мелких инспекций характеризуются высоким процентным отношением управленческих и обслуживающих штатных единиц к общему числу работающих (до 40%);

     – отсутствие типовых моделей организаций местных налоговых инспекций усложняет работу как по управлению, так и по расчету их численности и определению типовых функциональных обязанностей.

     Заключение

 

     Проведенное исследование позволяет сделать следующие заключения.

     Суть современного этапа социально-рыночной трансформации налоговой системы России определяется сочетанием ее инволюционных, объективных и перспективных изменений, обусловленных взаимодействием процессов системной инерционности, национальной специфики, межсистемной интеграции, общей факторной глобализации. Конечным результатом реформирования налоговой системы на современном этапе стали рационализация элементов и структуры налоговой системы, развитие правовой базы, повышение эффекта от реализации основных принципов и функций налогообложения. При этом в качестве отрицательных моментов выступили следующие: вопросы организационной неустойчивости, несогласованность налогового и бюджетного процессов, противоречивость действий налоговых институтов, налоговая безграмотность плательщиков и недостаточная эффективность налоговых процессов.

Источник: http://turboreferat.ru/tax/nalogovoe-administrirovanie/43101-228522-page9.html

Что включает в себя налоговое администрирование?

Совершенствование налогового администрирования: очередной этап

Налоговое администрирование, или налоговое управление, — процесс, без которого не может нормально существовать ни одно государство. Источником средств для реализации многих его функций служат налоговые поступления. Рассмотрим, как оно осуществляется в РФ.

Сущность налогового администрирования

Функции налогового администрирования

Формы налогового администрирования

Методы налогового администрирования

Итоги

Сущность налогового администрирования

Официального определения налогового администрирования не существует, но понятие налогового администрирования все шире используется в официальных документах, посвященных налоговой политике РФ.

Это неудивительно: любому государству для его нормального функционирования нужны средства, которые собираются благодаря налоговым поступлениям. Чтобы налоговая система была эффективной и адекватно отзывалась на происходящие в стране изменения, ею надо управлять.

Это управление, осуществляемое на государственном уровне, собственно и является налоговым администрированием.

Важно! Эффективная налоговая система должна отвечать потребностям государства и обеспечивать разумную нагрузку на налогоплательщиков, гарантируя при этом прозрачность порядка налогообложения и достаточный уровень контроля со стороны фискальных органов. Цель такой системы и, соответственно, налогового администрирования — сделать предпочтительной для налогоплательщика честную уплату всех налогов и оптимизировать работу контролирующих инстанций.

Налоговое администрирование предполагает не разработку законодательных актов в области налогообложения, а именно управление, т. е. организацию исполнения этих актов и выявление обстоятельств, которые мешают их эффективной работе.

Таким образом, данные, собранные в процессе налогового администрирования, могут не только способствовать эффективному сбору налогов, но и послужить причиной проведения налоговых реформ.

Результатом постоянно ведущейся в РФ деятельности по совершенствованию налогового законодательства становятся регулярно вносимые в НК РФ изменения, и немалую роль в этом играет налоговое администрирование.

Функции налогового администрирования

Функции налогового администрирования осуществляются на 3 уровнях:

  • исполнительных органов власти (от Правительства РФ до администраций регионов), принимающих решения об основных направлениях налоговой политики, устанавливающих величину основных показателей для расчета ряда налогов (круг налогоплательщиков, ставки и льготы), анализирующих и прогнозирующих перспективы налоговых поступлений, вырабатывающих предложения для изменения НК РФ;
  • Минфина России, который разрабатывает конкретные процедуры в области налогообложения, методологию отчетности, консультирует налогоплательщиков по вопросам применения налогового законодательства;
  • ФНС России, непосредственно взаимодействующей с плательщиками налогов и осуществляющей контроль за правильностью применения налогового законодательства.

Таким образом, налоговое администрирование подразумевает деятельность:

  • по определению направлений налоговой политики;
  • установлению значений показателей по расчету налогов;
  • организации учета налогоплательщиков;
  • разработке форм отчетности;
  • организации работы по сбору налогов;
  • контролю за исполнением налогового законодательства;
  • обработке информации по собираемым налогам;
  • прогнозированию и анализу объемов налоговых поступлений;
  • выявлению противоречивых или неэффективно работающих положений в налоговых законах;
  • выявлению схем уклонения от уплаты налогов;
  • установлению путей взаимодействия между различными структурами с целью получения дополнительной информации, необходимой для эффективного налогового контроля.

По ряду вопросов функции, реализуемые на различных уровнях налогового администрирования, пересекаются.

Формы налогового администрирования

Налоговое администрирование сводится:

  • на 1-м уровне — к обработке полученной информации, своевременному реагированию на нее путем разработки предложений по корректировке налогового законодательства и утверждению перспектив налоговой политики на очередной период;
  • на 2-м — к адекватному изменению методологии конкретных процедур в области налогообложения, выявлению несовершенства в законодательстве, разработке предложений по его изменению;
  • на 3-м — к изменению форм взаимодействия с налогоплательщиками, поиску эффективных мер контроля, выявлению схем нарушения налогового законодательства и возможностей их пересечения.

О том, что может сделать ИФНС при сомнениях в правомерности действий вашего контрагента, читайте в статье «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».

Важно! Таким образом, понятие налогового администрирования оказывается значительно шире понятия налогового контроля, хотя основу налогового администрирования составляет в первую очередь контроль как за налогоплательщиками, так и за работающими с ними налоговыми органами. Это предполагает разработку детальной методологии проверок как составной части налогового администрирования, в т. ч. порядка контрольных проверок нижестоящих налоговых органов вышестоящими.

Следствием контроля становится возможность привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение установленных правил, и это также составляет часть функций налогового администрирования.

Важную роль играет такая составляющая налогового администрирования, как методологическое обеспечение процесса начисления тех налогов, в отношении которых налоговое законодательство устанавливает только общие принципы их расчета.

Другой важнейшей функцией налогового администрирования является сбор информации и ее обработка. Сюда относятся данные как по начислению налогов, так и по процедуре их сбора, методологии проверок, выявленным ситуациям ухода от налогов.

Завершающим этапом налогового администрирования в конкретном налоговом периоде становится выработка предложений по изменению и дополнению налогового законодательства, корректировка направлений налоговой политики.

Исходя из функций, охватываемых налоговым администрированием, оно занимает промежуточное положение между налоговым контролем (шире, чем он) и общим управлением налоговой системой страны (уже, чем оно).

Методы налогового администрирования

Главным и важнейшим методом налогового администрирования является контроль за выполнением требований налогового законодательства. Исходя из него, налоговое администрирование на нижнем уровне сводится к:

  • учету налогоплательщиков;
  • исключению из числа налогоплательщиков фактически не действующих;
  • контролю обоснованности применения правил налогового законодательства;
  • проверке правильности исчисления налогов;
  • применению допустимых мер воздействия на налогоплательщиков;
  • проверке действий самих налоговых органов.

Самый большой объем среди методов налогового администрирования занимают налоговые проверки налогоплательщиков — камеральные и выездные. С целью сокращения расходов на налоговое администрирование, среди которых максимум приходится на содержание налоговых органов, ведется работа по оптимизации их взаимодействия с налогоплательщиками:

  • предоставление режима наибольшего благоприятствования добросовестным налогоплательщикам, вплоть до их освобождения от выездных проверок;
  • налаживание электронного взаимодействия при представлении документов на проверку;

О том, какие документы уже можно сдавать в ИФНС электронным способом, читайте в статье «ФНС рассказала, как сдавать в инспекцию сканы документов».

  • отработка технологий получения информации из иных источников, не требующих больших трудозатрат;
  • организация оптимальной системы хранения полученных документов, облегчающей их поиск и обработку;
  • повышение профессионального уровня работников проверяющих органов, стандартизация и автоматизация их функций.

Налоговое администрирование ставит своей целью побуждение налогоплательщика к добросовестным действиям в части начисления и уплаты налогов под влиянием неотвратимости наказания за уклонение от них. Для этого налоговое администрирование использует:

  • наказание (штрафы, пени, закрытие счетов, арест имущества);
  • предоставление возможности выбора налогоплательщиком наиболее оптимальной для него системы налогообложения;
  • постепенность перехода к более высоким налоговым нагрузкам;
  • налоговое консультирование.

Внутри самих налоговых органов налоговое администрирование осуществляется в форме проверок (ревизий), обмена информацией и опытом работы.

На уровне исполнительных органов власти методы налогового администрирования заключаются в обработке данных и выработке оптимальных предложений по корректировке налогового законодательства и направлений налоговой политики с учетом прогнозных расчетов.

Итоги

Налоговое администрирование — понятие, важное для понимания целей налоговой политики РФ и происходящих в налоговом законодательстве изменений. Оно решает важнейшие финансовые задачи, необходимые для полноценного функционирования государства.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/chto_vklyuchaet_v_sebya_nalogovoe_administrirovanie/

Введение

Данная работа является результатом исследования в области налогового администрирования.

Рассмотрение  и изучение налогового администрирования является наиболее актуальным на данном этапе развития системы налоговых правоотношений в Российской Федерации, это заключается в том, что эффективность функционирования российской налоговой системы зависит от качества управления ею, а в широком понимании налоговое администрирование рассматривается как управленческая деятельность налоговых органов и управление налоговыми отношениями в государстве. Этим и обусловлен выбор темы «Налоговые поступления, администрируемые налоговыми органами Российской Федерации: анализ сбора налогов, проблемы и пути их совершенствования».

Целью дипломной работы является комплексное исследование системы налогового администрирования; определение понятия налогового администрирования; проведение анализа налоговых поступлений в бюджет Московской области; выявление и постановка существующих в этой системе налогового администрирования проблем; выработка рекомендаций по совершенствованию указанной системы.

Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:

  1. Дать определение налогового администрирования на современном этапе развития налоговых отношений;
  2. Охарактеризовать методологические основы аналитической работы налоговых органов;
  3. Рассмотреть организационное и информационное обеспечение анализа в системе налогового администрирования;
  4. Проанализировать налоговые поступления в бюджет Московской области;
  5. Рассмотреть структуру и динамику налоговых поступлений в бюджет Московской области;
  6. Выявить проблемы налогового администрирования;
  7. Разработать предложения по возможному совершенствованию налогового администрирования.

Объектом исследования являются теоретические и практические материалы, на основании которых давалось определение налоговому администрированию, и проводился анализ налоговых поступлений.

Предметом исследования являются проблемы теории и практики в сфере налогового администрирования, возможные пути их решения.

Методическую базу исследования составляет совокупность следующих методов: анализ практических данных проведен с использованием методов группировки, выборки, сравнения и обобщения.

Информационную базу исследования составляют отчетно-аналитическая информация Управления ФНС России по Московской области, а также труды и научные работы извесных отечественных специалистов: АнашкинаА.К., Аронова А.В., Архипцевой Л.М., Бабича А.М., Большакова С.В., Брайчевой Т.В., Брызгалина А.В., Бурцева Д.Г., Винницкого Д.В., Гончаренко Л.И., Горбуновой О.Н., Гуйда Т.В.

, Дадашева В.А., Кудрина А.Л., Кучерова И.И., Лобанова А.В., Малько А.В., Матузова Н.И., Мацкуляка И.Д., Мироновой О.А., Мирошника С.В., Мокрецова М.П., Мысляевой И.Н., Оспанова М.Т., Павловой Л.Н., Передернина А.В., Перонко И.А., Садовской Т.Д., Сенчагова В.К., Титова А.С., Титова Ю.П., Толкушкина А.В., Ханафеева Ф.Ф., Химичевой Н.И., Черника Д.Г., Шундикова К.В.; Янжул И.И.

В работе использованы публикации в научных журналах, материалы научных и практических конференций, диссертации и авторефераты диссертаций.

Практическая значимость результатов выполненной работы состоит в том, что материал исследования может быть использован субъектами налоговых правоотношений в их практической деятельности, ввиду использования только современных норм налогового права, наличия результатов тщательно проведенного анализа состояния взаимоотношений налогоплательщиком с государством на примере Управления ФНС России по Московской области.

В первой главе рассмотрено понятие налогового администрирование и дано его определение на современном этапе развития налоговых отношений, а также определены методологические и теоретические основы аналитической работы налоговых органов.

Во второй главе отражено информационное и организационное обеспечение анализа. Приведена подробная схема «Анализ в системе налогового администрирования». Описана работа налоговых органов по информированию налогоплательщиков. А также рассказывается об информации из внутренних и внешних источников поступающей в налоговые органы.

Особое внимание уделено анализу, как одной из важных подсистем в системе налогового администрирования. Анализ налоговых поступлений проведен на примере налоговых поступлений в бюджет Московской области за 2008-2009 года (на основании данных, аналитической записки и форм отчетности Управления ФНС России по Московской области).

В третьей главе выявлены проблемы в системе налогового администрирования, а также представлены некоторые пути их решения. Рассмотрены вопросы по совершенствованию налогового законодательства в части налогового администрирования в Российской Федерации.

Работа состоит из 75 листов,

1.1. Определение налогового администрирования на современном этапе развития налоговых отношений

Налоговая наука и практика развиваются динамично. Последние два десятилетия характеризуются становлением российской налоговой системы, отвечающей требованиям российской экономики в рыночной среде. Практика не может развиваться без теории, без постановки методологии и методики налогообложения.

Учитывая, что классические экономические теории определяют роль и место налогов в экономической системе государства, налоговое администрирование как научное направление опирается на наследие экономистов и их теории: обмена, атомистической теории, теории налога как страховой премии, теории налогов А. Смитта и Д. Рикардо, кейнсианской теории, налоговой теории монетаризма и т.д. Естественно современная система налогового администрирования  обусловлена не только историческими, но и экономическими предпосылками развития1.

Современная система налоговых органов требует адекватной системы управления ими. В этой связи одной из важнейших областей налогового администрирования является блок вопросов, связанных с функциями управления в системе налоговых органов: планированием и прогнозированием, учетом, контролем, анализом и регулированием.

Но нельзя считать, что налоговое администрирование на практике – это только система управления налоговыми органами.

Данное понятие гораздо шире, многограннее, поскольку охватывает такое явление, как налоговые отношения, совокупность которых формирует в государстве налоговую среду, то есть среду распространения государственно-властных полномочий по установлению и сбору налогов

Рассматривая налоговое администрирование в широком его понимании, необходимо уметь разделять управленческую деятельность налоговых органов и управление налоговыми отношениями в государстве при помощи методов государственного регулирования, налоговой политики, поскольку это важно для экономического развития государства и его регионов2.

Далее более подробно рассмотрим как понятие налогового администрирования трактуется различными учеными.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что научные работы определили свой взгляд на сущность налогового администрирования практически одинаковым пониманием задач, не оставив возможности для ее бессистемного толкования. Вместе с тем трактовка содержания налогового администрирования достаточно широка.

Теория и практика исследования данного вопроса показывают неоднозначность понимания термина «налоговое администрирование». В этой связи очевидным и актуальным является вопрос официального определения теоретической и методологической основ налогового администрирования.

Систематизировав все имеющиеся толкования, можно выделить следующие девять3:

  1. Налоговое администрирование как управление:

• осуществление налоговой администрацией в пределах ее компетенции функций и полномочий, установленных ей государством и налоговым законодательством. Оно включает в себя в качестве главной составной части систему управления налогами;

• система управления налоговыми отношениями;

• система управления государством всем комплексом налоговых отношений;

• организационно-управленческая система реализации налоговых отношений, включающая совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России;

• динамически развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики;

• обособленная управленческая деятельность;

• комплексная система управления налогообложением;

• часть системы управленческой деятельности государства.

2) организация и управление: осуществляемое бюрократией как организационной формой рационально-правовой власти управление системой организации отношений между налогоплательщиками и органами управления.

Семантическое значение слова «администрирование» уже слова «управление» и, следовательно, процесс государственного администрирования, в том числе и налогового, есть лишь часть общего процесса государственного управления, включая и управление налоговыми отношениями;

3) деятельность и управление: деятельность налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства. Сущность налогового администрирования определяется как управление налоговыми отношениями;

4) система мероприятий и управление;

5) деятельность: организационно-распорядительная деятельность государственных органов исполнительной власти;

6) меры и мероприятия

• ряд мер, направленных на максимально возможный сбор налогов при минимизации затрат, включая бремя, возлагаемое на налогоплательщика;

• комплекс мер и мероприятий, используемый уполномоченными органами исполнительной власти;

7) организация, процесс;

8) категория собирательная, условная;

9) инструмент государственного регулирования.

Все приведенные толкования условно можно объединить в три блока: связанные с управлением, не связанные с управлением и опровергающие само существование понятия налоговое администрирование.

Во всех исследованиях ключевым словом является администрирование. От этого слова исходит научное познание самого термина «налоговое администрирование».

Толковый словарь «администрирование» разъясняет как управление посредством приказов и распоряжений, часто без учета конкретных условий работы, существа, дела4; современный экономический словарь как преобладание в управлении формальных, чисто административных, приказных форм и методов5.

В настоящее время такие определения, не лишены доли истины, но не отражают основного смысла понятия, который наиболее точно сформулировал классик административной науки А. Файоль: «Администрировать – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, руководить и контролировать»6.

Обобщая научное исследование теоретических и методологических основ, предлагаются следующие качественные характеристики налогового администрирования:

– обеспечение взаимосвязи фундаментальных общественных наук и активное восприятие достижений экономической и финансовой науки;

– правовая обоснованность и инициативность в совершенствовании законодательно-нормативной базы;

– управление процессом налогообложения;

– содействие поступлению налогов в бюджет;

– контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов;

– прогнозирование налоговых поступлений;

– участие в межбюджетных отношениях и социальных процессах;

– информационность;

– строгая регламентация и документарность осуществления;

– обобщение отечественного и зарубежного опыта налогообложения;

– совершенствование налогообложения в направлении развития социально-экономической системы общества7.

Исходя из качественных характеристик налогового администрирования, можно сказать, что целью налогового администрирования является обеспечение прогнозных налоговых поступлений в бюджетную систему России в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля, а также наиболее эффективное функционирование налогового механизма и системы налогового регулирования с точки зрения дальнейшего развития национальной экономики.

Таким образом, нельзя не согласиться, что администрирование есть управление. И эту точку зрения поддерживают большинство авторов исследовавших вопросы, связанные с налоговым администрированием, в том числе: М. Т.

Оспанов, В. А. Красницкий, И. А. Перенко, А. 3. Дадашев, А. В. Лобанов, О. А. Миронова, Ф. Ф. Ханафеев, А. С. Титов, Г. Г. Безруков, А. А. Арутюнов, Л. И. Гончаренко, А. К. Анашкин, М. В. Мишустин, И. Ю. Александрова, М. Ф.

Харламов.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_82/nalogovoe-administrirovanie/436234.2894010.page1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.