+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Содержание собственного автотранспорта. Учет и налогообложение

Содержание

Учет автотранспорта — реферат

Содержание собственного автотранспорта. Учет и налогообложение

      Автомобиль для российских компаний уже давно не роскошь, а средство передвижения и перевозки грузов.

      Во многих организациях автомобильные перевозки производятся силами собственного транспорта. Его количество зависит от рода деятельности данной организации и определяется производственной необходимостью.

      Владение автомобилями для компаний сопряжено с целым рядом дополнительных операций. При покупке авто фирма должна поставить его на учет, застраховать и своевременно пройти техосмотр.

В течение всего срока использования помимо техосмотра и страховки возникают и другие вопросы: парковка, замена или ремонт запчастей, дорожно-транспортные происшествия.

Во избежание проблем с государственными ревизорами приобретение, пользование и выбытие транспортных средств должно быть корректно и своевременно отражено как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Некоторые компании должны также иметь лицензию на пользование транспортными средствами (Федеральный закон № 128-ФЗ).                    

      Поступление автотранспорта на предприятие

      Время от времени каждая организация совершает дорогостоящие покупки. При этом выбирается самый выгодный вариант вложения денег. При покупке автотранспортного средства нужно учитывать множество факторов.

      Предположим, что торговая фирма «Жаклин» расширяет свою деятельность и открывает еще один магазин. Для доставки товара решено приобрести автофургон «Газель». Как это сделать?

      Во-первых, можно купить машину за счет собственных средств. Однако при одинаковой цене автомобиля у разных продавцов нужно учитывать, кто из них является плательщиком НДС. Лучше покупать машину у тех, кто начисляет этот налог. В этом случае частично расходы предприятия может компенсировать государство. Фактически покупатель уменьшает свой долг перед бюджетом на сумму налога.

      Если предприятие покупает автомобиль у частного лица, не являющегося предпринимателем, получить вычет по НДС оно не может.

      Приобретая машину, организация уменьшает и налог на прибыль. На стоимость автотранспортных средств начисляется амортизация, которая уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.

      Во-вторых, можно взять кредит или заем. При этом организация платит по долгам не сразу, а через некоторое время, следовательно, кредит может принести немалую прибыль.

      За привлеченные средства надо платить. Но такие платежи учитываются при налогообложении прибыли. Кроме того, организация может вложить свои средства в производство или торговлю, а это позволит получить дополнительную прибыль.

      Деньги возвращаются кредитору через какое-то время. И к моменту возврата они частично обесценятся.

      В-третьих, грузовик можно взять в лизинг. При этом фирма станет его собственником только через определенный в договоре срок. Учитывать на своем балансе лизинговое имущество может как лизингодатель, так и лизингополучатель. Только это условие необходимо сразу оговорить в договоре.

      Тем не менее, фирмам выгодно получать основное средство в лизинг. Амортизацию по такому транспортному средству можно начислять в три раза быстрее. В зависимости от того, на чьем балансе учитывается лизинговое имущество, этим правом может воспользоваться как лизингодатель, так и лизингополучатель. А лизинговые платежи уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

      Таким образом, чтобы обзавестись автотранспортным средством, можно использовать любой вариант его приобретения.

      Автомобиль можно арендовать. Однако в этом случае предприятие не получает машину в собственность. Кроме того, стоимость аренды может увеличиться. Такой способ не стоит использовать организациям, которым транспорт нужен постоянно. Зато подходит тем организациям, которым автомобиль нужен время от времени. Гораздо выгоднее арендовать у организации, которая является плательщиком НДС.

      Мы перечислили наиболее распространенные варианты. Теперь рассмотрим каждый из них подробнее с точки зрения бухгалтерского и налогового учета.       

      Покупка транспортного средства

      Покупка транспортного средства, независимо от того, новое оно или бывшее в употреблении, осуществляется по договору купли-продажи. Фирму, в которой выгоднее всего приобрести автомобиль, найдет руководитель предприятия, технические данные оценит водитель. Отражение же покупки автомобиля в учете – задача бухгалтера.

      Приобретая автотранспортные средства, организация получает от поставщика счет-фактуру и накладную, подтверждающую количество, стоимость и факт передачи приобретенного имущества, а также техническую документацию.                  

      Бухгалтерский учет

      Приобретаемый организацией автомобиль принимается к бухгалтерскому учету как объект основных средств (п. 5 ПБУ 06/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 2бн). Поэтому его первоначальная стоимость отражается на счете 01 «Основные средства».

      Первоначальная стоимость автомобиля складывается из всей совокупности затрат на приобретение (п. 8 ПБУ 06/01). Такими затратами, например, могут быть:

      – сумма, уплаченная в соответствии с договором продавцу;

      – сумма, уплаченная за доставку автомобиля в организацию;

      – таможенные пошлины;

      – вознаграждения посредникам;

      – регистрационные сборы и другие расходы, связанные с регистрацией в ГАИ;

      – другие затраты, непосредственно связанные с приобретением автомобиля.

      Все расходы на приобретение автомобиля учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

      Проводки, связанные с приобретением автомобиля, будут такими:

      ДЕБЕТ 08    КРЕДИТ 60

      -учтены затраты, непосредственно связанные с приобретением автомобиля.

      Затем, когда предприятие вводит автомобиль в эксплуатацию, эти расходы списываются в дебет счета 01 «Основные средства». В бухгалтерском учете эта операция отражается следующим образом:

      ДЕБЕТ 01     КРЕДИТ 08

      автомобиль введен в эксплуатацию.

      Принятие автомобиля к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем акта приемки-передачи основных средств, составленного по форме ОС-1.

Согласно этим документам, в бухгалтерии организации открывается инвентарная карточка на автомобиль по форме ОС-6. Эти формы утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

                       

      Налог на добавленную стоимость (НДС)

      Сумма НДС, уплаченная при приобретении легкового автомобиля, подлежит налоговому вычету в общеустановленном порядке (статьи 171-172 Налогового кодекса РФ).

      Для того, чтобы возместить НДС, должны быть выполнены следующие условия:

  • автомобиль оприходован на баланс организации;
  • стоимость автомобиля оплачена поставщику;
  • автомобиль приобретен для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС, или для перепродажи;
  • на приобретенный автомобиль есть счет-фактура, в котором указана сумма налога.

      Если автомобиль будет использоваться для осуществления деятельности, которая НДС не облагается, то сумма налога к вычету не принимается, а увеличивает первоначальную стоимость автомобиля (ст. 170 Налогового кодекса РФ). Это может быть в том случае, когда организация:

      – освобождена от обязанности платить НДС;

      – производит льготируемую продукцию;

      – реализует свои товары за пределами России.

      В бухгалтерском учете суммы налога на добавленную стоимость отражаются следующим образом:

      ДЕБЕТ 19    КРЕДИТ 60

      – на основании полученного счета-фактуры учтен НДС по затратам, связанным с приобретением автомобиля;

      ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»   КРЕДИТ 19

      – сумма НДС предъявлена к налоговому вычету.

      Вполне возможно, что организация, которая продала свое основное средство, выставит счет-фактуру, где будет указан НДС, начисленный не на полную стоимость автотранспортного средства, а лишь на часть этой стоимости. Это означает, что у предыдущего владельца данный объект учитывался по стоимости, включающей «входящий» НДС.

      В таких случаях налогом облагается только разница между ценой реализуемого имущества и его остаточной стоимостью (п. 3 ст. 154 Налогового кодекса РФ). Причем НДС в этом случае рассчитывают так. Сначала умножают указанную разницу на 18, а затем делят полученный результат на 118 (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).                    

      Регистрация в ГАИ

      Купив новый автомобиль, фирма должна зарегистрировать его в государственной автоинспекции – ГАИ. В противном случае транспортное средство не будет допущено к дорожному движению (ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г.

№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»).

Правила регистрации автомобилей в ГАИ установлены приказом МВД от 27 января 2003 г. № 59.

      На нее отводится пять дней после приобретения машины или в течение срока действия регистрационного знака «Транзит». Если предприятие в этот срок не уложится, его могут оштрафовать на сумму от одной до трех тысяч рублей (ст. 19.22 КоАП). Потребовать уплатить штраф в размере от 100 до 300 рублей могут и с должностных лиц провинившейся фирмы.

      Регистрировать автомобили в ГАИ нужно по месту регистрации предприятия. Если же машина приобретена для филиала или представительства, то ее можно поставить на учет по месту нахождения этого подразделения.

      Для регистрации собственники транспортных средств обязаны представить документы об уплате платежей за выдачу и замену регистрационных документов, паспортов транспортных средств (подп. «г» п. 35 Правил).

      Затраты на регистрацию в ГАИ включаются организацией в фактические расходы на приобретение автомобиля (п. 8 ПБУ 06/01) и увеличивают первоначальную стоимость транспортного средства в бухгалтерском учете.

Источник: http://student.zoomru.ru/transport/uchet-avtotransporta/39318.297422.s1.html

Учет автотранспортных средств (стр. 1 из 10)

Содержание собственного автотранспорта. Учет и налогообложение

Академия налоговой полиции ФСНП РФ

Слушатель

Экономического факультета

Группа э-21

Кротов Роман Александрович

Научный руководитель:

Новожилова Валентина Васильевна

Мир давно пришел к необходимости адекватного отражения фактов хозяйственной деятельности. Зарождение и смена общественно-экономических формаций предполагают историческую обусловленность учета. Общество не могло развиваться, не располагая информацией о наличии и использовании своих ресурсов, существовании источников их возмещения. Также и на предприятиях для эффективного ведения производственного процесса и дальнейшего его успешного планирования используется учет

Перестройка управления экономикой, переход к рыночным отношениям, использование различных форм собственности невозможны без существенного повышения роли учета и контроля. В настоящее время все предприятия независимо от их вида, формы собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций согласно действующему законодательству.

Бухгалтерский учет представляет собой сложную систему отражения многообразных хозяйственных процессов. Эта система состоит из учета снабженческих, производственных и процессов реализации продукции, а также учета разнообразного имущества находящегося в собственности предприятия. К ним относится учет автотранспортных средств. Он является наиболее актуальным вопросом на сегодняшний день.

По состоянию на начало 1999 года практически все предприятия, учреждения, организации различных форм собственности и принадлежности имеют автотранспортные средства. Они являются наиболее эффективными средствами передвижения и перевозки грузов на небольшие расстояния.

Определение автотранспортных средств дается ГОСТом. Предприятия в учетной политике определяют:

* порядок и сроки проведения переоценки;

* порядок учета расходов по текущему содержанию автотранспортных средств;

* способы начисления амортизации автотранспортных средств;

* использование дополнительных методов списания стоимости;

* использование коэффициентов, повышающих или понижающих установленные нормы амортизационных отчислений;

* и многое другое.

Так как автотранспорт – это один из разделов основных фондов, то при организации бухгалтерского учета предприятия используют теже нормативные документы, что и при учете основных средств, а также специальные инструкции и письма правительственных учреждений. К основным из них можно отнести:

* Положение (стандарт) по бухгалтерскому учету “Учет основных средств”, утвержденное Минфином России приказом от 3 сентября 1997 года №65н, введенное в действие с 1 января 1998 года;

* Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Минфином России приказом от 20 июля 1998 года №33н.

Указанные нормативные документы разработаны в соответствии с требованиями и правилами бухгалтерского учета, установленными Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-фз «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н (введенным в действие с 1 января 1999).

Наряду с этими нормативными документами организациям при ведении бухгалтерского учета необходимо также руководствоваться Инструкцией по заполнению бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от12 ноября 1996 года №97 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций», а также Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Но несмотря на все это отсутствует точная картина учета автотранспортных средств. В этой работе мы попытаемся на основании нормативной базы и накопленного опыта на предприятиях представить учет автотранспортных средств.

2.Оценка автотранспортных средств

Автотранспортные средства, как новые, так и бывшие уже в эксплуатации отражают в бухгалтерском учете при их постановке на учет по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость зависит от характера его приобретения – покупки, внесения учредителями в уставной (складочный) капитал, получения по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения и других формах приобретения.

Первоначальная стоимость определяется:

* при покупке автотранспортных средств (в том числе бывшего в эксплуатации) – фактическими затратами по его приобретению, включающими в себя: денежные средства, уплаченные продавцу, за исключением НДС (кроме случаев предусмотренных налоговым законодательством) и специализированным организациям за информационные и консультационные услуги; регистрационные сборы, пошлины и другие аналогичные платежи, производимые в связи с переустановкой прав на автотранспортное средство; таможенные пошлины и не возмещаемые налоги; другие расходы, связанные с приобретением автотранспорта;

* при получении средства в качестве вклада в уставный капитал – по договорной или согласительной стоимости определенной при подписании учредительного договора, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

* при получении автотранспорта по договору дарения и иных случаях их безвозмездного получения от юридических и физических лиц – на основе рыночных цен на дату их оприходования в данном регионе. Оценка осуществляется независимой комиссией с участием профессиональных оценщиков.

В целях налогообложения на предприятиях, получивших безвозмездно автотранспортное средство, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этого средства, но не ниже их остаточной стоимости, числящейся у передающей стороны.

Эта стоимость должна быть указана в документах о передаче;

* при получении средства в обмен на другое имущество – по стоимости ценностей, передаваемых в обмен за автотранспортное средство, согласно данным бухгалтерского учета таких ценностей.

При наличии затрат по доставке автотранспортного средства, полученного безвозмездно или по договору дарения, они включаются в стоимость полученных средств.

Оценка автотранспортных средств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится в рублях на дату их оприходования (постановки на учет) путем пересчета стоимости данных средств в иностранной валюте в рубли по курсу Центрального Банка РФ.

Аналогично должны оцениваться средства, стоимость которых отражена в договоре купли-продажи в уловных денежных единицах. Однако в отличие от оценки средств в иностранной валюте, в этом случае применяется курс используемой валюты, установленной договором.

Первоначальная стоимость подлежит изменению только в случаях установленных законодательством. Поскольку автотранспортные средства служат достаточно продолжительное время, их первоначальная оценка постоянно отклоняется от расходов по приобретению аналогичных средств в современных условиях.

В этих ситуациях предусмотрен законодательством такой инструмент как переоценка автотранспортных средств. Отклонение в стоимости средства преодолевается введением их восстановительной оценки, то есть пересчета первоначальной стоимости на стоимость средства в современных условиях. После переоценки автотранспортное средство учитывается по восстановительной стоимости.

Переоценка проводится предприятиями не реже одного раза в год по состоянию на 1 января.

3.Документальное оформление движения автотранспортных средств

После оценки автотранспортного средства, предприятие принимает его на учет.

В соответствии с Законом все организации обязаны применять первичные учетные документы при учете автотранспорта, составленные по форме, содержащейся в альбоме, утвержденном постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 года №71а ”Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстро изнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве”.При наличии операций по которым в данном альбоме отсутствуют формы первичных учетных документов, организация самостоятельно решает вопрос о содержании требуемой формы с учетом наличия в ней обязательных реквизитов, установленных Законом.

Поступление автотранспортных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (типовая форма №ОС-1). Акт составляется на каждое транспортное средство, к нему прилагается техническая документация.

Этот акт составляется двумя сторонами – принимающей средство и передающей, с указанием времени вступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа в части полного восстановления.

После оформления акт приемки-передачи основных средств и техническую документацию передают в бухгалтерию предприятия. На основании этих документов средству присваивается инвентарный номер независимо от дальнейшей формы использования данного средства – эксплуатация или передача в аренду.

Инвентарный номер назначается для средства на весь срок его службы. При списании автотранспорта с баланса его инвентарный номер не присваивается новому объекту в течение следующих пяти лет.

Источник: http://MirZnanii.com/a/239394/uchet-avtotransportnykh-sredstv

Расходы на содержание автотранспорта: налогообложение и учет

Содержание собственного автотранспорта. Учет и налогообложение

Практически любая организация использует в работе автотранспорт. Затраты на приобретение топлива, ремонт и техосмотр, мойку, парковку и страхование – вот перечень основных расходов, связанных с содержанием автомобилей. Статья посвящена их налоговому и бухгалтерскому учету.

Расходы на приобретение топлива1

Порядок учета топлива зависит от того, как оно приобретается: за наличный расчет или по талонам.

Если топливо приобретается за наличные, как правило, водителю выдают деньги под отчет. На них он покупает топливо на автозаправочных станциях (АЗС).

В этом случае к авансовому отчету водитель сможет приложить только кассовый чек, но не счет-фактуру. Ведь при продаже топлива в розницу счета-фактуры продавцы не выписывают. Об этом гласит пункт 7 статьи 168 НК РФ.

Следовательно, покупатель не может принять к вычету НДС, уплаченный в составе цены топлива.

Далее, по мнению МНС России, все зависит от того, выделена ли сумма НДС отдельной строкой в чеке. Если не выделена, организация может включить уплаченный налог в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (в составе стоимости приобретенного топлива).

В противном случае (НДС выделен) эта сумма в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, не включается. Это вытекает из статьи 170 НК РФ.

Иными словами, в подобной ситуации уплаченная АЗС сумма НДС для целей налогообложения попросту теряется.

В бухучете купленное топливо нужно отразить по цене, которая указана в кассовом чеке.

Это следует из пункта 147 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

В нем сказано: если в первичных учетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных материалов, сумма НДС не выделена, расчетным путем она не определяется.

Когда топливо приобретается по талонам, этот способ покупки топлива предпочтительнее, если расходы на него значительны. Ведь организации при покупке талонов выставят счет-фактуру, где будет выделен НДС, который можно принять к вычету. Кроме того, не придется выдавать водителям наличные деньги под отчет.

Талоны могут быть «рублевые», на которых указана стоимость топлива, или «литровые», где прописано количество и марка топлива. Учет талонов ведется в книге движения талонов, где регистрируется дата покупки талонов и их выдача водителям. Форму книги организации разрабатывают самостоятельно.

Бухгалтерский учет талонов зависит от условий договора, определяющих переход права собственности на топливо.

Если договором предусмотрен переход права собственности на него в момент передачи талонов покупателю (как правило, это имеет место при покупке «литровых» талонов), бухучет ведется на счете 10 «Материалы» на субсчетах «Талоны на ГСМ полученные» и «Талоны на ГСМ выданные».

При переходе же права собственности в момент заправки талоны учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». Аналитический учет выданных под отчет талонов ведется в разрезе подотчетных лиц и по видам топлива.

Пример 1

Организация приобрела талоны на бензин на сумму 30 000 руб. (в том числе НДС – 5000 руб.). Они оплачены полностью. В этом же месяце все талоны выдали водителям. По договору право собственности на топливо переходит в момент передачи талонов.

В бухгалтерском учете организации были сделаны такие проводки:

дебет 10 субсчет «талоны на гсм полученные» кредит 60
25 000 руб. (30 000 руб. – 5000 руб.) – оприходованы талоны на бензин;

дебет 19 кредит 60
– 5000 руб. – отражен ндс;

дебет 60 кредит 51
– 30 000 руб. – оплачены талоны;

дебет 68 субсчет «расчеты по ндс» кредит 60
– 5000 руб. – принят к вычету ндс;

дебет 10 субсчет «талоны на гсм выданные» кредит10 субсчет «талоны на гсм полученные»
– 25 000 руб. – талоны выданы водителям под отчет.

Признание расходов на приобретение топлива

Стоимость израсходованного топлива включается в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль на основании первичных документов, подтверждающих обоснованность данных расходов при использовании автомобиля в производственных целях. Основным первичным документом учета работы автотранспорта является путевой лист.Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78.

В налоговом учете стоимость топлива учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Об этом сказано в подпункте 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

На затраты на приобретение топлива, как и на все другие, в полной мере распространяются общие требования к расходам, которые предъявляет статья 252 НК РФ. В частности, требование об экономической оправданности.

Источник: https://www.RNK.ru/article/102687-rashody-na-soderjanie-avtotransporta-nalogooblojenie-i-uchet

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.