+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

С 2012 года крупные компании смогут платить налог на прибыль консолидированно

Содержание

Налог на прибыль 2012 россия

С 2012 года крупные компании смогут платить налог на прибыль консолидированно

Изменения в налоговых ставках происходят каждый год. Хотя ставки по основным налогам правительство изменяет редко, некоторые региональные и федеральные взносы меняют чаще.

Можно сказать, что налоговая система России все еще находится в стадии формирования и остается довольно противоречивой. Несмотря на это, механизмы налогообложения совершенствуются с каждым годом. На данный момент в эту систему входит целый ряд как федеральных, так и региональных, а также местных налогов, текущие ставки которых будут кратко рассмотрены в данной статье.

Налог на прибыль организаций

Прямой федеральный налог, плательщиками которого являются все юридические лица, получающие прибыль.

Она выступает здесь объектом налогообложения, причем, под прибылью понимается тот доход, который предприятие или организация имеет в итоге, после всех вычетов, к которым относятся производственные и транспортные издержки, задолженности и ряд других расходов.

Базовая налоговая ставка составляет 20%, причем 18% из них зачисляются в бюджет субъекта РФ, и только 2% уплачиваемой ставки идет в бюджет федеральный (ФБ).

Транспортный налог

В отличие от налога на прибыль организаций, транспортный налог является региональным, поэтому в данном случае ставки будут устанавливаться органами исполнительной власти различных субъектов РФ, то есть, величина транспортного налога на различные виды средств передвижения будет в первую очередь зависеть от территориального месторасположения.

Если говорить о налоговой ставке на легковой автотранспорт, то в нынешнем году она находится в примерных пределах 7-150 рублей за одну лошадиную силу транспортного средства (именно такая величина налоговой ставки на данный момент установлена в Москве и Челябинской области).

В свою очередь для жителей других регионов минимальная налоговая ставка на легковые автомашины может быть и более высокой: например, для Татарстана эта цифра составляет 10, для Хабаровска – 11, для Орловской области – 15 рублей соответственно. Довольно высокая налоговая ставка на сегодняшний день установлена в Перми и Пермском крае, а также в Санкт-Петербурге (от 24 до 150 рублей).

Еще больший разброс наблюдается в величине налоговых ставок на пользование грузовым транспортом.

Если в Москве в 2012 году такая ставка составляет 10-45 рублей, то жители Орловской области уже должны уплатить от 26 до 85 рублей за каждую лошадиную силу грузового транспортного средства.

Данные по некоторым другим регионам: Хабаровск – 25-60, Республика Татарстан – 25-85, Санкт-Петербург – 25-55 рублей соответственно.

Единый социальный налог (страховые отчисления)

А вот единый социальный налог, который уплачивался юрлицами и индивидуальными предпринимателями до 2010 года, был заменен на страховые отчисления в Пенсионный фонд России, а также Фонд социального страхования и Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

В 2011 году совокупная ставка страховых взносов составляла 34%, распределение при этом было следующим: ПФР – 26%, ФСС – 2,9%, ФФОМС – 3,1%, ТФОМС – 2%. Начиная с 1 января 2012 года, размер ставки отчислений в Пенсионный фонд был снижен до 22%, а вот ставки отчислений в ФСС и ФОМС остались на прежнем уровне.

Таким образом, совокупная ставка отчислений в 2012 году составляет 30%.

Налог на имущество физических лиц и организаций

Региональный налог на имущество организаций, который является одним из основных источников доходов для региональных бюджетов, также имеет различные ставки (в том числе, допускаются дифференцированные) – их величина устанавливается субъектами Российской Федерации и регулируется региональным налоговым законодательством. При этом ставка налога на имущество организаций не должна превышать 2,2%.

В свою очередь налог на имущество физических лиц является местным. Величина ставки, которая также устанавливается местным налоговым законодательством, зависит от суммарной стоимости объекта налогообложения и не должна превышать 0,1% (для объектов стоимостью до 300 000 рублей); 0,3% (для объектов стоимостью до 500 000 рублей) и 2% (для объектов стоимостью свыше 500 000 рублей).

Водный налог

Федеральный налог на забор и использование воды из водных объектов сегодня платится физическими и юридическими лицами все реже, поскольку с 2007 года он не уплачивается налогоплательщиками, использующими запасы поверхностных вод в форме аренды.

Величина ставки водного налога в России сегодня определяется экономическим районом, бассейном водоема, условиями и целями забора и использования.

Налоговая ставка на водозабор с целью водоснабжения населения в 2012 году составляет 70 рублей за тысячу кубометров воды.

Налог на землю

Еще один налог в местный бюджет, величина ставки которого определяется муниципальными налоговыми органами. При этом ставка не должна превышать 0,3% для земель, используемых в сельском хозяйстве, садоводчестве и огородничестве, ЖКХ; а также 1,5% — для всех остальных видов земель, облагаемых данным налогом. Это специфический вариант налога на недвижимость.

Налог на доходы физических лиц

НДФЛ или налог на доходы физлиц – один из основных федеральных прямых налогов, уплачиваемых гражданами России (на сегодняшний день подоходный налог уплачивается в подавляющем большинстве стран мира). Ставка здесь является строго фиксированной и составляет 13% (за исключением ряда положений, к примеру, величина подоходного налога на различные выигрыши составляет сегодня целых 35%).

Упрощенная система налогообложения для предпринимателей (УСН)

Данная схема предусматривает замену некоторых видов налогов так называемым единым налогом. В частности, юридические лица, работающие по УСН, не уплачивают налог на прибыль организаций, НДС (за исключением ряда случаев), а также налог на имущество организаций.

Индивидуальные предприниматели-«упрощенцы» в свою не очередь не уплачивают НДФЛ, НДС и налог на имущество физлиц, используемое в бизнес-деятельности. Налоговая ставка в данном случае составляет 6% — в случае использования доходов в качестве объекта налогообложения.

Если же доходы уменьшаются на величину расходов, ставка по УСН составляет 15% (возможны дифференцированные ставки).

Налог на прибыль или косвенные налоги: как государства, компании и физические лица реагируют на происходящие изменения

KPMG International выпустила очередной ежегодный Обзор по корпоративным и косвенным налогам (Corporate and Indirect Tax Rate Survey).

По аналогии с прошлыми годами ставки налога на прибыль и косвенных налогов в разных странах постоянно меняются. Государства, с одной стороны, стремятся повысить ставки косвенных налогов с целью увеличения доходов бюджетов, а с другой стороны, снизить ставки налога на прибыль, чтобы привлечь инвесторов.

Подводя итоги 2012 г., KPMG International в своем ежегодном Обзоре по корпоративным и косвенным налогам (Corporate and Indirect Tax Rate Survey) показала, что средняя ставка косвенных налогов по миру увеличилась на 0,17 п.п. и достигла 15,5%.

При этом наиболее существенное увеличение наблюдалось в Африке и Азии – с 14,7% до 14,57% и с 11,84% до 12,24% соответственно. Наиболее заметным событием в 2012 г.

стало введение Пилотной программы по НДС в Шанхае и ее последующее расширение еще на 10 провинций Китая.

«Мы ожидаем, что средняя ставка косвенных налогов по миру в 2013 г. продолжит расти, поскольку большее количество государств продолжат экономическое восстановление, – отмечает Тим Гиллис, глава Международной практики по оказанию услуг в области косвенных налогов КПМГ. – В 2013 г.

ставка НДС возрастет еще в ряде стран, включая Финляндию, Доминиканскую Республику и Кипр».При этом средняя ставка налога на прибыль по миру осталась практически на прежнем уровне. С января 2012 г. она незначительно снизилась (на 0,09 п.п.) и составила 24,43%. В проектах бюджетов многих стран на 2013 г.

запланировано снижение ставки этого налога. В частности, это касается Мексики, Швеции и Эквадора.

«Налог на прибыль корпораций никогда не отменят. Прибыль всегда будут облагать. Это то, чего хотят и правительства, и общественность», – говорит Вилберт Каннекенс, глава Глобальной практики КПМГ по международному корпоративному налогообложению.

«Учитывая, что бизнес становится все более глобальным, а налоги взимаются на страновом уровне, будет возникать все больше дискуссий о том, как “распределять” налогооблагаемую прибыль между различными юрисдикциями, и Россия, безусловно, не останется в стороне от этого процесса», – отмечает Анна Воронкова, руководитель Группы международного налогообложения КПМГ в России и СНГ.Ниже можно увидеть, как в среднем изменялись ставки налогов по регионам:

Нулевая ставка налога на прибыль для сельхозпроизводителей

На практике применение льготной ставки по налогу на прибыль сельхозорганизациями вызывает немало вопросов. Рекомендуем проверить, верно ли вы используете льготу, перед составлением годовой отчетности.

Хозяйство должно быть сельхозпроизводителем

Для получения статуса сельхозпроизводителя нужно иметь доход от реализации произведенной продукции растениеводства сельского и лесного хозяйства и животноводства, в том числе в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов, или заниматься их выловом.

Конкретные виды такой продукции и биоресурсов определены постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458.

Кроме того, следует иметь в виду, что доля выручки от реализации этой продукции и продуктов ее первичной переработки (в том числе на арендованных основных средствах) должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.

Тот факт, что в предыдущем году предприятие не относилось к категории сельхозпроизводителей, не создает препятствий для применения льготной ставки уже в текущем году. Это отметили судьи в постановлении Президиума ВАС РФ от 9 февраля 2010 г. № 12390/09.

При расчете доли учитываются не все доходы

Источник: http://mlegal.ru/nalog-na-pribyl-2012-rossija/

Налог на прибыль консолидированный

С 2012 года крупные компании смогут платить налог на прибыль консолидированно

Таблица 1 – Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в Консолидированный бюджет Российской Федерации (млрд. рублей): [8, 72-74; 9, 80-82]

налог на прибыль организаций

налог на доходы физических лиц

налог на добавленную стоимость

акцизы по подакцизным товарам

налоги на имущество

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Так, анализируя таблицу 1, можно сказать, что на всём протяжении исследуемого периода налог на добавленную стоимость имел наибольшую долю в доходах Консолидированного бюджета среди налоговых поступлений. Для примера в 2009 году доля НДС в Консолидированном бюджете РФ составила 29%. В то время как налог на доходы физических лиц, ближайший по объёму к НДС, имел всего лишь 24% (см. диаграмму 1).

При этом стоит отметить, что в 2009 году, по сравнению с 2002, налог на добавленную стоимость вырос практически в три раза. С 752,7 млрд. рублей до 2050,3 млрд. рублей.

Доход Консолидированного бюджета возрос, в свою очередь, в 4 раза. С 3519,2 млрд. рублей до 13599,7 млрд. рублей.

Сравнивая динамику поступлений НДС и общие доходы Консолидированного бюджета РФ, можно сделать вывод, что отличительной особенностью НДС является более планомерное возрастание объёмов поступления и меньшая зависимость налога от сиюминутной конъюнктуры рынка, чем в целом по доходам.

В 2009 году, в разгар мирового финансового кризиса, поступления от НДС отметились незначительным падением на 4 %, в то время как общие доходы снизились на 15% (тут свою роль сыграло уменьшение поступлений от налога на прибыль организации и налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсам практически в два раза). (см. график 1)

График 1 – Динамика поступлений НДС и общих доходов в Консолидированный бюджет РФ.

2.2 Задолженность НДС в Консолидированный бюджет Российской Федерации.

Таблица 2 – Задолженность по налогам и сборам в Консолидированный бюджет Российской Федерации по видам налогов на начало года (млрд. рублей): [8, 77; 9, 87]

studfiles.net

Бухгалтерский форум для профессионалов

Будь в курсе -> живи на БУХФОРУМЕ

  • Профессиональный бухгалтерский форумОсновной бухгалтерский форум. Налоговый кодекс: НДС, налог на прибыль, налог с доходов. ЕСВНАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
  • Изменить размер шрифта
  • Для печати
  • Контакты
  • Регистрация
  • Вход

Консолидированный налог на прибыль

Модератор: Печкин

meri » 16 фев 2012, 16:46

meri » 16 фев 2012, 16:48

налоговик » 22 май 2012, 16:27

Печкин » 05 дек 2012, 21:17

налоговик » 07 фев 2013, 11:29

Мар’яна » 07 фев 2013, 17:42

ksumir » 09 фев 2013, 12:46

Vetal’ » 09 фев 2013, 15:17

Люба П » 11 фев 2013, 15:14

Мар’яна » 11 фев 2013, 16:05

Печкин » 14 янв 2014, 17:27

Анна Сергеевна » 15 янв 2014, 12:41

Печкин » 15 янв 2014, 12:59

Анна Сергеевна » 15 янв 2014, 14:37

налоговик » 14 фев 2014, 20:51

buhforum.com

Письмо ГНСУ от 04.02.2013 г. № 2665/7/15-1317 — Консолидированный налог на прибыль: новый расчет

ГНСУ в целях oсуществления oрганизациoнных мерoприятий пo представлению плательщиками налоговой отчетности пo налогу на прибыль в oрганы ГНС и надлежащегo администрирoвания этoго налога сoобщает.

Пунктoм 152.4 ст.

152 Налoгового кодекса Украины (далее — Кoдекс) устанoвлен пoрядoк oпределения налоговых обязательств пo налогу на прибыль и представления oтчетности плательщиком этoго налога — юридическим лицoм, имеющим в свoем сoставе обособленные подразделения, распoложенные на территории инoй, нежели такoй плательщик налога, территoриальнoй oбщины, кoтoрый принял решение oб уплате консолидированного налога, а также пoрядoк предoставления этим плательщикoм налогoвым органам пo своему местонахождению сooтветствующегo уведомления o принятoм решении.

В сooтветствии с абзацем четвертым п.57.1 ст.57 Кoдекса, пoлoжения кoтoрoгo применяются с 01.01.2013 г.

, плательщики налога на прибыль (крoме вновь созданных, прoизвoдителей сельскoхoзяйственнoй прoдукции, неприбыльных учреждений (oрганизаций) и налoгоплательщиков, у кoтoрых дохoды, учитываемые при oпределении oбъекта налогообложения, за пoследний гoдoвой отчетный налоговый периoд не превышают 10 млн грн.

) ежемесячнo уплачивают авансовый взнoс по налогу на прибыль в пoрядке и в срoки, установленные для месячногo налогового периoда, в размере не менее 1/12 начисленнoй к уплате суммы налога за предыдущий oтчетный (налоговый) гoд без представления налoговой декларации.

При этoм абзацем девятым вышеуказаннoгo пункта Кoдекса устанoвленo, чтo в сoставе гoдoвой налоговой декларации плательщикoм налoга представляется расчет ежемесячных авансoвых взносов, кoтoрые дoлжны уплачиваться в пoследующие 12 месяцев. Определенная в расчете сумма авансoвых взносов считается сoгласованной суммой денежных обязательств.

Таким oбразoм, плательщики налога на прибыль (в тoм числе принявшие решение oб уплате консолидированного налога), oпределенные пoложениями п.57.1 cт.57 Кодекса, oбязаны представлять в сoставе годовой налоговой oтчетнoсти за 2012 гoд расчет ежемесячных авансовых взносов, кoтoрые дoлжны ими уплачиваться следующие 12 месяцев (в марте — декабре 2013 г. и январе — феврале 2014 г.).

С учетoм вышеупoмянутых требoваний Кoдекса разрабoтаны формы Расчета налоговых обязательств пo уплате консолидированного налога на прибыль и Уведомления плательщика налoга o принятии решения oб уплате консолидированного налога на прибыль (прилагаются), утвержденные приказoм МФУ oт 28.01.2013 г. № 39 (далее — Приказ № 39), кoтoрый в настoщее время нахoдится в Минюсте Украины с целью егo гoсрегистрации в устанoвленнoм пoрядке(2).

Учитывая, чтo форма Расчета налоговых обязательств пo уплате консолидированного налога на прибыль, утвержденная Приказoм № 39, предусматривает сooтветствующие стрoки для декларирoвания авансовых взносов пo налогу на прибыль, рекoмендуем плательщикам налoга вo испoлнение требoваний п.57.1 ст.57 Кoдекса представлять oрганам ГНС налoгoвую oтчетнoсть пo консолидированному налогу на прибыль за oтчетный (налoгoвый) 2012 гoд пo указаннoй форме.

ГНС в АР Крым, oбластях, г.Киеве и Севастoполе, ОГНС — ЦО пo обслуживанию КНП срoчнo дoвести указаннoе письмo дo сведения плательщикoв налога и пoдчиненных oрганoв ГНС в целях сoблюдения пoлoжений Кoдекса, в тoм числе в части свoевременнoсти уплаты и декларирoвания авансовых взносов пo налогу на прибыль.

Еще cтраницы по теме Налог на прибыль ( Податок на прибуток ):

www.buhoblik.org.ua

Консолидированный налог на прибыль — теперь по-новому

Источник: http://yurist-moscow.ru/nalog-na-pribyl-konsolidirovannyj/

Больше налогов, хороших и разных: поборют ли регионы бюджетный коллапс

С 2012 года крупные компании смогут платить налог на прибыль консолидированно

Премьер-министр Дмитрий Медведев сдержал обещание, данное губернаторам на инвестиционном форуме в Сочи: первый из новых источников доходов региональных бюджетов обрел форму документа.

Как сообщил глава Комитета по социальной политике Совета Федерации Валерий Рязанский, сенаторы подготовили законопроект о туристическом сборе.

Региональные власти смогут вводить его по своему желанию, а на полученные средства поддерживать в достойном состоянии памятники истории и архитектуры на своих территориях.

Стоит ожидать, что в законопроекты со временем превратятся и другие идеи премьера: сбор за право торговли, предоставление услуг общественного питания и услуг такси. Но это слишком слабая альтернатива тяжелой фискальной артиллерии – налогу с продаж, от введения которого в правительстве пока решили отказаться.

В условиях торможения экономики у региональных и местных властей почти не осталось весомых собственных источников, которые гарантированно приносили бы растущий приток средств в казну и тем самым помогали бы выправить разбалансированные бюджеты.

Статистика показывает, что как минимум последние полтора года их наполнение идет с регулярными провалами по тем или иным статьям. Пока доходы проседают не везде, но колебания уже слишком велики, чтобы их можно было заткнуть деньгами, собранными с туристов и таксистов.

А призванная помочь регионам настройка регулирования на федеральном уровне пока для части из них приводит лишь к существенным потерям.

По налогу на прибыль на первый взгляд ситуация сейчас выглядит вполне здоровой. По данным Федерального казначейства, за первые восемь месяцев 2014 года поступления выросли почти на 22%, в немалой степени благодаря успехам нефтегазовых провинций.

Оптимизма поубавится, если вспомнить, что по итогам 2013 года суммарные доходы региональных бюджетов по этой статье провалились на 13,1%. Иными словами, в этом году поступления налога на прибыль растут с низкой базы.

И растут не везде: в минусе оказались 19 регионов, в том числе такие крупные, как Самарская и Свердловская области, а также Пермский край.

Объединяй и властвуй

Многие губернаторы винят в недоборе консолидированные группы налогоплательщиков (КГН). С января 2012 года крупный бизнес получил возможность применять закон, позволяющий объединять взаимозависимые компании для уплаты налога на прибыль.

Целью документа было восстановление справедливости – в промышленно развитых провинциях всегда были недовольны концентрацией прибылей в Москве и Санкт-Петербурге, а также на борьбу с применением трансфертных цен внутри холдингов. С тех пор в России появилось 16 КГН, объединивших почти 400 участников.

Их создали такие крупные компании, как «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», «Северсталь», «Мечел» и другие. 

По оценкам Счетной палаты, в прошлом году формирование КГН привело к росту сборов налога на прибыль в 62 регионах и к сокращению в 20. В числе последних закономерно оказалась Москва, где падение доходов из-за образования КГН превысило 34 млрд рублей.

Уплачиваемые крупными холдингами налоги стали перетекать из мест расположения головных офисов в регионы, где сосредоточены производства.

Санкт-Петербург также почувствовал разницу: уже в 2012 году платежи крупнейших нефтегазовых компаний снизились пятикратно, в результате чего бюджет недосчитался 27 млрд рублей.

Однако пострадали не только традиционные «центры прибыли». Например, Белгородская, Волгоградская, Нижегородская области и Пермский край в 2013 году потеряли от введения по 5 млрд рублей. В общей сложности входящие в КГН налогоплательщики перечислили в бюджеты регионов на 29,5% меньше, чем в 2012 году.

Многие регионы и сейчас продолжают нести ощутимые потери. Дело в том, что по новому закону включение в состав КГН убыточных предприятий позволяет группе в целом уменьшать размер налогооблагаемой прибыли.

На недавнем инвестиционном форуме в Сочи механизм раскритиковал глава Республики Саха Егор Борисов. «У нас есть предприятие «Якутуголь» (дочерняя структура «Мечела».

Slon), которое получает десятки миллиардов рублей прибыли и Якутии налогов не платит, а за счет наших прибылей покрывает свои издержки, например, на Кузбассе», – посетовал он.

Недовольны консолидированными группами и в Курской области, а также в Карелии, где в прошлом году в КГН перешли 18 предприятий, а в первом полугодии нынешнего года еще 21. План по налогу на прибыль в республике к началу осени был выполнен лишь на 43%.

Тяжелый металл

Несправедливо сваливать неудачи исключительно на налоговые стратегии компаний. Эксперты Счетной палаты отмечают, что в 2013 году многие предприятия завершали крупные инвестиционные проекты, увеличив амортизационные отчисления.

По этой причине налоговые потери региональных бюджетов составили 68,2 млрд рублей – это в четыре раза больше, чем потери от формирования КГН.

Почти такие же недопоступления возникли в результате «замедления роста экономики и индексации налоговых ставок».

Кроме того, участники восьми групп применяли пониженные ставки налога на прибыль, установленные в некоторых регионах, в результате чего субъекты Федерации недополучили в общей сложности почти 40 млрд рублей за два года.

Если потери от действий КГН федеральный центр может возместить (что он и делает), то с замедлением экономики все сложнее. Оно уже серьезно ударило по бюджетам тех регионов, где доминирует горно-металлургический сектор.

Например, в Белгородской области в этом году самым крупным источником доходов стал налог на доходы физических лиц (НДФЛ), оттеснив налог на прибыль на второе место – беспрецедентная для региона ситуация.

Впрочем, статистика показывает, что от потерь не застрахован никто: в список наиболее сильно пострадавших наряду с экономически сильными Белгородской и Калужской областями попали небогатые Бурятия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия.

Водка не кормит

Не меньшей головной болью для губернаторов в этом году стали акцизы: их поступления удалось нарастить только каждому третьему региону. Особенно плохо собираются акцизы на нефтепродукты: в связи с введением нового технического регламента на рынке выросла доля топлива более высокого класса, облагаемого по пониженным ставкам.

Во многих случаях сокращение доходов приняло масштабы, к которым чиновники на местах явно оказались не готовы. В результате идет урезание программ строительства и ремонта дорог.

По оценке, приведенной председателем Комитета Госдумы по транспорту Сергеем Теном, региональные дорожные фонды по итогам года недополучат примерно 20% процентов средств от акцизов «ввиду неверных прогнозов».

Интрига в истории с топливными акцизами сохраняется. Запланированный на ближайшую трехлетку налоговый маневр предусматривает их существенное снижение (при этом вырастет федеральный НДПИ). Выпадающие доходы региональных бюджетов следующего года Минфин оценил в 164 млрд рублей.

Сейчас Госдума рассматривает законопроект, перераспределяющий в пользу регионов акцизы на нефтепродукты: эти доходы будут полностью уходить в бюджеты субъектов Федерации (сейчас туда поступает 72%). Таким образом будут возмещены 73 млрд рублей.

Остальную часть – 91 млрд рублей – планируется компенсировать из федерального дорожного фонда.

Другой неприятный сюрприз некоторым губернаторам преподнесли акцизы на алкоголь. Особенно обвальным – примерно на четверть – оказалось падение в Москве. Ежегодная индексация ставок акцизов и рост цен привели к тому, что российский алкоголь не выдерживает конкуренцию с продукцией из других стран Таможенного союза.

Вдобавок растет нелегальное производство и потребление суррогата.

В письме к Дмитрию Медведеву врио главы Башкирии Рустэм Хамитов жаловался, что продажи крупнейшего в республике производителя алкоголя – «Башспирта» – в январе – июле упали на 40% по сравнению с семью месяцами прошлого года, а сумма уплаченных акцизов – на 15,6%.

И эта ситуация не уникальна. По данным Росстата, легальное производство водки в стране в январе – сентябре снизилось на 11,1% в годовом выражении, пива – на 5,6%. В Орловской области, где акцизы на крепкий алкоголь упали вдвое, в этом году работает только один из четырех ликеро-водочных заводов.

Нереальная зарплата

Пока неплохо выглядит статистика по подоходному налогу. Именно он позволил многим регионам компенсировать потери по другим статьям. Исключения носят скорее технический характер. Так, поступления НДФЛ в Республике Коми упали из-за того, что по мере завершения основных этапов строительства газопровода в рамках проекта «Ямал – Европа» на ее территории снизилась численность работников.

Перспективы, впрочем, и здесь выглядят не слишком лучезарно. Затухание экономического роста в стране сопровождается стагнацией или снижением реальных доходов населения.

Если по итогам 2013 года они ушли в минус только в 10 регионах, то в январе – июле 2014-го таких оказалось уже 32. Кроме того, к началу осени стала падать в годовом выражении средняя реальная зарплата: на 0,2% в августе и 1% в сентябре.

И дело не только в ускорившейся инфляции: средняя номинальная зарплата в России сейчас растет вдвое медленнее, чем год назад.

Словом, несмотря на внешне позитивную статистику восьми месяцев, ситуация с наполнением региональных бюджетов остается напряженной и вряд ли улучшится в ближайшем будущем. В таких условиях формула «больше налогов, хороших и разных» имеет мало шансов на успех.

Важнее тонкая настройка уже имеющегося инструментария: губернаторам придется искать баланс между выборочным повышением налогов и поддержанием экономической активности. И, разумеется, улучшать качество налогового администрирования.

Или же действовать старым, проверенным методом – проявлять лояльность и выбивать федеральные трансферты.

Топ-10 потерь по налогу на прибыль в 2014 году

Субъект РФСнижение поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет, январь – август 2014 года к январю – августу 2013 года, %
Республика Бурятия-23,1
Калужская область-21,6
Магаданская область-15,7
Белгородская область-15,3
Кабардино-Балкарская Республика-9,4
Кировская область-8,5
Карачаево-Черкесская Республика-7,6
Республика Карелия-7,3
Воронежская область-6,8
Свердловская область-5,2

Источник: Федеральное казначейство

Анна Ким Внештатный автор Slon

Источник: https://republic.ru/posts/46612

Налоговый кодекс пополнился главой о консолидированных группах налогоплательщиков

С 2012 года крупные компании смогут платить налог на прибыль консолидированно

Объединиться в консолидированную группу налогоплательщиков могут российские компании, соответствующие ряду условий.

Первое условие — одна организация прямо или косвенно участвует в уставном капитале всех прочих компаний группы.

Причем доля участия в каждом случае не может быть менее 90 процентов (о том, как посчитать долю участия мы подробно писали в статье «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»).

Другими словами, консолидированная группа — это холдинг, куда входит материнская компания и ее «дочки», каждая из которых может иметь собственные дочерние структуры.

Второе условие — ни одна из организаций-участников не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении нее не возбуждено дело о банкротстве, и размер ее чистых активов по данным бухучета превышает уставный капитал.

Третье условие — все участники за предшествующий год заплатили в общей сложности не менее 10 миллиардов рублей следующих налогов: НДС и акцизов (кроме таможенных), налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых.

Четвертое условие — суммарная выручка всех участников по данным бухучета за предшествующий год составляет не менее 100 миллиардов рублей.

Пятое условие — совокупная стоимость чистых активов всех участников по данным бухучета на 31 декабря предшествующего года составляет не менее 300 миллиардов рублей.

Каждое из этих условий должно выполняться на протяжении всего срока существования консолидированной группы.

Кто не может войти в консолидированную группу

В новой главе 3.1 НК РФ приведен перечень организаций, которые не вправе стать участниками консолидированной группы. К ним относятся:

  • резиденты особых экономических зон;
  • компании, применяющие специальные налоговые режимы;
  • участники другой консолидированной группы налогоплательщиков;
  • организации, не являющиеся плательщиками налога на прибыль или освобожденные от данного налога;
  • компании, занимающиеся образовательной и медицинской деятельностью и применяющие нулевую ставку налога на прибыль;
  • плательщики налога на игорный бизнес;
  • клиринговые организации.

Кроме того, предусмотрено специальное условие для банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такие организации могут входить в консолидированную группу только если данная группа состоит исключительно из банков, страховых компаний, НПФ или профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Что указать в договоре о создании консолидированной группы

Для создания консолидированной группы все будущие участники должны подписать договор и указать в нем несколько существенных моментов.

Во-первых, назвать компанию-участника, которая назначается ответственной. Именно эта организация станет платить налог на прибыль и сдавать декларации за всю группу.

Во-вторых, в договоре следует перечислить показатели, необходимые для определения облагаемой базы по налогу на прибыль по каждому участнику группы.

В-третьих, определить срок действия договора. Этот срок исчисляется в календарных годах и не может быть менее двух лет. Если срок не установлен, необходимо указать, что договор бессрочный.

Помимо этого в договоре следует перечислить реквизиты, права и обязанности всех участников и прописать полномочия ответственного участника.

Как зарегистрировать договор о создании группы

После того, как договор оформлен, ответственный участник должен зарегистрировать его в налоговой инспекции по своему местонахождению. Для этого не позднее 30 октября надо предоставить налоговикам пакет документов.

В него входит подписанное всеми участниками заявление, два экземпляра договора и документы, подтверждающие соблюдение необходимых условий (платежки на уплату налогов, балансы, отчеты о прибылях и убытках и пр.).

Кроме того, необходимы документы, удостоверяющие полномочия лиц, подписавших договор.

Если инспекторы не обнаружат нарушений, они обязаны в течение одного месяца зарегистрировать договор.

Затем в течение следующих пяти дней, сотрудники ИФНС должны вручить ответственному участнику экземпляр договора со своей отметкой и известить инспекции, где стоят на учете остальные участники группы и их филиалы.

При выполнении всех шагов с 1 января следующего года консолидированная группа начнет свое существование.

Если инспекторы найдут несоответствия, которые можно устранить в течение месяца, об этом сообщат ответственному участнику. Тот ликвидирует неточности, после чего группу зарегистрируют.

Если же нарушения невозможно исправить, налоговики вынесут решение об отказе в регистрации. Копию вручат ответственному участнику, чтобы тот при желании смог его обжаловать.

Добавим, что любые изменения к действующему договору также необходимо регистрировать в ИФНС.

Как определить налогооблагаемую прибыль консолидированной группы

Каждая из организаций, объединившихся в группу, перестает самостоятельно определять налогооблагаемую базу по прибыли исходя из данных своего учета. Вместо этого компании передают сведения ответственному участнику, а он в свою очередь считает базу в целом по группе.

Консолидированная база представляет собой арифметическую сумму доходов всех участников за минусом арифметической суммы расходов всех участников. По нормируемым затратам (представительским, рекламным и пр.) лимит необходимо рассчитывать отдельно для каждой из компаний.

Отрицательная величина между доходами и расходами — это убытки группы. Их можно учесть при определении консолидированной базы следующего периода. Но убытки, полученные организациями до того, как они стали участниками группы, не уменьшают консолидированную базу. Такие убытки каждая компания сможет учесть в своей «индивидуальной» базе после выхода из группы.

Участникам группы запрещено создавать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности других компаний, входящих в группу, а также резервы по гарантийному ремонту и обслуживанию в части товаров и работ, проданных другим участникам. Подобные резервы, созданные до начала существования группы, нужно восстановить непосредственно перед ее созданием.

Обратите внимание, что все вышесказанное справедливо не для любой прибыли, а только для той, что подпадает под ставку 20 процентов. В отношении других видов дохода организации-участники определяют базу в индивидуальном порядке. Обязанности налогового агента также исполняются каждой компанией в отдельности.

Перечисление налога и авансовых платежей

Ответственный участник консолидированной группы обязан вычислять и переводить в бюджет сумму налога на прибыль, а в течение года — рассчитывать авансовые платежи.

При этом сумму, подлежащую уплате в федеральный бюджет, он должен перечислять по месту своего нахождения, не распределяя по участникам.

А вот сумму, подлежащую уплате в региональные бюджеты, необходимо переводить по месту расположения каждого из участников и их обособленных подразделений.

Чтобы распределить налог на прибыль по участникам, нужно узнать, какая доля консолидированной прибыли приходится на каждую из организаций и на каждое из подразделений. Доля равна средней арифметической величине удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества.

Что касается ежемесячных авансовых платежей, то в первом квартале года, в котором создана группа, их величина равна сумме авансовых платежей всех участников за третий квартал предшествующего года.

Прописан и порядок учета сумм, полученных ответственным участником от других компаний группы для перечисления в бюджет налога и авансовых платежей. Такие средства не считаются облагаемым доходом ответственного участника, и не включаются в расходы у прочих организаций.

Как отчитываться по консолидированной группе

Декларации по налогу на прибыль за консолидированную группу должен сдавать ответственный участник. Сроки предоставления те же, что и для обычных деклараций.

Так, годовую декларацию нужно предоставить не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом, промежуточные декларации — не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода (квартала, полугодии или девяти месяцев).

Все прочие участники группы в общем случае освобождены от отчетности по налогу на прибыль. Но если организация получает доходы, не попадающие в консолидированную базу, то по таким доходам она обязана отчитаться самостоятельно.

Как налоговики станут проверять группу

Инспекторы станут проводить по консолидированной группе как камеральные, так и выездные контрольные мероприятия. Проверять будут исключительно налог на прибыль, начисленный по данной группе.

Другие налоги (НДС, налог на имущество и пр.) станут проверять в обычном порядке, то есть у каждой из компаний в отдельности.

К тому же в отношении консолидированной группы нельзя назначить проверку правильности применения рыночных цен.

Взаимодействовать с проверяющими обязан только ответственный участник группы. Он должен предоставить все необходимые документы, а при выездной ревизии — принять инспекторов на своей территории.

Порядок проведения «камералки» не отличается от привычного регламента.

Для выездной проверки предусмотрены некоторые отличия. В частности, двухмесячный срок ее проведения может быть увеличен на количество месяцев, равное числу участников группы без учета ответственного участника. Но в любом случае налоговикам запрещено проводить проверку дольше года.

Еще одно важное отличие — увеличенный срок предоставления документов. Если для обычных налогоплательщиков он составляет 10 дней, то для консолидированной группы — 20 дней с момента получения требования. При необходимости к этому периоду разрешено добавить еще 10 дней.

По окончании выездной ревизии проверяющие составят акт и вручат его ответственному участнику, а он в свою очередь сообщит о нем остальным организациям.

Помимо этого, ответственный участник обязан известить все другие компании о времени и месте рассмотрения материалов ревизии.

Но здесь есть одно исключение: если инспекторы планируют оштрафовать кого-то из участников, то известить такую организацию они обязаны сами.

Штрафы для участников группы

В решении по итогам выездной проверки сотрудники ИФНС вправе применить к любому участнику группы те же санкции, что и к обычным налогоплательщикам.

При этом оговорено, что ответственный участник не несет ответственности, если он недоплатил налог из-за того, что другой участник дал ему неверную информацию.

А предоставление неправильных сведений в свою очередь грозит штрафом в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога (при умышленном деянии — 40 процентов).

Каждый участник, привлеченный к ответственности, вправе обжаловать решение по проверке в арбитражном суде. О начале процесса он обязан сообщить другим компаниям, входящим в группу.

Недоимка и переплата по налогу на прибыль консолидированной группы

В случае возникновения недоимки по налогу на прибыль консолидированной группы ИФНС выставит требование об уплате на имя ответственного участника.

По истечении срока, указанного в требовании (но не позднее 6 месяцев) инспекция может вынести решение о взыскании долга за счет денежных средств.

Сначала спишут деньги со счетов ответственного участника, а если их недостаточно, то очередь дойдет и до остальных компаний. Причем их последовательность налоговики будут устанавливать сами.

В аналогичном порядке ревизоры будут взыскивать недоимку за счет имущества организаций-участников.

Если же группа перечислила излишнюю сумму налога на прибыль, то переплата подлежит зачету или возврату на общих основаниях. При возврате деньги поступят из бюджета на счет ответственного участника при условии, что у него нет задолженностей по другим налогам, пеням и штрафам.

Переходные положения

При создании консолидированной группы в 2012 году нужно придерживаться специальных правил, предусмотренных комментируемым законом.

Так, документы, необходимые для регистрации группы, нужно предоставить в ИФНС не позднее 31 марта 2012 года.

В случае успешной регистрации датой начала деятельности группы будет считаться 1 января 2012 года. Другими словами, консолидированная группа будет создана задним числом. При этом в случае несвоевременной уплаты налога на прибыль и авансовых платежей инспекторы начислят пени не с января, а с даты регистрации группы.

Основания и даты прекращения действия консолидированной группы налогоплательщиков

Окончание срока действия договора о создании группы
Расторжение договора по соглашению сторон
Вступление в силу судебного решения о признания договора о создании группы недействительным 1-го числа отчетного периода, в котором вступило в силу решение суда
Непредоставление в ИФНС соглашения об изменении договора о создании группы при выходе участника, нарушившего условия 1 января года, в котором произошло нарушение
Возбуждение в отношении ответственного участника производства по делу о банкротстве 1 января года, в котором возбуждено производство
Несоответствие ответственного участника требованиям, предъявляемым к участникам группы С 1 января года, в котором началось несоответствие
Уклонение от внесения в договор о создании группы обязательных изменений (при ликвидации участников и нарушении ими прочих условий)

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2011/12/5545

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.