+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

С 01.01.2021 изменится порядок оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью

Изменения в регулировании сделок с заинтересованностью с 1 января 2021 года

С 01.01.2021 изменится порядок оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью

С 1 января 2021 года вступают в силу поправки в законодательстве, которые изменят правила регулирования сделок с заинтересованностью.

С 1 января вступят в силу изменения в правовом регулировании сделок с заинтересованностью (Федеральный закон от 03.07.2021 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и Федеральный закон „Об обществах с ограниченной ответственностью“ в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»).

О сделках:

Принцип добросовестности применительно к сделкам с заинтересованностью

В свое время в постановление Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 № 40 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о сделках с заинтересованностью» была затронута проблема применения принципа добросовестности к сделкам с заинтересованностью.

Позиция Пленума состояла в следующем: если будет установлено, что другая сторона в двусторонней сделке или выгодоприобретатель по односторонней сделке не знали и не должны были знать о наличии признаков заинтересованности в сделке и несоблюдении установленного порядка ее совершения, по смыслу ст.

84 закона об акционерных обществах сделка не может быть признана судом недействительной.

Позже, в 2009 году, появился так называемый антирейдерский пакет, где позиция ВАС по сделкам с заинтересованностью была закреплена. Бремя доказывания неосведомленности о характере сделки возлагалось на ответчика. Однако со временем стало понятно, что эта позиция нуждается в доработке.

Постановление Пленума № 40 было отменено, было издано постановление Пленума ВАС от 16.05.2014 № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью».

Постановлением была утверждена презумпция добросовестного поведения контрагента по сделкам с заинтересованностью.

В настоящее время схожие положения вносятся корпоративное законодательство, и бремя доказывания недобросовестности контрагента окончательно перекладывается на истца. Грядущие нововведения, по мнению разработчиков поправок, должны изменить порядок проведения due diligence по сделкам с заинтересованностью.

Сейчас в корпоративном законодательстве закреплена презумпция недобросовестности контрагента: ответчик должен доказывать свою неосведомленность в том, что спорная сделка являлась для второй стороны сделкой с заинтересованностью и требовала одобрения.

При совершении сделки необходимо запросить устав, бухгалтерский баланс, списки аффилированных лиц контрагента (чтобы узнать, что сделка действительно является сделкой с заинтересованностью).

С точки зрения авторов проекта поправок, они служат тому, чтобы контрагенты отказались от подобных проверок. Проверки нужны затем, чтобы снизить риски оспаривания сделки.

Следовательно, если усложнить само оспаривание сделок, риски уменьшатся, и проверок тоже понадобится меньше.

По положениям новой редакции истец должен будет доказать, что ответчик знал, заключается сделка с заинтересованностью.

Тем не менее, данная точка зрения вызывает критику: критики считают, что ключевым в споре является критерий заведомого причинения вреда, а не добросовестность.

Поэтому смещение бремени доказывания добросовестности не будет иметь практического эффекта: не она, а убыточность сделки на настоящий момент является главным вопросом в таких спорах.

Также проверки направлены на то, чтобы обезопасить компанию от обмана со стороны контрагента, это поведение нельзя изменить правовыми средствами. По мнению критиков, новеллы затруднят оспаривание сделок.

Оспаривание сделок с заинтересованностью

Влияние поправок в корпоративное законодательство на возможность оспаривания сделок с заинтересованностью эксперты оценивают по-разному.

Одна точка зрения заключается в том, что для оспаривания сделок с заинтересованностью, совершенных в ущерб интересам юридического лица, будет достаточно эффективного применения нормы п. 2 ст. 174 ГК РФ. А в остальном поправки избавляют участников гражданского оборота от необходимости каким-либо образом не доверять контрагентам или при заключении сделки опасаться, что ее могут оспорить.

Противоположная точка зрения состоит в том, что оспаривание сделок с заинтересованностью  на основании п. 2 ст. 174 ГК РФ еще не скоро будет работать так, как считают сторонники первой точки зрения.

Ключевой проблемой здесь является то, что российские судьи пока не готовы обсуждать вопросы экономики и эффективности сделки, вопросы нерыночности сделки. Судам гораздо проще решать дела на основании чисто процедурных вопросов.

И их неготовность обсуждать недобросовестность тех или иных бизнес-решений — проблема, которая на настоящий момент требует решения.

В сделках с заинтересованностью аффилированность заменят на подконтрольность

Одно из новшеств в отношении сделок с заинтересованностью заключается в замене критерия аффилированности на критерии контролирующих и подконтрольных лиц (п. 1 ст. 81 закона об акционерных обществах и п. 1 ст. 45 закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Понятие аффилированности не устраивало инвесторов, потому что оно не охватывает отношения контроля. Понятие аффилированности опирается на группу лиц, а группа лиц заканчивается через несколько ступенек. Таким образом, если есть достаточно сложная группа компаний, то в ее рамках можно совершать сделки под контролем одного лица.

При этом формально они не являются сделками с заинтересованностью.

Со стороны крупного бизнеса претензия к понятию аффилированности была в том, что оно очень сложное, охватывает огромное количество не очень значимых связей (особенно это касается родственников). Такое количество связей нагружало бизнес излишним количеством сделок, которые требовали одобрения. Поэтому замена понятия аффилированности на понятие контроля создает перевес в другую сторону.

Теперь у инвесторов есть сквозной контроль, то есть все отношения подконтрольности теперь охватываются регулированием. С другой стороны, для бизнеса регулирование через понятие контроля гораздо проще, так как есть ограниченное количество связей, и инвесторы знают, когда у них есть подконтрольные компании.

Так их гораздо проще отслеживать и своевременно выносить на одобрение. Представляется, что риски для добросовестно действующих сторон здесь отсутствуют. Конечно, понятие контроля сложное, и могут быть случаи, когда отношения контроля сразу и не заметны.

Но, как правило, бизнес понимает, что у него находится под контролем, и ему несложно отслеживать сделки.

При этом меньше станет не подконтрольных лиц, а сделок, так как изменится порог материальности и незначительные сделки отпадут.

Критики поправок полагают, что это изменение — самое страшное, что произошло в законе.

Благодаря усилиям ВАС РФ и Конституционного суда РФ понятие аффилированности стало пониматься правильно: как написано в законе о конкуренции, перечень аффилированных лиц является не закрытым, а открытым. Все ограничительные толкования суды в итоге преодолели.

В реальности способы спрятать контроль очень многообразны — через водителей, любовниц, трасты, офшоры и проч. По мнению критиков, теперь оспорить такие сделки будет намного труднее.

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/article/2090-qqe-16-m11-15-11-2021-izmeneniya-v-sdelkah-s-zainteresovannostyu-s-1-yanvarya-2021-goda

Новые правила по сделкам с заинтересованностью – Блог Legal IT

С 01.01.2021 изменится порядок оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью

С 2021 года вступили новые правила совершения сделок c заинтересованностью. Поправки были внесены Федеральным законом от 03.07.2021 N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность».

Какое соглашение теперь признается сделкой с заинтересованностью? Что необходимо для её совершения? Кто может оспорить сделку с заинтересованностью в суде? На какие изменения нужно обратить особое внимание — рассмотрим теорию и практику.

Заинтересованность в совершении сделки

Сделкой с заинтересованностью признается та, в совершении которой имеется заинтересованность:

  • члена совета директоров (наблюдательного совета) общества,
  • единоличного исполнительного органа,
  • члена коллегиального исполнительного органа общества или лица, являющегося контролирующим лицом общества,
  • лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания.

Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) подконтрольные им лица (подконтрольные организации):

  • являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • являются контролирующим лицом юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица.

Несмотря на поправки сохранится следующее правило: «сделка между обществами, единоличные исполнительные органы которых находятся в супружеских отношениях без регистрации брака, не признается сделкой, совершенной с заинтересованностью» (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.08.2010 по делу N А75-7315/2009).

Однако правила по согласованию сделок с заинтересованностью не относятся к следующим видам сделок:

  1. к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, при условии, что обществом неоднократно в течение длительного периода времени на схожих условиях совершаются аналогичные сделки, в совершении которых не имеется заинтересованности, в том числе к сделкам, совершаемым кредитными организациями в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
  2. к обществам, в которых 100 процентов голосующих акций принадлежит одному лицу, являющемуся одновременно единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества;
  3. к сделкам, в совершении которых заинтересованы все владельцы голосующих акций общества, при отсутствии заинтересованности иных лиц, за исключением случая, если уставом непубличного общества предусмотрено право акционера потребовать получения согласия на совершение такой сделки до ее совершения;
  4. к сделкам, связанным с размещением, в том числе посредством подписки, акций общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции общества;
  5. к сделкам по размещению обществом путем открытой подписки облигаций или приобретению обществом размещенных им облигаций;
  6. к сделкам по приобретению или выкупу обществом размещенных им акций;
  7. к отношениям, возникающим при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и договорам о присоединении;
  8. к сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также к публичным договорам, заключаемым обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключаемых обществом публичных договоров.

Контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом назначать единоличный исполнительный орган.

Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица. Если в сделках будут участвовать организации, которые прямо или косвенно подконтрольны физлицу, оно будет считаться заинтересованным. А вот сделка из группы лиц, не будет считаться сделкой с заинтересованностью.

Одновременно исключается понятие аффилированности, которое ранее часто применялось юристами для целей признания сделки незаключенной.

Что необходимо для совершения подобной сделки?

Источник: https://blog.casebook.ru/novye-pravila-po-sdelkam/

Кому повысят пенсию на 1000 ₽ в месяц с 2021 года. И повысят ли?

С 01.01.2021 изменится порядок оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью
\ Как одобрить крупную сделку с 1 января 2021 года

  С 1 января 2021 года для АО и ООО появятся новые правила одобрения крупных сделок.

С нового года для ООО и АО изменятся:

  • понятие крупной сделки и
  • случаи, когда не нужно применять правила о крупных сделках.

Также законодатель конкретизирует:

  • информацию, которую можно включить в решение об одобрении крупной сделки, и
  • порядок одобрения крупной сделки в АО.

Такие изменения предусматривает Федеральный закон от 3 июля 2021 г. № 343-ФЗ. Он вносит их:

  • в статью 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • в главу X Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Кроме того, поправки затрагивают положения о сделках с заинтересованностью.

Крупная сделка

Закон внесет в понятие крупной сделки ряд важных изменений:

  • предусмотрит, что для собственника имущества в ее качестве может выступать договор аренды (сейчас на это указывает не норма права, а подп. 5 п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 16 мая 2014 г. № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью»);
  • конкретизирует, как определить размер сделки;
  • уточнит, когда сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности.

В целом любая крупная сделка будет иметь три обязательных признака.

Особый характер сделки

Признак 1 – особый характер сделки (п. 1 ст. 46 Закона об ООО, п. 1 ст. 78 Закона об АО).

Говорить о крупности сделки можно в случае, если общество совершает хотя бы одно из действий:

  • прямо или косвенно приобретает имущество (в т. ч. более 30% акций публичного АО);
  • отчуждает имущество или хотя бы просто сталкивается с возможностью его отчуждения;
  • передает имущество во временное владение и (или) пользование (в частности, выступает в роли арендодателя по договору аренды);
  • предоставляет право использовать объект интеллектуальной собственности (действует в качестве лицензиара по лицензионному договору).

Цена сделки

Признак 2 – высокая цена или стоимость имущества по сделке (п. 2 ст. 46 Закона об ООО, п. 1.1 ст. 78 Закона об АО).

При приобретении имущества его цена должна составлять не менее 25 процентов балансовой стоимости активов общества на последнюю отчетную дату.

Если общество отчуждает имущество, то 25 и более процентов стоимости активов должна составлять хотя бы одна из величин:

  • балансовая стоимость имущества;
  • цена отчуждения.

Если общество выступает в роли арендодателя, то не менее 25 процентов стоимости активов должна составлять балансовая стоимость объекта аренды.

Особый случай – когда общество приобретает более 30 процентов акций публичного АО. В такой ситуации как минимум 25 процентов стоимости активов должна составлять цена не только приобретаемых акций, но и всех акций ПАО, которые может потребоваться купить в будущем по правилам главы XI.1 Закона об АО. 

Сделка вне обычной деятельности общества

Признак 3 – выход сделки за пределы обычной хозяйственной деятельности общества.

В качестве крупной сделки не может выступать сделка, если:

  • ее принято совершать в обществе либо в иных организациях с аналогичными видами деятельности (независимо от того, заключало ли общество такую сделку раньше) и при этом
  • она не прекращает деятельность общества, не изменяет ее вид или масштабы.

На это указывают пункт 8 статьи 46 Закона об ООО, пункт 4 статьи 78 Закона об АО. 

Неприменение правил о крупных сделках

Закон конкретизирует ситуации, когда не требуется одобрять сделку, формально имеющую признаки крупной.

Для всех хозяйственных обществ предусмотрят пять таких случаев (п. 7 ст. 46 Закона об ООО, п. 3 ст. 78 Закона об АО).

  1. Общество состоит из одного участника (акционера с правом голоса), который одновременно выполняет функции единственного генерального директора.
  2. Права на имущество переходят при реорганизации общества, в том числе по договору о слиянии или о присоединении.
  3. Общество обязано совершить сделку в силу закона и по заранее определенной цене. В частности, оно заключает публичный договор на тех же условиях, что и по другим заключенным публичным договорам.
  4. Общество приобретает акции (эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции) публичного АО на условиях обязательного предложения.
  5. Общество совершает сделку на условиях предварительного договора и при этом:
  • он предусматривает все сведения, которые должно содержать решение об одобрении сделки, и
  • ранее общество одобрило его заключение.

Для ООО по-прежнему будет действовать дополнительное исключение: если к обществу переходит доля (часть доли) в его уставном капитале, то правила о крупных сделках не применяются (абз. 3 п. 7 ст. 46 Закона об ООО).

В то же время из закона исключат положение о том, что устав ООО может освобождать общество от обязанности одобрять крупные сделки (сейчас это п. 6 ст. 46 Закона об ООО). В связи с этим пока не совсем ясно:

  • разрешено ли будет предусматривать в уставе такое освобождение после 1 января и
  • будут ли действовать соответствующие пункты уставов, принятые до этой даты.

В отношении АО установят два дополнительных случая, когда можно не одобрять сделку (подп. 2 п. 3 ст. 78 Закона об АО).

  1. АО размещает акции и (или) эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в них (сейчас этот случай по сути указан в п. 1 ст. 78).
  2. Предмет сделки – услуги:
  • по размещению (публичному предложению) акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в них, и (или)
  • по организации такого размещения.

При этом сделка не должна содержать условий о вознаграждении исполнителя.

Порядок одобрения крупной сделки

Важное нововведение для АО – перед тем как одобрить сделку на общем собрании акционеров, необходимо утвердить заключение о ней (п. 2 ст. 78 Закона об АО).

По умолчанию заключение утверждает совет директоров. Если он не сформирован, это делает генеральный директор.

В документе необходимо указать целесообразность сделки и последствия ее совершения.

Заключение нужно приложить к материалам, с которыми желающие акционеры могут ознакомиться до собрания.

Решение об одобрении крупной сделки

Перечень сведений, которые необходимо предусмотреть в решении об одобрении крупной сделки, не изменится.

Вместе с тем, поменяется формулировка самого решения (п. 3 ст. 46 Закона об ООО, п. 4 ст. 79 Закона об АО):

  • если общество намерено заключить сделку в будущем, то нужно использовать слова «решение о согласии на совершение крупной сделки»;
  • если сделку уже совершили, то решение надо озаглавить словами «о последующем одобрении крупной сделки».

Кроме того, закон укажет на возможность включить в текст решения дополнительные сведения: 

  • срок, на который распространяется одобрение (в противном случае оно будет действовать лишь в течение года);
  • минимальные и максимальные границы условий сделки (например, верхний предел стоимости приобретаемого имущества);
  • альтернативные варианты условий сделки;
  • согласие совершить ряд аналогичных сделок.

Источник: http://phoenix66.ru/kak-odobrit-krupnuyu-sdelku-s-1-yanvarya-2021-goda

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.