+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Руководитель вправе установить нормы расхода топлива, если они не установлены законодательно

Содержание

Автомобиль и топливо для организации: подробный разбор

Руководитель вправе установить нормы расхода топлива, если они не установлены законодательно

Из статьи вы узнаете:

  • как оформить автомобиль на организацию,
  • как узнать и установить нормы расхода топлива,
  • как приобрести топливо для организации,
  • как списать топливо на затраты,
  • как контролировать остатки топлива.

Как оформить автомобиль на организацию?

Автомобиль на организацию можно оформить 4 способами:

  1. купить,
  2. взять в аренду,
  3. взять в безвозмездное пользование,
  4. использовать автомобиль сотрудника в служебных целях.

Купить.

Покупку надо оформить договором купли-продажи. Один экземпляр – продавцу, второй – покупателю.

Третий экземпляр договора нужен, если Вы покупаете автомобиль у физического лица, потому что договор нужно зарегистрировать в ГАИ. Это делают бесплатно. Договор вступает в силу со дня регистрации.

Если Вы покупаете автомобиль у юридического лица, то регистрировать договор не надо.

После покупки Вы обязаны поставить автомобиль на государственный учет в течение 10 дней, а затем ввести автомобиль в эксплуатацию у себя в учете (сделать акт о приеме-передаче основных средств).

Взять в аренду.

Аренду надо оформить договором аренды и актом приема-передачи транспортного средства. Акт составляется как при передаче автомобиля арендатору, так и при его возврате арендодателю.

Как разновидность аренды выделяют лизинг. Лизингодатель покупает автомобиль, а затем предоставляет Вам автомобиль в аренду с условиями в зависимости от вида лизинга.

Взять в безвозмездное пользование.

Вам надо оформить договор безвозмездного пользования имуществом. В безвозмездное пользование можно взять любой автомобиль: сотрудника, директора, другой организации, физического лица и т.д.

В договоре надо указать назначение использования автомобиля, например “для производственных нужд”. По истечении срока договора Вы должны вернуть автомобиль в том же состоянии с учетом износа.

Факт передачи и возврата надо оформить актом приема-передачи.

При оформлении автомобиля в безвозмездное пользование возникают нюансы, из-за которых у ИМНС могут быть к Вам вопросы. Пожалуйста, проконсультируйтесь с бухгалтерией, прежде чем брать автомобиль в безвозмездное пользование.

Использовать автомобиль сотрудника в служебных целях.

Вам надо оформить договор об использовании личного автомобиля в служебных целях. В договоре обязательно надо прописать:

  1. размер компенсации, порядок и сроки ее выплаты,
  2. режим использования автомобиля,
  3. распределение обязанностей по несению расходов, связанных с эксплуатацией авто.

Как вариант, эту информацию можно прописать в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к нему.

После оформления автомобиля для него необходимо установить нормы расхода топлива. Топливо можно списать на затраты, которые уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в пределах установленных законодательством норм. Стоимость топлива, израсходованного сверх нормы, при налогообложении прибыли не учитывается.

Как узнать и установить нормы расхода топлива?

Способы установления норм для поездок по территории Беларуси и международных перевозок различаются. цель – установить норму расхода, максимально близкую к фактическому расходу.

Нормы расхода топлива для международных перевозок устанавливаются приказом руководителя исходя из технической документации на автомобиль.

Нормы для перевозок по Беларуси также устанавливаются приказом руководителя, но существуют законодательно установленные нормы, которые Вы обязаны использовать.

Есть 2 вида:

  1. линейные (установлены Минтрансом),
  2. временные (применяются, если автомобиль новый и линейную норму еще не установили).

Линейные.

Перечень линейных норм можно найти тут и тут. Эти нормы публикуют на сайте Минтранса. В них могут вносить изменения, поэтому лучше периодически проверять их актуальность.

Организация может понизить или повысить линейную норму с помощью специальных коэффициентов. Коэффициенты можно использовать только в определенных условиях. Оформить повышение/понижение надо приказом.

Например:

  • эксплуатация автомобиля в зимних условиях* – повышение не более 10% от нормы,
  • эксплуатация автомобиля в городах с высокой численностью населения – повышение не более 25% в зависимости от количества населения,
  • если автомобиль оборудован кондиционером – повышение не более 7% от нормы и др.

*зимними считаются условия, при которых температура опускается ниже 0 °С на момент выезда автомобиля на дорогу.

Весь перечень повышающих и понижающих коэффициентов можно найти тут.

Если применяется одновременно несколько коэффициентов, все повышения или понижения суммируются.

Например, линейная норма расхода топлива на автомобиль – 10л/100км. Решили применять 3 повышающих коэффициента: 2%, 5% и 6%.

Неправильный расчет: ((10л. + 2%) + 5%) + 6% = 11.35л/100км.

Источник: https://www.dsvd.by/zhurnal/stati/avtomobil-i-toplivo

Как взыскать перерасход ГСМ с водителя

Руководитель вправе установить нормы расхода топлива, если они не установлены законодательно

Если деятельность индивидуального предпринимателя связана с автотранспортными услугами или для выполнения основной деятельности используются служебные автомобили, то не редки случаи, когда бизнесмен сталкивается со злоупотреблениями со стороны водителей.

Некоторые из них используют служебный транспорт в личных целях, а кто-то – даже для того, чтобы подработать. При этом предприниматель несет значительные расходы на ГСМ. В случае выявления злоупотреблений предпринимателю стоит взыскать издержки с виновного лица.

Однако если делать это через суд, то необходимо очень четко установить вину и правильно оформить необходимые документы. О том, как это сделать, читайте в статье.

Проблема контроля расходования топлива и предотвращения его сверхнормативного использования является актуальной для большинства предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства.

Если у вас имеются одна-две машины, за каждой из которых закреплен конкретный водитель, это не составит большого труда. Но если автопарк крупнее, да еще и эксплуатируется в несколько смен, то требуется детальный ежедневный анализ потребления ГСМ.

Результатом могут стать выводы о перерасходе, вероятной причиной которого является поведение водителя. По итогам «разбора полетов» вы, скорее всего, захотите взыскать стоимость необоснованно израсходованных ГСМ с нерадивого работника.

В этом случае необходимо очень четко соблюдать все требования к процедуре установления факта перерасхода и взыскания причиненного ущерба. В противном случае действия предпринимателя могут быть успешно оспорены в суде.

Минтранс рекомендует

Термин «перерасход» (или «пережог») топлива, хотя и является общеупотребимым и понятным для транспортных компаний, но законодательно не определен.

Базовый документ для установления его смысла – Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (утв. распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, далее – Методические рекомендации). Этот документ обязателен для всех организаций и предпринимателей, эксплуатирующих автомобильную технику на территории России.

Пункт 3 Методических рекомендаций определяет, что нормой расхода ГСМ является установленное значение меры его потребления при работе автомобиля. Такая мера потребления устанавливается путем расчета расхода бензина или дизтоплива в литрах на 100 км пробега. Соответственно, перерасходом топлива будет считаться превышение этого норматива.

Для нормирования расхода ГСМ Методические рекомендации определяют базовые значения расхода топлив. Они установлены для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Например, автомобиль «Ока» (ВАЗ-1111) должен потреблять 6,5 литра бензина на 100 км пути, а BMW X5 с бензиновым «движком» 4,8 литра – почти в два с половиной раза больше: 15,5 л.

Кроме того, в Методических рекомендациях установлены различные поправочные коэффициенты и надбавки, учитывающие выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. К ним, например, относятся:

  • зимние надбавки (устанавливаются в зависимости от региона эксплуатации автомобиля);
  • повышающие коэффициенты при работе в горной местности, на дорогах со сложным планом, при вождении, требующем частых остановок, и т.д.

Соответственно, каждая компания рассчитывает норму расхода исходя из своей ситуации.

При этом конкретный размер поправочных коэффициентов и надбавок в рамках предусмотренных Методическими рекомендациями пределов утверждаются приказом или распоряжением руководителя компании, индивидуальным предпринимателем. С документом, устанавливающим итоговые нормы расхода, все водители должны быть ознакомлены под личную подпись.

Три причины

На основании данных о пробеге автомобиля за определенный период рассчитывается нормативный расход топлива. Его сравнивают с фактическим расходом, а затем делается вывод о соблюдении либо несоблюдении норматива. В последнем случае причины могут быть следующими.

Во-первых, возможно, компания сама не учла всех особенностей эксплуатации автомобиля и не применила все необходимые в конкретных условиях надбавки к нормативу.

Во-вторых, не исключены неисправности в работе топливной системы.

На перерасход могут влиять и особенности вождения автомобиля в конкретных условиях: например, при управлении транспортным средством на более низких передачах при заданной скорости расход ГСМ, как известно, возрастает.

Такая ситуация может возникнуть, если имеются препятствия при движении (пресловутые «пробки») или приходится двигаться по спуску с ограничением скорости и т.д.

Наконец, наиболее волнующая предпринимателя причина – это неправомерные действия самого водителя.

К сожалению, не всегда сотрудники являются кристально честными, а отсутствие контроля может спровоцировать их слить горючее из бака служебной машины, например, в личный автомобиль (при этом километраж, требуемый для оправдания залитого по документам топлива, просто приписывается), или присвоить себе его стоимость.

Контрмеры

Способов выявления недобросовестных действий водителей, к сожалению, не так много. Самый оптимальный – это установка на транспортные средства систем мониторинга пройденного расстояния, которые водитель не в состоянии «подкрутить» (практика свидетельствует, что показания обычных одометров народные умельцы запросто могут изменить).

В этом случае по приборам учета можно будет с достоверностью установить пробег (разработчики соответствующих систем контроля гарантируют расхождение не более 5%). Соответственно, «подкрутить» данные системы водитель не сможет. Также возможна установка систем контроля уровня топлива в баке.

В этом случае отследить слив будет еще проще – резкое падение уровня топлива за короткий промежуток времени будет видно по приборам учета.

Если предприниматель занимается регулярными перевозками, причем одними и теми же путями, можно составить паспорта маршрутов с приложением к ним актов замера их протяженности.

В этом случае расчетный километраж уже будет известен, а при установлении поправочных коэффициентов к норме расхода ГСМ будут учтены все особенности конкретной дороги.

Следовательно, водитель не сможет в путевых листах отразить километраж, весьма отличающийся от данных паспорта маршрута.

К сведению

Обязательным составление паспортов маршрутов является только для пассажирских перевозок (см. Правила организации пассажирских перевозок, утв. приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200).

К сожалению, если приборы контроля отсутствуют, а маршрут постоянно меняется, установить точный пробег автомобиля практически нереально.

Если же возможно внедрение какой-либо из описанных схем, нужен дальнейший систематический мониторинг. Для этого необходимо детальное сравнение данных путевых листов, систем учета километража и информации об остатках топлива в баке по окончании смены.

Причем если анализировать данные о километраже возможно, например, за несколько дней или за неделю, то измерять остаток топлива надо именно ежедневно, а когда автомобиль «трудится» посменно, то каждую смену. Это позволит избежать споров о том, в смену какого именно водителя произошел «пережог».

В итоге если контролер обнаруживает перерасход, то по данному факту должна быть проведена проверка.

Кто виноват?

Независимо от субъективной убежденности предпринимателя в неправомерности действий работника процедура взыскания с него стоимости «пережога» должна быть соблюдена от «А» до «Я». Для проведения служебной проверки может быть создана специальная комиссия.

К сведению

Источник: https://delovoymir.biz/kak-vzyskat-pererashod-gsm-s-voditelya.html

Образец приказа на установление норм расхода гсм

Руководитель вправе установить нормы расхода топлива, если они не установлены законодательно

Вопрос: Организация приобрела для осуществления своей деятельности автомобиль. Для данного типа автомобиля законодательством не утверждены нормы расхода топлива. В технической документации данного автомобиля имеются сведения о количестве потребляемого автомобилем топлива.

Организация обратилась к сторонней научной организации, занимающейся разработкой норм расхода топлива на основе установленных методик, для разработки последней соответствующих норм в отношении приобретенного автомобиля, однако разработка норм расхода топлива займет продолжительное время.

Может ли руководитель организации на основе указанных в технической документации автомобиля сведений локальным нормативным актом установить для приобретенного автомобиля нормы расхода топлива до определения научной организацией норм расхода топлива, и расходы на приобретение топлива при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с данными нормами?

Ответ: Организация может временно установить локальным нормативным актом нормы расхода топлива на приобретенный автомобиль на основании технической документации автомобиля, если данная организация обратилась к научной организации для расчета норм расхода топлива на данный автомобиль, и данные нормы еще не приняты локальным нормативным актом организации.

Нормы расхода топлива установленные для приобретенного автомобиля на основании его технической документации, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Однако исходя из судебной практики, обращение за разработкой норм не обязательно, организация может списывать ГСМ на основании приказа руководителя, устанавливающего нормы расхода ГСМ.

Обоснование: Ввиду норм статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе – налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Нормами абзаца 1 пункта 1 статьи 252 НК РФ установлено, что в целях главы 25 налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Следовательно, при исчислении суммы налога на прибыль организаций, данная сумма может быть уменьшена на сумму понесенных данной организацией расходов.

В силу норм абзаца 2 статьи 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Приведенная норма указывает, что факт расходов, имеющихся у организации, также как и их размер, должен быть подтвержден документами, а сами расходы должны быть обоснованы.

Как установлено нормами подпункта 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ, к материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии.

Следовательно, расходы на топливо подлежат учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Необходимо отметить, что нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”, введенными в действие Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р “О введении в действие Методических рекомендаций “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”(далее – Рекомендации).

Пунктом 6 Рекомендаций установлено, что на период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Таким образом, если нормы расхода топлива не установлены законодательно, то их могут установить руководители организаций.

Минфин России придерживается позиции, исходя из которой, следует, что если Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив для соответствующей автомобильной техники, то руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике, до принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, налогоплательщик может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля. Данная позиция отражена в Письме Минфина России от 11.06. N 03-03-06/4/67.

Кроме того, в приведенном Письме Минфин России отметил, что если организация обратилась в соответствующую научную организация для разработки норм расхода топлива для приобретенного автомобиля, для которого такие нормы законодательством не установлены, то нормы расхода топлива, установленные приказом руководителя на основании технической документации автомобиля, подлежат учету при исчислении налоговой базы на прибыль.

Исходя из судебной практики следует, что организации могут списывать горючее, по нормам, установленным приказом руководителя предприятия.

Так, Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело о доначислении налоговым органом сумм налогов, в том числе суммы налога на прибыль организаций в отношении организации, принимавший для целей налогообложения нормы расхода топлива, установленные приказом руководителя, на основании Рекомендаций, в своем Постановлении от 08.10.2009 N А40-83081/08-80-312 определил, что доначисление суммы налога на прибыль, ввиду использования для целей налогообложения норм расхода топлива, установленных приказом руководителя организации, является неправомерным. Суд при вынесении данного решения руководствовался нормами, на данный момент утратившими силу, однако данная позиция применима в настоящее время по аналогии.

Исходя из позиции Минфина России, можно сделать вывод, что для установления норм расхода топлива организация должна обратиться к научной организации для расчета данных норм в установленном порядке, до момента, когда разработанные нормы будут приняты в организации приказом, организация имеет право приказом руководителя установить нормы расхода топлива, исходя из сведений, указанных в технической документации автомобиля. Кроме того, нормы, установленные приказом руководителя подлежат учету при исчислении налоговой базы на прибыль организаций. Однако, установление и учет норм на основе технической документации автомобиля возможно лишь до тех пор, пока научная организация не рассчитает нормы расхода топлива по установленной методике, помимо этого, законодательство, очевидно, указывает на обязанность организации обратиться к научной организации с целью расчета последней норм расхода топлива на приобретенный автомобиль. Однако исходя из судебной практики, обращение за разработкой норм не обязательно, организация может списывать ГСМ на основании приказа руководителя, устанавливающего нормы расхода ГСМ.

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.

Порядок установки норм расхода ГСМ

Как известно нормы расхода топлива, принимаемые при учете расходов в бухгалтерском учете, устанавливаются постановлениями Минтранса РФ. В свою очередь как же быть если модель автомобиля в законодательном акте отсутствует? Единственный вариант установить норы расхода ГСМ самостоятельно.

Специализированного документа, который устанавливает нормы расхода топлива для всех автомобилей, не существует. Дело в том, что количество расходуемого автомобилем топлива может сильно отличаться в зависимости от множества факторов.

Так расход топлива зависит, в частности, от мощности двигателя, климатических условий местности, плотности движения в населенном пункте, износа двигателя и др.

К примеру, два абсолютно одинаковых автомобиля, один из которых эксплуатируется в Калининграде, а второй в Тюмени, будут потреблять разное количество топлива.

Как уже отмечалось, нормы расходования ГСМ устанавливаются предприятием самостоятельно, и это не оспаривается контролирующими органами, в т.ч. Минфином. При установлении норм расхода можно использовать два подхода: использовать уже готовые нормы или разработать нормы расхода самостоятельно.

Готовые нормы расхода ГСМ можно взять из:

  • паспорта транспортного средства;
  • норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных Минтрансом РФ
  • Таким образом, расход топлива например для автомобиля Тойота Авенсис составит от 8 до 10,3 литров на 100 километров пробега, в зависимости от установленного двигателя.

    Разработка собственных норм более трудоемка и происходит по следующим этапам. При разработке собственных норм, за основу берется не нормативный, а фактический расход топлива транспортным средством на 100 км, что позволяет сразу учесть большинство влияющих на величину расходования топлива факторов.

    Первоначально, после приобретения и постановки автомобиля на учет, руководителем организации издается приказ об определении фактической величины расхода автомобилем топлива на 100 километров пробега.

    Дальнейший алгоритм действий по самостоятельной разработке норматива расхода топлива сводится к следующему:
    1. Перед выездом автомобиля, ответственным лицом проводятся контрольные замеры количества топлива в баке автомобиля, а также снимаются показания одометра.
    2. В течение периода, определенного в приказе, в установленном законодательством порядке заполняются путевые листы, где указываются все необходимые реквизиты, в том числе пробег за день.
    3. В конце установленного приказом периода, проводятся контрольные замеры количества топлива в баке и снимаются показания одометра.
    4. Определяется пробег автомобиля за период, исходя из показаний одометра. Например пробега на начало дня 01.09. и на конец дня 20.09. года.
    5. В дальнейшем определяется расход ГСМ за период, исходя их количество заправленного топлива в бак + остаток на начало дня 01.09. и остаток на конец дня 20.09..
    6. Далее определяем расход топлива на 100 километров пути по формуле: Расход топлива за период / Пробег автомобиля за период *100 км

    Результаты расчетов оформляются в виде акта.Впоследствии, разработанная норма расхода ГСМ утверждается приказом руководителя организации.

    Важно отметить, что к разработанному нормативу так же могут применяться и корректирующие коэффициенты, связанные, с зимним и летним периодом эксплуатации. Корректирующие коэффициенты также утверждаются приказом руководителя одновременно с базовыми нормами.

    Нормы расхода гсм – Популярные ресурсы

    24.01. from /Hikaru L/

    Со мной случились три вещи,пока скачивал MV. разбил люстру,порезал палец и ебнулся ногой об косяк.а так я норм,да

    24.01. from ADELYA

    Верховный суд наконец-то разъяснил положение новых норм об усыновлении

    24.01. from Аникей Ипатовцев

    Верховный суд наконец-то разъяснил положение новых норм об усыновлении

    24.01. from Т. Балобанова

    Верховный суд разъяснил положение новых норм об усыновлении

    @apostol_peter @Kuzen4ik это норм практика – удерживать сотрудника, если он ценный) я считаю надо говорить и о месте и об условиях

    Помощь: Списание топлива по механизмам и оборудованию: установление норм расхода, документальное оформление, отражение в учете, исчисление экологического налога

    СПИСАНИЕ ТОПЛИВА ПО МЕХАНИЗМАМ И ОБОРУДОВАНИЮ: УСТАНОВЛЕНИЕ НОРМ РАСХОДА, ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ, ИСЧИСЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГА

    Установление норм расхода горюче-смазочных материалов

    Понятие «норма расхода топлива или смазочного материала»применительно к автомобильному транспорту, автотракторной технике, машинам, механизмам и оборудованию подразумевает установленное значение меры его потребления при работе машин, механизмов и оборудования конкретной модели, марки или модификации. Основным исходным документом, по которому определяется расход ГСМ, являются линейные нормы расхода топлива, разработанные и утвержденные Минтрансом РБ.

    При отсутствии установленных норм расхода ГСМ на приобретенное транспортное средство, оборудование или механизм предприятие должно обратиться в институт «Транстехника»для их разработки.

    В период разработки предприятие вправе пользоваться контрольным расходом топлива, установленным заводом-изготовителем, с применением действующих в Республике Беларусь коэффициентов корректировки, утвержденных Минтрансом РБ в установленном порядке.

    Порядок применения норм расхода топлива установлен Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов, оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 16.06.2005 № 28.

    Форма приказа об установлении норм расхода ГСМ может быть следующей:

    Общество с ограниченной ответственностью «Астра»

    Источники:www.klerk.ru, avtouchet.ru, www.makitaufa.ru, busel.org

    Источник: http://mirshablonov.my1.ru/publ/rasporjazhenija_podchinennym/obrazec_prikaza_na_ustanovlenie_norm_raskhoda_gsm/23-1-0-2021

    Нормы расхода ГСМ на 2021-2021 годы (Минтранс РФ) – Юридический справочник движимого имущества

    Руководитель вправе установить нормы расхода топлива, если они не установлены законодательно

    Нормой расхода топлива называется величина, отражающая среднюю потребность в ГСМ для разных видов автотранспорта на определенный километраж. Как правило, расчет нормы производится из расчета литров затрачиваемого горючего на сто километров пути.

    Данный показатель актуален для компаний, имеющих в распоряжении служебные автомобили, которые обеспечиваются горючим. Нормы расхода ГСМ дают возможность вести учет расходов на топливо, контролировать его перерасход и списывать бензин со счетов организации в соответствии с действующим законодательством.

    Кроме этого, нормы расхода горючего необходимы:

    • для ведения отчетности;
    • определения себестоимости определенной поездки с участием служебного автотранспорта (или всех поездок в целом);
    • расчета налогообложения.

    Показатели затрат ГСМ не нормированы: каждая организация может тратить на горючее столько, сколько считает необходимым, и сколько требует производственный процесс.

    При этом следует помнить, что при расчете налога на прибыль учитываются исключительно обоснованные расходы. Инспекторы могут просить предоставить документы, которые подтверждают обоснованность затрат (к примеру, сведения о контрольных замерах затрат ГСМ).

    Особенности расчета

    Нормы затрат ГСМ рассчитываются исходя из расхода, указанного в паспорте автомобиля, который определялся в благоприятных условиях – на ровной дороге, при определенной скорости движения, без каких-либо препятствий. Поскольку реальные условия часто отличаются от идеальных, нормативный расход определяется математическим путем с учетом коэффициентов.

    Коэффициенты учитываются следующие:

    • население района;
    • интенсивность движения на автодорогах, наличие пробок;
    • загрузка автомобиля;
    • время года и погодные условия;
    • техническое состояние транспортного средства и его оснащенность (прицепом, кондиционером и т. д.).

    Нормы расхода горючего можно рассчитывать самостоятельно, опираясь на рекомендации Министерства транспорта РФ, или не учитывая их.

    Самый простой способ расчета: разделение литров топлива на пройденный километраж и умножение на сто (так определяется количество бензина, необходимое автомобилю для ста километров пути).

    Следует учитывать, что если автомобиль будет ездить по городу на небольшой скорости, с загрузкой, в холод или жару, расход ГСМ будет намного выше рассчитанных норм.

    Именно для этого и нужны коэффициенты, перечисленные выше. К примеру, в городах с населением больше пяти миллионов человек для каждого автомобиля нормы увеличиваются на 35%.

    Подобных правил в рассматриваемом документе достаточно много.

    Рекомендации Минтранса РФ

    Минтранс России еще в 2008 году выпустил рекомендации относительно расчета норм расхода топлива, которые были закреплены в распоряжении №АМ-23.

    Чтобы эти рекомендации соответствовали реальным условиям, документ постоянно обновляется и дополняется новыми значениями.

    К примеру, недавно таблица была дополнена такими марками, как Lada Granta 219020 1,6, Honda Accord IX 2,4, Toyota RAV4 2,0 2W, кроме того, было внесено много других дополнений.

    В 2021-2021 годах действует таблица с рекомендациями, утвержденными в 2015 году. Именно тогда в документ вносились последние правки. Эти рекомендации не являются обязательными, но могут учитываться при проведении расчетов.

    Чтобы узнать нормативные величины расхода ГСМ для конкретного авто, необходимо открыть таблицу, соответствующую типу транспорта (легковой, грузовой, тягач, спецназначения) и выбрать нужную марку.

    В перечень Минтранса РФ входит более 800 автомобилей.

    Для каждого из них указан ориентировочный расход топлива и перечень повышающих коэффициентов. К примеру, для авто Lada Granta норма расхода ГСМ на сто километров пути определена в объеме восьми литров. Для этого же расстояния для автомобиля «Шевроле Нива» из-за большей мощности норма составляет уже 10,6.

    Для таких автомобилей как КАМАЗ, «Газель», УАЗ, установлены свои нормы. К примеру, для УАЗ-3159 они составляют 15,9 литров, для «Газели» – от 19 до 21 литра, для КАМАЗа – от 20 до 31 литра.

    Минтранс РФ при списании топливных ресурсов рекомендует придерживаться правил:

    • предприятия, деятельность которых направлена на осуществление грузоперевозок, списывают ГСМ с использованием путевых листов, в которых фиксируется пробег автомобилей;
    • для ведения бухучета используются специальные счета и субсчета (приходное топливо учитывается в дебете счета 10, списанное – в кредите этого же счета);
    • налоговый учет предусматривает списание в материальных либо прочих расходах (затраты ГСМ для автомобилей, перевозящих грузы, учитываются в материальных затратах, а расходы топлива для служебных авто – в прочих расходах);
    • налоговый учет может выполняться как с использованием норм, так и с фактическим количеством ГСМ;
    • для автотранспорта, не прописанного в рекомендациях Минтранса РФ, нормы могут рассчитываться индивидуально.

    В холодное время года нормы затрат ГСМ возрастают на 5%-20%. Аналогичная надбавка прибавляется при передвижении в горной местности. Повышающие коэффициенты применяются и с учетом возраста автомобилей. Чем дольше эксплуатируется авто – тем больше повышающие коэффициенты.

    Источник: http://dvigist.ru/likbez/normy-rashoda-gsm.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.