+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Резерв по сомнительным долгам перед отчетностью

Содержание

Что такое резерв по сомнительным долгам и из чего он образуется

Резерв по сомнительным долгам перед отчетностью

Если в должнике нет уверенности, значит, отсутствует уверенность в финансовом состоянии компании. По этой причине нужно заниматься формированием резерва по сомнительным долгам. Резерв показывает, какие убытки принесла бизнесу просрочка в оплате.

В налогообложении дает возможность пораньше признать расходы в компаниях, применяющих метод начисления. Статья раскрывает нюансы создания запаса по сомнительным долгам.

Что такое резерв по сомнительным долгам

Ведение записей о должниках, с которыми возникли проблемы по получению оплаты ­– это и является учетом. Вести учет нужно, чтобы получить реальные сведения об экономическом положении фирмы и получить возможность списать долги.

Долги, которые не оплачиваются, признаются сомнительными и включаются в запас. Учет показывает, какие суммы поступлений ожидаются от должников

  • узнать реальные доходы от деятельности компании;
  • собрать сведения о должниках;
  • уменьшить начисления по налогу на прибыль;
  • создать реальную бухгалтерскую отчетность;
  • подтвердить перед контрагентами финансовое состояние компании.

Можно включить любую просрочку. Не имеет значения причина, почему контрагент не платит. Правило утвердил п. 70 Приказа Минфина №34 н от июля 1998 года. Акты сверок с дебиторами составлять не обязательно.

Резерв по сомнительным долгам-что это?

Создавать резерв-обязанность всех юридических лиц. Исключений для организаций не устанавливается. Перечисления делаются, когда обнаруживается задолженность.

6 важных моментов для отражения в учетной политике компании

  • временные интервалы для анализа задолженности;
  • обстоятельства, когда просрочка помещается в запас;
  • признаки неплатежеспособности контрагента;
  • шансы на погашение задолженности;
  • факторы влияния на увеличение долгов;
  • способ расчета долгов.

Порядок формирования и начисления резерва

Нужно выбрать временной интервал для включения в запас. Решение закрепляется в приказе за подписью руководителя. Важно! Размер запаса и сумма долгов могут отличаться в зависимости от вероятности уплаты долгов. 3 варианта учета:

  • по каждому контрагенту, просрочившему оплату;
  • по срокам задержки с оплатой;
  • по размерам задолженности.

Что такое резерв по сомнительным долгам, смотрите в этом видео:

Выбрать можно вариант, который больше подходит для компании. 3 нюанса ведения учета:

  1. Расчеты по каждому должнику в отдельности. Вариант подходит для небольших компаний. Анализируется, являются ли долги поставщиков сомнительными, или нет. Образуется запас из выявленной суммы.
  2. Учет по срокам задержки с перечислением оплаты.Долги распределяются по срокам появления. К сумме задолженности применяется коэффициент.
  3. Учитываются все просроченные платежи.

По каким правилам ведется учет резерва в бухгалтерском учете

  • Кредиторская и дебиторская задолженность, учитывается отдельно.
  • Запас имеет оценочное значение.Важно! Когда меняются факторы влияния на размер задолженности, корректируется и сумма резерва. Изменение отражаются в текущем и будущем периодах (пункт 4 ПБУ 21/2008).
  • Неиспользованная часть сохраняется до конца года, который идет вслед за годом создания. В дальнейшем организация может создать по задолженности новый запас.
  • Корректирование показателей резерва отражается через прочие расходы. Для списания безнадежного долга делается проводка по корреспонденции счета 63 со счетом учета списываемой безнадежной задолженности.

Как отразить в резерве задолженность в иностранной валюте

Перерасчет производится по курсу валюты, определенной на день операций с этим долгом и на дату составления отчетности. Для учета используется справка-расчет. Размер задолженности принимается к учету вместе с налогом на добавленную стоимость.

Образование резерва в бухгалтерском учете

Даются пояснения по долгам, когда просрочку допустили связанные организации. Правила и порядок установлены пунктами 3 и 10 ПБУ 11/2008. Для учета используется справка-расчет. Размер задолженности принимается к учету вместе с налогом на добавленную стоимость.

Учет резерва в налоговом учете.

Как оформить справку-расчет

Справка информирует о событии, которое предстоит отразить в бухгалтерском либо налоговом учете. 2 случая для оформления справки:

  • первичный документ для операции не предусматривается;
  • нужно провести дополнительные расчеты.

Справку нельзя составить, если требуется подпись других контрагентов, кроме подписи бухгалтера. Официально форме справки не утверждалась. Поэтому форма документа утверждается приказом директора компании. Справка содержит реквизиты, необходимые для первичного документа.

В чем отличие создания резерва по ПБУ и Налоговому кодексу

  1. В необходимости проведения анализа. ПБУ обязывает анализировать просрочку. С точки зрения налогообложения учет просрочки компании могут вести по своему желанию.
  2. Возможность включения просрочки в запас. Согласно ПБУ допускается вести учет любых долгов. Налоговый кодекс устанавливает, что можно учитывать просрочку платежей, допущенную по оплате услуг и товаров.

  3. Время возникновения задолженности. В бухучете не придется ждать, пока станет очевидно, что была допущена просрочка. По Налоговому кодексу образуется просрочка, когда пропущен срок платежей, утвержденный соглашением.

Поскольку учет регулируется разными правовыми актами, действуют разные правила для определения размера долгов.

5 правил создания резерва для бухгалтерского учета:

  1. Когда появляются проблемы с оплатой, нужно учитывать время и размер просроченных платежей.
  2. Проблемные долги являются прочими расходами.
  3. Проблемной признается просрочка, которая не обеспечена гарантией. При этом имеются высокие шансы на то, что контрагенты так и не произведут оплату.
  4. Бухгалтер анализирует размеры просрочки и финансовое состояние должников.
  5. Размер запаса не ограничивается в размерах.

Резерв долгов по Налоговому кодексу

В налоговом учете компания сама решает, учитывать ли просроченную задолженность.

  1. Налоговый кодекс устанавливает, сколько отчислять в запас.
  2. Сумма запаса не может превышать десять процентов от размера прибыли, которая образуется в компании.
  3. После того, как выбран способ работы с просрочкой, его нужно закрепить в учетной политике компании.

Как происходит расчет резерва, узнайте из этого видео:

Причины для расхождения информации в бухучете и налоговом учете

  • Разные временные показатели для отнесения платежей в разряд просроченных.
  • Разные размеры для отнесения платежей в разряд просроченных.
  • Переводы нужно делать в такой же последовательности, как работает учетная политика компании. Когда сумма просроченных платежей превышает резерв, нужно делать списание в прочие расходы.

Важно! Согласно статье 266 Налогового кодекса компания направляет запас по сомнительным долгам на покрытие безнадежной задолженности.

Что происходит с просрочкой, когда время для обращения в судебные органы истекает

Долг не исчезает. Последующие пять лет он отражается на забалансовом счете организации. Наблюдение за долгами продолжается производиться для уточнения шансов на оплату, когда изменяется материальное положение должника.

Допускается ли восстановление резерва

ПБУ предусматривается возможность для восстановления, если изменяется материальное положение должника. Запас по просроченным платежам переводится в прочие расходы.

Проверка платежей с пропущенным сроком

Пять лет после списания просроченные платежи нельзя оставлять без внимания. Нужно искать возможности взыскать платежи, если имущественное положение заемщиков изменится в лучшую сторону.

Какие действия производятся с резервом

  • Просрочка включается в прочие доходы, когда контрагент производит оплату.
  • Запас восстанавливается, если по итогам года заказчик так и не сделал платеж.
  • Списываются долги, получение которых невозможно для компании.

Обязательные условия для создания резерва.

Запас может переходить на следующий год, если он полностью не израсходован в текущем году. Лишних записей можно избежать, если скорректировать запас по просроченным платежам по итогам года.

Заключение

Резервы создавать нужно, поскольку он показывает, какую прибыль получает бизнес и размер убытков. Списание просроченных платежей отличается в налоговом и бухгалтерском учете. Осуществлять учет сомнительной долгов в бухгалтерском учете и оформлять проводки следует по правилам ПБУ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 703-42-46 (Москва)

+7 (812) 615-77-31 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://PravoZa.ru/dolgi/debitorskaya-i-kreditorskaya/rezerv-po-somnitel-ny-m-dolgam.html

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете

Резерв по сомнительным долгам перед отчетностью

1. Для чего нужен резерв по сомнительным долгам и обязательно ли его создавать?

2. Чем отличается «бухгалтерский» резерв по сомнительным долгам от «налогового»?

3. Как рассчитать, скорректировать и отразить в бухгалтерском и налоговом учете сумму резерва?

Для того чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений.

В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва.

Благодаря этому исключается завышение величины активов, а пользователи бухгалтерской отчетности видят реальную величину дебиторской задолженности и, соответственно, могут адекватно оценить финансовое состояние организации.

Заметьте, что для целей бухгалтерского учета формирование резерва по сомнительным долгам с 2011 года является не правом, а обязанностью, о чем говорится в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н.

По-другому дело обстоит с налоговым учетом, НК РФ предусматривает именно право организаций, применяющих метод начисления, создавать резерв по сомнительным долгам. Однако, учитывая то, что указанный резерв включается в налоговые расходы, многие организации сами изъявляют желание воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета. В этой статье предлагаю рассмотреть порядок создания, учета и использования резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: особенности и отличия

Несмотря на то, что формирование резерва по сомнительным долгам предусмотрено и в бухгалтерском, и в налоговом учете, нужно иметь в виду, что «бухгалтерский» и «налоговый» резерв существенно отличаются друг от друга по многим параметрам: от правил создания и до порядка использования. Более наглядно эти отличия представлены в виде заметок на интерактивной онлайн доске:

Как видите, резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и в налоговом учете создается по разным правилам и регламентируется разными нормативными актами. Поэтому формировать резерв нужно отдельно для бухгалтерских целей и отдельно для налоговых.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, порядок расчета резерва по сомнительным долгам организация устанавливает самостоятельно.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н указано только, что «величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично». Например, организация может применять один из следующих способов расчета резерва по сомнительным долгам:

  • Оценка каждого сомнительного долга. То есть по каждому сомнительному долгу организация самостоятельно определяет ту часть задолженности (или всю сумму задолженности), которая не будет погашена, и включает ее в общую сумму резерва.
  • Определение величины резерва на основе данных прошлых периодов. При этом способе величина резерва рассчитывается как доля непогашенных долгов в общей сумме дебиторской задолженности (соотношение определяется по данным за предыдущие несколько лет).
  • Расчет отчислений в резерв по каждому сомнительному долгу пропорционально периоду просрочки. Такой способ определения величины резерва аналогичен способу, применяемому в налоговом учете, о котором речь пойдет ниже.

Выбранный способ и методику расчета резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Например, если выбран способ экспертной оценки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно прописать конкретные критерии (например, показатели платежеспособности и финансового состояния должника), на которых основывается такая оценка.

Если выбран способ расчета резерва в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в резерв (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

! Обратите внимание: Выбирая конкретный способ определения величины резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете, нужно учитывать особенности Вашей организации, а также цели создания резерва и влияние его величины на показатели отчетности.

Чем больше сумма резерва, тем меньше в итоге показатель валюты баланса, и тем меньше показатель чистых активов. Поэтому если Вам нужна «красивая» отчетность (например, для предоставления в банк при обращении за кредитом и т.д.

), то целесообразно выбрать такой способ расчета резерва, при котором его величина будет минимальна – так будут исполнены требования законодательства, но при этом не пострадают интересы организации.

Главное, что нужно учесть: выбранный способ должен быть отражен в учетной политике, а изменения в нее вносятся до начала отчетного года.

В бухгалтерском учете созданный резерв по сомнительным долгам отражается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам», при этом аналитический учет ведется в разрезе должников. Отчисления в резерв учитываются в составе прочих расходов организации на счете 91-2.

Пример создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Организация ООО «Восход» отгрузила покупателю ООО «Икс» товары на сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС 18 000 руб.) 10 августа 2014. Срок оплаты по договору установлен 10 дней с даты отгрузки, однако в течение этого срока покупатель не оплатил товар.

Учетной политикой ООО «Восход» для целей бухгалтерского учета предусмотрено ежемесячное формирование резерва по сомнительным долгам исходя из оценки каждого долга.

На 31 августа организация сочла просроченную задолженность ООО «Икс» сомнительной с низкой вероятностью погашения и приняла решение включить в резерв полную сумму задолженности. Бухгалтерские проводки по формированию резерва по сомнительным долгам будут следующие:

ДатаДебетКредитСумма, руб.операции
31.08.201491-263 / ООО «Икс»118 000,00Сформирован резерв по сомнительным долгам

Корректировка резерва в течение года

1. Допустим, покупатель ООО «Икс» перечислил в погашение задолженности 50 000 руб. 15 октября 2014 года. В этом случае величина созданного резерва подлежит уменьшению:

ДатаДебетКредитСумма, руб.операции

Источник: http://buh-aktiv.ru/rezerv-po-somnitelnym-dolgam-v-buhgalterskom-i-nalogovom-uchete/

Размер резерва по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам перед отчетностью

Экономический кризис и недобросовестные контрагенты могут привести к возникновению у организаций долгов, которые вряд ли будут погашены. Чтобы эта задолженность не висела на счетах расчетов тяжелым грузом и не завышала показатели в балансе, компании создают резервы по сомнительным долгам.

Сомнительные долги — дебиторская задолженность, которая не погашена в установленные соглашением сроки или с высокой степенью вероятности не будет погашена, а также не обеспечена соответствующими гарантиями.

На размер резерва по сомнительным долгам уменьшается сумма дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе. По каким правилам создаются резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете, как их использовать и восстановить читайте в данной статье.

статьи:

1. Обязателен ли резерв по сомнительным долгам

2. Учетная политика по сомнительным долгам

3. Приказ по сомнительным долгам образец

4. Создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете

5. Восстановление резерва по сомнительным долгам

6. Использование резерва по сомнительным долгам

7. Пример резерва по сомнительным долгам с проводками

8. Инвентаризация резерва по сомнительным долгам

9. Резервы по сомнительным долгам в 1с 8.3

10. Резерв по сомнительным долгам в балансе

11. УСН резерв по сомнительным долгам

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему дальше в статье.

1. Обязателен ли резерв по сомнительным долгам

Правила формирования резерва по сомнительным долгам различны для целей бухгалтерского и налогового учета.

В бухгалтерском учете применяются следующие нормы:

  1. Создание резерва по сомнительным долгам – обязанность организации согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н
  2. Резерв формируется по любой дебиторской задолженности, отнесенной к сомнительной. При этом сомнительной можно признать и ту задолженность, по которой срок погашения еще не наступил.

Относительно налогового учета законодательство предусматривает:

  1. право налогоплательщика, использующих метод начисления, создать резерв по сомнительным долгам (п. 3 ст. 266 НК РФ). Поскольку размер резерва по сомнительным долгам относится к внереализационным расходам, организации стремятся использовать данное право и снизить тем самым налогооблагаемую прибыль.
  2. создание резерва по сомнительным долгам только по задолженности покупателей и заказчиков за выполненные работы, услуги или за реализованные товары (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ).

2. Учетная политика по сомнительным долгам

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н предусматривает формирование резерва по каждому сомнительному долгу исходя из оценки финансового состояния должника и вероятности погашения долга. Конкретную методику и периодичность формирования резерва организация должна разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Можно выбрать из следующих вариантов:

  • создание резерва по каждому сомнительному долгу на основании профессионального суждения, в котором определяется размер задолженности, которая не будет погашена. При этом в учетной политике устанавливаются параметры, по которым оценивается платежеспособность, финансовое положение контрагента, качество обслуживания долга и т.п. Размер резерва по сомнительным долгам также рассчитывается индивидуально.
  • создание резерва по каждому долгу в зависимости от периода просрочки погашения долга. Размер резерва по сомнительным долгам в данном случае может устанавливаться в процентах от суммы задолженности или соответствовать порядку формирования резерва в налоговом учете:
    • 100% от суммы задолженности при просрочке более 90 дней;
    • 50% от суммы задолженности в случае просрочки от 45 до 90 дней.

Формируя учетную политику по сомнительным долгам, необходимо учитывать специфику учета и деятельности конкретной организации, а также влияние резерва на показатели бухгалтерской отчетности.

Обратите внимание, что в налоговом учете резерв не создается:

Источник: https://azbuha.ru/raschety-s-kontragentami/razmer-rezerva-po-somnitelnym-dolgam/

Резерв по сомнительным долгам дебиторской задолженности

Резерв по сомнительным долгам перед отчетностью

Резерв по сомнительным долгам дебиторской задолженности для целей бухгалтерского и налогового учета имеет почти одинаковые определения, но разные правила создания. Рассмотрим, чем эти резервы схожи и в чем их различия.

Определения и цели создания резерва сомнительных долгов

Общее в бухгалтерском и налоговом резервах

Особенности бухгалтерского резерва

Отличительные черты налогового резерва

Положения, требующие закрепления в учетной политике

Отражение разниц между учетами

Итоги

Определения и цели создания резерва сомнительных долгов

Определения сомнительного долга, даваемые бухгалтерским и налоговым законодательствами, очень похожи. Таким долгом следует считать имеющуюся перед организацией задолженность ее контрагента (т. е. дебиторскую), которая:

  • не оплачена в срок или имеет высокую вероятность непогашения в оговоренные договором сроки и не обеспечена гарантиями (п. 70 ПБУ о бухучете и бухотчетности, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);
  • не оплачена в сроки, указанные в договоре, и не имеет обеспечений в виде залога, поручительства, банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Различие в этих определениях только одно: бухучет допускает признание в качестве сомнительной не только той задолженности, срок оплаты которой уже нарушен, но и той, в отношении которой этот срок еще не наступил, но вероятность неоплаты крайне высока. Таким образом, разница в подходе к созданию резерва в бухгалтерском и налоговом учете закладывается уже на стадии определения того, что относить к сомнительной задолженности.

В обоих учетах созданный резерв предполагает списание за его счет сомнительной задолженности, которая в определенный момент признается безнадежной. Но прочие цели создания резерва по сомнительным долгам в обеих системах различны, что обусловлено самой природой этих учетов, имеющих разный подход к интерпретации одних и тех же данных.

В бухучете созданием резерва решают вопросы:

  • формирования достоверных цифр учета и отчетности, чего требует п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • возможности использования при принятии экономических решений информации из бухбаланса, в котором дебиторская задолженность не требует корректировки, а уже показана в реальных значениях, которые могут быть получены.

В налоговом учете формирование резерва позволяет учесть в налоговой базе по прибыли потери от неполучения оплаты в сроки более ранние, чем это происходит при несоздании резерва, поскольку признание задолженности безнадежной по срокам обычно происходит значительно позже. НК РФ (п. 2 ст. 266) позволяет признавать безнадежным долг:

  • после истечения срока исковой давности (3 года);
  • при получении от ФССП постановления о невозможности взыскания;
  • ликвидированного контрагента;
  • при создании обстоятельств, не зависящих от воли сторон (в т. ч. в силу предписаний акта, изданного органом государственной власти), приводящих к невозможности исполнения обязательств по оплате.

Общее в бухгалтерском и налоговом резервах

Общие черты у резервов по сомнительным долгам дебиторской задолженности, формируемых в бухгалтерском и налоговом учете, есть. Оба резерва:

  1. Создаются по результатам проведенной инвентаризации задолженности. При этом бухучет позволяет для целей создания резерва проводить ее с любой периодичностью, а в налоговый учет данные должны попадать на конец отчетного или налогового периода.
  2. Формируются и учитываются с ведением раздельной аналитики по каждому сомнительному долгу.
  3. Допускают осуществление одинаковых операций с ними:
  • изменение величины резерва;
  • списание (восстановление) неиспользованных сумм резерва;
  • списание за счет резерва безнадежного долга.
  1. Создаются, корректируются, восстанавливаются за счет отражения соответствующих сумм в финрезультате:
  • в бухучете — в прочих расходах (доходах);
  • в налоговом учете — во внереализационных расходах (доходах).
  1. При создании по долгу, выраженному в иностранной валюте, требуют одновременного с долгом пересчета по курсу этой валюты на даты проведения операций с долгом и на отчетные даты.

О некоторых общих вопросах, которые могут возникнуть при создании резерва, читайте в статье «Ст. 266 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Особенности бухгалтерского резерва

Отличительными чертами резерва, создаваемого в бухучете, следует признать то, что он:

  1. Обязательно должен быть создан при выявлении сомнительного долга.
  2. Формируется всеми (без каких-либо исключений) организациями, обнаружившими у себя задолженность, проблемную для получения.
  3. Не зависит от того, создается ли аналогичный резерв в налоговом учете.
  4. Может формироваться в отношении дебиторской задолженности любого вида.
  5. Допускает создание его не только в отношении уже просроченных долгов, но и тех, срок оплаты которых еще не наступил, но вероятность непоступления платежа достаточно высока.
  6. Предполагает самостоятельность определения критериев:
  • признания долга сомнительным;
  • оценки платежеспособности контрагента и вероятности поступления оплаты от него;
  • определения суммы создаваемого резерва.
  1. Требует списания (восстановления) сумм резерва, оказавшихся неизрасходованными на конец года, следующего за годом создания резерва, что не препятствует созданию по этому же долгу нового резерва.

Таким образом, резерв, образуемый в бухучете, при обязательности его формирования допускает наличие собственных оценок по ряду ключевых вопросов, определяющих как момент создания резерва, так и его величину.

Отличительные черты налогового резерва

К особенностям резерва по сомнительным долгам дебиторской задолженности, формируемого в налоговом учете, можно отнести то, что он:

  1. Не подлежит обязательному созданию.
  2. Образуется только теми организациями, которые ведут учет по методу начисления.
  3. Может создаваться только в отношении задолженности покупателей.
  4. Формируется только по той задолженности, которая уже просрочена, причем длительность этой просрочки для целей создания резерва законодательно определена.
  5. Должен создаваться в определенных размерах в зависимости от срока задержки оплаты:
  • на полную сумму долга при просрочке, превышающей 90 дней;
  • на 50% от суммы долга при просрочке, составляющей от 45 до 90 дней.
  1. Имеет предел, ограничивающий общую его величину: 10% от суммы доходов от реализации, полученных за отчетный период.
  2. В части, не использованной в отчетном году, может быть перенесен на следующий год с учетом переносимой величины в сумме резерва, вновь создаваемого по этому же долгу.

Таким образом, резерв, формируемый в налоговом учете, при необязательности его образования в прочих моментах его создания и существования регламентирован достаточно жестко в отличие от резерва, создаваемого в бухучете.

Положения, требующие закрепления в учетной политике

Исходя из перечня вопросов, которые в части создания каждого из резервов организации придется решать самостоятельно, отражения в учетной политике потребуют:

  • периодичность проведения инвентаризации задолженности;
  • критерии признания долга сомнительным;
  • признаки неплатежеспособности контрагента;
  • критерии оценки вероятности оплаты долга;
  • правила определения размера образуемого резерва.
  1. В части налогового учета:
  • указание на то, будет или не будет формироваться такой резерв, при этом в отношении образуемого резерва в описании прочих учетных моментов необходимость отсутствует, т. к. в отношении них придется руководствоваться правилами ст. 266 НК РФ;
  • по создаваемому резерву — периодичность проведения инвентаризации долгов.

При этом в бухгалтерской учетной политике нет необходимости указывать на то, что резерв будет формироваться, т. к. его создание является обязательным при определенных условиях.

Отражение разниц между учетами

И создание резерва в налоговом учете, и его несоздание в нем приводят к образованию разниц между бухгалтерским и налоговым учетом. Наличие этих разниц обусловлено:

  • существенными различиями в правилах создания резерва в этих учетах, которые сохранятся даже при условии максимального приближения самостоятельно разрабатываемых для бухучета критериев, относящихся к такому резерву, и к правилам работы с ним, установленным ст. 266 НК РФ;
  • самим фактом несоздания резерва для целей налогового учета.

О том, как можно попытаться уменьшить разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, читайте в материале «Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете».

Возникающие разницы расцениваются как временные и подчиняются правилам их учета, отраженным в ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Для учета сумм налога, соответствующего этим разницам, так же как и по разницам, возникающим в отношении других объектов, допускающих расхождение в признании для целей обоих учетов, применяются счета 09 и 77.

Итоги

Образование резерва сомнительных долгов в бухгалтерском и налоговом учете происходит по разным правилам. Это обстоятельство обусловливает не только необходимость следовать в каждом из учетов этим существенно различающимся правилам, но и учитывать временные разницы по такому резерву, возникающие как при создании, так и при несоздании резерва в налоговом учете.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/rezerv_po_somnitelnym_dolgam_debitorskoj_zadolzhennosti/

Что такое резерв по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам перед отчетностью

Функционирование любой организации невозможно без работы с просроченными задолженностями ее дебиторов. Для того чтобы в бухгалтерской и налоговой отчетности данные об имеющихся долгах были достоверными, а само наличие этих долгов не угрожало финансовой и экономической стабильности предприятия, создают резерв по сомнительным долгам (РСД). Поговорим подробнее об этом понятии.

Законодательная база

В рамках бухучета создание резерва по сомнительным дебиторкам в отношении любой ДЗ, отнесенной специалистом классу сомнительных, обязательно для каждой организации. Базовый регламент по работе с РСД содержится в следующих нормативных документах:

  • часть вторая Налогового кодекса РФ;
  • ФЗ №117 в редакции от 29 декабря 2014 года с доп. и изм., которые вступили в силу 1 марта 2015 года;
  • Положения по ведения бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, введенное в обращение приказом Министерства финансов №34н 29 июля 1998 года;
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»,которое было утверждено приказом Минфина №43н 6 июля 1999 года;
  • Приказ Министерства финансов №49 в редакции от 8 ноября 2010 года;
  • Положение по бухучету об изменении оценочных значений №21/2008, которое было утверждено 6 октября 2008 года приказом Минфина РФ №106н.

Внимание! Сомнительный долг – это задолженность одного из клиентов или контрагентов организации, которая не была погашена им в установленный договорными обязательствами или законом срок.

Также к сомнительным относят дебиторки, не обеспеченные никакими гарантиями, вроде залога или задатка, банковской гарантии или поручительства и т. д.

, которые контрагент, по экспертной оценке, не сможет закрыть в нужный кредитору срок.

Создание РСД: правила и особенности

Резерв по долгам сомнительного типа формируется компанией по итогам инвентаризации имеющихся у нее дебиторок. Инвентаризацию бухгалтер должен проводить в последний день отчетного периода, а акт о ее итогах становится документальным основанием для дальнейших действий с РСД.

Для каждого обнаруженного в процессе проверки должника проводят анализ его финансового положения, а затем определяют вероятность того, что денежные средства по договору будут внесены им в срок.

Используя полученные данные, рассчитывают размер необходимого для каждого из дебиторов резерва.

Методы создания резерва по сомнительным долгам

Для формирования РСД, в зависимости от ситуации, применяется один из трех способов:

  1. Интервальный – сумма регулярных отчислений в РСД рассчитывается бухгалтером с определенной периодичностью (один раз в месяц или квартал). При расчетах определяют процент от общего объема задолженности, с учетом сроков ее существования.
  2. Экспертный – на основании анализа поведения и материального состояния должника экономисты компании определяют, какую часть из общего объема имеющихся у него сомнительных долгов он сможет погасить в срок. В этом случае РСД по данному должнику определяется как разница между имеющимся долгом и планируемой суммой погашения.
  3. Статистический – проводится анализ имеющихся у юрлица ДЗ по каждому виду за последние несколько лет. На основании анализа определяется среднегодовая сумма дебиторок компании. Именно в ее размере и формируется резервный фонд.

Необходимо помнить! При подсчете размеров РСД сумму задолженности берут с учетом НДС.

Выбирая способы и методики, по которым будет рассчитываться резерв сомнительных долгов, предпринимателю следует принимать во внимание специфику деятельности и особенности учета своей компании.

Кроме этого, необходимо учитывать, какое влияние будет оказывать РСД на основные показатели бухгалтерской и налоговой отчетности. Выбранные методы должны быть отображены в учетной политике организации.

Например, для экспертного способа потребуется четко установить критерии оценки материального состояния компаний-дебиторов, а для интервального – объем процентов, которые будут отчисляться в резерв.

Кстати! Можно использовать процентные значения, применяемые в налоговом учете. Согласно им, размер РСД может составлять половину суммы общего долга, если он возник 45–90 дней назад, или 100% — для ДЗ старше 90 дней.

Необходимые документы

При возникновении любой сомнительной ДЗ бухгалтер компании обязан создать соответствующий РСД. В качестве документального основания для перевода дебиторки в категорию сомнительных, в зависимости от выбранного компанией типа учетной политики, могут выступать:

  • справка-расчет, составленная бухгалтером;
  • экспертное заключение от экономиста;
  • профессиональное суждение.

Данный документ подается руководителю предприятия. После ознакомления с ним руководитель выпускает приказ о создании в бухучете организации соответствующего РСД. В приказе необходимо прописать:

  • полную сумму ДЗ;
  • полное наименование предприятия, по вине которого возник долг;
  • размер РСД;
  • ФИО и должность лица, ответственного за формирование резерва.

Только на основании этого документа бухгалтер компании может приступать к дальнейшим действиям.

Правила отображения РСД в бухгалтерской отчетности

В бухучете для проводок с применением резерва по сомнительным дебиторкам используют счет 63. Чтобы сформировать резерв, выполняют проводку: Дебет 91/2 «Прочие расходы» — Кредит 63. Дальнейшие отчисления на счет РСД также списываются в категорию прочих расходов.

Важно! Объем РСД в рамках бухучета не ограничивается.

В балансе юрлица данные о ДЗ отображаются за вычетом объемов сформированного РСД. Итоговую цифру вносят в строку 1230.

В случае погашения (как полного, так и частичного) долга дебитором, РСД может быть подвергнут восстановлению. В этой ситуации его сумма добавляется к прочим доходам предприятия и заносится на счет 91.

Также восстановление РСД возможно, если по итогам следующего за годом его создания года обнаружено отсутствие оплаты от должника. Процедура восстановления здесь производится так же, как и при погашении ДЗ.

Если дебиторка из разряда сомнительных перешла в категорию безнадежных, она списывается с баланса предприятия за счет средств РСД. Перед этим проводится инвентаризация сомнительных ДЗ, а также подготовка документов, доказывающих безнадежность долга. Списание проводят в адрес 62-го счета.

Важно! Даже после списания ДЗ, следует в течение пяти лет следить за финансовым положением должника с целью выявления возможности взыскания списанных сумм.

Особенности работы с РСД в налоговом учете

Налоговый кодекс лимитирует сумму, которую предприятие имеет право выделять на резерв по сомнительным долгам. Это может быть не более 10% от объема выручки компании, полученной в периоде, за который был создан РСД. При этом значение выручки для расчетов берется без НДС. Напомним, что в бухгалтерском учете такие ограничения отсутствуют.

Важно! Размер отчислений в адрес резерва, в указанных налоговой пределах, каждый предприниматель устанавливает для своей компании самостоятельно. Предельные значения прописываются организацией в учетной политике.

Кроме этого, существуют и другие отличия использования РСД в налоговом и бухгалтерском учете. Так, согласно положениям бухучета создание резерва является обязательным для каждой сомнительной дебиторки. Налоговый учет оставляет эту возможность на усмотрение бухгалтера. То есть, согласно его правилам, формирование РСД переходит из разряда обязанностей в разряд прав компании.

Кстати, в рамках налогового учета ДЗ признается сомнительной только при условии, что она соответствует всем указанным ниже требованиям:

  • не оплачена в нужный срок;
  • не подкреплена гарантийными обязательствами;
  • связана с оплатой поставок товаров/работ/услуг;
  • не является возвратом аванса;
  • не связана с оплатой договорных санкций;
  • не является оплатой переданных компанией имущественных требований или прав.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не соблюдено, НК РФ запрещает формирование резерва по такой дебиторке.

Важно! Если предприниматель работает по упрощенной системе налогообложения, формирование РСД, согласно требованиям российского Налогового кодекса, для него невозможно.

Бухучет отводит размер отчислений в РСД на усмотрение компании-кредитора. Зато налоговый учет строго лимитирует их, в зависимости от продолжительности просрочки:

  • 0% — если ДЗ существует менее 45 дней;
  • 50% — по ДЗ, образованным от 45 до 90 дней назад;
  • 100% — для просроченных выплат, возникших более 90 дней назад.

Внимание! В налоговом учете расходы на пополнение РСД считаются внереализационными расходами компании.

Размер РСД определяют по итогам инвентаризации дебиторок. Данную процедуру рекомендуется проводить в последний день налогового периода. Если компания работает по авансовой схеме расчетов, для нее периодичность проведения инвентаризации ДЗ составляет 1 месяц. Все остальные налогоплательщики выясняют размер резервов и объем дебиторок ежеквартально.

Это важно и для правильного отображения в налоговых документах списания РСД, если оно произошло по причине окончания срока исковой давности по долгу. Процедура списания должна быть проведена в том же отчетном периоде, когда вышел срок истребования задолженности, а не тогда, когда у сотрудников компании нашлось время на инвентаризацию.

Данное требование закреплено письмом Министерства Финансов РФ №03-03-06/1/38 от 28 января 2013 года.

Важно! Данные о списании ДЗ в налоговой и бухгалтерской отчетности должны совпадать! В противном случае бухгалтеру компании придется проводить корректировку уже сданных налоговых деклараций.

Источник: https://znaemdengi.ru/dolgi/chto-takoe-rezerv-po-somnitelnym-dolgam.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.