+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Рейсом на орбиту

Содержание

Орбитальные космические станции. Досье

Рейсом на орбиту

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 15 сентября 2021 г. в 17:04 мск (22:04 по местному времени) китайская ракета-носитель “Великий поход-2F” (используемые обозначения: CZ-2F и LM-2F), стартовавшая с космодрома Цзюцюань (северо-западная провинция Ганьсу), вывела в космос орбитальный модуль “Тяньгун-2” (в переводе с кит. – “Небесный дворец-2”).

Планируется, что на ней будут опробованы технологии, необходимые для создания долговременной пилотируемой многомодульной космической станции, которую КНР планирует ввести в эксплуатацию в 2022 г.

Орбитальная станция – это космический аппарат, предназначенный для длительного пребывания на околоземной орбите сменного экипажа с целью проведения различных научных и исследований и экспериментов, наблюдений за поверхностью и атмосферой Земли, а также космическим пространством. Сами экипажи и основные необходимые грузы для функционирования станции (топливо и материалы для технических систем, необходимая аппаратура взамен вышедшей из строя, средства жизнеобеспечения экипажа и др.) доставляются пилотируемыми и автоматическими кораблями.

К настоящему времени опыт создания пилотируемых орбитальных космических станций разного типа имеют Россия (правопреемник СССР), США, Европейский союз, Япония и Китай. При этом Европа и Япония разработали не собственные станции, а только модули для Международной космической станции (МКС).

“Салюты”

Первой страной, которая вывела на околоземную орбиту свою станцию, стал Советский Союз. 19 апреля 1971 г. СССР вывел в космос станцию “Салют-1”. Она просуществовала до 11 октября 1971 г.

(примерно шесть месяцев) и приняла только одну 22-суточную экспедицию в составе трех космонавтов.

Затем было запущено еще шесть станций этого типа – все состоящие из одного основного модуля весом от 18,4 до 19,8 т.

– “Салют-2” находилась в полете всего около двух месяцев – с 3 апреля по 29 мая 1973 г.; из-за разгерметизации она не эксплуатировалась.

– “Салют-3” – с 25 июня 1974 г. по 24 января 1975 г. (немногим более семи месяцев); приняла один экипаж в составе двух космонавтов.

– “Салют-4” – с 26 декабря 1974 г. по 3 февраля 1977 г. (два года); две экспедиции – всего четыре космонавта.

– “Салют-5” – с 22 июня 1976 г. по 8 августа 1977 г. (один год); две экспедиции – всего четыре космонавта.

– “Салют-6” – с 29 сентября 1977 г. по 29 июля 1982 г. (около пяти лет); 16 экспедиций (из них – 5 основные) – всего 27 космонавтов, в том числе по одному представителю 8 стран (Венгрии, Вьетнама, ГДР, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, Чехословакии).

– “Салют-7” – с 19 апреля 1982 г. по 7 февраля 1991 г. (около девяти лет); 9 экспедиций (из них – 4 основные) – всего 21 космонавт, в том числе французский и индийский астронавты.

Skylab

Следом за СССР свою одномодульную космическую станцию запустили Соединенные Штаты Америки. Американская станция Skylab (с англ. “небесная лаборатория”) находилась на околоземной орбите с 14 мая 1973 г. по 11 июля 1979 г. (немногим более шести лет). Ее вес составлял 77 т. На станции работали три экспедиции – всего 9 астронавтов.

“Мир”

20 февраля 1986 г. СССР запустил в космос базовый блок первой многомодульной космической станции “Мир”; после завершения сборки на орбите она весила около 140 т. Находилась на околоземной орбите до 23 марта 2001 г. – в течение 15 лет.

За все время эксплуатации на “Мире” побывали 104 космонавта и астронавта (из них 11 женщин), в том числе 62 иностранца – представители Европейского космического агентства и 11 стран (Австрии, Афганистана, Болгарии, Великобритании, Германии, Канады, Сирии, Словакии, США, Франции, Японии).

МКС

С 20 ноября 1998 г. на орбите находится 400-тонная Международная космическая станция (International Space Station, ISS). Участниками этого проекта являются 14 стран: Россия, США, Канада, Япония и 10 государств-членов Европейского космического агентства (Бельгия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швеция, Швейцария).

Европейский лабораторный модуль Columbus (12,5 т) находится в составе станции с 12 февраля 2008 г., японский “Кибо” (15,9 т) – с 14 марта 2008 г. Всего на 15 сентября 2021 г.

на МКС побывали 223 человека (включая находящихся в настоящее время на станции и совершающих свой первый полет японца Такуя Ониси и американку Кэтлин Рубинс) из 18 стран мира, в том числе 34 женщины (включая Кэтлин Рубинс).

На станции отработало 48 основных (длительных) экспедиций.

“Тяньгун-1”

29 сентября 2011 г. Китай запустил в космос экспериментальный орбитальный модуль “Тяньгун-1” (8,5 т).

Программа полета мини-станции была выполнена за два года, ее посетили два экипажа пилотируемых кораблей “Шеньчжоу” – всего 6 человек. Однако “Тяньгун-1” до сих пор находится на орбите. В марте 2021 г.

с ней была потеряна связь и в ближайшие месяцы ожидается, что станция неконтролируемо сойдет с орбиты (большая ее часть должна сгореть в плотных слоях атмосферы).

КНР реализует комплексную программу строительства национальной орбитальной станции, которую собирается ввести в эксплуатацию к 2022 году. Предполагается, что она будет состоять из основного модуля и двух лабораторий.

Источник: https://tass.ru/info/3624405

7 космических кораблей ближайшего будущего (8 фото)

Рейсом на орбиту

30 марта 2014 nlo-mir Космонавтика

В 2011 году США оказались без космических транспортных средств, способных доставить человека на околоземную орбиту.

Сейчас американские инженеры конструируют больше новых пилотируемых космических аппаратов, чем когда бы то ни было, причем лидируют частные компании, а это значит, что освоение космоса станет намного дешевле.

В этой статье мы расскажем о семи проектируемых аппаратах, и если хотя бы некоторые из этих проектов воплотятся в жизнь, наступит новый золотой век в пилотируемой космонавтике.

Dragon — Такси до космической станции

  • Тип: обитаемая капсула Создатель: Space Exploration Technologies / Элон Маск
  • Дата запуска: 2015 год
  • Предназначение: рейсы на орбиту (до МКС)
  • Шансы на успех: весьма приличные

Когда в 2002 году Элон Маск учредил свою компанию Space Exploration Technologies, или SpaceX, скептики не видели в этом никаких перспектив. Однако уже к 2010 году его стартап стал первым частным предприятием, сумевшим повторить то, что было до того времени епархией государства. Ракета Falcon 9 вывела на орбиту беспилотную капсулу Dragon.

Следующий шаг на пути Маска в космос – разработка на базе капсулы многоразового использования Dragon аппарата, способного нести людей на борту. Он будет носить имя DragonRider и предназначается для полетов к МКС.

Используя новаторский подход как в конструировании, так и в принципах эксплуатации, компания SpaceX заявляет, что перевозки пассажиров обойдутся всего по $20 млн за одно пассажиро-место (пассажиро-место в российском «Союзе» обходится сегодня США в $63 млн).

Путь к пилотируемой капсуле

Усовершенствованный интерьер

Капсула будет оборудована под экипаж из семи человек. Уже внутри беспилотной версии поддерживается земное давление, так что ее будет несложно адаптировать для пребывания людей.

Более широкие иллюминаторы

Через них астронавты смогут наблюдать процесс стыковки с МКС. В будущих модификациях капсулы – с возможностью посадки на реактивной струе – потребуется еще более широкий обзор.

Дополнительные двигатели, развивающие тягу 54 т для экстренного подъема на орбиту в случае аварии ракеты-носителя.

Dream Chaser — Потомок космического челнока

  • Тип: космический самолет с запуском при помощи ракеты-носителя Создатель: Sierra Nevada Space Systems
  • Планируемый запуск на орбиту: 2021 год
  • Предназначение: орбитальные полеты
  • Шансы на успех: хорошие

Конечно, у космических самолетов есть определенные достоинства. В отличие от обычной пассажирской капсулы, которая, падая сквозь атмосферу, может лишь слегка корректировать траекторию, шаттлы способны осуществлять при спуске маневры и даже менять аэродром назначения. Кроме того, их можно использовать повторно после краткого сервисного обслуживания. Однако катастрофы двух американских челноков показали, что и космические самолеты отнюдь не идеальное средство для орбитальных экспедиций. Во-первых, возить грузы на тех же аппаратах, что и экипажи, дорого, ведь, используя чисто грузовой корабль, можно сэкономить на системах безопасности и жизнеобеспечения.

Во-вторых, крепление шаттла сбоку к ускорителям и топливному баку повышает опасность повреждения от случайно отвалившихся элементов этих конструкций, что и стало причиной гибели челнока Columbia. Однако компания Sierra Nevada Space Systems клянется, что сумеет обелить репутацию орбитального космического самолета.

Для этого у нее есть Dream Chaser – крылатый аппарат для доставки экипажей на космическую станцию. Уже сейчас компания борется за контракты NASA. В конструкции Dream Chaser избавились от основных недостатков, характерных для старых космических челноков. Во-первых, теперь грузы и экипажи намерены возить по отдельности.

А во-вторых, теперь корабль будет монтироваться не сбоку, а наверху ракеты-носителя Atlas V. При этом все достоинства шаттлов сохранятся.

Суборбитальные полеты аппарата назначены на 2015 год, а на орбиту он будет выведен на два года позже.

Как там внутри?

На этом аппарате в космос могут отправиться сразу семь человек. Корабль стартует на верхушке ракеты.

На заданном участке он отделяется от носителя и затем может причалить к стыковочному узлу космической станции.

Dream Chaser еще ни разу не летал в космос, но уже готов, по крайней мере, для пробежек по взлетной полосе. Кроме того, его сбрасывали с вертолетов, испытывая аэродинамические возможности корабля.

New Shepard — Секретный корабль от Amazon

  • Тип: обитаемая капсула Создатель: Blue Origin / Джефф Безос
  • Дата запуска: неизвестна
  • Предназначение: суборбитальные полеты
  • Шансы на успех: неплохие

Джефф Безос – 49-летний основатель компании Amazon.

com и миллиардер со своим видением будущего – уже более десяти лет воплощает в жизнь тайные планы по освоению космоса. Из своего 25-миллиардного капитала Безос вложил уже многие миллионы в дерзкое начинание, которое получило имя Blue Origin.

Его аппарат будет взлетать с экспериментальной стартовой площадки, которая построена (разумеется, с одобрения FAA) в глухом углу Западного Техаса.

В 2011 году компания опубликовала кадры, на которых видна подготовленная к испытаниям конусообразная ракетная система New Shepard.

Она взлетает вертикально на высоту в полторы сотни метров, зависает там на некоторое время, а затем плавно опускается на землю с помощью реактивной струи.

Согласно проекту, в будущем ракета-носитель сможет, забросив капсулу на суборбитальную высоту, самостоятельно вернуться на космодром, используя собственный двигатель. Это гораздо более экономичная схема, чем вылавливание использованной ступени в океане после приводнения.

После того как в 2000 году интернет-предприниматель Джефф Безос основал свою космическую компанию, он три года хранил в тайне сам факт ее существования. Компания запускает свои экспериментальные аппараты (наподобие той капсулы, которая изображена на фото) с частного космопорта в Западном Техасе.

Система состоит из двух частей.

Капсула для экипажа, в которой поддерживается нормальное атмосферное давление, отделяется от носителя и летит на высоту 100 км. Маршевый двигатель позволяет ракете совершить вертикальную посадку неподалеку от стартового стола. Сама капсула затем возвращается на землю с помощью парашюта.

Ракета-носитель поднимает аппарат со стартового стола.

SpaceShipTwo — Пионер в туристическом бизнесе

  • Тип: космический корабль, запускаемый в воздухе с самолета-носителя Создатель: Virgin Galactic /
  • Ричард Брэнсон
  • Дата запуска: намечено на 2014 год
  • Предназначение: суборбитальные полеты
  • Шансы на успех: очень хорошие

Первый из аппаратов SpaceShipTwo во время испытательного планирующего полета. В будущем будут построены еще четыре таких же аппарата, которые начнут возить туристов. В очередь на полет записались уже 600 желающих, включая и таких знаменитостей, как Джастин Бибер, Эштон Кутчер и Леонардо Ди Каприо.

Аппарат, построенный знаменитым конструктором Бертом Рутаном в сотрудничестве с магнатом Ричардом Брэнсоном, владельцем компании Virgin Group, заложил основу будущего космического туризма.

Почему бы не катать в космос всех желающих? В новой версии этого аппарата смогут разместиться шесть туристов и два пилота. Путешествие в космос будет состоять из двух частей.

Сначала авиаматка WhiteKnightTwo (ее длина – 18 м, а размах крыльев – 42) поднимет аппарат SpaceShipTwo на высоту 15 км.

Затем реактивный аппарат отделится от самолета-носителя, запустит собственные двигатели и рванет в космос.

На высоте 108 км пассажиры отлично рассмотрят и кривизну земной поверхности, и безмятежное сияние земной атмосферы – и все это на фоне черных космических глубин.

Билет стоимостью в четверть миллиона долларов позволит путешественникам наслаждаться невесомостью, но всего лишь четыре минуты.

Inspiration Mars — Поцелуй над Красной планетой

  • Тип: межпланетный транспорт Создатель: Фонд Inspiration Mars / Деннис Тито
  • Дата запуска: 2021 год
  • Предназначение: полет на Марс
  • Шансы на успех: сомнительные

Медовый месяц (длиной полтора года) в межпланетной экспедиции? Такую возможность хочет предложить избранной паре фонд Inspiration Mars, которым руководит бывший инженер NASA, специалист по инвестициям и первый космический турист Деннис Тито. Группа Тито рассчитывает воспользоваться преимуществом парада планет, который произойдет в 2021 году (такое бывает раз в 15 лет). «Парад» позволит слетать от Земли до Марса и вернуться по траектории свободного возвращения, то есть без сжигания дополнительного горючего. В будущем году Inspiration Mars начнет принимать заявки на экспедицию длительностью 501 день.

Корабль должен будет пролететь на расстоянии 150 км от поверхности Марса. Для участия в полете предполагается выбрать супружескую пару – возможно, молодоженов (важен вопрос психологической совместимости).

«По оценкам фонда Inspiration Mars, потребуется собрать $1–2 млрд.

Мы закладываем фундамент под дела, которые раньше казались просто немыслимыми, такие, скажем, как полет на другие планеты», – говорит Марко Касерес, руководитель космических исследований фирмы Teal Group.

Lynx С полосы – прямо в космос

  • Тип: космический самолет, способный взлетать самостоятельно Создатель: XCOR Aerospace
  • Дата планируемого запуска: 2014 год
  • Предназначение: суборбитальные полеты
  • Шансы на успех: вполне приличные

В калифорнийской компании XCOR Aerospace (штаб-квартира в Мохаве) полагают, что у них в руках ключ к самым дешевым суборбитальным полетам. Компания уже продает билеты на свой 9-метровый аппарат Lynx, рассчитанный всего на двух пассажиров. Билеты стоят $95 000.

В отличие от других космических самолетов и пассажирских капсул, Lynx для выхода в космос не нуждается в ракете-носителе.

Запустив специально разработанные под этот проект реактивные двигатели (в них будет сжигаться керосин с жидким кислородом), Lynx взлетит с полосы в горизонтальном направлении, как это делает обычный самолет, и, лишь разогнавшись, круто взмоет по своей космической траектории. Первый испытательный полет аппарата может состояться в ближайшие месяцы.

Взлет: космический самолет разгоняется по взлетной полосе.

Подъем: достигнув скорости 2,9 Маха, он круто набирает высоту.

Цель: примерно через 3 минуты после взлета двигатели выключаются. Самолет следует параболической траектории, проносясь сквозь суборбитальное космическое пространство.

Возвращение в плотные слои атмосферы и посадка.

Аппарат постепенно сбрасывает скорость, нарезая круги по нисходящей спирали.

Orion — Пассажирская капсула для большой компании

  • Тип: обитаемый корабль повышенного объема для межзвездных перелетов
  • Создатель: NASA / Конгресс США
  • Дата запуска: 2021–2025 годы

Полеты на околоземную орбиту NASA уже без сожаления уступило частным компаниям, однако от претензий на дальний космос агентство еще не отказалось.

К планетам и астероидам, возможно, полетит многоцелевой обитаемый аппарат Orion. Он будет состоять из капсулы, состыкованной с модулем, который, в свою очередь, будет заключать в себе силовую установку с запасом топлива, а также жилой отсек. Первый испытательный полет капсулы состоится в 2014 году. Ее выведет в космос ракета-носитель Delta длиной 70 м.

Затем капсула должна вернуться в атмосферу и приземлиться в воды Тихого океана.

Под дальние экспедиции, для которых готовится Orion, будет, видимо, построена и новая ракета. На заводах NASA в Хантсвилле, штат Алабама, уже ведутся работы над новой 98-метровой ракетой Space Launch System. Этот сверхтяжелый транспорт должен быть готов к тому моменту, когда (и если) астронавты NASA соберутся лететь на Луну, на какой-нибудь астероид или еще дальше.

«Мы все больше думаем о Марсе, – говорит Дэн Дамбахер, заведующий в NASA отделом разработки исследовательских систем, – как о нашей главной цели». Правда, некоторые критики говорят, что подобные претензии несколько чрезмерны. Проектируемая система столь огромна, что NASA сможет использовать ее не чаще, чем раз в два года, так как один ее запуск будет обходиться в $6 млрд.

Когда человек ступит на астероид?

В 2025 году NASA планирует отправить астронавтов в корабле Orion на один из расположенных недалеко от Земли астероидов – 1999АО10. Путешествие должно занять пять месяцев.

Запуск: Orion с экипажем из четырех человек взлетит с мыса Канаверал, штат Флорида.

Перелет: после пяти дней полета Orion, используя силу притяжения Луны, сделает вокруг нее вираж и возьмет курс на 1999АО10.

Встреча: астронавты долетят до астероида спустя два месяца после старта. Две недели они проведут на его поверхности, но о настоящей посадке не идет речи, так как этот космический камень имеет слишком слабую гравитацию. Скорее, члены экипажа просто прикрепят свой корабль к поверхности астероида и соберут образцы минералов.

Возвращение: поскольку все это время астероид 1999АО10 постепенно приближается к Земле, обратный путь окажется немного короче. Добравшись до околоземной орбиты, капсула отделится от корабля и приводнится в океане.

Другие статьи:

Источник: https://nlo-mir.ru/45-kosmos/27076-7-kosmicheskih-korablej-blizhajshego-buduschego-8-foto.html

Как работают космические станции?

Рейсом на орбиту

В начале 20 века космические пионеры, такие как Герман Оберт, Константин Циолковский, Герман Ноордунг и Вернер фон Браун, мечтали об огромных космических станциях на орбите Земли. Эти ученые считали, что космические станции станут отличными подготовительными точками для исследования пространства. Вы же помните «Звезду КЭЦ»?

Вернер фон Браун, архитектор американской космической программы, интегрировал космические станции в свое долгосрочное видение освоения космоса силами США.

Сопровождая многочисленные статьи фон Брауна на космическую тему в популярных журналах, художники оформляли их рисунками концептов космических станций.

Эти статьи и рисунки в свое время поспособствовали развитию общественного воображения и подогрели интерес к космическим исследованиям.

В этих концептах космических станций люди жили и работали в открытом космосе. Большинство станций были похожи на огромные колеса, которые вращались и генерировали искусственную гравитацию.

Корабли приходили и уходили, как в обычном порту. Они доставляли грузы, пассажиров и материалы с Земли. Уходящие рейсы направлялись на Землю, Луну, Марс и дальше.

В то время человечество не до конца понимало, что видение фон Брауна станет реальностью очень скоро.

США и Россия развивают орбитальные космические станции с 1971 года. Первыми станциями в космосе были российский «Салют», американский Skylab и российский «Мир».

А с 1998 года США, Россия, Европейское космическое агентство, Канада, Япония и другие страны построили и стали развивать Международную космическую станцию (МКС) на земной орбите.

На МКС люди живут и работают в космосе уже больше десяти лет.

В этой статье мы рассмотрим первые программы космических станций, их использование в настоящем и будущем. Но сначала давайте подробно разберемся, зачем вообще нужны эти космические станции.

Зачем строить космические станции?

Есть масса причин для строительства и эксплуатации космических станций, включая исследования, промышленность, разведку и даже туризм.

Первые космические станции были построены для изучения долгосрочных последствий влияния невесомости на организм человека.

В конце концов, если астронавты когда-нибудь полетят на Марс или на другие планеты, сначала нам нужно узнать, как длительное воздействие невесомости влияет на людей в течение месяцев долгого полета.

Космические станции также представляют собой передовую для исследований, которые невозможно провести на Земле. Например, гравитация изменяет способ организации атомов в кристаллы. В невесомости может сформироваться практически идеальный кристалл.

Такие кристаллы могут стать отличными полупроводниками и лечь в основу мощных компьютеров. В 2021 году NASA планирует основать на МКС лабораторию для исследования сверхнизких температур в условиях невесомости.

Другой эффект гравитации — в процессе горения направленных потоков она порождает нестабильное пламя, в результате чего изучение их становится достаточно трудным. В невесомости запросто можно исследовать стабильные малоподвижные потоки пламени.

Это может стать полезным для изучения процесса горения и создания печей, которые будут меньше загрязнять окружающую среду.

Высоко над Землей перед глазами участников космической станции открывается уникальный вид на земную погоду, рельеф, растительность, океаны и атмосферу.

Кроме того, поскольку космические станции выше атмосферы Земли, их можно использовать в качестве пилотируемых обсерваторий для космических телескопов. Атмосфера Земли не будет мешать.

Космический телескоп Хаббла сделал массу невероятных открытий именно благодаря своей дислокации.

Космические станции можно приспособить в качестве космических отелей. Именно Virgin Galactic, которая в настоящее время активно развивает космический туризм, планирует основать отели в космосе.

С ростом коммерческого освоения космоса космические станции могут стать портами для экспедиций на другие планеты, а также целыми городами и колониями, которые могли бы разгрузить перенаселенную планету.

Теперь, когда мы узнали, зачем нужны космические станции, давайте посетим некоторые из них. Начнем со станции «Салют» — первой из космических.

«Салют»: первая космическая станция

Россия (а тогда Советский Союз) первой вывела космическую станцию на орбиту. Станция «Салют-1» вышла на орбиту в 1971 году, став сочетанием космических систем «Алмаз» и «Союз». Система «Алмаз» первоначально создавалась для военных целей. Космический корабль «Союз» перевозил космонавтов с Земли на космическую станцию и обратно.

«Салют-1» была 15 метров в длину и состояла из трех основных отсеков, где располагались рестораны и зоны отдыха, хранилища еды и воды, туалет, станция управления, тренажеры и научное оборудование.

Первоначально экипаж «Союз-10» должен был жить на борту «Салют-1», но их миссия столкнулась с проблемами стыковки, которая помешала войти в космическую станцию. Экипаж «Союза-11» стал первым, успешно поселившимся на «Салют-1», на котором проживал в течение 24 дней.

Тем не менее этот экипаж трагически погиб по возвращению на Землю, когда капсула разгерметизировалась при входе в атмосферу. Дальнейшие миссии на «Салют-1» были отменены, а космический корабль «Союз» был переработан.

После «Союза-11», Советы запустили еще одну космическую станцию, «Салют-2», но она не смогли выйти на орбиту. Потом были «Салюты-3-5». Эти запуски испытали новый космический аппарат «Союз» и экипаж для длительных миссий. Одним из недостатков этих космических станций было то, что у них был только один стыковочный узел для корабля «Союз», и его нельзя было повторно использовать.

29 сентября 1977 года Советский Союз запустил «Салют-6». Эта станция была оснащена вторым стыковочным узлом, поэтому станцию можно было повторно отправить, используя беспилотное судно «Прогресс». «Салют-6» работал с 1977 по 1982 год.

В 1982 году был запущен последний «Салют-7». Он приютил 11 экипажей и проработал в течение 800 дней. Программа «Салют» в конечном итоге привела к разработке космической станции «Мир», о которой мы поговорим позже.

Сначала давайте рассмотрим первую американскую космическую станцию Skylab.

Skylab: первая американская космическая станция

США вывели свою первую и единственную космическую станцию Skylab-1 на орбиту в 1973 году. Во время старта космическая станция была повреждена. Метеоритный щит и одна из двух основных солнечных панелей станции были сорваны, а другая солнечная панель не раскрылась полностью. По этим причинам у Skylab было мало электричества, а внутренняя температура поднималась до 52 градусов Цельсия.

Первый экипаж «Skylab-2» был запущен через 10 дней, чтобы починить слегка поврежденную станцию. Экипаж «Skylab-2» раскрыл оставшуюся солнечную панель и настроил зонтичный тент для охлаждения станции. После ремонта станции астронавты провели 28 дней в космосе, проводя научные и биомедицинские исследования.

Будучи модифицированной третьей ступенью ракеты «Сатурн-5», Skylab состояла из следующих частей:

  • Орбитальная мастерская (в ней жила и работала четверть экипажа).
  • Шлюзовый модуль (позволявший выход на внешнюю часть станции).
  • Множественный стыковочный шлюз (позволял сразу нескольким кораблям «Аполлон» стыковаться со станцией одновременно).
  • Крепление для телескопа «Аполлон» (там были телескопы для наблюдений за Солнцем, звездами и Землей). Имейте в виду, что космический телескоп Хаббла тогда еще не был построен.
  • Космический аппарат «Аполлон» (командный и служебный модуль для транспортировки экипажа на Землю и обратно).

Skylab был укомплектован двумя дополнительными экипажами. Оба этих экипажа провели 59 и 84 дня на орбите соответственно.

Skylab не должен был стать постоянной космической дачей, а скорее мастерской, в которой США протестировали бы влияние длительного пребывания в космосе на тело человека. Когда третий экипаж покинул станцию, она была заброшена. Очень скоро интенсивная солнечная вспышка свела ее с орбиты. Станция упала в атмосферу и сгорела над Австралией в 1979 году.

Станция «Мир»: первая постоянная космическая станция

В 1986 году русские запустили космическую станцию «Мир», которая должна была стать постоянным домом в пространстве. Первый экипаж, состоявший из космонавтов Леонида Кизима и Владимира Соловьева, провел на борту 75 дней. В течение следующих 10 лет «Мир» постоянно усовершенствовалась и состояла из следующих частей:

  • Жилые помещения (где располагались отдельные каюты экипажа, туалет, душ, кухня и мусорный отсек).
  • Переходный отсек для дополнительных модулей станции.
  • Промежуточный отсек, соединявший рабочий модуль с задними стыковочными портами.
  • Топливный отсек, в котором хранились топливные баки и ракетные двигатели.
  • Астрофизический модуль «Квант-1», в котором были телескопы для изучения галактик, квазаров и нейтронных звезд.
  • Научный модуль «Квант-2», предоставлявший оборудование для биологических исследований, наблюдений за Землей и космических прогулок.
  • Технологический модуль «Кристалл», в котором проводились биологические эксперименты; он был оснащен доком, к которому могли пристыковаться американские шаттлы.
  • Модуль «Спектр» использовался для наблюдений за природными ресурсами Земли и земной атмосферой, а также для поддержки биологических и естественнонаучных экспериментов.
  • Модуль «Природа» содержал радар и спектрометры для изучения атмосферы Земли.
  • Стыковочный модуль с портами для будущих стыковок.
  • Судно снабжения «Прогресс» — беспилотный корабль дооснащения, который привозил новую пищу и оборудование с Земли, а также увозил отходы.
  • Космический аппарат «Союз» обеспечивал основной транспорт с Земли и обратно.

В 1994 году в рамках подготовки к Международной космической станции астронавты NASA провели время на борту «Мира». Во время пребывания одного из четырех космонавтов, Джерри Линенджера, на станции «Мир» возник бортовой пожар. Во время пребывания Майкла Фоала, другого из четырех космонавтов, судно снабжения «Прогресс» врезалось в «Мир».

Российское космическое агентство больше не могло содержать «Мир», поэтому вместе с NASA договорилось отказаться от «Мира» и сосредоточиться на МКС. 16 ноября 2000 года было решено отправить «Мир» на Землю.

В феврале 2001 года ракетные двигатели «Мира» замедлили станцию. Она вошла в земную атмосферу 23 марта 2001 года, сгорела и развалилась. Обломки упали в южной части Тихого океана возле Австралии.

Это положило конец первой постоянной космической станции.

Международная космическая станция (МКС)

В 1984 году президент США Рональд Рейган предложил странам объединиться и построить постоянно обитаемую космическую станцию. Рейган видел, что промышленность и правительства будут поддерживать станцию.

Чтобы снизить огромные затраты, США скооперировалась с 14 другими странами (Канадой, Японией, Бразилией и Европейским космическим агентством, представленным остальными странами). В процессе планирования и после развала Советского Союза США пригласили Россию в кооперацию в 1993 году.

Число стран-участников выросло до 16. NASA взяло на себя инициативу в координации строительства МКС.

Сборка МКС на орбите началась в 1998 году. 31 октября 2000 года был запущен первый экипаж из России. Три человека провели почти пять месяцев на борту МКС, активируя системы и проводя эксперименты.

В октябре 2003 года Китай стал третьей космической державой, и с тех пор занимается полноценной разработкой космической программы, а в 2011 году вывел на орбиту лабораторию «Тяньгун-1». «Тяньгун» стал первым модулем для будущей космической станции Китая, которую планировалось завершить к 2021 году. Космическая станция может служить как гражданским, так и военным целям.

Будущее космических станций

На самом деле мы находимся только в самом начале развития космических станций. МКС стала огромным шагом вперед после «Салюта», Skylab и «Мира», но мы все еще далеки от реализации крупных космических станций или колоний, о которых писали фантасты. Ни на одной из космических станций до сих пор нет гравитации.

Одна из причина для этого — нам нужно место, в котором мы сможем проводить эксперименты в условиях невесомости. Другая — у нас просто нет технологий для вращения такой крупной структуры, чтобы производить искусственную гравитацию.

В будущем искусственная гравитация станет обязательной для космических колоний с крупным населением.

Другая интересная идея заключается в расположении космической станции. МКС требует периодического ускорения из-за нахождения на низкой околоземной орбите. Тем не менее есть два места между Землей и Луной, которые называются точками Лагранжа L-4 и L-5.

В этих точках земная и лунная гравитации сбалансированы, поэтому объект не будет притягиваться Землей или Луной. Орбита будет стабильной. Сообщество, которое именует себя «обществом L5», было сформировано 25 лет назад и продвигает идею расположения космической станции в одной из этих точек.

Чем больше мы узнаем о работе МКС, тем лучше будет следующая космическая станция, и мечты фон Брауна и Циолковского наконец станут реальностью.

Источник: https://Hi-News.ru/space/kak-rabotayut-kosmicheskie-stancii.html

Космические рекорды: от Гагарина и до наших дней

Рейсом на орбиту
12 апреля 1961 года был открыт счет космическим рекордам человечества — советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим 108-минутный полет на околоземной орбите.

Однако за 55 лет, прошедших с того знаменательного дня, в космической сфере были совершены тысячи открытий и поставлен не один десяток рекордов. Представляем вашему вниманию самые значимые из них.

Юрий Гагарин

Самый пожилой человек в космосе

Американец Джон Гленн является самым пожилым человеком, летавшим в космос. На момент полета на космическом корабле «Дискавери» в октябре 1998 года ему Гленну уже исполнилось 77 лет.

Кроме того, Гленну, который ко всему прочему является первым американским астронавтом, совершившим орбитальный космический полет (третьим человеком в мире после Юрия Гагарина и Германа Титова), принадлежит еще один рекорд.

Его первый полет на орбиту Земли состоялся 20 февраля 1962 года, таким образом, между первым и вторым полетом астронавта прошло 36 лет 8 месяцев, этот рекорд не побит до сих пор.

Джон Гленн. © NASA

Самый молодой человек в космосе

Противоположный рекорд принадлежит советскому космонавту Герману Титову. Когда в августе 1961 года он на борту советского космического корабля «Восток-2» он оказался на орбите Земли, Герману Титову было всего 25 лет.

Он стал вторым человеком, побывавшем на околоземной орбите, и за 25 часов полета облетел планету 17 раз.

Кроме того, Герман Титов был первым человеком, который спал в космосе, и, как сообщается, первым, кто на себе испытал «космическую болезнь» (укачивание в космосе).

Герман Титов, Никита Хрущев и Юрий Гагарин. © ANEFO

Самый длительный космический полет

Российскому космонавту Валерию Полякову принадлежит рекорд по самому длительному непрерывному нахождению в космосе. Отправившись в космос в январе 1994 года, астронавт провел на борту орбитальной станции «Мир» больше года, а именно 437 суток и 18 часов.

Подобный рекорд, но уже на борту МКС, был установлен совсем недавно сразу двумя людьми — российским космонавтом Михаилом Корниенко и астронавтом НАСА Скоттом Келли — они провели в космосе 340 суток.

Аналогичный рекорд у женщин принадлежит итальянке Саманте Кристофоретти, которая в 2014–2015 годах провела более 199 дней на борту международной космической станции.

Валерий Поляков. © NASA

Самый непродолжительный космический полет

Алан Шепард 5 мая 1961 года стал первым американцем, совершившим суборбитальный космический полет. Полет корабля НАСА «Фридом-7» длился всего 15 минут 28 секунд, при этом аппарат достиг высоты в 186,5 километра.

Десять лет спустя, в 1971 году он смог компенсировать столь краткосрочную космическую миссию участием в миссии НАСА «Аполлон-14». Во время этого полета 47-летний астронавт установил еще один рекорд, став самым пожилым человеком, ступавшим по поверхности Луны.

Алан Шепард. © NASA

Самый дальний космический полет

Рекорд по наибольшему расстоянию от Земли, на которое удалялись космонавты, был поставлен более 40 лет назад. В апреле 1970 года пилотируемый аппарат «Аполлон-13» с тремя астронавтами НАСА на борту в результате нескольких незапланированных корректировок траектории удалился от Земли на рекордные 401 056 километров.

Экипаж «Аполлона-13». Слева направо: Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт, Фред Хейз. © NASA

Самое длительное нахождение в космосе

Российскому космонавту Геннадию Падалке принадлежит рекорд по максимально длительной суммарной продолжительности нахождения в космосе — за пять космических полетов в копилку космонавта набежало 878 дней, то есть 2 года 4 месяца 3 недели 5 дней своей жизни Геннадий Падалка провел в космосе.

У женщин подобный рекорд принадлежит астронавту НАСА Пегги Уитсон — она провела в космосе в общей сложности более 376 дней.

Геннадий Падалка. © NASA

Самый продолжительно обитаемый космический аппарат

Этот рекорд принадлежит Международной космической станции, и с каждым днем он увеличивается. На борту этой орбитальной лаборатории стоимостью 100 миллиардов долларов непрерывно находятся люди с 2 ноября 2000 года.

Это время плюс два дня (первый экипаж станции стартовал с Земли 31 октября 2000 года) также составляет еще один рекорд — самый длительный период непрерывного присутствия человека в космосе.

МКС. © NASA

Самое длительное пребывание на Луне

В декабре 1972 года члены миссии НАСА «Аполлон-17» Харрисон Шмитт и Юджин Сернан провели больше трех дней (почти 75 часов) на поверхности Луны. Три прогулки по Луне у астронавтов заняли в общей сложности более 22 часов. Отметим, что это был последний раз, когда человек ступал на Луну и вообще выходил за пределы околоземной орбиты.

Старт «Аполлона-17». © NASA

Самое большое число космических полетов

Этот рекорд принадлежит сразу двум астронавтам НАСА — Франклину Чанг-Диасу и Джерри Россу. Оба астронавта летали в космос семь раз на борту космических челноков НАСА. Полеты Чанг-Диас были совершены в 1986–2002 годах, Росса — в период между 1985 и 2002 годами.

«Шаттл». © NASA

Наибольшее количество выходов в открытый космос

Российский космонавт Анатолий Соловьев, пять раз летавший в космос в 1980-х и 1990-х годах, совершил 16 выходов в открытый космос. В общей сложности он провел за пределами космического корабля 82 часа 21 минуту, что также является рекордом.

Анатолий Соловьев. © NASA

Самый длительный выход в открытый космос

Рекорд самого длительного однократного выхода в открытый космос принадлежит американцам Джиму Воссу и Сьюзен Хелмс. 11 марта 2001 года они провели 8 часов и 56 минут за пределами космического корабля «Дискавери» и Международной космической станции, выполняя работы по техническому обслуживанию и подготовке орбитальной лаборатории к прибытию очередного модуля.

Экипаж «МКС-2»: Джим Восс, Юрий Усачёв, Сьюзен Хелмс. © NASA

Самое большое количество людей в космосе

Наиболее многолюдно на околоземной орбите было в июле 2009 года, когда к Международной космической станции пристыковался шаттл НАСА «Индевор». К шести членам миссии МКС тогда присоединились семь американских астронавтов с шаттла. Таким образом, в космосе одновременно находились 13 человек. Рекорд был повторен в апреле 2010 года.

«Индевор». © NASA

Самое большое количество женщин в космосе

Четыре женщины на орбите Земли одновременно — таков второй рекорд, установленный в апреле 2010 года.

Тогда к представительнице НАСА Трейси Колдуэлл Дайсон, которая прибыла на МКС на российском космическом корабле «Союз» присоединились ее коллеги Стефани Уилсон и Дороти Меткалф- Линденбургер и японка Наоко Ямадзаки, который прибыли для работы в орбитальной лаборатории на борту космического шаттла «Дискавери» в рамках миссии STS-131.

Совместный экипаж МКС и «Дискавери». © NASA

Первый космический турист

Первым туристом в космосе стал американский мультимиллионер Деннис Тито. За право облететь Землю 128 раз он заплатил 20 миллионов долларов.

Деннис Тито. © NASA

Самый дорогой и большой космический корабль

Строительство Международной космической станции началось в 1998 году. У 14 стран-участниц этого проекта на данную орбитальную лабораторию ушло порядка 100 миллиардов долларов, что делает станцию самый дорогим космическим кораблем за всю историю космонавтики. Следует отметить, что реальная стоимость станции продолжает расти из-за присоединения новых модулей.

МКС. © NASA

Орбитальная лаборатория — это проект пяти космических агентств, представляющих более 15 стран. Длина станции — от одного конца основной фермы до другого конца — составляет около 109 метров. На каждом конце несущей конструкции размещены огромные солнечные батареи, размах которых составляет 73 метра.

Международная космическая станция настолько велика, что ее легко можно увидеть невооруженным глазом с земли, при условии, что погодные условия позволяют вести наблюдения и вы знаете, куда смотреть. На небе станция видна как быстро перемещающийся источник яркого света, который может затмить самую яркую звезду Сириус или Венеру, в зависимости от условий наблюдений.

Рекорд количества космических аппаратов на МКС

Это самый свежий рекорд — был установлен в минувшее воскресенье, 10 апреля 2021 года. Космический грузовик «Дрэгон», пристыковавшийся к Международной космической станции, стал шестым космическим кораблем на МКС. Помимо него на станции сейчас находятся «Сигнус», «Прогресс-МС-02», «Прогресс-МС-01», «Союз ТМА-19М», «Союз ТМА-20М».

«Дрэгон». © NASA

Источник: https://www.gismeteo.ru/news/sobytiya/18695-kosmicheskie-rekordy-so-vremen-gagarina/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.