+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Расчеты наличными деньгами в 2012 году

Ограничение расчетов наличными

Расчеты наличными деньгами в 2012 году

Казалось бы, выбор формы оплаты товаров и услуг всегда должен оставаться за гражданином. Человек имеет право рассчитываться везде как наличными, так и платежными картами.

Однако принимаемые в настоящее время в ряде государств меры, с одной стороны, по противодействию незаконным финансовым операциям и, с другой, по развитию электронных платежных систем, обусловливают появление идей по введению существенных ограничений на оплату товаров, работ, услуг наличными денежными средствами. Поэтому государство заинтересовано в постепенном вытеснении наличных платежей безналичными. Это и упрощение контроля за движением средств, появление возможности заставить их работать на экономику, и экономия на производстве самих наличных.

К тому же в качестве весьма приятного для бюджета последствия таких решений видится неизбежное увеличение налогооблагаемой базы у юридических и физических лиц.

В результате, весной этого года Правительством были внесены поправки к проекту закона о противодействии незаконным финансовым операциям, ограничивающие расчеты наличными между гражданами и юридическими лицами – 600 000 руб. с 2014 г., а с 2015 г. – 300 000 руб. за одну сделку.

К сведению! На 1 января текущего года в России было выпущено более 240 000 000 пластиковых карт. При этом доля активных карт за 2012 г. выросла с 65 до 75%. Кроме того, в прошлом году Банк России впервые зафиксировал превышение фактов использования пластиковых карт для расчетов, над снятием наличных в банкоматах (доля безналичных операций составила 52%, а доля снятия наличных – 48%).

Однако 6 мая этого года на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку они рассмотрены не были, так как технически были внесены после окончания официального срока приема поправок.

Однако, как утверждают эксперты, дело было не столько в технических нюансах, сколько в принципиальной позиции, связанной с тем, что Минфин до сих не решил вопрос об ограничении банковских комиссий по безналичным платежам (сейчас в среднем она составляет 1,5% от размера платежа).

Между тем заявленная цель поправок – это стимулирование безналичных платежей, а не увеличение доходов банков.

Зарубежная практика ограничения расчетов наличными

Следует отметить, что практика ограничения расчетов наличными с некоторых пор присутствует и за рубежом. Так, 6 октября 2011 г. в Италии в рамках реализации правительственной антикризисной программы вступил в силу декрет (22 декабря 2011 г.

он был преобразован в закон), ограничивающий использование наличных денежных средств при осуществлении любых операций суммой до 1000 евро.

Аналогичные ограничения действуют в Греции – 1500 евро, в Испании – свыше 2500 евро, во Франции – более 3000 евро.

В апреле этого года в Беларуси утвержден план совместных действий государственных органов и участников финансового рынка по развитию системы безналичных расчетов по розничным платежам с использованием электронных платежных инструментов и средств платежа на 2013 – 2015 гг.

Согласно документу доля безналичного денежного оборота в сферах розничной торговли и услуг в Беларуси к 2016 г. должна вырасти примерно в четыре раза – с нынешних 12% до 50%.

Иными словами, планируется, что уже через три года белорусы будут совершать половину розничных покупок и оплачивать такой же процент услуг без применения наличных денег. При этом госорганы Беларуси в 2013 г.

проработают вопрос об установлении предельного размера платежа наличными при расчетах в розничной сфере. При сумме свыше этого лимита оплата должна будет производиться только в безналичной форме.

В Литве также обсуждается возможность введения предельной суммы оплаты наличными в размере около 1450 евро. А в октябре 2012 г. Президент Украины подписал закон, согласно которому Национальному банку этого государства предоставлено право вводить ограничения на расчеты наличными деньгами.

Положительные и отрицательные стороны ограничения расчетов наличными

Обсуждая положительные и отрицательные стороны введения ограничений на расчеты наличными можно отметить следующее. Среди положительных моментов таких нововведений видятся определенные преимущества безналичного оборота в быту.

Во-первых, человеку удобнее иметь карточку для наличного расчета, к тому же в случае потери наличных денег вернуть их практически невозможно, а пластиковая карта подлежит восстановлению, да и деньги на счету при грамотном обращении останутся в целости и сохранности.

Если говорить о более глобальных аргументах, то бесспорным является то, что безналичный платеж контролирует оборот денежной массы. В руках государства появляется механизм контроля, который не только снизит коррупционную составляющую в общественных отношениях, но и заставит юридических и физических лиц платить реальные налоги.

В числе причин, которые настраивают на проявление определенной сдержанности относительно немедленного введения таких ограничений – отсутствие реальной базы для реализации подобного проекта. Причем данный аргумент раскрывается в нескольких формах. Во-первых, как и в любой сфере банковского бизнеса, при осуществлении расчетов с использованием карточек возникают определенные риски.

На сегодняшний день процветают мошеннические схемы с кредитными картами, так называемые кардеры. Люди, занимающиеся кражами денежных средств с пластиковых карт, заполонили крупные города России.

Активно стал набирать обороты такой вид мошенничества, как фишинг – когда преступники под видом банковских служащих с помощью СМС-сообщений или по телефону побуждают владельцев пластиковых карт на совершение с ними определенных действий с использованием банкоматов или сети Интернет.

В результате следования клиентом таким указаниям похищаются денежные средства с карты.

При этом предпринимаемые банками и правоохранительными органами меры по профилактике и пресечению противоправных действий в сфере оборота пластиковых карт не всегда адекватны складывающейся криминогенной обстановке в данной области.

Так, совсем недавно в двух торговых центрах Москвы, а также в столичных аэропортах Внуково и Шереметьево обнаружены устройства, имитирующие банкоматы. На них был нанесен логотип несуществующего в природе банка.

На стикере банкомата-грабителя были указания о том, что принимаются карты платежных систем VISA, MasterCard и AmEX. При этом визуально такие “банкоматы” были подключены к сети и производили впечатление работающих.

Однако после обработки пластиковой карты гражданина и запроса о выдаче денег или производства какой либо операции, на экране появлялось сообщение об отказе в обслуживании.

Вполне естественно, что информация о таких запросах никуда не отправлялась, поэтому сведений о такой “операции” нет ни у эмитента, ни в платежной системе. Как было установлено сотрудниками полиции, на самом деле устройства использовались мошенниками для получения доступа к счетам граждан и списывания с них денег.

К слову в июне 2013 г. спецслужбами США и Великобритании была пресечена деятельность международной группы мошенников в количестве 11 человек, специализировавшихся на организованном хищении средств с кредитных карт по всему миру.

Среди задержанных фигурируют граждане США, Великобритании и Вьетнама, которые занимались преступным промыслом на протяжении практически 7 лет. За это время они похитили данные более чем миллиона кредитных карт, взломав сайты интернет-магазинов. Сумма причиненного ущерба оценивается в 200 000 000 долл.

При этом по данным Ассоциации российских членов Europay, в 2012 г. в мире ущерб от киберпреступлений (в том числе с использованием банковских карт) составил более 13 000 000 000 долл.

У нас до сих пор не сформировалась культура обращения с пластиковыми деньгами. Далеко не все знают о необходимости сохранения тайны ПИН-кода.

Бывают случаи, когда пожилые люди просят находящихся рядом прохожих помочь им снять деньги с банкомата по карточке, показывая им все коды и цифры.

Кроме того, не полностью используются возможности СМС-информирования о движении по счету, не распространено регулярное обращение владельцев карточек в банк с запросом о состоянии своего счета.

Опрос Национального агентства финансовых исследований, проведенный в 2012 г.

, показал, что использовать карточки жителям страны мешают следующие опасения: люди боятся передавать карту в руки другому человеку, когда надо, например, расплатиться ею в ресторане.

Кого-то не устраивает дополнительное время на совершение операций. А некоторые боятся потерять контроль над расходами, если они совершаются в безналичной форме.

Надо признать, что, конечно же, не так, как раньше, но безналичные платежи все же используются в коррупционных целях (в основном посредством так называемых предоплаченных карт).

По данным Банка России, за последние пять лет количество предоплаченных карт в России выросло почти в 96 раз – с 455 000 до 43,3 млн штук, а их доля на рынке платежных карт составляет 20%. Их основная особенность заключается в анонимности держателя, к тому же для получения такой карты не требуется открытия счета.

Предоплаченные карты являются обезличенными, а купить их можно в течение десяти минут. Поэтому они активно использовались для выплаты “серой” зарплаты и реализации коррупционных схем.

Однако с 2012 г. получить наличные по ним не получится, так как Банк России внес поправки в Положение N 266-П, регулирующее порядок эмиссии банковских карт. Согласно новым нормам предоплаченные карты фактически приравнены к электронным деньгам.

Сегодня возможности таких карт несколько ограниченны: максимальный лимит по предоплаченным картам составляет 100 000 руб., а максимальный размер пополнения в месяц не может превышать 40 000 руб.

Для того чтобы снять средства с таких карт наличными, необходимо перевести деньги на персонифицированный банковский счет.

И, наконец, четвертая составляющая, имеющая не меньшее значение – элементарная неразвитость платежных систем в России, особенно в регионах и отдаленных районах.

Подводя итог отметим, что идеальных условий для введения ограничений на расчеты наличным в нашей стране пока не создано.

Несмотря на то что число приверженцев безналичных расчетов растет, многих все еще останавливают сомнения в их безопасности.

Работа банков в области обеспечения безопасности данных операций, минимизации рисков должна быть активизирована с учетом стандартов безопасности, введенных платежными системами.

Стоит учитывать, что банковское сообщество выступает против введения с 1 января 2014 г. новеллы, согласно которой финансово-кредитные учреждения должны будут сообщать клиентам обо всех операциях, проведенных по карте, и, если владелец пластика в течение суток заявит, что какая-то операция была совершена без его согласия, возмещать утраченные денежные средства.

По оценкам специалистов около 15% несанкционированных трансакций по банковским картам имеют признаки мошенничества, ставшего возможным из-за халатности владельцев карт: передачи ПИН-кода иным лицам, потери карт с нанесенным на нее, в нарушение всех мыслимых мер безопасности, ПИН-кодом и т.д.

В то же время сегодня не меньшая угроза видится в росте количества взломов систем дистанционного банковского обслуживания (в основном это интернет-банкинг), учитывая, что в 2012 г.

оборот рынка дистанционных финансовых сервисов в России достиг 1 800 000 000 000 руб., а осуществить движение средств по своему счету через Интернет решились около 10 000 000 человек.

При этом в течение трех лет ожидается более чем двукратный рост как числа пользователей, так и оборота дистанционного обслуживания.

Ну а пока, расплатиться наличными или картой, каждый решает для себя сам.

Октябрь 2013 г.

Источник: http://www.mosbuhuslugi.ru/material/ogranichenie-raschetov-nalichnymi

Наличные расчеты

Расчеты наличными деньгами в 2012 году

Наличные расчеты – одна из форм финансовых расчетов, активно применяемая для обслуживания затрат и прибыли  (доходов) населения.

Наличные расчеты – вид расчетных операций, в которых участвуют наличные средства. Сделки осуществляются путем передачи средств (монет, банкнот) от одного человека другому в качестве исполнения обязательства.

Наличные расчеты – оплата наличностью за услуги или товары сразу после их передачи (продажи) или предоставления бумаг на их получение.

Наличные расчеты: сущность, особенности организации

В предпринимательской практике сделки с наличностью может проводить каждая компания (ИП, ЧП). Особой популярностью такой вид расчетов пользуется у субъектов хозяйственной деятельности, которые занимаются торговлей и продвигают на рынок свои услуги.

Компании, которые осуществляют другой вид работ (к примеру, занимаются сельским хозяйством, строительством, производством и так далее), также периодически осуществляют наличные расчеты. К примеру, выплата заработной платы, предоставление средств на командировочные расходы, покупка ТМЦ – эти и многие другие расходы относятся к наличным расчетам.

Есть мнение, что одной из сторон таких сделок должно выступать физическое лицо. Но это не так. Наличные расчеты могут проводить между собой различные компании (в том числе и частные предприятия).

Главное требование в этом случае – обязательный расчет наличными средствами. В ряде случаев допускается применение платежной карточки.

В свою очередь, безналичные платежи запрещены (к примеру, те же сделки путем платежного поручения).

Наличные расчеты – выплаты с применением наличных средств за проданные объекты (услуги, товары), а также за сделки, которые не имеют отношения к реализации товаров (услуг, работ) или имущества. В качестве субъектов могут выступать предприниматели (компании) и физические лица. Если говорить в общем, то наличные расчеты – любые платежи, в которых применяются монеты или банкноты.

При проведении наличных расчетов с заказчиками товаров или потребителями неизбежно проводятся расчетные операции.

Эти сделки представляют собой прием от другого человека (покупателя) наличности, жетонов, платежных чеков и прочих инструментов оплаты за непредоставленную услугу или возвращенную продукцию.

В случае использования банковской карты оформляется специальный документ, подразумевающий оплату в безналичной форме банком или же при отказе от предоставленной услуги (возврате продукции), оформления бумаг по перечислению денег в банк покупателя.

По законам РФ все субъекты хозяйственной деятельности обязаны выполнять расчетные операции в любой из форм (наличной или безналичной) и производить расчетные операции с учетом полной суммы товара через специальные регистраторы. Последние должны быть зарегистрированы и иметь все необходимые документы.

В процессе расчетов с покупателями за предоставленные услуги или реализованные товары субъекты хозяйственной деятельности должны дать возможность участникам сделки совершить расчет в электронной форме. При этом на выбор желательно предоставить не менее трех разных систем.

Регистратор расчетных операций (контрольно-кассовая машина) – специальный прибор (технический комплекс, устройство), которое реализует фискальные функции и обеспечивает эффективную регистрацию расчетных сделок по факту реализации товаров (оказания услуг), совершения сделок по купле-продажи денежных знаков других стран, регистрации товаров и так далее.

Расчетная книжка – прошнурованная брошюра, которая прошла регистрацию в соответствующих органах (налоговой инспекции) и содержит необходимые расчетные квитанции. Еще один «участник» наличных расчетов – касса, представляющая собой место (офис, помещение), где и совершается передача ценностей, денег и кассовых бумаг.

Наличные расчеты: особенности проведения, запреты

Сложность и несовершенство налогового законодательства часто становится причиной появления множества вопросов, большая часть которых касается принятия наличности:

1. Проведение наличных расчетов с физическим лицом. Почти во всех случаях прием наличных средств от физического лица без выдачи ему каких-либо документов, подтверждающих покупку товара, запрещен. Вид выдаваемого документа во многом зависит от следующих условий:

– для предприятий на УСН прием наличных платежей за услуги или товары должен подтверждаться обратным предоставлением чека ККМ. В виде исключения можно привести оказание определенных услуг гражданам (физическим лицам);

– для предприятий на ЕНВД допускается осуществление платежей без применения кассового аппарата. При этом по первому требованию клиента (покупателя, пользователя услуги) должна выдаваться квитанция. Если человек не требует такого документа, то в его выдаче нет необходимости (это будет законно). Как и в прошлом случае здесь есть исключение – оказание услуг физическим лицам;

– в случае оказания услуг физическим лицам (населению) вне зависимости от режима ЕНВД или УСН необходимо или использовать ККМ в обычном порядке или же предоставить покупателям чек из кассового аппарата. Еще один вариант – предоставление БСО (для всех клиентов, а не лишь по требованию);

– разрешается не использоваться ККМ и вообще ничего не предъявлять покупателю (пользователю услуг) при формах предпринимательской деятельности ЕНВД и УСН, если речь идет о торговле на ярмарке или рынке, при розничной торговле продукцией непродовольственного назначения, реализации журналов (газет) или мороженого.

2. Проведение наличных расчетов с ИП или ООО. В случае когда необходимо принять наличность от приведенных структур, важно учесть:

– на предприятиях с формой налогообложения УСН применение ККМ является обязательным. По факту совершения сделки должен оформляться по всем правилам ПКО (приходной кассовый ордер);

– в компаниях с формой ЕНВД предприниматель должен по требованию клиента выдать документ, оформленный в свободной форме (возможна распечатка на компьютере).

В бумаге должна содержаться основная информация – название документа, его дата выдачи и порядковый номер, ФИО и ИНН предпринимателя, общее количество и наименование услуг, работы или товаров, ФИО человека, который произвел выдачу документа, занимаемое им место и подпись.

В роли платежной бумаги может выступать квитанция об оплате, товарный чек и прочие документы. Главное требование – наличие всей перечисленной выше информации.

Что касается БСО, то его выдача ИП или ООО не разрешена. Передача БСО возможна только тем клиентам, которые относятся к категории физических лиц.

3. Предприниматели не всегда знают, когда необходимо применять кассовый аппарат. По закону все наличные расчеты и операции с использованием “пластика” должны проводиться с применением ККМ. В качестве исключения можно лишь привести:

– выплату налогов по системе ЕНВД, а также работу на принципе патентной системы. В этом случае на руки выдается нестандартный чек, а обычный документ о совершении платежа;

– оказание услуг физическим лицам. В таком случае вместо чека предоставляется БСО;

– проведение определенных видов деятельности, к примеру, реализация мороженого, печатной прессы, ведение мелкорозничной торговли, продажа товара на ярмарках и рынках.

Если по закону применение ККМ обязательно, то наличные расчеты запрещены. Использование ККМ напрямую зависит от вида деятельности, клиентов, выбранного способа налогообложения и так далее.

От того, какие коды ОКВЭД используются, и в каких объемах реализуются товары, обязательство применения ККМ не зависит. К слову, даже при единоразовой сделке в случае предоставления наличности обязательно необходима ККМ (если по закону предоставление кассового чека является обязательным).

Чтобы избежать покупки ККМ (к примеру, в случае редких продаж за наличные) можно попросить человека перечислить средства через банковское учреждение. Для этого необходимо предоставить клиенту (покупателю) счет с реквизитами, по которым и производится оплата наличными средствами. Фактически наличности предприниматель не видит, поэтому в применении ККМ также не будет нужды.

Возможные замены кассового чека и запреты:

1. Накладная не может использоваться вместо чека ККМ, ведь эти бумаги имеют разное предназначение. Так, накладная подтверждает факт передачи товара, а кассовый чек – документ, фиксирующий осуществление платежа наличными. При этом накладную можно предоставлять вместе с кассовым чеком, но не заменять его.

2. Товарные чеки вместо чеков ККМ также не котируются. Первый может быть лишь дополнением и предоставляться вместе со стандартными ККМ чеками. Товарный чек можно выдать как розничный аналог накладной бумаги.

Бывают ситуации, когда передача товарного чека в качестве единственного документа все-таки возможна – при наличии патентной системы налогообложения (кроме деятельности на предоставлении бытовых услуг) или налоговой системы на принципе ЕНВД.

3. Применение расходных и приходных ордеров в качестве замены чеков ККМ также запрещено. При этом приходной ордер – документ, который должен оформляться в дополнение к чеку ККМ в том случае, когда клиентом является ИП или организация. Как правило, РКО и ПКО – документы для внутреннего применения.

4. В использовании кассового чека при пересылке товара почтой нет необходимости. В случае получения продукции таким способом клиент не предоставляет наличность. Платеж принимают работники почтового отделения, а далее осуществляют перевод средств на расчетный счет (иногда возможна передача средств наличными).

Источник: https://utmagazine.ru/posts/12332-nalichnye-raschety

Наличные расчеты в 2015 году

Расчеты наличными деньгами в 2012 году

Требования к расчетам наличными денежными средствами ужесточены с 1 января 2015 года. Действующие правила и ограничения по наличным расчетам, нормы контроля кассовых операций и проверок контрольно-кассовой техники рассматриваются в этой статье.

Кассовые операции

Государственные и муниципальные учреждения всех типов с 1 июня 2014 года руководствуются порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У (далее – Порядок № 3210-У). Регулирование кассовых операций Банком России соответствует пункту 167 Инструкции № 157н.

При этом положения Порядка № 3210-У применяются с учетом изменений, вступивших в силу в 2015 году. Так, например, учреждения могут вести кассовые операции с применением программно-технических средств (абз. 4 п. 4 Порядка № 3210-У).

Более того, некоторым учреждениям рекомендовано применять оснащенные функцией приема наличных денежных средств торговые автоматы и платежные терминалы. Например, платежные терминалы нередко устанавливают для удобства посетителей в межрайонных инспекциях ФНС России, проводящих регистрацию юридических лиц.

Кроме того, предусмотрена возможность использования торговых автоматов с определенным ассортиментом пищевой продукции в образовательных учреждениях (кроме дошкольных), поскольку интервалы между приемами пищи обучающихся и воспитанников не должны превышать трех-четырех часов (пункты 15–16 Методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. № 213н / № 178).

Для указанных и других подобных программно-технические средств Банк России с 1 января 2015 года ввел требование иметь функцию распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России (пп. 8.1 п. 8 Указаний № 3210-У). Перечень машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России определен Указанием Банка России от 6 октября 2008 г. № 2087-У.

На применение Порядка № 3210-У влияют еще два обязательных для учреждений нормативно-правовых акта:

  • приказ Казначейства России от 30 июня 2014 г. № 10н (далее – Приказ № 10н), вступивший в силу с 1 января 2015 года;
  • приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н (далее – Приказ № 173н), над проектом изменений в который Минфин России работает уже более года.

Приказом № 10н утверждены новые Правила обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства.

Приказом № 173н – формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемые, в том числе, государственными (муниципальными) учреждениями.

Методические указания по применению форм первичных документов и регистров также утверждены Приказом № 173н.

Бюджетные учреждения руководствуются нормами Указания № 3210-У в части, не противоречащей положениям Приказа № 173н. Это следует, например, из письма Минфина России от 27 ноября 2012 г. № 02-06-10/4907, в котором рассмотрено применение ранее действовавшего Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П.

Подотчетные суммы

Пункт 214 Инструкции № 157н с 16 ноября 2014 года действует в редакции приказа Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н (далее – Приказ № 89н). В отличие от ранее установленного порядка, разрешается увеличивать дебиторскую задолженность подотчетных лиц, если срок представления авансового отчета еще не наступил.

На первый взгляд, эти нововведения в Инструкции № 157н противоречат Порядку № 3210-У. В частности, при ведении кассовых операций учреждениям необходимо применять пункт 6.

3 Порядка № 3210-У, которым установлено, что выдача наличных денег под отчет производится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег. Однако противоречие возможно только в том случае, если подотчетное лицо получает наличные денежные средства.

Перечисления подотчетных сумм на банковские карточки сотрудников под действие Порядка № 3210-У не подпадает. Такие перечисления, согласно письму Минфина России от 25 августа 2014 г. № 03-11-11/42288, возможны, если:

  • такая возможность предусмотрена учетной политикой учреждения;
  • сотрудник подал письменное заявление о перечислении подотчетных сумм на его личную карту с указанием реквизитов.

Одно из нововведений в Инструкции № 157н – усиление забалансового учета. В частности, изменениями, внесенными Приказом № 89н, скорректированы правила отражения операций по поступлению и выбытию денежных средств на счетах учреждения.

Произошли существенные изменения в порядке применения счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (далее – счет 18).

Поэтому одновременно с рассмотренными бухгалтерскими записями выдачу аванса под отчет работнику на суточные необходимо отразить в забалансовом учете по дебету счета 18.

В отношении подотчетных сумм, выплачиваемых из кассы учреждения, в 2015 году можно продолжать использовать разъяснения, данные в совместном письме Минэкономразвития России, Минфина России от 5 августа 2014 г.

№ 18505-ЕЕ/Д28и / № 02-02-04/39043 (далее – Совместное письмо).

Помимо выплат командированным сотрудникам, в Совместном письме разъяснен порядок оформления закупок, которые проводят подотчетные лица в целях обеспечения хозяйственной деятельности учреждения:

  • у единственного поставщика на сумму не более 100 тыс. руб. при годовом объеме закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, не превышающем 2 млн руб. или 5 процентов от объема закупок и 50 млн руб.;
  • государственных (муниципальных) образовательных организаций и учреждений культуры, уставные цели которых связаны с сохранением и популяризацией объектов культурного наследия, на сумму не более 400 тыс. руб. при условии, что закупки по пункту 5 статьи 93 Закона № 44-ФЗ составляют не более 20 млн руб.

Никаких изменений порядка расчета указанных объемов в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, не произошло.

Однако редакция пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ с 1 января 2016 года предусматривает, что совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика для всех категорий заказчиков не будет превышать лимит в 5 процентов от объема закупок, предусмотренных исключительно планом-графиком. Такое уточнение внесет коррективы и в возможность закупок через подотчетных лиц.

Форма расчета за платную услугу

Услуги, оказываемые потребителям сверх государственного (муниципального) задания, а также в случаях, предусмотренных законодательством, в пределах государственного задания, могут оказываться за плату.

Например, такое положение предусмотрено пунктом 11 Порядка формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.

При этом до недавнего времени при оказании платных услуг и выборе политики приема платежей учреждения ориентировались на Концепцию реформирования системы бюджетных платежей̆ на период до 2017 года, утвержденную приказом Минфина России от 29 августа 2013 г. № 227. Основное направление этой концепции – сокращение наличного оборота и перевод существенного объема наличного оборота в безналичную форму за счет:

  • развития инструментов безналичных расчетов;
  • применения современных эффективных платежных технологий в расчетах учреждений.

Применение торговых автоматов и платежных терминалов, а также внедрение эквайринга (приема оплаты по банковским картам) – вполне в духе рассматриваемой концепции.

https://www.youtube.com/watch?v=y7kTrMhMuTg

Однако учреждения, полностью перешедшие на безналичные расчеты по платным услугам населению (например, дошкольные образовательные учреждения), с 1 января 2015 года отнесены к категории продавцов, не предоставивших покупателю право выбора удобного для него способа расчета (наличными или банковской картой). Для таких продавцов частью 4 статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 112-ФЗ (далее – Закон № 112-ФЗ) предусмотрены штрафы в размере:

  • от 15 до 30 тыс. руб. для должностных лиц;
  • от 30 до 50 тыс. руб. для юридических лиц.

Закон № 112-ФЗ закрепляет соответствующую обязанность продавца в ст. 16.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г.

№ 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-I), под действие которого подпадают и платные услуги населению, оказываемые бюджетными учреждениями.

Указанная норма действовала до 1 января 2015 года в рекомендательном порядке. Обязательное предоставление потребителю выбора формы оплаты породило сразу несколько проблем.

Контрольно-кассовая техника или бланки строгой отчетности

Техническое обеспечение наличных расчетов с населением проверяет не только Роспотребнадзор, с точки зрения обеспечения прав потребителей, но и ФНС России на предмет:

  • полноты оприходования выручки;
  • применения контрольно-кассовой техники (ККТ).

При этом в Типовые положения о территориальных налоговых органах, утвержденные приказом Минфина России от 17 июля 2014 г. № 61н, с 28 декабря 2014 года включены дополнительные полномочия региональных УФНС России в части проверки ККТ. Таким образом, количество проверок, а с ними и штрафов может возрасти.

Одно из популярных мероприятий при таких проверках – контрольная закупка, в результате которой инспектор может зафиксировать невыдачу чека ККТ. Штраф, наложенный в результате контрольной закупки, можно отменить через суд (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2015 г. № А40-136216/14).

Для учреждений, оказывающих платные услуги населению, которые в 2015 году впервые организовывают прием наличных, наименее затратный способ – использовать альтернативу контрольно-кассовой техники – бланки строгой отчетности.

Применение БСО позволяет избежать закупки электронной кассовой защищенной ленты (ЭКЛЗ) и заключения обязательного договора с центром технического обслуживания ККТ.

При этом указанные закупки – самые значительные, но не единственные статьи расходов на содержание и обслуживание ККТ.

Применение БСО возможно на основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ). Во исполнение пункта 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ разработано положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 мая г. 2008 г. № 359 (далее – Постановление № 359, Положение № 359, соответственно), которое регламентирует:

  • формы бланков строгой отчетности (БСО), приравненных к кассовым чекам;
  • учет, хранение и уничтожение БСО.

БСО могут быть не только типографскими, но и сформированными с использованием автоматизированной системы (далее – АС БСО), которая согласно пункту 11 Постановления № 359 должна отвечать всего двум требованиям:

  • иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с БСО в течение не менее 5 лет;
  • сохранять уникальный номер и серию БСО при его заполнении и распечатке.

При этом АС БСО можно распечатывать, как и кассовый чек – в единственном экземпляре исключительно для покупателя (п. 8 Положения № 359). Таким образом, приобретя БСО в типографии для оперативного обеспечения выбора способа оплаты покупателями, в дальнейшем учреждение может отказаться от сложного и трудоемкого процесса учета, хранения и уничтожения бланков в пользу АС БСО.

Отметим, что Положение № 359 не упоминает о криптографической защите фискальной памяти в виде ЭКЛЗ. Не упоминается ЭКЛЗ и в ГОСТ Р 34.003-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения».

С точки зрения требований ГОСТ Р 34.003-90, допустимы два типа автоматизированных систем:

  • программное обеспечение, установленное на компьютер с источником бесперебойного питания, «зеркальной» памятью (дополнительный диск или диски для множественного копирования сохраненной информации, но никак не ЭКЛЗ) и принтером для распечатки БСО;
  • устройство, разработанное на основе обычной ККТ (БСО-аппарат), соответственно, как и первая система, без ЭКЛЗ.

Как показывает практика, применение БСО-аппарата экономичнее и проще в эксплуатации, чем автоматизированные системы первого типа. Такой аппарат не требует установки принтера и работает на обычной ленте для ККТ, что дешевле бумаги для принтера. Таким образом, у учреждения есть возможность обеспечить прием наличной оплаты от населения без значительных затрат материальных и трудовых ресурсов.

Выбор формы оплаты для учреждений

Выбор формы оплаты могут не обеспечивать субъекты предпринимательской деятельности, отвечающие требованиям абзаца 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона № 2300-I. Это касается микропредприятий, у которых выручка без НДС или балансовая стоимость активов за прошлый год не превысила 60 млн руб.

(постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101). Из формулировки нормы Закона № 2300-I прямо не следует, что бюджетные учреждения могут отказать покупателям услуг в праве выбора формы оплаты.

Однако некоторые эксперты считают это возможным, так как в российском законодательстве нет определения субъекта предпринимательской деятельности.

Если исходить из определения предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ), то ее субъект – это лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке, которое самостоятельно ведет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров (выполнения работ или оказания услуг).

Определение предпринимательской деятельности мало отличается от определения приносящей доход деятельности (п. 2–4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ), которую могут вести некоммерческие организации, если это служит достижению целей, ради которых они созданы, соответствует указанным целям и зафиксировано в их учредительных документах (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г.

№ 7-ФЗ). На основании идентичности определений некоторые эксперты делают вывод, что бюджетные учреждения, оказывающие платные услуги, попадают под понятие субъекта предпринимательской деятельности. О жизнеспособности такого утверждения можно будет судить после официальных разъяснений Роспотребнадзора.

Если мнение сложится в пользу потребителей, то противоположную точку зрения придется отстаивать в суде.

Источник: https://delovoymir.biz/nalichnye-raschety-v-2015-godu.html

Кассовая дисциплина до июня 2014: лимит остатка на кассе, правила оформления кассовых операций, помещение кассы — Эльба

Расчеты наличными деньгами в 2012 году

С 1 июня 2014 года применяется новый порядок ведения кассовых операций. О действующем порядке читайте статью в нашей справочной. 

С 2012 года по 1 июня 2014 года действовало Положение 373-П, о котором вам поведает данная статья.

Согласно Положению ЦБ РФ от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций» (далее — Положение) с 2012 года отменяются старые правила ведения кассы и вступают новые.

С 2012 года отменяются:

  • Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета директоров Банка России 22 сентября 1993 года N 40;
  • Положение Банка России от 5 января 1998 года N 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».

Новые правила организациям упростили порядок работы с наличностью, а предпринимателям — усложнили.

Индивидуальные предприниматели теперь будут обязаны вести кассу наравне с организациями. Но это совсем несложно, если вы используете Контур.Эльбу!

Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возьмет на себя налоговая служба, а не банки, как это было раньше.

Остановимся поподробнее на основных изменениях порядка.

Лимит остатка денег в кассе теперь устанавливает само предприятие

Предприятия теперь самостоятельно устанавливают лимит кассы — объем наличности, который можно не сдавать в банк и хранить в кассе (п. 1.3 Положения). Ни о каком участии банков в этой процедуре в документе не сказано.

Руководитель издает в произвольной форме соответствующее распоряжение. Более того, от предприятия не требуется даже уведомлять банк о размере установленного лимита остатка кассы: документ хранится в компании.

Распоряжение об установлении лимита остатка кассы организации.

Определять лимит кассового остатка по-новому нужно исходя из полученной ранее выручки, пика наличных затрат или предполагаемых объемов выручки (для только что открытых предприятий).

В лимит кассового остатка не включают суммы наличных денег на выплаты работникам предприятия (зарплата, стипендия, отпускные и прочие выплаты) – их можно хранить в кассе сверх установленного лимита, но выплаты должны быть произведены в течение 5 рабочих дней.

Формула для расчета лимита следующая:
Лимит = R × N / P, где: R — объем выручки за расчетный период в аналогичном периоде прошлых лет или предполагаемый объем выручки или пиковый объем выдач наличных денег.

P — расчетный период, определяемый по усмотрению предприятия, но не более 92 рабочих дней. Рабочими днями считаются дни, в которые предприятие работало.

N — период времени между днями сдачи в банк наличных денег.

Устанавливается на усмотрение предприятия, но не должен превышать 7 рабочих дней, а если банк далеко — 14 рабочих дней.

Попробовать Эльбу 30 дней бесплатно

Учёт доходов и расходов по кассе — это просто!

Убедитесь сами, воспользуйтесь Эльбой.

Положение не оговаривает, на какой период нужно устанавливать лимит для кассы. Этот вопрос оставлен на усмотрение предприятия. Можно устанавливать лимит на месяц, квартал, год или другой разумный срок. И пересматривать при необходимости.

Пример распоряжения об установлении лимита.

Изменились правила оформления кассовых операций

По новым правилам, кассовые операции оформляют на основе шести документов:

  • Кассовая книга (форма 0310004) – для обобщения информации о кассовых операциях компании.
  • Приходный (форма 0310001) и расходный (форма 0310002) ордеры для оформления поступления в кассу и выдачи из кассы наличных денег.
  • Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма 0310005) для учета движения наличности между старшим кассиром и остальными кассирами компании в течение рабочего дня.
  • Расчётно-платежная ведомость (форма 0301009) для учета отработанного времени, начислений, удержаний и выплат работникам компании.
  • Платежная ведомость (форма 0301011) для учета выданной работникам зарплаты и других выплат.

Формы остальных кассовых документов в новом Положении не прописаны. Некоторые больше не нужны. Например, остался в прошлом журнал регистрации приходных и расходных ордеров КО-3.

Ранее по окончании рабочего дня кассир должен был передавать в бухгалтерию второй (отрывной) экземпляр листа кассовой книги с приложением соответствующих кассовых ордеров и других документов. Теперь этого делать не нужно.

По какой форме должны составлять авансовые отчеты работники компании, Положение также не указывает. Впрочем, во избежание ненужных вопросов советуем пользоваться прежней формой.

На усмотрение руководства отдан и порядок хранения кассовых документов. Указано лишь, что хранить их надо в течение сроков, установленных архивным законодательством РФ (п.1.9 Положения).

Кассовые помещения

До 2012 года каждая компания, которая работала с наличными деньгами, должна была иметь изолированную и укрепленную кассовую комнату. Выполнить это требование было трудно, а порой и просто невозможно. А контролеры штрафовали провинившихся.

Хорошая новость: новое Положение вообще никаких требований к обустройству кассы не предъявляет. Более того, выбор места, где предприятие будет производить наличные расчеты, полностью оставлен на усмотрение ее руководства (п. 1.

2 Положения). То есть кассой может быть и отдельная комната, и бухгалтерия, и кабинет руководителя. Более того, не требуется, чтобы касса вообще располагалась в каком-то помещении.

Например, Положение не запрещает разместить ее в автомобиле.

Предприятие само определяет, как и где оборудовать кассу и как обеспечивать ее безопасность.
О чем сказано в пункте 1.11 Положения. Так что с нового года нет необходимости оборудовать в офисе маленькую «крепость», чтобы, например, раз в месяц выдавать под отчет сотрудникам пару тысяч рублей. Порядок и сроки проверок наличия денег в кассе также устанавливает руководитель компании.

Статья актуальна на 11.11.2015

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/67

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.