+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Работа педагогом. Для кого установлен запрет?

Содержание

Права и обязанности учителей в школе по закону

Работа педагогом. Для кого установлен запрет?

Родители учащегося часто задаются вопросом касаемо взаимоотношений между учителем и его учениками. В Российской Федерации педагогический сегмент действует на основании профессионального устава, который имеет федеральное значение. Поэтому работники сферы образования — учителя осуществляют свою деятельность в соответствии с его положениями.

Какие права и формальные обязанности имеются у преподавателей школы, будет рассказано далее.

Какие права имеет учитель в школе в 2018 году

В любой учебной организации должная программа образования предполагает в отношении преподавателей школы следующие преференции:

  • получать соразмерное денежное вознаграждения, согласно имеющейся квалификации;
  • иметь все элементарные условия для оказания образовательных услуг;
  • рассчитывать на помощь в организации учебного процесса со стороны руководителя школы;
  • пользоваться всеми социальными и материальными гарантиями, рассчитанными законом для бюджетной категории;
  • получать положенный отпуск в соответствии с графиком деятельности.

Имеет ли учитель право выгонять с урока ученика?

Такого права в отношении учителя нигде не закреплено. Если ученик систематически нарушает дисциплину, либо своими действиями мешает проведению учебного процесса, то преподаватель школы в этих случаях не сможет выгнать его из класса. Это является нарушением формальной должностной инструкции, что может послужить применением санкций в отношении специалиста.

Вместо того чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются.

О комендантском часе в СПБ для несовершеннолетних читайте по ссылке:

Есть ли право у учителя забрать телефон у ученика?

Отношения формально должны строиться на основе профессиональной преподавательской этики. Преподаватель школы, особенно в начальных классах, должен понимать, что работать ему придется в не самых легких условиях.

Но несмотря на это, применять самостоятельные меры воздействия по отношению у обучающимся нельзя. Это прописано в диспозициях методических рекомендаций за номером 351-ФЗ (МО ноябрь 2016 года).

Поэтому забирать телефон, даже на время урока — нельзя.

Скачать ФЗ № 351

В этом отношении родители задаются вопросом относительно того,имеет ли право учитель забирать телефон у ученика статья за это действие предусматривает ответственность? В первую очередь, такой статьи нет. Во-вторых, учитель должен обратиться к руководству школы с описанием сложившейся проблемы.

Законно ли повышение голоса на учеников?

Также родители интересуются, имеет ли право учитель повышать голос на ученика? В отличии от остальных оснований, здесь не следует относится к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением.

Повышение голоса, как такового, вовсе может и не быть, потому что у человека от природы голос может быть высоким.

Инструкции по охране труда в школе можно изучить и скачать бесплатно по ссылке:

Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику?

Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем:

  • нельзя делать никаких оскорбительных замечаний;
  • оказывать физическое воздействие;
  • ставить в угол;
  • выгонять из классного кабинета;
  • забирать (даже на время урока) личные вещи — телефоны, игрушки, плееры, и другие приспособления;
  • кричать с отходом от учебного процесса;
  • проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса.
  • Эти действия специалист делать не имеет права в любой школе РФ.

Ответственность за оскорбление ученика

Такая ответственность может заключаться в разовом дисциплинарном взыскании. Если указанные нарушения являются уже систематическими, то закон в этом случае предполагает ответственность в виде прямого отчисления из штата школы.

Поэтому вопрос относительно того, имеет ли учитель право оскорблять ученика при всем классе, сам по себе является неуместным. Ни наедине, ни при всем классе прямые оскорбления в адрес учащегося не допускаются.

Обязанности учителя в школе по новому закону об образовании

Последние изменения профильный закон (351-ФЗ) претерпел в ноябре 2016-го года.

В соответствии с ними, преподаватели в рамках своей формальной деятельности несут следующие условные обязанности:

  • работать в целях передачи знаний в рамках своей квалификации;
  • оценивать старания, усердие, иные качества обучающихся только по объективным критериям;
  • не использовать никакие субъективные схемы оценки знаний;
  • при нарушениях не предпринимать самостоятельных действий;
  • выходящих за обозначенные должностной инструкцией рамки, а немедленно связаться с руководством условной школы.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (9 3,44 из 5)
Загрузка…

Источник: https://classomsk.com/zashhita-prav-rabotnika-i-rabotodatelya/prava-i-obyazannosti-uchitelej-v-shkole-po-zakonu.html

Ограничения на право занятия педагогической деятельностью – МОИ ПРАВА: КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА

Работа педагогом. Для кого установлен запрет?

Право на занятие педагогической деятельностью устанавливается статьей 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Федерального закона № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (ред. от 03.08.2018).

В соответствии с этой статьей Закона об образовании:

  • право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам;
  • номенклатура должностей педагогических работников образовательных учреждений, должностей руководителей образовательных учреждений утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций”

Статус педагога предполагает высокие моральные и нравственные требования к работнику, занимающему педагогические должности, а также к другим лицам, профессионально занимающимися образовательной деятельностью. Законодательно эти требования обеспечиваются ограничением на право занятия педагогической деятельностью как на стадии приема на работу, так и в период работы.

Статья 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса РФ предусматривает, что к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 331 Трудового кодекса РФ;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Аналогичные ограничения установлены также для всех иных (не педагогических) работников образовательных организаций, работающих с несовершеннолетними обучающимися.

В частности, статьей 351.1 Трудового кодекса РФ установлено, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются:

  • лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные выше;
  • работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за соответствующие преступления (на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда).

Статья 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса РФ (ред. от 03.08.2018)

Некоторые лица из их числа, однако, могут быть допущены к педагогической деятельности:

  • при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, о допуске их к соответствующему виду деятельности,
  • если речь идет о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Указанные запреты на занятие педагогической деятельностью, а также запреты на другую работу в детских учреждениях не являются юридической ответственностью:

  • по своему характеру они представляют собой ограничения на занятие определенной деятельностью или в определенных организациях для лиц, которым не может быть доверена работа с детьми, в том числе педагогическая в соответствии с федеральным законодательством.

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 № 19-П “По делу о проверке конституционности статей 331 и 351.1 Трудового кодекса РФ в части ограничения на занятие педагогической деятельностью

В связи с жалобами граждан Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 года № 19-П было проверено соответствие статей 331 и 351.1 Трудового кодекса в части ограничения на занятие педагогической деятельностью Конституции РФ и даны некоторые разъяснения.

Конституционный Суд констатировал:

  • что введение ограничений на занятие педагогической деятельностью возможно для достижения такой конституционно значимой цели, как защита жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, поскольку детство – это период физической, умственной и психологической незрелости и одновременно важнейший этап развития личности, на котором закладываются основы моральных и нравственных качеств, формируются мировоззрение и взгляды, определяющие жизненные принципы и перспективы,
  • что позволяет предъявлять к лицам, отвечающим по роду своей деятельности за воспитание и образование несовершеннолетних, повышенные требования.

Особая ответственность за сохранение жизни и здоровья несовершеннолетних, а также за их воспитание в условиях, обеспечивающих полноценное психическое, духовное, нравственное и физическое развитие:

  • лежит на лицах, которые реализуют свое конституционное право на выбор рода деятельности и профессии в особой сфере, сопряженной с непосредственными и регулярными контактами с несовершеннолетними;
  • в первую очередь это относится к педагогическим работникам, выполнение которыми своих трудовых обязанностей заключается в деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.

Требования, предъявляемые законодательством об образовании к педагогическим работникам с учетом специфики их трудовой деятельности и задач, стоящих перед системой образования:

  • касаются не только их профессиональной подготовки, деловых качеств,
  • но и морально-нравственного уровня.

Ограничения на доступ к осуществлению педагогической или иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних:

  • должны обеспечивать приоритетную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, принимая во внимание их эмоциональную, духовную и интеллектуальную незрелость,
  • но вместе с тем не приводить к несоразмерному ограничению прав и свобод лиц, осуществляющих трудовую деятельность в указанных сферах.

Федеральный законодатель, минимизируя риски для жизни, здоровья и нравственности именно несовершеннолетних – основы будущих поколений и при этом наиболее беззащитной и уязвимой категории граждан:

  • вправе ограничить доступ к педагогической и иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних соответствующих категорий лиц.

Указанное постановление Конституционного Суда содержит целый ряд дополнительных комментариев, которые послужили основной для внесения изменений в соответствующие статьи Трудового кодекса РФ, связанные с ограничениями на право занятия педагогической деятельностью.

Система образования

Источник: http://moiprava.info/obrazovanie/prava-pedagogicheskikh-rabotnikov/684-ogranicheniya-na-pravo-zanyatiya-pedagogicheskoj-deyatelnostyu

Работа педагога по совместительству

Работа педагогом. Для кого установлен запрет?

Трудовой кодекс РФ устанавливает, что каждый гражданин в свободное от основного места труда время вправе выполнять у того же, либо другого работодателя иные регулярные обязанности за дополнительную плату (внутреннее или внешнее совместительство).

Но федеральное законодательство вводит и другие нормы, конкретизирующие особенности совместительства для определенных категорий специалистов, и обязательные к исполнению как нанимателями, так и наемными работниками. К таким категориям относятся фармацевты, медики, сотрудники учреждений культуры и образования. На специфике работы по совместительству педагогических работников и будет акцентировано внимание в настоящей статье.

Тк рф

Основные нормы совместительства отражены в Трудовом кодексе в ст. 60, 282—288.

Они регулируют взаимоотношения между работодателем и работником, возникающие при выполнении последним функционала, возложенного на него сверх тех, что определяет трудовое соглашение по уже занимаемой должности.

Но преподавательский состав относится к той профессиональной касте, для которого в ст. 282 сделана оговорка о том, что для него возможность совместительства или совмещения может иметь свои особенности, устанавливаемыми отдельными правительственными актами.

Основной нормативной базой для регулирования трудовых обязательств, выполняемых педагогами сверх основных, являются закон «Об образовании» № 273-ФЗ и Постановление Минтруда РФ № 41.

В последнем даются наиболее четкие разъяснения, на каких должностях педагогические работники могут осуществлять подработку, в каких объемах и какой продолжительности.

Там же определяются основные критерии разграничения совместительства и совмещения учителей, воспитателей и преподавателей.

Работа педагогов по совместительству и совмещению

Основная разница между этими понятиями состоит в том, что в случае совместительства педагогический работник выполняет другой функционал у иного работодателя, а в совмещении – берет на себя часть дополнительных обязанностей либо расширяет объемы уже выполняемой работы по главному месту труда по той же должности.

Совместительство обязательно должно быть оформлено отдельным соглашением, а при совмещении расширение функционала и оплата за его выполнение оговариваются в дополнении к уже существующему договору.

Что является работой по совместительству педагогических работников?

Преподавательская работа может в себя включать учебную, воспитательную, а также другие виды педагогической деятельности, предусматриваемые квалификацией по соответствующей должности. Это касается как должностных обязанностей преподавателя по основному месту труда, так и тех, что он может исполнять сверх этого.

При этом согласно Постановлению N 41 совместительством для педагогов не могут считаться:

  • научная, литературная или другая деятельность творческого характера, которой не отведена дополнительная вакансия по штату;
  • проведение специальных экспертиз за разовую плату;
  • преподавание или консультирование с почасовой оплатой (здесь закон устанавливает годовое ограничение в 300 ч.);
  • преподавание в том же учреждении образования, а также руководство аспирантами, докторантами, заведование кафедрой или факультетом, руководство классом, председательство в различных комиссиях, производственных обучениях и практиках, заведование кабинетами, лабораториями, проведение экскурсий и др;
  • преподавание в том же учреждении сверх часовой нормы за отдельную ставку.

Все вышеперечисленные виды обязанностей могут возлагаться на педагога в порядке совмещения за отдельную плату.

Допустимое количество часов в неделю

Постановление № 41 устанавливает недельные часовые нормы по совмещаемым должностям для работников образовательной сферы. Согласно ему продолжительность труда в течение месяца по каждому дополнительному трудовому договору не должна превышать 50% месячной нормы, а для тех педагогов, у которых этот показатель составляет менее 16 ч. в неделю, – еженедельных 16 часов.

Ч. 1 ст. 333 Тк рф для работников образования устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени – в общем случае она не может быть более 36 ч. в неделю. Отсюда следует, что длительность подработки и совмещения для таких сотрудников не может превышать 18 ч.

Недельные нормы часов за одну ставку заработной платы педагогов различных квалификаций и специальностей устанавливаются приказом Минобразования N 1601, и могут сильно различаться.

Так, например, учителям иностранного языка в организациях дошкольного обучения устанавливается недельная часовая норма продолжительностью 18 ч., а инструкторам по физкультуре – 30 ч.

Эти нюансы обязательно должны учитываться при установлении длительности рабочего дня педработникам по совмещаемым обязанностям.

Трудовой договор по совместительству с учителем

Если педагог берет подработку в том же учреждении образования, что и главное место труда, то она не считается совместительством и не требует оформления самостоятельного трудового договора. Сотруднику будет достаточно внести изменения в основной договор (то есть оформить факт совмещения соглашением).

Если же человек работает в нескольких организациях, то обязательно заключение трудового соглашения в каждой из них.

Неотъемлемым пунктом при оформлении договора по совместительству является часовая норма рабочего дня педагога и описание его функционала.

Документ должен отражать все условия и особенности взаимоотношения сторон, включая их права и обязанности. Отдельно оговаривается размер и порядок оплаты труда сотрудника.

Образец трудового договора учителя-совместителя.

Работа по совместительству для воспитателей

Для воспитателей действующим российским законодательством установлена недельная часовая норма продолжительностью 36 часов. Если воспитатель работает сверх нее по своей же должности в том же учреждении, то такие обязанности нужно оформить на условиях совмещения. Трудоустройство к стороннему работодателю требует заключения обособленного трудового соглашения.

Подработка воспитателя не может еженедельно превышать 18 часов, а количество мест труда не ограничивается. Так, если сотрудник готов нести нагрузку 72 часа в неделю, то из них 36 часов будут работой по главному месту труда, а два других трудовых договора будут описывать функционал по дополнительно занимаемым должностям. По каждому из них недельная норма не может быть более 18 ч.

Оплата работы

Все сотрудники, берущие на себя выполнение расширенного функционала, не определенного основным трудовым соглашением, должны получать за труд оплату в размере пропорционально отработанному времени.

Если работником образовательной сферы выполняются нормированные задания, то оплата осуществляется за выполненный объем работ.

При этом не имеет значения, оформлена ли подработка в качестве совместительства либо совмещения.

В расчет среднего заработка при исчислении различных компенсаций педработникам, работающим на нескольких местах работы, включается зарплата по всем видам совместительства.

Аттестация по совместительству

Педагоги-работники государственных учреждений имеют законодательно закрепленное право пройти аттестацию на любую категорию как по главному, так и по дополнительному месту труда.

Отпуск

Отпуск совместителю предоставляется одновременно с отпуском по основной должности.

Практически весь преподавательский состав имеет право на удлиненный отпуск – их длительность определена Постановлением Правительства РФ № 466.

  Продолжительность отпуска педагогических работников может варьировать от 42 до 56 дней в зависимости от вида образовательного учреждения-работодателя и занимаемой в нем должности.

В случае, когда отпуск по совместительству меньше по длительности отпуска по главному месту труда, то эти дни оформляются как отпуск без сохранения заработной платы.

Нарушением трудового законодательства будет считаться отказ в предоставлении отпуска совместителю по его требованию в период отпуска по главному месту труда.

Стаж педагогического работника по совместительству

Согласно Постановлению Правительства РФ № 781 педагогический стаж дает право сотруднику досрочно выйти на пенсию, но лишь при выполнении законодательно установленных нормативов времени труда в учреждениях образования. Льготная пенсия назначается в случае, если человек отработал в них не менее 25 лет. При этом место труда учителя должно числиться в государственном спецреестре.

Дополнительные часы совместителям будут засчитаны в льготный педагогический стаж для исчисления досрочной пенсии лишь при условии работы на втором месте на полной штатной ставке. Подтвердить такой стаж можно на основании справок работодателя, выданных в соответствии с требованиями закона и имеющих в своем составе все установленные законодательством реквизиты.

В педстаж засчитывается выполнение педагогических, руководящих и методических обязанностей в учреждениях образования.

Нюансы

Работа по совместительству педагогам не запрещена, но имеет свою специфику. Не все виды педагогической деятельности признаются совместительством, некоторые из них сотрудник может выполнять за дополнительную плату, но без оформления совмещения. Трудовой договор на совместителей-педагогов заключается лишь при трудоустройстве у другого работодателя.

Для учителей-совместителей действительны все льготы и компенсации, предоставляемые Тк рф. Педстаж сотрудника образовательного учреждения для получения пенсионных льгот исчисляется только при занятии им полной ставки педагога как на основной, так и на дополнительной работе. Часовые нормы на одну ставку по каждой должности устанавливаются Правительством РФ.

Источник: http://rabotnik-info.ru/sovmestitelstvo/pedagogicheskih-rabotnikov/

Какие лица не допускаются к педагогической деятельности?

Работа педагогом. Для кого установлен запрет?

Преподавательскую деятельность граждане могут вести в специализированных учебных заведениях или индивидуально. Действующее законодательство предусматривает ряд требований и ограничений для лиц, желающих работать в сфере образования. Основные из них установлены ст. 331 ТК РФ.

Ограничения

К педагогической деятельности не допускаются:

  • Лица, признанные в установленном порядке недееспособными.
  • Граждане, имеющие заболевания, указанные в специальном перечне. Речь идет о Перечне, утвержденном правительственным постановлением № 377.
  • Граждане, которым вступившим в действие приговором вменен запрет на педагогическую деятельность.
  • Субъекты, подвергавшиеся/подвергающиеся уголовному преследованию, за посягательства на свободы, здоровье, достоинство, честь личности (кроем противоправного помещения в психиатрическую лечебницу, оскорбления, клеветы), половую неприкосновенность, семью и несовершеннолетних, общественную нравственность и безопасность. Исключение составляют граждане, в отношении которых прекращено преследование по реабилитирующим обстоятельствам.
  • Лица, имевшие судимость (или имеющие ее в настоящий момент) за указанные выше деяния.
  • Граждане, имеющие неснятую/непогашенную судимость за тяжкие/особо тяжкие посягательства, совершенные умышленно.

Указанные ограничения закреплены во 2 пункте ст. 331 ТК РФ.

Если право на занятие педагогической деятельностью было ограничено, а гражданин не отбыл вмененное наказание, при расторжении контракта с нанимателем в трудовую книжку вносится запись об основании и сроке действия ограничения.

Согласно УК, такая санкция предусматривается на 1-5 лет как основное наказание и на 6 мес. – 3 года как дополнительное. В некоторых случаях продолжительность ограничения в качестве дополнительной санкции может составить до 20 лет (47 статья УК).

Судимость и преследование

Гражданин, осужденный за совершение деяния, признается судимым с даты вступления приговора в действие и до момента снятия/погашения судимости. Соответствующие положения закреплены 86 статьей УК. Субъект, освобожденный от наказания, признается несудимым.

Из указанного выше следует, что факт наличия судимости за некоторые виды посягательств у гражданина, вне зависимости от погашения/снятия, считается квалифицирующим признаком при определении основания для ограничения права вести преподавательскую деятельность.

Непогашенная/неснятая судимость

Подтверждение факта отсутствия судимости, ее погашения/снятия лицо может специальной справкой. Ее можно получить в ГИАЦ (Главном информационно-аналитическом центре) МВД или информцентрах УВД и ГУВД регионов.

За тяжкие деяния виновному может назначаться максимальное наказание не более чем на 10 лет, а за особенно тяжкие – больше 10 лет или пожизненное заключение.

Погашение судимости осуществляется в отношении граждан, осужденных за тяжкие посягательства – через 6, за особенно тяжкие – через 8 лет после отбытия назначенного наказания.

При безупречном поведении после завершения вмененного по приговору срока судимость может быть снята до указанных выше периодов по ходатайству лица.

Недееспособность

К педагогической деятельности не допускаются лица, не способные приобретать и реализовывать гражданские права, а также создавать своими действиями гражданские обязанности и выполнять их.

Необходимо учесть, что обстоятельства, в связи с которыми субъект был признан недееспособным, могут быть устранены. В таких случаях суд может принять решение о признании дееспособности лица. Для этого подается заявление:

  • опекуном;
  • членом семьи;
  • администрацией психоневрологического/психиатрического учреждения;
  • органом попечительства/опеки.

Принятие окончательного решения судом осуществляется с учетом медзаключения, выданного по результатам судебно-психиатрической экспертизы.

Заболевания

В перечне патологий, утвержденном Правительством, установлены общие медицинские психиатрические противопоказания для сотрудников:

  • домов ребенка;
  • учебно-воспитательных учреждений;
  • ДОУ;
  • школ-интернатов;
  • детских домов;
  • интернатов при школах.

Противопоказаниями являются затяжные и хронические психические расстройства с часто обостряющимися либо тяжелыми стойкими болезненными проявлениями. Примером такого заболевания является эпилепсия.

К педагогической деятельности не допускаются лица, страдающие острыми и хроническими заразными болезнями, в том числе сифилисом и туберкулезом в открытой форме.

Освидетельствования

Противопоказания выявляются в ходе медосмотров. Согласно действующим нормам, педагогические работники обязаны проходить предварительные и периодические освидетельствования.

Они организуются на средства учредителя. Порядок прохождения осмотров на средства регионального бюджета определяются законодательствами субъектов РФ.

Сведения о результатах освидетельствований вносятся в медкнижки сотрудников.

Выраженные проявления пограничных состояний при психических расстройствах рассматриваются индивидуально в каждом случае.

Особенности допуска к преподавательской деятельности

В соответствии с ФЗ № 489, с 1 янв. 2015 г. КДН (комиссии по делам несовершеннолетних) были наделены новыми полномочиями. Они принимают решения о допуске отдельных категорий лиц к педагогической деятельности.

Указанные полномочия распространяются на случаи приема граждан:

  • имеющих/имевших судимость;
  • в отношении которых велось/ведется уголовное преследование за деяния против здоровья, чести, жизни, достоинства, половой свободы и неприкосновенности личности, несовершеннолетних и семьи, здоровья населения, конституционных основ, общественной нравственности, безопасности государства.

Определяющими факторами при вынесении решений являются:

  • степень тяжести и вид преступления;
  • срок, истекший с момента совершения деяния;
  • форма вины;
  • характеристики личности;
  • обстоятельства, отражающие отношение к выполнению профессиональных обязанностей и пр.

Важные моменты

Наниматель обязан отстранить гражданина от педагогической деятельности в случае получения от правоохранительных структур информации об уголовном преследовании, открытом в отношении этого лица за преступления, указанные в 331 статье ТК. При этом отстранение действует на весь период преследования до его окончания или вступления в действие судебного решения.

В полномочия КДН не входит рассмотрение вопросов о допуске граждан, страдающих патологиями, предусмотренными в Перечне, утвержденном Правительством. Эти лица не допускаются к педагогической деятельности в соответствии с ТК.

Предварительное собеседование

По общим правилам, перед приемом гражданина в образовательное учреждение в качестве сотрудника проводится беседа.

В ходе собеседования наниматель определяет, подходит ли гражданин для работы в учебном заведении. Ответы на задаваемые вопросы позволяют оценить уровень профессиональной подготовки, личные качества соискателя.

Особое практическое значение имеет анкета. На работу в образовательное учреждение принимаются лица, имеющие образовательный ценз. О нем говорится в п. 1 331 статьи ТК. В анкете на работу педагогом соискатель, кроме прочего, указывает специальность, сведения об институте, в котором было получено образование.

Педагогический ценз устанавливается квалификационными характеристиками, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития № 761н и приводятся в ЕКС (Едином квалификационном справочнике). Они предполагают не только наличие у педагогов определенного уровня профобразования, но и ряд требований к профилю специальности, полученной в вузе.

Отказ в приеме на работу

Причины, по которым наниматель решает не принимать соискателя, должны быть выражены в письменном виде. Между тем для юридически правильного оформления отказа руководитель или другое уполномоченный им сотрудник должен обладать определенными знаниями и навыками.

Чтобы избежать такой ситуации, при размещении вакансии следует детально описать все требования, предъявляемые к соискателю.

Документы

При поступлении на работу в образовательное учреждение гражданин предоставляет:

  • Паспорт (другой удостоверяющий личность документ).
  • Трудовую книжку. Исключением являются случаи поступления на работу впервые или по совместительству.
  • Страховое свидетельство.
  • Документы о воинском учете (если гражданин военнообязанный или подлежит призыву).
  • Диплом об образовании, документ о квалификации либо специальных знаниях (при необходимости).
  • Справку об отсутствии судимости.

Другие документы требовать от соискателя работодатель не вправе.

Источник: http://fb.ru/article/337050/kakie-litsa-ne-dopuskayutsya-k-pedagogicheskoy-deyatelnosti

Ограничения и запреты при приеме на работу сотрудников

Работа педагогом. Для кого установлен запрет?

Нельзя никого ограничивать в реализации его трудовых прав. Согласно ст. 3 Трудового кодекса РФ, никакие обстоятельства, кроме деловых и профессиональных качеств, не могут служить причиной для отказа соискателю в приеме на работу.

Однако трудовым законодательством все-таки предусмотрены некоторые ограничения и запреты.

Для того чтобы понимать, насколько правомерным является тот или иной отказ в приеме на работу, необходимо знать, какие ограничения при приеме на работу установлены законодательством.

Трудовое законодательство частично ограничивает применение общих правил при приеме на работу либо предусматривает дополнительные правила для определенных категорий работников. Это связано прежде всего с тем, чтобы обеспечить справедливые условия труда и безопасность как для работника, так и для работодателя.

Основаниями для установления ограничений являются, согласно ст. 252 ТК РФ:

  • характер и условия труда;
  • психофизиологические особенности определенных категорий работников;
  • природно-климатические условия;
  • семейные обязанности и другие факторы.

Так, людей с инвалидностью отправлять в командировки и привлекать к труду в ночное и сверхурочное время можно только с их согласия.

К работам вахтовым методом работодатели не могут привлекать несовершеннолетних, беременных женщин и женщин с детьми младше трех лет, а также тех, кто имеет медицинские противопоказания для таких условий труда (ст. 298 ТК РФ).

Подробнее о том, какие бывают возрастные ограничения при приеме на работу, поговорим немного позже. А сейчас обозначим категории работников, для которых предусмотрены те или иные ограничения при трудоустройстве.

Категории работников, для кого предусмотрены ограничения

Есть три категории работников, которым работодатель на вполне законных основаниях может отказать в приеме на работу на определенные должности. Это лица в возрасте до 18 лет, женщины и лица с судимостью.

Ограничен для женщин и запрещен для несовершеннолетних(ст. 253 и ст. 265 ТК РФ) прием на должности, которые предусматривают:

  • вредные и опасные условия труда;
  • подземные работы (для женщин – за исключением нефизического труда и работ по санитарному и бытовому обслуживанию);
  • перемещение вручную тяжестей, которые превышают предельно допустимые для них нормы (запрещено для обеих категорий).

Также запрещено принимать подростков на работу (ст. 265, ст. 244 и ст. 282 ТК РФ), которая:

  • может навредить их здоровью или нравственному развитию (например, в ночных клубах и казино или на производстве, связанной с транспортировкой и торговлей алкоголем, табачными изделиями, токсическими или наркотическими веществами, продукцией эротического содержания);
  • предусматривает заключение договора о полной материальной ответственности;
  • является работой по совместительству.

Есть определенные профессии и службы, на которых запрещено работать лицам с судимостью. Это касается прежде всего тех видов занятости, которые связаны с повышенной ответственностью и государственной безопасностью:

  • педагогическая деятельность;
  • служба в армии, ФСБ или таможенных органах;
  • работа в судебных органах и прокуратуре;
  • адвокатская и аудиторская деятельность.

Ограничения по возрасту

Для начала рассмотрим, с какого возраста можно принимать на работу в принципе. Согласно ст. 63 ТК РФ, оформлять трудовые договоры допускается с работниками, которым исполнилось 16 лет. С лицами младшего возраста можно устанавливать трудовые отношения только при определенных условиях:

  • тех, кому исполнилось 15 лет, можно привлекать только для выполнения легкого труда, который не навредит их здоровью;
  • 14-летние могут работать исключительно с согласия одного из родителей или попечителей, и привлекать их можно к легкому труду, который не навредит не только их здоровью, но и успеваемости в учебе;
  • дети младше 14 лет могут работать в создании или исполнении произведений без вреда для их здоровья и нравственного развития в театральной, кинематографической, концертной или цирковой сферах (трудовой договор от их имени подписывает родитель или опекун).

Согласно российскому законодательству, возрастной ценз при приеме на работу имеет только нижний предел. Верхнего предела у него нет.

Более того, отказ в заключении трудового договора по причине возраста является необоснованным и в ст. 64 ТК РФ на это есть прямой запрет. Конечно, это не касается случаев, когда соискателю еще не исполнилось 18 лет, а условия работы не соответствуют законодательно установленным нормам для несовершеннолетних.

На практике же многие вакансии имеют возрастные ограничения до 45-50 лет. Тогда как устроиться на работу после 50 лет, если работодатели рассматривают на должности только молодых соискателей?

Действительно, есть профессии, для которых такие возрастные ограничения вполне обоснованы и вызваны определенными условиями труда. Если требуется выносливость, физическая активность, быстрота реакции, то возрастной ценз вполне уместен.

Но если для работы важны знания и опыт, то здесь соискатель в возрасте 50 лет может с легкостью обойти более молодого, но менее опытного.

И таких специальностей, где возраст и опыт играют очень важную роль, достаточно много:

  • технологи на производстве;
  • проектировщики и конструкторы;
  • специалисты в энергетике;
  • врачи и фармацевты;
  • специалисты по транспорту и логистике.

Ответ на вопрос, как устроиться на работу в 50 лет женщине, практически ничем не отличается от ответа на предыдущий. Важно рассматривать свой трудовой стаж как козырь при трудоустройстве. Ведь, опыт полученный в течение трудовой деятельности, не смогут заменить теоретические знания и рвение молодых соискателей.

Необходимо при общении с работодателем делать акцент на достижениях на предыдущих местах работы и рассказывать о рабочих ситуациях, которые удалось успешно разрешить. Например, бухгалтер может сообщить, что за 20 лет ее работы налоговая ни разу не начислила штрафные санкции по результатам 11 проверок.

Даже после выхода на пенсию специалист может продолжить работать, если у него есть на это желание и позволяет состояние здоровья. Прием на работу пенсионера в 2019 году проходит по такой же процедуре, как и любого другого работника.

Только при заключении трудового договора пенсионер вместе с остальными документами должен предоставить страховое пенсионное свидетельство.

Никаких ограничений для пенсионеров законом не предусмотрено. Единственная особенность заключается в том, что работающим пенсионерам не предусмотрена индексация пенсии. Поэтому с 2016 года работодатель должен подавать в Пенсионный фонд ежемесячную отчетность по форме СЗВ-М, где учитываются все принятые на работу пенсионеры.

Прием на работу беременных

Работодатель не может отказать в приеме на работу женщине по причине беременности или наличия у нее детей. В Трудовом кодексе на это есть прямой запрет – в статье 64.

К сожалению, на практике не всегда все так однозначно. Руководители не любят, когда работник уходит в декрет. Им приходится искать замену на время отпуска по уходу за ребенком, заново обучать и испытывать нового сотрудника. Тем более работодатели не хотят заключать трудовой договор, если женщина уже беременна, будучи только соискателем.

Насколько сложно найти работу женщине, которая готовится стать матерью, и что делать в случае необоснованных отказов потенциальных работодателей?

Прием на работу несовершеннолетних

На время летних каникул многие подростки устраиваются на работу, которая не требует высокой квалификации или носит сезонный характер. Для них это хорошая возможность не только заработать, но и определиться с будущей профессией. А работодатель может присмотреть и обучить будущего специалиста, который будет соответствовать его ожиданиям.

Надо только помнить, что для подростков подойдет не каждая работа. Например, установленные законом ограничения возраста работников при приеме на работу с вредными и опасными условиями труда не позволяют привлекать к таким работам тех, кому еще не исполнилось 18 лет.

Трудоустройство и занятость несовершеннолетних имеет ряд своих особенностей и условий, которые необходимо выполнять.

Прием на работу с судимостью

Человек, которого судили в прошлом, после освобождения от наказания считается несудимым. Однако работодатели не спешат брать на работу соискателя даже с погашенной судимостью.

Действительно, есть ряд ограничений для ранее судимых работников и не все профессии им подходят. Об этом мы уже говорили ранее. Тем не менее есть государственные гарантии при трудоустройстве и прямой запрет на дискриминацию работников по непрофессиональным качествам.

Как принять на работу. Как заполнить кадровые документы. Какой список документов:

Источник: http://ligabiznesa.ru/kadry/priem-na-rabotu/ogranichenija-pri-prieme.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.