+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Проверки по-новому: как это будет

Содержание

Гит по-новому: как сегодня проходят проверки трудовой инспекции

Проверки по-новому: как это будет

Когда на работу приходит трудовой инспектор, то это не вызывает никакого восторга у работодателя. Как правило, подобная проверка не заканчивается ничем хорошим. В этой статье Евгений Полубояров, эксперт по кадровому аудиту, соучредитель компании «Кадриум», подробно рассказывает, каким образом сегодня проходят проверки ГИТ

Риск-ориентированный подход

Работодатели, у которых нет никаких задолженностей по выдаче зарплаты сотрудникам, у которых не случалось несчастных случаев на работе, а также у тех, чьи документы в полном порядке, могут спокойно вздохнуть. Однако, это все в теории.

Теперь поговорим немного о практике. Работодателей разделили на пять категорий риска. У каждого вида есть свои собственные сроки проведения плановых проверок:

  • Высокий риск. Проверки проходят 1 раз в 2 года;
  • Значительный риск. Проверки проходят 1 раз в 3 года;
  • Средний риск. Проверки проходят 1 раз в 5 лет или реже;
  • Умеренный риск. Проверки проходят 1 раз в 6 лет или реже;
  • Низкий риск. Плановых проверок нет.

Чтобы фирму отнесли к категории высокого риска, решение должен принимать главный государственный инспектор РФ. Для присвоения меньшего риска достаточно решения регионального руководителя ГИТ.

Если вас не устраивает та категория, которая присвоена вашей компании, вы имеете право направить в соответствующую присвоенной группе риска инспекцию требование обосновать присвоение данной категории риска. После рассмотрения данного запроса вы сможете снизить категорию риска, если она не соответствует действительности.

Стоит отметить, что в план проверок на следующий год автоматически попадают компании, у которых в нынешнем году есть подтвержденная жалоба о том, что сотрудники не получают зарплату или случались несчастные случаи на территории фирмы.

Плановые проверки

Инспектор в обязательном порядке должен сообщить главе фирмы о будущей проверке не позже, чем за три дня до ее начала. Подобные проверки в большинстве случаев имеют выездной тип проведения.

В ходе проверки глава организации или назначенное лицо должны показать инспектору все документы, которые он потребует. Также должен быть предоставлен доступ во все здания компании, к технике, транспорту и прочему.

Инспектор не может выполнять проверку, если отсутствует руководитель компании или его уполномоченное лицо. Если работодатель откажется выполнять требования инспектора, то он может получить крупный штраф.

Существуют максимальные сроки для проведения проверок:

  1. Для микропредприятий сроки проведения составляют не более 15 часов;
  2. Для малых предприятий сроки проведения составляют не более 60 часов;
  3. Для работодателей, которые не попадают под критерии малого предпринимательства, до 20 суток. Если есть филиалы в других районах, то максимальный срок увеличивается до 60 рабочих дней. Если нужно провести длительные расследования, то сроки могут быть увеличены в два раза.

Внеплановые проверки

О данном типе проверки работодателя должны известить не меньше, чем за 24 часа до ее начала.

Бывают ситуации, когда ТК РФ разрешает не согласовывать приезд инспектора с прокуратурой, а, следовательно, и не сообщать о нем компании, которая попала под проверку.

В большинстве случаев это касается ситуаций, когда поступают жалобы от сотрудников компании, касающиеся полной или частичной невыплаты зарплаты.

Есть несколько видов внеплановых проверок:

Целевые документальные проверки. Этот вид в большинстве случаев инициируется, если поступают жалобы от сотрудников компании. В данном случае инспектор не едет на место, а запрашивает определенные документы.

Стоит отметить, что инспектор обязан проводить проверку строго по полученным жалобам. Он не может требовать информацию по другим вопросам. Подавая жалобу, сотрудник компании может указать, чтобы его персональные данные не разглашались.

Если это было указано, то инспектор будет проверять нарушение не по определенному человеку, а расследовать проблему целиком по компании.

Выездные проверки. Этот вид проверки осуществляется, если нет возможности проверить, есть ли нарушение, изучение происходит только по документам.

Комплексные проверки. Это самый настоящий кошмар для кадровика. В этом случае инспектор проверяет абсолютно все, начиная с персональных данных и заканчивая охраной труда.

Использование проверочных листов

С 1 июля 2018 года вступил в силу закон о том, что теперь проверочные листы применимы ко всем работодателям. На данный момент официально утверждены формы 107 проверочных листов. Данные листы проверяют, все ли условия соблюдаются. Это касается приема на работу, выплаты зарплаты и многих других важных вопросов.

В проверочном листе также пишется категория риска, под которую попадает компания, причина проведения данной проверки, а также данные о главе компании и инспекторе. В обязательном порядке должны быть указаны: место, где проводится проверка, учетный номер проверки, а также число, когда был присвоен учетный номер.

Проверочные листы можно использовать компаниям для самостоятельной проверки своего состояния, а также для подготовки к предстоящему визиту инспектора. Таким образом, можно минимизировать или полностью устранить все недочеты, избежав при этом ненужного штрафа.

Источник: https://delovoymir.biz/proverki-git-po-novomu-kak-segodnya-prohodyat-proverki-trudovoy-inspekcii.html

Тематическая налоговая проверка

Проверки по-новому: как это будет

Инспекция часто рассылает уведомления о явке, где говорится, что директор компании обязан явиться в инспекцию. В 8 из 10 случаев инспектор заявит директору на встрече, что один или несколько контрагентов компании — недобросовестные. А раз контрагенты компании недобросовестные, значит, компания использует их для неуплаты налогов. Значит, должна доплатить налоги.

Недобросовестный контрагент — компания, у которой массовый директор и учредитель, массовый адрес, нет штатной численности и материальных ресурсов, которая сдает нулевую отчетность или отчетность с высокой долей налоговых вычетов, движение денежных средств носит транзитный характер, далее деньги уходят на ИП или компании на УСН и т.д. Короче говоря, недобросовестная компания — это то же, что и компания-однодневка.

При этом, претензия у инспекции возникает и тогда, когда недобросовестный контрагент является не прямым поставщиком налогоплательщика, а контрагентом 2 или 3-го звена, то есть прямых отношений с проблемной компанией может и не быть. В этом случае, по данным инспекции, налогоплательщик является выгодоприобретателем, и по сложившейся практике он (то есть вы, уважаемый бизнесмен) будете отвечать за недобросовестную компанию в цепочке поставщиков.

Пример, как это бывает

В Москве есть ООО «Ромашка». Добросовестная компания — налоги и страховые взносы исправно платит, никакой массовости, имеет штат сотрудников и материальные ресурсы для выполнения договорных обязательств.

Год назад «Ромашка» работала с компанией «Василёк» — была крупная сделка. А вот «Василёк» имеет признаки недобросовестности (курсивом выше). Казалось бы, надо задавать вопросы руководству «Василька». Почему же ФНС обращает внимание на «Ромашку»?

Потому, что «Василёк» уже прекратил деятельность или ФНС решила, что с бенефициаров «Василька» нечего взять.

Мы писали об этом подробно в статье о том, как ФНС отбирает компании, в отношении которых можно провести налоговую проверку.

Спойлер — если инспекция понимает, что с бенефициаров компании есть что взыскать, то выездная проверка будет. Если взыскать нечего, то инспекция займётся более «перспективной» с точки зрения взыскания компанией.

Возвращаемся к нашему примеру.

Итак, из-за якобы — якобы! — недобросовестности «Василька» у ФНС появились вопросы к директору «Ромашки». На самом деле цепочка контрагентов может быть длиннее, и включать контрагентов и третьего и четвёртого звена.

«Ромашка» — «Василёк» — «Лютик» —  «Подорожник» и т.д. Если подозрительным оказался «Подорожник», и при этом с «Подорожника», «Лютика» и «Василька» нечего взять (отсутствует недвижимость, основные средства, длительные госконтракты и т.д.

) то ФНС вызовет директора «Ромашки» и предложит ему уплатить.

Здесь действует принцип: возьмем с того, с кого есть что взять.

Но ведь налогоплательщик не отвечает за действия своих контрагентов!

Да, не отвечает.

Более того, ФНС сама подтверждает это. В Письме ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды» указано, что невозможно возлагать негативные последствия на налогоплательщика за недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев в цепочке перечисления денежных средств.

Иными словами, налогоплательщик не может отвечать за действия контрагентов второго и последующих звеньев.

И даже несмотря на то, что это подтверждает сама ФНС, инспекторы требуют от директоров фирм-налогоплательщиков отказываться от вычетов по НДС по договорам со спорными контрагентами. По логике проверяющих и как это видит система АСК НДС-2, налогоплательщик является выгодоприобретателем «схемы» и именно ему будут предъявлены налоговые претензии.

И конечно, возражения директора о том, что у него нет договоров с спорным контрагентом, что он не должен и не мог проявить в отношении проблемной компании меры должной осмотрительности, что пусть отвечает посредник, заключивший договор со спорным контрагентом, не действуют.

От директора требуют отказаться от вычетов по НДС, то есть доплатить налог. Какими методами это делается?

Вот тут-то мы и подходим к тематическим налоговым проверкам.

Что такое тематическая налоговая проверка? В Налоговом кодексе такого термина нет. Но он есть в Письме ФНС России от 25.07.

2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (п. 1.3.3.).

В этом письме ФНС рекомендует налоговым органам в ряде случаев ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок по отдельным налогам (тематических выездных налоговых проверок).

То есть тематическая налоговая проверка — это разновидность выездной налоговой проверки. Она часто проводится только по одному налогу и охватывает период времени менее 3-х лет (например, 1,5 года).

Это своего рода сокращённая выездная налоговая проверка. Только вот её последствия такие же тяжёлые для компании, как и проведение «полноценной» выездной проверки.

Инспекции грозят директорам фирм-налогоплательщиков проведением тематических налоговых проверок ставя ультиматум: или отказывайтесь от вычетов по НДС по спорным контрагентам или мы назначаем в отношении вас тематическую выездную проверку.

Что значит для бизнеса проведение тематической выездной проверки на практике?

Во-первых — и это самое главное — в 90 % случаев после выездной налоговой проверки (а тематическая проверка — это разновидность выездной) компания разоряется из-за непомерно высоких доначислений.

Во-вторых, согласовать полноценную выездную налоговую проверку не так просто. И охватить выездной налоговой проверкой все компании невозможно. А вот light-вариант — тематическая проверка проводится быстрее и с меньшими трудозатратами со стороны инспекторов.

В-третьих, тематическую налоговую проверку возможно провести даже тогда, когда истекли сроки на камеральную проверку, а факты нарушений стали известны немного позднее.

В-четвертых, количество выездных налоговых проверок уменьшается, а доначисления по камеральным проверкам растут. Это и достигается как раз работой системы АСК НДС-2 и боязнью некоторых налогоплательщиков попасть под тематическую выездную налоговую проверку.

Большинство налогоплательщиков, чтобы не допустить тематическую проверку добровольно доплачивают суммы налогов, о которых просит налоговый орган.

При чём тут управление ФНС?

Тематическая налоговая проверка может быть инициирована вашей инспекцией, где вы стоите на учете. Но есть и другой вариант инициирования проверки.

Если контрагенты находятся в разных регионах, и инспекция какого-либо региона заподозрила, что эти контрагенты создали схему, то одна из инспекций сначала передаёт эту информацию в Управление ФНС своего региона, а та пересылает эту информацию в УФНС того региона, где расположен налогоплательщик, с которого можно взыскать налоги. Далее УФНС направляет информацию в районную инспекцию для проведения «разъяснительной» работы с налогоплательщиком.

Разумеется, раз сигнал о недобросовестности пришёл «сверху» то районные инспекции будут лезть из кожи вон, чтобы подтвердить, что компании действительно недобросовестны. «Ведь начальство не может ошибаться».

А значит, надо расшибиться в лепёшку, но доказать недобросовестность и доначислить налоги. Иначе руководство инспекции распишется в своей некомпетентности и беззубости.

Что сами сотрудники ФНС говорят об этой ситуации?

Как поясняют инспекторы на местах,

«ни у кого даже и в мыслях нет дать ответ в УФНС России, что у проверяемого налогоплательщика все законно. Проще либо принудить налогоплательщика к уплате, либо организовать в отношении него тематическую налоговую проверку, доначислить налоги и отчитаться в ФНС о положительных результатах».

Какие выводы следуют из этого?

Вызов руководства компании в инспекцию в 8 из 10 случаев означает, что у инспектора есть информация, что компания связана с недобросовестными контрагентами. А значит, инспектор «предложит» доплатить налоги, либо есть риск попасть под тематическую выездную налоговую проверку. Надо быть готовым к этому, идя в инспекцию.

Директор должен быть готовым обосновать работу с любым своим контрагентом. Обосновать деловую цель в использовании посредников и доказать их легальность работы, проявив должную осмотрительность. Иначе претензии налоговой не «отбить».

Подпишитесь на рассылку на этой странице. Никакого спама. 1-2 важных письма в неделю.

Источник: https://nalog-advocat.ru/tematicheskie-nalogovye-proverki/

С 1 января вступили в силу новые правила проверок предпринимателей

Проверки по-новому: как это будет

Константин Симоненко

Проверки в Украине будут проводить по-новому, сообщает UBR.

По новым нормам закона “Об основных началах государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности” (изменены законом №1726 от 3 ноября 2016 года), до конца 2017 года Госрегуляторная служба должна создать и запустить автоматизированную систему госнадзора. В ней все контролирующие ведомства будут обязаны обнародовать свои планы проверок, их результаты и т.п. 

В частности, госорганы обязаны указать цели проведения проверки, ее предмет и проверяемый субъект. За неподачу такой информации предусмотрена административная ответственность.

В результате общество, бизнес и надзорные органы смогут увидеть всю картину проверок в государстве. Например, каждое предприятие сможет посмотреть: когда, какие органы и что собираются проверять, а также всю историю уже проведенных рейдов и принятых мер.

“Сейчас разрабатывается техзадание, поэтому у бизнеса есть возможность подать свои предложения”, — сказала Ксения Ляпина.

Но ждать окончания работы над системой чиновники не будут. Проверять по-новому начнут уже в этом году.

Кому закон писан

В частности, сфера действия закона о принципах госконтроля расширилась на фискальную службу (кроме вопросов таможенного контроля на границе), подразделения госархстройконтроля, а также органы надзора за соблюдением трудового законодательства.

Кстати, Госслужба Украины по вопросам труда, по словам главы Госрегуляторной службы, стала единственной организацией, которая отказалась согласовывать свои действия с ГРС. О чем будет составлен соответствующий протокол.

“Важно, что ГРС теперь имеет право по жалобам бизнеса проверять законность действий налоговиков. Подчеркиваю, именно соблюдения процедур контроля, а не компетентности проверяющих в налоговых вопросах. Например, правильно ли была определена группа риска плательщика”, — объяснила Ляпина. 

Как отмечают юристы ЮФ “Астерс”, с 1 января 2017-го все контролеры обязаны утверждать свои планы не поквартально, а сразу на год без права на внесение изменений.В будущем, если автоматизированная система покажет, что один и тот же субъект внесен в планы проверок как минимум двух разных контролирующих органов, это будет поводом для проведения комплексной проверки такого субъекта.

Внеплановые проверки отныне требуют обязательного согласования с органами ГРС и получения разрешения на проведение. Если орган, который их проводит, подпадает под так называемый мораторий на проверки.

Мораторий, которого нет

Еще один закон “О временных особенностях осуществления мер госконтроля в сфере хозяйственной деятельности” (№1728 от 03.11.

2016 года), который еще называют “законом о моратории на проверки”, требует получения согласия ГРС на проведение внеплановых проверок теми органами, которые подпадают под действие этого моратория.

Прежде всего, речь идет о внеплановых проверках на основе жалоб потребителей, чьи права были нарушены. 

Проект порядка получения согласия ГРС на внеплановую проверку уже разработан и, по словам Ксении Ляпиной, может быть утвержден Минэкономики до конца недели. 

Мораторий на проверки не снизил эффективность госконтроля, которая была невысокой изначально. Председатель Государственной регуляторной службы Украины Ксения Ляпина рассказала, что по новому закону у контролеров должен быть четкий перечень того, что именно они проверяют, утвержденные критерии оценки рисков и форма акта проверки.

“По нашим оценкам, примерно 80% контроля выведено за пределы моратория. В том числе контроль трудовых отношений, по которому будут проведены отдельные консультации с общественностью, чтобы определить границы и способ проведения таких проверок”, — рассказала Ксения Ляпина.

Напомним, с 1 января 2017 года были значительно увеличены штрафы для бизнеса за нарушения трудового законодательства. Максимальная сумма штрафа может составить 320 тыс. грн.

Это, по словам представителя “Союза защиты предпринимателей” Александра Красовского, равнозначно закрытию мелкого и даже среднего бизнеса. 

При этом из-за малочисленности штата Госслужбы по вопросам труда, полномочия ее сотрудников разрешено делегировать работникам местных органов власти.

“Если работник исполкома получит полномочия проверяющего, то он сможет проводить проверку в пределах и способом, установленных ст. 12 закона о труде”, — поясняет Ксения Ляпина.

В ГРС обещают вскоре опубликовать список контролеров, подпадающих под мораторий и тех, кто имеет право на любые проверки. Поскольку часто даже сами чиновники не понимают, могут ли они выходить на инспекции.

“Например, два вида контроля Госпродпотребслужбы не подпадают под мораторий (безопасность продукции и соблюдение прав потребителей), но есть виды проверок, разрешение на которые этот орган или его территориальные подразделения должны получать”, — рассказал директор департамента правовой работы и госнадзора Госрегуляторной службы Александр Барбелюк.

Как будут проверять

Отныне закон устанавливает единую периодичность проведения плановых проверок, в зависимости от степени риска ведения хоздеятельности. Например, высокорисковые предприятия один и тот же контролер может проверять раз в два года. Субъекты со средней степенью риска — раз в три года, а всех остальных — не чаще одного раза в пятилетку.

Важно, что, если для каких-то видов предприятий не утверждены критерии разделения по степеням риска, периодичность проведения проверок и перечень вопросов, подлежащих контролю, они считаются по умолчанию низкорисковыми.

“Максимальный срок проведения инспекции сокращен с 15 до 10 рабочих дней, а суммарная длительность всех плановых проверок разными контролирующими органами (комплексная проверка) не может превышать 30 рабочих дней”, — сообщили UBR.ua в ЮФ “Астерс”.

Важной новацией эксперты считают презумпцию правомерности деятельности субъекта хозяйствования. Проще говоря, все противоречия в законах и подзаконных актах должны трактоваться в пользу проверяемого.

Бизнесу закон дал больше прав для отказа в допуске проверяющих. Например, теперь предприниматель может не пустить контролеров на проверку, если они повторно пришли с внеплановым визитом по одному и тому же факту нарушения.

Кроме того, предприниматели теперь имеют право требовать прекращения начатой проверки в таких случаях: 

  • превышение максимального срока проверки;
  • использование проверяющими неунифицированных форм актов проверки;
  • если проверяющие пытаются выйти за рамки изучения тех вопросов, которые стали основанием для проведения внеплановой проверки.

Как накажут

Но расширение прав тянет за собой расширение ответственности. Как отмечают юристы, за первое выявленное нарушение бизнесмен будет наказан минимальным штрафом. Если в течение 15 дней предприятие не заплатит и не обжалует его наложение, сумма взимается в судебном порядке.   

По словам представителей бизнеса, еще остается целый ряд неурегулированных вопросов. Например, руководитель Всеукраинской ассоциации пекарей Владимир Череда обращает внимание на полную неопределенность в сфере проверки качества скоропортящихся продуктов.

“Что мы проверяем по закону о безопасности пищевых продуктов: условия производства и продукт, которые существовали две недели назад и теперь их нет в природе?”, — отметил Череда.

В свою очередь руководитель подразделения по связям с органами государственной власти “Монделис Украина” Андрей Чирва требует четко разделить функции АМКУ и Госпродпотребслужбы, которые зачастую проверяют одно и то же: качество и безопасность продуктов.

Наконец, председатель Житомирского областного отделения ВОО малого и среднего бизнеса “Фортеця” Игорь Мяснов рассказал о наличии “профессиональных жалобщиков”, которых нанимают конкуренты, чтобы проверяющие не давали работать конкретному предприятию. Списки таких жалобщиков он предлагается обнародовать и не принимать у них кляузы, если они поступают чаще, например, трех раз в месяц.

Информация по теме:

Прийнято зміни щодо перевірок бізнесу

На проверки каких органов мораторий не будет распространяться

Розроблено проект порядку інспекційних перевірок із питань праці

О новых “трудовых проверках”

Согласовать проверку предприятия по жалобе физлица поможет Совет при ГРС

Должны ли органы госнадзора (контроля) при комплексной проверке появляться в один и тот же день

Источник: https://buhgalter911.com/news/news-1025771.html

Проверять бизнес станут по-новому

Проверки по-новому: как это будет

С октября вступили в силу новые правила проведения плановых проверок бизнеса. Сотрудники пяти контрольно-надзорных ведомств могут задавать предпринимателям только те вопросы, что внесены в чек-лист. Однако запреты и ограничения можно обойти: практика показывает, что и предыдущие послабления для бизнесменов не становились препятствием для контролеров. Ситуацию изучил корреспондент “РГ”.

Любую проверку предприниматели воспринимают как попытку давления на них. Сергей Фадеичев/ РГ

Реформа стартовала в пяти основных контрольно-надзорных ведомствах, которые вправе предъявлять только те требования, которые указаны в так называемых чек-листах. Это специальные проверочные документы, которые содержат ряд вопросов. Выходить за их рамки запрещено.

– По сути, это список контрольных вопросов, – пояснил руководитель проектного офиса по реализации приоритетной программы “Реформа контрольной и надзорной деятельности” Михаил Прядильников. – В него включены обязательные требования для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и охраняемых законом ценностей.

Опросники можно найти на сайтах ведомств и реформы госконтроля. Это должно упростить отношения между бизнесом и проверяющими. Первыми новшество опробуют МЧС, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор и Ространснадзор. На них приходится свыше половины всех плановых проверок, что подтверждает региональная статистика.

– За девять месяцев 2017 года мы провели 5340 проверок, – сообщил руководитель управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям Евгений Черный. – По их результатам было составлено 5950 протоколов. Общая сумма предъявленных штрафов превысила 11 миллионов рублей.

Почему малый бизнес в России отказывается расти

Случается, что дополнительные вопросы возникают по ходу проверки. Бизнесу это не нравится, он воспринимает их как попытку давления. Дескать, к нему придираются. Введение чек-листов призвано устранить проблему. В них будет указано, в частности, какие замеры сделает инспектор.

– На данный момент одобрено 70 проверочных листов, – продолжает Михаил Прядильников. – Первые три месяца они в тестовом режиме будут использоваться в рамках экологического, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, земельного и противопожарного надзора.

Следующую партию проверочных листов начнут использовать с 1 января 2018 года. Базу актуализируют с учетом полученного в пилотном проекте опыта. Кроме того, расширят список ведомств, использующих чек-листы. К пяти названным добавят антимонопольную, таможенную и налоговую службы, Росздравнадзор, Роструд, Ростехнадзор и МВД. Тем самым опросники охватят 90 процентов всех плановых проверок.

Трудно не отказать

На местах к новшеству относятся с настороженностью. Предприниматели считают, что несовершенство механизма госконтроля этим не исправить. Закон допускает проведение альтернативных мероприятий, согласование которых не требуется. И чек-листы тоже будут не нужны.

Напомним, что в России действует трехлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Считается, что процедура под контролем. Так, сводный план на предстоящий год утверждает прокуратура. Бизнес может найти на ее сайте список и посмотреть, придут к нему инспекторы или нет.

Прокуратура не дает согласие, если ведомство не может обосновать свои планы. Кстати, плоды это уже принесло.

Некоторые бизнесмены полагают, что несовершенство механизма госконтроля опросными листами не исправить

– Грубых нарушений, допускаемых контролирующими органами, стало меньше, – сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области Евгений Лыкин. – Но по-прежнему выявляются нарушения при оформлении приказов на проведение проверок, актов об их результатах, при привлечении организаций к административной ответственности.

В 2008 году был принят Федеральный закон № 294-ФЗ, регламентирующий согласование проверок, в том числе внеплановых выездных. За время его действия в орловскую прокуратуру от органов госконтроля поступило 1187 заявлений. В 655 случаях было отказано. То есть свыше 55 процентов заявок было отклонено.

Бизнес сможет подготовиться к проверкам заранее

Казалось бы, мораторий изменит ситуацию. Но… Как сообщили в прокуратуре Орловской области, в текущем году поступило 95 заявлений о согласовании внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вынесено 51 решение об отказе, что составляет 53,6 процента от поданных заявок.

– Около половины заявлений от контролирующих органов поступило в отношении малого и среднего бизнеса, – продолжает Евгений Лыкин. – В основном они связаны с возникновением угрозы для жизни и здоровья граждан, причинения вреда животным и растениям, окружающей среде и памятникам истории и культуры, а также угрозы чрезвычайных ситуаций.

Это те сферы, в которых чек-листы начали внедрять в первую очередь. Однако, судя по большому количеству отказных материалов, ведомства угрозы преувеличивают. Вот только останавливает ли их отказ?

Неусыпная бдительность

Корреспондент “РГ” выяснил это, побывав на Залегощенском хлебоприемном предприятии (ХПП), что в 70 километрах от Орла. Оно относится к малому бизнесу и подпадает под действие моратория. Но легче ему не стало. От ведомств отбивается регулярно. Сейчас, например, “бодается” с Орелоблэконадзором – это структурное подразделение обладминистрации.

– Основной вид нашей деятельности – подработка, складирование и хранение зерна, – пояснил представитель предприятия Евгений Бывшев. – В конце сентября поступило письмо из Орелоблэконадзора о том, что в деятельности ХПП усматриваются признаки административного правонарушения.

В райцентр Залегощь, где оно расположено, инспекторы не приехали. Директора вызвали в Орел. Там ему объяснили, что “закрутилось” все из-за обращения неназванного гражданина. Однако саму жалобу так и не показали, как и другие материалы дела.

Некий гражданин сообщил о нарушении законодательства об охране атмосферного воздуха, которое якобы совершило ХПП. Факт, видимо, подтвердился. Хотя, как это сделали, не выходя из кабинета, загадка. На предприятие завели дело. На “первый раз” вынесли предупреждение. Второй раз не простят, а штрафы значительные.

На Орловщине ужесточат продовольственный контроль

ХПП обратилось в арбитраж и потребовало признать постановление недействительным. Пока стороны спорят, корреспондент “РГ” отправился за консультацией в прокуратуру: неужели одной жалобы достаточно, чтобы доставить неприятности бизнесу? Выяснилось, что проверки, которые и проверками-то не считаются, явление не редкое.

Ключевым фактором действительно является поступивший сигнал. Раз бдительный гражданин указал свои контакты для отправки ему ответа, ведомство обязано реагировать. Но не обязано выезжать на место, если необходимые материалы может получить и без этого. Подобные действия разрешает статья 28.1 КоАП РФ.

– Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также публикации в СМИ, указывающие на наличие события административного правонарушения, – пояснила старший помощник прокурора Орловской области Елена Семина.

“Сигналы” граждан могут быть оружием в недобросовестной конкурентной борьбе

Если есть сигнал, о моратории можно забыть. Отсюда и парадокс – проверки нет де-юре, но де-факто она проводится. Недостаток системы госконтроля заключается и в том, что никто не интересуется, какие взаимоотношения связывают инспектора и “бдительного гражданина”. Уговори приятеля подать жалобу – вот тебе и простой способ обойти запреты.

Конечно, рассмотрение не всех заявлений заканчивается возбуждением административных дел. Но проблема вовсе не в их количестве, а в том, что оспаривать “проверки” бизнесу приходится в судах. Иного пути нет. Опять же далеко не всегда инспекторы дают ознакомиться с материалами дела. А без них как спорить? Хотя обязаны показывать все.

– Статья 25.1 КоАП РФ наделяет лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, правом знакомиться со всеми материалами дела, – говорит Елена Семина. – Также наделяет правом давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника.

Опрос: Предприниматели предпочитают решать конфликты в суде В прокуратуре подчеркивают, что отказ предоставить материалы является грубым нарушением. Уже на этом основании можно требовать отмены наказания. Однако любопытно, почему ведомства отказываются показывать материалы? Не потому ли, что связаны с “бдительными гражданами”? Кстати, бизнес на это жалуется, но доказать связь крайне трудно.

– В первом полугодии 2017 года в органы прокуратуры поступило 223 обращения от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, – продолжает Елена Семина. – Многие из них касались законности действий органов контроля при проведении проверок.

Сигналы могут быть и своего рода оружием в недобросовестной конкурентной борьбе. Предприятию приходится тратить время, силы и деньги на выяснение обстоятельств по административному производству. Это выбивает из колеи, в конце концов. Конкурент же тем временем наращивает оборот и завоевывает рынок.

Кстати

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области Евгений Лыкин и глава управления МВД Юрий Савенков подписали дополнительное соглашение о взаимодействии.

Бизнес-омбудсмен получил право участвовать в гласных оперативно-разыскных мероприятиях, проводимых сотрудниками полиции в отношении юрлиц и предпринимателей.

Основным условием является письменное согласие на это ИП или фирмы, в отношении которого проводятся такие действия.

Источник: https://rg.ru/2017/10/17/reg-cfo/proveriat-biznes-stanut-po-novomu.html

Налоговые проверки: пять незаконных требований

Проверки по-новому: как это будет

Пять требований налоговиков незаконны. Проверяющие их используют, чтобы получить недостающую информацию и доначислить налоги. В статье инструкции, как защитить себя и компанию.

Не все требования инспекторов во время проверок законны. Нередко они пытаются жульничать, чтобы получить недостающую информацию и доначислить налоги. Мы разобрали, какие уловки применяют налоговики и какие хитрости помогут вам избежать лишних проблем.

1. Лишние проверяющие

Если налоговики приехали к вам с проверкой, посмотрите состав контролеров. Список допущенных лиц указывают в решении о проведении выездной налоговой проверки (ст. 91 НК). Бывает, что сотрудники ФНС приводят с собой людей, которых не было в списке. В таком случае вы имеете право не пускать на территорию «неучтенных» инспекторов.

Кроме того, даже указанные в решении инспекторы не имеют права осматривать территорию и помещения вашей компании, проводить принудительную выемку документов или опрашивать сотрудников без специальных постановлений.

Налоговики имеют право требовать только те документы, которые связаны с предметом и периодом проверки. Такие документы вы обязаны предоставить.

Учтите, что в составе проверяющих могут находиться люди не из налоговой службы, — это законно. Например, налоговики могут привлечь к проверке сотрудников полиции (ст. 36 НК). ФНС часто пользуется этим правом, потому что оперативники могут проводить досмотр помещений, беседовать с сотрудниками и изымать документы без постановлений (Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ).

Однако при досмотрах и опросах должны присутствовать понятые. Также желательно присутствие юриста вашей компании.

Помните, что контролирующие органы могут проводить внеплановые проверки «без объявления войны» – и у вас просто не будет времени на подготовку. Подстрахуйтесь заранее с помощью сервиса Главбух Ассистент. 

2. Лишние подлинники документов

Представим ситуацию: проверку проводят за 2017 год, а инспекция требует первичку за 2016-й. Чтобы понять, предоставлять ли документы контролерам, загляните в решение о проведении проверки. Если указанные предмет и период проверки не соответствуют требованиям проверяющих, то вы можете отказать.

Передавайте налоговой документы только после того, как ваши сотрудники проверят их корректность. Поручите повторный осмотр бумаг сотрудникам смежных отделов, чтобы не пропустить ошибки. Например, бухгалтеры, которые занимались кассой, проверят счета-фактуры, и наоборот. 

Налоговики пользуются помощью полиции, чтобы ускорить выемку документов, лишив компанию возможности их проверить. Для защиты можно заключить договор со сторонней аудиторской фирмой на проверку документов.

В договоре укажите пункт, что будете ежемесячно или ежеквартально передавать всю документацию консультантам. Это обоснует отсутствие документов даже при внезапной проверке с полицейскими. У вас появится запас времени, пока проверяющие выставят требование предоставить документы.

Если инспектор допускает нарушения при выемке, то возражать этим действиям нужно только по окончании в протоколе выемки.

Когда передаете документы на проверку, всегда составляйте подробные описи, где указывайте каждый отдельный документ. Не отдавайте документацию коробкой или папкой. Недобросовестный инспектор может подложить лишние бумаги или, наоборот, изъять часть реальных документов.

3. Доступ к компьютеру

На проверке инспекторы требуют предоставить доступ к компьютеру с бухгалтерской программой. Они мотивируют требование тем, что так проверка пойдет быстрее. Однако организация обязана предоставить проверяющим документы, связанные с налогами, а не электронные базы. Поэтому в таком требовании инспекторам можно отказать.

Придется оперативно распечатывать регистры налогового, бухгалтерского учета и другие необходимые проверяющим документы. Если это затянется, инспектор сможет принять решение о выемке по статьям 31 и 94 НК. А в рамках выемки у вас заберут и компьютер.

Избежать проблем поможет такая схема. Выделите компьютер для проверок. В нем держите резервную копию бухгалтерской программы, но никаких других отчетов, переписок или докладов. При любых проверках предоставляйте инспекторам доступ именно к этому компьютеру.

Сотрудники ФНС проверяют не только рабочие документы, но и личные файлы сотрудников, электронную переписку — все, что смогут найти. Выделенный чистый компьютер защитит от этого.

Опасаетесь, все ли в порядке с бухгалтерской документацией, не допустил ли ваш бухгалтер ошибок? Обратите внимание на новый сервис бухгалтерского аутсорсинга.

Эксперты подхватят ваш учет и отчетность на любой стадии, предварительно проведя аудит. Учет будут вести квалифицированные бухгалтеры, финансовая ответственность которых застрахована.

Это значит, что в случае ошибки организация оплатит ваши штрафы.

Источник: https://www.business.ru/article/1040-vyezdnye-proverki-pyat-nezakonnyh-trebovaniy-nalogovikov

Проверки ГИТ

Проверки по-новому: как это будет

Как проходят плановые проверки ГИТ в 2019 году, что проверяют инспекторы, а также о штрафах, налагаемых на работодателя при выявлении нарушений – расскажем в статье.

Проверки ГИТ в 2019 году: что проверяют

В 2019 году Роструд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы и пенсионного фонда с базой ФГИС.

Предприятиям, которые не провели СОУТ, направят предостережение о недопустимости нарушения законодательства и дадут полгода на проведение спецоценки.

Но такую отсрочку получат только те предприятия, нарушения в которых будут выявлены с помощью автоматизированной проверки.

Организации, которые по истечении срока не проведут СОУТ, как и те, кого будут проверять в общем порядке, получат штраф по части 2 статьи 5.27.1 КоАП

Если вашей организации в 2019 году предстоит проверка ГИТ, к ней стоит подготовиться заранее: выявить и устранить все недочеты.

►Служба ОТ должна быть на предприятии при количестве работающих свыше 50 человек (ст. 217 ТК РФ). Соответственно, должны быть оформлены приказ о создании службы и положение о службе охраны труда.

Специалисты по ОТ должны соответствовать критериям профстандарта “Специалист в области охраны труда”, утвержденного приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г.

№ 524н, и иметь действующее удостоверение. 

Если численность штата компании менее 50 человек, руководитель вправе возложить обязанности ответственного по ОТ на себя или на одного из работников. В этом случае необходим приказ о возложении обязанностей.

►Проведение обучения по ОТ должно быть регулярным и регистрироваться в журналах учета инструктажей. Все журналы нужно иметь в наличии и правильно оформлять. Также следует проводить тестирование сотрудников на знание требований трудового законодательства.

►В соответствии с нормами законодательства и в предусмотренных им ситуациях сотрудники должны направляться на медосмотры. Для подтверждения требуется копия заключения медицинской организации о состоянии здоровья каждого работника, справка о прохождении психиатрического освидетельствования и заключительный акт по итогам медосмотра.

Также в компании должны иметься:

Нередко именно отсутствие списка контингента становится поводом для наказания компании.

►Обеспечение работников сертифицированными и декларированными СИЗ является обязанностью работодателя. СИЗ должны выдаваться в соответствии с типовыми нормами и по результатам СОУТ. Уход и хранение следует осуществлять по правилам, установленным нормативными актами. Нужно быть готовым представить испектору всю информацию по учету выдачи, хранения и уходу за СИЗ.

►При проведении СОУТ важно правильно оформить всю требуемую законодательством документацию: отчет о проведении, карты СОУТ и т.д.

►В организации надлежит вести журнал регистрации несчастных случаев. Все НС на производстве должны быть расследованы, разработаны мероприятия по устранению их причин, итоги расследования должны быть оформлены документально. Самый важный процесс по результатам расследования – проведение внеочередного тестирования знаний по ОТ руководителей и специалистов.

Риск-ориентированный подход при проверке трудовой инспекции

Концепция риск-ориентированного подхода была разработана с тем, чтобы освободить от излишних нагрузок предприятия, чья деятельность не представляет опасности для окружающей среды и людей, и усилить контроль за теми работодателями, чьи нарушения трудового права и правил производственной безопасности могут иметь серьезные последствия.

Суть риск-ориентированного подхода заключается в том, что все предприятия делят на категории риска либо классы опасности. Чем выше категория – тем чаще плановые проверки.

 Делается это в соответствии с Правилами отнесения деятельности юрлиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806.

При этом учитываются два критерия:

1. Тяжесть негативных последствий в случае нарушения компанией нормативных требований.

2. Вероятность того, что нарушение будет допущено компанией.

При определении только класса опасности рассматривается лишь первый критерий.

С 1 июля 2018 года плановые проверки проводятся по чек-листам для всех предприятий, независимо от категории риска. За нарушение, выявленное по проверочному листу, инспектор выпишет уже не предупреждение, а предписание и штраф.

Чтобы избежать таких последствий, следует хорошо подготовиться к к визиту инспектора. Для этого в справочной Системе “Охране труда” разработан новый удобный сервис самопроверки, в котором собраны все чек-листы ГИТ.

К каждому чек-листу приложены шаблоны и образцы документов, которые должны быть в наличии в вашей организации. Возьмите демо-доступ и воспользуйтесь этой возможностью.

  • Какие проверки проводят с учетом риск-ориентированного подхода

Плановая проверка трудовой инспекции на 2019 год: порядок проведения

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103288-qqq-17-m1-proverki-git-po-ohrane-truda

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.