+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Проверки контролирующих органов. Кого же проверяют инспекторы по труду? Практические советы из личного опыта.

Содержание

Что контролирует трудовая инспекция

Проверки контролирующих органов. Кого же проверяют инспекторы по труду? Практические советы из личного опыта.

Малоопытные специалисты пытаются узнать, что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке.

Мы им поможем, основываясь на накопленном опыте и законодательстве.

Как организуется проверка трудовой инспекции

Кто подпадает под плановую проверку

  1. государственной регистрации;
  2. начала фактической деятельности.
  3. последнего контрольного мероприятия;

То есть у администрации довольно времени, чтобы наладить работу в строгом соответствии с законом, устранить имеющиеся ошибки, разобраться в тонкостях и нюансах.

Что проверяет трудовая инспекция

Поэтому, так важно знать характерные особенности таких мероприятий, и быть готовым к ним заблаговременно. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту: Основания для проведения проверок Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

Для ее осуществления достаточно наличие даже одного основания, из называемых Законом № 294-ФЗ: Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

Проверки контролирующих органов

.

Кого же проверяют инспекторы по труду?

Практические советы из личного опыта. Итак, инспекция труда может проверить любую организацию или предпринимателя. В первую очередь это те, кто «не нашел общего языка» с собственными работниками.

Узнать о компании инспекция может не только из жалоб. С ней активно сотрудничают прокуратура, милиция, налоговики, фонды. Иногда нужную информацию инспектор узнает из рекламных газет.

Множество объявлений о поиске сотрудников нарушают Трудовой кодекс РФ.

Например, такое требование, как московская прописка.

Однако уже через две недели начальник отдела кадров представил в трудовую инспекцию оформленные трудовые договоры.

Повторную проверку инспектор проводить не стал.

Нужно помнить, что если информация о нарушениях трудового законодательства поступила в инспекцию из других контролирующих ведомств, трудовики могут провести проверку вместе с ними.

Трудовая инспекция — что это такое и, что она проверяет?

Трудовая инспекция — что это такое и, что она проверяет?

В отношениях между работодателем и сотрудником все права и обязанности обоих регулируются нормами ТК РФ. Законом предусмотрены обязательные условия, которым должно соответствовать рабочее место, и социальные условия, которыми должен быть обеспечен работник.

За соблюдением норм Трудового кодекса государством следит контролирующий орган, находящийся в подчинении Министерства труда и соцзащиты. Задачи трудовой инспекции

src> Здравствуйте!

В редких случаях акт составляется сразу у работодателя, чаще всего для оформления документов проверяемого вызывают в инспекцию.

Чем занимается трудовая инспекция?

ТИ – госорган, контролирующий законность деятельности, связанной с трудом. Трудовую инспекцию в 21 веке можно найти в любом регионе.

Полномочия трудовой инспекции

  • Прием и рассмотрение жалоб от трудовых коллективов и работников в частности.
  • Соблюдение организациями действующих законов;
  • Периодический контроль деятельности предприятий;

При возникновении разногласий с работодателем сложно игнорировать важность работы адвоката по труду. Трудовой инспектор и его права

Деятельность инспекторов осуществляется на основании 356 и 357 статей ТК РФ. Согласно вышеуказанным статьям они имеют право:

  • При наличии удостоверения можно в любое время проверить интересующее их предприятие;
  • Изъять для проведения последующего исследования примеры использующихся на предприятии материалов, веществ.
  • Потребовать у работодателя предоставить любую документацию, затрагивающую права и личные интересы сотрудников;

Трудовая инспекция

– это система государственных органов для осуществления государственного надзора и контроля за выполнением и соблюдением работодателями требований трудового законодательства.

Государственный надзор и контроль осуществляется путем проведения проверок в отношении юридических лиц любой формы собственности и организационно-правовой формы, а также физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники.

Что входит в компетенцию трудовой инспекции?

Еще одна проверка?

Трудовая инспекция – это одно из многочисленных контролирующих ведомств. Что входит в ее компетенцию, какие документы будут затребованы?

Обо всем этом вы узнаете из нашей статьи. Федеральная инспекция труда существует при Министерстве труда и социального развития.

Максимальный срок проведения проверки – один месяц (п.

Источник: http://pravo-38.ru/chto-kontroliruet-trudovaja-inspekcija-76633/

7 правил поведения при проверке государственными органами — Офтоп на vc.ru

Проверки контролирующих органов. Кого же проверяют инспекторы по труду? Практические советы из личного опыта.

Несмотря на неоднократные заверения о прекращении нападок на бизнес, на практике количество проверок контролирующими органами не уменьшается. Чаще всего предпринимателям приходится сталкиваться с представителями прокуратуры, налоговой инспекции, Роспотребнадзора, трудовой инспекции, Роскомнадзора и МЧС.

В данной статье я поделюсь советами, которые могут быть полезны предпринимателям, внезапно столкнувшимся с сотрудниками контролирующих органов у себя в офисе или на производстве.

Правило № 1. Не паниковать и вести себя нейтрально-добродушно

Каким бы банальным не казался данный совет, сдержанное и нейтральное поведение в ходе проверки поможет избежать ошибок, вызванных эмоциональным перенапряжением. Нужно понимать, что сотрудники проверяющих органов – простые люди, выполняющие свою работу. Они, разумеется, вам не друзья, но и врагами они также не являются.

Агрессивное поведение лишь отвлечет ваше внимание и не позволит контролировать ситуацию, что зачастую является залогом успеха. Умеренно добродушная беседа позволит вам выяснить прямую, а может быть, и косвенную цель проверки, что даст вам дополнительное время для планирования дальнейших шагов.

Правы вы или нет, но запомните навсегда – никогда не оказывайте сотрудникам проверяющих органов силового противодействия. Ни к чему хорошему это не приведет и может вылиться в ответственность по ст.

318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»), вплоть до лишения свободы сроком в 10 лет.

Если по вашему мнению в ходе проверки допускаются грубые нарушения закона, это может стать основанием для оспаривания результатов такой проверки и привлечения контролеров к ответственности. Смотрите в этой связи правило № 6.

Правило № 2. Проверить полномочия контролера

В самом начале знакомства с представителем контролирующего органа необходимо попросить его предъявить служебное удостоверение, а также сделать для себя запись ФИО и иной информации о проверяющем (№ удостоверения, кем и когда выдано, должность и так далее). Такая информация позволит вам определиться с проверяющим органом (и соответственно, видом проверки), а также пригодится для дальнейшего оспаривания действий контролера.

В большинстве случаев проверка может проводиться только на основании распоряжения или приказа о проведении проверки (например, такое правило установлено для налоговых органов, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, ФАС РФ и МЧС).

Проверьте, чтобы лицо, указанное в таком документе, совпадало с лицом, предъявившем удостоверение.

Такие бдительные действия с вашей стороны не оставят у контролера сомнений в вашей осведомленности о своих правах и зададут правильный тон для проверки.

Правило № 3. Записать ход проверки на видео или аудио

– и аудио-съемка собственных помещений не запрещена, поэтому остановить вас в использовании этого права сотрудники контролирующих органов не вправе.

Более того, зачастую они сами прибегают к таким средствам фиксации — такое правомочие предоставлено, например, налоговым органам (п. 4 ст. 92 НК).

Фиксация хода проведения проверки, вопросов и требований контролеров облегчит процесс доказывания нарушений с их стороны, а также позволит избежать явных и откровенных правонарушений и случаев превышения полномочий.

Правило № 4. Отвечать на вопросы контролеров строго в рамках трудовой функции

Представители контролирующих органов любят задавать наводящие вопросы и выпытывать нужную им информацию. При этом отличным источником такой информации выступают сами сотрудники проверяемой компании, готовые делиться своими мыслями и догадками. Такая сговорчивость усугубляется стрессом и в итоге может дорого обойтись работодателю.

Поэтому важно, чтобы каждый работник отвечал только на те вопросы, которые непосредственно относятся к его трудовой функции, закрепленной в трудовом договоре и должностных инструкциях.

Например, штатный программист по характеру работы не должны знать о том, с какой целью компанией приобретались прокатные станки и сколько они стоили.

Даже если он догадывается, лучше всего ответить «Не уверен, это не входит в круг моих должностных обязанностей».

Разумеется, следует заблаговременно провести беседу с работниками, рассказать им, как стоит себя вести при общении с контролерами, успокоить тем, что ст.

307 УК РФ («Заведомо ложные показания») к ним неприменима и для верности грамотно оформить должностные инструкции работников. Более того, каждый работник компании всегда может воспользоваться ст.

51 Конституции РФ и отказаться свидетельствовать против себя и своих близких.

Правило № 5. Передавать документы только по описи

Все документы компании должны передаваться контролерам строго по акту приема-передачи. Такой акт должен содержать список всех передаваемых документов, с указанием количества страниц, а также обозначением того, передаются оригиналы или копии документов.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями компании и контролирующего органа. Один экземпляр акта остается в компании.

Это необходимо для того, чтобы в случае утери проверяющим органом копий вы смогли доказать, что они были переданы в ходе проверки.

Обратите внимание, что оригиналы документов подлежат изъятию в исключительных случаях.

Например, налоговые органы вправе произвести выемку подлинников лишь в случае, если для осуществления контроля недостаточно копий, и у налогового органа есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ).

При этом при изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. Такое же правило установлено для работников полиции (п. 1 ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Также помните, что документы, в отношении которых в компании установлен режим коммерческой тайны, могут изыматься только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). При правильном оформлении режим коммерческой тайны может «покрывать» значительный объем сведений, как минимум, например, клиентскую базу и внутренние производственные политики.

Правило № 6. Выявить, зафиксировать, обжаловать

Порядок и условия проведения проверок разнятся в зависимости от типа проверок (плановых или внеплановых, выездных или документарных), проверяющего органа и обстоятельств конкретного дела.

Для информации, можете проверить, планируется ли в отношении вашей организации проведение плановой проверки в 2016 году в Едином реестре плановых проверок.

В настоящем пункте затрону только внеплановые выездные проверки, поскольку в силу своей срочности и непредсказуемости к ним сложнее всего подготовиться.

За некоторыми исключениями, требующими незамедлительной реакции со стороны контролирующего органа, внеплановая выездная проверка должна быть согласована с органом прокуратуры. Такое требование распространяется на проверки Роскомнадзора, трудовой инспекции, Роспотребнадзора, МЧС и другие. Убедитесь, что данное согласие на проверку было заранее получено контролером.

Проводимая проверка должна относиться к полномочиям проверяющего органа. При этом сам орган не должен выходить за пределы, установленные специальными правилами для данного вида проверок.

Например, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трёх лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Иначе говоря, если решение вынесено в 2016 году, то проверка может охватывать только периоды с 2013 по 2016 годы.

При этом налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (пп. 4, 5 ст. 89 НК РФ).

О внеплановой выездной проверке проверяемое лицо должно быть предупреждено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Неисполнение данного требования является грубым нарушением закона. Однако следует отметить, что данное требование применяется далеко не ко всем видам внеплановых проверок.

Налоговые органы и прокуратура, например, не обязаны предупреждать о выездных проверках.

Большинство проверок заканчивается составлением итогового документа: протокола или акта. Такие документы чрезвычайно важны, поэтому перед их подписанием убедитесь в том, что все изложенное в них соответствует действительности.

Если вы считаете, что в ходе проверки были нарушены требования закона, а зафиксированные в протоколе или акте обстоятельства недостоверны, сделайте об этом запись в итоговом документе — не стесняйтесь.

Помните, отказ от подписания хуже, чем подписание с детальным изложением всех нарушений и несогласий.

После подписания следует безотлагательно обратиться с жалобой в вышестоящие надзорные инстанции, а также в прокуратуру, изложить все обстоятельства, а также приложить заверенные копии подтверждающих доказательств.

Правило № 7. Связаться с юристом

Российское регулирование в области государственных проверок чрезвычайно разнообразно и разобщено – это и отдельный закон «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора)», отраслевые акты (например, глава 14 НК РФ) и многочисленные методические рекомендации, изданные для отдельных видов проверок.

Ошибки, совершенные в самом начале: предоставление лишних документов, разглашение ценной информации, пропуск срока для заявления возражений и прочего, могут быть трудно исправимы в дальнейшем.

Поэтому наличие в вашей команде хорошего юриста необходимо.

Опять же присутствие внутреннего юриста или внешнего консультанта непосредственно во время самой проверки поможет сдержать пыл контролеров и задать правильный тон беседы.

Источник: https://vc.ru/flood/14673-gov-check-rules

Внеплановая проверка и «неоформленные» сотрудники: что делать, если пришел инспектор по труду 6 February 2017, 16:40

Проверки контролирующих органов. Кого же проверяют инспекторы по труду? Практические советы из личного опыта.

Внеплановая проверка и «неоформленные» сотрудники: что делать, если пришел инспектор по труду

2017 год начался для малого и среднего бизнеса с неутешительных новостей – государство задекларировало курс на борьбу с неоформленными сотрудниками, установив штрафы в 96 000 грн. за одного неоформленного работника и 320 000 грн. за не допуск инспектора по труду к проверке по вопросам оформления наемных работников.

Такие суммы штрафа, без сомнения, являются критическими не только для частных предпринимателей – парикмахерских, салонов красоты, закусочных, но и для более крупных бизнесов, передает “Советник”.

Ситуацию дополнительно усугубил разработанный государственной службой Украины по вопросам труда проект порядка проведения проверок, в котором инспектор по труду представал неким суперагентом, имеющим полномочия большие, нежели общие полномочия полиции, прокуратуры и СБУ.

Как стало известно в конце января 2017 года, данный проект не был согласован государственной регуляторной службой Украины и его принятие откладывается на неопределенный срок. Какие изменения претерпит данный документ перед принятием прогнозировать крайне сложно.

С другой стороны, любой принятый порядок не может противоречить положениям закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Допускать или не допускать к проверке?

Любой предприниматель имеет право не допустить инспектора по труду к проверке, если им нарушены или не соблюдены требования законодательства. А именно, в случае с внеплановой проверкой, такие нарушения могут заключаться в следующем:

  • Инспектор по труду не предоставил копию направления на проверку или такое направление не соответствуют требованиям настоящего Закона;
  • Инспектор по труду не внес запись об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) в журнала регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) (при наличии такого журнала)
  • Инспектор по труду осуществляет повторную внеплановую проверку по тому же факту (фактам), который был (были) основанием для проведенного внеплановой проверки.

Однако, потенциальная ошибка в принятии такого рода решения может стоить крайне дорого – 320 000 грн., если проверка касается оформления наемных работников. Потому мы предлагаем принимать за базовую позицию допуск проверяющего к проверке, однако с некоторыми особенностями.

Что должен иметь инспектор по труду, пришедший на внеплановую проверку?

Сразу необходимо отметить, что даже если инспектор по труду пришел к вам на внеплановую проверку, он, кроме служебного удостоверения, должен иметь с собой направление на проверку. Копия направления должна быть вручена руководителю или представителю проверяемого субъекта хозяйствования.

Для осуществления проверки орган государственного надзора (контроля) издает приказ, который должен содержать наименование субъекта хозяйствования, относительно которого будет осуществляться мероприятие, и предмет проверки.

На основании приказа (решения, распоряжения) оформляется направление на проведение проверки которое подписывается руководителем органа государственного надзора с указанием фамилии, имени и отчества и заверяется печатью. Данное направление действует только в течение указанного в нем срока.

В направлении на проведение мероприятия указываются:

  • наименование органа государственного надзора (контроля), который осуществляет проверку;
  • наименование субъекта хозяйствования и / или его обособленного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лица — предпринимателя, в отношении деятельности которых осуществляется проверка;
  • местонахождение субъекта хозяйствования и / или его обособленного подразделения;
  • номер и дата приказа (решения, распоряжения), во исполнение которого осуществляется проверка;
  • перечень должностных лиц, участвующих в проведении проверки, с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;
  • дата начала и дата окончания проверки;
  • тип проверки (плановая или внеплановая);
  • форма проверки (проверка, ревизия, обследование, осмотр, инспектирования и т.п.);
  • основания для осуществления проверки;
  • предмет осуществления проверки;
  • информация об осуществлении предварительной проверки (тип проверки и срок ее осуществления).

Если направление не содержит вышеуказанных сведений, и вы посоветовались с юристом / адвокатом – можете смело не допускать инспектора к проверке.

В ином случае, вы переходите в стадию проведения проверки.

Как проходит проверка по вопросам труда?

Согласно Порядка проведения проверок инспекторами по вопросам труда, проверка состоит из следующих этапов:

  1. Работа с документами, предоставленными субъектами хозяйствования по требованию инспектора:
  2. Оформление документов по результатам проверки.
  3. Ознакомление субъектов хозяйствования с документами, оформленными по результатам проверки.

При этом, инспектору на время проведения проверки предоставляется рабочее место, оборудованное надлежащим образом, право пользования телефонной связью, множительной техникой, другими услугами технического характера, необходимыми для реализации полномочий при проверке, оформление материалов проверки, общения с работниками (в случае необходимости получения пояснений).

Инспектор по труду и субъекты хозяйствования имеют право фиксировать процесс осуществление проверки средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя осуществлению проверки.

Что важно, во время проведения проверки не допускается изъятие у субъектов хозяйствования оригиналов их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеров, их частей, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством.

Также ни один нормативный акт, давая право инспектору по труду общаться с сотрудниками, не обязывает сотрудников общаться с инспектором.

Субъект хозяйствования при осуществлении проверки имеет право:

  • быть информированным о своих правах и обязанностях;
  • присутствовать при осуществлении проверки и привлекать при осуществлении проверки третьих лиц;
  • требовать неразглашения информации, составляющей коммерческую тайну или конфиденциальную информацию предприятия;
  • предоставлять органу государственного надзора (контроля) в письменной форме свои объяснения, замечания или возражения к акту;
  • обжаловать в установленном законом порядке неправомерные действия органов государственного надзора (контроля) и их должностных лиц;
  • получать консультативную помощь от органа государственного надзора (контроля) в целях предотвращения нарушений во время осуществление проверки;
  • требовать прекращения осуществления проверки в случае использование должностными лицами неунифицированных форм актов или выяснения должностными лицами при осуществлении внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) вопросов, других чем те, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления такого мероприятия.

Кроме того, нормы законодательства содержат правило, согласно которого, в случае если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей субъекта хозяйствования или полномочий органа государственного надзора (контроля), такая норма трактуется в интересах предприятия.

Субъекты хозяйствования могут привлекать третьих лиц с целью защиты своих прав и законных интересов в ходе осуществления проверки. Третьи лица имеют право:

  • присутствовать при осуществлении проверки;
  • знакомиться с документами и материалами, касающимися осуществление проверки;
  • представлять интересы субъектов хозяйствования перед органами государственного надзора (контроля) в порядке, установленном законом.

Таким образом, как вы сами видите, прав у субъекта хозяйствования, если их правильно применять, не меньше, чем у проверяющего.

Исходя из этого, считаем необходимым выделить основные тезисы законодательного регулирования проведения внеплановых проверок по труду:

  1. Инспектор обязан до начала проверки предоставить копию направления на проверку, содержащее все предусмотренные законодательством реквизиты.
  2. Копия данного направления может быть вручена либо руководителю субъекта хозяйствования (директору, предпринимателю) либо уполномоченному им лицу.

    Вручение такого направления простым сотрудникам незаконно и до момента прибытия руководителя или уполномоченного им лица инспектор по труду не имеет права начинать проверку.

  3. Инспектор по труду не имеет права изымать какие-либо оригиналы документов, а для получения копий должен предоставить запрос, зафиксированный письменно или средствами аудио-видео фиксации
  4. Субъект хозяйствования не обязан иметь именно в месте осуществления хозяйственной деятельности  и предъявить по первому устному требованию все документы на своих сотрудников.
  5. Сотрудники не обязаны общаться с инспектором и могут не делать этого, если они не желают этого.
  6. Субъект хозяйствования имеет право воспользоваться при проведении проверки правовой помощью адвоката, юриста и консультативной помощью службы по вопросам труда.
  7. Любые сомнения или противоречия в законодательстве должны толковаться в пользу предпринимателя.

Таким образом, идеальный алгоритм проведения проверки выглядит следующим образом:

  1. После прихода инспектора по труду о его приходе уведомляется руководитель (директор или предприниматель) и адвокат. Инспектора просят подождать, пока не приедут указанные лица.
  2. Адвокат изучает удостоверение инспектора и направление на проверку и совместно с руководителем принимает решение о допуске \ не допуске его к проверке.

  3. В случае допуска инспектора к проверке, инспектору предлагается, с целью объективного процесса ведения проверки, получать и передавать документы согласно письменных запросов – ответов.
  4. Сотрудникам разъясняется их право не общаться с инспектором, если они не хотят этого.
  5. Готовится ответ, ходатайства, пояснения и копии документов на письменный запрос инспектора.

  6. В случае необходимости подается запрос о предоставлении консультативной помощи относительно правомерности / неправомерности действий инспектора.
  7. В случае необходимости обжалуются действия инспектора.

При этом следует учитывать, что нахождение в офисе компании или предпринимателя лица, которое не оформлено как наемный работник, автоматически не свидетельствует о нарушении трудового законодательства.

Вот случаи вполне законного нахождения в вашем офисе лица, которое формально, на взгляд инспектора, может выполнять функции вашего сотрудника, но на самом деле им не является:

  • Ваш контрагент, физическое лицо-предприниматель, который с целью выполнения (сдачи) какой-либо части работы посетил ваш офис;
  • Лицо, с которым у вас заключен договор гражданского-правового характера, и которое выполняет для вашего субъекта хозяйствования какую-либо разовую работу;
  • Лицо, которое арендует у вас несколько метров офиса или рабочее место;
  • Ваш клиент, который, допустим, арендует у вас компьютерную технику почасово.

Определяющим фактором в вопросе какой же характер ваших взаимоотношений с данными лицами будут именно те документы, которые вы предоставите инспектору по труду. Именно поэтому мы еще раз акцентируем ваше внимание на том, что вы не обязаны предоставлять эти документы непосредственно в момент посещения инспектора.

Они могут быть в офисе адвоката, у вас дома, в банке, в вашей бухгалтерии. Для того, чтобы ответить на запрос инспектора о предоставлении документов, вам может потребоваться консультативная помощь вышестоящего органа.

Другими словами, у вас не меньше прав, чем у проверяющего вас инспектора по труду. Весь вопрос в умении применять их.

Источник: http://podrobnosti.mk.ua/2017/02/06/vneplanovaya-proverka-i-neoformlennye-sotrudniki-chto-delat-esli-prishel-inspektor-po-trudu.html

2017 год начался для малого и среднего бизнеса с неутешительных новостей – государство задекларировало курс на борьбу с неоформленными сотрудниками, установив штрафы в 96 000 грн. за одного неоформленного работника и 320 000 грн. за не допуск инспектора по труду к проверке по вопросам оформления наемных работников.

Такие суммы штрафа, без сомнения, являются критическими не только для частных предпринимателей – парикмахерских, салонов красоты, закусочных, но и для более крупных бизнесов.

Ситуацию дополнительно усугубил разработанный государственной службой Украины по вопросам труда проект порядка проведения проверок, в котором инспектор по труду представал неким суперагентом, имеющим полномочия большие, нежели общие полномочия полиции, прокуратуры и СБУ.

Как стало известно в конце января 2017 года, данный проект не был согласован государственной регуляторной службой Украины и его принятие откладывается на неопределенный срок. Какие изменения претерпит данный документ перед принятием прогнозировать крайне сложно.

С другой стороны, любой принятый порядок не может противоречить положениям закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Потому давайте разберемся, что все же может инспектор по труду и стоит ли его бояться.

Сразу оговоримся, что плановая проверка не является предметом рассмотрения данной статьи. Перечень юридических и физических лиц-предпринимателей, которых Гоструда в Запорожской области планирует проверить в 2017 году вы можете посмотреть по этой ссылке.

Речь пойдет именно о внеплановой проверке. Итак, дверь вашего офиса открылась и на пороге стоит человек, который показывает удостоверения инспектора по труду.

Допускать или не допускать к проверке?

Любой предприниматель имеет право не допустить инспектора по труду к проверке, если им нарушены или не соблюдены требования законодательства. А именно, в случае с внеплановой проверкой, такие нарушения могут заключаться в следующем:

  • Инспектор по труду не предоставил копию направления на проверку или такое направление не соответствуют требованиям настоящего Закона;
  • Инспектор по труду не внес запись об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) в журнала регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) (при наличии такого журнала)
  • Инспектор по труду осуществляет повторную внеплановую проверку по тому же факту (фактам), который был (были) основанием для проведенного внеплановой проверки.

Однако, потенциальная ошибка в принятии такого рода решения может стоить крайне дорого – 320 000 грн., если проверка касается оформления наемных работников. Потому мы предлагаем принимать за базовую позицию допуск проверяющего к проверке, однако с некоторыми особенностями.

Что должен иметь инспектор по труду, пришедший на внеплановую проверку?

Сразу необходимо отметить, что даже если инспектор по труду пришел к вам на внеплановую проверку, он, кроме служебного удостоверения, должен иметь с собой направление на проверку. Копия направления должна быть вручена руководителю или представителю проверяемого субъекта хозяйствования.

Для осуществления проверки орган государственного надзора (контроля) издает приказ, который должен содержать наименование субъекта хозяйствования, относительно которого будет осуществляться мероприятие, и предмет проверки.

На основании приказа (решения, распоряжения) оформляется направление на проведение проверки которое подписывается руководителем органа государственного надзора с указанием фамилии, имени и отчества и заверяется печатью. Данное направление действует только в течение указанного в нем срока.

В направлении на проведение мероприятия указываются:

  • наименование органа государственного надзора (контроля), который осуществляет проверку;
  • наименование субъекта хозяйствования и / или его обособленного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лица – предпринимателя, в отношении деятельности которых осуществляется проверка;
  • местонахождение субъекта хозяйствования и / или его обособленного подразделения;
  • номер и дата приказа (решения, распоряжения), во исполнение которого осуществляется проверка;
  • перечень должностных лиц, участвующих в проведении проверки, с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;
  • дата начала и дата окончания проверки;
  • тип проверки (плановая или внеплановая);
  • форма проверки (проверка, ревизия, обследование, осмотр, инспектирования и т.п.);
  • основания для осуществления проверки;
  • предмет осуществления проверки;
  • информация об осуществлении предварительной проверки (тип проверки и срок ее осуществления).

Если направление не содержит вышеуказанных сведений, и вы посоветовались с юристом / адвокатом – можете смело не допускать инспектора к проверке.

В ином случае, вы переходите в стадию проведения проверки.

Как проходит проверка по вопросам труда?

Согласно Порядка проведения проверок инспекторами по вопросам труда, проверка состоит из следующих этапов:

  1. Работа с документами, предоставленными субъектами хозяйствования по требованию инспектора:
  2. Оформление документов по результатам проверки.
  3. Ознакомление субъектов хозяйствования с документами, оформленными по результатам проверки.

При этом, инспектору на время проведения проверки предоставляется рабочее место, оборудованное надлежащим образом, право пользования телефонной связью, множительной техникой, другими услугами технического характера, необходимыми для реализации полномочий при проверке, оформление материалов проверки, общения с работниками (в случае необходимости получения пояснений).

Инспектор по труду и субъекты хозяйствования имеют право фиксировать процесс осуществление проверки средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя осуществлению проверки.

Что важно, во время проведения проверки не допускается изъятие у субъектов хозяйствования оригиналов их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеров, их частей, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством.

Также ни один нормативный акт, давая право инспектору по труду общаться с сотрудниками, не обязывает сотрудников общаться с инспектором.

Субъект хозяйствования при осуществлении проверки имеет право:

  • быть информированным о своих правах и обязанностях;
  • присутствовать при осуществлении проверки и привлекать при осуществлении проверки третьих лиц;
  • требовать неразглашения информации, составляющей коммерческую тайну или конфиденциальную информацию предприятия;
  • предоставлять органу государственного надзора (контроля) в письменной форме свои объяснения, замечания или возражения к акту;
  • обжаловать в установленном законом порядке неправомерные действия органов государственного надзора (контроля) и их должностных лиц;
  • получать консультативную помощь от органа государственного надзора (контроля) в целях предотвращения нарушений во время осуществление проверки;
  • требовать прекращения осуществления проверки в случае использование должностными лицами неунифицированных форм актов или выяснения должностными лицами при осуществлении внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) вопросов, других чем те, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления такого мероприятия.

Кроме того, нормы законодательства содержат правило, согласно которого, в случае если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей субъекта хозяйствования или полномочий органа государственного надзора (контроля), такая норма трактуется в интересах предприятия.

Субъекты хозяйствования могут привлекать третьих лиц с целью защиты своих прав и законных интересов в ходе осуществления проверки. Третьи лица имеют право:

  • присутствовать при осуществлении проверки;
  • знакомиться с документами и материалами, касающимися осуществление проверки;
  • представлять интересы субъектов хозяйствования перед органами государственного надзора (контроля) в порядке, установленном законом.

Таким образом, как вы сами видите, прав у субъекта хозяйствования, если их правильно применять, не меньше, чем у проверяющего.

Исходя из этого, считаем необходимым выделить основные тезисы законодательного регулирования проведения внеплановых проверок по труду:

  1. Инспектор обязан до начала проверки предоставить копию направления на проверку, содержащее все предусмотренные законодательством реквизиты.
  2. Копия данного направления может быть вручена либо руководителю субъекта хозяйствования (директору, предпринимателю) либо уполномоченному им лицу.

    Вручение такого направления простым сотрудникам незаконно и до момента прибытия руководителя или уполномоченного им лица инспектор по труду не имеет права начинать проверку.

  3. Инспектор по труду не имеет права изымать какие-либо оригиналы документов, а для получения копий должен предоставить запрос, зафиксированный письменно или средствами аудио-видео фиксации
  4. Субъект хозяйствования не обязан иметь именно в месте осуществления хозяйственной деятельности  и предъявить по первому устному требованию все документы на своих сотрудников.
  5. Сотрудники не обязаны общаться с инспектором и могут не делать этого, если они не желают этого.
  6. Субъект хозяйствования имеет право воспользоваться при проведении проверки правовой помощью адвоката, юриста и консультативной помощью службы по вопросам труда.
  7. Любые сомнения или противоречия в законодательстве должны толковаться в пользу предпринимателя.

Таким образом, идеальный алгоритм проведения проверки выглядит следующим образом:

  1. После прихода инспектора по труду о его приходе уведомляется руководитель (директор или предприниматель) и адвокат. Инспектора просят подождать, пока не приедут указанные лица.

  2. Адвокат изучает удостоверение инспектора и направление на проверку и совместно с руководителем принимает решение о допуске не допуске его к проверке.

  3. В случае допуска инспектора к проверке, инспектору предлагается, с целью объективного процесса ведения проверки, получать и передавать документы согласно письменных запросов – ответов.
  4. Сотрудникам разъясняется их право не общаться с инспектором, если они не хотят этого.

  5. Готовится ответ, ходатайства, пояснения и копии документов на письменный запрос инспектора.
  6. В случае необходимости подается запрос о предоставлении консультативной помощи относительно правомерности / неправомерности действий инспектора.

  7. В случае необходимости обжалуются действия инспектора.

При этом следует учитывать, что нахождение в офисе компании или предпринимателя лица, которое не оформлено как наемный работник, автоматически не свидетельствует о нарушении трудового законодательства.

Вот случаи вполне законного нахождения в вашем офисе лица, которое формально, на взгляд инспектора, может выполнять функции вашего сотрудника, но на самом деле им не является:

  • Ваш контрагент, физическое лицо-предприниматель, который с целью выполнения (сдачи) какой-либо части работы посетил ваш офис;
  • Лицо, с которым у вас заключен договор гражданского-правового характера, и которое выполняет для вашего субъекта хозяйствования какую-либо разовую работу;
  • Лицо, которое арендует у вас несколько метров офиса или рабочее место;
  • Ваш клиент, который, допустим, арендует у вас компьютерную технику почасово.

Определяющим фактором в вопросе какой же характер ваших взаимоотношений с данными лицами будут именно те документы, которые вы предоставите инспектору по труду. Именно поэтому мы еще раз акцентируем ваше внимание на том, что вы не обязаны предоставлять эти документы непосредственно в момент посещения инспектора.

Они могут быть в офисе адвоката, у вас дома, в банке, в вашей бухгалтерии. Для того, чтобы ответить на запрос инспектора о предоставлении документов, вам может потребоваться консультативная помощь вышестоящего органа.

Другими словами, у вас не меньше прав, чем у проверяющего вас инспектора по труду. Весь вопрос в умении применять их и при необходимости отстаивать в суде.

Дата актуализации статьи – 2017г.

Если статья была Вам полезна, Вы можете поделиться ею:

Источник: https://sovetnik.zp.ua/ru/vneplanovaya-proverka-inspektora-po-trudu-v-2017-godu-i-neoformlennye-sotrudniki-chto-delat-esli-prishla-proverka/

Юристы составили практическое пособие: как отбиться от инспекторов по труду

Проверки контролирующих органов. Кого же проверяют инспекторы по труду? Практические советы из личного опыта.

В последнее время инспектора по труду в Украине совсем распоясались. Их отечественный бизнес боится, пожалуй, больше, чем всех других контролеров. И неудивительно: именно «трудовики» получили невиданное полномочия и могут вписывать штрафы до 320 тыс. грн. и более, к примеру, за выявление неоформленных сотрудников или недопуск проверки на предприятие.

Так, по сообщению Госслужбы по труду, 7 апреля частное предприятие в с. Ясиня (Закарпатская обл.) оштрафовали на 200 тыс. грн после обращения председателя местной райгосадминистрации.

В ходе проверки было выявлено несколько нарушений: от невыплаты денег за неиспользованные отпуска трем уволенным сотрудникам (9,6 тыс. грн.

штрафа) до приема на работу без ознакомления с правилами трудового распорядка и условиями коллективного договора (еще 3,2 тыс. грн).

  • Инспекторы по труду будут проверять украинский бизнес по-новому

Однако самый большой штраф (192 тыс. грн) инспекторы выписали за выявление сотрудников, которые при первичном опросе заявили, что никак не оформлялись.

Запоздалая попытка директора представить проверяющим заявления работников и оформление с ними гражданско-правовых договоров не спасла ситуацию.

Напротив, вызвала подозрение, что документы составили задним числом. Так что от штрафа пути не удалось.

Чем больше компания, тем больше денег рискует она потерять. В конце марта 2017 года главное управление Гоструда в Харьковской области оштрафовало строительное предприятие за ненадлежащее оформление 15 рабочих (среди прочего, на неполный рабочий день при фактически полной занятости) на сумму в 1,44 млн грн.

По словам адвоката, старшего юриста ЮФ Golaw Ирины Кальницкой, кроме денежных штрафов, предприятия несут репутационные потери, а последующие судебные разбирательства могут затянуться до двух лет. Потому доскональные знания о том, что и как могут проверять контролеры, а где им можно отказать в допуске на предприятие, ценятся, без преувеличения, на вес золота.

Когда можно захлопнуть дверь

Не пускать инспекторов можно и даже нужно, если они пришли без законных оснований.

  • В Украине полностью отпустят цены: что подорожает

По словам правоведов, с 2017 года действия налоговиков, а также контролеров службы Гоструда подпадают под действие норм закона «Об основных принципах госконтроля в сфере хозяйственной деятельности» (№877).

Это означает, что все плановые рейды этих ведомств должны включаться в общий комплексный план проверок на год (на 2017-й составлялся в конце 2016 года). И если сразу несколько контролирующих органов хотят проверить одну и ту же компанию, то вместо нескольких проверок должна быть только одна — комплексная, когда все контролеры в одно время приходят и изучают все, что им нужно.

До сих пор чиновники Гоструда часто отказывались подчиняться нормам закона №877, ссылаясь на то, что их служба осуществляет меры государственного надзора в части соблюдения работодателями законодательства о труде, а не в сфере хозяйственной деятельности.

Теперь они прямо обязаны выполнять нормы этого закона. А потому в проведении инспекции можно отказать на том основании, что предприятие не включено в план проверок на год. Если проверка плановая, то она должна быть указана в плане комплексных проверок Государственной службы Украины по вопросам труда (соответствующего территориального управления).

  • “Ряженые” инспекторы по труду вымогают у предпринимателей деньги

Мало того, неточность или неполнота выполнения условий проверки, указанных в законе №877, не дает правовых оснований для проведения (допуска) проверки.

Поэтому попытка доказать ошибочность действий проверяющих после допуска их к проведению проверки уже является некорректной (так как будет считаться, что допуск прошел на добровольных началах).

Во-вторых, несоблюдение процедуры информирования.

О проведении плановой проверки предприятие должны уведомить письменно за 10 дней. Неправильно оформленные документы — также повод для отказа в допуске. В частности, есть постановление Окружного административного суда г. Киева от 25 ноября 2016 г. №826/1981/16 о том, что факс не является надлежащим подтверждением информирования о дате проведения проверки.

Кроме того, данные о проверке должны быть внесены в журнал проверок на предприятии.

«Если его нет, лучше завести. Потому что отказ инспектора от росписи в этом журнале может также служить основанием для недопуска к проверке», — рассказала Ирина Кальницкая.

  • Кто вместо Гонтаревой: все кандидаты на место главного банкира страны

Сроки проведения инспекции также должны быть четко ограничены (они зависят от размера предприятия и соответственно, объема проверяемой информации). Если контролеры не укладываются в сроки, они обязаны все равно закончить свою работу, а потому их также можно выдворить из офиса. Кстати, проверять предприятие повторно по тем же основаниям, что и в первый раз закон не разрешает.

Навязчивые гости

В то же время проверяющие имеют право проводить внеплановые мероприятия по контролю соблюдения трудового законодательства. Они осуществляются независимо от количества ранее проведенных рейдов. Впрочем, внеплановая проверка может быть проведена только в четко оговоренных законом случаях.

А именно:

  • по письменной просьбе самого предприятия;
  • при выявлении недостоверности данных в поданной предприятием отчетности, либо неподаче такой отчетности;
  • в случае поступления обоснованной жалобы от человека о нарушении его законных прав;
  • если на предприятии произошел несчастный случай
  • с целью проверить выполнение предыдущих предписаний.

Как показывает практика, наибольшее количество споров возникает по фактам жалоб на предприятия.

Закон говорит, что внеплановая проверка может пройти по жалобе физлица о нарушении его прав. Но есть еще порядок проведения проверок (утвержден приказом Минсоцполитики №390 от 2 июля 2012 года). И там сказано, что проверка может проводиться на основании обращений юрлиц о нарушении трудового законодательства.

То есть инспекторы по труду уверены, что могут проверять по жалобам юрлиц. Однако юристы считают, что нормы закона все равно имеют приоритет. Поэтому жалобщиком может быть только физлицо. Но и здесь есть свои нюансы.

Например, в прошлом году проверяющие пришли на основании обращения народного депутата. Предприятие не допустило инспекторов к проверке, мотивируя отказ тем, что народный депутат — это не физлицо, а представитель власти. Кроме того, депутат просил проверить нарушение прав трудового коллектива, а не его лично.

Все закончилось для компании благополучно еще на этапе административного обжалования действий проверяющих. Поэтому очень важно обращать внимание на основания для проверки.

Не лишним будет помнить, что обязательно должен иметь с собой инспектор службы Гоструда. Это оригинал служебного удостоверения, оригинал направления на проверку, копию согласования инспекции (такое согласование обязательно должно быть, если проверка проводится по жалобе физлица).

Впрочем, последний документ проверить проблематично и этот вопрос требует урегулирования.

В частности, инспекторы говорят, что конвенция МОТ №81 (которая является частью национального законодательства) охраняет анонимность жалобщика.

Соответственно, инспекция не может показать такое согласование, чтобы не раскрывать личность жалобщика. Поэтому предприятие не может узнать, есть в реальности такая претензия или ее написали конкуренты.

«В законе написано, что физлицо несет ответственность за недостоверность данных, указанных в жалобе, но как это доказать и отстоять в суде — неизвестно.

Инспекция предлагает подавать в суд на нее и уже через суд истребовать имя жалобщика. Это очень сомнительная позиция, так как инспекция сама обязана определять, какие претензии заслуживают доверия, а какие нет.

Пока ответа на этот вопрос нет», — говорят юристы.

Кадровый маскарад

На практике администратор в офисе часто не знает, что делать, когда приходит контролер. Звонит директору, а того нет на месте, у всех легкая паника.

Тем временем инспектор гуляет по офису (предприятию) и затевает беседы с работниками.

В ходе которых, например, может выясниться, что работник — это физлицо-предприниматель (ФЛП), которое не числится в штате компании. И тут начинаются проблемы.

  • У Украины появился шанс стать мировым сырьевым гигантом

Поэтому очень важно проинструктировать персонал, как общаться с проверяющими. Инспектору надо выделить рабочее место, а лучше отдельный кабинет и приставить отдельного помощника, через которого инспектор мог бы запрашивать любую информацию.

Предприятия пытаются скрыть наличие трудовых отношений с работниками, заключая с ними гражданско-правовые договора. Однако уже есть решения судов, где четко указана разница между трудовым и гражданско-правовым договором.

В частности, подрядчик не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, а действует на свой страх и риск, получая оплату не за процесс работы, а за полученный результат (что и оформляется актами выполненных работ).

Поэтому велика вероятность, что наличие трудовых отношений будет доказано и обман будет раскрыт, а предприятие — наказано.

Многие работодатели пытаются выдать сотрудников за стажеров или практикантов. Эти формы трудовой деятельности могут законно применяться только для студентов и учеников ПТУ. Любой стажер также должен иметь трудовую книжку, куда заносится информация о стажировке. Мало того, если стажер выполняет какую-то функцию (например, раскладывает товар), то ему еще и зарплату платить надо.

Запись о прохождении практики не заносится в трудовую книжку. Однако при прохождении практики студентов у предприятия должен быть заключенный договор с вузом.

  • Украинцы переходят на новые товары в интернет-магазинах

Один из работодателей пытался доказать проверяющим, что его работник проходит стажировку и потому находится на испытательном сроке. Однако он не учел, что по закону стажер априори не может проходить испытательный срок. Есть решение суда, четко это разъясняющее. Поэтому не стоит оформлять стажерами своих работников. Это может оказаться еще хуже, чем гражданско-правовые договоры.

Более рабочий вариант — совмещение трудовых обязанностей и работа по договору подряда. Это возможно, например, если работник трудится как менеджер в компании и одновременно предоставляет услуги компании как ФЛП.

Однако, юристы предупреждают, что обязанности менеджера и услуги ФЛП не должны совпадать по функционалу.

Кроме того, работа в штате должна быть неполный рабочий день, так как у проверяющих возникает логичный вопрос — когда частный предприниматель успевает оказывать услуги предприятию, где он работает как менеджер.

Поэтому многое зависит от того, насколько грамотно оформлена такая работа. Для этого будет не лишним провести аудит трудовых отношений.

Источник: https://ubr.ua/labor-market/ukrainian-labor-market/juristy-sostavili-prakticheskoe-posobie-kak-otbitsja-ot-inspektorov-po-trudu-3839631

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.