+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Продолжительность рабочего времени педагогов может различаться

Нормальная продолжительность рабочего времени педагогических работников

Продолжительность рабочего времени педагогов может различаться

До недавнего времени оставался неуточненным порядок исчисления нормальной продолжительности рабочего времени педагогических работников.

Изданный Министерством образования и науки РФ приказ (который придет на смену ныне действующему постановлению Правительства РФ от 03.04.

2003 № 191) устраняет этот пробел, поскольку устанавливает четкую зависимость между нормальной продолжительностью рабочего времени и особенностями ее выполнения педагогическими работниками.

Напомним, что в соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная (по сравнению с предусмотренной ст. 91 ТК РФ) продолжительность рабочего времени — не более 36 ч в неделю.

Полномочия по определению продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника (с учетом особенностей его труда) отнесены к компетенции Минобразования России.

Согласно приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» в отношении соответствующих категорий педагогических работников уточнена нормальная продолжительность рабочего времени.

В продолжительность рабочего времени педагогических работников включается:

• преподавательская (учебная) работа;

• воспитательная работа;

• другая педагогическая работа, предусмотренная квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических (других) работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Продолжительность рабочего времени 36 ч в неделю устанавливается:

1) работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

2) старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;

3) педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, а также инструкторам по труду;

4) методистам и старшим методистам образовательных учреждений;

5) тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);

6) руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;

7) преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки);

8) инструкторам-методистам и старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.

Продолжительность рабочего времени 30 ч в неделю устанавливается старшим воспитателям образовательных учреждений (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

НОРМИРУЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (так называемая нормируемая часть педагогической работы) может составлять от 18 до 36 ч в неделю (в том числе за ставку заработной платы для соответствующей педагогической должности (категории)). Норма часов может ограничиваться предельным значением в пересчете на год.

Норма, равная 18 ч в неделю, устанавливается:

1) учителям I–XI (XII) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);

2) преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательскойработы за ставку заработной платы 720 ч в год);

3) преподавателям специальных дисциплин I–XI (XII) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

4) преподавателям III–V классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, V–VII классов школ искусств с семилетним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), I–IV классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с четырехлетним сроком обучения;

5) педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;

6) тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям;

7) преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

8) учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

9) логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания.

Норма, равная 24 ч в неделю, устанавливается:

1) преподавателям I–II классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, I-IV классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с семилетним сроком обучения;

2) 720 ч в год — преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.

НОРМА ЧАСОВ РАБОТЫ ЗА СТАВКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет:

1) 20 ч в неделю — для учителей-дефектологов, учителей-логопедов и логопедов;

2) 24 ч в неделю — для музыкальных руководителей и концертмейстеров;

3) 25 ч в неделю — для воспитателей, работающих непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;

4) 30 ч в неделю — для инструкторов по физической культуре; воспитателей в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся) поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, а также в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;

5) 36 ч в неделю — для воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях.

Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических (не академических) часах.

ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую педагогическим работником (с его согласия) сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, должна производиться дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

В свою очередь, учителя (преподаватели), которым не обеспечивается нормативная учебная нагрузка, имеют право на получение соответствующих денежных компенсаций (доплат).

Так, учителям, которым по тем или иным причинам не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

а) учителям I–IV классов — при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

б) учителям I–IV классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения — если они не имеют достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

в) учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;

г) учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений — если эти учреждения расположены в поселках лесозаготовительных (сплавных) предприятий и химлесхозов.

УМЕНЬШЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ

Учителям и преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается (по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года), до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском (ст. 334 ТК РФ), выплачивается:

а) заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную учителю (преподавателю) за ставку заработной платы;

б) заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной учителю (преподавателю) за ставку заработной платы, и при этом его невозможно догрузить другой педагогической работой;

в) заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной учителю (преподавателю) за ставку заработной платы, и при этом его невозможно догрузить другой педагогической работой.

Исключение составляют преподаватели таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 ч в год.

Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального (среднего) профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается (по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года), до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Ю. М. Михайлов, эксперт

Источник: https://www.profiz.ru/kr/6_2011/prov_rab_vrem_pedrab/

Продолжительность рабочего времени педагогов: нормативы по ТК

Продолжительность рабочего времени педагогов может различаться
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-35-33 доб. 738 .

Это быстро ибесплатно!

Установленная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю. По такому графику работает большинство людей в России.

Однако продолжительность рабочего времени педагогических работников рассчитывается по отдельной программе и регулируется особенными правилами.

Количество трудового времени у педагогов-предметников рассчитывается не по астрономическим часам, а по академическим (45 минут, или урок), отдельный расчет имеет практика тьюторства, классного руководства, воспитания учеников и т.д.

Виды рабочего времени

Согласно трудовому кодексу и Федеральному закону об Образовании, по сокращенной программе рабочего времени педагог не может работать более 36 часов в неделю.

Сокращенная продолжительность рабочего времени — это установленная государством временная норма, которую должны отрабатывать в неделю особые группы лиц.

Такая работа связана со стрессовыми, неблагоприятными условиями труда, с особенностями деятельности работника, с иными обстоятельствами.

К таким группам работников относятся: несовершеннолетние, беременные, работники учреждений, связанных с добычей сырья или с химикатами, медицинские работники и учителя.

В зависимости от деятельности преподавателя будет отличаться и его время работы.

  1. Для воспитателей дошкольных учреждений (детского сада, коррекционных групп детского сада, яслей, а также для нянь в детских садах) максимальная норма трудового времени составляет 25 часов в неделю.
  2. Учителя дополнительного образования, связанные с музыкальным направлением (концертмейстеры, преподаватели музыкальных школ, преподаватели танцев), не могут работать больше 25 часов в неделю.
  3. Для педагогов-предметников общего образования количество часов равно 18. Однако каждый школьный учитель обязан иметь дополнительную нагрузку помимо 18 уроков еженедельно. К дополнительной нагрузке относятся: классное руководство, тьюторство, дополнительные занятия, кураторство, внеурочная деятельность, воспитательная работа.
  4. К категории педагогов-воспитателей относят психологов, социальных работников бюджетных образовательных учреждений, старших воспитателей, педагогов-организаторов, завучей по воспитательной работе, методистов, кураторов олимпиад и проектов. Эти преподаватели могут трудиться до 36 часов в неделю.
  5. Для педагогического состава высших учебных учреждений (профессоров, доцентов, старших сотрудников, лаборантов) нормой является 30-36 часов в неделю. Разница в трудовом времени зависит от стажа преподавателя, его ученой степени и занятости в научной деятельности вуза).
  6. Педагоги техникумов и колледжей не имеют права работать больше чем 720 часов в год (это примерно 20 часов в неделю).

Такие правила расчета трудового времени преподавателя существовали не всегда.

В декабре 2014 года Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило приказ «О рабочем времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) работников образовательных учреждений и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Согласно этому документу, изменения коснулись не только трудового времени педагогов, но и оплаты их труда.

Каждый преподаватель получает минимальную ставку согласно своим часам, а все остальные выплаты начисляются ему по итогам работы в прошлом году.

Перерасчет происходит чаще всего в конце августа, перед новым учебным годом.

Ниже приведен перечень заслуг, за которые педагог может получать денежные бонусы весь следующий учебный год.

  1. Выпускники, набравшие более 220 баллов за 3 выпускных экзамена в формате ЕГЭ.
  2. Победители и призеры рейтинговых олимпиад.
  3. Участие воспитанников в общегородских мероприятиях.
  4. Участие учеников в круглых столах, форумах, конференциях, дебатах.
  5. Защиты проектов, статей, письменных работ и их публикация в СМИ.
  6. Активное участие в жизни образовательного учреждения.

Согласно трудовому кодексу и Федеральному закону об Образовании, по сокращенной программе рабочего времени педагог не может работать более 36 часов в неделю.

Сокращенная продолжительность рабочего времени — это установленная государством временная норма, которую должны отрабатывать в неделю особые группы лиц.

Такая работа связана со стрессовыми, неблагоприятными условиями труда, с особенностями деятельности работника, с иными обстоятельствами.

К таким группам работников относятся: несовершеннолетние, беременные, работники учреждений, связанных с добычей сырья или с химикатами, медицинские работники и учителя.

В зависимости от деятельности преподавателя будет отличаться и его время работы.

  1. Для воспитателей дошкольных учреждений (детского сада, коррекционных групп детского сада, яслей, а также для нянь в детских садах) максимальная норма трудового времени составляет 25 часов в неделю.
  2. Учителя дополнительного образования, связанные с музыкальным направлением (концертмейстеры, преподаватели музыкальных школ, преподаватели танцев), не могут работать больше 25 часов в неделю.
  3. Для педагогов-предметников общего образования количество часов равно 18. Однако каждый школьный учитель обязан иметь дополнительную нагрузку помимо 18 уроков еженедельно. К дополнительной нагрузке относятся: классное руководство, тьюторство, дополнительные занятия, кураторство, внеурочная деятельность, воспитательная работа.
  4. К категории педагогов-воспитателей относят психологов, социальных работников бюджетных образовательных учреждений, старших воспитателей, педагогов-организаторов, завучей по воспитательной работе, методистов, кураторов олимпиад и проектов. Эти преподаватели могут трудиться до 36 часов в неделю.
  5. Для педагогического состава высших учебных учреждений (профессоров, доцентов, старших сотрудников, лаборантов) нормой является 30-36 часов в неделю. Разница в трудовом времени зависит от стажа преподавателя, его ученой степени и занятости в научной деятельности вуза).
  6. Педагоги техникумов и колледжей не имеют права работать больше чем 720 часов в год (это примерно 20 часов в неделю).

Такие правила расчета трудового времени преподавателя существовали не всегда.

В декабре 2014 года Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило приказ «О рабочем времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) работников образовательных учреждений и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Согласно этому документу, изменения коснулись не только трудового времени педагогов, но и оплаты их труда. Каждый преподаватель получает минимальную ставку согласно своим часам, а все остальные выплаты начисляются ему по итогам работы в прошлом году.

Перерасчет происходит чаще всего в конце августа, перед новым учебным годом. Ниже приведен перечень заслуг, за которые педагог может получать денежные бонусы весь следующий учебный год.

  1. Выпускники, набравшие более 220 баллов за 3 выпускных экзамена в формате ЕГЭ.
  2. Победители и призеры рейтинговых олимпиад.
  3. Участие воспитанников в общегородских мероприятиях.
  4. Участие учеников в круглых столах, форумах, конференциях, дебатах.
  5. Защиты проектов, статей, письменных работ и их публикация в СМИ.
  6. Активное участие в жизни образовательного учреждения.

Приказы и постановления

Постановление о рабочих часах педагогического работника впервые упомянуто в Трудовом кодексе РФ в статье №15, где говорится о том, что учителя — особая группа лиц, их время труда должно рассчитываться по отдельной программе.

Эта статья была внесена в ТК в 2006 году. До вынесения учителей в отдельную группу их максимум трудовых часов за неделю не отличался от общепринятого — 40 часов. Однако такие меры были приняты в связи с несколькими причинами.

  1. Молодые специалисты не могли устроиться в образовательные учреждения, поскольку все уроки были распределены между опытными педагогами.
  2. Учителя не только работали по 40 часов, но и брали любые замены. Заплаты некоторых учителей росли, а эффективности уроков падала.
  3. Усталость учителей и профессиональное выгорание. Кроме проведения урока, педагогу необходимо проверять наработки учеников, готовить будущий урок, отчитываться за свою деятельность.

Приказ о продолжительности рабочего времени педагогического работника в размере 36 часов вышел в начале 2011 года при министре А. Фурсенко.

Позднее в 2014 году министр образования и науки Российской Федерации Д. Ливанов внес поправки в приложения к этому приказу. Он же ввел новую политику оплаты труда преподавателя (договор эффективности).

Согласно такому виду договора, педагог имеет минимальную ставку, а надбавки зависят от эффективности работы.

Насколько результативно учитель будет работать год, настолько велики будут ему надбавки на будущий год.

Однако текущий министр образования О. Васильева вновь планирует поменять политику в отношении учителей.

Согласно ее указам, учитель должен изначально получать максимально большую зарплату, это будет мотивировать его к эффективной и результативной деятельности.

Что касается продолжительности труда учителя, О. Васильева предложила не только оставить верхний порог по часам, но и ввести нижний.

Если педагог не имеет необходимого количества часов в месяц, то на него накладываются санкции, среди которых: уменьшенный процент оплаты в пенсионный фонд ежемесячно, сокращение страховки (если они предусмотрены организацией), перевод учителя на неполную ставку.

Установленная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю. По такому графику работает большинство людей в России.

Однако продолжительность рабочего времени педагогических работников рассчитывается по отдельной программе и регулируется особенными правилами.

Количество трудового времени у педагогов-предметников рассчитывается не по астрономическим часам, а по академическим (45 минут, или урок), отдельный расчет имеет практика тьюторства, классного руководства, воспитания учеников и т.д.Приказы и постановления

Постановление о рабочих часах педагогического работника впервые упомянуто в Трудовом кодексе РФ в статье №15, где говорится о том, что учителя — особая группа лиц, их время труда должно рассчитываться по отдельной программе.

Эта статья была внесена в ТК в 2006 году. До вынесения учителей в отдельную группу их максимум трудовых часов за неделю не отличался от общепринятого — 40 часов. Однако такие меры были приняты в связи с несколькими причинами.

  1. Молодые специалисты не могли устроиться в образовательные учреждения, поскольку все уроки были распределены между опытными педагогами.
  2. Учителя не только работали по 40 часов, но и брали любые замены. Заплаты некоторых учителей росли, а эффективности уроков падала.
  3. Усталость учителей и профессиональное выгорание. Кроме проведения урока, педагогу необходимо проверять наработки учеников, готовить будущий урок, отчитываться за свою деятельность.

Приказ о продолжительности рабочего времени педагогического работника в размере 36 часов вышел в начале 2011 года при министре А. Фурсенко.

Позднее в 2014 году министр образования и науки Российской Федерации Д. Ливанов внес поправки в приложения к этому приказу. Он же ввел новую политику оплаты труда преподавателя (договор эффективности).

Согласно такому виду договора, педагог имеет минимальную ставку, а надбавки зависят от эффективности работы. Насколько результативно учитель будет работать год, настолько велики будут ему надбавки на будущий год.

Однако текущий министр образования О. Васильева вновь планирует поменять политику в отношении учителей. Согласно ее указам, учитель должен изначально получать максимально большую зарплату, это будет мотивировать его к эффективной и результативной деятельности.

Что касается продолжительности труда учителя, О. Васильева предложила не только оставить верхний порог по часам, но и ввести нижний.

Если педагог не имеет необходимого количества часов в месяц, то на него накладываются санкции, среди которых: уменьшенный процент оплаты в пенсионный фонд ежемесячно, сокращение страховки (если они предусмотрены организацией), перевод учителя на неполную ставку.

Не нашли ответа на свой вопрос?Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

  • +7  (499) 703-35-33 доб. 738 (Москва)
  • +7 (812) 309-06-71 доб. 391 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!     Не нашли ответа на свой вопрос?Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

  • +7  (499) 703-35-33 доб. 738 (Москва)
  • +7 (812) 309-06-71 доб. 391 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!    

Источник: http://zakonirabota.ru/grafik-raboty/prikazy-postanovleniya-i-vidy-prodolzhitelnosti-rabochego-vremeni-pedagogov.html

Сфера образования и продолжительность рабочего времени педагогического работника

Продолжительность рабочего времени педагогов может различаться
От профессионализма учителей зависит будущее страны

Одной из базовых сфер, формирующих целостное общество, культурные, социальные, моральные и этические  ценности его участников, является образовательная сфера.

Именно поэтому ее сотрудники должны отвечать довольно высоким требованиям.

Кого же можно отнести к сотрудникам сферы образования и какова продолжительность рабочего времени педагогического работника?

Список и короткая характеристика должностей области образования

Для того чтобы иметь понятие, кто же относится к педагогическим работникам и каковы требования выдвигаются к каждому представителю сферы образования, лучше всего обратиться к Единому квалификационному справочнику.

В нем можно не только ознакомиться с перечнем всех должностей, но и требованиями, которые выдвигаются к каждому уровню специалистов. Кроме этого, здесь подробно описан уровень знаний, которым должен обладать каждый педагог.

Согласно данным ЕКС существует такой список педагогических сотрудников:

  • Руководитель образовательного учреждения. На его плечи ложится руководство учебным заведением. Для того чтобы иметь возможность занимать данную должность общий педагогический стаж работы должен быть не менее 5 лет. Кроме этого, руководителю необходимо иметь соответствующее образование, например по направлению Управление персоналом или Менеджмент и т. п.
  • Замруководителя. Сотрудник, занимающий эту должность, отвечает за организацию функционирования всех направлений работы данного учебного заведения. Кроме этого, он выполняет планирование работы УЗ на будущее. На плечи заместителя ложится контроль за работой всех сотрудников коллектива в целом. Для того чтобы получить назначение на эту должность, необходимо отвечать точно таким же требованиям и иметь такой же стаж работы, что и руководитель заведения.
  • Руководители структурных отделов. Каждый из них отвечает за организацию работы и функционирование своего отдельного структурного подразделения (лаборатория, кабинет, УКП и т. п.). Человек, являющийся руководителем СП, должен иметь высшее образование соответствующего профиля, а также не менее 3 лет трудового стажа.
  • Старший мастер. Отвечает за работу, основное направление которой заключается в осуществлении профессионального направления образовательного процесса. Помогает ученикам в их профориентации и выборе будущей специальности. Стаж работы данного специалиста не должен быть менее 2 лет.
  • Учитель. Этот специалист принимает непосредственное участие в обучающем  процессе, каждый по тому предмету, который он преподает. Нет определенных требований к общему стажу того человека, который занимает эту должность, но обязательным является наличие у него высшего или специального профильного образования.
  • Преподаватель. В эту категорию не входят преподаватели из профессорского коллектива ВУЗов. Главной задачей преподавателя является предоставление полной и детальной информации по определенному направлению, а также организация и контроль за индивидуальной работой учеников. Хотелось бы отметить, что в данному случае, одним из требований, которые выдвигаются к преподавателю, является обязательное использование в своей работе новых современных методик преподаваний, техники и оборудования.
  • Педагог организатор. Специалист, занимающий эту должность, должен развивать личностные качества своих учеников, помогать выявлять и развивать таланты, которые, безусловно, есть у каждого ребенка.  Кроме этого, педагог организатор призван направлять свои знания и способности на помощь социализации детей в обществе. Для этого ему необходимо иметь высшее специальное образование по направлению Образование и социальная работа.
  • Соцпедагог. Основная задача этого специалиста заключается в оказании помощи детям, которые не могут решить свои проблемы или находятся в состоянии стресса. Нередко социальные педагоги помогают ребенку адаптироваться в социуме. Особых требований к стажу специалиста не выдвигается.
  • Логопед. Эта должность преимущественно присуща оздоровительным учебным заведениям, а также учреждениям, которые имеют социальное направление своей деятельности.  В обязательном порядке логопед должен иметь высшее специальное образование.
  • Психолог. Это специалист, который помогает детям решать их психосоматические проблемы, помогает им в профессиональной ориентации, отвечает за социальный комфорт детей, пребывающих на обучении в УЗ. Что касается общего стажа, то его наличие не обязательно, чего нельзя сказать о высшем образовании оп направлению Педагогика и психология.
  • Старший воспитатель. Отвечает за образовательный процесс детей. Помогает решать детям сложные проблемы, как личностного, так и социального плана. Воспитателем может стать специалист, обладающий стажем не меньше 2 лет.
  • Учитель библиотекарь. Помогает детям решить проблемы, связанные с осуществлением образовательного процесса на всех его уровнях. Одним из обязательных требований, которые выдвигаются к работе педагога библиотекаря, это использование современных методик, которые помогают ребенку в решении поставленной перед ним образовательной задачи.
  • Вожатый. Способствует развитию, работе и взаимодействию детских общественных организаций, которые есть в наличии не только в самом учебном заведении, но и вне его. Кроме этого, вожатый принимает активное участие в организации досуга детей. Человек, который занимает эту должность, обязательно должен иметь высшее или специальное образование.
  • Музруководитель. Принимает активное участие в развитии и формировании эстетических взглядов и вкусов детей, выявляет наличие у учеников музыкальных способностей и помогает их максимальному развитию. Наличие высшего или специального образования является обязательным условием для работы  музыкального руководителя.
  • Руководитель физвоспитания. В обязанности этого специалиста входит организация и проведение занятий, направленных на физическое воспитание детей, а также на поддержание их физического здоровья. Этот специалист должен иметь высшее физическое образование.
  • Методист. Проводит организацию и координирование методической работы внутри коллектива. Стаж работы человека, который занимает эту должность, должен быть не меньше 2 лет.

Использование данной классификации помогает решить взаимоотношения внутри педагогического коллектива, а также регулирует трудовые взаимоотношения всех специалистов. Кроме этого, хотелось бы отметить, что данная классификация является основной при формировании должностных обязанностей каждого сотрудника педколлектива.

Особенности регулирования времени работы учителей

Ученые выяснили, какой по времени рабочий день заложен в генах

Понятие продолжительность рабочего времени учителя включает в себя не только педагогическую работу, но и воспитательные мероприятия, а также все виды педработы, которая перечислена в должностных обязанностях педагога.

Норма рабочего времени рассчитывается в часах астрономических.

При этом учитываются все занятия и уроки, которые проводятся педагогами, независимо от их продолжительности и без учета небольших перерывов между ними.

Когда педагог проводит работу больше предусмотренной законодательством нормы, выполняется оплата дополнительно в таком же размере, как  основной запланированной работы.

Если учитель не получает основной нагрузки, предусмотренной по ставке, он получает дополнительные задания, которые помогают набрать ему необходимое количество часов в неделю. Чаще всего, к таким специалистам относятся преподаватели музыки, иностранного языка, рисования или физкультуры.

При плановом уменьшении педагогической нагрузки, дополнительной или организаторской работы, руководство обязано сообщить об этом не позднее, чем за 60 дней до этого.

Нередки случаи, когда педагог выполняет свою норму часов на протяжении 3 – 4 дней. Все остальные дни, когда специалист не проводит свои занятия, не считаются для него выходными. Это связано с тем, что в эти дни он выполняет другие задания или виды работы, связанные, например, с общественными или организаторскими  заданиями.

Что касается праздничных или предпраздничных дней, то на педагогических работников не распространяется правил о сокращенном рабочем времени в эти дни. Руководство образовательного учреждения для сотрудников  в праздничные или предпраздничные дни старается не привлекать педагогов для выполнения дополнительных видов работ, не связанных с их непосредственным видом деятельности.

Хотелось бы несколько слов сказать о том периоде, когда дети находятся на каникулах. Каникулярный период не является выходным для педагогов. В этот период руководство привлекает их для выполнения организаторской или другого вида работ, согласно установленному в коллективе графику.

Продолжительность рабочего дня в эти дни не превышает принятой по норме на ставку и оплачивается, согласно существующей в данном учебном заведении тарификации. Что касается сотрудников, которые работают на условиях почасовой оплаты, каникулярный период для них не оплачивается.

Если педагог по какой-либо причине отсутствует на рабочем месте, руководство УЗ обязано заменить его другим специалистом такой же квалификации и работающим по тому же направлению, что и его отсутствующий коллега. Если замена продолжалась более 60 дней, тарификация оплаты увеличивается в 2 раза.

Причем, это обязательно фиксируется в специальном журнале по замещению. На основании данных, внесенных в этот журнал, составляется соответствующий приказ по учебному заведению.

Для учета рабочего времени педагогических работников ведется специальный табель учета общепринятой формы, который хранится на протяжении 3 лет.  Это является первичной документацией, которая используется в качестве первоисточника, при начислении заработной платы.

У кого какая продолжительность РВ

Продолжительность рабочего времени учителя школы непосредственно зависит от его должности, квалификации и спецификации. Для этого используется следующая классификация:

  • 36 часов на протяжении 1 недели. Сотрудники профессорского педагогического коллектива ВУЗов, техникумов или заведений повышения квалификации; воспитатели дошкольных учебных заведений, домов малютки или детдомов; психологи, соцработники, мастера, вожатые, профработники; методисты; физруки; педагоги организаторы.
  • 30 часов за неделю. Старшие воспитатели; инструкторы по физическому воспитанию.
  • 18 часов. Учителя 1 – 12 классов средних школ, а также заведений для обучения детей с ограниченными физическими возможностями; учителя школ искусств, музыкальных школ или училищ, а также художественных школ; тренеры; логопеды, преподаватели иностранных языков детских садов или общеобразовательных школ.
  • 24 часа за неделю. Учителя 1 – 2 кл. школ, специализирующихся на проведении художественного и музыкального образования; музыкальные руководители.
  • 20 часов. Логопеды или дефектологи.
  • 25 часов. Воспитатели дошкольных детских учреждений, а также заведений для детей с ограниченными возможностями.

Установленные нормы отработанных часов, о которых говорилось ранее, ни в коем случае не означают, что преподаватель должен работать только столько часов, но никак не больше. Если все же преподаватель работает сверхурочно, оплата каждого проработанного часа оплачивается в установленном законодательством порядке.

Для учителей также свойственно выполнение ненормированной педагогической деятельности:

  • Подготовка к проведению уроков
  • Классное руководство
  • Проверка лабораторных, контрольных работ, тетрадей
  • Работа по заведованию лабораторией, кабинетом или УО участками
  • Проведение индивидуальных занятий с учениками
  • Внеклассные занятия
  • Проведение воспитательной или разъяснительной беседы с родителями детей

Эти виды деятельности не нормируются документально, а их оплата проводится в процентном соотношении по отношению к основной работе:

  • Классное руководство – 25 %
  • Проверка работ учеников – 20 %
  • Заведование спецотделами – 20 %
  • Заведование рабочими кабинетными – 15 %.

Внеклассная работа педагога

Все рабочие моменты, связанные с фиксированием рабочего времени педагогов каждого учебного заведения фиксируются в табеле учета.

Для этого существует специальный сотрудник, работающий в отделе кадров.

Если такого сотрудника нет, этим занимается непосредственно заместитель директора УЗ или заместитель директора по воспитательной работе.

Рабочие дни в этом табеле отмечаются литерой «Р», дни на замене – «З», дни, в которые преподаватель отсутствует по болезни – «Б».

Каждое изменение в рабочем графике (замена, переработка) в обязательном порядке подтверждаются соответственной записью в журнале, а также приказом руководителя образовательного учреждения.

Для удобства учета в табеле можно прографить дополнительные графы, в которых отображаются все замены каждого преподавателя.

Распределение рабочей нагрузки каждого педагога проводится периодически до начала учебного года. О результатах распределения в обязательном порядке сообщается предварительно каждому преподавателю.

Кроме этого, нельзя забывать о том, что во время принятия педагога на работу, продолжительность рабочего дня или недели предварительно оговаривается в Трудовом договоре.

Если педагог не согласен с предложенным ему распределением нагрузки, он имеет право оспорить вопрос и оговорить его с руководителем учреждения.

Особенность работы преподавателей заключается в том, что довольно сложно точно определить продолжительность его рабочего дня. Это связано с тем, что на его плечи выпадает выполнение не только своих непосредственных обязанностей, но и множества других видов работ.

Именно поэтому чрезвычайно важно, как можно внимательнее  и точнее заполнять табель учета рабочего времени педагогов. В нем обязательно должны учитываться и фиксироваться не только его нормированные часы, но и ненормированные.

От этого зависит размер его заработной платы. Как правило, каждый руководитель учебного заведения разрабатывает свою систему учета рабочего времени педагогического коллектива.

О проекте нового приказа Министерства образования можно посмотреть на видео:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: http://VyborPrava.com/trud/rabotnik/sfera-obrazovaniya-i-prodolzhitelnost-rabochego-vremeni-pedagogicheskogo-rabotnika.html

Классификация режимов работы

Продолжительность рабочего времени педагогов может различаться

Режим рабочего времени должен предусматривать ряд факторов: длительность рабочей недели (стандартная пятидневная неделя, рабочая неделя длиной 6 дней с одним выходным днем, работа по гибкому графику или неполная рабочая неделя), длительность одной рабочей смены (рабочего дня), начало и конец рабочего дня, перерывы на отдых и обед во время рабочей смены. Все эти факторы должны быть предусмотрены работодателем в соответствии с трудовым правом (законодательством) и иными нормативными актами, закреплены правилами внутреннего трудового распорядка работодателя.

Режимы работы по трудовому праву

Согласно Трудовому кодексу существуют следующие режимы рабочего времени:

Данная классификация режимов работы предусмотрена статьями 100-105 ТК РФ.

Кроме того, для некоторых категорий трудящихся, которые имеют особый характер работы, особенности режима рабочего времени и времени отдыха определяются не только Трудовым кодексом, но и соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РФ и Министерством здравоохранения РФ.

У работников разных сфер могут быть предусмотрены свои особенности рабочего режима и длительности отдыха. Согласно трудовому праву (статье 100 ТК РФ) к такому типу работников относятся работники связи, транспорта и других. Давайте разберемся поподробнее.

Режимы рабочего времени в образовательном учреждении

Что из себя представляет для сотрудников режим рабочего времени в образовательном учреждении? Длительность времени работы (определенной нормы часов работы педагога за ставку заработной платы) для работников-педагогов устанавливается исходя из сокращенной продолжительности времени работы – не больше 36 часов в неделю.

В зависимости от должности, которую занимает преподаватель или специальности педагога длительность рабочего времени может различаться. Так, для старших воспитателей установлена длительность рабочей недели – 30 часов. Для учителей-дефектологов или учителей- логопедов норма рабочих часов в неделю – 20 часов.

Нормы часов за ставку заработной платы установлены приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601.

Режим рабочего времени для работников в образовательном учреждении может различаться от типа или вида образовательного учреждения (общеобразовательная школа, музыкальная школа, учащиеся могут находиться в образовательном учреждении круглосуточно и т.д.).

Что включается во время работы преподавателей? В него входит непосредственно учебная и воспитательная работа, проведенная с учениками, другая педагогическая работа (она зависит от должности, занимаемой педагогом, например, научная, исследовательская работа) и иные периоды. Конкретные должностные обязанности определенного педагогического работника определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Соотношение между преподавательской и другой педагогической работой в течение всего года учебы или рабочей недели определяется соответствующим локальным нормативным актом учреждения образования с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

При составлении расписаний занятий педагогических работников всегда максимально стараются не допускать перерывов в работе, избежать больших «окон» между занятиями.

В редких случаях работодателю приходится прибегать к режиму рабочего дня с разделением его на части – это применяется прежде всего в учреждениях, где ученики пребывают круглосуточно (интернаты, детские дома и пр.).

Рабочий день «дробится» перерывом 2 и более часа – такой неудобный график компенсируется в порядке, который предусмотрен коллективном договором.

Является ли рабочим временем для преподавателей длинное время каникул учащихся? Каникулы – это рабочее время преподавателей, в это время осуществляется методическая работа, организационная работа, планирование учебной четверти. Режим работы и отдыха преподавателей в период каникул учащихся также определяется графиками работ определенных преподавателей и локальными нормативными актами учебного заведения (Правилами внутреннего распорядка).

Режимы рабочего времени медицинских работников

Режим рабочего времени медицинских работников также имеет определенные особенности. Для медицинских работников может быть определена следующая длительность рабочего времени:

  • нормальная продолжительность времени работы;
  • сокращенная продолжительность времени работы;
  • работа, которая выходит за рамки нормальной длительности времени труда по согласию самого работника (сверхурочная работа).

Нормальная длительность времени работы в течение рабочей недели – 40 часов.

Медицинские работники имеют право на более короткую продолжительность времени работы – не больше 39 часов в неделю (конкретное количество часов и длительность рабочего времени зависит от занимаемой работником должности или от его специальности).

Так, например, длительность рабочего времени 36 часов в неделю определена для врачей кожно-венерологических диспансеров или станций скорой медицинской помощи, инфекционных больниц.

Отдельным категориям медицинских работников полагается дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск. Эти и другие особенности режима рабочего времени медицинских работников содержатся в статье 350, статье 117 ТК РФ.

Все условия работы медицинского работника обязательно должны быть указаны в трудовом договоре:

  • должность и трудовая функция работника (не забывайте о том, что название должности должно соответствовать положениям профессиональных стандартов и утвержденным справочникам);
  • условия оплаты труда (величина тарифной ставки или величина должностного оклада работника, предусмотренных доплат, различных надбавок и поощрительных выплат);
  • режим, в котором работник трудится и отдыхает, если для медицинского работника он отличается от принятых для всех правил, например, предусмотрено дежурство на дому;
  • компенсации за труд в особо тяжелых условиях труда. Так, работникам, которые трудятся при опасных условиях труда, полагается дополнительный оплачиваемый отпуск (например, дополнительный отпуск полагается работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи или оказывающим противотуберкулезную помощь);
  • условия труда на месте работы;
  • условия, которые определяют в необходимых случаях характер работы (разъездной, в пути, или иной характер работы);

Режимы рабочего времени работников связи

Приказом Минсвязи России от 8 сентября 2003 г. № 112 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и отдыха работников связи, имеющих особый характер работы. Согласно Положению, для работников связи могут устанавливаться следующая классификация режимов работы (рабочего времени):

  • особый характер работы;
  • режим гибкого рабочего времени;
  • разделенный на части рабочий день.

Работа в режиме гибкого рабочего времени может быть установлена для следующих категорий работников связи:

  • для сотрудников радиостанций, радиоцентров, телевизионных центров и т.д.;
  • для работников центров космической связи, земных станций спутниковой связи, центров управления системами и сетями спутниковой связи и вещания;
  • для операторов связи, занятых на приеме-отправке, погрузке-разгрузке, сортировке письменной корреспонденции и т.д.

Разделенный на части рабочий день целесообразно устанавливать в случае, если работа, которую выполняет работник, имеет различную интенсивность в течении рабочего дня. Если в компании установлен сменный характер работы, то необходимо составлять графики сменности, учитывая мнение профсоюза или иного представительного органа работников.

Для работников, которые трудятся сменами, а также для сотрудников, у которых рабочий день делится на части, продолжительность непрерывного отдыха еженедельно может быть больше 42 часов, но может быть сокращена почти вдвое, до 24 часов.

Обратите внимание, за учетный период длительность еженедельного непрерывного отдыха должна составлять не менее 42 часов.

Не стоит злоупотреблять работой сотрудников сверх нормы – сверхурочный труд возможен только в редких исключительных случаях:

  • при возникновении чрезвычайных происшествий и ситуаций – то есть работник вызывается на работу для предотвращения катастрофы, в неотложном случае;
  • при работах по перевозке и доставке почты и периодической печати при опозданиях транспорта (железнодорожного, морского, автомобильного и т.д.);
  • при загруженности почтового, телефонного и иного сообщения накануне праздничных дней;
  • при внеплановых случаях доставки пенсий.

Сверхурочная работа оплачивается так: за первые пару часов работы сотрудника не менее чем в полуторном размере, а за все следующие часы – не меньше чем в двойном размере. Конкретные размеры материальной компенсации за работу сверхурочно могут быть определены коллективным договором, локальным нормативным актом или оговариваться в трудовом договоре.

Кроме повышенной оплаты работы вы можете предложить сотруднику воспользоваться дополнительным днем отдыха в удобное для него время. Работы сверхурочно не должны превышать для каждого отдельного работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Источник: https://spmag.ru/articles/klassifikaciya-rezhimov-raboty

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.