+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Практика налогообложения физических лиц в развитых странах

Содержание

Совершенствование практики налогообложения доходов физических лиц

Практика налогообложения физических лиц в развитых странах

Совершенствование практики налогообложения доходов физических лиц

Введение 2

1. Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц 3

1.1. Общая характеристика налога на доходы физических лиц 3

1.2. Принципы налогообложения физических лиц 4

1.3. Элементы налога на доходы физических лиц 5

2. Анализ налогообложения доходов физических лиц на примере ООО «Альянс» 6

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 6

2.2. Порядок расчета и удержания сумм налога на доходы физических лиц 7

2.3. Анализ налогообложения доходов физических лиц 8

3. Совершенствование налогообложения доходов физических лиц 9

3.1. Минимизация налога на доходы физических лиц 9

3.2. Совершенствование законодательства о налогообложении доходов физических лиц 10

Заключение 11

Список использованной литературы 12

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налог на доходы физических лиц занимает особое положение в ряду налогов, уплачиваемых гражданами. Он, пожалуй, самый массовый налог из всех известных в мировой практике, и объектом его обложения является получаемый физическими лицами доход.

Именно размер дохода, а не наличие дорогого жилья или автомобиля характеризует способность гражданина платить определенный уровень налога, а также степень его благосостояния.

Как известно, именно способность налогоплательщика платить налоги является одним из основных принципов налогообложения.

Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики.

В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства.

К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60 %, в Великобритании, Швеции и Швейцарии – 40 %, несколько меньше во Франции – 17 % и в России – 12-14 %.

Как и любой другой налог, налог на доходы физических лиц является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи: обеспечение достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирование уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирование наиболее рационального использования получаемых доходов; помощь наименее защищенным категориям населения.

1.1. Общая характеристика налога на доходы физических лиц

Центральное место в системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц. Налог на доходы в идеале является налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

Подоходный налог возник в XVII – XIX веках при капиталистическом способе производства, когда определились различия в видах и источниках доходов различных социальных групп: заработная плата рабочих, предпринимательский доход капиталистов, ссудный процент и другие.1

Подоходное налогообложение физических лиц в России имеет сравнительно небольшую историю.

В царской России вопрос о подоходном налоге ставился с отменой крепостного права, однако закон о его взимании появился лишь в 1910 году, введение его наметилось в 1917 году, но в связи с революционными событиями закон не был введён в действие.

Впервые в истории России подоходный налог (прежнее название налога на доходы физических лиц) был установлен в начале 1916 г. и должен был быть введен в действие с 1917 г. Но февральская, а затем и октябрьская революции отменили ранее принятые законы.

После 1917 года доходы основных слоев населения были крайне низкими. Поэтому в определённые периоды даже самые высокие налоги не имели определяющего значения для государственного бюджета.

В СССР прямые налоги с населения формировали лишь 8-9 % доходов бюджета, а доля подоходного налога варьировалась в пределах 6-8 %.

Но уже с начала 1990-х годов в налоговой системе Российской Федерации по сумме поступлений налоги с граждан выходят на третье место, уступая только налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

1.2. Принципы налогообложения физических лиц

Общими принципами организации подоходного налогообложения физических лиц в большинстве стран являются следующие:

  • налоговое резидентство;
  • налогооблагаемая база как совокупный доход налогоплательщика;
  • наличие необлагаемого минимума, различные семейные, профессиональные и социальные скидки. Вследствие этого налогооблагаемый доход намного ниже полученного совокупного дохода;
  • ставки налогообложения носят прогрессивный характер и, как правило, находятся в диапазоне от 10 до 60 %;
  • во многих странах ставка налога зависит от вида получаемого дохода.

Рассмотрим перечисленные принципы налогообложения доходов физических лиц более подробно.

Как в странах с утвердившейся рыночной экономикой, так и в Российской Федерации все налогоплательщики разделены согласно ст.207 Налогового кодекса РФ на резидентов и нерезидентов.

Это связано с тем, что в мировой практике резиденты несут полную налоговую ответственность, то есть уплачивают налог со всех доходов, полученных от источников внутри страны и за ее пределами, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность – уплачивают налог только с доходов, полученных внутри страны.2

Разделение налогоплательщиков на налоговых резидентов Российской Федерации и лиц, не являющихся таковыми, играет значительную роль в режиме обложения их доходов налогом, так же как и в большинстве развитых стран.

Критерием статуса налогового резидента Российской Федерации, установленным ст.11 Налогового кодекса РФ, является пребывание налогоплательщика в стране не менее 183 дней в году. Кроме этого критерия, в некоторых странах

1.3. Элементы налога на доходы физических лиц

Элементы налогообложения по налогу на доходы физических лиц установлены в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.3

Порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц схематически приведен на рис. 1.2.

Общие условия и правила определения налоговой базы, облагаемой по ставке 13 %

Налоговая база

Доходы Доходы, не подлежащие налогообложению Налоговые вычеты

Стандартные

Доходы, не подлежащие налогообложению

Социальные

Имущественные

Доходы, не подлежащие налогообложению у иностранных граждан

Профессиональные

Рис. 1.2 Порядок определения налоговой базы, облагаемой по ставке 13 %

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Альянс» является юридическим лицом и действует на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования.

Правовое положение ООО «Альянс», порядок его реорганизации и ликвидации, а также права и обязанности участников определяются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», прочими федеральными законами и правовыми актами РФ, а также Уставом.

Главной целью ООО «Альянс» является получение прибыли. Для достижения данной цели анализируемое предприятие в соответствии с Уставом осуществляет производство и продажу метало – пластиковых изделий.

Органами управления ООО «Альянс» являются: общее собрание участников, Совет директоров и единоличный исполнительный орган (Генеральный Директор). Общество имеет ревизора.

Общее собрание участников является высшим органом управления ООО «Альянс».

К его компетенции относятся такие вопросы, как внесение изменений и дополнений в Устав, утверждение годовых отчетов, избрание и утверждение ревизора и аудитора, принятие решения о совершении крупных сделок и др.

Организационная структура строится на основе выделения различных составляющих. На рис. 2.1 приведена схема построения организационной структуры ООО «Альянс», основанная на реализации необходимых функций. Организационная структура фирмы – линейно-функциональная.

В ООО «Альянс» расчет и удержание с работников суммы налога на доходы физических лиц, подлежащей уплате в бюджет за месяц, осуществляется в следующей последовательности:

  1. На основании табелей учета рабочего времени, распоряжений руководителя, листков временной нетрудоспособности и других аналогичных документов начисляется заработная плата работникам списочного состава предприятия. Суммы начисленной заработной платы и других выплат отражаются в лицевом счете каждого работника и в расчетно-платежной ведомости.
  2. Уточняется перечень выплат в пользу физических лиц несписочного состава, произведенных на основании трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера на выполнение работ и оказание услуг.
  3. Составляется перечень других выплат в пользу физических лиц.
  4. На каждое физическое лицо заполняются сведения в индивидуальной карточке нарастающим итогом с начала года: сумма облагаемых и не облагаемых налогом выплат, размер стандартных вычетов и налоговых льгот, размер налога, подлежащего удержанию.
  5. Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая удержанию из дохода сотрудника за текущий месяц, переносится из карточки в лицевой счет, а затем – в расчетно-платежную ведомость.
  6. По всем расчетно-платежным ведомостям и прочим документам суммируются размеры налога на доходы физических лиц, подлежащие уплате в бюджет за текущий месяц.
  7. Рассчитывается сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет за текущий месяц.
  8. Налог на доходы физических лиц уплачивается в бюджет по соответствующим кодам бюджетной классификации.

2.3. Анализ налогообложения доходов физических лиц

Проанализируем, как влияет налогообложение доходов физических лиц на показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Альянс» и доходы сотрудников данного предприятия.

Проанализируем структуру и динамику доходов, выплаченных ООО «Альянс» в пользу физических лиц (табл. 2.15 и 2.16, рис. 2.7 и 2.8).

Таблица 2.15

Динамика доходов, выплаченных ООО «Альянс» в пользу физических лиц

за 2005 – 2007 г.г.

тыс. руб.

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г.2006 г.

к 2005 г.

Источник: http://mognovse.ru/vkj-sovershenstvovanie-praktiki-nalogooblojeniya-dohodov-fizic.html

Сравнительный анализ практики налогообложения доходов физических лиц в РФ и зарубежных странах

Практика налогообложения физических лиц в развитых странах

  1. Пронумеровать главы по тексту и в содержании: см. пример с.5
  2. В Сравнительном анализе и в заключении д.

    «прозвучать» рекомендации о том, что можно без экономических и социальных рисков позаимствовать

  3. Вывод на с.48-49-слишком общий, Н.

    конкретизировать в соответствии с темой НИРС(НДФЛ)

  4. Не совсем продуманное предложение по поводу повышения налоговых ставок на с.50-51

Актуальность данной темы заключается в том, что налоги и налогообложение являются ведущей темой для обсуждения на многих собраниях и конференциях. Причиной этого является огромное значение налогов в жизни любого государства. Без налогов нет бюджета, поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны. Во многих странах, в том числе и России налоги являются главным источником дохода, именно налоги формируют основу государственной казны. Налог на доходы физических лиц является основным источником формирования доходов государственного бюджета в большинстве экономически развитых стран мира. В Российской Федерации этот налог входит в число основных источников формирования бюджета государства. Однако, как показывает практика, он не соответствует уровню развития аналогичных налогов в развитых странах ни по степени достижения экономической эффективности, ни по соблюдению социальной справедливости при его применении. Таким образом, назрела необходимость пересмотра применяемой в России формы взимания налога на доходы физических лиц (НДФЛ), поиска баланса составляющих налог элементов, обеспечивающего высокий уровень налоговых поступлений в бюджет страны и справедливое перераспределение доходов населения в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития страны.

Целью научной работы является выявление разницы между налогообложением доходов физических лиц в России и в зарубежных странах, а так же найти положительные черты в системе налогообложения зарубежных стран, которые могли бы улучшить систему налогообложения нашей страны.

Задачи данной работы – это детальный просмотр налоговой системы США, Великобритании, Японии и России. Необходимо понять, в чем их отличие и какая система более продуктивна в наше время.

Объектами исследования являются налоговые системы ведущих стран мира.

Подоходный налог появился в общемировой практике давно, и сейчас он действует почти во всех странах мира. Место его рождения — Великобритания, которая ввела этот налог как временную меру в период наполеоновских войн, хотя окончательно подоходный налог утвердился в английской налоговой практике только в 1842 г. В других странах он функционирует с конца XIX—начала XX века.[2]

Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Это, пожалуй, единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система.[6]

Впервые в истории России подоходный налог был установлен в начале 1916 г. и должен был быть введен в действие с 1917 г. Но февральская, а затем и октябрьская революции отменили ранее принятые законы, и Закон от 06.04.

1916 о подоходном налоге фактически не вступил в действие.

В годы советской власти подоходный налог не имел сколько-нибудь значительного фискального значения, поскольку основная масса поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивалась за счет жестко регламентированных сумм отчислений от доходов предприятий и организаций.

Достаточно сказать, что в доходах государственного бюджета страны, включавшего в себя бюджеты всех уровней власти, поступления подоходного налога составляли не более 5 – 6 процентов. Единственным, пожалуй, предназначением подоходного налога в то время являлось перераспределение доходов лиц, не относящихся к категории рабочих и служащих.

Это обеспечивалось путем установления для основной массы трудящихся уплаты налога по пониженным ставкам, которые практически не являлись прогрессивными и колебались от 8,2 до 13 процентов. При этом отдельные категории рабочих и служащих вообще были освобождены от уплаты подоходного налога, в том числе колхозники, военнослужащие.

Вместе с тем доходы всех остальных физических лиц, которые занимались так называемой индивидуальной трудовой деятельностью и которые, по мнению государства, получали значительные доходы, облагались по особо высоким ставкам, достигавшим для кустарей и ремесленников 81 процента, а по гонорарам авторов произведений науки и искусства 69 процентов.

Подоходное налогообложение, таким образом, характеризовалось в это время отсутствием основополагающего принципа налогообложения – равенства всех плательщиков перед законом.[3]

Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены в России с принятием Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц”.

С введением этого Закона в действие с 1 января 1992 г. в России была создана принципиально иная, чем действовавшая до того в Советском Союзе, система подоходного обложения физических лиц.

Она стала базироваться на определенных принципах, отличных от действовавших в системе централизованного государственного регулирования экономики, которые со временем изменялись и уточнялись, пока, наконец, не приобрели относительно законченный вид в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Важнейшим принципом ныне действующей системы подоходного налога с физических лиц является равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной другой принадлежности.

Это означает, что все налогоплательщики равны перед законом, отсутствуют категории налогоплательщиков, которые были бы освобождены от налогообложения по получаемым ими доходам. Ставки налога едины для всех налогоплательщиков, получивших доход определенного уровня.

Только лишь размер совокупного дохода, фактически полученного за год, определяет уровень обложения любого налогоплательщика.

Вместе с тем в сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль.

Недостаточная роль подоходного налога с физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами.

Во-первых, низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России.

Во-вторых, постоянными задержками выплат заработной платы значительной части работников как сферы материального производства, так и работающих в организациях, состоящих на бюджете.

В-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

И наконец, в-четвертых, получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм этого налога. Вместе с тем, как это ни парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низкообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.[2]

Таким образом, для того чтобы определить, будет ли физическое лицо уплачивать НДФЛ в Российской Федерации, необходимо выяснить не только налоговый статус физического лица, но и источник дохода

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

 Налоговым периодом признается календарный год. 

Стандартные вычеты

3000 рублей500 рублейНа детей
Чернобыльцы, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами  I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации, и др.Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, инвалиды с детства, инвалиды I и II групп, родители и супруги военнослужащих, погибших при защите СССР, Российской Федерации, и др.1 400 рублей – на первого ребенка;  1 400 рублей – на второго ребенка; 3 000 рублей – на третьего и каждого последующего  ребенка;

 Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей. 

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет не применяется.

Социальный и имущественный налоговые вычеты.

Вид налогового вычетаМаксимальный размер вычета
Социальные вычеты
Расходы на благотворительные цели25% годового дохода
Расходы на очное обучение детей (детский сад, школа, ВУЗ) в возрасте до 24 лет.50 тыс. руб. на каждого ребенка
Расходы на лечение, в т.ч. супруга (супруги), родителей и (или) детей в возрасте до 18 лет, а также приобретение лекарств.Расходы на собственное обучение по любой форме (дневной, вечерней, заочной).  120 тыс. руб.
Имущественные вычеты
Продажа недвижимости, находившейся в собственности менее трех лет1 млн. руб
Продажа иного имущества, находившегося в собственности менее трех лет  250 тыс. руб.
Продажа имущества, находившегося в собственности более трех летв сумме дохода
Расходы на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли (долей) в них  2 млн. руб.

Социальные налоговые вычеты предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода. 

Профессиональные налоговые вычеты

При исчислении налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют следующие категории налогоплательщиков: 

1) физические лица осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности  

2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты – по суммам доходов, полученных от такой деятельности. 

3) налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера – в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг); 

4) налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Налоговые ставки

1.Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено законодательством. 

Источник: http://referat911.ru/Nalogi/sravnitelnyj-analiz-praktiki-nalogooblozheniya-dohodov/505318-3186217-place1.html

Актуальность для России зарубежного опыта налогообложения физических лиц

Практика налогообложения физических лиц в развитых странах

В статье рассматривается возможность применения зарубежного опыта в России в части налогообложения доходов физических лиц.

Автор анализирует устройство подоходного налога в Швеции, Норвегии и США – странах, где наблюдается высокий уровень жизни по результатам оценки ООН.

Особое внимание уделено налогам, а также оценке возможности их заимствования в результате формирования налогообложения доходов физических лиц в РФ.

На сегодняшний день активно ведутся обсуждения о реформе налога на доходы физических лиц, которая позволит усилить фискальную функцию налога, а также достичь справедливости налогообложения. Первой ступенью для реализации реформы необходимо изучить опыт зарубежных стран при налогообложении доходов физических лиц.

Рассматривая природу налога на доходы физических лиц, а также его влияние на социальную сферу, целесообразно обратить внимание на практический опыт в данной области тех стран, для которых характерен наиболее высокий показатель уровня жизни. Рассмотренные выше страны входят в рейтинг стран с наиболее высоким индексом жизни в соответствии с Докладом ООН о человеческом развитии в 2014 г [1, с. 55].

Для проведения данного анализа взяты три страны, имеющие некоторые схожие черты в части подоходного налога: Норвегия, Швеция, США.

Характерной особенностью налогообложения рассматриваемых стран выступает манипулирование ставками налогами, вычетами и другими элементами налога.

Следующей характерной чертой является определение налоговой базы как совокупного дохода, что позволяет при расчете налоговой базы учитывать личные потребности налогоплательщика.

Также необходимо обратить внимание на высокий уровень налогового администрирования, который в настоящее время несопоставим с российским.

В Швеции и Норвегии налоговые органы самостоятельно исчисляют сумму налога, поскольку имеют доступ ко всем данным налогоплательщика, необходимым для произведения расчета.

В целях повышения уровня поступления налогов, со стороны налоговых властей, устанавливаются строгие штрафные санкции за неполную, несвоевременную уплату или уклонение. Однако применяются и поощрения в виде выплаты процентов за переплаченную сумму налога.

Опыт Швеции

Подоходный налог взимается с резидентов на центральном уровне и на уровне муниципалитетов.

На центральном уровне обложению данным налогом подлежит только та часть дохода, которая превышает установленный в стране минимальный уровень.

Резиденты обязаны уплачивать налог со всех доходов, независимо от их местонахождения, нерезиденты же уплачивают налог только с тех доходов, которые получены на территории данной страны.

Максимальная ставка подоходного налога наивысшая в мире и составляет 57% [6]. Несмотря на это, население платит налоги исправно. Это объясняется высокой социальной направленностью расходов государства, поскольку система налогов используется как эффективный регулятор перераспределения доходов населения.

Необходимо учесть, что при практике налогообложения, которая существует в настоящий момент, лица, получающие наиболее высокие доходы, теряют большую их часть, в то время как родители-одиночки и люди пенсионного возраста получают из бюджета больше, чем отдают государству.

Из этого следует, что система использования подоходного налога выступает в качестве мощного инструмента перераспределения доходов.

Как уже было сказано выше, налог в Швеции подразделяется на муниципальный и центральный. Ставки на центральном уровне устанавливаются в зависимости от размера дохода и варьируются от 31 до 57%, доход от капитала облагается по ставке 30% [6].

На местном уровне данный налог исчисляется по плоской шкале ставок и составляет от 28,89 до 34,17% в разных муниципалитетах. Система налогов Швеции предусматривает налоговые вычеты, представляющие собой затраты на получение дохода, который подлежит налогообложению.

Кроме того, предметом уменьшения налогооблагаемой базы могут выступать взносы граждан на пенсионное обеспечение и медицинское страхование [2, c. 186].

Так же необходимо отметить уровень налогового администрирования. Каждый гражданин имеет свой ID, оформляющийся как расчетный счет и на котором отражаются все суммы, уплаченных налогов. На основании налоговой декларации уплачивается налог, заполняется налоговым органом, которые имеют доступ ко всем данным о доходах налогоплательщика.

Налоговые органы исчисляют подлежащий уплате налог, налогоплательщик, в свою очередь либо подписывает декларацию, либо опровергает в вышестоящем органе информацию, которую она содержит. В случае обнаружения неуплаты или недоплаты налогов, законодательными органами страны предусмотрены крупные штрафы.

А в случаях переплаты данная сумма подлежит возврату с начисленными процентами.

Экономика Швеции выступает классическим примером смешанной экономики, в которой государство вмешивается в жизнь общества с целью обеспечения социальной защиты и стабильности. Наряду с этим, подоходный налог дает возможность в руках государства аккумулировать денежные средства и направлять их на реализацию социальной политики[2, c. 188].

Опыт Норвегии

В Норвегии характерной чертой обложения доходов физических лиц является дифференциация налоговых ставок, которая зависит от вида дохода: доход от акций, облигаций, совокупный доход, а также доход от инвестиций.

Совокупный доход составляет заработную плату, дополнительные льготы, пенсии, алименты, доход от предпринимательской деятельности, проценты на капитал и суммы, возмещенные из фондов социального страхования.

Индивидуальный доход может быть уменьшен на суммы фактических затрат, которые подтверждены документально, но не более чем на 20% [4].

Подоходный налог состоит из двух составляющих: государственный и муниципальный. Ставки по государственному налогу составляют от 28 до 51,3%, в зависимости от суммы и вида дохода. Ставки по муниципальному налогу в зависимости от суммы и группы доходов налогоплательщиков составляют 9,5 и 13,7%. Базовая ставка составляет 28%.

Также, возможно применение персональной льготы, составляющая 47 150 норвежских крон в год для лиц, не состоящих в браке и 94300 крон в год для лиц, состоящих в барке, если супруг имеем доход менее 41 000 крон в год [4].

Налогоплательщики в Норвегии делается на две группы, первую группу составляют одинокие граждане, вторую – граждане, имеющие одного и более иждивенцев на своем содержании [2, с. 125].

В конце каждого года налогоплательщикам присылается бланк декларации о доходах. Налоговый инспектор проверяет декларации и происходит начисление суммы налога на основании сумм доходов. Далее сумма налога сообщается налогоплательщикам. Уклонение от уплаты налога является серьезным нарушением, которое влечет за собой наказание в виде лишения свободы до пяти лет.

В Реестре населения каждый норвежец получает персональный номер. Для получения такого номера необходимо зарегистрироваться в местном отделении налогового ведомства, трудоустройство без персонального номера невозможно.

Вся полная информация о начисленных и уплаченных суммах налога каждого налогоплательщика хранится на федеральном уровне, помимо деклараций и платежных документов содержит данные из других источников, которые влияют на формирование налогооблагаемой базы.

Таким образом, в Норвегии наблюдаются высокие налоговые ставки при налогообложении физических лиц, дифференциация ставок по налогу, которая зависит от вида и суммы дохода, сложная система определения налоговой базы, а также высокий и жесткий уровень администрирования налогов, который позволяет одновременно и в полной мере реализовывать фискальную и регулирующую функции налога.

В настоящее время налоговая система не только обеспечивает денежными средствами государственный бюджет, но и выступает инструментом экономического регулирования. Наиболее значимым федеральным налогом выступает личный подоходный налог.

В структуре доходов государства подоходный налог занимает около 40%. Он является самым крупным источником доходов федерального бюджета, составляет его основную часть и взимается подоходный налог с личных доходов населения, включая доходы от индивидуального бизнеса.

Данный налог предполагает наличие необлагаемого минимума, скидок, личных расходов.

Налог может исчисляться как с совокупного дохода граждан, так и с совокупного семейного дохода. Из исчисленного совокупного дохода вычитаются все расходы плательщика налога. К личным расходам можно отнести: транспортные издержки, взносы в благотворительные фонды, расходы на медицинское обслуживание в определенных пределах [2, c. 92].

В результате чего получается налогооблагаемый доход, к которому применяется соответствующая ставка. Необлагаемый минимум составляет 4 тысячи долларов. Подоходный налог взимается по семиступенчатой схеме, границы ступеней зависят от статуса налогоплательщика, ставки налога носят прогрессивный характер.

В настоящее время насчитывается семь налоговых ставок для разных категорий граждан, размер ставок варьируется от 10 до 39,6% [6].

Каждый имеет право на установление собственной налоговой ставки. Необходимо отметить, что подоходный налог выступает основным источником доходов бюджетов штатов.

В случае, если гражданин получает доход в разных штатах, последний облагается по ставке, установленной в том штате, в котором был получен доход.

Налоговая база в разных штатах может различаться, также существуют штаты, в которых не взимается подоходный налог.

В заключении можно сказать, что подоходный налог в США отличается относительно невысокими ставками, в сравнении с другими зарубежными странами, но наряду с этим достаточно сложной является система расчета налога. Подоходный налог призван не только обеспечивать бюджет доходами, но и выступает инструментом регулирования экономики.

Практика России

Некоторые элементы налога, используемые в зарубежных странах, возможно, применить в Российской практике подоходного налога, но внедрение их в налоговое законодательство должно осуществляться поэтапно.

В настоящее время, переход к прогрессивной шкале ставок налога представляется возможным, однако нововведение стоит реализовывать постепенно. Целесообразно стоит начинать с установления необлагаемого минимума, который на начальных этапах данной реформы будет равен прожиточному минимуму.

В дальнейшем необлагаемый минимум будет подлежать увеличению с параллельным установлением прогрессивных налоговых ставок в зависимости от размера получаемого дохода. В процессе реализации преобразований необходимо осуществление постоянного контроля статистических данных об уровне жизни граждан.

При применении прогрессивных ставок стоит исходить из их размера, в целях избегания нарушений основного принципа налогообложения, а именно учета финансовых возможностей плательщика налога.

Параллельно с преобразованием шкалы ставок налога возможен переход к качественному уровню налогового администрирования.

Целесообразно будет применение базы данных по примеру Швеции с ведением информации по каждому налогоплательщику, с возможностью доступа налоговых органов к данным, которые фиксируются иными органами власти.

Данное нововведение позволит налоговым органам самостоятельно рассчитывать сумму налога. Еще одним важным шагов будет являться внесение изменений в систему расчета налоговой базы.

На примере вышеупомянутых стран, налоговую базу предлагается рассчитывать как разницу сумм полученных доходов и расходов, которые совершались для получения дохода.

Кроме этого, важной составляющей является полная перестройка системы вычетов по налогам, к примеру, увеличить их размер на основании текущей ситуации экономики. Управление налоговыми вычетами даст способность для реализации социальной функции.

Мгновенное увеличение налоговых ставок на раннем этапе представляется невозможным, поскольку общество не заинтересовано в кардинальных переменах, особенно если под угрозу ставиться существующая стабильность [3, с. 92].

В дополнение может облагаться налогом совокупный доход семьи, это даст возможность учитывать личные потребности, а также финансовое положение каждого налогоплательщика, такого как содержание иждивенцев, несовершеннолетних детей и неработающих членов семьи.

Таким образом, регулирующую функцию налога возможно и необходимо использовать в налогообложении РФ, в особенности на современном этапе экономики России, где наблюдается стремительное развитие новых или традиционно высокодоходных производств с максимизацией извлечения прибыли, а также замедленное развитие всех других отраслей. В какой-то степени это и влияет на заметный разрыв доходов населения, который необходимо сократить с помощью предстоящих реформ. На этапе реализации вышесказанной задачи целесообразно детально осуществить переход к задуманной системе подоходного налогообложения, опираясь на опыт зарубежных стран, а также на особенности экономики РФ и ее социальной сферы. Созданная система сможет обеспечивать высокий доход бюджета, а также способствовать перераспределению национального дохода в пользу наименее социально защищенных слоев граждан.

Источник: https://novainfo.ru/article/4041

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.