+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Порядок зачета, возврата излишне уплаченных и взысканных налогов и налоговых санкций

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

Порядок зачета, возврата излишне уплаченных и взысканных налогов и налоговых санкций
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

Порядок зачета, а также действующие правила и сроки, устанавливает налоговое законодательство.

Зачет суммы излишне уплаченного налога представляет собой особую процедуру, предусмотренную действующим законодательством РФ, которая заключается в утверждении наличия факта переплаты и последующем распределении лишних финансовых средств.

Уплатой налога будет считаться как прямое перечисление денежных средств в определенном размере на бюджетный счет государства, так и проведение зачета лишней суммы уполномоченным налоговым органом.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа основан на принципах действующего налогового законодательства РФ и направлен на сохранение интересов налогоплательщиков.

Практика показывает, что переплаты могут возникать даже у самых опытных и внимательных бухгалтеров. Наиболее частые причины ее возникновения заключаются в результате подачи уточненной декларации за определенные налоговые периоды.

Если в новой декларации размер суммы является меньшим по отношению к первоначальному документу, возникает образование переплаты.

Помимо этого, нередко переплаты возникают по более простым причинам – механических ошибок уполномоченных лиц, описок, неточностей, при нарушении установленных сроков подачи налоговых документов, ошибки при формировании налоговой базы и т.д.

Возможной причиной для возникновения переплаты также могут являться и определенные изменения в налоговых расчетах, которые были внесены действующим законодательством РФ уже после того, как первая декларация уже была представлена в налоговую организацию.

Решение о зачете излишне уплаченного налога

Статья 78 НК РФ регламентирует, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть принято уполномоченным органом при наличии соответствующих оснований. Данное решение должно быть создано в течение 10-ти дневного периода с того дня, когда заинтересованным лицом было подано соответствующее письменное заявление.

Зачет излишне уплаченного налога производится по месту регистрации налогоплательщика, без начисления каких-либо процентов в отношении данной суммы, если статья 78 НК РФ не устанавливает иные правила и положения.

Важным нюансом при зачете суммы определенного размера, которая была излишне уплачена, будет являться тот факт, что статья 78 и ее нормы могут быть применимы только в том случае, если переплата явилась результатом действий исключительно налогоплательщика.

В тех ситуациях, когда дополнительные денежные средства были перечислены по причине необходимости исполнения какого-либо предписания или решения налогового органа, зачет денежных средств не может быть осуществлен.

До непосредственного момента вынесения решения о зачете денежных средств, уполномоченный орган обязан осуществить проверку и сверку всех имеющихся данных для подтверждения или опровержения факта необходимости зачета.

В тех случаях, когда доказательства необходимости так и не были выявлены, налогоплательщик получает официальный отказ в зачете денежных средств, с указанием причины и оснований данного решения.

Условия зачета сумм излишне уплаченного налога

Статья 78 действующего НК РФ регламентирует определенный порядок и условия, при соблюдении которых зачет сумм излишне уплаченного налога становится возможным и правомерным.

Основные условия зачета излишне уплаченных сумм выражаются в следующем:

  • зачет может быть осуществлен по определенным видам налогов и сборов, в которых была выявлена определенная сумма переплаты;
  • зачет может распространяться не только на налоги, но и пени, штрафы и иные платежи, назначенные за нарушение установленных норм действующего налогового законодательства РФ;
  • при осуществлении зачета лишней перечисленной суммы, в отношении нее не могут быть применены штрафы и пени. Исключения составляют случаи, когда были нарушены допустимые сроки;
  • установленная и подтвержденная сумма может подлежать зачету в отношении финансовых операций, которые налогоплательщику только придется совершить. В таком случае размер этих платежей уменьшается ровно на сумму излишне уплаченного налога.

Зачет лишней суммы за ранее уплаченный налог входит в интересы налогоплательщиков. Это значит, что первоначальные действия и инициатива, которая выражается в подачи письменного заявления, должна исходить именно от них.

Зачет суммы или возврат излишне уплаченных налога сбора пеней штрафа, как юридическая процедура, должна полностью соответствовать установленным нормам и условиям.

В противном случае, ее результат может быть аннулирован по решению судебного органа.

Сверка расчетов и заявление на возврат излишне уплаченных налоговых платежей

Сверка расчетов является особой налоговой процедурой, позволяющей осуществить максимально точную проверку и контроль всех представленных данных налогоплательщика за определенные периоды.

Перед тем, как принять решение о зачете, либо возврате налогоплательщику излишне уплаченной суммы, представитель налоговой организации обязан осуществить правомерную совместную сверку. Она может быть проведена в отношении:  налогов, сборов, пеней и штрафов. Результат проведенной сверки оформляется письменным актом, который подписывается двумя сторонами данных правоотношений.

Статья 78 устанавливает, что первоначальным этапом зачета или возврата излишне уплаченной суммы является заявление налогоплательщика и его подача в налоговый орган, расположенный по месту учета. Заявление может быть подано и в электронной форме, но с обязательным наличием цифровой подписи. Образец заполнения данного документа всегда можно взять в ближайшем налоговом органе.

Действующие правила предусматривают, что заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы всегда должно содержать все необходимые точные сведения. Например, в нем должны быть указаны: данные о налогоплательщике, а также о налоговом органе, сведения о точном размере излишне уплаченной суммы, указание конкретного вида налога или сбора и т.д.

Помимо этого, образец документа предполагает обязательное того, что именно хочет получить налогоплательщик – зачет лишней суммы, либо ее полный возврат.

Правила возврата суммы излишне уплаченного налога

Статья 78 предусматривает, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится на основании соответствующего решения налогового органа. Возврат имеет большие отличия от зачета.

Если при зачете сумма, фактически, просто переносится на погашение иных налогов и имеющихся налоговых задолженностей, то возврат означает передачу данной конкретной суммы обратно заинтересованному лицу, подавшему соответствующее заявление – налогоплательщику.

При этом действующие правила и статья 78 предусматривают, что возврат может быть осуществлен только при условии отсутствия каких-либо недоимок и задолженностей у налогоплательщика.

Если недоимка имеется, возможность возврата излишне уплаченной суммы сохраняется, но только после дополнительного поступления финансовых средств для первоначального погашения задолженности.

Подача заявления на возврат излишне уплаченной суммы может быть осуществлена в течение 3-лет со дня поступления данной суммы на расчетный государственный счет, либо со дня проведения сверки расчетов сторонами.

В тех случаях, когда был установлен и подтвержден факт излишнего взыскания определенного налога, уполномоченный орган должен принять решение о возврате излишней суммы из взысканного налога, а также начисленных процентов, если они имелись.

Срок возврата суммы излишне уплаченного налога

Положения налогового законодательства и статья 78 НК РФ устанавливают допустимые сроки, в течение которых излишне уплаченные в государственный бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщикам.

Лишняя сумма ранее уплаченного налога должна быть полностью возвращена обратившемуся лицу в течение одного календарного месяца.

Датой отсчета необходимо считать день подачи письменного заявления о возврате в соответствующий орган.

Помимо этого, статья 78 предусматривает, что если у налогового органа имеются правомерные основания для отказа в возврате излишне уплаченной суммы, они должны быть предъявлены налогоплательщику также в течение одного месяца со дня подачи им письменного заявления.

Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, у него всегда остается право обращения в суд с целью защиты собственных интересов. При этом к иску необходимо будет приложить соответствующие доказательства, которые подтвердят, что отказ, выданный налоговым органом, нельзя считать обоснованным и правомерным.

Заинтересованное лицо может обратиться в судебный орган и в том случае, если в течение одного месяца со дня обращения налогоплательщика, налоговая инспекция не представила свой официальный ответ на его заявление, а также не осуществила возврат денежных средств.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/uplata-nalogov-i-sborov/zachet-ili-vozvrat-summ-izlishne-uplachennyh-naloga-sbora-penej-shtrafa.html

Порядок зачета и возврата излишне уплаченного либо излишне взысканного налога

Порядок зачета, возврата излишне уплаченных и взысканных налогов и налоговых санкций

Отсюда вытекает, что результатом подобных ошибок становится перечисление в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд денежной суммы в большем или меньшем, чем причитается, размере.

Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

По общему правилу зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога (сбора) или пени производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму. Исключение приводится в п.9 ст.

78 НК РФ, согласно которому возвращаемая налогоплательщику сумма налога (сбора) включает проценты за пользование чужими денежными средствами при условии, что налоговым органом нарушен месячный срок на возврат переплаченной суммы.

Факт переплаты может быть установлен как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Обязанностью фискального органа является сообщение налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты налога и о размере этой переплаты. Налоговые органы должны сообщать о переплате не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенные в течение 10 дней.

Практика финансовой деятельности показывает, что налоговые органы не всегда могут достоверно установить факт переплаты налога.

В подобных ситуациях налоговый орган вправе предложить налогоплательщику провести совместную выверку уплаченных налогов.

Результаты совместной проверки финансовой деятельности налогоплательщика оформляются актом и подписываются соответственно налоговым органом и налогоплательщиком.

При установлении факта переплаты зачет излишне уплаченных денежных сумм осуществляется одним из двух способов – по письменному заявлению налогоплательщика либо на основании решения, вынесенного налоговым органом по собственной инициативе.

Зачет излишне уплаченных налогов в счет будущих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. Такое заявление рассматривается налоговым органом в течение пяти дней с момента получения, и по результатам рассмотрения выносится решение.

Принятие налоговым органом положительного решения возможно только при условии, что будущие платежи предназначены для зачисления в тот же бюджет (внебюжетный фонд), что и переплаченная сумма.

О результатах рассмотрения обращения налогоплательщика и о вынесенном решении налоговые органы обязаны проинформировать заявителя не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Переплата налога не означает лишения налогоплательщика права собственности на излишне перечисленные в доход казны денежные суммы. Вместе с тем налоговым законодательством ограничивается право частного субъекта по распоряжению перечисленной суммой, поскольку п.5 с.

78 НК РФ устанавливает направления ее использования: излишне уплаченная или излишне взысканная сумма налога засчитывается в счет предстоящих налоговых платежей, она может направляться на уплату пеней или погашение недоимки.

Налогоплательщик вправе сам указать в своем заявлении, куда направить средства, образовавшиеся за счет переплаты.

Если у налогоплательщика не имеется задолженностей перед бюджетной системой или внебюджетными фондами, то переплаченная денежная сумма подлежит возврату. Налоговым законодательством установлены различные механизмы возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов (сборов).

Возврат излишне уплаченных налогов возможен исключительно на основании письменного заявления налогоплательщика.

Налоговое законодательство определяет срок давности для подачи подобного заявления: три года со дня уплаты излишней суммы налога (сбора).

В случае, когда сумма переплаты налога превышает имеющуюся у налогоплательщика недоимку или задолженность по пеням, вначале производится зачет переплаченной суммы и налоговых задолженностей. Возврату будет подлежать только оставшаяся разница.

Излишне уплаченные денежные суммы подлежат возврату в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. Возврат производится за счет средств того бюджета (внебюджетного фонда), в доходную часть которого была произведена переплата.

Возврат излишне взысканных налоговых платежей осуществляется на основании установленного факта переплаты обязательных платежей, который произошел в результате исполнения налогоплательщиком решения налогового органа. Механизм возврата излишне взысканных налоговых сумм предусматривает административный и судебные способы.

Обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате суммы налога налогоплательщик имеет право в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания денежной суммы в счет налоговых платежей.

Установленный срок является пресекательным, поскольку по истечении одного месяца налогоплательщик лишается права возврата переплаченных платежей в административном порядке. Дальнейшая защита имущественного права налогоплательщика относительно возврата излишне взысканного налога осуществляется в судебном порядке.

Исковое заявление может быть подано в суд в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания.

Налоговый орган обязан рассмотреть письменное обращение налогоплательщика о возврате излишне взысканных сумм в течение двух недель со дня регистрации этого заявления. По результатам рассмотрения заявления начальником ( его заместителем) налогового органа выносится решение.

В случае признания налоговым органом факта излишнего взыскания налогов, неправомерно начисленные суммы подлежат возврату налогоплательщику с начислением на них процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

Неправомерно взысканные суммы возвращаются за счет средств того бюджета, в доход которого они были зачислены.

В целях защиты нарушенных прав налогоплательщиков законодательством определены сроки возврата излишне взысканных денежных сумм: налоговый орган обязан возвратить  сумму переплаты не позднее одного месяца со дня принятия соответствующего решения начальником ( его заместителем) налогового органа или вынесения решения судом.

Гарантией своевременного возврата излишне взысканных сумм налогов служит норма п.4 ст.79 НК РФ, согласно которой проценты за данную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

  1. Как вернуть излишне уплаченные налоги. Добровольно или принудительно?

Итак, вы выяснили, что когда-то в бюджет или во внебюджетный фонд ваша компания должна была перевести гораздо меньшую сумму. Вы не хотите прощать долг государству и намерены возместить потери.

Но до того как предпринять какие-то активные действия: обратиться в ИФНС или в суд и требовать возврата либо зачета, нужно точно установить, что стало основанием для образования излишков. От этого будет зависеть очень многое.

Например, сроки и порядок обращения в ИФНС или в суд, суть ваших просьб, порядок начисления процентов на излишне перечисленные суммы и даже перспективы самого дела.

Итак, излишки в уплате налогов могут образоваться по двум причинам:

  • либо сам налогоплательщик допустил ошибку, например неправильно исчислял суммы налога, неверно производил зачисления внутри налога по уровням бюджета;
  • либо должностное лицо ИФНС допустило ошибку в расчетах и потребовало уплатить сумму якобы имевшей место недоимки. (Если плательщик не выполнит это «законное требование» и не сможет или не успеет предпринять меры к тому, чтобы доказать инспектору обоснованность своих расчетов, то эту задолженность спишут с его банковского счета на основании инкассо. Кроме того, будет списана и сумма пени, начисленных на такую «недоимку».)

Почему же это происходит? Известно, что налоговое законодательство России очень изменчиво. Именно поэтому не только налогоплательщики, но и сами фискальные органы нередко весьма смутно представляют, как следует исчислять тот или иной вновь введенный налог. До того момента, как поступят разъяснения от уполномоченных органов и сформируется судебная практика, могут пройти долгие месяцы.

На этот срок никто не освобождает предпринимателей от обязанности по уплате налогов. Именно тут и возникает наибольшее количество споров и трудноразрешимых конфликтов. Поскольку, если налогоплательщик заплатит меньше, чем требуется по мнению инспектора, его могут привлечь к ответственности и насчитать огромные санкции за допущенную недоимку.

А иногда даже приостановить операции по счетам налогоплательщика. Так что многие просто «на всякий случай» рассчитывают суммы налогов с учетом всех капризов своих ИФНС и платят больше, чем положено. А потом, когда сложится практика и наконец-то поступят разъяснения, оказывается, что общая сумма излишне выплаченных налогов сравнима с годовым бюджетом маленького островного государства.

Вот тогда-то и возникает вопрос, как вернуть свои деньги.

Кроме того, зачастую нерадивые бухгалтеры или должностные лица ИФНС допускают ошибки в расчетах.

(Кстати, не так давно в налоговых инспекциях была внедрена новая несовершенная компьютерная программа, в которой при учете расчетов часто происходят сбои, так что ошибки инспекторов участились.

) Бывает, что один и тот же налог уплачивается дважды. А иногда переплата происходит, если налогоплательщик не пользуется предоставленной ему законом льготой и так далее.

Рассмотрим, как нужно действовать, чтобы вернуть излишне уплаченные/взысканные налоги или чтобы налоговый орган признал свою ошибку и принял эти отчисления к зачету по текущим или будущим платежам либо погасил за их счет образовавшуюся недоимку.

Сразу же обратим внимание на одно важное обстоятельство: если налогоплательщик просит возвратить средства, то в отношении его организации по инициативе ИФНС могут быть проведены «дополнительные контрольные мероприятия».

Поэтому, несмотря на то, что возвращать деньги (особенно если на них могут быть начислены проценты) выгоднее, когда сумма переплаты невелика, лучше произвести зачет этих средств, в счет будущих платежей в этот же бюджет.

Тем более что процедура возврата может затянуться на неопределенный срок.

Если налог был уплачен добровольно

Возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога производится ИФНС.

О каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты налога налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику с непременным указанием точной суммы переплаты. Причем не позднее одного месяца со дня обнаружения данного факта.

Но, как правило, сотрудники ИФНС «забывают» об этом предписании, тем более что привлечь их к ответственности за допущенную халатность практически невозможно.

Возврат

Чтобы денежные средства вернулись на счет фирмы, налогоплательщик в большинстве случаев должен сам обнаружить переплату и обратиться в ИФНС с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. В НК указано, что такое заявление может быть подано в течение трех лет с момента возникновения переплаты.

Статья 78 НК РФ о возврате излишне уплаченного налога может применяться ко всем налогам, сборам и начисленным процентам. Возврат производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который поступила переплата. ИФНС на это отводится месяц со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате.

Возврат всех переплаченных сумм осуществляется в рублях, даже если в бюджет была перечислена валюта. В последнем случае производится пересчет по курсу ЦБ РФ на день переплаты.

При возврате излишне уплаченного налога проценты на эту сумму не начисляются. Если, конечно, фискальные органы уложатся в отведенные им законом сроки и вовремя рассмотрят заявление налогоплательщика, примут по нему решение о выплате и произведут ее.

Если же ИФНС допустит проволочку и нарушит отведенные сроки, то налогоплательщик уже может рассчитывать на дополнительную компенсацию.

Ведь в соответствии с тем же НК РФ за каждый день просрочки на сумму излишне уплаченного налога начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата.

Чтобы налоговый орган принял решение быстрее, заявление о возврате должно содержать следующие сведения: наименование налогоплательщика; адрес его местонахождения; наименование платежа; бюджет, в который был уплачен налог; дату платежа (если, конечно, она известна); расчеты и итоговую сумму, подлежащую возврату. Кроме этого, необходимо указать счет, на который следует зачислить возвращаемые средства. Желательно приложить и копию платежного документа, по которому был излишне уплачен налог. Подписывать такое заявление в ИФНС должен руководитель юридического лица и главный бухгалтер.

Будет лучше, если представитель налогоплательщика сам отвезет в ИФНС заявление, а на его копии должностное лицо налогового органа поставит отметку, что документ был принят.

В такой отметке не только должна содержаться информация о дате принятия заявления, но и присутствовать подпись с расшифровкой (Ф.И.О., должность).

Можно направить заявление и по почте, но делать это лучше не просто заказным письмом, а заказным письмом с обратным уведомлением и описью вложения. Как правильно оформить такое отправление, подскажут сотрудники почтового отделения.

В любом случае у вас на руках должны остаться материальные доказательства того, что заявление было получено такого-то числа уполномоченным лицом налогового органа.

Ведь если ИФНС не выполнит ваше требование или вам вернут не всю сумму (например, не включат подлежащие начислению проценты), дело дойдет до суда, а у вас на руках не окажется доказательств, что заявление было получено налоговым органом, иск могут отклонить.

Суд просто посчитает, что необходимый досудебный порядок вами не был соблюден или что вы пропустили установленные законом сроки давности (об этом будет сказано ниже).

Источник: http://student.zoomru.ru/nalog/poryadok-zacheta-i-vozvrata-izlishne/148780.1142394.s2.html

Зачет или возврат излишне перечисленных налогов в бюджет

Порядок зачета, возврата излишне уплаченных и взысканных налогов и налоговых санкций

У любого налогоплательщика может возникнуть ситуация, когда он излишне уплатил налоги в бюджет. В статье раскрываются бухгалтерские и налоговые вопросы возврата налогоплательщику или зачета переплаты по налогам.

Налоговый кодекс РФ устанавливает право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм, излишне перечисленных или взысканных в бюджет.

У налогоплательщиков излишне уплаченные суммы налогов могут возникнуть в результате различных ситуаций: технических ошибок при расчетах, неточности при исчислении налоговой базы и суммы налогов, а также ошибки при перечислении налоговых обязательств.

Факт переплаты может обнаружить как налогоплательщик, так и налоговый орган. Порядок зачета или возврата излишне уплаченных налогов регламентируется ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Общие условия возврата или зачета переплаты

Общие условия зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов: 1. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам 2.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму 3.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта 4.

Обнаружение факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате налога: – Предложения налогового органа – Предложения налогоплательщика 5. Совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам
6. Результаты сверки оформляются актом и подписываются налоговым органом и налогоплательщиком

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения таких фактов по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Порядок зачета или возврата налоговым органом излишне уплаченных налогов

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки в случае ее проведения.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Пример 1. ООО “Лира” излишне уплатило в бюджет налог на имущество организаций в сумме 15 000 руб. Руководитель организации написал заявление с просьбой вернуть переплату по налогу.

Налоговый орган проверил расчеты налогоплательщика с бюджетом и обнаружил у ООО “Лира” задолженность по транспортному налогу в размере 3000 и по земельному налогу в размере 1500 руб. В течение 10 дней с момента получения заявления налоговый орган принял решение о возврате оставшейся части переплаты после проведения зачета в счет предстоящих платежей.

Переплата в размере 10 500 руб. (15 000 руб. – 3000 руб. – 1500 руб.) была возвращена своевременно на расчетный счет организации.

Бухгалтер ООО “Лира” сделал в учете следующие записи: – зачтена часть переплаты по налогу на имущество в счет погашения недоимки по транспортному налогу: Дебет счета 68 “Расчеты по налогам и сборам”, субсчет “Расчеты по налогу на имущество”     Кредит счета 68, субсчет “Расчеты по транспортному налогу”,       3000; – зачтена часть переплаты по налогу на имущество в счет погашения недоимки по земельному налогу: Дебет счета 68, субсчет “Расчеты по налогу на имущество”,     Кредит счета 68, субсчет “Расчеты по земельному налогу”,          1500; – возвращена на расчетный счет оставшаяся часть переплаты по налогу на имущество: Дебет счета 51 “Расчетные счета”

    Кредит счета 68, субсчет “Расчеты по налогу на имущество”,      10 500.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия такого решения.

При этом сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку либо высылается по почте.

Если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением установленного срока, то на невозвращенную сумму начисляются проценты.

Особенности возврата излишне уплаченного налога с нарушением срока

1. Налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата

2.

Если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение 3-х дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств

Доходы в виде сумм процентов, полученных от налоговых органов, в соответствии с требованиями ст. 78 НК РФ не учитываются для целей налогообложения прибыли (пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.

1999 N 32н, проценты, начисленные за нарушение срока возврата излишне уплаченной суммы налога, являются прочими доходами и принимаются к бухгалтерскому учету в фактических суммах (п. 10.6 ПБУ 9/99).

Пример 2. ООО “Лира” излишне уплатило в бюджет налог на прибыль организаций в сумме 120 000 руб. по итогам 2009 г. Руководитель организации написал заявление 30 апреля 2010 г. с просьбой вернуть переплату по налогу.

Налоговый орган провел камеральную проверку, проверил расчеты налогоплательщика с бюджетом и обнаружил отсутствие задолженности у ООО “Лира”. Налоговый орган принял решение о возврате переплаты и перечислил ее на расчетный счет организации 17 июня 2010 г., нарушив срок возврата переплаты.

В связи с этим на сумму переплаты начисляются проценты за период с 31 мая по 17 июня 2010 г. Ставка рефинансирования Банка России (условно) – 8%. Сумма процентов составит 473,42 руб. (120 000 руб. x 0,08 / 365 дней x 18 дней).

Бухгалтер ООО “Лира” сделал в учете следующие записи: – отражена сумма процентов за нарушение срока возврата переплаты: Дебет счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” Кредит    счета   91    “Прочие   доходы   и   расходы”,    субсчет   1 “Прочие доходы”,                                                    473,42; – поступила сумма переплаты на расчетный счет: Дебет счета 51 “Расчетные счета” Кредит счета 68, субсчет “Расчеты по налогу на прибыль”,       120 000; – зачислены проценты на расчетный счет: Дебет счета 51 “Расчетные счета”

Кредит счета 76                                                 473,42.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте РФ.

Аналогичные правила применяются в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Источник: http://www.pnalog.ru/material/zachet-vozvrat-izlishne-perechislennyh-nalogov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.