+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Плановые проверки предпринимателей: кто стал меньше проверять?

Содержание

Плановые проверки предпринимателей: кто стал меньше проверять?

Плановые проверки предпринимателей: кто стал меньше проверять?

Институт проблем правоприменения предоставил «Клерку» исследования по плановым неналоговым проверкам бизнеса за последние шесть лет. Читайте краткий обзор.

Количество проверок не соответствует размеру и специфике региона

Институт проблем правоприменения проанализировал данные об 1,8 млн плановых проверок, проведенных контрольно-надзорными органами РФ в рамках 294-ФЗ.

Данные проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были собраны нами с сайтов прокуратур всех субъектов федерации и специализированных (транспортных) прокуратур, где они были размещены в соответствии со ст. 13.3 закона № 294-ФЗ.

Исследование количества плановых проверок в регионах, нормированное на количество действующих подконтрольных организаций, выявило устойчивое снижение их количества в 2011–2021 гг.

Структура этого снижения показывает, что оно характерно для всех исследуемых регионов последовательно от 2011 к 2015 гг.

Как с этого года проходят неналоговые проверки?

Не обнаружена взаимосвязь между географическим положением региона, его размером и экономическим состоянием и количеством проверок.

Так, несмотря на то, что мы ожидали обнаружить региональные различия в организации контрольно-надзорной деятельности, по общему количеству проверок на 1000 юридических лиц, к примеру, Хабаровский край существенно не отличается от Краснодарского, а небольшая Владимирская область — от крупной Свердловской.

Но такое равномерное распределение плотности проверок демонстрирует, что при составлении ежегодного плана проверки не учитывается структура экономики региона, а контрольно-надзорные ведомства прилагают одинаковые усилия как в регионах, например, с преобладающим сельскохозяйственным производством, так и в регионах с большим количеством опасных производств.

В итоге, несмотря на то, что общая контрольно-надзорная нагрузка на предприятия снижается, это происходит неоптимальным образом. Снижение числа проверок планово охватывает все регионы без учета их размеров и структуры экономики.

Кто стал меньше проверять

Для того чтобы понять структуру снижения количества проверок, мы обратились к статистике деятельности конкретных ведомств и сфер контроля. Обнаружилось, что большую часть проверок в РФ производят два ведомства: Роспотребнадзор и МЧС (в лице пожарного надзора).

Они ответственны за половину всех проводимых в стране плановых проверок. С 2011 по 2021 гг. МЧС и Роспотребнадзор провели 908 875 проверок, тогда как количество проверок, осуществленных всеми остальными ведомствами, составило 915 012. С 2011 по 2013 гг.

МЧС осуществляло 30–40% всех проверок в изученной совокупности.

При этом самое большое снижение числа проверок в абсолютных величинах также обнаружено у Роспотребнадзора и МЧС. Однако и остальные ведомства постепенно снижали их количество относительно своих показателей 2011 г., за исключением проверок в сфере здравоохранения, образования и транспорта.

Проверяя предпринимателя, контрольно-надзорный орган имеет существенно больше шансов столкнуться с активной правовой защитой, оспариванием результатов проверки (в том числе судебным) и т.д.

Проверяя же школу, больницу или муниципальный автопарк, контрольно-над- зорный орган с большой вероятностью может рассчитывать на то, что эти организации согласятся с результатами проверки и не будут их оспаривать.

Кого стали меньше проверять?

Созданная база данных позволила выделить проверки индивидуальных предпринимателей (около 210 тыс. проверок). Мы видим, что число плановых проверок снижается в отношении всех организаций, подверженных контролю (надзору), но особенно существенные изменения произошли в 2013 г. в отношении именно индивидуальных предпринимателей.

Что примечательно, данное снижение произошло за полтора года до официального подписания и за два до вступления в силу запрета на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Так называемые «надзорные каникулы» начали действовать с января 2021 г., и количество плановых проверок действительно снизилось в 2021–2021 гг. до нуля.

Наиболее серьезно снижение числа проверок затронуло сферу торговли, финансовой и страховой деятельности, сферу услуг (в том числе профессиональные и научно-технические услуги, за исключением бухгалтерского учета, архитектурного дела, инженерно-технического проектирования, технических испытаний и исследований, управления и консультирования в сфере менеджмента, научных исследований и рекламной деятельности).

Для этих сфер характерны некрупные и мелкие формы организаций — ООО, ИП. Такие предприятия редко связаны с опасным производством и относятся к классу мало- опасных объектов, что важно при риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности.

Источник: http://www.klerk.ru/boss/articles/468586/

Источник: http://kroosp.ru/planovye-proverki-predprinimatelej-kto-stal-menshe-proveryat/

Количество проверок не соответствует размеру и специфике региона

Институт проблем правоприменения проанализировал данные об 1,8 млн плановых проверок, проведенных контрольно-надзорными органами РФ в рамках 294-ФЗ.

Данные проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были собраны нами с сайтов прокуратур всех субъектов федерации и специализированных (транспортных) прокуратур, где они были размещены в соответствии со ст. 13.3 закона № 294-ФЗ.

Исследование количества плановых проверок в регионах, нормированное на количество действующих подконтрольных организаций, выявило устойчивое снижение их количества в 2011–2021 гг.

Общее количество проверок снизилось за период с 2011 до 2021 на 55,3%.

Структура этого снижения показывает, что оно характерно для всех исследуемых регионов последовательно от 2011 к 2015 гг.

Как с этого года проходят неналоговые проверки?

Не обнаружена взаимосвязь между географическим положением региона, его размером и экономическим состоянием и количеством проверок.

Так, несмотря на то, что мы ожидали обнаружить региональные различия в организации контрольно-надзорной деятельности, по общему количеству проверок на 1000 юридических лиц, к примеру, Хабаровский край существенно не отличается от Краснодарского а небольшая Владимирская область — от крупной Свердловской.

Но такое равномерное распределение плотности проверок демонстрирует, что при составлении ежегодного плана проверки не учитывается структура экономики региона, а контрольно-надзорные ведомства прилагают одинаковые усилия как в регионах, например, с преобладающим сельскохозяйственным производством, так и в регионах с большим количеством опасных производств.

В итоге, несмотря на то, что общая контрольно-надзорная нагрузка на предприятия снижается, это происходит неоптимальным образом. Снижение числа проверок планово охватывает все регионы без учета их размеров и структуры экономики.

Кто стал меньше проверять

Для того чтобы понять структуру снижения количества проверок, мы обратились к статистике деятельности конкретных ведомств и сфер контроля.

Обнаружилось, что большую часть проверок в РФ производят два ведомства: Роспотребнадзор и МЧС (в лице пожарного надзора).

Они ответственны за половину всех проводимых в стране плановых проверок. С 2011 по 2021 гг.

МЧС и Роспотребнадзор провели 908 875 проверок, тогда как количество проверок, осуществленных всеми остальными ведомствами, составило 915 012. С 2011 по 2013 гг.

МЧС осуществляло 30–40% всех проверок в изученной совокупности.

При этом самое большое снижение числа проверок в абсолютных величинах также обнаружено у Роспотребнадзора и МЧС. Однако и остальные ведомства постепенно снижали их количество относительно своих показателей 2011 г., за исключением проверок в сфере здравоохранения, образования и транспорта.

Проверяя предпринимателя, контрольно-надзорный орган имеет существенно больше шансов столкнуться с активной правовой защитой, оспариванием результатов проверки (в том числе судебным) и т.д.

Проверяя же школу, больницу или муниципальный автопарк, контрольно-над- зорный орган с большой вероятностью может рассчитывать на то, что эти организации согласятся с результатами проверки и не будут их оспаривать.

Кого стали меньше проверять?

Созданная база данных позволила выделить проверки индивидуальных предпринимателей (около 210 тыс. проверок). Мы видим, что число плановых проверок снижается в отношении всех организаций, подверженных контролю (надзору), но особенно существенные изменения произошли в 2013 г. в отношении именно индивидуальных предпринимателей.

Что примечательно, данное снижение произошло за полтора года до официального подписания и за два до вступления в силу запрета на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Так называемые «надзорные каникулы» начали действовать с января 2021 г.

, и количество плановых проверок действительно снизилось в 2021–2021 гг. до нуля.

Наиболее серьезно снижение числа проверок затронуло сферу торговли, финансовой и страховой деятельности, сферу услуг (в том числе профессиональные и научно-технические услуги, за исключением бухгалтерского учета, архитектурного дела, инженерно-технического проектирования, технических испытаний и исследований, управления и консультирования в сфере менеджмента, научных исследований и рекламной деятельности).

Для этих сфер характерны некрупные и мелкие формы организаций — ООО, ИП. Такие предприятия редко связаны с опасным производством и относятся к классу мало- опасных объектов, что важно при риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности.

С полным текстом исследования можно ознакомиться тут.

Источник: https://otchetonline.ru/art/direktoru/66669-planovye-proverki-predprinimateley-kto-stal-men-she-proveryat.html

План проверок юридических лиц на 2021 год

Плановые проверки предпринимателей: кто стал меньше проверять?

Утвержден план проверок юридических лиц на 2021 год. И теперь организации могут быстро узнать, есть ли они в плане проверок на 2021 год.

Обратите внимание, что в 2021 году малый бизнес освобожден от всех плановых проверок (кроме налоговых). И если вы являетесь малым бизнесом, то вам плановые проверки контролеров не страшны. Но вас могут по ошибке включить в план проверок. В этом случае нужно исключить себя из плана проверок, иначе проверка будет. Как это сделать расскажем в статье.

Как узнать, будет ли у юрлица проверка в 2021 году

Для проверки, перейдите на сайт прокуратуры в раздел «Проверки бизнеса». И проверьте, есть ли вы в плане.

Поиск ведется по следующим критериям: название организации или индивидуального предпринимателя, ИНН, ОГРН, месяц проверки, наименование контролирующего органа (например, МЧС, МВД и пр.).

Вбив в ресурс требуемые данные, вы сможете узнать, как скоро к вам наведаются проверяющие.

Можно поступить и следующим образом — ввести только название контролирующего органа, тогда система выдаст вам весь перечень субъектов, проверяемых инстанцией за период. И вы сможете найти там себя.

План проверок бизнеса налоговиками

ФНС России формирует план проверок отдельно. Чтобы узнать, рекомендуют ли налоговики проверить компанию, зайдите в сервис “Упрощенка. Контрагенты”. Вы сразу узнаете, под риском компания или нет.

Проверка ФНС

Малый бизнес не будут проверять

В сводный план проверок не попал малый бизнес: ИП, упрощенцы, вмененщики, которые отвечают критериям малого и среднего бизнеса на 2021 год. Это следует из Федерального закона от 25.12.2021 № 480-ФЗ.

Как следует из закона, для малого бизнеса продлят надзорные каникулы на два года – 2021-ый и 2021-ый. Упрощенцев, вмененщиков, ИП и другой малый бизнес освободили от плановых ревизий пожарных, трудинспекций и др.

На внеплановые проверки ограничение не распространяется. Например, если работник пожалуется на задержку зарплаты, ГИТ проверит фирму. Также проверят компании, которые работают в сфере образования, здравоохранения, энергетики, энергоснабжения и пр.

Ограничения также не распространяются на налоговые проверки. То есть ИФНС будут, как и прежде, проводить выездные и камеральные проверки.

Неналоговыми проверками обычно называют контрольные мероприятия, которые проводят санэпидстанции, пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др.

Порядок проведения таких проверок регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». То есть в 2021 и 2021 малые фирмы и ИП не должны проверять трудовые и пожарные инспекции, санэпидемстанции и пр.

Полный список тех, кто освобожден от проверок, смотрите в таблице журнала “Упрощенка”.

Кому отменили проверки

По плану по-прежнему будут проверять тех, кто осуществляет отдельные виды деятельности в области здравоохранения, образования, социальной сферы, сферы теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения (п. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ и постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944).

Кроме того, под действие моратория не подпадают организации и индивидуальные предприниматели, если за предыдущие три года у них были грубые нарушения, например, в области промышленной безопасности, а также проступки, за которые могли приостановить деятельность фирмы, аннулировать лицензию или дисквалифицировать директора.

Субъекты малого предпринимательства — и компании, и предприниматели не освобождены от проверок со стороны прокуратуры. Чаще всего сотрудники прокуратуры проверяют фирмы и бизнесменов на основании поступивших жалоб работников.

Сотрудник, считающий, что его права нарушены, как правило, обращается с жалобами в разные ведомства, и прокуратура в этом списке обычно стоит на первом месте. Поступившая информация от гражданина может стать основанием для проверки.

Кто из малого бизнеса не освобожден от плановых проверок в 2021 году по новому закону (неналоговые проверки)

№ п/пВид деятельности фирмы или предпринимателя
1Упрощенцы, которые ведут деятельность в области здравоохранения: аптеки, поликлиники, стоматологические кабинеты
2Компании и предприниматели, работающие в сфере образования: сады, детские дошкольные учреждения, учебные центры
3Упрощенцы, занятые в социальной сфере — коммунальным обслуживанием, пассажирскими перевозками и пр.
4Компании и бизнесмены, которые ведут бизнес в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения (энергоснабжающие компании, электросетевые организации)
5Все организации и предприниматели, если за предыдущие три года (2021, 2021 и 2021 годы) у них были грубые нарушения, а также проступки, за которые могли приостановить деятельность фирмы, аннулировать лицензию или дисквалифицировать директора

Как исключить себя из плана проверок

Если вы нашли себя в плане проверок, но считаете, что проверка назначена незаконно, вам нужно сделать следующее.

Для этого в орган, который запланирован у вас проверку (например, в трудовую инспекцию), подайте заявление по форме, которая установлена Постановлением Правительства. К заявлению приложите выписку из реестра акционеров общества (для акционерных обществ), копию отчета о финансовых результатах (для ЮЛ) или Книгу учета (для ИП), копию сведений о численности работников.

После чего в течение десяти рабочих дней надзорный орган обязан вынести решение об исключении вас из реестра. Если проверка уже началась, все равно можно подать заявление. В этом случае проверка будет приостановлена на срок рассмотрения заявления.

На кого не распространяется отмена проверок в 2021 году  

Мораторий на проверки малого бизнеса не распространяется на плановые проверки тех, кто грубо нарушал закон (т.е. их деятельность приостанавливалась на срок до 90 дней).

Кроме того, любую компанию и ИП могут проверки по внеплановой проверке. Например, по жалобе граждан или госорганов. 

О том, как изменились проверки бизнеса, смотрите в статьях:

Источник: https://www.26-2.ru/art/354216-plan-proverok-biznesa-2021

Проверка ИП: плановая и внеплановая. Как отбиться?

Плановые проверки предпринимателей: кто стал меньше проверять?

01 января 2021 года истекает срок действия «проверочных каникул», которые освобождали всех индивидуальных предпринимателей от инспектирования контролирующими органами. Плановая проверка ИП и другие виды поверок проводятся согласно правилам и нормам, изложенным в Федеральном Законе № ФЗ-294 от 26.12.2008 года.

Когда проводятся проверки предпринимателей и их виды

Инспекции контролирующих учреждений делятся на два вида:

  1. Плановая. Проводится раз в три года, с целью определения соблюдает ли ИП в процессе хозяйственной деятельности законодательные нормы и соответствует ли вид осуществляемой деятельности виду, заявленному на момент регистрации бизнеса. График проведения разрабатывается Генеральной прокуратурой на год и публикуется на сайте.
  2. Внеплановая. Осуществляется с той же целью, что и другие типы надзора в нескольких случаях:
    • если истек срок, отведенный для устранения нарушений, выявленных в ходе плановой проверки;
    • если в органы надзора поступили жалобы о нарушении потребительских прав, несоблюдении трудового законодательства, возможном нанесении вреда людям или окружающей природе;
    • по требованию работников прокуратуры или по приказу другого контролирующего органа.

О незапланированном визите представители учреждения надзора обязаны уведомить минимум за сутки. Исключением может быть чрезвычайное происшествие, или если деятельность ИП угрожает жизни людей или экологии государства.

В свою очередь эти виды имеют две формы:

  • Документарная поверка – это верификация, проводящаяся по месту расположения органа надзора. Предметом выверки являются документы, определяющие организационно-правовую форму, документооборот, связанный с ведением хозяйственной деятельности, соблюдение предписаний и требований учреждений контроля. Проверяющий не имеет права истребовать документы, не относящиеся к предмету освидетельствования.
  • Выездная. Осуществляется по адресу фактического места нахождения индивидуального предпринимателя, в случае если посредством документарной проверки невозможно выявить содержание определенных хозяйственных операций или если были выявлены явные нарушения. Бизнесмен обязан обеспечить доступ на территорию своего предприятия и предоставить документы, касающиеся предмета ревизии.

Согласно ст. 13 Закона № ФЗ-294 такие проверки не могут длиться более 20 рабочих дней, и не может быть больше 50 часов для малого предприятия, и 15 часов для микробизнеса в год.

Кем осуществляются инспекции

За правильностью ведения предпринимательской деятельности и соблюдением норм законодательства субъектами осуществляют надзор такие организации:

1. Налоговая служба. Поскольку все ИП платят налоги и подают отчетность в ИФНС, то такой поверки не избежать. Налоговая ревизия бывает 2-х видов: камеральная и выездная.

Камеральной проверке подвергаются все сданные отчеты, их идентифицируют на полноту предоставленной информации, достоверность и правильность начисления налоговых сумм и взносов и прочее. Если в отчете находят неточности, то сотрудник ИФНС направляет уведомление о проведенной проверке и выявленных нарушениях, которые необходимо исправить.

Если ошибка кроется в неправильно рассчитанной сумме налога, тогда в течение 10 дней предприниматель будет привлечен к ответственности. По итогам камеральной поверки, инспектор вправе потребовать дополнительную документацию, подтверждающую расходы или налоговый кредит.

Систематическое нарушение при подаче отчетности влечет за собой выездное инспектирование. Освидетельствование может носить сплошной характер и выборочный, обычно длится до 2-х месяцев, в особых случаях (когда требуется встречная ревизия) до 6-ти месяцев.

2. Роспотребнадзор. Стоит на страже прав потребителей, их проверке чаще всего подвергаются ИП, чей бизнес связан с торговлей и сферой общепита. Инициируется решением контролирующего учреждения или в ответ на жалобу от населения. В процессе ревизии инспектор в первую очередь проведет осмотр вывески, уголка потребителя, ценников на правильность заполнения, прейскурант.

Какие документы проверяет Роспотребнадзор? По требованию вы должны предоставить:

  • договор аренды или свидетельство о праве собственности на помещение, в котором осуществляете предпринимательскую деятельность;
  • медкнижки всех сотрудников;
  • договоры на оказание услуг дезинфекции, дезинсекции, дератизации помещения и на вывоз отходов;
  • лицензию, дающую право, осуществлять данный вид предпринимательства;
  • журнал, в котором ведется учет санитарных проверок;
  • программу производственного контроля, утвержденную руководителем.

Также могут истребовать свидетельство о присвоении индивидуального налогового номера и выписку из ОГРНИП.

Плановые посещения инспекторов проходят согласно графику проверок Роспотребнадзора, сформированного Генеральной прокуратурой.

3. Ростехнадзор. Если деятельность ИП предполагает использование природных ресурсов или опасного производственного оборудования, тогда сотрудничество с таким органом неминуемо. Инспектор осуществляет визит с целью отслеживания соблюдения требований законодательства в сфере промышленной безопасности.

Перечень документов для проверки Ростехнадзора очень обширный и включает в себя:

  1. свидетельства о госрегистрации и постановке на налоговый учет;
  2. документы, подтверждающие право собственности и наличие опасного оборудования;
  3. свидетельство о регистрации ОПО и разрешение на ввод в эксплуатацию;
  4. лицензия на эксплуатацию ОПО;
  5. документация по укомплектованности штата и их допускам с опасным работам;
  6. журнал аварий;
  7. контракты с организациями, осуществляющими технический осмотр и ремонт оборудования.

Помимо документации, инспекторы осмотрят оборудование и его техническое состояние. Ревизия может осуществляться раз в три года согласно плану проверок Ростехнадзора.

4. Трудовая инспекция. Проводит поверки, связанные с соблюдением трудового законодательства. Если вы выступаете в качестве работодателя, тогда ваше предприятие обязательно посетить трудовой инспектор. Освидетельствованию подлежат трудовые договора и вся документация, связанная с кадрами.

5. Пожарный надзор. Раз в три года пожарные имеют право включить ИП в план проверок, который предусматривает осмотр помещения и средств для тушения огня.

Также изучению подлежит документация: приказы об обесточивании офиса в конце дня и в случае возникновения пожара, об утверждении места для курения, приказы о прохождении противопожарного инструктажа, назначение ответственного за инвентарь, и самое главное – план эвакуации.

Также ИП может быть подвержен ревизии со стороны Россельхознадзора, если его функционирование связано с сельскохозяйственной деятельностью.

Как вести себя во время проверки предпринимателю

Закон гласит, что выездная проверка может проводиться только в присутствии предпринимателя или его заместителя.

Но иногда проверяющие инспекторы начинают осмотр территории самостоятельно, чтобы этого избежать уделите внимание организации системы безопасности и проведите инструктаж сотрудников.

Прежде чем, предоставить инспекции доступ к документации и прочим объектам необходимо:

  • изучить удостоверение проверяющего;
  • ознакомиться с копией приказа о проверке и заверить ее своей подписью;
  • приказ должен содержать цель ревизии, какие будут проводиться мероприятия, состав комиссии, дату проведения и прочее.

Если все оформлено в соответствии с правилами, не стоит препятствовать ходу освидетельствования, иначе на ИП могут наложить штраф. Бизнесмен обязан предоставлять документацию и отчетность, относящуюся к предмету поверки.

Акт проверки и его оспаривание

Акт проверки

По окончанию контролирующих мероприятий составляется Акт, в котором излагаются все проведенные действия и выявленные нарушения или несоответствия.

Подписывая такой отчет, ИП автоматически соглашается со всем, изложенным в нем. Но предприниматель имеет право внести возражения – это поможет обжаловать результат ревизии.

Законом четко сформулирована процедура проведения каких-либо верификаций и малейшее отступление от правил, дает возможность признать освидетельствование незаконным:

  • если плановая сверка проводится чаще, чем раз в три года;
  • планового визита нет в официально утвержденном графике на сайте Генеральной прокуратуры РФ;
  • изучение документации проводилось с нарушением сроков, указанных в приказе, или длилось дольше периода, установленного Законом;
  • инспектор не предъявил приказ или его нет вообще;
  • ревизоры требуют документы, не относящиеся к предмету верификации;
  • по завершению контрольных мероприятий не составлен Акт проверки.

Для оспаривания результатов инспектирования можно обратиться в арбитражный суд, подав заявление в течение трех месяцев после составления Акта проверки. Судебная практика показывает, что суд в большинстве случаев принимает сторону истца и результаты ревизий и наложенные штрафные санкции признаются незаконными.

Как избежать внеплановой проверки и штрафов

Проведение плановых проверок носит обязательный характер, а вот других видов ревизий можно избежать:

  • если вести деятельность соблюдая законодательные нормы;
  • правильно составлять и вовремя подавать налоговую отчетность;
  • верно рассчитывать налоговые суммы, если возникли неточности, подавать уточненку и вносить в бюджет недоимку;
  • соблюдать нормы Трудового Кодекса.

Начиная предпринимательскую деятельность, изучите законодательные акты, изложенные в 14 главе Административного Кодекса РФ, там указаны основные виды штрафов, налагаемых на ИП. Также не стоит забывать и о НК и УК РФ, из которого вы узнаете, какое наказание грозит за уклонение от уплаты налоговых взносов.

Источник: https://ktovdele.ru/proverka-ip-kak-izbezhat-inspekcii.html

Количество проверок не соответствует размеру и специфике региона

Институт проблем правоприменения проанализировал данные об 1,8 млн плановых проверок, проведенных контрольно-надзорными органами РФ в рамках 294-ФЗ.

Данные проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были собраны нами с сайтов прокуратур всех субъектов федерации и специализированных (транспортных) прокуратур, где они были размещены в соответствии со ст. 13.3 закона № 294-ФЗ.

Исследование количества плановых проверок в регионах, нормированное на количество действующих подконтрольных организаций, выявило устойчивое снижение их количества в 2011–2021 гг.

Общее количество проверок снизилось за период с 2011 до 2021 на 55,3%. Структура этого снижения показывает, что оно характерно для всех исследуемых регионов последовательно от 2011 к 2015 гг.

Как с этого года проходят неналоговые проверки?

Не обнаружена взаимосвязь между географическим положением региона, его размером и экономическим состоянием и количеством проверок.

Так, несмотря на то, что мы ожидали обнаружить региональные различия в организации контрольно-надзорной деятельности, по общему количеству проверок на 1000 юридических лиц, к примеру, Хабаровский край существенно не отличается от Краснодарского, а небольшая Владимирская область — от крупной Свердловской. Но такое равномерное распределение плотности проверок демонстрирует, что при составлении ежегодного плана проверки не учитывается структура экономики региона, а контрольно-надзорные ведомства прилагают одинаковые усилия как в регионах, например, с преобладающим сельскохозяйственным производством, так и в регионах с большим количеством опасных производств.

В итоге, несмотря на то, что общая контрольно-надзорная нагрузка на предприятия снижается, это происходит неоптимальным образом. Снижение числа проверок планово охватывает все регионы без учета их размеров и структуры экономики.

Количество проверок в

Плановые проверки предпринимателей: кто стал меньше проверять?

В Орловской области прокуратура отклонила каждую вторую заявку на внеплановую проверку бизнеса, поданную контролирующими органами. В свою очередь, бизнес пожаловался на то, что давление на него не снижается. Ситуацию изучил корреспондент “РГ”.

Сегодня существует жесткий регламент проверок бизнеса. Александр Рюмин/ ТАСС

Как известно, в России действуют так называемые надзорные каникулы. Они коснулись малого бизнеса, проверять который в плановом режиме разрешено не чаще одного раза в три года. Считается, что это снижает нагрузку на предпринимателей и малые фирмы, которые с трудом сводят концы с концами. Но так ли это?

Ежегодно контролирующие органы подают планы проверок в прокуратуру и прилагают обоснование – куда и почему хотят прийти. Статистика говорит о том, что к процедуре относятся порой несерьезно, словно и не рассчитывают на согласование. Например, в этом году в сводный план пытались включить 13 проверок организаций и ИП, которые давно закрылись.

Прокуратура эти заявки отклонила. Но сотрудники ведомств-то куда смотрели? Другой пример: из сводного плана было исключено 48 проверок малых предприятий и ИП, которые проверяли совсем недавно. Со времени последней проверки не минуло три года.

Словно забыв об этом, нагрянуть туда планировали сотрудники Росреестра, управления по тарифам и муниципального контроля.

Прокуроров накажут за незаконные проверки бизнеса

– В целом 59 контролирующих органов подали предложения о включении в сводный план на 2021 год 2604 проверок, – рассказала корреспонденту “РГ” старший помощник прокурора Орловской области по правовому просвещению Юлия Федорова. – Было отказано во включении в план 223 проверок, или 8,5 процента.

Ограничения предусмотрены законом № 294-ФЗ “О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля”. Например, запрещено проводить выездную проверку, если на месте нет руководителя организации. Исключение составляют земельные проверки – и то в случае, если собственник был предупрежден о визите инспекторов.

– Проверка должна проводиться в сроки, которые устанавливаются распоряжением или приказом о ее проведении, – пояснила Юлия Федорова. – При этом запрещено распространять информацию, полученную в ходе проверки.

Проверки бизнеса стали высокоточными

Контрольно-надзорные органы не вправе требовать от предпринимателя документы, которые у них уже и так есть. А подобное случается. Также запрещено требовать документы до даты начала проверки. Нюансов немало, и предприниматели могут запутаться. Контролирующие органы законы знают, но далеко не всегда их соблюдают.

По данным прокуратуры, с начала 2021 года и по сегодняшний день в Орловской области было зафиксировано 662 нарушения, допущенных проверяющими. Приказы оформлялись “задним числом”, предпринимателей неправомерно наказывали и другое. В результате к дисциплинарной ответственности было привлечено 199 чиновников, к административной – 50.

Оценили риски

По словам регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей Евгения Лыкина, введение моратория изменило структуру взаимоотношений.

Плановых проверок стало меньше, но нагрузка на бизнес не снизилась – просто упор теперь делают на внеплановые мероприятия. Важно отметить, что в приказах и распоряжениях избегают слова “проверка”.

Это может быть, например, контрольное мероприятие или рейд. Или административное расследование по обращению гражданина. Хотя по сути это есть проверка.

– Только незначительная часть контрольно-надзорных органов активно участвует в реформе и снижает административное давление на бизнес, – считает Евгений Лыкин. – И они редко используют предусмотренные законом положения, позволяющие индивидуализировать наказание.

В качестве положительного примера он привел Главное управление МЧС по Орловской области. Это ведомство одним из первых перешло на риск-ориентированный подход. Он внедряется в нашей стране уже два года. Суть в том, что объекты разделяют по степени риска. Наиболее “рискованные” разрешено проверять чаще остальных. В этом есть смысл.

Количество внеплановых мероприятий растет, но эффекта от них немного

Во-первых, многие фирмы действительно освобождаются от ненужного контроля. Во-вторых, инспекторы отлично знают, что происходит на каждом предприятии, за которым они наблюдают. Риск-ориентированный подход позволяет им экономить время, а с ним – и бюджетные средства.

– ГУ МЧС обобщает информацию о типичных нарушениях и создает алгоритм действий, который позволяет предупредить совершение нарушений в будущем, – говорит Евгений Лыкин. – Кроме того, при выборе наказания приоритет отдается не назначению штрафов, а вынесению предупреждений.

По такому же пути идет антимонопольная служба. Как рассказал врио главы УФАС Андрей Кирьянов, за последние два года количество плановых проверок сократилось в несколько раз. Например, в текущем году в сфере естественных монополий они не проводились, а в прошлом году их было четыре. В сфере торгов проведено две плановые проверки.

– Значительно снизился и размер штрафов, – пояснил Андрей Кирьянов. – Так, в сфере рекламы в 2021 году их было наложено на 700 тысяч рублей, в 2021-м  -на 56 тысяч, в 2021 году – на 12 тысяч рублей.

Путин объявил о новых решениях по снижению давления на бизнес

Однако надо отметить, что количество внеплановых проверок возросло. Так, в сфере естественных монополий в этом году их провели четыре, а в сфере закупок – 30. Основанием послужили обращения “бдительных граждан”.

В прокуратуре подтвердили, что количество внеплановых мероприятий растет, но эффекта от них нет. В 2021 году было проведено 8186 проверок. Из них 5900 оказались внеплановыми. Непонятно, зачем их проводили. В 4245 случаях по их результатам не было принято никаких мер.

Неужели чиновники просто хотели напомнить о себе? Или договаривались в обход закона? Тут уже и коррупцией попахивает. Согласование на проведение таких мероприятий в большинстве случаев не требуется.

Прокуратура остается как бы в стороне – она вправе оценить действия инспекторов постфактум. Кстати, это и позволило подсчитать число “пустых” проверок.

– С начала 2021 года к нам поступило 197 заявлений о согласовании внеплановых выездных и документарных проверок, – рассказала Юлия Федорова. – В результате было отклонено 93 заявления, то есть почти каждое второе.

Чиновников наказывают. Так, два сотрудника облдепартамента образования были оштрафованы – провели внеплановые проверки в отношении предпринимателей без согласования с прокуратурой. Более того, на местах нередко пытаются скрыть сам факт проведения таких проверок. Дело в том, что все уже автоматизировано. Сводный план размещен в Интернете. Найти его можно на сайте Генпрокуратуры РФ.

А сведения о внеплановых проверках с обоснованием и результатами вносятся в государственную информационную систему. Называется она – ФГИС “Единый реестр проверок”. Однако многие систему игнорируют. Например, главы администраций десяти сельских поселений были наказаны за то, что не вносили в ФГИС данные о проверках. Если бы предприниматели не пожаловались, то никто бы об этом не узнал.

Разделяй и властвуй

Мораторий породил еще одну тенденцию. Крупный бизнес начал дробить свои подразделения на обособленные структуры, регистрируя их в качестве ООО. У каждого имеется учредитель и директор. Это разные организация, но если проследить цепочку их связей и сравнить с тем, что было раньше, то нетрудно заметить прежнюю иерархию.

По такому пути пошли крупные торговые сети, владеющие десятками магазинов. С некоторых пор каждый из них – это отдельное ООО. А фирма, которая была головной, стала их управляющей компанией. Магазины передали ей функции управления своими делами за вознаграждение.

Практикуется такое и в ЖКХ: в Орле одна фирма управляет делами десятков ЖЭУ.

Чем бизнес в России отличается от немецкого

Дробление дает определенную выгоду. Во-первых, “дочки” подпадают под действие моратория. Тот же магазин считается малым предприятием. Во-вторых, они подпадают под различные системы льготного налогообложения, предусмотренного для малого бизнеса. Поначалу идея работала. Но и контролеры не дремали.

Так, налоговые органы стали рассматривать деление крупных фирм на мелкие как способ ухода от налогов. Это чревато уголовной ответственностью.

А суды скептически относятся к заявлениям директоров магазинов о принадлежности к малому бизнесу и отклоняют их иски, оспаривающие результаты внеплановых проверок.

Словом, уловки находят и предприниматели, и контролирующие органы. Если не принимать во внимание внеплановые рейды и расследования, то мораторий работает. Но если их учесть, то возникает вопрос: а не стоит ли его отменить? Возможно, бизнесу станет легче.

Кстати

На днях в Орле УФАС презентовало собственную программу реформирования контрольной и надзорной деятельности.

– Согласно ей, административная нагрузка на бизнес-сообщество по сравнению с 2021 годом должна снизиться на 20 процентов к концу 2021-го и на 50 процентов – к концу 2025 года, – рассказал руководитель управления Андрей Кирьянов – Программа предусматривает снижение затрат для государства и повышение качества контрольно-надзорных функций.

Однако она носит, скорее, формальный характер. В нее свели все то, что контрольно-надзорные органы выполняют и без нее. Кроме того, многие ведомства являются федеральными и региону не подчиняются. Но раз программу разработали, то пусть уж работает – все равно хуже не станет.

Источник: https://rg.ru/2021/07/24/reg-cfo/kolichestvo-proverok-v-nadzornye-kanikuly-vyroslo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.