+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Первым делом – взаимозачет, а «сомнительный» резерв…

Содержание

Формирование резерва по сомнительным долгам – Актуальная бухгалтерия

Первым делом – взаимозачет, а «сомнительный» резерв…

Бухгалтерское законодательство предусматривает обязанность по формированию резерва по сомнительным долгам (кроме компаний, ведущих учет кассовым методом). Рассмотрим порядок создания и списания резерва по сомнительным долгам.

По сомнительной дебиторской задолженности фирма обязана создавать резерв по сомнительным долгам. Об этом говорится в пункте 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Резерв могут не создавать те фирмы, которые отражают в бухгалтерском учете доходы и расходы кассовым методом. Об этом говорится в пункте 3.54 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Резерв предназначен для списания сомнительных дебиторских задолженностей, если они станут нереальными для взыскания. Его сумму отражают на счете 63 «Резерв по сомнительным долгам» и включают в состав прочих расходов. Если такой резерв был создан, то сумму дебиторской задолженности, учтенную на счете 62, отражают в балансе по строке 1230 за вычетом резерва.

Сомнительным долгом считают дебиторскую задолженность покупателей, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена какими-либо гарантиями (например, залогом, задатком, поручительством). Причем если у компании есть уверенность, что задолженность будет погашена в течение 12 месяцев после отчетной даты, то такой долг как сомнительный можно не рассматривать.

Создание резерва по сомнительным долгам

В бухгалтерском законодательстве есть лишь общие правила создания резерва. Конкретного порядка расчета его суммы оно не содержит. Так, по правилам бухучета размер резерва определяют на основании данных инвентаризации по каждому сомнительному долгу. При этом нужно учитывать платежеспособность дебитора и вероятность погашения им задолженности.

Таким образом, конкретную методику расчета резерва компания должна самостоятельно определить в бухгалтерской учетной политике. Учитывая изложенное, чтобы максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет, компания может создавать резерв в том порядке, который установлен статьей 266 Налогового кодекса (это будет соответствовать требованию рациональности учета).

А именно:

  • на всю сумму задолженности, если просрочка в ее погашении превышает 90 календарных дней;
  • на 50 процентов от суммы задолженности, если просрочка в ее погашении составляет от 45 до 90 календарных дней включительно.

Мнение специалиста
В бухгалтерском учете нет ограничений по сроку и размеру дебиторской задолженности, на которую создается резерв сомнительных долгов: резерв создается на полную или невозможную ко взысканию сумму отдельно по каждому сомнительному долгу.

В бухгалтерском балансе сумму резерва сомнительных долгов отдельно не показывают. На нее уменьшается дебиторская задолженность, в отношении которой был создан резерв (п. 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).

Поэтому с учетом пункта 48 ПБУ 4/99 при составлении промежуточной бухгалтерской отчетности за месяц (квартал) нарастающим итогом с начала отчетного года следует обеспечить соответствующее разделение учетных данных.

В то же время в целях сближения налогового и бухгалтерского учета мы считаем допустимым определять сумму резерва в бухгалтерском учете с использованием правил его формирования в налоговом учете.

О. Волкова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ; В. Горностаев, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Просрочку в погашении задолженности отсчитывают не с момента отгрузки товаров покупателю (то есть ее возникновения), а с даты возникновения обязанности покупателя оплатить товар, установленной в договоре.

ПРИМЕР
10 апреля компания отгрузила покупателю товар. Согласно договору он должен оплатить ценности через 15 дн. с момента их получения. Просрочку в оплате товаров начинают отсчитывать не с 10 апреля (дата возникновения дебиторской задолженности), а с 25 апреля (дата наступления обязательств по оплате товаров).

По правилам налогового учета сумма резерва по сомнительным долгам не должна превышать 10 процентов выручки от реализации, полученной в отчетном или налоговом периоде. Об этом говорится в пункте 4 статьи 266 Налогового кодекса. При расчете максимальной суммы резерва выручку определяют по данным налогового учета без НДС.

ПРИМЕРВ бухгалтерском учете компании числятся четыре задолженности покупателей:1-я — на сумму 2 450 000 руб. (в том числе НДС). Просрочка в оплате 112 дн.;2-я — на сумму 3 800 000 руб. (в том числе НДС). Просрочка в оплате 80 дн.;3-я — на сумму 1 230 000 руб. (в том числе НДС). Просрочка в оплате 55 дн.;4-я — на сумму 450 000 руб. (в том числе НДС). Просрочка в оплате 12 дн.

Согласно бухгалтерской учетной политике компания формирует резерв по сомнительной задолженности в порядке, установленном налоговым законодательством. В этой ситуации сумма резерва составит:по 1-й задолженности — 2 450 000 руб.;по 2-й задолженности — 1 900 000 руб. (3 800 000 руб. × 50%);

по 3-й задолженности — 615 000 руб. (1 230 000 руб. × 50%).

По 4-му долгу резерв не создают. Таким образом, общая сумма резерва будет равна:

2 450 000 + 1 900 000 + 615 000 = 4 965 000 руб.

При создании резерва в учете будет сделана запись:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 63
– 4 965 000 руб. — создан резерв по сомнительным долгам.

Указанные задолженности, не погашенные на конец отчетного года, будут отражены в бухгалтерском балансе фирмы по строке 1230 в сумме:

2 450 000 + 3 800 000 + 1 230 000 + 450 000 – 4 965 000 = 2 965 000 руб.

Списание резерва по сомнительным долгам

Долг, который не был и не будет погашен (например, в связи с истечением срока исковой давности или ликвидации должника), списывают за счет ранее созданного по этой задолженности резерва. Сумма резерва должна быть включена в состав прочих доходов, если должник расплатился с компанией. Разумеется, речь идет о тех долгах, по которым резерв создавался.

Если до конца года, следующего за годом создания резерва, он в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяют к финансовым результатам. Их отражают в качестве прочих доходов компании. При этом, списав резерв, фирма должна создать его в конце года вновь.

ПРИМЕР
Вернемся к условиям предыдущего примера. Предположим, что на конец отчетного года компания, по которой возникла первая задолженность, была ликвидирована. Ее долг в сумме 2 450 000 руб. был списан за счет ранее созданного резерва. Вторая фирма полностью расплатилась за поставленный товар.

Операции по погашению задолженностей и списанию резерва отражают записями:

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 62
– 2 450 000 руб. — списана задолженность ликвидированной организации;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
– 3 800 000 руб. — погашена задолженность второй организацией;

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91-1
– 1 900 000 руб. — списан резерв по погашенной задолженности второй организации.

В результате у компании-продавца осталась сумма неиспользованного резерва, которая включается в состав прочих доходов, в размере:

4 965 000 – 2 450 000 – 1 900 000 = 615 000 руб.

Эту операцию отражают записью:

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91-1
– 615 000 руб. — списана сумма неиспользованного резерва по сомнительным долгам.

В этом же году по результатам проведенной инвентаризации было принято решение создать резерв по 3-й и 4-й задолженностям в сумме 1 680 000 руб. (1 230 000 + 450 000). Эта операция отражена записью:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 63
– 1 680 000 руб. — создан резерв по сомнительным долгам.

В такой ситуации задолженность 3-й и 4-й организаций в балансе отражаться не
будет.

Источник: http://aktbuh.ru/nalogi-i-uchet/buhuchet/formirovanie-rezerva-po-somnitelnym-dolgam

Резерв по сомнительной дебиторской задолженности

Первым делом – взаимозачет, а «сомнительный» резерв…
Бесплатная юридическая консультация:

В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства.

Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.

Рассмотрим принципы формирования такого типа резерва, способы его учета, бухгалтерские проводки, сопровождающие этот процесс, а также нюансы списания.

Сомнительные долги и резервы по ним

Для достоверного финансового отражения дебиторской задолженности организации в бухгалтерских документах создается так называемый резерв по сомнительным долгам.

Чтобы дать определение этому понятию, сначала нужно разобраться, что такое сомнительная задолженность.

Бесплатная юридическая консультация:

Сомнительной признается дебиторская задолженность перед фирмой, которая вряд ли будет погашена в полном объеме, о чем говорят такие факторы:

  • нарушение партнером сроков внесения денег по задолженности;
  • получение данных о серьезных финансовых затруднениях у партнера-должника;
  • отсутствие каких-либо дополнительных гарантий (залога, задатка, поручительства, банковской гарантии, удержания какого-либо имущества контрагента и пр.)

К СВЕДЕНИЮ! Сомнительной может стать задолженность, отраженная по дебету любых бухгалтерских счетов, в том числе и 60, 62, 72, а также выданная как заем по субсчету 58-3.

Выявляется сомнительная задолженность по итогам инвентаризации расчетных счетов:

  • по займам;
  • по реализованным товарам и/или услугам;
  • по оплате за выполненные работы;
  • в некоторых случаях – за выданный поставщикам аванс.

Чтобы корректно отразить такой тип задолженности в балансе, создается особый тип резерва, который призван служить оценочным значением для бухучета. Это значит, что сумму задолженности в балансе нужно отражать, вычитая из нее средства, отнесенные в резерв. В содержании расходов или доходов необходимо обязательно отображать:

  • создание такого резерва;
  • его возрастание;
  • уменьшение средств.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Созданный по сомнительным долгам резерв входит в состав расходов, на которые вычитаются при налогообложении, поэтому организациям финансово выгодно с точки зрения налогового учета формировать и учитывать резерв.

Бесплатная юридическая консультация:

Законодательные документы

Государственное регулирование вопросов, связанных с резервом по сомнительным долгам, регулируется следующими законодательными актами:

  • Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2015 года;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
  • Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2010 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2008 года № 106н.

Как создать резерв по сомнительным задолженностям

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

Учет резерва – бухгалтерский или налоговый?

Особенности создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете значительно отличаются, поскольку у этих типов учета различные цели. Сравним правила, характерные для бухгалтерского и налогового учета относительно резерва.

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.

Условия формирования резерва

Распоряжениями, приказами и письмами министерства финансов РФ определен ряд условий, необходимых для соблюдения при создании резервного фонда по сомнительным задолженностям.

Бесплатная юридическая консультация:

  1. Данный фонд может быть создан в результате расчетов с юридическими и физическими лицами – покупателями за приобретенные товары, услуги или оплаченную работу. Авансы, перечисленные поставщикам, не включаются в резервные суммы.
  2. После создания резерва руководство и/или бухгалтерия организации должны постоянно мониторить динамику задолженностей, так как их состояние может измениться, а резервный фонд должен отражать действительное положение вещей (аналитический подход).
  3. В бухучете задолженность может быть признана безнадежной по регламенту ст. 266 НК РФ (как для налогового учета). В остальном лимита на сроки и размеры резервного фонда по задолженностям нет.

Источник: http://efridman.ru/rezerv-po-somnitelnoj-debitorskoj-zadolzhennosti/

Резерв по сомнительным долгам – проводки, создание и их учет

Первым делом – взаимозачет, а «сомнительный» резерв…

Резервный запас по просроченным выплатам позволяет уменьшить сумму налога на не полученную прибыль. Ведь непогашенный долг образуется в результате того, что партнер не оплатил отгруженный товар или оказанные услуги в договорные сроки, и это сумма, ничем не обеспечена: залогом, банковской гарантией или поручительством.

Не оплачивать лишние расходы по налогообложению неполученной прибыли дает возможность только созданный резервный запас по просроченным выплатам.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!

Сумма прибыли, в которой отсутствуют образовавшиеся неоплаченные доходы на дату бухгалтерского отчета, является полученным реальным доходом предприятия. С него и нужно рассчитать размер, и уплачивать налог.

Отличия бухгалтерского РПСД от налогового

Особенно хочется акцентировать внимание на том, что создание РПСД – это обязанность предприятия согласно п. 70 ПБУ в РФ №34н. НК РФ, в отличие от ПБУ РФ, не обязывает, а дает право предпринимателю на создание такого запасного счета. Жизненный опыт показывает, что предпринимателю лучше организовать такой РПСД, чтобы не возникало проблем с законным налогообложением дохода организации.

Многие предприятия и сами создают такой РПСД, учитывая, что он может быть включен в налоговые расходы. Ниже более подробно описано, как создать и использовать резервный запас по просроченным выплатам в БУ и НУ производителей.

Создание РПСД

Условия создания резервного запаса по просроченным выплатам необходимо учитывать согласно правилам, описанных в ст. 266 и 313 НК РФ.

Создавать РСД имеют право только те налогоплательщики, кто методом начисления учитывают доходы и расходы для расчета налога. Если организация использует кассовую методику расчета прибыли, РСД не создают.

В резервный запас могут входить только неоплаченные задолженности дебиторов. Это отсутствие полученных денег за товары, выполненные работы, оказанные услуги, которые в течение неопределенного времени могут быть возвращены или за них будут получены деньги.

При создании РПСД не берется во внимание подтверждение существования такой задолженности от контрагента. Отсутствие акта сверки не является нарушением создания резервного запаса по просроченным выплатам. Можно создавать его, даже имея взаимозависимые долги с контрагентом.

Для налогообложения не являются сомнительными долгами следующие платежные обстоятельства:

  • если оплачена предоплата, но товар не получен;
  • неоплаченный штраф за нарушение договорных обязательств;
  • долг по договору коммерческого кредитования;
  • долг по договору займа и уступки права требования;

Что касается невыполненных платежных обязательств по лизинговым и арендным соглашениям, то резервный запас по просроченным выплатам можно создать только при условии, что основной уставной вид оказываемых услуг заключается в предоставлении аренды имущества предприятия и оказывается регулярно.

Сроки создания РСД

Налоговый кодекс не указывает в какой именно отчетный период предприятие может создать РСД без указания об его учете.

Поэтому, все, что касается сроков, когда можно создавать РСД мнение чиновников и судей вызывает разногласие. По мнению судебных инстанций, резервный запас по просроченным выплатам можно создавать в любое время, в конце отчетного периода, даже в четвертом квартале на день составления бухгалтерского отчета.

При этом не играет роли ранее он не был утвержден в проведении бухгалтерского учета предприятия.

Поэтому судами признается создание РПСД в любое время и его использование без утверждения в политике БУ своего предприятия.

Чиновники отстаивают свое утверждение, что РПСД обязательно включают в учетную политику налогообложения. Только внесение изменения в учетную политику даст возможность сформировать его с нового отчетного года.

Для внесения изменений с целью основания РПСД руководителю необходимо утвердить соответствующий приказ.

Проводки для БУ

Зарезервированные запасы по таким долговым обязательствам контрагентов в БУ и НУ необходимо вести по разным критериям. Для этого они формируются по разным методам расчета затрат по просроченным долговым обязательствам контрагентов.

Бухгалтерский учет предполагает самостоятельное установление порядка расчета резервного запаса по просроченным выплатам.

В Правилах бухгалтерского учета говориться, что его сумма по неоплаченным деньгам формируется одним из способов:

  • долг контрагентов определяет сумму денежных затрат, которая не будет оплачена подлежит включению в запас задерживаемых долгов на основе расчета прошлых периодов;
  • определяется удельный вес непогашенной суммы долга за просроченные прошедшие года;
  • каждая сумма рассчитывается пропорционально просроченному времени;

В приказе об учетной политике указывается вид расчета, выбранный для учета РПСД.

При выборе использования экспертной оценки указывают четко, по каким критериям вносить зависшие суммы в резерв. В двух последних способах определения неоплаченных сумм нужно обязательно установить процентные значения согласно периодам, пропущенных для оплаты сроков.

Чтобы в отчете показать РПСД в «красивом виде», то необходимо чтобы его сумма была сведена к минимуму. В этом случае и законные обязанности будут выполнены и инвестиционные компании не будут затронуты.

В БУ суммы запаса отражают в статье 63 «РПСД» по каждому контрагенту, имеющему просроченное долговое обязательство. В ст. 91 «Прочих затратах» показывают отчисления в запас по неоплаченным деньгам.

То же самое необходимо выполнить при использовании методов расчетов в НУ.

Налоговые проводки

Налоговые проводки по РСД описаны в статье 266 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщики могут проводить отчисления по любым задолженностям за основную деятельность, Исключение составляют проценты по кредитным обязательствам.

Создание РСД возможно только после проведения инвентаризации денежных затрат на конец отчетного периода. Проводить инвентаризацию необходимо после возникновения налоговых обязательств.

В учетной политике показывают создание запаса, либо отказ от него. Руководителю сделать это необходимо пред началом нового отчетного года. Инвентаризация проводится с целью определения сроков задолженности.

Основываясь на полученных расчетах, предприятие определяет сумму неоплаченного долга, а затем заносит ее в безнадежную или сомнительную. Если должник ликвидирован, то сумму списывают за счет РПСД. Невозвратные средства просто включают в резерв.

Средства этого фонда могут быть использованы только в случае покрытия затрат от возникших сумм плохих должников.

Возникнуть сомнительный долг для резервного запаса по просроченным выплатам в НУ может при четко указанных обстоятельствах. Это должно быть связано только с теми обстоятельствами, когда контрагент в срок не перечислил деньги для оплаты товара или оказанных ему услуг. И эти суммы не обеспечены никакими долговыми поручительствами, залогами или банковскими гарантиями.

Если налогоплательщик осуществляет оплату налогов на прибыль в авансовом виде, то выполняется расчет запаса в конце каждого месячного периода. Другие налоги можно рассчитывать на конец квартала в течение всего года.

Период просрочки является определяющим фактором для отчисления размера сомнительного долгового обязательства в резервный запас по задержанным долгам.

Процентные отчисления зависят от срока, когда возникли долговые обязательства у контрагента и размера неоплаченной суммы:

  • более 90 календарных дней в резерв заносят 100% сумму должника;
  • от 45 до 90 (включая последнюю) -50%;
  • меньше 45 дней не заносят в резерв;

Налогоплательщик не должен создавать резервный запас по просроченным выплатам более 10% от размера суммы выручки за весь период неоплаты. В размер выручки не следует включать НДС.

Списание долга после истечения искового срока давности проводиться в период, когда истекло время подачи заявления в суд на возврат задолженности, а не по окончании инвентаризации.

Можно создавать сумму РСД меньше 10% выручки отчетного налогового периода. Это может быть очень важно в той ситуации, когда отчисления резервных сумм по общему правилу приведут к убыткам или получению нулевой прибыли (Примером может быть большая выручка с низким доходом). Норматив обязательно отражают в учетной политике по налогообложению.

Учет РСД (списание, начисление, восстановление)

  1. Суммы РСД при создании показывают по дебету счета 91 «Прочие расходы» и кредиту счета 63 «РСД».
  2. Списание долгового обязательства контрагента, ранее занесенного в РПСД по неоплаченным деньгам, проводят по счетам так: показывают в дебете счета 63 «РПСД» в корреспонденции со счетом 62«Расчеты с покупателями и заказчиками» или счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
  3. Безнадежно зависшее долговое обязательство списывают в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», если оно превышает размер запаса.
  4. Списанный размер зависшего долга вносят на забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Это сумма, которая была утрачена из-за окончания срока исковой давности. На протяжении пятилетия она наблюдается при возможности возникновения востребования ее с должника, если вдруг измениться его финансовое положение.
  5. В случае погашения долга, из суммы запаса его необходимо восстановить. Для этого в БУ оплаченная сумма отражается по дебету счета 63 «РСД» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие расходы».

Источник: https://corphunter.ru/ooo/nalog/rezerv-po-somnitelnym-dolgam.html

Обязателен или нет резерв по сомнительным долгам?

Первым делом – взаимозачет, а «сомнительный» резерв…

Резерв по сомнительным долгам обязателен или нет — такой вопрос часто возникает у бухгалтера при формировании учетной политики. Ответ на него зависит от того, о каком учете (бухгалтерском или налоговом) идет речь. Рассмотрим, в чем различие между резервами по сомнительным долгам, создаваемыми в этих учетах.

Сомнительный долг — что это и для чего нужен резерв по нему?

Общие черты бухгалтерского и налогового резервов

Условия создания резерва в бухучете

Создание резерва в налоговом учете

Учет резервов и отражение разниц в их формировании

Что в части резервов должно попасть в учетную политику?

Итоги

Сомнительный долг — что это и для чего нужен резерв по нему?

Сомнительным долгом для организации, в отношении которого заходит речь о создании резерва, считается имеющийся перед ней долг ее контрагента, в неполучении которого есть достаточная доля уверенности. Формирование резерва по такому долгу позволяет:

  • показать в бухучете величину задолженности, реальную к получению, т. е. сделать более достоверными данные о задолженности и, соответственно, сведения бухотчетности;
  • учесть для целей налогообложения потери от непоступления денежных средств до наступления момента, позволяющего полностью списать долг как безнадежный в целях расчета налога на прибыль.

Безнадежным долг становится (п. 2 ст. 266 НК РФ):

  • по истечении срока исковой давности (3 года);
  • при наличии постановления ФССП о невозможности его взыскания;
  • в случае ликвидации организации;
  • при невозможности исполнения из-за обстоятельств, не зависящих от воли сторон, в т. ч. вследствие акта, изданного органом государственной власти.

О документальном оформлении процедуры списания читайте в статье «Порядок списания дебиторской задолженности».

Общие черты бухгалтерского и налогового резервов

Оба основополагающих документа (бухгалтерский и налоговый) дают похожие определения сомнительному долгу, признавая им существующую дебиторскую задолженность:

  • не погашенную или имеющую высокую вероятность неоплаты в сроки, установленные в договоре, и не обеспеченную гарантиями (п. 70 ПБУ о бухучете и бухотчетности, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);
  • не погашенную в сроки, установленные в договоре, и не имеющую обеспечений в виде залога, поручительства, банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Общим для обоих видов учета является также то, что резервы:

  • создаются по результатам инвентаризации задолженности и могут быть образованы по итогам как отчетного, так и налогового периода, в котором произошло их выявление;
  • формируются раздельно по каждому из сомнительных долгов;
  • влияют на финрезультат при всех операциях с ним.

Однако на этом сходство сомнительных долгов для признания их в бухгалтерском или налоговом учете заканчивается. Начинаются различия.

Условия создания резерва в бухучете

Резерв, создаваемый в бухучете, отличает:

  • обязательность его создания по выявленной сомнительной задолженности;
  • независимость от факта формирования (или неформирования) аналогичного резерва в налоговом учете;
  • отсутствие каких-либо исключений в круге налогоплательщиков, обязанных создавать резерв, т. е. формировать его должны все;
  • отсутствие ограничений по источнику происхождения задолженности, т. е. резерв может быть создан по долгам любого вида;
  • возможность формирования не только по уже просроченным долгам, но и по тем, которые не просрочены, но вероятность их неполучения достаточно высока;
  • допустимость самостоятельного формирования критериев признания долга сомнительным;
  • возможность самостоятельного определения размера создаваемого резерва в зависимости от самостоятельно же установленной вероятности получения долга или оплаты только его части;
  • возможность изменения суммы резерва при изменении ситуации с оплатой долга;
  • необходимость закрытия (списания) неизрасходованных сумм резерва в конце года, следующего за годом его создания.

Создание резерва в налоговом учете

Резерв, создаваемый в налоговом учете, обязательным не является. Принятие решения о его создании — это право налогоплательщика. Но в части всех остальных моментов этот резерв регламентирован в значительно большей степени, чем бухгалтерский, отличаясь следующим:

  • право на его создание имеют только те, кто ведет учет, используя метод начисления;
  • резерв применим только к задолженности покупателей;
  • сформировать его можно только по уже просроченной задолженности;
  • установлена продолжительность просрочки платежа для отнесения долга к тому, по которому можно создать резерв;
  • в зависимости от срока задержки оплаты определен размер резерва, и для него установлены только 2 величины: на полную сумму долга при просрочке оплаты более 90 дней, на половину суммы задолженности при задержке платежа на срок от 45 до 90 дней;
  • при наличии встречного обязательства (кредиторской задолженности) в резерв попадает только часть долга, которая не покрыта этой кредиторкой;

Узнать подробнее о порядке расчета резерва в этом случае можно из материалов:

  • предельный объем создаваемого резерва с 2017 года ограничен величиной 10% от наибольшей из 2-ух величин – выручки за отчетный период, в котором создается резерв, или выручки за предыдущий год (налоговый период);
  • резерв, не использованный в отчетном году, можно перенести на следующий год, скорректировав на его величину вновь создаваемый резерв по этому же долгу.

О некоторых ситуациях, вызывающих вопросы при создании резерва, читайте в материале «Ст. 266 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Учет резервов и отражение разниц в их формировании

В отношении созданного резерва и в бухгалтерском, и в налоговом учетах возможны следующие процессы:

  • корректировка величины резерва при изменении параметров, влияющих на нее;
  • восстановление резерва при оплате долга или неиспользовании резерва;
  • списание долга за счет резерва.

В обоих учетах создание резерва, корректировка его величины и восстановление отражаются в финрезультате, относясь на:

прочие расходы (доходы) — в бухучете (План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н);

внереализационные расходы (доходы) — в налоговом учете (п. 3 ст. 266 НК РФ).

За счет сумм созданного резерва списывается задолженность, признанная безнадежной. Разница между величиной созданного резерва и величиной списанной безнадежной задолженности также относится на финрезультат (в расходы или в доходы).

Создание резервов в бухгалтерском и налоговом учетах (или только в бухучете) обычно приводит к созданию временных разниц по ним.

В первом случае это объясняется различием как в принципах оценки ситуации, для которой нужен резерв, так и в суммах создаваемых резервов, определяемых по разным алгоритмам. А во втором — самим фактом отсутствия резерва в налоговом учете.

Временные разницы меняются по величине при операциях, производимых с резервом, и списываются в момент закрытия суммы резерва.

О возможных вариантах уменьшения разниц и о бухгалтерских проводках по резервам читайте в статье«Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете».

Что в части резервов должно попасть в учетную политику?

В отношении резерва, создаваемого в бухучете, в бухгалтерской учетной политике необходимо отразить периодичность проведения инвентаризации для целей выявления сомнительной задолженности (обычно это делают поквартально или 1 раз в конце года, но можно проводить и чаще, например, ежемесячно) и критерии:

  • признания долга сомнительным;
  • оценки вероятности получения долга;
  • определения размера формируемого резерва.

Вносить в бухгалтерскую учетную политику положение о создании или несоздании такого резерва необязательно. Создавать его при наличии задолженности, признанной сомнительной, надо. К тому же включение в учетную политику решения о несоздании резерва по сомнительным долгам может привести к признанию данных бухучета не соответствующими критерию достоверности.

В налоговой учетной политике достаточно указать на факт создания или несоздания резерва и периодичность, с которой будут учитываться результаты инвентаризации задолженности. Иные дополнительные моменты, относящиеся к резерву, можно не прописывать, т. к. руководствоваться в отношении них придется положениями ст. 266 НК РФ.

Итоги

Ответ на вопрос об обязательности резерва по сомнительным долгам является положительным в отношении резерва, создаваемого в бухучете. Создание аналогичного резерва в налоговом учете — вещь добровольная, но в отношении порядка формирования и размера существенно более регламентированная, чем для бухгалтерского учета.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/obyazatelen_ili_net_rezerv_po_somnitelnym_dolgam/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.