+7(499)495-49-41

Первый «Титаник»

Корабль

Первый «Титаник»

Над созданием гигантского судна трудились 3000 человек. Вес «Титаника» составлял 66 000 тон, и длина равнялась протяжности четырех городских кварталов. Лайнер был оборудован 10 метровыми спасательными шлюпками, вместительностью 76 человек и в количестве 20 штук.

Так как численность пассажиров «Титаника» превышала 2 тысячи человек, то этого числа шлюпок явно было не достаточно, так как они могли спасти всего 30 % плановой загрузки людей. На «Титанике» была установлена самая современная на тот момент радиоаппаратура с высокой мощностью. Каюты отличались роскошью.

Также на борту знаменитого судна находились спортзал, библиотека, рестораны и бассейны.

Первый рейс и крушение «Титаника»

31 мая 1911 года крупнейший пассажирский лайнер был спущен на воду в Белфасте (Северная Ирландия), для чего понадобилось рекордное количество паровозного масла, жира и жидкого мыла для смазки направляющих сходней. Этот процесс длился всего 62 секунды.

10 апреля 1912 корабль отплывает в свой первый и, к сожалению, последний рейс. На борту «Титаника» находилось 2207 человек, из них 898 члены экипажа и 1309 пассажиров, среди которых были известные личности, миллионеры и промышленники, писатели и актеры.

14 апреля 1912 с борта судна был замечен айсберг на расстоянии около 450 метров. «Титаник» сделал манёвр, но все равно столкнулся с преградой и получил многочисленные пробоины в длину 100 метров. Таким образом, 16 водонепроницаемых отсеков были повреждены, и под тяжестью судно очень сильно накренилось.

Вода продолжала затоплять все отсеки. Через 2 часа 40 минут после удара лайнер затонул полностью.

Спасение пассажиров

Капитан корабля И. Смит боялся паники среди пассажиров. Поэтому обитателям люксов и двух первых классов стюарды мягко сообщили о небольшом повреждении лайнера и попросили выйти на палубу. Пассажиры третьего класса даже не знали об угрожающей опасности.

Кроме того, обитателям нижней палубы перекрыли выход и многие из них, блуждая по коридорам корабля, так и не смогли выбраться из ловушки. То есть приоритет в спасение был отдан VIP-персонам и представителям высшего класса. Большинство пассажиров было уверенно, что «Титаник» непотопляемый и отказывались садиться в шлюпки.

Капитан приложил все усилия, что уговорить их покинуть судно.

По приказу И. Смита первыми спасались женщины и дети, но среди них оказывалось немало мужчин. Первые шлюпки, которых и так не хватало, уходили наполовину заполненными. Так шлюпка №1 получила название «миллионерская» и была заполнена всего 12 людьми из положенных 40.

Понимая всю драматичность ситуации и чтоб отвлечь внимание пассажиров, капитан «Титаника» попросил руководителя оркестра начать играть.

Восемь профессиональных музыкантов, понимая, что играют последний раз в жизни, выдавали четкие ритмичные звуки джаза, которые заглушали звуки криков, доносившиеся с третьей палубы и выстрелы револьверов. Так при спуске последних шлюпок началась паника, и офицерам судна пришлось применить оружие.

В машинном отделении до последнего не прекращалась работа. Так механики и кочегары прикладывали все усилия, чтоб лайнер был обеспечен электрическим освещением для работы радиостанции. Титаник не прекращал передавать просьбы о спасении к судам, которые оказались вблизи лайнера.

На сигнал SOS первым откликнулось судно «Карпатия», которое на предельных оборотах мчалось на помощь. В течение двух часов было подобрано 712 человек, а остальные 1495 человек погибли.

Люди, которые не попали на шлюпки, прыгали в воду, надевая спасательные жилеты, но воды была ледяной, поэтому даже здоровый мужчина мог продержаться в таких условиях всего около часа. Также рядом с местом трагедии находились еще два судна.

Рыболовы на шхуне «Самсон» занимались теневой ловлей тюленей, поэтому увидев белые сигнальные огни «Титаника», подумали, что это береговая охрана и поспешили удалиться от этого места. Если бы лайнер имел красные сигнальные огни, то можно было сохранить жизни большего количества людей.

В то же время капитан «Калифорниэн», увидев огни, подумал о запускавшихся фейерверках на «Титанике». Радиостанция судна не работала, так как радист отдыхал после вахты. За неоказания помощи при гибели «Титаника» капитана «Калифорниэн» лишили звания.

Выжившие и погибшие

Почти все женщины и дети, проживавшие в каютах первого и второго классов, спаслись, в отличие от пассажирок и их малышей с нижних палуб, которым перекрыли выход. В процентном соотношении спаслось 20 % мужчин и 74% всех женщин.

Выжило 56 детей, что составило чуть больше половины от общего количества. В 2006 году ушла из жизни американка Лиллиан Гертруд Асплунд, которая была очевидцем крушения «Титаника». На тот момент ей было пять лет, и в этой страшной катастрофе она потеряла отца и братьев.

Стоит отметить, что они были пассажирами третьего класса. В шлюпке номер 15 вместе с ней спаслись ее мать и трехлетний брат. Лиллиан редко говорила о трагедии и всегда избегала вопросов и внимания общественности.

В мае 2009 года в возрасте 97 лет скончалась последняя пассажирка «Титаника», которой на момент кораблекрушения было всего два с половиной года.

Гипотезы крушения

Версии о причинах крушения были абсолютно разными. Но эксперты однозначно называют несколько из них. «Титаник» был построен в кратчайшие сроки и имел много недостатков.

Так при возведении корабля в некоторых местах использовали штифты из низкопробного материала, который был ломким. Поэтому после столкновения с айсбергом, корабль дал трещину в корпусе именно там, где использовались стержни из низкосортной стали.

За счет огромных габаритов и веса «Титаник» был неповоротливым, поэтому ему не удалось увернуться от преграды.

Исследование останков корабля

1 сентября 1985 года были обнаружены затонувшие останки лайнера экспедицией, которой руководил доктор Роберт Баллард, директор Вудсхолского института океанологии в штате Массачусетс. Глубина залегания на дне Атлантического океана составляла 3750 метров.

Затонувший корабль находился на расстоянии 13 миль к западу от координат, где «Титаник» передал сигнал SOS. Останки лайнера получили защиту Конвенции ЮНЕСКО 2001 года об охране подводного культурного наследия в апреле 2012 года, спустя сто лет после затопления.

Таким образом, корабль имеет покровительство от разграбления, уничтожения и продаже. Такие меры необходимы для обеспечения должного отношения к останкам погибших. В августе 2001 года место кораблекрушения исследовалось путем погружения к «Титанику» на российских глубоководных подводных аппаратах Мир-1 и Мир-2.

Инициаторами этого был режиссер Джеймс Камерон. Благодаря использованию небольших телеуправляемых подводных аппаратов «Джек» и «Элвуд» был снят уникальный материал, который лег в основу документального фильма «Призраки бездны: Титаник» (2003), где можно увидеть останки корабля изнутри.

В 1997 году публика увидела фильм «Титаник», который получил награду Оскар. В создании фильмы были использованы кадры подводной съемки лайнера, запечатлевшие его интерьер и экстерьер.

Титаник II

Несмотря на то, что после крушения лайнера прошло много лет, эта тема до сих пор актуальна.

Так миллионер из Австралии Клайв Палмер на весь мир заявил про желание построить копию затонувшего корабля и создать круизный лайнер «Титаника-2». Гипотетически объект будет готов к 2016 году.

Он будет иметь четыре паровые трубы, как у его аналога, но в то же время оснащен современным ходовым и навигационным оборудованием.

Фильм “Призраки бездны” (2003)

Источник: https://moreman.su/istoriya/titanik.html

«Титаник»: история на экране

Первый «Титаник»

15 апреля 2018

15 апреля исполняется 106 лет со дня гибели «Титаника» — вероятно, самого знаменитого корабля в истории человечества. Синемафия вспоминает художественные и документальные фильмы о нем.

Если бы история «Титаника» была романом, я уверена, что автора этого романа посчитали бы не знающим меры выдумщиком, потому что не может же в жизни случиться так, чтобы роскошный лайнер, несущий на борту практически все общество в миниатюре (а также, в числе прочих примечательных пассажиров, своего главного конструктора и президента компании-владельца), потерпел крушение в первом же плавании и затонул по стечению множества обстоятельств, которые по отдельности роковыми бы не были. Но это-то и случилось в жизни.

Крушение «Титаника» глубоко потрясло общество, но вскоре ушло в тень на фоне еще более сильных потрясений — Первой мировой, революции в России, Великой депрессии, Второй мировой.

О нем практически вспомнили заново уже в 1950-е годы, когда в 1953 году вышел фильм «Титаник», а в 1956 — документальная книга Уолтера Лорда «Гибель «Титаника» (A Night to Remember).

Лорд, родившийся в 1917 году, успел ребенком совершить путешествие на «Олимпике», систершипе «Титаника», горячо заинтересовался «Титаником», и после многих лет исследований опубликовал свою книгу — тщательно воссозданную хронику крушения со слов очевидцев.

Очень хорошая книга, в том числе как пример внимательного исследования и идеального изложения очень страшных событий — тактичного, бережного и вовлекающего читателя без эмоционального манипулирования.

Следующий всплеск интереса к «Титанику» случился уже в середине 1980-х годов, когда океанолог и подводный археолог Роберт Баллард нашел на морском дне обломки «Титаника».

В 1997 году вышел знаменитый фильм Джеймса Кэмерона, который есть культурное и историческое явление сам по себе.

Неудивительно, что столетие крушения в 2012 году оказалось ознаменовано выходом сразу нескольких фильмов и сериалов, в том числе документальных. Есть что посмотреть!

«Гибель „Титаника“» (A Night to Remember, 1958)

Основанный на книге Лорда (но не являющийся ее экранизацией) классический фильм, который к тому же считается самым точным и достоверным фильмом о «Титанике» — еще бы, ведь Кеннета Мора, сыгравшего роль второго помощника капитана Чарлза Герберта Лайтоллера, консультировал сын самого Лайтоллера, а личным консультантом продюсера фильма Уильяма МакКуитти был четвертый офицер Джозеф Боксхолл. Кстати, уроженец Белфаста МакКуитти ребенком и сам видел «Титаник» — при спуске лайнера на воду и при его отплытии в Саутгемптон для начала службы.

Создателям фильма удалось за два часа три минуты точно и подробно рассказать хронику одной ночи на «Титанике» и еще двух кораблях — пришедшей ему на помощь «Карпатии» и непришедшего «Калифорниэна». Ни одной неудачной сцены, ни одного неудачно подобранного актера.

Чуть ли не единственная историческая неточность: у «Титаника» не было церемонии крещения с разбиванием бутылки шампанского, как и у других лайнеров компании White Star Line, была у нее такая особенность — шампанское предпочитали зря не проливать.

Зато единственная линия фильма, которую можно принять за выдумку сценаристов в целях comic relief — похождения пекаря Джуфина — абсолютно исторична.

На мой взгляд — лучший фильм о «Титанике» вообще и эталон того, каким должен быть исторический фильм.

«Титаник» (Titanic, 1997)

Уже ставший классическим, но несколько более спорный фильм Джеймса Кэмерона.

Основная романтическая линия, конечно, полностью выдумана, на реальном «Титанике» такой истории произойти просто не могло, потому что барьеры между первым и третьем классами были совершенно буквальными, но благодаря этой линии Кэмерон смог легко и органично показать срез общества — от нищих мигрантов, плывущих в Новый Свет в надежде на новую жизнь, до самых богатых людей планеты.

Еще ему удалось показать «Титаник» так, как не удавалось никому до него, потому что не было технических средств, и никому после, потому что, на самом деле, кроме технических средств нужна еще искренняя любовь и увлеченность предметом — это у Кэмерона к «Титанику» есть, в избытке, и это очень видно по тому, как фантастически красиво снят «Титаник» в плавании и как душераздирающе он снят в крушении.

«Призраки бездны» (Ghosts of the Abyss, 2003)

Признаться, этот документальный фильм Кэмерона же я люблю больше игрового. В нем тоже много подводных съемок «Титаника» и много нашего «Академика Мстислава Келдыша» (и его команды). Отдельное сильное впечатление производит совмещение съемки актеров и съемки затонувшего лайнера, когда члены команды и пассажиры словно бы ходят по палубе глубоко под водой.

Есть две версии «Призраков бездны» — 60 и 90 минут, я смотрела обе и рекомендую 90-минутную.

В 2012 году Кэмерон снял еще один документальный фильм «„Титаник“: последнее слово с Джеймсом Кэмероном» (Titanic: The Final Word with James Cameron), в чем-то дополняющий и продолжающий «Призраков бездны»: собравшиеся в студии историки, инженеры и специалисты тщательно воссоздают картину гибели «Титаника» и ищут ответы на технические вопросы — например, почему лайнер разломился именно между третьей и четвертой трубами. Но «Призраки бездны» гораздо больше про корабль и людей.

«Миссия «Титаник» (Titanic: the Mission, 2010)

Очень необычный пятисерийный документальный сериал, где четыре инженера восстанавливают или исследуют отдельные части и элементы «Титаника» — нос, якорь, систему электроснабжения, камин в салоне и каюту третьего класса, радиопередатчики и спасательные жилеты.

Много подробностей жизни промышленной Британии и рабочих во времена строительства «Титаника» и использовавшихся технологий — особенно интересно получается, когда рассказывают, как что-то делается сейчас и как было тогда.

Фрагмент носа, построенный инженерами в процессе съемок первой серии в Белфасте, стоит сейчас на берегу в городе как памятник строителям «Титаника».

«Титаник: кровь и сталь» (Titanic: Blood and Steel, 2012)

Двенадцатисерийный мини-сериал о строительстве «Титаника» — на самом деле, скорее о северной части Ирландии времен строительства «Титаника».

Плюсы — невероятно красивые титры, необычный выбор темы, широкий контекст (волнения рабочих, профсоюзы, конфликт католиков и протестантов, внутренняя политика, внешняя политика…), очень красивые и тщательные костюмы и декорации, захватывающее действие, Дерек Джейкоби в роли лорда Пирри, владельца строившей «Титаник» верфи Harland and Wolff, и Крис Нотт в роли Дж.

Пирпонта Моргана, владельца компании-владельца White Star Line. Минусы — местами довольно сильные отступления от истории, странно выглядящая магистральная романтическая линия с участием главного героя — вымышленного инженера на верфи. Первая половина сериала гораздо удачнее второй, которая выглядит просто скомканной.

Особенно обидно, что это могла бы быть великолепная историческая драма на почти неисследованную на экране тему, и у авторов все могло бы получиться. То, что им все-таки удалось в сериале, стоит просмотра — но лучше перед этим или параллельно с этим почитать про реальную историю Ирландии начала XX века и реальную историю «Олимпика» и «Титаника».

«Титаник» (Titanic, 2012)

Мини-сериал из четырех серий, снятый Джулианом Феллоузом (автором «Аббатства Даунтон») и явно не относящийся к его творческим удачам.

В части показа реальных исторических лиц — полный провал (до сих пор не могу забыть и простить конструктора «Титаника» Томаса Эндрюса, играющего в карты в момент столкновения с айсбергом — притом, что достоверно известно, что на самом деле он в это время работал с чертежами у себя в каюте), интерьеры не особо соответствуют тем, которые были на «Титанике», но выдуманные герои чудо как хороши. И очень хороши выведенные в сериале слуги и стюарды — еще одна категория людей с «Титаника», которые обычно большого внимания не получают. Еще есть сравнительно много исторических подробностей, которые больше никто, кроме Феллоуза, не показывал. Словом, при полном неприятии того, как показана команда «Титаника» и сам корабль, я посмотрела этот сериал три раза и скорее советую его к просмотру, чем нет.

«Спасая «Титаник» (Saving the Titanic, 2012)

Документально-игровой фильм о людях, которым в фильмах о «Титанике» обычно отводят две-три минуты экранного времени в общей сложности, хотя они заслуживают много больше: инженерах, электриках и кочегарах, которые отсрочили окончательную гибель «Титаника» почти на два часа. И погибли вместе с ним, кроме очень немногих уцелевших — например, условного главного героя фильма, кочегара Фреда Барретта; фильм построен как его рассказ перед официальной комиссией, расследовавшей крушение лайнера.

«SOS: Расследование гибели «Титаника» (SOS: The Titanic Inquiry, 2012)

Еще один документально-игровой фильм, и тоже затрагивающий необычную для фильмов о «Титанике» тему — не пришедший ему на помощь лайнер «Калифорниэн» и действия его капитана Стэнли Лорда; построен как показания членов экипажа «Калифорниэна» и самого Лорда перед комиссией по расследованию крушения. Снято в лучших традициях британских судебных сериалов, с очень тщательным воссозданием всего, а отдельное украшение фильма — Пол МакГанн в роли сэра Руфуса Айзекса, генерального прокурора Англии и Уэльса.

«„Титаник“: Саутгемптон помнит» (Titanic — Southampton Remembers, 2012)

И это тоже документальный фильм, который ведет Бернард Хилл — исполнитель роли капитана Смита в фильме Джеймса Кэмерона. Саутгемптон — город, откуда отплывали лайнеры, оттуда отплыл и «Титаник», и большинство членов команды «Титаника» были саутгемптонцы.

Саутгемптон действительно очень хорошо помнит «Титаник»: в городском Морском музее чуть ли не половина площади отведена ему и тому, какое влияние катастрофа 15 апреля 1912 года оказала на город, и в фильме это влияние хорошо показано: например, в одной из сцен Хилл идет по одной городской улице от дома к дому и называет номера домов и имена членов команды «Титаника» и их родных, которые здесь жили. Фильм небольшой, всего полчаса, но очень запоминающийся.

«Спасти «Титаник» (Save the Titanic, 2012)

Почти чисто документальный фильм Роберта Балларда — исследователя, который первым нашел на морском дне обломки «Титанка» — было это в 1985 году.

Фильм его посвящен двум темам — защите обломков от разграбления любителями артефактов и истории гарантийной группы Harland and Wolff на «Титанике» — Томаса Эндрюса и еще восьми инженеров, электриков и других рабочих верфи, которые сопровождали «Титаник» в его первом плавании для выявления недочетов и исправления. Все они погибли где-то в недрах лайнера, работая для спасения других — например, инженер Арти Фрост и электрик Уильям Генри Марш Парр спустились в машинное отделение и помогали поддерживать освещение до последнего момента. Помните, в фильме Кэмерона люди в машинном отделении на уже полным ходом погружающемся в воду лайнере пытаются включить рубильники? Вот где-то в их числе, вероятно, были Фрост и Парр.

Может показаться, что подборка составлялась в том числе с тем, чтобы тот героический зритель, который посмотрит все вошедшие в нее фильмы, получил очень широкую картину истории «Титаника». Так и есть!

Но для полноты картины всегда есть что еще посмотреть — к сожалению, увидеть «Спасшуюся с «Титаника» (Saved from the Titanic, 1912), первый фильм о катастрофе, главную роль в котором еще и сыграла актриса Дороти Гибсон, которая действительно там была и все видела, не удастся, потому что все копии фильма погибли в пожаре на киностудии еще в марте 1914 года. Но есть фильм «Титаник» 1953 года, снятый в год выхода книги Уолтера Лорда и за пять лет до выхода фильма по этой книге; есть мюзикл «Непотопляемая Молли Браун» (The Unsinkable Molly Brown, 1964) с Дебби Рейнольдс в роли знаменитой пассажирки Маргарет Браун — за эту роль Рейнолдс была номинирована на «Оскар»; документальный фильм «Титаника» (Titanica, 1992), где текст за кадром читает Леонард Нимой, и еще множество фильмов, художественных и документальных, и даже мультипликационных. И, конечно, их список будет только расти.

Источник: http://www.cinemafia.ru/posts/1328/

О «титанике»: детали, которые стоит знать

Первый «Титаник»

«Титаник», 10 апреля 1912 

10 апреля 1912 г. из Саутгемптона (Великобритания) в свое первое и одновременно последнее плавание отправился «Титаник». Перед отплытием самый большой на тот момент лайнер прошел все ходовые испытания и получил от инспектора Торговой палаты Великобритании Ф. Каррутерса пассажирский сертификат на один год.

Люди восхищались огромным кораблем и думали, что он непотопляем. Однако судьба считала иначе… Спустя 4 дня с начала путешествия, «Титаник» столкнулся с айсбергом и потонул вместе с 1496 пассажирами на борту. Все мы знаем о трагедии в основном из одноименного фильма Джеймса Кэмерона с Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет в главных ролях.

Но давайте все-таки детальней ознакомимся с реальной историей печально известного лайнера.

Борьба гигантов

В начале XX в. между двумя известными судоходными компаниями «Кунард Лайн» и «Уайт Стар Лайн» разгорелась достаточно серьезная конкуренция. Каждая хотела занять лидирующую позицию на рынке трансатлантических перевозок, однако люди одинаково пользовались услугами и той и другой корпорации.

Когда «Кунард Лайн» ввела в эксплуатацию паротурбоходы «Мавритания» и «Лузитания», ситуация резко изменилась.

Кроме того, что эти корабли стали самыми большими в мире (вмещали более 2 тыс. пассажиров плюс 800 членов экипажа), они также оказались и самыми быстрыми. К слову, лайнеры развивали скорость до 25 узлов (46 км/ч) и пересекали Атлантический океан за 5 дней.

Неудивительно, что появление больших, быстроходных и надежных судов у главного конкурента пагубно отразилось на прибыли «Уайт Стар Лайн».

Исправить ситуацию могло только строительство суперлайнеров — кораблей, превышающих «Мавританию» и «Лузитанию», пусть не в быстроходности, но по водоизмещению, пассажировместимости, безопасности и уровню сервиса. Так началось проектирование судов «Олимпик» и «Титаник».

По замыслу исполнительного директора судоходной компании Джозефа Брюса Исмея, первым заступить на службу должен был «Олимпик», а затем, через 10 месяцев, «Титаник», названный в честь героев древнегреческих мифов — титанов.

Строительство «Титаника»

Проектированием «Титаника» занимался конструкторский совет одной из крупнейших судостроительных верфей «Харленд энд Вулф». Чертежи будущего гиганта, состоящие из 411 отдельных документов, были одобрены «Уайт Стар Лайн» 29 июля 1908 г. «Титанику» присвоили серийный номер 401 и 31 марта 1909 г. заложили киль.

Начальная стадия строительства

В строительстве «Титаника» участвовали около 1500 рабочих. Самым младшим из них было 12-13 лет. В то время практически не уделяли внимания безопасности, поэтому не обошлось без жертв. 254 человека получили тяжелые травмы, в частности из-за падения с больших высот, 8 из них погибли.

Однако масштабную стройку остановить было невозможно. Руководители «Уайт Стар Лайн», несмотря ни на что, хотели завершить ее в срок, и они это сделали.

«Титаник» спустили на воду 31 мая 1911 г. Насладиться этим зрелищем пришли около 100 тыс. человек, среди них были VIP-гости и пресса. Первое, что бросилось в глаза, это размер лайнера: его длина составляла 299,1 м (примерно 4 городских квартала), ширина 28,19 м, высота от киля 53,3 м (18-этажное здание).

Поражали также и технические характеристики. Пассажирское судно было оборудовано двумя четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. Вся силовая установка обладала мощностью 55 тыс. лошадиных сил. К слову, «Титаник» мог развивать скорость до 23 узлов (42 км/ч).

Его водоизмещение превышало пароход-близнец «Олимпик» на 243 т и составляло 52310 т. Корпус судна был изготовлен из стали. Трюм и нижние палубы разделялись на 16 отсеков перегородками с герметичными дверьми. В случае пробоины попаданию воды в отсеки препятствовало бы двойное дно.

Все, включая капитана и владельцев судна, были уверены, что «Титаник» — непотопляемый корабль. Но это оказалось не так.

Первое и последнее плавание

Посадка на «Титаник» началась 10 апреля в 9:30 утра. После плановых остановок в Шербуре (Франция) и Квинстауне (Ирландия) лайнер взял курс на Нью-Йорк.

Стоит отметить, что весной спрос на трансатлантические рейсы был традиционно низок, поэтому корабль отправился в плавание наполовину полным.

В общей сложности на борт сели 2225 человек: 324 пассажира первого класса, 285 — второго, 708 — третьего и 908 членов экипажа. Напомним, что максимальная загрузка парохода — 2439 человек без учета экипажа.

По словам пассажиров, которым посчастливилось выжить, первые дни плавания были спокойными.

Как только «Титаник» достиг маяка Фастнет (в Ирландии), капитан Эдвард Смит отдал команду «полный вперед». Корабль стал постепенно набирать скорость, и утром 14 апреля она уже была практически предельной — более 22 узлов (42 км/ч). Бояться было нечего: все 4 дня погода была хорошей и ясной.

Пассажиры много времени проводили на открытых палубах. Однако вечером 14 апреля резко похолодало: температура опустилась с 6°С до 0°С и пошел мелкий дождь. В этот день радисты получали неоднократные предупреждения об айсбергах и ледяных полях.

Капитану передали координаты только четырех из семи, поэтому он скорректировал курс «Титаника» прямо на ледяное препятствие.

Пассажиры первого класса гуляют на палубе А: 6-летний Роберт Спедден запускает волчок, рядом стоит его отец Фредерик (оба спаслись)

Крушение

В 23:39 впередсмотрящий Фредерик Флит заметил айсберг. Но было уже слишком поздно, он находился в 650 м от корабля. Мужчина незамедлительно оповестил о нем первого помощника капитана Уильяма Мёрдока.

Тот сразу же отдал приказ рулевому Роберту Хитченсу повернуть налево и перевел рукоятки машинных телеграфов в положение «полный назад».

Чуть позже он скомандовал повернуть направо, однако неповоротливое судно не успело этого сделать и в 23:40 столкнулось с айсбергом.

В результате столкновения в обшивке правого борта образовалось шесть пробоин суммарной длиной около 90 м. Поврежденными оказались 5 носовых отсеков, которые мгновенно начали заполняться водой. Система непотопляемости лайнера была на это не рассчитана. Конструктор Томас Эндрюс заявил, что корабль будет оставаться на плаву не более полутора часов.

В 0:05 капитан приказал подать сигнал бедствия и начать эвакуировать пассажиров. «Титаник» был оснащен 20 шлюпками, в которые могли поместиться 1178 человек. Было понятно, что все не влезут, поэтому в первую очередь спасали женщин и детей.

Поначалу люди неохотно покидали свои теплые каюты. Они практически не почувствовали столкновения, да и на корабле внешне было все в порядке. Поэтому в течение первого часа было эвакуировано лишь 180 человек.

К слову, в лодку, рассчитанную на 40 пассажиров, могли посадить лишь 12.

Паника началась в 1:20, когда вода наполовину затопила переднюю часть палубы. Толпа ринулась к шлюпкам, однако их по-прежнему заполняли не полностью, т.к. не знали о максимальной вместимости. Тем временем пассажиры из третьего класса не могли подняться наверх из-за решеток, которые изолировали их от помещений первого и второго класса.

https://www.youtube.com/watch?v=0S7t-7gH-P4

Нос уходил под воду очень быстро, и после 1:30 члены экипажа уже с трудом могли справиться с паникой. Пришлось даже стрелять в воздух, чтобы хоть как-то образумить людей. После 2:05 была спущена последняя шлюпка, и у тех, кто остался на корабле (а это 1,5 тыс.

человек), не было практически никаких шансов выбраться с него. Пытаясь спастись, все ринулись в сторону кормы. В 2:15 обрушилась первая дымовая труба, в 2:16 отключилась электроэнергия, а в 2:18 нос лайнера отвалился и сразу же пошел ко дну.

Через 2 минуты водой заполнилась корма, и в 2:20 «Титаник» полностью скрылся под водой.

Спасательные работы

На сигнал бедствия откликнулись 7 судов. Ближе всех от «Титаника» (примерно в 93 км) находился пароход «Карпатия».

Он развил свою максимальную скорость в 14 узлов, однако на место бедствия смог приплыть лишь спустя полтора часа после полного погружения «Титаника» под воду. К этому моменту большинство оставшихся в воде людей погибло от переохлаждения.

Однако 712 выживших удалось спасти. По последним данным, трагедия унесла жизни, по меньшей мере, 1496 человек, большая часть из них была пассажирами третьего класса.

Судьба обломков

Обломки «Титаника» лежат на глубине 3750 м. При этом носовая часть покоится на расстоянии в 600 м от кормовой. Кроме двух основных фрагментов, по дну разбросаны десятки тысяч мелких, среди них части корпуса, остатки мебели и посуды, уголь и личные вещи людей.

Обломки носа, 2004 г.

Сразу после крушения, у родственников богатых пассажиров, погибших в катастрофе, родилась идея поднять «Титаник» со дна. Однако в 1912 г. необходимые для этого технологии отсутствовали, и об идее забыли до 1950-х гг. Тогда интерес к затонувшему кораблю возрос с новой силой.

Ученые предлагали различные идеи по подъему судна. Так, англичанин Дуглас Уолли был уверен, что если обложить корпус пластиковыми контейнерами с водой и пропустить сквозь них электрический ток, то образуются электролизы газа и поднимут судно наверх.

А американский инженер Джон Пирс предложил заморозить «Титаник», обложив его сетью из жидкого азота. Были и другие необычные схемы, только ни одна из них пока не подняла «Титаник» со дна. Случится ли это однажды — покажут время и прогресс в технологиях.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://sciencepop.ru/titanik-realnaya-istoriya-korablya-operezhayushhego-vremya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.