+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Организаторские способности современного руководителя

Организаторские способности: как развить важные навыки | Читайте статьи журнала Директор по персоналу

Организаторские способности современного руководителя

Любой сотрудник, наделенный властью, должен иметь организаторские способности, влияющие на трудовую деятельность. Как их развить, на что обратить внимание — читайте в материале статьи.

Организаторские способности: общая информация

Многие люди, занимающие высокий пост, считают, что подчиненные сотрудники должны выполнять каждый приказ. Но, как правило, такие действия быстро приводят к потере авторитета, ухудшению психологического климата.

Руководителя перестают уважать, а специалисты теряют стимул качественно работать. Исправить ситуацию становится сложно, а текучесть кадров начинает расти.

Все это ведет к снижению прибыльности, так как работники, не желающие увольняться, пытаются выжить, а не качественно выполнять проекты и т.д.

Скачайте документы по теме:

Возмущение персонала можно подавить с помощью штрафных санкций, угрозы лишения рабочего места, урезания заработной платы. Но это не сделает работу эффективной, так как будет держать каждого человека в напряжении и дискомфорте. Если же управляющий имеет высокие организаторские способности, таких проблем можно легко избежать, направив коллектив в нужное русло.

Кроме этого, человек с высокими организаторскими и коммуникативными способностями обладает обширным кругозором, свободным от стандартов мышлением, эрудицией, инициативностью, а также упорством, устойчивостью к стрессовым ситуациям, готовностью учиться или же изменяться, умением предугадывать результат работы. 

Человек с хорошими организаторскими способностями — находка для организации!

Организаторские способности личности — это набор качеств, помогающих организовать работу сотрудников.

Без этого невозможно нормальное взаимодействие внутри коллектива даже при условии высокого профессионализма руководителя.

Как отмечают эксперты, способности могут быть не только врожденными, но и приобретенными, поэтому управленцы должны периодически посещать тренинги, вести работу над собой иными путями.

Справка

К коммуникативным и организаторским способностям можно отнести:

  1. авторитетность;
  2. умение решать конфликты;
  3. справедливость руководителя;
  4. строгость;
  5. грамотное планирование;
  6. умение поощрять выдающихся работников;
  7. делегирование полномочий;
  8. контроль всех процессов.

Нужно рассмотреть подробнее, какие организаторские способности и умения на что влияют. Это позволит понять, чему уделять больше внимания, приступая к саморазвитию. Следует отдельно отметить, что невозможно улучшить качества за один день, даже если приложить максимум усилий.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Какие организаторские способности руководителя на что влияют

1.Авторитетность

Это главное качество, которое в обязательном порядке должно присутствовать у руководителя. Нужно должны добиться, чтобы распоряжения выполнялись без колебаний. Обычно работники берут пример с менеджеров, занимающих высокие должности. Уверенный в себе руководитель, проявляющий сдержанность в общении с коллегами, — лучший мотиватор.

2.Разрешение конфликтов

Организаторские способности включают в себя умение грамотно и быстро разрешать вспыхнувшие в коллективе конфликты, которые не исключены в компаниях разного типа.

Правильно подобранные приемы воздействия на сотрудников позволят сгладить острые ситуации, положительно повлиять на психологический климат и корпоративную культуру.

Благоприятная атмосфера увеличивает эффективность труда, что должен помнить управляющий!

3.Справедливость

К сожалению, многие руководители, пришедшие к власти, напрочь забывают о справедливости. Они руководствуются лишь личными симпатиями, выделяют сотрудников, к которым благосклонны. Это качество нужно активно развивать, отбрасывая на второй план дружеские отношения. Подчиненный обязан получать именно то, что заслуживает, а не бояться своего руководителя.

4.Строгость

Организаторские способности нельзя представить без контроля и строгости. Если у работника есть возможность не трудиться — он не станет прилагать лишние усилия. Лень со стороны подчиненных важно сразу пресекать, а сам руководитель просто обязан показывать им пример. Сотрудникам нужно в мягкой форме объяснить, что неповиновение повлечет за собой наказание.

5.Поощрение

Нельзя игнорировать заслуги подчиненных. Не важно как, лично или публично, но отмечайте успехи. Иначе персонал потеряет мотивацию работать в полную силу.

Хваля одного человека, весь коллектив стремится отличиться, лучше выполнять поручения и не нарушать трудовую дисциплину.

Не обязательно поощрение должно быть материальным, ведь далеко не все начинают лучше трудиться, получая больше. Некоторые больше оценят личную похвалу, грамоту.

6.Наблюдательность и контроль

Нельзя считать хорошим управляющим ту личность, которая не может своевременно отследить все процессы на производстве, проконтролировать сроки сдачи проектов и т.д.

Чтобы все успевать, нужно руководствоваться четким планом, не отступать от него.

Но это не означает, что руководитель обязан выполнять всю работу самостоятельно, ведь делегирование полномочий никто не отменял! Это никак не повлияет на организаторские способности профессии, но позволит снять лишнюю нагрузку.

7.Планирование

Нельзя не отметить такое важное качество как умение планировать дела. Это касается не только руководителей, но и подчиненных. Каждый работник должен получать объем заданий, которые обязан выполнить к вечеру или за определенный срок. Например, коллективу ставится задача вывести организацию на новый уровень через шесть месяцев.

8.Делегирование полномочий

Один человек не в силах выполнить весь объем работ. В таком случае возникает путаница в делах, а качество выполненных задач или проектов будет желать лучшего. Самый разумный вариант — делегирование.

Но для этого нужно развивать такие качества как наблюдательность и внимательность, чтобы сотрудники действительно работали.

Каждое дополнительное занятие должно отмечаться словесным или материальным поощрением.

9.Отношение к критике

Человек, спокойно относящийся к критике, не воспринимает все на свой счет. Слушайте подчиненных, оценивайте их мысли, идеи, возможные корректировки. Как отмечают эксперты, это может привести компанию к большему успеху. Пожалуй, эти организаторские способности нужно активно развивать в первую очередь.

10.Избавление от лишнего

Способности организатора включают умение отсеивать лишнее. Держите ситуацию под контролем, но не позволяйте вольностей. Дайте четко понять, что никто не может отнять время руководителя, если это не приносит пользу. Нужно ценить не только свое, но и чужое время. Но это не означает, что общение в коллективе должно сводиться только к рабочим вопросам.

Как развивать организаторские способности человека

Диагностика организаторских способностей человека выполняется с помощью методики КОС, которая была разработана Федоришиным и Синявским в двух формах с различающейся формулировкой вопросов — это КОС-1 и КОС-2. При ответе на них есть два варианта — «да» или же «нет». Методика активно применялась для выявления склонностей у подростков, но сейчас ее эффективность доказана в отношении взрослых.

При интерпретации результатов следует помнить, что тест на оценку организаторских способностей демонстрирует уровень склонностей в определенный период жизни. При наличии положительной мотивации, а также готовности человека развиваться, спустя время организаторские способности могут значительно усиливаться. Если выявлен низкий уровень способностей, нужно приступать к их развитию.

Развитие коммуникативных и организаторских способностей не только возможно, но и необходимо — особенно в случаях, когда установлен низкий уровень проявления КОС, выявленный по результатам теста.

В противном случае это негативно влияет на жизнь, мешает реализоваться.

Наиболее действенным способом развития является посещение тренингов или общение с коучем, но и самостоятельные занятия дают ощутимый результат.

Развитие организаторских способностей возможно с помощью:

репетиции эмоций перед зеркалом — помогает правильно передавать чувства или скрывать их — в зависимости от конкретной ситуации;

планирования дел в письменном виде — позволяет выработать привычку распределять время, реализовывать планы, а также избавляет от прокрастинации;

пения — упражнение для адекватной передачи эмоций, когда человек задает себе вопросы, а отвечает на них, припевая слова;

повышения коммуникабельности путем инициирования деловых, личных диалогов с подчиненными или просто знакомыми людьми.

Коммуникативные и организаторские способности нужны не только руководителям, поэтому развив их, человек ощутит улучшение качества жизни, снижение напряженности.

Результат буден заметен не сразу, ведь невозможно освоить новые навыки и отработать их моментально. Нужно проявить терпение и не бросать тренировки.

Определите, какие организаторские способности вы будете развивать в первую очередь, а какие у вас и так на нормальном уровне. Для этого пройдите тест КОС-1 или КОС-2.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Источник: https://www.hr-director.ru/article/66966-organizatorskie-sposobnosti-kak-razvit-17-m12

Способности руководителя – психология

Организаторские способности современного руководителя

. Способности руководителя — это определенные психологические особенности личности, являющиеся условием для достижения руководителем высоких результатов в сотрудничестве с подчиненными

Коммуникативные способности занимают в системе способностей руководителя ведущее место

Они представляют собой сложную структуру, состоящую из перцептивных процессов, которые характеризуются высоким уровнем наблюдательности. Важную роль играет эмпатия, т.е. понимание психических состояний подлое еглого, сопереживание его чувствам и эмоциям. Это позволяет руководителю найти правильный индивидуальный подход к своему сотрудникp>

На этой способности основывается и такая важная вещь, как внимание руководителя к подчиненному

В составе коммуникативных возможностей доминирующими должны быть отношения, тесно связанные с потребностью в социальном взаимодействии, со стремлением к общению, к творческому овладеванию знаний, навыков и ум минь в работе, с желанием разумно организовывать процесс деятельности и воспитания, достичь уровня организации настоящего коллектив.

Проектные способности дают возможность руководителю правильно строить планы работы, вести расчеты, строить графики имеющихся и будущих производственных процессов, создавать новые оригинальные проекты. Ва ажливо мысленно забегать вперед и определенным образом прогнозировать психофизиологические состояния пидлеглого.

Конструкторские способности позволяют руководителю подходить к процессу производства с позиции рациональной целесообразности каждого движения мысли и действия, являющиеся частью его содержания, и экономичности всего процесс су. С конструкторскими способностями тесно связаны гностические способности — арсенал средств деятельности руководителя, которые позволят ему самостоятельно добывать знания процессов производства.

Организаторские способности выражаются в упорядочении, отлаженности, достижении единства производственного процесса. Руководитель не только организует деятельность своей группы, но и придает ей определенной направленности, о бгрунтовуе цель, создавая подчиненным правильную ценностных ориентацийю.

Психологические основы такта

Такт — категория этики, по содержанию отражает правила приличия, чувство меры во взаимоотношениях подчиненного и руководителя, их взаимной вежливости

Такт руководителя во многом зависит от стиля руководства процессом производства. Это одновременно и поведение руководителя, которое строится на основе правильно усвоенных социальных ожиданий к нему как вос ователя специалистов новой генерацииї.

Психологическим основанием такта нужно считать:

а) социальные установки руководителя — готовность определенным образом воспринимать, оценивать факты в процессе сотрудничества с подчиненными и действовать по ним, оптимизируя этот процесс;

б) совокупность стереотипов устоявшегося представления о нормах взаимодействия руководителя и подчиненного, что дает ему возможность своевременно реагировать при определенных обстоятельствах и принимать правильные решения

Важным является наличие постоянно действующей установки на изучение и адекватное восприятие сотрудников, их характеров, способностей, темперамента и направленности личности, формируется. Чем лучше руководитель к своих подчиненных, тем больше у него возможностей быть тактичным в работе с ними, эффективно управлять их деятельностьюю.

Установка руководителя на постоянное соблюдение принципа целесообразности иметь желаемый резонанс лишь тогда, когда такой же установкой руководствуются и подчиненные. Это залог взаимопонимания и взаимного содействия ежедн в сформулированных руководителем задач, которые решают подчиненнуюі.

Через потребность в общении подчиненных с руководителем формируется установка на постоянный диалог в деятельности. В диалоге руководитель имеет возможность выявлять процессы, происходящие в сознании подчиненного, у групп пи или коллективе, соответственно воздействовать на них. Взятые руководителем на вооружение стереотипы имеют большое значениеня.

Среди стереотипов выделим следующие: а) вежливость с подчиненным б) сочетание принципиального подхода к личности подчиненного с уверенностью в том, что каждый из подчиненных не может быть плохим, безнадежным в) высокая требовательность как мера уважения к личности подчиненного. Это экономит энергию руководителя и предоставляет его работе эмоциональную окраскуя.

Стиль работы руководителя характеризуется устоявшимися способами духовной и практической деятельности, превращаются в нормативные образы его профессиональной сознания

У некоторых руководителей встречаем ряд негативных стереотипов, затрудняющих их деятельность, в частности в них возможное убеждение, что с подчиненными следует обращаться особенно, чтобы не потерять собственного авторы. Итет. Однако это приводит к отчуждению подчиненных от руководительа.

Существует еще одна нежелательная тенденция: давать оценку подчиненному раз и навсегда, не считая того, что он сам быстро меняется, время становится совсем другим человеком.

Он, приняв оценку руководителя (положительную в или отрицательную), соглашается с ней и таким образом самостоятельно прибегает к определенным ограничениям: один начинает»почивать на лаврах», потому что руководитель сказал ему, что он талантлив, а второй — после негатив ной оценки махнет на себя рукой и теряет перспективу своего развитияго розвитку.

Тактичность предполагает, что у подчиненного любого возраста есть внутренняя незавершенность, возможность для развития и совершенствования во многих отношениях»Ненормальности»поведения со временем часто исчезают сам мы собой, без вмешательства руководителя, без его пристального опеки и»подгонка»под взрослые стандартпід дорослі стандарти.

. Тактичность руководителя — это он сам в деятельности, его оценка своих и чужих поступков, видение их причин

А развитие такта — это формирование и развитие в себе таких черт характера, как выдержка, самообладание, чувствительность к потребностям другого, терпимость и глубокое знание своего дела

Источник:

Психология руководителя

Руководитель — это человек, работающий с людьми, управляющий их действиями и отношениями в сфере производства, поэтому, прежде всего, у него должны быть хорошо развиты общие и специфические организаторские способности.

Первые включают: практичность и глубину ума, активность и инициативность, настойчивость в достижении поставленных целей и самообладание в сложных ситуациях, организованность (жесткое планирование своей деятельности и сознательное подчинение необходимому режиму работы), наблюдательность (умение мимоходом замечать значимое, существенное и сохранять в памяти детали), общительность (готовность контактировать с другими людьми). Эти качества могут быть и у лиц, не являющихся организаторами, поэтому их и называют общими.

Что же касается вторых — специфических способностей, то особо значимыми для организационной деятельности личностными качествами являются следующие:

1. Организаторское чутьё, которое проявляется в интуиции.

Основными компонентами способностей этой группы являются: эмпатия, от греческого empatheia — сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека; практический ум как находчивость при распределении обязанностей среди членов коллектива с учетом их индивидуальных психических и физических возможностей; психологический такт, слагаемыми которого являются — чуткость, внимательность к людям, простота и естественность в обращении, справедливость и объективность. 2. Эмоционально-волевая воздейственность как вторая группа специальных организаторских качеств включает: общественную энергичность, то есть способность заражать энергией других людей, используя разные средства — от улыбки до строгого приказа; требовательность, для которой характерно разнообразие форм предъявления, основанное на сочетании постоянства и последовательности требований с гибкостью в соответствии с интуицией; критичность, проявляющаяся в самостоятельности суждений руководителя, логичности и аргументированности его замечаний, в их прямоте и смелости на основе доброжелательности. 3. Склонность к организаторской деятельности — избирательная направленность индивида на работу организатора, потребность заниматься ею, которая обеспечивает развитие соответствующих необходимых для этого способностей. Как у инженера должна быть хорошо развита способность к воображению, у живописца к запоминанию зрительных образов, так и руководителя-организатора — к наблюдательности и коммуникабельности.

В психологии под способностями понимают индивидуальные осо-бенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Никто из людей не рождается с готовыми способностями. Например, ни один человек не обучаясь музыке, не может сесть за рояль и сразу начать импровизировать какое-либо музыкальное произведение или исполнять его по нотной записи.

Ни один из нас не сможет так же без предварительного обучения взойти на капитанский мостик и управлять судном или сесть в «руководительское кресло» и управлять, например, коллективом судового экипажа, школы и любого другого предприятия.

Между тем у каждого человека имеются наследственные предпосылки способностей — задатки, которые выражаются в особенностях строения и функций органов чувств и движения, мозга.

Например, хороший от рождения слух является одним из задатков музыкальных способностей, тем не менее, чтобы стать музыкантом необходимо учиться музыке (нотной грамоте, технике игры на том или ином инструменте, основам гармонии, композиции и пр.).

Склонности к организаторской деятельности в виде задатков проявляются стремлением человека брать на себя, не колеблясь, ответственность, не бояться риска, следовать сказанному слову и выполнять свои обещания, быть справедливым и доброжелательным к окружающим людям.

Известно много случаев, когда наделенные от рождения этими качествами люди не развивали свои задатки, так как упорно не занимались предначертанной им судьбой деятельностью.

И наоборот, есть множество примеров, когда даже не имея никаких организаторских задатков, человек становился хорошим руководителем, известным полководцем или политиком.

Примером тому может служить жизнь Демосфена — выдающегося оратора и государственного деятеля Древней Греции, который от природы имел большие дефекты речи (шепелявил, картавил) и короткое дыхание, мешающее ему произносить длинные фразы. Страстно желая научиться ораторскому искусству, Демосфен одолел нечеткость речи, вкладывая в рот ка-мешки и читая при этом стихи. Во время бега он, не переводя дыхание, про-износил несколько длинных фраз.

Кроме того, каждый день перед зеркалом учился владеть мимикой и жестом. И его старания увенчались успехом. Этот пример рассмотрен не случайно: хороший организатор-руководитель должен уметь говорить с людьми и не только один на один, но и перед широкой аудитории с трибуны.

Источник: https://obu4ayka.ru/obshhenie/__trashed-1185.html

Организаторские способности: что к ним относится, как развить. Кто такой организатор

Организаторские способности современного руководителя

Организаторские способности имеют особое значение в сфере управления. Не каждый организатор может быть руководителем (лидером), но каждый руководитель обязан быть организатором. Кто же это такой? Давайте разберемся.

Организаторская функция

Организовывать работу подчиненных – одна из основных функций руководителя, притом независимо от того, какого стиля управления он придерживается. Под организацией понимается распределение обязанностей и задач между участниками коллектива. От того, насколько точно руководитель распределит рабочие задачи, зависит успех всей деятельности, продуктивность работы.

Распределение власти и ответственности, то есть, например, выделение лидера, разделение коллектива на малые группы, тоже входит в организационную функцию руководителя. Но как бы он ни распределил власть и ответственность, за результат отвечать все равно только ему.

Иногда руководитель выступает сам как лидер, а коллектив живет самоуправлением, тогда организационная функция не так очевидна. Руководитель отдает свою работу, власть, ответственность кому-то из работников в двух случаях:

  • признает, что кто-то из коллектива лучше его справится с этой задачей;
  • занят более важными проблемами или не может заняться в силу общей занятости.

Что важно при организации

Организаторские способности – набор качеств, помогающих руководителю управлять деятельностью в группе. Они включают в себя:

  • Умение объяснять информацию. Задача организатора не только объяснить информацию на понятном языке, но и убедиться в том, что человек верно ее понял и усвоил. Но важно использовать вопрос не «Все ли вы поняли?», а «Я достаточно ясно вам смог объяснить?» В первом случае человек начнет оценивать себя и вряд ли сможет выставить свои интеллектуальные способности негативно в глазах руководителя. Потому он, конечно, ответит «Да», даже если это не так.
  • Обратная связь. Организатор должен лично посмотреть на результат и процесс работы сотрудника, которому он доверил что-то.
  • Уместная конструктивная критика и вместе с ней альтернативные предложения. Как говорится, критикуешь – предлагай.
  • Высокоразвитое самообладание и способность к саморегуляции. Даже если организатору приходится ругать коллектив, то делать это нужно спокойно и достойно.
  • Организатор должен четко знать и представлять, чего он ждет и требует от подчиненных (форма, сроки, результаты, способы). Быть в состоянии самостоятельно выполнить эти требования.
  • Умение контролировать и рефлексировать.
  • Умение предотвращать и разрешать конфликты, общаться с людьми.

Кроме этого, организатор должен обладать авторитетом, быть строгим, но справедливым, корректным в оценках, хорошо разбираться в том, чем руководит, быть высококвалифицированным специалистом.

В отличие от лидерства, способность к которому во многом определена врожденными особенностями, организатором может стать практически каждый человек.

Однако такие индивидуальные особенности, как скорость психических реакций и другие свойства темперамента, вносят свою лепту.

Как развить организаторские способности

Раз организатором может стать каждый человек, то актуален вопрос о том, как это сделать. Предлагаю несколько простых правил:

  • Организация начинается с самого себя (самоорганизация). Научитесь организовывать собственную деятельность, быт и всю жизнь. Возьмите за правило составлять план дня, вести ежедневник, распределять время, ставить цели, задачи и всегда их выполнять. Прямо сейчас сделайте что-то, до чего руки не доходили.
  • Развивайте эмпатию, умение понять другого человека, уважение к интересам других людей, здоровый альтруизм.
  • Осваивайте и практикуйте позитивное мышление.
  • Регулярно самосовершенствуйтесь. Скорректируйте самооценку, избавьтесь от неуверенности, страха общения и других проблем, которые у вас есть. Все внутренние барьеры должны быть уничтожены.
  • Развивайте творческий потенциал.
  • Расширяйте кругозор.
  • Тренируйте практическое мышление, то есть реально смотрите на мир. Ставьте реальные цели, не увлекайтесь мечтами.
  • Будьте амбициозны.

Важно хорошо знать не только свои особенности, но и разбираться в психологии других людей. Верно распределить обязанности, учитывать потребности, интересы, темперамент, характер и другие особенности участников – основная задача организатора.

Упражнения на развитие организаторских способностей

Организаторские способности не являются чем-то особенным, они включают в себя развитые общие способности и необходимые для конкретного вида деятельности. Потому и упражнения хочу предложить общие.

Быть убедительным

Рекомендую проводить это упражнение в паре с кем-то и перед зрителями. Суть в том, что вы и ваш партнер прячете за спиной какие-то фигурки (игрушки, любой предмет). Задача – убедить зрителей в том, что у вас нет конкретной фигуры или есть (независимо от того, на самом ли деле это так). Побеждает тот, кто смог убедить аудиторию.

Пантомима

Тренируйте свои мышцы перед зеркалом. Лицо, мимика говорят о нас гораздо больше. Научитесь управлять своей мимикой: быть добрым, убедительным, снисходительным, требовательным.

Распределение времени

Возьмите за правило с вечера составлять список дел на завтра, научитесь рано вставать, составлять расписание дня и следовать ему. Приучите себя к организованности на рабочем месте, рабочем столе компьютера, дома в шкафу. Приберитесь и поддерживайте этот порядок.

Рекомендую ознакомиться также со статьями «10 способов раскрыть творческий потенциал», «Творческие способности: особенности и развитие», «Чувство юмора: как развить и зачем это нужно», «Воображение: как развить у детей и взрослых», «Упражнения для развития памяти у взрослых».

Как правило, организаторские способности рассматривают в единстве с коммуникативными, объединенно их называют КОС (коммуникативно-организационные способности). О том, как развить коммуникативные способности, узнайте из статьи «Как научиться общаться с людьми».

Источник: https://psychologist.tips/1936-organizatorskie-sposobnosti-chto-k-nim-otnositsya-kak-razvit-kto-takoj-organizator.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.