+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Об отмене методички по применению НДС

Содержание

Об отмене методички по применению НДС

Об отмене методички по применению НДС

Приказ Федеральнойналоговой службы от12.12.05 № САЭ-3-03/665

ФНС Россииотменила методичку по применению НДС. Этосвязано с изменениями в главе 21 НК РФ,которые вступили в силу с 1 января 2006 года.Теперь обращаться за разъяснениями повопросам применения НДС следует вдепартамент налоговой и таможенно-тарифнойполитики Минфина России.

ПОЧЕМУОТМЕНИЛИ МЕТОДИЧКУ

Официальныепричины отмены Методических рекомендацийприведены в тексте самого приказа № САЭ-3-03/665. Они связаны с тем, что с нового годавступили в силу изменения, внесенные вглаву 21 НК РФ Федеральными законами от 22июля 2005 г. № 117-ФЗ и № 119-ФЗ (опубликована в«ДК» № 15, 2005).

Эти законы в значительнойстепени изменили правила расчета и уплатыналога на добавленную стоимость.

Изменениякоснулись момента определения налоговойбазы, места реализации некоторых работ иуслуг, освобождения от НДС, вычетов по НДС,применения НДС при экспорте иреорганизации юридических лиц и многихдругих статей главы 21 НК РФ.

Измененияоказались настолько масштабными, чтоМетодические рекомендации попроступерестали соответствовать тем положениямНК РФ, которые призваны были разъяснять.

Другая причина отмены Методическихрекомендаций заключается в уязвимостиданного документа при судебныхразбирательствах.

Налогоплательщикидовольно часто обжалуют Методическиерекомендации по причине их несоответствияНалоговому кодексу РФ. Суды в подавляющембольшинстве случаев вставали на сторонуналогоплательщика. Как правило, методичкипо тем или иным налогам излагают позицию,удобную налоговым органам, но не всегдасоответствующую законодательству оналогах и сборах.

Тенденция к отменеметодичек по различным видам налоговпрослеживается в последние годы вполнеотчетливо. Так, за последнее время былиотменены Методические рекомендации попорядку исчисления и уплаты единогосоциального налога (утв. приказом МНСРоссии от 5 июля 2002 г. № БГ-3-05/344. Отмененыприказом МНС России от 23 января 2004 г.

№БГ-3-05/38 (опубликован в «ДК» № 3, 2004)) иМетодические рекомендации по применениюглавы 25 «Налог на прибыль организаций»части второй Налогового кодекса РоссийскойФедерации (утв. приказом МНС России от 20декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. Отменены приказомФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173(опубликован в «ДК» № 10, 2005)).

Главноеналоговое ведомство страны предпочитает неизменять, а отменять методички, дабыустранить почву для обжалования действийналоговых органов, которые основаны на ихрекомендациях.

ЧЕМРУКОВОДСТВОВАТЬСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ

Как пояснили редакции «ДК»специалисты Управления косвенных налоговФНС России, взамен Методическихрекомендаций будет издан документ дляналоговых органов с грифом «ДСП» (дляслужебного пользования).

В его основулягут все те же Методические рекомендации.Скорее всего они будут дополненыположениями по применению НДС в частипроизошедших изменений, а в части,незатронутой ими, сохранят прежние позиции.Данный документ не подлежит опубликованиюи, следовательно, будет недоступен простомуналогоплательщику.

Как поступитьналогоплательщику, который хочетдействовать в соответствии с позициейналоговых органов, если эта позиция с 1января 2006 года будет ему неизвестна?

Рекомендуем по всем вопросам, связаннымс применением НДС и вызывающим у васзатруднения, обращаться с письменнымизапросами в департамент налоговой итаможенно-тарифной политики МинфинаРоссии.

Именно это ведомство, а не ФНСРоссии с августа 2004 года уполномоченодавать официальные разъяснения по вопросамприменения законодательства о налогах исборах.

Если вы будете следовать письменнымразъяснениям Минфина России, то скореевсего разногласий с налоговиками невозникнет. ФНС России подведомственнаМинфину России, поэтому налоговые органыобязаны следовать его разъяснениям.

Крометого, выполнение письменных рекомендаций,данных финансовым органом в пределах егокомпетенции, является обстоятельством,исключающим вину налогоплательщика, азначит, и налоговую ответственность (подп. 3п. 1 ст. 111 НК РФ).

Эксперт «ДК»,Л.Э. Кунин
При участииспециалистов ФНС России

Журнал “Документыи комментарии” № 1, 2006

Юридические статьи »

Источник: https://www.lawmix.ru/articles/46352

Закон об отмене НДС на макулатуру вступил в силу 1 октября

Об отмене методички по применению НДС

3 октября 2016 в 10:08 1034

2 июня Владимир Путин подписал закон об отмене НДС на макулатуру. Депутат Госдумы Александр Иванович Фокин выступил инициатором законопроекта, который был направлен на оздоровление целой отрасли.

Эта тема, наряду с временным запретом на экспорт макулатуры, активно обсуждалась еще задолго до того, как закон был принят. Конечно, были те, кто активно его поддерживал, были те, кто высказывал сомнения или выступал категорически против.

Но споры позади, закон принят и вступил в силу 1 октября.

В преддверии начала действия закона мы пообщались с представителями отрасли, относительно того, как теперь сложится ситуация на рынке бумажного вторсырья. Нам удалось задать несколько вопросов о текущей ситуации на рынке, о том, какие меры предпринимали компании перед вступлением закона в силу, и что ждет этот рынок в ближайшее время.

Директор по маркетингу SFTGroup Хан Владимир:

«Безусловно, перемены будут. В первую очередь, это касается цены на макулатуру, она будет ниже на величину НДС. Рынок макулатуры уже пережил переломный момент, когда взлетали цены, когда был введен запрет на экспорт, и когда этот запрет перестал действовать. В данной ситуации сложности возникнут только с ценами, которые стабилизируются, по нашим оценкам, в течение 3-х месяцев.

В настоящий момент рынок находится в определенной стадии стабилизации. Каких-либо экстренных мер заготовители не предпринимают. Все действия носят плановый характер: это отгрузка остатков макулатуры по ценам с НДС, уведомление источников образования бумажных отходов о цене закупа с 1 октября без НДС, определение и разделение внутренних затрат на облагаемые и не облагаемые НДС.

Отмена НДС – это в первую очередь инструмент, который сделает рынок макулатуры прозрачным и инвестиционно привлекательным, что в результате должно привести к увеличению объема сбора макулатуры в целом. Такой результат или предпосылки к нему мы можем увидеть не ранее чем через полгода-год».

Директор по стратегическому маркетингу компании «ГОТЭК» Юрий Владимирович Алпеев:

«Рынку вначале нужно будет разобраться  с тонкостями бухгалтерского и налогового учета в связи с отменой НДС, а с осознанием возникающих проблем придет осознание правильного формирования цены на макулатуру и, как следствие, построение бизнеса в целом.

Что касается действий компаний-заготовителей, думаю, что сработает «синдром студента перед экзаменом» – все сделаем за одну ночь.

Первые результаты мы увидим в начале октября, когда начнутся срывы поставок макулатуры из-за неурегулированности отношений между контрагентами. Адаптация продлится 3 месяца. Цена на макулатуру будет волатильна весь период адаптации. Цены на МТК уже растут с 1 октября. Но в целом мы получим положительный результат».

Директор по развитию компании «Таратрейд» Аракелов Карен Борисович:

«Любые серьезные перемены предполагают определенную перестройку. Рынок  должен будет относительно быстро среагировать и подстроиться под новые условия и правила.

Грамотным решением было бы не перекладывать все затраты по отмене НДС на цепочку заготовителей, а взвешено распределить на всех участников рынка. В противном случае, это введет в стагнацию заготовку, что впоследствии обязательно приведет к непредсказуемому ценообразованию.

Однако, учитывая «привычку» участников рынка не смотреть далеко вперед, предполагаем, что предприятия закупающие макулатуру, всю сумму НДС переложат на заготовителей, а новая цена отрицательно скажется на мотивации собирать и сдавать вторсырье и приведет к сокращению участников рынка и дефициту.

Цена для мелких точек, генерирующих небольшие объемы, станет  неинтересной и, скорее всего, весь этот объем пойдет на мусорные полигоны. А объем мелкой розницы составляет свыше 25% от всего объема сбора.

Рынок только пришел в определенное равновесие после встряски, связанной с закрытием экспорта, но, к сожалению, перед вступлением закона в силу уже начался небольшой хаос, т.к. нет окончательного понимания, как будут себя вести предприятия закупающие макулатуру.

Для адаптации потребуется полгода, результат будет сразу после начала действия закона. Конечный результат будет положительным, но придется подождать определенное время. Думаем, что цена на готовые изделия и на сырье (ролевую продукцию) не изменится.

Мы считаем, что отмена НДС в перспективе скажется положительно на отрасль в целом, откроются дополнительные возможности для роста участников рынка, закрытие экспорта станет уже бессмысленной инициативой, если только лоббирующие эту инициативу силы не захотят сделать рынок безальтернативным».

Социальная сторона вопроса

По мнению инициатора законопроекта Александра Фокина, для простых граждан польза отмены НДС будет заметна по снижению стоимости социально-значимых товаров. Помимо этого, государство, получая деньги в бюджет, будет лучше выполнять свои обязательства перед населением. Не только продукция из макулатуры станет дешевле, но и товары, сделанные из целлюлозы, замечает Фокин.

Подытожим

Законопроект только-только вступил в силу. цель отмены НДС в том, чтобы налог уходил в бюджет нашего государства, соответственно создавая благоприятную почву для бизнеса и населения.

Будем надеяться, что новый закон станет стимулом для роста и развития бюджета нашей страны, а также сыграет свою важную роль в сохранении и бережном отношении к экологии и окружающей среде, ведь именно благодаря использованию макулатуры в России ежегодно удается спасти почти сто миллионов деревьев.

Что же касается ситуации на рынке вторсырья, то настрой у его участников довольно оптимистичный. А период стабилизации – это нормальная и необходимая реакция насерьезные перемены. 

Источник: https://informupack.ru/article/4035/

Чем чреват для компании отказ от применения льгот по НДС

Об отмене методички по применению НДС

Налоговые льготы – инструмент налоговой политики государства, позволяющий стимулировать социальные или экономические процессы в обществе путем облегчения налоговой нагрузки на ту или иную категорию налогоплательщиков.

Однако налогоплательщику далеко не всегда выгодно пользоваться льготами, предоставленными законодательством. Зачастую выгоднее отказаться от их применения. Причиной отказа может стать как незначительность получаемой выгоды (при значительно возрастающем документообороте), так и прямые убытки, вызванные применением льготы (например, необходимость восстановить ранее принятый к вычету налог).

ДЕТАЛЬНО
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ И ОТКАЗ ОТ НИХ

Льготы по налогам и сборам – предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Причем такие преимущества не могут носить индивидуальный характер.

Плательщик может воспользоваться налоговой льготой при наличии определенных оснований, установленных законодательством (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Также налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов (п.

2 ст. 56 НК РФ).

В определенных случаях плательщик не вправе отказаться от использования льготы ранее определенного срока.

Так, льготой, полученной по статье 145 НК РФ (освобождение от НДС налогоплательщиков, выручка которых не превышает 2 млн. руб. в год) компания должна пользоваться не менее 12 последовательных календарных месяцев (п. 4 ст.

145 НК РФ). Однако это ограничение снимается, если плательщик превысил лимит по выручке (п. 5 ст. 145 НК РФ).

А вот от освобождения от уплаты НДС по пунктам 1 и 2 статьи 149 НК РФ отказаться в принципе нельзя, так как в этой статье прописана специальная норма, позволяющая налогоплательщику отказаться лишь от льгот, установленных пунктом 3 этой статьи.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Георгий АГАДЖАНЯН,
начальник отдела бухучета и налогового консультирования «АКГ АРНИ Polaris International»:
– Компании вовсе не обязательно окончательно расставаться с положенной льготой, можно попросту приостановить ее действие на один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Кроме того, отказавшись официально от своих преимуществ, вернуть переплаченную сумму налога будет невозможно.

Но если документально оформленный отказ отсутствует, а компания не применяла льготу, то есть шанс все переиграть: можно заявить, что льгота не учтена ошибочно, без намерения отказаться от нее и произвести перерасчет налога в уточненных декларациях (постановление пленума ВС РФ и ВАС РФ п. 16 от 11.06.99 № 41/9).

«ОТКАЗНИКАМ» – ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ

Чиновники ФНС России неоднократно обращали внимание региональных инспекторов на то, что за отказом компании от льготы по НДС может стоять схема уклонения от уплаты налога.

Так, отказ поставщика компании-экспортера от льгот по статьям 145, 149 НК РФ считается одним из признаков недобросовестности самого экспортера (внутренняя методичка ФНС по проверкам экспортеров*).

А отказ от льготы организацией, продающей металлолом, прямо назван ФНС «признаком, повышающим вероятность риска недобросовестности налогоплательщика как участника схем незаконного возмещения НДС».

Причем опасения инспекторов зачастую небезосновательны. Так, один из сотрудников налоговых органов Приволжского федерального округа поделился с «ПНП» следующей экзотической схемой минимизации НДС, выявленной при проверке (см. схему «Проценты с НДС»).

* Подробнее о проверках экспортеров по НДС читайте в статье «Экспортный НДС: параметры обязательной налоговой проверки» в «ПНП» № 9, 2007, стр. 25.

Проверяемая «белая» компания постоянно привлекала заемные средства у различных организаций на возмездной основе. Процентная ставка находилась в разумных пределах, однако, помимо процентов, компания платила своим кредиторам еще и НДС.

Оказалось, что все заимодавцы проверяемой компании (обладающие признаками «однодневок») написали заявление в налоговый орган об отказе от льготы, предоставленной подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ (операции по предоставлению займов в денежной форме).

После чего на законном основании выставляли счета-фактуры на сумму процентов по займу с выделением НДС. Заемщик уплачивал НДС, после чего ставил его к вычету, а заимодавцы налогов не платили и исчезали.

По словам налоговика, компанию обвинили в недобросовестности и организации схемы незаконного возмещения НДС. Ей был доначислен НДС и налог на прибыль. Так как налоги, штраф и пени были уплачены компанией в добровольном порядке, никаких иных последствий дело не имело.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Сергей ТАРАКАНОВ,
заместитель начальника отдела управления контрольной работы ФНС России:
– Анализ причин отказа от отдельных налоговых льгот позволяет сформулировать две ситуации, когда отказ от налоговых льгот преследует противоправные интересы:

– трудность доказывания правомерности применения льготы и реальный риск уплаты налога за счет собственных средств.

Такие трудности могут возникать при введении товара в легальный оборот из сферы «теневой» экономики, где возмещение НДС на практике не представляется возможным (статья 149 НК РФ);
– отказник фактически является не самостоятельным налогоплательщиком, а лицом, который заведомо не исполнит свои налоговые обязательства и используется с целью уклонения от налогообложения и (или) мошенничества с целью незаконного получения денежных средств из бюджета (статьи 145 и 149 НК РФ).

Именно поэтому отказ от налоговых льгот представляет интерес для налоговых органов как сигнал о возможном нарушении законодательства.

Однако и те компании, которые пользуются некоторыми из льгот (например, «инвалидными»), также находятся под пристальным вниманием налоговиков.

Получается, что ни использование льгот, ни отказ от них фактически не снижают налоговый риск, который возникает уже по факту ведения льготируемой деятельности.

Поэтому, раз уж от налогового риска уйти не удается, рассмотрим ситуации, когда отказ от льгот может принести компании налоговую выгоду. И как в таком случае можно снизить риск предъявления налоговых претензий.

ЛЬГОТЫ, ОТ КОТОРЫХ ХОТЕЛОСЬ БЫ ОТКАЗАТЬСЯ

Наиболее спорными в плане целесообразности их применения являются льготы по НДС, предоставляемые по пункту 3 статьи 149 НК РФ. Например, освобождение от НДС реализации изделий художественных промыслов, сельскохозяйственной продукции, лома и отходов цветных и черных металлов или продукции, изготовленной инвалидами, а также раздача товаров в рекламных целях.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Елена БРЕГИНА,
аудитор ООО «ДЖИ ЭС ЭЛЬ-АУДИТ»:
– Компании не обязательно отказываться одновременно от всех льгот по НДС, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ. Отказ может быть заявлен лишь по одному из подпунктов (письмо Минфина России от 08.08.06 № ШТ-6-03/784).

Применение таких льгот либо дает весьма незначительный эффект (например, при освобождении от НДС передачи товаров в рекламных целях), либо невыгодно из-за перспективы потери контрагента-плательщика НДС (как в случае с металлоломом или сельхозпродукцией) или перспективы восстановления НДС. Кроме того, применение льгот влечет обязанность вести раздельный учет по льготируемым и нельготируемым операциям, что зачастую увеличивает управленческие расходы компании и повышает риск совершения ошибки в налоговом учете.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Сергей ТАРАКАНОВ,
заместитель начальника отдела управления контрольной работы ФНС России:
– Существует проблема адекватной оценки и сравнения различных режимов налогообложения. Например, оценим выгоды отношений с поставщиками, освобожденными от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ). Действительно, при равных суммах, предъявленных к оплате за поставляемый товар, в том случае, если поставщик – плательщик НДС, часть цены принимается к вычету по НДС, а остаток ставится в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Если поставщик – неплательщик НДС, то при равных уплаченных суммах к вычету по НДС предъявлять нечего, но возрастает сумма расходов по налогу на прибыль. Этот рост не может скомпенсировать отсутствие сумм НДС к вычету. Отсюда делается вывод о невыгодности при равных условиях отношений с неплательщиком НДС.

Однако уровень цен у различных категорий поставщиков не может рассматриваться с бытовой точки зрения – цена при поставке товара неплательщиком НДС обычно равна цене товара без НДС у поставщика – плательщика НДС.

Таким образом, достигается равная налоговая нагрузка – база по налогу на прибыль у неплательщика такая же, как и у плательщика.

Следовательно, плательщик НДС будет согласен приобрести товар у неплательщика только если цена товара будет ниже на сумму НДС по сравнению с ценой у плательщика НДС.

МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Екатерина ЮЗЧИШИНА,
главный бухгалтер ООО «ТС Комус»:
– Если организация на общем режиме налогообложения и платит НДС без использования льгот, ей невыгодно работать с поставщиками-«льготниками», в том числе с «упрощенцами». Если, конечно, нет договоренности о снижении цены поставщика на товар (работы, услуги) на сумму НДС, что далеко не всегда возможно.

Рассмотрим конкретные случаи, когда отказ от льготы по НДС выгоден компании. p

НЕОБХОДИМОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НДС

Одна из наиболее весомых причин отказаться от применения льготы – необходимость восстановить НДС по товарам (работам, услугам), используемым в не облагаемых НДС операциях (подп. 3 п. 2 статьи 170 НК РФ).

То есть если компания воспользовалась какой-либо из льгот по НДС, установленных статьей 149 НК РФ, принятый ранее к вычету НДС по товарам, материалам, основным средствам и нематериальным активам, которые используются в этой деятельности, подлежит восстановлению и уплате в бюджет.

Но только если доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, составляет более 5 процентов общей величины расходов на производство реализуемой продукции (п. 4 ст. 170 НК РФ). Впрочем, это не такой уж и редкий случай.

Ведь, к примеру, к операциям, освобожденным от обложения НДС, относятся услуги по предоставлению займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ – проценты по займам НДС не облагаются) и реализация прав требования (подп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ). А подобные расходы (особенно у компаний, входящих в холдинг) могут существенно превышать 5 процентов.

ДЕТАЛЬНО
ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЛЬГОТЫ ПО МЕТАЛЛОЛОМУ НЕВОЗМОЖНО

Отказ от льготы по реализации отходов и лома цветных и черных металлов (до 2008 года – подп. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ, с 2008 года – подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ) в 2006-2007 годах был наиболее рискованным в плане налоговых претензий. Введением этой льготы законодатели попытались прикрыть схему, при которой металлургические компании покупали лом у фирм-«однодневок» с выделением сумм НДС и ставили эти суммы к вычету, а уплаченный налог в бюджет так и не поступал. Кроме того, льгота соответствовала интересам многочисленных фирм, занимающихся сбором металлолома у населения с последующей перепродажей. Ведь таким компаниям очень невыгодно быть плательщиками НДС – суммы входного налога у них минимальны.

А вот металлургическим компаниям оказалось невыгодно работать с поставщиками, применяющими эту льготу. Ведь для металлургов металлолом – это сырье, используемое в производстве. Таким образом, входной НДС с этого сырья будет потерян. Недовольны оказались и экспортеры – они не могут возместить НДС, полученный от поставщиков лома из бюджета.

Поэтому многие компании отказывались от применения льготы. И вот Федеральным законом от 17.05.07 № 85-ФЗ была внесена поправка в Налоговый кодекс, переносящая льготу по лому цветных и черных металлов из пункта 3 в пункт 2 статьи 149.

Так как налогоплательщик может отказаться лишь от льгот, перечисленных в пункте 3, отказ от льготы по металлолому с 2008 года стал невозможен.

КОНТРАГЕНТ САМ ПОЛЬЗУЕТСЯ ЛЬГОТОЙ

Очевидно, что не имеет смысла применять любые виды освобождений от НДС (ст. 145, 149 НК РФ), когда основные покупатели компании имеют возможность применять льготную ставку НДС (10 или 0%). Ведь в таком случае для компании-покупателя значительно снижается эффект от применения этой льготной ставки – он не сможет возместить уплаченный поставщикам НДС из бюджета.

Так, производителю товаров детского ассортимента (реализация которых облагается по ставке 10%) невыгодно работать с поставщиками сырья, освобожденными от НДС. А экспортер не сможет в полной мере получить выгоду от ставки 0 процентов, если его поставщики не платят НДС.

Наиболее остро стоит эта проблема при экспорте изделий художественных промыслов (подп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ), приобретении (и последующем использовании в производстве или экспорте) товаров, произведенных организациями инвалидов (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ) или сельхозпредприятиями (подп. 20 п. 3 ст.

149 НК РФ). От таких льгот выгоднее отказаться.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Павел КОВАЛЕВ,
менеджер группы по разрешению налоговых споров Делойт и Туш СНГ:
– Считаю, что реальная выгода отказа от льгот по НДС в описанном случае может быть получена экспортером только в случае сговора с поставщиком-«однодневкой» с целью незаконного возмещения из бюджета НДС, когда экспортер знает, что уплаченный им НДС в бюджет не попадет. А случай, когда поставщик-льготник завышает цену на сумму своего освобождения от НДС, это вопрос ценообразования, а не налогообложения.

Однако существует опасность, что если компания откажется от невыгодных для нее льгот, налоговики всерьез заинтересуются ее деятельностью. Такие указания прямо даны во внутренней методичке ФНС по проверкам экспортеров.

Там даже приведена схема лжеэкспорта, основанная на отказе от льготы (см.

схему «Лжеэкспорт»): Фирма, чтобы получить НДС из бюджета, организует схему фиктивного экспорта товара, реализация которого льготируется, например, лома цветных металлов.

При этом участники схемы заявляют налоговым органам об отказе от применения льготы по НДС. В результате экспортер требует из бюджета НДС за фиктивно полученный им товар, у фирмы-«прокладки» НДС к уплате не образуется, так как наценки на товар нет (или она минимальна), а фирма-«однодневка» налог в бюджет не уплачивает и исчезает.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Альмин РАБИНОВИЧ,

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/1229-chem-chrevat-dlya-kompanii-otkaz-ot-primeneniya-lgot-po-nds

Как абсолютно законно уменьшить размер НДС к уплате: легальные схемы

Об отмене методички по применению НДС

НДС – налог на добавленную стоимость, включаемый в стоимость товара и фактически уплачиваемый конечным его приобретателем. Продавец обязан внести в бюджет разницу между НДС, выставленным покупателю, и НДС, выставленным поставщиком материалов, используемых для изготовления реализуемой продукции.

При этом НДС включается в сумму прибыли, полученной организацией за отчетный период времени, и подлежит налогообложению наряду с остальными доходами предприятия. С начала 2016 года организации, работающие на УСН, могут не включать НДС, указанный в счетах-фактурах, выставленных покупателю, в состав доходов предприятия, однако остальные налогоплательщики такой поблажки пока не получили.

Решите Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 доб. 882.

Консультация бесплатна!

Нередко для уменьшения размера налоговой базы предприниматели занижают размер НДС разными способами, в том числе и нарушающими действующее законодательство.

Такие махинации могут привести к различным проблемам с правоохранительными органами и закончиться наложением штрафов или уголовной ответственностью для лица, допустившего совершение правонарушение.

Именно поэтому, уменьшая размер НДС при исчислении полученного предприятием дохода, стоит использовать исключительно законные методы.

Способы законного уменьшения размера НДС

Прежде чем совершить какое-либо действие, направленное на уменьшение размера НДС с целью сокращения налоговой базы, стоит оценить вероятность того, что ФНС посчитает его способом уклонения от уплаты налогов. В качестве безопасных способов уменьшения НДС выделяют:

Оформление соглашения о перечислении задатка

Согласно положениям Налогового кодекса РФ, задаток не является объектом налогообложения. Таким образом можно частично уменьшить сумму сделки и, как следствие, размер НДС.

Использование агентского договора

Если поставщик не является плательщиком НДС, продавцу придется заплатить налог с полной стоимости реализуемого товара.

В этом случае вместо оформления договора купли-продажи можно заключить агентский договор, позволяющий существенно уменьшить размер НДС.

Суть такого договора заключается в следующем: поставщик передает конечному продавцу товар по агентскому договору, т.е. исключительно для реализации.

Продавец реализует полученный товар на рынке, установив на него собственную наценку. После завершения сделки продавец выплачивает стоимость товара поставщику, при этом налог потребуется уплатить лишь с разницы между ценой, указанной в агентском договоре и ценой реализации.

Отсрочка перехода права собственности на товар к конечному покупателю

Этот метод не позволяет избавиться от обязанности по уплате НДС, однако с его помощью можно существенно отсрочить необходимость внесения налогового платежа в бюджет. Для того чтобы воспользоваться им, потребуется включить в соглашение пункт о получении покупателем всех прав на товар только после полной его оплаты.

В том случае, если стоимость реализуемого продукта довольно высока и выплаты производятся в несколько этапов в течение двух или более месяцев, продавец может получить право на отсрочку по платежу до следующего налогового периода.

Включение транспортных расходов в основную стоимость товара

Стоит отметить, что этот способ может быть использован только плательщиками, имеющими право на уплату налога по пониженной процентной ставке в размере 10%. Согласно п. 1 ст. 153 Налогового кодекса РФ, транспортные расходы облагаются налогом по ставке 18% независимо от режима налогообложения и имеющихся у налогоплательщика льгот.

В этом случае расходы на перевозку товара или оплату услуг транспортной компании не стоит выделять в калькуляции отдельной строкой, а сразу же включить их в стоимость продукции в составе расходов, понесенных на реализацию товара.

Использование положений ст. 145 Налогового кодекса РФ

Согласно указанной норме, организации или индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, могут избавиться от обязанности по уплате налога в том случае, если за три прошедших месяца сумма выручки составила не более 1 млн. рублей. Данная льгота не распространяется на НДС, подлежащий уплате в результате продажи подакцизных товаров.

Для того чтобы воспользоваться правом на получение льготы, налогоплательщику потребуется обратиться в территориальное отделение ФНС с заявлением и пакетом документов, подтверждающих наличие у него такого права.

В перечень этих документов входят:

  • копия журнала выставленных и полученных в ходе приобретения и реализации товаров счетов-фактур;
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета расходов, доходов и хозяйственных операций (для ИП);
  • выписка из бухгалтерского баланса (для организаций).

Освобождение от уплаты налога предоставляется на срок до 12 месяцев.

В том случае, если сумма выручки организации превысила установленный законом норматив, налогоплательщик автоматически теряет право на получение налоговой льготы.

Однако такой способ чреват потерей контрагентов: в том случае, если продавец освобождается от уплаты НДС, обязанность по его внесению в бюджет полностью ложится на работающего с ним поставщика.

Оформление налогового вычета

Ст. 171 Налогового кодекса РФ определяет виды налоговых вычетов и категории налогоплательщиков, имеющих право на их получение. Вычет представляет собой уменьшение налоговой базы, в качестве которой выступает прибыль организации.

Воспользоваться правом на получение вычета могут налогоплательщики, работающие с использованием общей системы налогообложения.

Такие предприятия обязаны уплачивать НДС со всей прибыли, полученной в результате реализации изготовленной продукции.

При этом они могут уменьшить размер налогового платежа на сумму НДС по приобретениям, произведенным самим предприятием. В том случае, если предприятие-поставщик имеет льготы и освобождается от необходимости уплаты НДС, организация лишается прав на зачет «входящего» НДС и уменьшения размера налоговой базы.

Перечисленные выше способы уменьшения НДС позволяют сократить размер расходов организации на уплату налогов абсолютно законными способами. Их использование на практике должно осуществляться опытными бухгалтерами, знающими все нюансы действующего налогового законодательства, и обладающими достаточным опытом для использования положений нормативных актов в пользу организации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как
решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
8 (800) 500-27-29 доб. 882.

Консультация бесплатна!

Источник: http://www.Law-Education.ru/business/zakonno-umenshit-razmer-nds-k-uplate/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.