+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

О внутреннем контроле

Положение о внутреннем контроле

О внутреннем контроле

1.1. Настоящее Положение о внутреннем контроле (далее – “Положение”) автономного учреждения культуры Вологодской области “Вологодский ордена “Знак Почета” государственный драматический театр” (далее – “Учреждение”) принято в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Учреждения. 1.2.

Настоящее Положение является внутренним документом Учреждения, определяющим порядок осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения, включая: назначение и состав процедур внутреннего контроля, формы их осуществления, уполномоченные органы, порядок внутреннего взаимодействия со структурными подразделениями Общества.1.3.

Под внутренним контролем понимается проведение наблюдений, обследований, осуществлённых в порядке руководства и контроля за соблюдением работниками Учреждения законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципалитета, локальных актов Учреждения при осуществлении деятельности.1.4.

Положение о внутреннем контроле утверждается художественным руководителем Учреждения.1.5.

Целями внутреннего контроля являются:- контроль за качеством оказываемых Учреждением услуг;- контроль за подготовкой и проведением каждого спектакля (контроль за расходами, наполняемостью зала и полученными доходами, оценка эффективности расходования средств);- контроль за основными показателями деятельности Учреждения, в том числе за количеством проводимых спектаклей, посещаемостью мероприятий, обновляемостью репертуара;- контроль за пополнением архива материалов о деятельности Учреждения, размещенных в средствах массовой информации;- контроль за составлением и проверкой отчетности;- контроль за отзывами в Книге отзывов и предложений, проведение опросов удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг. 1.6. Задачи внутреннего контроля:- осуществление контроля над исполнением законодательства; – выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие мер по их пресечению; – анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; – анализ и оценка эффективности деятельности Учреждения; – анализ результатов реализации приказов и распоряжений в Учреждении. 1.7. Функции внутреннего контроля:- аналитическая; – контрольно-диагностическая; 

– коррективно-регулятивная.

2. НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ 
ПРОЦЕДУР ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

2.1. Процедуры внутреннего контроля являются формой управленческо-финансового контроля, включающей в себя: – контроль результативности и эффективности деятельности Учреждения; – контроль соблюдения требований нормативных актов и внутренних документов Учреждения; – комплексную оценку деятельности Учреждения.2.2.

Внутренний контроль осуществляется в виде плановых или оперативных проверок и мониторинга.Внутренний контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с планом-графиком Учреждения, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок, и доводится до работников театра в начале театрального сезона.

Внутренний контроль в виде оперативных проверок осуществляется по приказу художественного руководителя Учреждения в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях работников, иных граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций.

 Внутренний контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учёт, обработку и анализ информации по организации и результатам деятельности Учреждения для эффективного решения задач управления качеством оказываемых услуг.2.3.

Виды внутреннего контроля:- предварительный – предварительное знакомство; – текущий – непосредственное наблюдение за рабочим процессом; – итоговый – изучение результатов работы Учреждения, его структурных подразделений, отдельных работников за месяц, квартал, полугодие, год. 2.4.

К процедурам внутреннего контроля относятся следующие мероприятия: – проверки отдельных финансово-хозяйственных операций по требованию уполномоченных лиц либо по собственной инициативе; – проверка деятельности Учреждения на предмет соответствия законодательству; – организация системы сбора, обработки и передачи информации, в том числе формирования отчетов и сообщений, содержащих операционную, финансовую и другую информацию о деятельности Учреждения; – контроль разделения ключевых обязанностей между сотрудниками Учреждения; – проверка сохранности активов;- контроль за подготовкой и проведением каждого спектакля (контроль за расходами, наполняемостью зала и полученными доходами, оценка эффективности расходования средств);- контроль за основными показателями деятельности Учреждения, в том числе за количеством проводимых спектаклей, посещаемостью мероприятий, обновляемостью репертуара;- контроль за пополнением архива материалов о деятельности Учреждения, размещенных в средствах массовой информации;- контроль за отзывами в Книге отзывов и предложений, проведение опросов удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг;

– контроль за соблюдением Устава Учреждения, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов Учреждения.

3. УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ЛИЦА

3.1. Лица, уполномоченные применять процедуры внутреннего контроля, определяются решением художественного руководителя Учреждения.3.2. В качестве экспертов к участию во внутреннем контроле могут привлекаться сторонние организации, отдельные специалисты. 3.3.

В целях повышения эффективности, проверки проводятся без предварительного предупреждения. Продолжительность каждой из проверок не должна превышать 5-10 дней.

3.4.

Лица, уполномоченные применять процедуры внутреннего контроля, имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к вопросу внутреннего контроля, изучать практическую деятельность работников, организовывать различные исследования.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

4.1. По результатам применения процедур внутреннего контроля, уполномоченное лицо может выносить соответствующее заключение или рекомендацию с приложением соответствующей информации художественному руководителю театра (в письменной или устной форме) для дальнейшего рассмотрения и принятия соответствующего решения. 4.2.

Информация о результатах доводится до работников Учреждения в течение 7 дней с момента завершения проверки путем вывешивания на доске объявлений.4.3. Работники после ознакомления с результатами внутреннего контроля вправе обратиться к художественному руководителю учреждения с заявлением о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам.4.4.

Художественный руководитель театра по результатам внутреннего контроля принимает следующие решения:- об издании соответствующего приказа; – об обсуждении итоговых материалов внутреннего контроля; – о проведении повторного контроля с привлечением определённых специалистов (экспертов); – о привлечении к дисциплинарной ответственности; – о поощрении работников; 

– иные решения в пределах своей компетенции. 

Источник: http://www.dramtheater.ru/index.php/pravila-i-polozheniya/polozhenie-o-vnutrennem-kontrole.html

Какие процедуры внутреннего контроля рекомендует минфин России

О внутреннем контроле

Информация Минфина РФ и мои комментарии

Минфин России выпустил документ «Информация № ПЗ-11/2013», который содержит рекомендации по организации и осуществлению экономическим субъектом (за исключением организаций сектора государственного управления) внутреннего контроля, предусмотренного законом о бухгалтерском учете.

 Требование об организации внутреннего контроля в законе о бухгалтерском учете

 Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

 Пунктом 2 ст. 19 установлено, что экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

 Что такое внутренний контроль

 Внутренний контроль – это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает (п. 3 Информации):

  •  эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  •  достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
  •  соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

 Иными словами, процесс учета и контроля в повседневной деятельности организации должен быть выстроен таким образом, чтобы в результате этой деятельности организация достигала поставленные перед нею цели, ради которых она создавалась.

 Например, целью коммерческой организации является получение прибыли и денежных средств, необходимых как для обеспечения потребностей текущей деятельности, так и для развития (инвестиционных проектов).

Соответственно, руководство, менеджмент организации должны перманентно контролировать ключевые финансовые показатели, движение денежных средств, что возможно только при наличии оптимально выстроенной, продуманной системы внутренней (управленческой) отчетности.

Все бухгалтеры знают, что пункт 4 ПБУ 1/2008 содержит требование о включении в состав учетной политики форм внутренней отчетности.

Сейчас, когда понятие внутреннего контроля закреплено на законодательном уровне, игнорировать это требование не рекомендуется, поскольку такая позиция организации может квалифицироваться как несоблюдение законодательства о бухгалтерском учете.

 То же относится к бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании которой руководство (собственники, исполнительный орган) получает информацию о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств.

Достоверная и своевременная бухгалтерская отчетность им нужна для оперативного принятия бизнес-решений. Согласно п. 48 ПБУ 4/99 организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года.

Как минимум, ежемесячно должны составляться бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. При этом руководство может принять решение о включении в промежуточную отчетность отчета о движении денежных средств.

Однако учитывая, что это самое руководство зачастую не знает об обязательности промежуточной отчетности, главные бухгалтеры предпочитают ее не составлять, что является примером несоблюдения законодательства о бухгалтерском учете. Такая ситуация возможна именно при отсутствии внутреннего контроля.

 Элементы внутреннего контроля

 Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются (п. 5 Информации):

  •  контрольная среда;
  •  оценка рисков;
  •  процедуры внутреннего контроля;
  •  информация и коммуникация;
  •  оценка внутреннего контроля.

 Контрольная среда

 Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне экономического субъекта в целом. Контрольная среда отражает культуру управления экономическим субъектом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля (п. 6 Информации).

 Контрольная среда – это, в первую очередь, отношение руководства к необходимости внутреннего контроля.

 Например, если руководитель организации заинтересован в создании системы внутреннего контроля (СВК) в организации, то он потребует от руководителей подразделений регламентировать работу участков, за которые они отвечают.

Так, главный бухгалтер, понимая отношение руководителя к СВК, составляет учетную политику организации не как формальный документ, а как локальный нормативный акт, по которому будет работать не только бухгалтерия, но и все связанные службы.

Внутренний контроль организации, согласно элементам, рекомендованным Минфином РФ

В частности, в учетную политику включается раздел «Документооборот» с описанием видов и форм первичных документов, порядком их составления и подписания, перечнем лиц, ответственных за оформление, проверку и отражение в учете первичных документов. С содержанием этого раздела под роспись знакомятся все исполнители и ответственные лица. Такой раздел учетной политики описывает процедуру внутреннего контроля.

 Оценка рисков

 Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности.

При выявлении рисков экономический субъект принимает соответствующие решения по управлению ими, в том числе путем создания необходимой контрольной среды, организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля (п. 7 Информации).

 Применительно к бухгалтерскому учету и бухгалтерскойотчетности внутренний контролер (главный бухгалтер) должен оценить риски, которые могли повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности. В данном случае речь идет о двух группах рисков:

1) риски бухгалтерского учета:

  •  в учете должны быть отражены только имевшие место факты хозяйственной жизни;
  •  отражение фактов хозяйственной жизни осуществляется сплошным образом в хронологическом порядке;
  •  наличие активов и обязательств, отраженных в учете и отчетности, подтверждено данными инвентаризации;
  •  денежная оценка и классификация (отражение в счетах бухгалтерского учета) активов и обязательств, доходов и расходов произведены в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету;
  •  информация об активах и обязательствах, доходах и расходах раскрыта в бухгалтерской отчетности полно в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету;

2) риски злоупотреблений:

  •  наличие и состояние системы внутреннего контроля в организации;
  •  возможность «обойти» внутренний контроль с целью присвоения активов; искажения данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности.

 Процедуры внутреннего контроля

 Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта. Процедуры внутреннего контроля основываются на принципах и стандартах, составляющих контрольную среду экономического субъекта (п.п. 8, 8.4 Информации). Описание некоторых процедур внутреннего контроля содержится в п.п. 8.1 — 8.3 Информации.

 Процедуры внутреннего контроля регламентируются локальными нормативными документами организации (положениями, стандартами, инструкциями, приказами и т.п.).

 Например, к процедурам внутреннего контроля, обеспечивающим сохранность материальных ценностей, относятся:

  •  проведение инвентаризаций (утверждение положения или инструкции о порядке проведения инвентаризаций, ежегодное утверждение графика инвентаризаций, назначение постоянно действующей инвентаризационной комиссии, проведение внезапных инвентаризаций);
  •  утверждение перечня первичных документов, которыми оформляются приемка, отпуск и складской учет материальных ценностей; определение лиц, ответственных за оформление документов; установление порядка и сроков передачи документов в бухгалтерию;
  •  издание приказа с образцами разрешительных подписей должностных лиц на отпуск и приемку материальных ценностей; передача под роспись экземпляров такого приказа материально-ответственным лицам;
  •  инструкция для работников склада о порядке приема и отпуска материальных ценностей;
  •  организация охраны материальных ценностей (охранная сигнализация, собственная служба охраны или привлечение охранной фирмы);
  •  состояние весового хозяйства, поверка весов;
  •  оборудование складов, обеспечивающее нормальный учет материальных ценностей;
  •  журнал учета грузов (ввоза и вывоза) на пункте охраны;
  •  составление обязательных экземпляров товарно-транспортной накладной (товарной накладной, транспортной накладной) для пункта охраны, которые ежедневно передаются в бухгалтерию с отметкой охраны о дате и времени вывоза материальных ценностей;
  •  определение мест хранения товарно-материальных ценностей и закрепление за ними материально-ответственных лиц;
  •  прием на работу материально-ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером;
  •  заключение договоров о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности с материально-ответственными лицами;
  •  ежемесячная сверка материально-ответственных лиц с бухгалтерией по остаткам материальных ценностей в складском и бухгалтерском учете.

 Информация и коммуникации

 Основным источником информации для принятия решений являются информационные системы экономического субъекта. Качество хранимой и обрабатываемой в них информации может существенно влиять на управленческие решения экономического субъекта, эффективность внутреннего контроля (п. 9 Информации).

 Коммуникация представляет собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, персонал экономического субъекта должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства (п. 9.1 Информации).

 Оценка внутреннего контроля

 Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год в отношении элементов внутреннего контроля с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости их изменения (п. 10 Информации).

 Основным видом оценки является непрерывный мониторинг, который может осуществляться руководством экономического субъекта в форме регулярного анализа результатов деятельности экономического субъекта, проверки результатов выполнения отдельных хозяйственных операций, регулярной оценки и уточнения внутренней организационно-распорядительной документации и других формах (п. 10.1 Информации).

Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке (п.

Всероссийский муниципальный форум

1 ст. 861 ГК РФ) — никаких ограничений на такие расчеты закон не устанавливает.

https://www.youtube.com/watch?v=_ig8g_B1OEw

Однако порядок денежных расчетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законом регламентируется весьма жестко.

Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между ними могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 861 ГК РФ).

Безналичные расчеты

В настоящее время порядок осуществления безналичных расчетов регламентируется Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации N 2-П, утвержденным Центральным банком РФ 3 октября 2002 г. (далее — Положение о безналичных расчетах).

Это Положение регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в валюте РФ (т.е. в рублях) и на ее территории и не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам (далее — банки), открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

Формы безналичных расчетов:

а) расчеты платежными поручениями;

б) расчеты по аккредитиву;

в) расчеты чеками;

г) расчеты по инкассо.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далее по тексту — основной договор).

Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов.

Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.

При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

Дата добавления: 2015-06-26; просмотров: 893; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://printscanner.ru/kakie-procedury-vnutrennego-kontrolja-rekomenduet/

Как организовать внутренний финансовый контроль — статья

О внутреннем контроле

Требование организовать внутренний контроль хозяйственной деятельности сформулировано в ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в п. 6 Инструкции № 157н. Финансовый контроль позволяет учреждениям эффективно использовать бюджетные средства, вести достоверный бухгалтерский учет и представлять в контролирующие органы корректную отчетность.

В первую очередь нужно оценить предстоящий объем работ и денежные ресурсы, необходимые для организации внутреннего финансового контроля.

Важно определить и количество задействованных сотрудников: один человек на все учреждение, ответственные работники в ключевых отделах (кадровая служба, экономический отдел, бухгалтерия), комиссия из компетентных сотрудников или даже выделенный отдел с полным спектром обязанностей и штатным расписанием. Многое в принятии решения зависит от масштаба учреждения и объемов хозяйственной деятельности.

Можно проводить несколько видов контроля:

  1. Предварительный контроль позволяет оценить правомерность и экономическую целесообразность планируемых операций. На этом этапе проверяют договоры, соотносят будущие затраты с планом финансово-хозяйственной деятельности и пр.
  2. С помощью текущего контроля учреждение отслеживает, как реализуются операции, насколько эффективно тратятся выделенные средства, анализирует качество ведения бюджетного учета, подготовки отчетности и пр.
  3. Последующий контроль подразумевает анализ документации, инвентаризацию, подготовку отчетов и иные контрольные мероприятия.

Первые два вида проходят внутри подразделений, этот контроль ложится на плечи работников согласно их трудовым функциям, а вот для последующего контроля должны быть выделены отдельные сотрудники — ревизионная группа или комиссия.

Оформить документы

Следующий шаг в организации внутреннего контроля — разработка и утверждение нормативных актов, которые определят порядок работы ревизионного отдела/группы, обозначат обязанности ответственных сотрудников. Если эти функции возложены на одного сотрудника, можно составить общее положение и внести дополнения в должностные инструкции.

Если контролирующие функции будут выполнять специалисты из разных подразделений, то в положения об этих отделах нужно внести соответствующие изменения, равно как и в должностные инструкции сотрудников. Если контроль будет вести отдельная группа/отдел, потребуется еще и положение об отделе внутреннего контроля.

В любом случае новые документы должны быть утверждены приказом руководителя учреждения и обязательно прописаны в учетной политике.

Обеспечивать стабильную работу системы контроля за финансами — обязанность главы учреждения. Не реже одного раза в год под его руководством должны проходить оценка и пересмотр системы внутреннего контроля. 

Составить план мероприятий

После подготовительных работ и определения ответственных наступает этап разработки плана мероприятий. Их удобно сгруппировать по направлениям, например:

  • денежные средства и бланки строгой отчетности;
  • банковские операции;
  • дебиторская и кредиторская задолженности;
  • фонд оплаты труда (в том числе премиальные выплаты, материальная помощь, компенсации);
  • товарно-материальные ценности (в том числе ГСМ, запчасти, основные средства и пр.);
  • бухгалтерский учет и отчетность.

По каждому из направлений разрабатываются и указываются формы и сроки проведения всех видов контроля, а также исполнители. План формируется на весь календарный год. Именно он станет отправной точкой для программы проверки, по которой будет действовать ревизионная комиссия.

Провести проверку

Последующий контроль учреждение может реализовать через проверки — плановые и внеплановые.

Для плановых проверок учреждение устанавливает периодичность самостоятельно, но не реже, чем это требует бюджетное (бухгалтерское) законодательство (п. 20 Инструкции № 157н, п. 1.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

На что смотрят в ходе плановой проверки:

  • соответствуют ли бухгалтерский учет и учетная политика требованиям актуального законодательства РФ;
  • насколько корректно отражены факты хозяйственной деятельности в учете;
  • насколько полно и правильно оформлены операции; 
  • своевременно ли проводится инвентаризация;
  • насколько полно и достоверно составлена бухгалтерская отчетность.

Потребность во внеплановой проверке возникает, когда появляется сигнал о нарушениях. В зависимости от сложности вопроса контрольная проверка может быть сплошной или выборочной.

Сплошная проводится, если нарушения отмечены в сфере кассовых и банковских операций, оплаты труда, подотчетных средств и пр.

Это трудоемкий процесс, он подразумевает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации и/или отчетной документации.

Выборочная проверка позволяет получить данные, основываясь на анализе небольшого числа документов. Сложность составляет сама выборка.

Для анализа ревизионная комиссия должна выделить несколько групп элементов (счета-фактуры, договоры, реестры, акты, выполненных работ и пр.

) с определенным временным интервалом за произвольный период времени. Главное требование — выборка должна быть репрезентативной.

Что проверяет ревизионная комиссия:

  • подлинность документов, качество их оформления, отражение первичных форм в бухгалтерском учете; 
  • соответствие данных в первичных документах и бухучете;
  • подлинность документов, представленных структурными подразделениями, и их корректное отражение в общем учете;
  • соответствие бухгалтерского учета и отчетности; 
  • правомерность хозяйственных операций, соответствие действующему законодательству, государственным нормативным актам и внутренним документам учреждения. 

Оформить результаты

Результаты разных видов контроля следует оформлять по-разному. Для описания недочетов, выявленных во время предварительного и/или текущего контроля, достаточно служебной записки на имя руководителя учреждения.

В нее можно включить рекомендации, как устранить нарушения и не допускать их впоследствии.

Если контроль осуществляют сами сотрудники, то в положении о внутреннем контроле стоит указать периодичность, с которой должна проводиться проверка по каждому из отделов.

А вот результаты последующего контроля комиссия фиксирует в отдельном акте и направляет его руководителю учреждения вместе с сопроводительной запиской. Документы должны подписать все члены комиссии.

В акте проверки обязательно должны быть зафиксированы:

  • согласованная с руководителем программа проверки; 
  • состояние участков бухгалтерского учета и отчетности (нефинансовых активов, безналичиных и наличных денежных средств, расчетов по авансам и пр.); 
  • использованные приемы и методы сбора и анализа информации; 
  • данные о соответствии финансово-хозяйственной деятельности учреждения требованиям текущего законодательства РФ;
  • выводы о проведении контроля, перечень выявленных нарушений;
  • перечень мер для устранения нарушений с указанием сроков и ответственных сотрудников, а также рекомендации, как не допускать подобных ошибок в будущем.

Виновники нарушений должны в срок, определенный положением о внутреннем контроле, представить в письменном виде свои объяснения руководителю. Основываясь на акте ревизионной комиссии, бухгалтер разрабатывает план мероприятий, который позволит устранить недочеты, с указанием сроков и ответственных лиц, а затем и отчитывается перед руководством учреждения о реализации плана.

Очень важно выстроить четкую, понятную и прозрачную систему внутреннего финансового контроля. Она состоит из множества элементов, затрагивает деятельность многих сотрудников и эффективна, только если работают все ее составляющие в комплексе.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1586

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи системы внутреннего контроля, принципы ее функционирования, а также органы Общества и лиц, ответственных за внутренний контроль.

1.2. Все изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по решению Совета директоров Общества.

2. Структура

2.1.

Внутренний контроль — это непрерывно действующий процесс, встроенный в деятельность Общества и направленный на повышение эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления наиболее оптимальным образом и с целью получения обоснованного и достаточного относительно достижения целей Общества подтверждения в следующих сферах:

  • эффективность и производительность деятельности, включая степень эффективности функционирования, получения прибыли и защиту активов;
  • надежность и достоверность финансовой отчетности;
  • соответствие применимому законодательству и нормам права, которые регулируют деятельность,

2.2. Система внутреннего контроля — это совокупность организационной структуры, контролирующих мер, процедур и методов внутреннего контроля, регламентированных внутренними документами, организованных и: осуществляемых в Обществе Советом директоров, руководством и другими сотрудниками на всех уровнях и по всем функциям.

2.3.

Процедуры внутреннего контроля — это совокупность мер, осуществляемых Ревизионной комиссией Общества, Комитетом по аудиту Совета директоров Общества, Советов директоров Общества, Единоличным исполнительным органом Общества (Генеральным директором), а также иными подразделениями Общества, уполномоченными осуществлять внутренний контроль (далее—подразделения Общества), и направленных на выявление нарушений законодательства и внутренних документов Общества при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, на оценку эффективности достижения Обществом поставленных целей, а также взаимодействия субъектов внутреннего контроля между собой в процессе реализации процедур внутреннего контроля.

2.4. Основной целью внутреннего контроля является получение уверенности в том, что Общество достигает поставленных целей деятельности наиболее эффективным способом.

2.5.

Внутренний контроль призван обеспечить:

  • сохранность активов, экономичное и эффективное использование ресурсов Общества;
  • соблюдение требований действующего законодательства, внутренней политике, стандартов и процедур Общества;
  • выполнение бизнес-планов Общества;
  • полноту и достоверность бухгалтерской и финансовой отчетности, управленческой информации Общества;
  • выявление и анализ рисков в момент их возникновения в деятельности Общества;
  • планирование и управление рисками в деятельности Общества.

3. Принципы функционирования системы внутреннего контроля

3.1.

Система внутреннего контроля в Обществе строится на следующих принципах:

  • постоянное функционирование системы внутреннего контроля;
  • подотчетность всех участников системы внутреннего контроля — качество выполненных контрольных функций каждым лицом контролируется другими участниками системы внутреннего контроля;
  • разделение обязанностей между работниками Общества;
  • надлежащее одобрение и утверждение всех финансово- хозяйственных операций уполномоченными лицами в пределах соответствующих полномочий;
  • обеспечение организационной обособленности подразделения Общества, осуществляющего ежедневный внутренний контроль и его функциональная подотчетность Совету директоров через Комитет по аудиту;
  • ответственность всех субъектов внутреннего контроля за надлежащее выполнение контрольных функций;
  • взаимодействие всех подразделений и служб Общества, осуществляющих контроль за финансово-хозяйственной деятельностью;
  • своевременность передачи сообщений о выявленных нарушениях и отклонениях в максимально короткие сроки.

4. Компоненты системы внутреннего контроля

4.1.

Система внутреннего контроля включает следующие взаимосвязанные компоненты:

  • контрольная среда, включающая компетентность сотрудников компании, политику руководства, способ распределения руководством полномочий и ответственности, структуру организации и повышение квалификации сотрудников, а также руководство и управление со стороны Совета директоров;
  • оценка рисков — представляющая собой идентификацию и анализ соответствующих рисков при достижении определенных задач, связанных между собой на различных уровнях;
  • деятельность по контролю, обобщающая политику и процедуры, которые помогают гарантировать, что директивы руководства исполняются, и включающая ряд действий, таких как: выдача одобрений, подтверждений, проведение проверок, контроль текущей деятельности, гарантия безопасности активов и разделение полномочий;
  • деятельность по информационному обеспечению и обмену информацией, направленная на своевременное и эффективное выявление данных, их регистрацию и обмен ими, в целях формирования у всех субъектов внутреннего контроля понимания принятых в Обществе политики и процедур внутреннего контроля и обеспечения их исполнения;
  • мониторинг — процесс, включающий в себя функции управления и надзора, во время которого оценивается качество работы системы внутреннего контроля.

5. Органы и лица, ответственные за внутренний контроль

5.1. Внутренний контроль осуществляется Советом директоров Общества, Ревизионной комиссией, Комитетом по аудиту, Отделом внутреннего аудита, Единоличным исполнительным органом (Генеральным директором), а также другими сотрудниками Общества на всех уровнях, и при этом каждый несет ту или иную ответственность за внутренний контроль.

5.2. Функции, права и обязанности, ответственность участников внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предусмотрены организационно-распорядительными документами Общества. Данные документы, равно как и иные документы, затрагивающие вопросы внутреннего контроля, не могут противоречить настоящему Положению.

5.3. В целях обеспечения системного характера контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества проведение процедур внутреннего контроля осуществляется уполномоченным подразделением Общества — Отделом внутреннего аудита, ответственным за внутренний контроль, во взаимодействии с другими органами и подразделениями Общества,

5.4.

В функции Совета директоров входит:

  • определение направления и одобрения определенных операций и стратегий системы внутреннего контроля;
  • ежегодное сообщение на Годовом общем собрании акционеров Общества о результатах проведения анализа и оценки надежности и эффективности системы внутреннего контроля, основанного на данных регулярных отчетов Единоличного исполнительного органа, внутреннего и внешнего аудиторов, Ревизионной комиссии, информации из других источников и собственных наблюдениях по всем аспектам внутреннего контроля, включая: финансовый контроль, операционный контроль, контроль над соблюдением законодательства, контроль внутренних политик и процедур;
  • определение структуры и состава подразделения Общества, ответственного за внутренний контроль;
  • совершенствование процедур внутреннего контроля.

5.5. Ответственность за организацию контроля над достоверностью и полнотой финансовой отчетности, надежностью и эффективностью системы внутреннего контроля Общества лежит на Комитете по аудиту Совета директоров. Роль, цели, задачи, полномочия Комитета по аудиту отражены в Положении о Совете директоров Общества.

5.6.

Ответственность за ее функционирование в соответствии с утвержденной Советом директоров политикой в области внутреннего контроля Общества возлагается на Единоличный исполнительный орган (Генерального директора), Единоличный исполнительный орган Общества внедряет процедуры системы внутреннего контроля и обеспечивает ее эффективное функционирование, своевременно информируя Совет директоров обо всех значительных рисках Общества, недостатках системы внутреннего контроля, о планах и мероприятиях по их устранению.

5.7. Сотрудники (включая руководителей) подразделений любого уровня в пределах своей компетенции принимают непосредственное участие в детальной разработке стратегий и процедур по осуществлению контроля.

В их обязанности входит справляться с нестандартными ситуациями и проблемами по мере их возникновения.

О значительных вопросах или возникших по конкретной сделке рисках сотрудники докладывают вышестоящему руководству Общества.

5.8.

Ответственность за осуществление регулярного контроля над исполнением процедур внутреннего контроля, а именно за соответствием финансово-хозяйственных операций Общества законодательству Российской Федерации и Уставу Общества, а также над полно той и достоверностью бухгалтерской и финансовой отчетности лежит на Отделе внутреннего аудита, роль, цели и задачи которого отражены в Положении об отделе внутреннего аудита,

5.9. Отдел внутреннего аудита Общества отчитывается перед Комитетом по аудиту Совета директоров о результатах внутреннего аудита. Отдел внутреннего аудита сообщает о выявленных нарушениях процедур внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Комитету по аудиту.

5.10. Отдел внутреннего аудита Общества функционально подчиняется Комитету по аудиту Совета директоров, а административно Единоличному исполнительному органу (Генеральному директору),

6. Процедуры и методы внутреннего контроля

6.1.

Процедуры внутреннего контроля Общества включают:

  • определение взаимосвязанных и непротиворечащих целей и задач на различных уровнях управления Обществом;
  • выявление и анализ потенциальных и существующих оперативных, финансовых, стратегических и других рисков, которые могут помешать достижению целей деятельности Общества;
  • оценка существенных компонентов внутреннего контроля;
  • определение критериев и оценки эффективности системы внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью;
  • определение критериев и оценки эффективности работы структурных подразделений, должностных лиц и иных сотрудников Общества;
  • рассмотрение финансовой и другой информации в сравнении с сопоставимой информацией за предыдущие периоды или с ожидаемыми результатами деятельности;
  • использование адекватных способов умета событий и операций;
  • проверку сохранности активов;
  • надлежащее документирование процедур внутреннего контроля;
  • регулярные оценки качества системы внутреннего контроля;
  • доведение до всех сотрудников Общества их обязанностей в сфере внутреннего контроля;
  • распределение ключевых обязанностей между сотрудниками Общества обязанностей по одобрению и утверждению, учету операций, выдаче, хранению и получению ресурсов, анализу и проверке операций;
  • осуществление операций только теми лицами, которые наделены соответствующими полномочиями;
  • иные процедуры, необходимые для достижения целей внутреннего контроля.

6.2. При проведении процедур внутреннего контроля применяются методы инспектирования, наблюдения, подтверждения, пересчета, а также иные методы, необходимые для осуществления процедур внутреннего контроля.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее положение о внутреннем контроле (далее — Положение) Открытого акционерного общества **Х” (далее — “Общество”) разработано на основании действующего законодательства Российской Федерации, Устава ОАО “X” {далее — Общество), Положения о Совете директоров ОАО **Х”, Положения об отделе внутреннего аудита ОАО “X”.

7.2. В Положение могут вноситься дополнения и изменения по согласованию с Советом директором, утверждаемые приказом (распоряжением) руководителя.

7.3. Срок действия настоящего Положения неограничен.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=5504

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.