+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

О сроках проведения спецоценки рабочих мест и о ответственности за связанные с этим нарушения

Содержание

Как и кто проводит специальную оценку условий труда, сроки, штрафы

О сроках проведения спецоценки рабочих мест и о ответственности за связанные с этим нарушения

 С начала 2014 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон о СОУТ). Его положения полностью отменили аттестацию рабочих мест, а вместо неё ввели новый порядок анализа вредных факторов работы – специальную оценку условий труда (далее – СОУТ).

 Невзирая на то, что переходный период ещё длится, и для многих сроком проведения СОУТ станет декабрь 2018 года, трудовые инспекции уже проводят очередные и внеплановые проверки, выявляя тысячи нарушений. Чтобы не навлечь на себя штрафы и взыскания, работодателям следует разобраться в нововведениях как можно раньше.

Суть спецоценки условий труда — для чего нужна эта процедура

 СОУТ, в сущности, является проверкой и оценкой независимыми экспертами условий труда на заранее определённых рабочих местах. Если труд связан с вредными и опасными воздействиями, специализированная организация производит необходимые инструментальные замеры и, установив влияние условий на трудящихся там людей, присваивает рабочему месту один из возможных классов:

  • Оптимальный; допустимый;
  • Вредный; опасный.

 От результатов СОУТ зависит сумма, отчисляемая нанимателем за своих сотрудников в ПФР, а также величина льгот, полагающихся работникам (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и пр.).

 Снижение влияния обнаруженных вредных факторов в будущем может минимизировать установленный дополнительный тариф и даже свести его к нулю, а также позволит уменьшить расходы нанимателя на компенсации и гарантии, положенные сотрудникам, занятым на опасном производстве. Получается, чем лучше условия труда сотрудников, тем меньше придётся платить работодателю.

 https://www..com/watch?v=DU4J0aqFt4Q

Кому необходимо проводить мероприятия СОУТ?

 Законом о СОУТ обязанность по финансированию и организации процесса спецоценки возлагается на всех нанимателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых работают сотрудники. Соответственно, специальная оценка условий труда не требуется:

  1. Предпринимателям, проводящим деятельность без найма работников;
  2. Работодателям — физическим лицам.

Что подлежит специальной оценке?

 Условия труда сотрудников оцениваются по физическим параметрам их рабочих мест, т.е. мест, находящихся под контролем работодателя, на которые сотрудникам необходимо прибыть для выполнения своих должностных обязанностей. Согласно Закону о СОУТ оцениваться должны места всех работников, кроме тех, кто:

  • трудится у нанимателей – физических лиц;
  • работает на дому;
  • выполняет работу дистанционно.

Проверка условий труда проводится по всем рабочим местам, с учётом их аналогичности. Аналогичными признаются рабочие места, которые:

  • находятся в однотипных зонах, обладающих одинаковыми условиями освещения, вентиляции и отопления;
  • оснащены одинаковым производственным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;
  • предполагают работу сотрудников с одинаковыми должностями и трудовыми функциями.

Несмотря на то, что проверке подвергается только пятая часть схожих рабочих мест (но не менее двух), результаты спецоценки условий труда распространяются на все аналогичные места.

Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда — СОУТ

 С 2014 по 2018 год законодатели предусмотрели переходный период, в течение которого будут действительны результаты ранее проведённой аттестации рабочих мест и возможно поэтапное проведение комплекса оценочных мероприятий.

Тем не менее, есть рабочие места, на которых СОУТ надо провести незамедлительно.

В Законе о СОУТ перечисляются сроки, данные работодателям на получение первичных результатов плановой спецоценки для различных групп рабочих мест:

1) На рабочих местах, аттестованных до вступления в силу Закона о СОУТ, спецоценка производится до конца действия результатов аттестации, т.е. в течение пяти лет с момента её проведения.

 Важно! По инициативе работодателя возможно досрочное проведение плановой спецоценки. Это может потребоваться в случае, когда условия труда на рабочих местах с момента проведения аттестации были улучшены, и по результатам СОУТ работодатель планирует сократить свои расходы на предоставление гарантий и компенсаций льготным категориям сотрудников.

2) На рабочих местах, действующих и не подлежащих аттестации ранее:

а) Спецоценку проводят до 31 декабря 2018 года, если тип этих рабочих мест, не перечислен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. В этот перечень попадают рабочие места сотрудников, чьи обязанности связаны исключительно с:

  • работой на компьютерах;
  • периодическим использованием принтеров, ксероксов, а также бытовой техники.

 Однако сам процесс организации СОУТ следует проводить поэтапно и не откладывать на конец 2018 года. Ведь ажиотажный спрос на услуги экспертов и загруженность специализированных организаций – оценщиков в конце переходного периода могут создать условия, в которых получение результатов СОУТ в указанные сроки станет невозможным.

б) Спецоценка производится незамедлительно, если тип этих рабочих мест, включен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. К таким рабочим местам относятся те, труд на которых обеспечивает сотрудникам:

  • досрочный выход на пенсию по старости;
  • гарантии и компенсации в связи с опасными и вредными условиями работы.

Когда заканчивается пятилетний срок действия результатов первичной СОУТ, возникает необходимость проведения повторной оценки, но только у тех работодателей, у которых были ранее выявлены опасные или вредные условия труда.

Для нанимателей, имеющих на руках декларацию соответствия рабочих мест установленным нормативам (конечно, если условия труда не менялись и сохранились безопасными) действие зафиксированных первичной СОУТ результатов продлевается на следующие пять лет, сокращая расходы работодателя на проведение мероприятий спецоценки.

 Если не возникает обстоятельств, отменяющих действие декларации, она, по мнению экспертов, будет работать и дальше, ведь Законом о СОУТ не предусмотрено количество возможных продлений. Однако по данному вопросу ещё не сформирована судебная практика и, вполне возможно, что вскоре могут возникнуть иные мнения.

В каких случаях требуется проведение внеплановой соут?

 На внеплановые спецоценки переходный период не распространяется, а значит уже сейчас все работодатели, у которых возникают события, перечисленные в ст. 17 Закона о СОУТ, в течение шести месяцев обязаны провести внеплановые мероприятия оценки условий труда. К условиям, вызывающим внеплановую СОУТ, относятся:

  • возникновение новых рабочих мест, в том числе и у только зарегистрированных нанимателей;
  • изменение производственного процесса, состава используемых материалов и прочих факторов, которые могут оказать влияние на вредность и опасность труда для работников;
  • профзаболевание сотрудника или несчастный случай на производстве, возникновение которых связано с опасными условиями работы;
  • требование профсоюза;
  • предписание инспекции по труду.

Кто уполномочен проводить специальную оценку условий труда?

 Для выявления потенциально опасных факторов, замера отклонений от нормы, а также для оформления результатов СОУТ работодатель должен привлечь на основании гражданско-правового договора специализированную организацию. Кроме того, возможно параллельно заключить договор добровольного страхования ответственности, чтобы минимизировать риск ущерба в процессе замеров, исследований и других моментов работы экспертов.

 Учитывая требования Закона о СОУТ в части независимости экспертов, на список лиц, допускаемых к проведению спецоценки, накладываются ограничения. Например, не может проводить СОУТ учредитель проверяемой организации или его близкий родственник.

 Специализированные организации тоже должны соответствовать прописанным в Законе о СОУТ условиям, соответствие которым подтверждается аттестацией Минтруда РФ и включением в специальный реестр, открытый к ознакомлению на сайте www.rosmintrud.ru. В том числе, до декабря 2018 года в этот реестр будут включены и фирмы, ранее допущенные к аттестации рабочих мест и имеющие действующий на текущую дату аттестат аккредитации.

 Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с какой-либо фирмой, работодатель должен проверить её соответствие всем требованиям законодательства. В противном случае, результаты проведённой спецоценки условий труда могут быть аннулированы трудовой инспекцией, а нанимателю придётся нести расходы на проведение повторной, внеплановой оценки.

Результаты специальной оценки условий труда

 Итоги СОУТ оформляются в виде отчёта экспертной организации по утвержденной Минтрудом форме. В документе отражается список конкретных рабочих мест и установленные для них классы и подклассы условий труда. Результаты СОУТ начинают действовать с даты подписания отчёта и обязывают работодателя:

  • перечислять в ПФР дополнительные взносы (для классов «вредный» — от 2 до 7% и «опасный» — 8%);
  • предоставлять необходимые гарантии и компенсации сотрудникам;
  • снабдить работников средствами необходимой защиты;
  • проводить мероприятия, влияющие на минимизацию и устранения вредности и опасности факторов производства;
  • осуществлять контроль за сохранением безопасности рабочих мест, включенных в классы «оптимальный» и «допустимый».

 С отчётом должны быть в следующие 30 календарных дней ознакомлены все сотрудники, чьи рабочие места были проверены в ходе СОУТ.

Если работник не согласен с результатами, он вправе затребовать госэкспертизу в отношении своего рабочего места.

Если итоги СОУТ не устраивают организацию-нанимателя, он может подать заявление в Министерство труда и соцзащиты, обжаловать необоснованные или неточные результаты проверки и провести повторную спецоценку.

 Кроме того, в течение следующего месяца результаты СОУТ должны быть выложены организацией-работодателем на официальный интернет-сайт (при его наличии). Территориальный орган ФСС уведомляется в сроки, предусмотренные для сдачи текущей отчётности, а информация подаётся путём включения в раздел 10 формы 4-ФСС.

Санкции — ответственность за нарушения в области СОУТ

За первый год действия Закона о СОУТ было зафиксировано более 23 тыс., а за половину 2015 года – свыше 11 тыс. фактов несоблюдения трудового законодательства. По мнению Федеральной службы труда и занятости, проанализировавшей выявленные нарушения, наиболее часто встречающимися проступками работодателя являются:

1) Непроведение СОУТ в случаях, когда она необходима;

2) Недоведение до сотрудников результатов СОУТ;

3) Нарушение порядка проведения СОУТ в части:

  • непривлечения специализированной организации;
  • отсутствия комиссии или непривлечение в ее состав работников;
  • анализа не всех полагающихся рабочих мест;

4) Отсутствие должного оформления результатов специальной оценки условий труда;

5) Непредставления в должном объёме гарантий и компенсаций на основании присвоенных классов условий труда.

 К ответственности за нарушения в области СОУТ могут привлечь как саму организацию, допустившую проступок, так и её должностных лиц (руководителя, специалиста по охране труда или иное лицо, на которое в силу должности или приказа директора возложена ответственность по проведению СОУТ). Причём применение наказания к юридическому лицу может быть произведено одновременно с привлечением к административной ответственности ответственных сотрудников, что исходит из анализа ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.

 Административное наказание за непроведение или нарушение порядка организации СОУТ определяется в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ, а его форма и размер зависят от ряда факторов:

  • в отношении кого применяется (юридическое лицо, ИП или должностное лицо);
  • привлечение к ответственности первичное или повторное;
  • отсутствие угрозы для жизни и здоровья (предупреждение или штраф) или причинение вреда сотрудникам (приостановление деятельности и дисквалификация лиц) вследствие проступка работодателя.

В частности, размеры штрафов предусмотрены:

  1. Для организаций – 60-80 тыс. руб. при первичном и 100-200 тыс. руб. при повторном проступке;
  2. Для ИП и должностных лиц – 5-10 тыс. руб. при первичном и 30-40 т. руб. при повторном проступке.

Когда нарушение повлекло за собой возникновение угрозы здоровью людей или несчастный случай, то наказание может быть применено в форме приостановления деятельности юридического лица или ИП на 90 суток, а должностные лица, привлеченные к ответственности, дисквалифицируются на срок от года до 3 лет.

Заключение — обобщение

 Государство старается защитить своих граждан и обеспечить им определённые права, в том числе – право на безопасный труд. По статистике около 40% существующих рабочих мест связано с факторами риска для здоровья и жизни. Введя обязательную оценку вредности и опасности трудовых условий, законодатели минимизируют вероятность травм или заболеваний, получаемых на работе.

 Радует, что при проведении государственного регулирования в области охраны труда, были предусмотрены не только «кнуты» в виде штрафов и взысканий за невыполнение требований Закона о СОУТ, но и «пряники», обеспечивающие добросовестному работодателю минимум дополнительных расходов и постоянное продление декларации соответствия. Кроме того, за нанимателя, вовремя и качественно организовавшего у себя СОУТ, даже отчёты в государственную информационную систему может направить специализированная фирма, проводившая оценку.

Источник: http://kubts.ru/kak-i-kto-provodit-spetsialnuyu-otsenku-uslovij-truda-sroki-shtrafy/

Некоторые ловушки для работодателя, связанные с отсрочкой проведения специальной оценки условий труда

О сроках проведения спецоценки рабочих мест и о ответственности за связанные с этим нарушения

1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда (СОУТ).

Несмотря на то, что с того момента прошло больше двух лет, эта тема продолжает вызывать у граждан множество вопросов.

И это не мудрено, ведь порой даже квалифицированному юристу бывает сложно найти зерно истины в многообразии переплетающихся между собой бесчисленных норм, правил и положений, установленных трудовым законодательством.

Одной из самых спорных и неоднозначных норм можно смело считать ч. 6 ст.

27 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – ФЗ № 426), которой установлено, что спецоценка условий труда в отношении некоторых рабочих мест может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г. До сих пор на почве неоднозначной трактовки этой нормы возникают множество судебных споров. Косвенно это касается также и медицинских организаций, однако, обо всем по порядку.

Переходной период проведения СОУТ

Как мы уже говорили ранее, со вступлением в силу с 1 января 2014 г. ФЗ № 426-ФЗ на работодателя в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению спецоценки условий труда. Она заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда, обязанность по проведению которой была возложена на работодателей ранее.

При этом ч. 4 ст. 27 ФЗ № 426 предусмотрены переходные положения, согласно которым, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

Кроме того, часть 6 ст. 27 ФЗ № 426 допускает проведение спецоценки условий труда в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 этого же закона, поэтапно и лишь обязует работодателей завершить ее не позднее чем 31 декабря 2018 г. К рабочим местам, указанным в ч. 6 ст. 10 ФЗ № 426 относятся следующие:

  1. рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  2. рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  3. рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Очевидно, что в медицинской организации основную часть сотрудников составляют медицинские работники, которые как раз подпадают под положения ч. 6 ст. 10 ФЗ № 426.

Однако, медицинская организация – это большая система, включающая в себя также сложную инфраструктуру. В любой клинике есть работники, в отношении рабочих мест которых аттестация рабочих мест ранее была не обязательна.

К таковым можно отнести, например, администратора клиники, генерального директора, кадровика, бухгалтера и прочие «офисные профессии».

Сейчас же специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет.

При этом, рабочие места административного персонала медицинских организаций не входят в перечень, установленный ч. 6 ст. 10 ФЗ № 426, и подпадают под категорию рабочих мест, для которых ч. 6 ст. 27 ФЗ № 426 предусмотрена отсрочка с проведением спецоценки до 31 декабря 2018 года. К сожалению, данная норма содержит в себе несколько ловушек для работодателя, которые мы разберем подробнее.

Ловушка № 1 «Взаимосвязь норм в ФЗ № 426»

Ч. 6 ст. 27 ФЗ № 426 не содержит уточнения предусмотрена ли отсрочка только для рабочих мест, в отношении которых была проведена аттестация или же сюда включаются абсолютно все рабочие места.

Остается не понятно, «забыл» ли этот об этом моменте законодатель специально или же это простое упущение, но в любом случае на практике данную норму следует применять во взаимосвязи с ч. 4 ст.

27 Закона № 426-ФЗ, то есть учитывая, что такая отсрочка необходимости проведения спецоценки связана именно с правом работодателей пользоваться результатами аттестации в течение 5 лет с момента ее проведения.

В отношении же рабочих мест, которые не были аттестованы, норма ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ применению не подлежит. На таких рабочих местах работодателю необходимо было провести СОУТ еще 1 января 2014 года.

Источник: https://www.kormed.ru/novosti/nekotorye-lovushki-dlya-rabotodatelya-svyazannye-s-otsrochkoy-provedeniya-spetsialnoy-otsenki-uslovi/

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда на предприятии

О сроках проведения спецоценки рабочих мест и о ответственности за связанные с этим нарушения

В 2014 году в российском праве появилось понятие специальной оценки условий труда. По сути оно заменило существовавшую до этого на рабочих местах процедуру аттестации.

Периодичность проведения специальной оценки условий труда, а также иные нюансы, связанные с её осуществлением записаны в отдельном Федеральном законе №426, изданном 28 декабря 2013.

В соответствии с ним были изменены и отдельные нормы Трудового Кодекса России.

Процедура представляет собой установление параметров влияния опасных или неблагоприятных факторов на сотрудника, трудящегося на конкретном рабочем месте, и сопоставление этих параметров с нормативами, закреплёнными в законодательстве.

Основной целью оценки является обеспечение безопасности каждого работника на своём месте труда. Определение безопасных условий труда можно найти в статье https://otdelkadrov.

online/11664-ponyatie-bezopasnyh-vrednyh-uslovii-truda-kontrol-za-soblyudeniem-normativov.

Где проводится специальная оценка

В соответствии с законодательством каждая организация, а также индивидуальный предприниматель, имеющий в штате сотрудников, должны осуществлять спецоценку условий труда.

Не надо проходить оценку только в отношении работников:

  • Которые работают удалённо;
  • Трудящихся в домашних условиях;
  • Работающих по найму у физического лица.

Ранее возникали споры о необходимости аттестации рабочих мест офисных сотрудников, однако в настоящий момент закон не делает никаких исключений для них.

Каковы сроки проведения оценки условий труда

Для определения срока имеет значение будет проводится оценка по плану или внепланово. В первом случае её необходимо осуществлять не реже одного раза в пять лет, для второго случая есть отдельные причины.

Основные причины для проведения внеплановой оценки:

Дополнительно

Отсутствие специальной оценки условий труда на предприятии, где произошел несчастный случай, станет доказательством вины в НС работодателя. В этом случае его могут привлечь к ответственности по ст.

143 УК РФ: штраф в размере до 400 тыс.руб., исправительные работы сроком до 2 лет, принудительные работы сроком до 1 года или лишение свободы сроком до 1 года.

В случае летального исхода в результате НС работодателя ждет еще более жесткое наказание.

  • Создание в организации новых мест для работы;
  • Предписание инспекции труда о необходимости внеплановой оценки (как правило, акт выносится после обнаружения госнадзором фактов несоблюдения трудовых норм в организации);
  • Наступление ситуации, которая может повысить риск влияния негативных факторов на работников (например, изменение технологии на производстве или замена оборудования);
  • Смена состава материалов, используемых на предприятии в производстве, что может повлиять на здоровье сотрудников;
  • Несчастный случай на производстве;
  • Изменение ранее применяемых средств для защиты, что может негативно сказаться на работниках;
  • Выявление у людей, работающих в организации профессиональных заболеваний, если их причинами является влияние негативных факторов на рабочем месте;
  • Представительный орган работников в компании или на предприятии, как правило это профсоюз, выдвинул работодателю требование, провести внеплановую оценку.

Время для проведения внеплановой оценки при создании новых рабочих мест, замене оборудования или перехода на новый технологический процесс на производстве составляет 1 год. Во всех остальных вышеперечисленных случаях работодателю предоставляется не более полугода с момента наступления конкретных обстоятельств на проведение оценки.

Основные этапы проведения оценки

Итак, если срок действия оценки условий труда закончился либо наступили обстоятельства, влекущие проведение этой процедуры вне плана, работодателю нужно совершить следующие действия:

Результаты СОУТ

После оформления и утверждения отчета работодатель обязан в тридцатидневный срок ознакомить своих работников под роспись с результатами СОУТ, а также разместить на сайте организации сводные данные о результатах оценки и список мероприятий по улучшению условий труда работников.

  1. Создание комиссии, которая будет заниматься процедурой. В её состав обязательно включается работник, занимающийся в организации охраной труда и представитель профсоюза.
  2. Разработка списка рабочих мест, оценка которых будет осуществляться.
  3. Подписание договора организацией, которая будет непосредственно оценивать рабочие места. Этим занимаются специальные компании.
  4. Изучение экспертом специализированной организации факторов, негативно влияющих на сотрудника, работающего на определённом месте.
  5. В случае выявление таких факторов, эксперт соотносит их параметры с установленными нормативами. На основании этих измерений то или иное рабочее место может быть отнесено к имеющему вредные или опасные условия труда. О классификации условий труда читайте здесь.
  6. Составление отчёта о проведении процедуры и его утверждение комиссией.

Время для составления отчёта устанавливается руководителем организации ещё на этапе создания комиссии и закрепляется в приказе.

Информация о сроках проведения специальной оценки условий труда — далее в видео

Ответственность за нарушение сроков проведения оценки

Законодатель довольно требовательно подходит к соблюдению правил проведения оценки. В соответствии с ч.2 ст.4 вышеназванного закона наниматель должен следить за соблюдением сроков, установленных для оценки. Помимо этого, он обязан оказывать помощь и обеспечивать организацию, нанятую для проведения оценки, всеми требующимися документами, информацией и условиями работы.

При несоблюдении графика проведения специальной оценки условий труда нанимателю грозит штраф. Так согласно ст. 5.27.1 КоАП руководители организаций, как физические лица, могут быть подвержены взысканию в размере до 5 тыс. рублей. Штрафы на юридическое лицо могут достигать 80 тыс. рублей.

Источник: https://otdelkadrov.online/11678-periodichnost-otsenki-uslovii-truda

Какие последствия влечет за собой непроведение или нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест?

О сроках проведения спецоценки рабочих мест и о ответственности за связанные с этим нарушения

На основании Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н ответственным за проведение аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.) является работодатель, как и за представленные результаты по итогам.

Аттестация позволяет выявить все недостатки в организации рабочей среды. По мере ее проведения за выявленные нарушения в области охраны труда работодатель не облагается штрафами.

Напротив, она проводится для того, чтобы он смог увидеть их и улучшить условия труда.

Специалистами Центра сертификации и лицензирования «Единый Стандарт» даны ответы на ряд наиболее актуальных вопросов, касающихся правомерности действий работодателя в отношении организации производственной среды и проведения обязательных процессов по контролю и оценке условий труда.

Какая ответственность за нарушение порядка аттестации рабочих мест?

Нарушения законодательства о труде и об охране труда в организации выявляются в результате проверок государственных органов (Государственной инспекции по труду (ГИТ, – ред.), Роспотребнадзора, прокуратуры и т.д.). Нарушение порядка аттестации рабочих мест приравнивается к административной ответственности. В таком случае, согласно статье 5.27 КоАП РФ:

  • должностное лицо облагается материальным взысканием в размере от 1000 до 5000 рублей;
  • предприниматель, не являющийся юридическим лицом – от 1000 до 5000 рублей;
  • юридическое лицо – от 30000 до 50000.

Для индивидуального предпринимателя и для юридического лица по усмотрению ГИТ также предусмотрено приостановление деятельности сроком от 1 до 90 суток включительно. Должностное лицо же при выявлении повторных нарушений может быть отстранено от деятельности сроком от одного до трех лет.

В случае невыполнения в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор в области охраны труда, должностные лица облагаются штрафом в размере от 1000 до 2000 рублей или отстраняются от выполнения своих обязанностей сроком до трех лет, юридические лица – от 10000 до 20000 рублей (ст. 19.5 КоАП РФ).

Какая ответственность предусмотрена за непроведение аттестации рабочих мест?

Непроведение аттестации рабочих мест является административным правонарушением со стороны работодателя. В статье 212 ТК РФ сказано, что проведение аттестации с последующей сертификацией рабочих мест является прямой обязанностью работодателя.

За неисполнение законодательства о труде и об охране труда, работодатель облагается штрафными санкциями в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ. Наложение административного штрафа для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей составляет от 1000 до 5000 рублей.

Материальное взыскание для юридического лица составляет 30000-50000 рублей.

Кроме того, по усмотрению государственного органа, для индивидуального предпринимателя и юридического лица денежное взыскание может быть заменено на административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Повторное нарушение со стороны должностного лица влечет его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Может ли сотрудник отказаться от выполнения работы, если рабочее место не прошло аттестацию?

В Конституции РФ говорится о праве каждого человека на свободный труд, отдых. Подчеркивается право сотрудника на работу в условиях, которые отвечают требованиям гигиены и безопасности. Эти требования составили в дальнейшем платформу для федерального закона «Об основах охраны труда в РФ», который расширил права работника на безопасность.

При устройстве на работу каждый сотрудник, помимо знакомства с трудовым договором, коллективными распорядками, должностными инструкциями, должен быть ознакомлен с условиями труда на его рабочем месте. Главным документом, отображающим их, является карта аттестации рабочего места. Карта оформляется при проведении аттестации.

Она полностью отражает существующие условия, определяет класс условий труда, на основании чего затем назначаются компенсации и льготы (если условия признаны вредными или опасными).

Статистика показывает, что мало кто из работников при устройстве на работу задумывается над этим вопросом, да и, наверняка ли знает, что должен знакомиться с картой, так как большинство работодателей и сами часто не берут во внимание данный факт.

Любые несоответствия на рабочем месте, рано или поздно, работник выявит для себя. Нередко неблагоприятные условия приводят к риску развития профессиональных заболеваний, травм. Сможет ли тогда сотрудник отказаться от выполнения работы? И может ли он отказаться от выполнения обязанностей, даже если рабочее место не прошло аттестацию?

Гарантии прав на основании законодательства о труде позволяют работникам отказываться от работы в условиях, не отвечающих нормам охраны труда.

В данном случае, отказ от выполнения должностных  обязанностей не будет являться дисциплинарным проступком. Чаще всего работники направляют жалобы в прокуратуру, трудовую инспекцию.

В таком случае, госорганами осуществляется проверка, которая подтверждает соответствие (несоответствие) условий труда.

Можно ли работать, не проводя аттестацию рабочих мест?

Можно ответить образно: до поры до времени. Несмотря на то, что проведение АРМ является прямой обязанностью работодателя (ст. 212 ТК РФ), среди них все же находятся те, кто не спешит ее проводить, в связи с чем, ставят под угрозу здоровье и жизнь своих работников.

Любые нарушения со стороны работодателя законодательства о труде рано или поздно, но будут выявлены.

При проверках Роспотребнадзора, Санитарно-эпидемиологической службы, прокуратуры, государственной инспекции по труду запрашиваются материалы аттестации, которые свидетельствуют об оценке условий труда на всех рабочих местах предприятия. При отсутствии этих документов, работодатель облагается штрафными санкциями в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ. документов по аттестации при проверках также проверяется государственными органами. Главным образом их интересует именно выполнение предписаний и требований по улучшению условий труда, за невыполнение которых работодатель также облагается штрафом по указанной ранее статье.

Информация о непроведении аттестации может выявиться также при проверках госорганов, вызванных жалобами работников и при расследовании несчастных случаев на производстве. В последнем случае, при отсутствии документов по аттестации, работодатель может привлекаться к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.

Так что, самый хороший совет для каждого работодателя – правомерное ведение своей деятельности, исполнение всех положений, предписаний, порядков в соответствии с российским законодательством.

Подробнее с размерами и видами штрафов Вы можете ознакомиться в материале: «Какие штрафы и санкции существуют при аттестации рабочих мест?».

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://1cert.ru/vopros-otvet/kakie-posledstviya-vlechet-za-soboy-neprovedenie-ili-narushenie-poryadka-provedeniya-attestatsii-rabochikh-mest

Внимание! Осталось два месяца на спецоценку, потом – штраф

О сроках проведения спецоценки рабочих мест и о ответственности за связанные с этим нарушения

Если до 31 декабря 2018 года не проведете специальную оценку условий труда, в январе трудинспекция начнет штрафовать от 60 до 80 тысяч рублей (п.2 ст. 5.27.1 КоАП). Кроме того, спецоценку все равно придется провести.

Чтобы узнать, кто не провел спецоценку, инспекторам не придется даже ходить с проверками: они получат информацию от ФСС. Соцстрах передаст им сведения из ваших 4-ФСС за I квартал 2019 года. В этом отчете компании должны показать результаты спецоценки, которую провели в 2018 году и раньше. Так что не тяните.

В помощь вам мы подготовили 5 способов сэкономить на процедуре и алгоритм проведения спецоценки с образцами необходимых документов.

Кадровый совет дает: Галина Штевская, специалист по кадровому учету бухгалтерского аутсорсинга Главбух Ассистент

Как сэкономить на спецоценке: 5 способов

Способ № 1. Оформляйте работников как дистанционных. Закон не требует оценивать рабочие места дистанционных работников (ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Поэтому если работники практически не появляются в офисе, и работают через интернет, можно оформить с ними трудовой договор о дистанционной работе.

Например, с ИТ-специалистами. С помощью аутсорсинга вы можете оптимизировать расходы на работу целых отделов. Например, бухгалтерии, службы кадров. В этом случае спецоценка рабочих мест таких сотрудников – задача компании, которая предоставляет аутсорсинговые услуги.

Сколько стоит аутсорсинг, узнайте здесь

Акция: месяц аутсорсинга в подарок

Способ № 2. Создавайте временные рабочие места. Если вы планируете нанять работника на короткий срок, создайте временные места. Например, на три месяца. Оценку на новых местах можно провести в течение 12 месяцев (ч. 2 ст.

17 Закона № 426-ФЗ). Когда работник уволится, место можно закрыть. Если трудинспекторы попытаются наказать фирму, решение можно оспорить в суде (решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 18.01.2018 № 7–65/2018).

Способ № 3. Сблизьте условия работы разных сотрудников. Закон позволяет оценить два рабочих места из десяти, если места аналогичные. Но бывает, что сотрудники делают одно и то же, а должности разные.

Чтобы не переплачивать за оценку, перепишите должностные инструкции, установите одинаковый режим работы и условия труда, приведите наименования должностей к единому виду. Например, вместо «бухгалтер-кассир» и «бухгалтер по зарплате» укажите «бухгалтер».

Признаки аналогичных рабочих мест:  

— места расположены в одном или нескольких однотипных помещениях;

— места оборудованы однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

— на этих местах сотрудники заняты по одной и той же профессии, должности, специальности, выполняют одинаковые трудовые функции;

— на рабочих местах у работников одинаковый режим рабочего времени, однотипный технологический процесс, работники используют одинаковые инструменты, приспособления, оборудование, сырье и средства индивидуальной защиты.

Способ № 4. Проведите оценку сразу всех рабочих мест. Большинство оценщиков практикуют скидки за спецоценку определенного числа рабочих мест. Поинтересуйтесь у оценщиков, с какого объема работы начинаются скидки. Например, цены за 50 рабочих мест в одной компании обычно ниже, чем за 10 рабочих мест в пяти разных компаниях.

Поэтому если проводить оценку, то выгоднее оценить разом все рабочие места.
Способ № 5. Возместите расходы за счет ФСС. ФСС разрешает до 20 процентов взносов на травматизм направлять на финансирование охраны труда, в том числе  спецоценку.

Для этого работодатель подает в ФСС не позднее 1 августа заявление, договоры на оценку, план мероприятий и другие документы.

Как провести спецоценку: пошаговый алгоритм

1 шаг. Утвердите состав комиссии и график проведения мероприятия. Для этого издайте приказ. График составьте в свободной форме.

2 шаг. Составьте список рабочих мест, которые нужно оценить.

3 шаг. Выберите аккредитованную организацию, которая проведет спецоценку, и заключите с ней договор. Полный список компаний, с которыми можно заключать договор, есть на сайте Минтруда akot.rosmintrud.ru.

4 шаг. Подпишите отчет отчет по результатам спецоценки и в течение 3 рабочих дней уведомьте об этом организацию, которая проводила сецоценку.

5 шаг. Ознакомьте в течение 30 дней работников с результатами спецоценки под роспись.

6 шаг. Дополните трудовые договоры условиями труда на рабочем месте. Назначьте или отмените гарантии и компенсации в зависимости от установленного класса условий труда. За два месяца предупредите об отмене льгот и компенсаций.

7 шаг. Сообщите в ФСС сведения о результатах спецоценки (таблица 5 расчета 4-ФСС).

8 шаг. Разместите в течение 30 дней результаты спецоценки и перечень мероприятий по улучшению условий труда на своем сайте.

9 шаг. Подайте в трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, если на рабочих местах не выявлено вредных или опасных производственных факторов.

10 шаг. Проведите мероприятия по улучшению условий труда согласно разделу VI отчета о СОУТ.

Нужна помощь с учетом и отчетностью?

Источник: https://www.business.ru/blog/10-vnimanie-ostalos-dva-mesyatsa-na-spetsotsenku-potom-shtraf

Штраф за непроведение специальной оценки условий труда

О сроках проведения спецоценки рабочих мест и о ответственности за связанные с этим нарушения

Согласно законодательству, работодатель обязан обеспечить каждому работнику безопасные для жизни и здоровья условия труда. Соблюдаются эти нормы не всегда: на одних предприятиях из-за безответственности работодателя, на других – в силу специфики производства.

Несколько лет назад система проверок безопасности рабочих мест, создаваемых работодателями подверглась серьезным изменениям. Теперь специальную оценку условий труда, или сокращенно СОУТ, обязаны поводить все без исключения фирмы и ИП, имеющие сотрудников. Игнорирующие СОУТ работодатели должны быть готовы к значительным суммам штрафа за непроведение специальной оценки условий труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

В первых версиях закона работодатели осуществляли «аттестацию» рабочих мест, которая позднее переросла в «специальную оценку». По действующей ныне редакции стало гораздо легче попасть под штраф за отсутствие аттестации рабочих мест. Еще в 2015 году аттестации подлежали не все рабочие места, теперь же СОУТ должна проводиться для всех.

Проводить оценку не нужно для вакантных рабочих мест, а также для надомных и дистанционных сотрудников. Первое связано с тем, что оцениваться должны условия труда конкретного работника, штатные производственные процессы, которые не ведутся, если данное рабочее место вакантно. По второму моменту важно, чтобы дистанционный режим работы был прописан в трудовом соглашении с сотрудником.

Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда РФ. Суть процедуры в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов.

В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности.

В зависимости от этого класса определяются меры предосторожности, компенсации сотруднику, дополнительные выплаты соцфондам, обязательность спецодежды и т.д.

В трудовую инспекцию свой отчет экспертная комиссия передаст сама. А организации-заказчику достаточно оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данные из экспертного отчета переносятся в бланк статистики № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Как часто нужно проводить СОУТ

Специальную оценку условий труда следует проводить не реже, чем 1 раз в пять лет. Это касается прежде всего действующих рабочих мест.

Помимо этого, есть ряд ситуаций, когда проверка должна быть проведена внепланово.

Это, например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, получение работодателем соответствующего предписания государственного инспектора труда, изменение технологического процесса или замена производственного оборудования, означающее довольно заметное изменение условий труда, произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание (это просто аннулирует действующий документ о соответствии рабочего места) и, наконец, поступление мотивированных предложений от рабочего профсоюза.

При наступлении одного из перечисленных оснований внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев.

В случае несоблюдения сроков проведения СОУТ работодатель должен быть готов к штрафу за не аттестацию рабочих мест. Это относится в том числе и к ситуациям, когда работодатель игнорирует необходимость внеочередных оценок.

Стоимость проведения экспертизы

Каждая специализированная организация устанавливает свои расценки. Минимальная стоимость (около 700 рублей) устанавливается для оценки рабочих мест, где предполагается полное отсутствие вредных факторов. Экспертиза рабочих мест, требующая дополнительных замеров, химического анализа и иных сложных исследований может обойтись работодателю в сумму до 3000 рублей за каждое рабочее место.

Некоторая экономия возможна при наличии равнозначных рабочих мест. При высоком сходстве условий труда разрешено оформлять одну карту СОУТ на несколько рабочих мест. Ограничение: необходимо оценить не менее 20% от общего числа схожих одинаковых рабочих мест (но не менее двух).

Работодателю, который сочтет расходы на специальную оценку условий труда чрезмерной, стоит учесть в числе расходов грядущие штрафы за специальную оценку условий труда.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест

Объем ответственности для нарушителей определяет Кодекс об административных правонарушениях (ч.1 ст. 5.27.1). Так, индивидуальные предприниматели и должностные лица будут оштрафованы на сумму от 5 до 10 тысяч рублей.

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда для организации-работодателя существенно выше и достигает 60 000 – 80 000 рублей (п. 2 ст 5.27_1 КоАП РФ).

В сравнении с прежними показателями суммы санкций значительно возросли: штраф за аттестацию рабочих мест в 2015 году составлял 1-5 тысяч рублей для ИП и 30-50 для организаций.

При систематических нарушениях штраф за непроведение СОУТ для юридических лиц вырастают до 200 тысяч рублей, для ИП и должностных лиц – до 40 тысяч. Альтернативой может стать приостановка деятельности предприятия до 90 суток и дисквалификация должностных лиц на срок до 3х лет.

Если же в результате непроведенной спецоценки будет причинен тяжкий вред здоровью работника, работодатель попадает под действие ст. 143 Уголовного кодекса. В таком случае наказание составит от 400 000 рублей в виде штрафа. В наиболее тяжелых случаях, например, при смертельном исходе, встанет вопрос лишения свободы для работодателя на срок от 1 до 5 лет.

Источник: https://spmag.ru/articles/shtraf-za-neprovedenie-specialnoy-ocenki-usloviy-truda

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.