+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

О проблемных поставщиках и должной осмотрительности или как проверить контрагента?

Содержание

Проблемные контрагенты и необоснованная налоговая выгода в 2021 году | Гордон и Партнеры

О проблемных поставщиках и должной осмотрительности или как проверить контрагента?
А. Гордон

Срочно!  Здесь Октябрьские 2021 разъяснения ФНС по проверкам (реальность операций, деловая цель, схемы, искажения отчетности)

В 2021 году налоговый контроль за проблемными контрагентами усилился. Как отбиваться, если выявлен проблемный поставщик?

Проблемный контрагент (поставщик)  – контрагент не исполняющий (не полностью исполняющие) свои налоговые обязательства, и первичными учетными документами которых другие организации обосновывают налоговую выгоду в форме расходов или вычетов. Используемая несколько лет электронная форма представления налоговой отчетности, в частности по НДС, позволила в 2021 году сделать налоговый контроль более оперативным, углубленным и эффективным.

Большинство проблемных контрагентов выявляют на предпроверочном этапе. Задачи налоговых органов в 2021 году – выявить потенциального уклониста, правильно квалифицировать его действия на основании собранных доказательств. Без иллюзий, если в 2021 году к вам пришла налоговая проверка, налоговая знает, где и что искать.

Методическим руководством для проведения оценки действий проверяемых налогоплательщиков в 2021 году по взаимодействию с проблемными контрагентами являются разъяснения ФНС, изложенные в письме от 23 марта 2021 г.

N ЕД-5-9/547@ «О выявлении  обстоятельств необоснованной налоговой выгоды». Теперь составляя акт налоговой проверки налоговики не стану ограничиваться констатацией первички, подписанной неполномочным или неустановленным лицом.

Инспекторам предписано устанавливать направленность умысла налогоплательщика.

Умысел выявляют по нескольким направлениям: 1) умысел на получение необоснованной налоговой выгоды от взаимодействия с проблемными контрагентами, или 2) создание «формального»  документооборота с «техническими» организациями. «Технические» взаимоотношения устанавливают по наличию признаков юридической, экономической и иной подконтрольности.

Какие сведения налоговики собирают и сопоставляют:

1) По каждому проблемному поставщику:

— Режим налогообложения

— Сопоставление предоставления налоговой отчетности (представляет/не представляет — системность, соответствие фактическим показателям)

— Полнота отражения и уплаты налогов (регулярно налоги платятся в минимальном размере, не платятся, во всяком случае не соответствуют сделкам с проверяемым налогоплательщиком)

— Руководителя поставщика – на массовость*,

— Руководителя поставщика – на дисквалификацию

— Адрес места регистрации поставщика – массовый/не массовый

— Фактическое место нахождения поставщика – соответствует/не соответствует регистрационным данным

— Сведения о помещениях для деятельности (имеются, отсутствуют, наличие подтверждающих документов и т.д.)

— Сведения о трудовых ресурсах для деятельности

— Сведения о реквизитах организации для связи с контрагентами, способы связи, наличие технической возможности осуществлять связь

— Сведения о банковских счетах поставщика

— Способ связи поставщика с банком, форма проведения расчетов, технические средства

— Реквизиты поставщика для банк-клиент (телефон, IP адрес и т.д.)

— Сведения об арбитражных спорах с участием поставщиков по уплате налогов и сборов,

— Наличие доверенностей от руководителей на подписание документов от имени организации

* Массовый руководитель

Массовый руководитель – физическое лицо, одновременно являющийся руководителем не менее 10 организаций (п.1.1 Порядка работы по формированию и использованию при государственной регистрации юридических лиц сведений о физических лицах, являющихся «массовыми» участниками (учредителями), руководителями, заявителями» Приказ ФНС России от 12.08.2010 № ЯК-7-6/383@).

2. Какие сведения о проблемных поставщиках и проверяемом налогоплательщике сопоставляют налоговики в 2021

— Соответствие договора по которому проверяемому налогоплательщику поставлены товары, работы, услуги основному виду деятельности поставщика по учетным данным ЕГРЮЛ (ЕГРИП)

— Пояснения поставщика на требования ИФНС о взаимоотношениях с проверяемым налогоплательщиком (Представлены/не представлены и суть пояснений)

— Пояснения руководителя поставщика на допросе в ИФНС о взаимоотношениях с проверяемым налогоплательщиком (Представление/не представление и по существу, смогли найти/нет)

— Анализ возможности руководителя проблемного поставщика участвовать в сделках в спорный период (не редко в спорный период «руководитель» сидел, находился на принудительном лечении, или умер)

— Адрес места регистрации проверяемого налогоплательщика

— Адрес фактического осуществления деятельности проверяемым налогоплательщиком

— Трудовые ресурсы проверяемого налогоплательщика

— Наличие (отсутствие) связи работников проверяемого налогоплательщика с проблемными поставщиками в прошлом (до спорных операций)/ после (на момент проверки)

— Анализ даты открытия банковского счета проблемного поставщика и даты заключения договора с проверяемым налогоплательщиком на поставку товаров, работ, услуг

— Анализ договора банковского счета на способ связи с банком (личное, электронное)

— Реквизиты поставщика для связи с банком (№ телефона, IP адрес и т.д.)

— Анализ выписки по банковским счетам на предмет признаков осуществления реальной предпринимательской деятельности – сопутствующие расходы (аренда помещений, имущество на балансе, трудовые ресурсы, оборотные средства,  транспорт, зарплата и т.д.),

— Характер движения денежных средств – признаки «транзитного перечисления», в том числе по спорным операциям

— Достоверность сведений первичных документов – подписание полномочными лицами, правильность отражения спорных операций

— Налоговая нагрузка (проблемные поставщики характеризуются низкой налоговой нагрузкой (0,2), доля вычетов до 99%)

— Доля выручки проблемного поставщика по сделкам с налогоплательщиком в общем объеме выручки

— Должная осмотрительность проверяемого налогоплательщика при выборе поставщика

— Взаимодействие поставщика с «однодневками»

— Наличие и характер деятельности поставщика до взаимоотношения с проверяемым налогоплательщиком и после (часто после сделки прекращают деятельность)

— Наличие сведений о поставщике в открытых источниках, характеризующих обоснованность выбора поставщика

— Реквизиты поставщика для связи

— Объяснения руководители  и сотрудников проверяемого налогоплательщика о способах связи с поставщиком при заключении и исполнении договоров

Цель сбора сведений по проблемному поставщику: 1) установить зависимость от проверяемого налогоплательщика, 2) учитывая трудовые, организационные, финансовые, имущественные и иные ресурсы проблемного контрагента установить возможность последним выполнить обязательства по договору с проверяемым налогоплательщиком

При отсутствии возможности у проблемного поставщика исполнить обязательства перед проверяемым налогоплательщиком правомерен вывод о технической роли проблемного поставщика в юридической цепочке движения товаров (работ, услуг) посредством оформления формального документооборота.

3. Наличие (отсутствие) признаков юридической, экономической или иной подконтрольности проблемного поставщика проверяемому налогоплательщику — основание для вывода налоговой инспекции о наличии (отсутствие) прямого умысла проверяемого налогоплательщика на получение необоснованной налоговый выгоды от взаимодействия с проблемными поставщиками путем их использования или создания фиктивного документооборота.

Вместе с тем, в 2021г. ФНС разъяснила, что при отсутствии признаков подконтрольности проблемного поставщика и налогоплательщика инспекции не должны останавливаться.

Если во время проверки обнаружена первичка, подписанная от проблемного поставщика неустановленным или неполномочным лицом, правомерен вывод о косвенном умысле налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды.

Опровергнуть который можно только доказательствами должной осмотрительности налогоплательщиком при выборе поставщика.

В этом случае налогоплательщик не должен отвечать за неисполнение поставщиком своих налоговых обязательств.  Такие выводы содержатся в Определении Верховного Суда РФ от 29.11.2021 N 305-КГ16-10399 по делу N А40-71125/2015 (ООО «Центррегионуголь», от 6 февраля 2021 г. N 305-КГ16-14921 по делу N А40-120736/2015 (ПАО «СИТИ»).

При наличии «недостоверной» первички, помимо доказательств должной осмотрительности,  налогоплательщику надлежит доказать реальность хозяйственной операции с проблемным контра агентом. Что означает выполнение обязательств по договору именно его стороной – проблемным поставщиком. При недостоверной первичке, доказывать будет не просто.

Выписки из ЕГРП по контрагенту, не достаточно для должной осмотрительности

Судебная практика исходит из того, что не является проявлением должной осмотрительности при выборе контрагентов проверка факта регистрации организации в качестве юридического лица, поскольку информация о регистрации контрагентов в качестве юридического лица в ЕГРП носит справочный характер и не характеризует их как добросовестных, надежных, стабильных участников хозяйственных отношений.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 25.05.

2010 № 15658/09, по условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагента для заключения сделки оцениваются не только ее условия и коммерческая привлекательность, но также деловая репутация и платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов и соответствующего опыта.

В споре с налоговой не пройдут такие аргументы о выборе поставщика, как  «Личный опыт руководителя или менеджеров», «интернет», «телефон», «интуиция»,   как это не редко приходится слышать от клиентов. Где вы нашли этого поставщика — в интернете.

Во внимание принимается:

Деловая переписка,

Отзывы клиентов,

Адреса сайтов,

Рекламные буклеты,

Проверка полномочий должностных лиц,

Личные встречи с представителями спорных контрагентов,

Сведения об ответственных лицах со стороны контрагентов,

Контактные данные поставщиков (телефоны, электронная почта) с которых осуществлялось рабочее взаимодействие со спорными организациями,

Подтверждение деловой репутации поставщика,

Наличие необходимого опыта,

Наличие трудовых и материальных ресурсов спорных контрагентов,

Возможность выполнения работ обязательств поставщиком,

Обеспечение исполнения обязательств.

Причем перечисленные обстоятельства должны быть подтверждены доказательствам, полученными до сделки с проблемным поставщиком.

Доказательства, которыми налоговики обосновывали необоснованную налоговую выгоду в 2021г.:

1) Выписки из ЕГРЮЛ по каждому поставщику

2) Выписка по проверяемому налогоплательщику

3) Налоговая отчетность по каждому проблемному поставщику

4) Первичные учетные документы по проблемному поставщику

5) Справки полиции о проведенных розыскных мероприятиях по запросам налоговых органов:

— розыск организации (проблемного поставщика) по адресу регистрации

— розыск руководителя организации (проблемного поставщика)

6) Протоколы допроса руководителя проблемной организации – об осуществляемой деятельности, о подписании договоров на поставку товаров, работ, услуг, накладных, счетов-фактур, платежных документов и т.д., трудовых договоров, аренды и т.д.

7) Протоколы допроса свидетелей (руководителя, главного бухгалтера, иных сотрудников проверяемого налогоплательщика) о подборе (выборе) поставщиков

8) Протокол допроса свидетеля (сотрудников проверяемого налогоплательщика) об исполнении договоров с проблемным поставщиком и получении первичных учетных документов

9) Экспертные заключения, назначенные в рамках налоговых проверок – экспертиза почерка руководителя на документах по поставке проверяемому налогоплательщику товаров, работ, услуг

10) Протоколы осмотра мест регистрации поставщика, и мест осуществления предпринимательской деятельности (помещений и т.п.)

11) Договор аренды (документы о собственности) на производственные помещения проверяемого налогоплательщика

12) Договор банковского счета проверяемого налогоплательщика

13) Договор банковского счета проблемного поставщика

14) Справки форма 2-НДФЛ на сотрудников проверяемого налогоплательщиков

15) Справки 2-НДФЛ на сотрудников проблемного поставщика

16) Компьютерные исследования электронно-вычислительной техники проверяемого налогоплательщика, изъятой при выемке в порядке ст. 94 НК РФ.  Назначаются при проведении налоговых проверок.

По состоянию на 02 октября 2021 года

Налоговый адвокат Гордон А.Э.

Источник: http://gordon-adv.ru/articles/neobosnovannaya-nalogovaya-vygoda-s-is/

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента

О проблемных поставщиках и должной осмотрительности или как проверить контрагента?

Осмотрительность и осторожность в предпринимательстве

Риск и налоговые последствия

Сбор информации о контрагенте (источники)

Оценка собранной информации

Проверка личности. Недопустимое использование сведений

Конкретные признаки неблагонадежности контрагента по материалам судебной практики

Осмотрительность комиссионера

Действия в чужом интересе и осмотрительность

Осмотрительность и осторожность в предпринимательстве

Должная осмотрительность при выборе контрагента по общему правилу не вменяется законодательством в обязанность при ведении коммерческой или хозяйственной деятельности. Тем не менее напомним, что согласно ст.

 2 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) под предпринимательской понимается осуществляемая на свой риск деятельность, целью которой выступает извлечение прибыли.

То есть, не проявляя осмотрительности, предприниматель рискует своими деньгами.

Осмотрительность в выборе контрагента имеет для хозяйствующего субъекта существенное значение в следующих ситуациях:

  1. При приобретении товаров или работ/услуг плательщиками НДС. Покупатель (заказчик), перечисляя денежные средства контрагенту, одновременно перечисляет ему сумму налога на добавленную стоимость, которую тот обязан в дальнейшем перечислить в бюджет. При неисполнении этой обязанности продавцом (исполнителем) покупатель (заказчик), уменьшая налогооблагаемую базу (производя зачет налога), фактически имеет необоснованную налоговую выгоду.
  2. Продаже товаров или оказании услуг / выполнении работ. Продавец (исполнитель) имеет риск неоплаты или неполной оплаты в том случае, если договором предусмотрена полная или частичная рассрочка оплаты или оплата после передачи товара или приемки работы/услуги.
  3. Заключении сделки во исполнение договора комиссии. Ст. 993 ГК РФ возлагает ответственность на комиссионера, не проявившего необходимую осмотрительность, за неисполнение обязательств третьим лицом.
  4. Действии в чужом интересе. В этом случае ст. 980 ГК РФ прямо предписывается проявление заботливости и осмотрительности.

 Риск и налоговые последствия 

Непроявление осмотрительности и осторожности при выборе контрагента вызывает наибольшие проблемы именно с точки зрения налогового законодательства. Это обусловлено следующим:

  1. Даже проведя полную проверку партнера, организация не может располагать точной информацией о том, перечислил ее контрагент налог в бюджет или нет.
  2. Если партнером, не уплатившим налог, выступило подконтрольное юридическое лицо, такая операция может быть признана искажением фактов хозяйственной жизни (ст. 54 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России «О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 НК РФ» от 31.10.2021 № ЕД-4-9/22123). В этом случае уменьшение налога будет признано неправильным даже при наличии доказательств полной проверки контрагента.
  3. Факт неуплаты партнером налога может всплыть при налоговой проверке, проводимой по прошествии значительного времени. Итогом этого будет не только восстановление суммы налога, ранее принятого организацией к зачету, но и требование об уплате штрафа в размере 20% (ст. 122 НК РФ), а также пеней за весь период с момента получения необоснованной выгоды (ст. 75 НК РФ). 

Обжалуя требование фискального органа, организация должна будет доказать, что:

  • заключая сделку, она не преследовала цель не платить налог;
  • обязательство было выполнено контрагентом (то есть сделка не носила мнимый характер). 

Признаки, свидетельствующие о необоснованной выгоде, перечислены в пп. 4–5 постановления Пленума ВАС РФ «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» от 12.10.2006 № 53. 

Сбор информации о контрагенте (источники) 

С целью снижения риска проверка контрагентов должна производиться максимально тщательно, с использованием различных источников. Основными официальными ресурсами для получения информации могут выступать сайты государственных органов:

  • картотека арбитражных дел;
  • портал фискального органа;
  • база данных судебных приставов-исполнителей. 

Данные о судебных делах и исполнительных производствах могут свидетельствовать о наличии проблем с платежеспособностью контрагента. А с точки зрения предупреждения налоговых рисков наиболее важной является информация, полученная с помощью электронных сервисов на сайте налогового органа:

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • сведения о наличии задолженности по налогам или непредставлении налоговой отчетности;
  • проверка предстоящего исключения из реестра предприятий;
  • сведения о возможной ликвидации или реорганизации;
  • информация из реестра дисквалифицированных лиц;
  • сведения об адресах массовой регистрации;
  • списки фирм, зарегистрированных на подставных лиц;
  • списки лиц, являющихся руководителями нескольких организаций. 

В качестве подтверждения проведенной проверки можно подготовить скриншоты страниц с данными о потенциальном контрагенте и оформить справку за подписью ответственного за проверку специалиста (см., например, об использовании скриншотов при доказывании осмотрительности в постановлении 18-го арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу № А76-4061/2015).

Оценка собранной информации 

После того как была собрана вся имеющаяся в отношении контрагента информация, необходимо провести ее анализ. Оценка риска контрагента должна производиться на основе разумного и комплексного подхода, так как даже наличие отдельных отрицательных признаков не может в полной мере служить поводом для отказа от сотрудничества с этим партнером.

Разберем, какие признаки являются безусловным поводом для прекращения взаимоотношений, а на какие можно закрыть глаза.

Недопустимые признаки:

  • сведения, представленные проверяемым лицом, не соответствуют информации из ЕГРЮЛ (например, другой исполнительный орган, другой ИНН, адрес и т. п.);
  • предстоящее исключение из реестра как по причине признания недействующим юридическим лицом, так и в результате ликвидации является достаточным основанием для отказа от дальнейшего сотрудничества;
  • лицо, выступающее в качестве исполнительного органа контрагента, включено в список дисквалифицированных лиц или является подставным. 

Признаки, которые следует оценивать в комплексе с другими данными:

  • наличие задолженности по уплате налогов может носить как кратковременный, так и постоянный характер;
  • предстоящая реорганизация не всегда означает невозможность заключения сделок, так как при этой процедуре всегда есть правопреемник;
  • адрес массовой регистрации также не является однозначным поводом для отказа от договорных отношений, так как вполне может иметь место при размещении организации в бизнес-центре;
  • ситуации, при которых руководитель исполнительного органа занимает аналогичные посты в нескольких фирмах, также нередки, но и не являются критичными. 

Проверка личности. Недопустимое использование сведений 

При заключении сделки необходимо убедиться в том, что лицо, которое выступает в качестве представителя организации, действительно является ее уполномоченным лицом. К таковым относятся:

Источник: https://rusjurist.ru/dogovory/zaklyuchenie_dogovora/proyavlenie_dolzhnoj_osmotritelnosti_pri_vybore_kontragenta/

Все способы доказать должную осмотрительность при выборе контрагента

О проблемных поставщиках и должной осмотрительности или как проверить контрагента?

Первое, на что следует обратить внимание при проверке контрагента, — информация из общедоступных источников. Главным таким ресурсом является Государственный реестр юридических лиц.

Из него можно получить сведения о регистрации юрлица, его местонахождении, филиалах, реорганизации, ликвидации, учредителях, руководителях, контактных данных компании. Главное — выяснить, не прекратила ли компания свое существование к моменту совершения сделки. Получение выписки из ЕГРЮЛ — важнейший аргумент в пользу проявления осмотрительности. Но далеко не единственный.

Суды сходятся во мнении, что одной лишь выписки недостаточно для проверки контрагента. По мнению судей, наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении юрлица подтверждает только факт его государственной регистрации. Это обстоятельство не может автоматически являться достаточным подтверждением должной осмотрительности и осторожности плательщика.

Ограничение наличных расчетов нарушено. Как учесть расходы

Дело в том, что при регистрации юрлица налоговый орган не может проверить достоверность сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах. Не подтверждает выписка из ЕГРЮЛ и добросовестность контрагентов в сфере налоговых отношений (постановления АС Московского округа от 07.07.16 № А40-127951/2015 и от 26.03.15 № А40-189114/13).

Не лишним будет проверить, есть ли претензии к контрагенту у налоговых органов, судебных приставов и других компаний. Это можно сделать при помощи сайта ФНС России, официального сайта арбитражного суда и Федеральной службы судебных приставов.

На этих ресурсах можно удостовериться в том, что на дату заключения договоров контрагенты не имели задолженности по налогам и сборам, сдавали бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Можно убедиться, что судебные дела с их участием и исполнительные производства в отношении спорных контрагентов отсутствовали.

Этого бывает достаточно для проверки деловой репутации контрагента (постановление АС Северо-Кавказского округа от 10.06.16 № А32-31419/2015).

Должная осмотрительность — какие документы запросить?

Дополнительный плюс в пользу налогоплательщика — получение информации от самих контрагентов. От них потребуется получить копии учредительных и регистрационных документов, документов, подтверждающих личности их директоров. Выписки из налоговой и бухгалтерской отчетности. Также могут быть запрошены банковские карточки с образцами подписей и оттисками печатей.

Непосредственно перед заключением сделок необходимо будет удостовериться в правомочиях тех лиц, которые уполномочены на подписание договорной документации.

Для этого можно запросить, например, копии доверенностей или приказов (постановление ФАС Московского округа от 05.06.13 № А40-116146/12-115-834). Все эти документы нужны для того, чтобы удостовериться в правоспособности компаньонов.

Имея на руках такой арсенал документации, налоговикам будет проблематично ссылаться на непроявление осмотрительности.

Даже в том случае, если налоговики все же откажут в вычете по причине неосторожности в выборе контрагента, суды встанут на сторону налогоплательщика (постановление АС Московского округа от 01.07.16 № А40-71196/2015).

По мнению судей, у организации просто нет причин сомневаться в недобросовестности контрагентов, если все финансово-хозяйственные документы (договоры, счета-фактуры, отчеты о проделанной работе, акты, счета) подписаны генеральными директорами соответствующих компаний.

Когда дробление бизнеса — не налоговая схема

Проявить должную осмотрительность должны налоговики

Проявление осмотрительности должно быть ограничено разумными пределами. Но не с точки зрения налоговиков. Они стараются переложить на плечи налогоплательщиков как можно больше обязанностей. Например, обязанность по контролю за уплатой контрагентами налогов.

Как считают налоговики, распознать уклониста от уплаты налогов покупатель обязан еще на стадии проверки его деловой репутации. При этом они заявляют, что бюджет не должен отвечать за неразборчивость плательщиков в выборе своих контрагентов. И если НДС поставщиками в бюджет не уплачивался, то и покупателю в вычете должно быть отказано. По причине отсутствия средств для возмещения НДС.

Налоговики не учитывают, что налогоплательщики не обладают полномочиями налоговых органов. Они не только не обязаны, но и не вправе следить за уплатой налогов со стороны контрагентов. Функции налогового администрирования возложены на инспекторов.

Нарушение поставщиком налоговых обязанностей является основанием для применения санкций именно к нему. Недобросовестность контрагентов не влечет автоматического признания налоговой выгоды необоснованной. Это объясняется тем, что каждый из контрагентов самостоятельно несет ответственность за выполнение своих обязанностей и независимо друг от друга пользуется своими правами.

В случае неуплаты налога недобросовестными поставщиками налоговые органы вправе решить вопрос о принудительном исполнении ими этой обязанности. Налогоплательщики не должны отвечать за бездействие фискалов (постановления ФАС Поволжского округа от 19.03.09 № А55-4283/2008 и от 22.06.16 № А12-26238/2015).

Проверка должной осмотрительности

Но даже самая скрупулезная проверка контрагентов не гарантирует, что налоговых претензий не будет. Проверенный контрагент может передать компании недостоверные документы. Налоговики считают, что их тоже нужно проверять.

Инспекторы подчеркивают, что проверка подлинности документации — важнейший этап заключения сделки. Добросовестный налогоплательщик не имеет права пренебрегать такой проверкой. И если документы окажутся подложными — это однозначно будет свидетельствовать о неосмотрительности (постановления АС Московского от 26.07.16 № А40-95285/2015 и Северо-Западного от 06.05.16 № А56-31954/2015 округов).

Но даже если компания проверила подлинность документов, представители контрагента впоследствии могут не подтвердить, что участвовали в сделке. Таких последствий ни один даже самый осмотрительный покупатель предвидеть не может.

Именно поэтому суды не всегда принимают во внимание подобные отказы контрагентов. Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 20.04.10 № 18162/09 пояснил, что подписание документов неустановленными лицами не мешает вычету по НДС. Конечно, если будет доказана реальность совершенных операций.

При установлении этого обстоятельства (подписание документов неустановленным лицом) налогоплательщику может быть отказано в применении вычетов лишь в исключительных случаях. Например, если ему было известно о подложности документов. Но доказать это должны налоговики.

Другой аргумент, который может доказывать неразборчивость в выборе компаньонов, — отсутствие их по юридическому адресу. Отказывая в вычете, налоговый орган может сослаться на то, что контрагенты по своему адресу не находятся, а адреса, указанные в учредительных документах, являются адресами массовой регистрации. Данные доводы в большинстве своем признаются судами несостоятельными.

Суды исходят из того, что отсутствие организации по месту регистрации в момент проведения мероприятий налогового контроля не доказывает, что данная организация не находилась там в период осуществления спорных операций.

В свою очередь регистрация юрлиц осуществляется налоговыми органами. Соответственно, именно они наделены правом осуществлять проверку документов, представленных для регистрации.

Регистрация контрагента по подложному паспорту также не может быть проконтролирована налогоплательщиком, так как никаких закрепленных законом прав на проверку этого обстоятельства у него нет. Данный факт подлежит установлению в процессе регистрации поставщика как юридического лица и присвоения ему ИНН (постановление АС Московского округа от 14.03.16 № А40-69092/12-20-384).

Таким образом, суды будут оценивать все доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи. И только совокупность документов, полученных плательщиком из разных источников, поможет отстоять в суде право на вычет. Отдельная документация, например выписка из ЕГРЮЛ, подтвердить проявление осмотрительности не сможет.

Само по себе заключение сделки с организацией, имеющей идентификационный номер налогоплательщика, банковские счета и юридический адрес (это может свидетельствовать лишь о ее регистрации), не является основанием для получения налоговой выгоды. Другое дело, если у контрагентов будут затребованы не только учредительные документы, но и решения о создании, приказы о назначении должностных лиц, сведения из органов статистики.

В момент выбора контрагента заявитель в обязательном порядке также должен проверить полномочия представителей сделки. Все прочие действия, которые плательщик совершать не обязан (контролировать налоговые обязанности и порядок регистрации поставщиков), являются прерогативой самих налоговиков.

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/3971-vse-sposoby-dokazat-doljnuyu-osmotritelnost-pri-vybore-kontragenta

Как проверить контрагента и обезопасить свою компанию при выборе поставщиков, подрядчиков

О проблемных поставщиках и должной осмотрительности или как проверить контрагента?

В свете последних изменений, касающихся представления в составе декларации по НДС данных из книг покупок и продаж, как никогда актуален вопрос проявления так называемой «должной осмотрительности» (см. ниже) при взаимодействии с контрагентами – поставщиками и подрядчиками. Поэтому проверка ООО, которое является вашим потенциальным контрагентом, просто необходима до заключения договора.

По замыслу налоговых органов отныне данные из книг покупок и продаж компании должны сверяться с аналогичными данными, поступившими в составе отчета от всех указанных поставщиков и покупателей (см. наш материал о встречных проверках).

Всегда существует вероятность, что кто-то из Ваших деловых партнеров не проведет нужный счет-фактуру, либо не справится с объемом документов и представит «приблизительную» отчетность. А кто-то вовсе прекратит существование, не отчитавшись за квартал. Недобросовестные поставщики очень часто становятся источником проблем, т.к.

все это может дать повод налоговикам признать заявленные Вами налоговые вычеты по НДС неправомерными и, как следствие, – привести к доначислениям НДС.

Также выявленные расхождения в Вашей отчетности и отчетности недобросовестного поставщика могут послужить основанием для назначения выездной налоговой проверки.

Выявленные расхождения в Вашей отчетности и отчетности контрагента могут послужить основанием для назначения выездной налоговой проверки

При выездных проверках налоговики тщательно изучают взаимоотношения с контрагентами: кому из поставщиков и в каком размере перечислялись денежные средства (это видно из банковской выписки, доступ к которой налоговые органы могут получить самостоятельно), а также – от кого были приняты к учету расходы, что видно из документов (актов, накладных, счетов-фактур).

Важно!

Если будет выявлено, что расходы необоснованно приняты к учету, это приведет к большим доначислениям: примерно 20% от суммы неправомерно учтенных расходов. Доначисления делаются по всем контрагентам, по которым обнаружились расхождения, за весь период проверки (как правило, это 3 года).

Доначисления грозят и тем, кто применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы».

Оспаривать доначисления из-за недобросовестных поставщиков придется в суде, где будут иметь значение любые доказательства того, что сделки действительно были, а компания при выборе своего поставщика проявила «должную осмотрительность».

Что значит «должная осмотрительность»?

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и он мог знать о нарушениях, допускаемых контрагентом.

К сведению, Налоговый кодекс РФ и законодательство о налогах и сборах не устанавливают такого понятия как «должная осмотрительность».

Оно впервые появилось в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. В нем суд разъяснил, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Какие контрагенты привлекают внимание налоговиков?

В первую очередь под пристальное внимание инспекторов подпадают контрагенты, при взаимоотношении с которыми выявлено:

  1. отсутствие у Вас личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  2. отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  3. отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  4. отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, производственных или торговых площадей;
  5. отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта и т. п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (СМИ, наружная реклама, сайты и т. д.) о других участниках рынка идентичных или аналогичных товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
  6. отсутствие информации о государственной регистрации контрагента (узнать о том, был ли зарегистрирован Ваш контрагент в ЕГРЮЛ на дату сделки, можно на сайте ФНС России npchk.nalog.ru).

Как подтвердить проявление «должной осмотрительности»?

Наш опыт показывает, что очень важно наличие общедоступной информации о контрагенте (публикации в СМИ, наружная реклама, сайт в интернете и т.д.). Даже обычный сайт-визитка, который можно сделать бесплатно собственными силами, снижает риск претензий со стороны налоговой.

Даже обычный сайт-визитка, который можно сделать бесплатно собственными силами, в значительной степени снижает риск претензий со стороны налоговой

Ну и, безусловно, важно на этапе заключения договора запросить у контрагента комплект учредительных документов.
Зачастую, по тем или иным причинам, контрагенты не хотят предоставлять документы, ссылаясь на коммерческую тайну.

Однако, как следует из статьи 5 Федерального закона от 29.07.

2004 № 98-ФЗ, некоторые сведения не составляют коммерческую тайну, то есть хозяйствующий субъект не вправе отказывать заинтересованным лицам в предоставлении им информации, ссылаясь на режим коммерческой тайны.

Важно!

К информации, не являющейся коммерческой тайной, относятся сведения:

  • содержащиеся в учредительных документах юридического лица и документах, подтверждающих факт внесения записей о компаниях и ИП в соответствующие госреестры;
  • содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за эти нарушения;
  • о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юрлица;

Следовательно, для проверки контрагента у него можно запросить копии:

  1. Учредительных документов;
  2. Свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ;
  3. Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  4. Лицензий или документов, подтверждающих членство в СРО, если оно требуется в связи с осуществлением того или иного вида деятельности (строительная, аудиторская и т.п.);
  5. Приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы;
  6. Сведений о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности (информация об этом размещена сайте ФНС России https://service.nalog.ru/zd.do).

Кроме того, целесообразно собирать и хранить следующую информацию:

  1. Коммерческие предложения и преддоговорную переписку с контрагентом (например, электронную переписку с контактными лицами контрагента);
  2. Информацию о том, каким образом данный контрагент был найден (например, распечатки из интернета);
  3. Информацию о сотрудниках контрагента, с которым осуществлялся контакт (менеджеры по продажам, и т.д.).

Все это поможет защитить Ваши интересы, если у налоговых органов возникнет вопрос о проявлении Вами «должной осмотрительности» при выборе контрагентов.

Также некоторые компании в целях безопасности запрашивают:

  1. копии бухгалтерской и налоговой отчетности;
  2. копии платежных поручений, подтверждающих оплату налогов в бюджет;
  3. справку об отсутствии задолженности перед бюджетом;
  4. копию паспорта Генерального директора и иную личную информацию.

Однако мы считаем, что не стоит ставить под удар возможные деловые отношения в случае, если Ваш контрагент откажется предоставить подобные сведения.

Быстро проверить контрагента позволяют сервисы 1С: «Контрагент» и «Автоматическая сверка счетов-фактур», а также это можно сделать через общедоступный реестр, который ведет ФАС России на сайте rnp.fas.gov.ru

Как быстро проверить контрагента?

Вы сможете обезопасить себя от необоснованных претензий со стороны налоговой, используя современные способы оценки добросовестности контрагента. Проверка компании-контрагента, к примеру, возможна при помощи сервиса «1С: Контрагент», который включает в себя следующие возможности:

  • проверка реквизитов контрагента по ИНН/КПП на сервере ФНС (проверка реквизитов организации позволит избежать ошибок в счетах-фактурах, книгах покупок и продаж, а также в журналах учета счетов-фактур).
  • автозаполнение реквизитов контрагента по ИНН на основе ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • предоставление сведений, полезных для оценки благонадежности контрагентов через «Досье контрагента» (в нем, например, указывается, является ли генеральный директор контрагента массовым директором, а адрес контрагента – адресом массовой регистрации; кроме этого, сервис позволяет поддерживать всю регистрационную информацию о контрагенте в актуальном режиме. Т. е. программа проверки контрагентов подскажет, если вдруг компания сменила налоговую или генерального директора).

Еще одним сервисом 1С, позволяющим проверить поставщика и тем самым обезопасить себя от претензий налоговиков, является «Автоматическая сверка счетов-фактур».

С помощью этого сервиса можно произвести сверку между контрагентами перед отправкой отчетности по НДС. Учитывая особенности нового требования налоговых органов, это позволит Вам добиться полного совпадения сведений по счетам-фактурам.

Проверить компанию на добросовестность можно и через общедоступный реестр, который ведет ФАС России на сайте http://rnp.fas.gov.ru/.

Кстати, проверка добросовестности контрагентов является стандартом нашей работы при оказании услуг бухгалтерского аутсорсинга.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/kak-obezopasit-svoiu-kompaniiu-pri-vybore-postavshchikov-podriadchikov-2200/

Проверка контрагента. Должная осмотрительность при выборе контрагента 2021

О проблемных поставщиках и должной осмотрительности или как проверить контрагента?

Ситуация, когда вполне приличная компания нанимает подрядчика и впоследствии, столкнувшись с определенными проблемами (например, необоснованными вычетами по НДС и неподтвержденными расходами по сделке с подрядчиком), выясняет, что он является «фирмой-однодневкой», фактически носит массовый характер.  

В письме ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84 «фирма-однодневка» определяется как юрлицо, не обладающее фактической самостоятельностью и созданное без цели ведения предпринимательской деятельности. Такие фирмы обычно не представляют налоговую отчетность и имеют много других отличительных признаков, которые должны настораживать.

«Фирмы-однодневки» искусственно включаются в цепочку хозяйственных связей.

«Противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему «фирмы-однодневки», которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности», отмечается в письме ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84.

Проблема заключается в том, что пока предотвратить появление «фирм-однодневок» законодательным способом не получается.

Поэтому любой налогоплательщик находится в зоне риска — он не застрахован от того, что налоговые органы в ходе проверки не обнаружат в числе его контрагентов «фирмы-однодневки».

Защитить себя они могут только одним способом — внимательнее относиться к выбору контрагентов и проявлять должную осмотрительность.

Узнайте важнейшую информацию о любой компании в одном окне 

Узнать больше

Что такое должная осмотрительность?

Законодательство не содержит конкретного определения понятия «должная осмотрительность», однако этот термин упоминается и к нему есть отсылки. Ведущий вебинара Контур.

Школы «Должная осмотрительность при выборе контрагента» Александр Пятинский, специалист в области бухгалтерского учета и налогообложения, обращает внимание на то, что понятие должной осмотрительности при выборе контрагента зародилось еще в 2003 году, когда появилось Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 №329-О.

В Федеральном законе от 18.07.2021 №163-ФЗ внес изменения в часть первую НК РФ, в результате появилось понятие «необоснованная налоговая выгода», которая влияет на должную осмотрительность при выборе контрагента.

Если компания не проявляет должную осмотрительность, следовательно, она получает необоснованную налоговую выгоду, работая с недобросовестными контрагентами. Информацию о том, кто относится к таким контрагентам, законодательство тоже не содержит.

При этом последствия от работы с такими контрагентами могут быть серьезными, а именно — доначисление налогов.

Таким образом, проявление должной осмотрительности можно рассматривать как один из способов проверки контрагента, а саму должную осмотрительность как комплекс мероприятий по проверке контрагента, который компания разрабатывает самостоятельно. 

Что такое необоснованная налоговая выгода?

Любая предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (письмо ФНС РФ от 23.01.2013 № АС-4-2/710@). Извлечение прибыли — это вообще суть деятельности коммерческой организации.

Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Oб оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» ввело в правовой оборот понятие налоговой выгоды.

Что оно означает? Уменьшение размера налоговой обязанности в результате уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

То есть это все те случаи из Налогового кодекса, позволяющие компаниям платить меньше налога. Это нормальная допустимая налоговая выгода.

Но есть и другая выгода, которую определяет Пленум: те предприниматели, которые минимизирует налогообложение в виде уклонения от налогов, получают так называемую необоснованную налоговую выгоду.

В каких случаях налоговая выгода может быть признана необоснованной? В случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Классический пример: компания  нанимает подрядчика для выполнения определенной услуги и платит ему за это деньги, при этом услуги оказывают штатные сотрудники компании.

Важно понимать, что сам факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Но есть два случая, когда одна компания имеет проблемы от того, что другая компания ведет свою деятельность недобросовестно.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговая докажет, что:

  • налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом;
  • деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей (п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).

И если во втором случае речь идет о совершенно осознанных действиях налогоплательщика, то в первом подразумевается, что можно предпринять усилия, чтобы предотвратить неприятную ситуацию.

Как проявить должную осмотрительность? 

В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок представлены 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

В частности, сигналами могут являться следующие случаи: налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли; в бухгалтерской или налоговой отчетности отражены убытки на протяжении нескольких налоговых периодов; в налоговой отчетности указаны значительные суммы налоговых вычетов за определенный период и др.

Самое главное, что необходимо понимать в связи с должной осмотрительностью: если вы ничего не делаете для того, чтобы предотвратить негативные последствия, то вы не проявляете должную осмотрительность.

Так, например, если вы не имели личных контактов с контрагентом, если у вас нет документального подтверждения полномочий людей, которые подписывали с вами контракт, если у вас нет копий удостоверений личности этих людей, то вы не проявили должную осмотрительность.

Советы о том, что нужно делать, чтобы проявить должную осмотрительность при выборе контрагента, дает Алексей Петров, налоговый консультант, автор вебинара Контур.Школы «Должная осмотрительность при выборе контрагента».

Источник: https://kontur.ru/articles/2694

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.