+7(499)495-49-41

О налоговых правонарушениях

Содержание

Ответственность за налоговые правонарушения в 2018-2019 годах

О налоговых правонарушениях

Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

«Налоговые» особенности административной ответственности

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

За что еще накажут по КоАП РФ

Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности за налоговые правонарушения:

  • административную — согласно КоАП РФ;
  • уголовную — по Уголовному кодексу;
  • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

В данной рубрике мы рассказываем об административной ответственности, причем только сферой налогов не ограничиваясь. Но начнем все же именно с них.

«Налоговые» особенности административной ответственности

Останавливаться на всех принципах адм. ответственности не будем. Отметим только ключевые для налоговой сферы.

1. Административная ответственность — дополнительная.

О том, что ответственность за налоговые правонарушения может следовать не только по НК РФ, непосредственно в нем и говорится. В ст. 108 есть положение, согласно которому наложенный на организацию налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ.

Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:

  • для организации — по соответствующей статье Налогового кодекса;
  • лично для кого-то из должностных лиц (директора, главбуха и др.) —уже по статье КоАП РФ.

2. Должностное лицо как субъект административной ответственности за налоговые правонарушения.

В качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации. Но только не в случае с налогами. Для данной категории нарушений санкции по КоАП РФ установлены только для должностных лиц.

Что, впрочем, вполне объяснимо. Наложение дополнительного административного штрафа на организацию, которая уже подверглась налоговому штрафу, означало бы нарушение принципа однократности привлечения к ответственности.

А это недопустимо.

3. Основная мера ответственности за налоговые правонарушения по КоАП РФ — денежный штраф.

КоАП РФ предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и даже административным арестом. Но за налоговые проступки в большинстве случаев налагается штраф. За некоторые нарушения предусмотрено и предупреждение, но его на практике применяют редко.

4. Для административного штрафа обязателен налоговый состав.

В ситуации, когда есть действующее решение ИФНС о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение, все достаточно ясно. Нарушение выявлено, решение принято, ответственность легла на организацию и, например, ее руководителя.

А как быть, если решение контролеров обжаловано и налоговый штраф снят? Административный при этом остается?

Ответ вы узнаете из данной публикации.

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

Случаи, когда применяется административная ответственность за налоговые правонарушения, собраны в гл. 15 КоАП РФ.

Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

  1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения.
Ответственность за налоговое правонарушение
По КоАП РФПо НК РФ
Ст. 15.5:

  • штраф 300–500 руб.;
  • возможно предупреждение
Ст. 119:

  • штраф за каждый, в т. ч. неполный, месяц просрочки —по 5% от размера налога, не уплаченного на основании задержанной декларации (максимум 30% от этой суммы, минимум 1 000 руб.)
Подробную информацию ищите здесь.

Важно! За аналогичное нарушение при сдаче бухотчетности в органы статистики штраф будет уже по другой статье.

Об этом читайте здесь.

  1. Неподача документов и информации, необходимых налоговикам для контрольных мероприятий.
Ответственность за налоговое правонарушение
По КоАП РФПо НК РФ
Ст. 15.6:Налагается:

  • за просрочку сдачи документов и информации;
  • отказ их подать;
  • представление в неполном объеме или с искажениями
Ст. 126 — штраф:

  • 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1);
  • 10 000 руб. (п. 2).

Ст. 129.1:

  • штраф от 5 000 до 20 000 руб.
О разграничении составов ст. 126 и 129.1 НК РФ при встречных проверках читайте в этой статье.
Ответственность за налоговое правонарушение
По КоАП РФПо НК РФ
Ст. 15.11 КоАП РФ:Налагается, если сумма фискальных платежей занижена не менее чем на 10%, а причина тому — искажение бухгалтерских данных.Внимание! С 10 апреля 2016 г.  штрафы увеличены, а список провинностей дополнен.См. «Ужесточеныадминистративные штрафы за нарушения в бухучете».Освободит от ответственности за налоговое правонарушение в данном случае:

  • подача уточненки с уплатой налога и пеней;
  • исправление ошибки до утверждения бухотчетности
Ст. 122:

  • штраф от 20 до 40% от неуплаченной суммы.

Ст. 123:

  • штраф 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом
О штрафе по ст. 122 НК РФ читайте здесь.А штрафу по ст. 123 НК РФ посвящен этот материал.
  1. Нарушение срока постановки на налоговый учет.
Ответственность за налоговое правонарушение
По КоАП РФПо НК РФ
Ст. 15.3:

  • штраф от 500 до 3 000 руб.
Ст. 116:

  • штраф от 10 000 руб.;
  • за деятельность без регистрации могут взыскать 10% доходов (минимум 40 000 руб.)

Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.

Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.

За что еще накажут по КоАП РФ

Итак, органы госвласти могут привлечь по КоАП РФ компанию к ответственности за налоговые правонарушения. Но это только незначительная часть нарушений.

Особенная часть кодекса содержит 17 глав, где упоминаются проступки в сфере природопользования и строительства, сельского хозяйства и транспорта, предпринимательства и таможенных правил. Перечислять все мы не будем. Остановимся только на тех сферах, которые важны для нашей ключевой аудитории, то есть специалистов финансового и кадрового профиля.

Итак, за что же еще, кроме налогов, может быть ответственна бухгалтерия?

Во-первых, за кассу. А точнее, за нарушение кассовой дисциплины.

Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за нее читайте в наших статьях:

Во-вторых, за нарушения при работе с ККТ. Например, административный штраф предусмотрен за нарушения:

  • при регистрации ККТ в ИФНС;

Об одном из них читайте здесь.

  • или при ее использовании.

О том, какая настройка на кассовом аппарате может создать проблемы и повлечь штраф, узнайте из этой публикации.

Кроме того, ответственность часто возникает из-за отношений с органами статистики. Необходимо помнить о том, что для данного штрафа могут быть 2 основания, а соответственно, и 2 разные статьи КоАП РФ:

  • несдача бухотчетности, о которой мы упоминали выше;

Размер штрафа ищите здесь.

  • несдача непосредственно статистических отчетов.

Напомним, что в конце прошлого года эти штрафы существенно выросли. Подробнее см. здесь.

Что касается нарушителей-«трудовиков», то им следует опасаться ст. 5.27 КоАП РФ. И если в отдельных ситуациях штраф вполне объясним и предсказуем, в частности при отсутствии оформленных трудовых договоров или договоров ГПХ с работниками (об этом см. здесь), то в других он может стать полной неожиданностью, как, например, в случае с экстренным отпуском работника.

Что опасного в незапланированном отпуске, узнайте из этой статьи.

Как видите, КоАП РФ содержит достаточное количество оснований для санкций и в отношении неналоговых нарушителей. Вот почему ограничиваться только ответственностью за налоговые правонарушения мы не стали и рассказываем в этой рубрике обо всех новостях и спорных ситуациях, с которыми наши читатели могут столкнуться в работе.

Источник: https://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/administrativnaya_otvetstvennost/

Налоговое правонарушение

О налоговых правонарушениях
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Правонарушения » Налоговое правонарушение

Состав налогового правонарушения включает в себя четыре элемента.

Налоговые правонарушения, согласно нормам налогового законодательства, это действия плательщика налогов и сборов, которые нарушают действующие нормы налогового права. Под деяниями понимаются как действия (в том числе и не осознанные), так и бездействия. Например, когда плательщик не платить вмененные ему налоги и сборы.

Несмотря на то, что действие или бездействие плательщика, в результате которого возникает налоговое нарушение, к ответственности привлечь можно не всех плательщиков и не всегда. Так, Налоговым Кодексом предусмотрен ряд ситуаций, в которых налоговое правонарушение не приводит к ответственности виновного лица.

Определение налогового правонарушения впервые было дано в 1996 году Конституционным судом РФ. Уже после этого в Налоговом Кодексе была отведена отдельная статья для определения.

Налоговые правонарушения являются нарушениями, которые выявляют налоговые органы в отношении плательщика.

При этом для того, чтобы за найденные нарушения наступила ответственность плательщика по нарушениям, налоговым органам необходимо доказать виновность этого плательщика.

Налоговое правонарушение признается совершенным тогда, когда налоговый орган обнаруживает это нарушение при проверке в отчетный налоговый период. При этом плательщик со своей стороны обязан только вовремя представлять на рассмотрение налоговых органов необходимую документацию.

Состав налогового нарушения

Под составом налогового нарушения понимается целая совокупность различных признаков, в рамках налогового законодательства, которые позволяют считать, что имеет место именно налогового нарушение со стороны участника налоговых правоотношений.

Совершение налогового правонарушения не всегда влечет ответственность участника налоговых отношений. Например, в случаях, когда при рассмотрении дела, становится известно, что никакого факта нарушения нет. То есть отсутствует состав нарушения и преступления.

Совершение налогового правонарушения еще не является основанием для наступления ответственности.

Например, если плательщику не исполнилось на момент нарушения 16 лет, то привлечь его к ответственности нельзя. Или если в ходе рассмотрения дела, не было найдено никаких доказательств виновности плательщика.

Основная задача налогового органа, который обнаружил правонарушение, заключается в изыскании доказательств вины, в противном случае к плательщику будет нечего предъявить. Поскольку плательщик не обязан доказывать свою невиновность.

Налоговые правонарушения условно по составу делятся на четыре группы: объект и субъект, объективная сторона и субъективная сторона. Объектом всегда являются гражданско-правовые отношения, которые нарушаются в результате совершения налогового преступления.

Так, если плательщик не вносит вовремя плату по налогам и сборам, то нарушаются его правоотношения с государством, поскольку плательщик не исполняет свои обязательства перед ним, не пополняет государственный бюджет.

Субъект налогового правонарушения – это плательщик, который совершил налогового правонарушение. Это может быть, как отдельный плательщик – физическое лицо, так и целая организация, индивидуальный предприниматель, должностное лицо, в результате действия или бездействия которого наступило нарушение со стороны всей организации, которую он представляет.

Объективной стороной в составе налогового правонарушения является то самое действие, которое привело к нарушению. Например, плательщик не уплатил причитающийся ему налог. Действие по неуплате является объективной стороной состава налогового правонарушения.

Под субъективной стороной понимается то, как именно было совершено нарушение. Так, выделяется две субъективные стороны: по неосторожности (в том числе и по незнанию) и осознанное.

Например, если плательщик следовал указаниям, которые в письменном виде дал ему налоговый орган, и эти требования привели к нарушению действующего налогового законодательства, то субъективная сторона состава нарушения является неосознанной.

Плательщик не умышленно совершил противоправное деяние, ответственность за которое он может и не понести. Состав налогового правонарушения подразумевает, что для доказательства факта самого нарушения должны существовать все 4 составляющие.

Виды налоговых правонарушений условно подразделяются по объекту нарушения на две категории:

  • нарушения в сфере контроля (в том числе при проверке в налоговой сфере);
  • нарушения, имеющие экономическую подоплеку – не уплата налогов и сборов.

Виды налоговых правонарушений необходимы для того, чтобы налоговые органы правильно изыскивали доказательства существования нарушения. Так, при нарушениях в финансовых вопросах для установления факта нарушения достаточно проверить, насколько своевременно плательщик вносил плату по причитающимся ему налогам и сборам.

Помимо условных видов нарушений в налоговой сфере, существует утвержденный перечень налоговый правонарушений по разновидностям. Ему отведена 16 Глава Налогового кодекса.

Признаки налогового нарушения

Налоговые правонарушения в своем понятии уже содержат необходимые для доказательства преступления или нарушения признаки. К ним можно отнести:

  • какое-либо действие или бездействие;
  • виновное действие;
  • нарушающее права действие;
  • то деяние, за которое уже предусмотрена ответственность для лиц-участников налоговых отношений.

Так, действие по неуплате налога считается сразу и действием, и виновным действием, и нарушающим права участников отношений в налоговой сфере действием, и действием, за которое уже предусмотрена ответственность. То есть все 4 признака соблюдены.

Однако для того, чтобы налоговое нарушение признавалось совершенным, вину плательщика или участника налоговых отношений еще нужно доказать.

То есть налоговый орган самостоятельно должен изыскать все доказательства, согласно которым вина лица будет бесспорной.

Примечательно, что существуют ситуации, в которых в ходе рассмотрения дела выясняется, что плательщик остается невиновным, а налоговые органы находят ошибки в своем исполнении обязательств по контролю за исполнением налоговых норм. Так, в судебной практике имеют место ситуации, когда к плательщику предъявляется требование уплатить налог или сбор, который им уже был уплачен.

При этом налоговый орган представляет доказательства виновности плательщика, а плательщик в свою очередь представляет свои доказательства о невиновности.

Например, квитанцию об уплате налога или сбора.

В этом случае судебные органы всегда встают на сторону плательщика, поскольку последний исполнил свои обязательства, состава нарушения нет, признаки налогового правонарушения не были исполнены.

Призвать к ответственности невиновное в деянии лицо налоговый орган не вправе. При этом если плательщик считает себя невиновным, а налоговый орган вынес решение о его виновности, плательщик вправе обратиться в суд для восстановления своей невиновности и пересмотра дела уже с новыми доказательствами и всеми обстоятельствами.

Все признаки налогового нарушения носят нормативный характер, они прописаны на законодательном уровне, и без обнаружения признаков нарушения и выявления состава налоговый орган не вправе говорить о факте наступления налогового правонарушения и о том, что у этого нарушения есть конкретный виновник.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/pravonarusheniya/nalogovoe-pravonarushenie.html

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях. Вынесение решения по результатам налоговой проверки

О налоговых правонарушениях

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах — это охранительное правоотношение, возникающие на ос­новании законодательства о налогах и сборах между государством и нарушителем законодательства относительно возложения на ви­новного субъекта дополнительной обязанности, связанной с лише­ниями личного и материального характера.

Налоговое правонарушение – виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

Состав налогового правонарушения:

    • объект,
    • объективная сторона,
    • субъект и
    • субъективная сторона.

Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ (ст. 107 НК РФ):

    1. организации;
    2. физические лица ― с шестнадцатилетнего возраста.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

    1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

    2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
    3. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

    4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

    5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.
    6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

      Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

      Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    7. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.

    8. Ответственность за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, несет соответствующий участник такого договора, если иное не установлено НК РФ.

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 109)

    • отсутствие события налогового правонарушения;
    • отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
    • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
    • истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях

Статья 100.1 НК РФ устанавливает, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ)

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе:

    • участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя;
    • до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика (консолидированной группы налогоплательщиков) были представлены в налоговый орган с нарушением сроков, установленных НК РФ, полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением НК РФ. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

    1. устанавливает, совершал ли налогоплательщик нарушение законодательства о налогах и сборах;
    2. устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
    3. устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    4. выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий 1 месяц (два месяца – при проверке консолидированной группы налогоплательщиков), дополнительных мероприятий налогового контроля.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

    1. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    2. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения (для консолидированной группы налогоплательщиков ― по истечении 20 дней со дня вручения ответственному участнику этой группы). При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение 5 дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.

После вынесения решения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Подробнее об обеспечительных мерах

Обеспечительными мерами могут быть:

  1. запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  2. приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ.

По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи, на:

  1. банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;
  2. залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном статьей 73 НК РФ;
  3. поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном статьей 74 НК РФ.

Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер в течение пяти дней после дня его вынесения вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.

В случае направления копии решения по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/poryadok-rassmotreniya-del-o-nalogovich-pravonarusheniyach-vinesenie-resheniya-po-rezultatam-nalogovoy-proverki

Специфика понятия и степени виновности

К ответственности за этот вид правонарушений привлекаются как юридические (организации, компании), так и физлица. Наказание физических лиц следует после достижения 16-ти лет. Регламентирует меры наказания гл.16 НК России.

Выделяют несколько категорий лиц, наиболее часто осуществляющих правонарушения в отношении налоговых сборов:

  • Налогоплательщики;
  • Налоговые агенты;
  • Лица по налоговому контролю.

В НК РФ принято различать степень виновности за противоправное деяние, влекущее налоговое правонарушение. Так, лица могут переступать закон умышленно или по собственной неосторожности.

Умышленное правонарушение совершается лицом, которое четко осознавало противоправность действия/бездействия; которое допустило или содействовало осуществлению противоправного деяния. Правонарушение по неосторожности – другая степень ответственности.

В подобном случае лицо не осознает последствий, к которым приводит его действие/бездействие в отношении законодательства о налоговых сборах.

В целом, следует различать понятия «правонарушение» и «преступление». Налоговое преступление карается УК Российской Федерации, а правонарушение (в административном порядке) – НК РФ.

Виды налоговых правонарушений и взыскания

Как правило, доказанное правонарушение сопровождается штрафными и административными взысканиями, применяемыми в отношении лица. Это могут быть штрафы, изъятие процентов от общего дохода, увольнения без последующего права занимать должность в органах налогообложения и т.д.

К наиболее распространенным правонарушениям относят:

  • Несоблюдение сроков постановки на учет в органы по налоговому контролю – 5 тыс. рублей штрафа.
  • Несоблюдение сроков постановки на учет на 90 дней и более – 10 тыс. рублей штрафа.
  • Ведение ИП без регистрации в службах налогообложения – взыскание процентов с доходов.
  • Несвоевременная подача заявления об открытии ИП – 5 тыс. рублей штрафа (ссылаясь на НК России ч.1).
  • Несвоевременный отчет о декларациях по налогам – взыскание процента от общего налога, подлежащего выплате.
  • Намеренное занижение базы, облагаемой налогами – взыскание 10% от общей суммы невыплаченного взноса (в соответствии с пп.8-9).
  • Неуплата взносов в виду занижения налоговой базы – от 20 до 40% неуплаченной суммы.
  • Препятствование лицу, осуществляющему налоговую экспертизу – штраф 5 тыс. рублей.
  • Несоблюдение порядка использования и владения арестованным имуществом.

В независимости от вида правонарушения необходимо доказать факт его совершения. Поэтому юридически любое противоправное деяние должно состоять из 4-х элементов:

  • Объекта – защищенные ценности, которым вредит лицо в результате противозаконных деяний.
  • Субъекта – лица, совершившие противоправное деяние.
  • Объективной стороны – собственно правонарушение, за которое лицо несет ответственность, установленную НК РФ.
  • Субъективной стороны – доказательство фактического умысла, вины или неосторожности.

Как правило, ключевая мера ответственности за неправомерное деяние в области уплаты налогов – санкции. Законодательно санкции применяются в виде штрафов, размер которых определяет гл. 16 НК России.

В законодательстве существуют главы о превентивных взысканиях, например, п.1 ст. 114 Налогового кодекса РФ.

Основная задача превентивных мер – предотвращение повторного нарушения в сфере налогов и других сборов.

Уголовная ответственность – высшая мера наказания

Лица, совершившие неправомерные действия в отношении налогов и сборов могут попасть под главу 22 УК РФ – «Преступления в сфере экономики». Кроме того, уголовные преступления по налоговым выплатам регулируются статьями: 198, 199 (и поправками к ним).

Состав уголовного преступления образуют три категории правонарушений:

  • Неисполнение обязанностей лицом, работающим в налоговых службах.
  • Уклонение от уплаты налоговых сборов.
  • Занижение налоговой базы (сокрытие имущества и доходов, которые служат основанием для налоговых выплат).

Уголовная ответственность предполагает выплату штрафов. Однако если физическое или юридическое лицо не в состоянии оплатить финансовую санкцию, ее лишают свободы. При этом сроки лишения свободы зависит от конкретной статьи, по которой открыто судопроизводство.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/12642-nalogovoe-pravonarushenie

Рассмотрение дел о налоговых правонарушениях, Комментарий, разъяснение, статья от 25 августа 2008 года

О налоговых правонарушениях

Российский налоговыйкурьер, N 17, 2008 год

Рубрика: Налоговое администрированиеПодрубрика: Налоговый контрольС.А.Тараканов,Контрольное управление ФНС России

Публикация подготовленапри участии специалистов ФНС России

По результатам налоговойпроверки составлен акт установленной формы. Если в ходе проверкибыли выявлены нарушения, то оформление акта является отправнойточкой для начала процедуры привлечения лица, в отношении которогопроводилась проверка, к налоговой ответственности.

Как проходитданная процедура, какими правами при этом обладаетналогоплательщик, рассмотрено в статье.

Механизм налогообложениядолжен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов исборов с обязанных лиц и одновременно надлежащий правовой характердеятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной сизъятием средств налогообложения. На это указал Конституционный судРФ в постановлении от 14.07.2005 N9-П.

Порядок рассмотрения дело налоговых правонарушениях изложен в статье101 НК РФ. Обязанности налоговых органов, которые относятся ксущественным условиям данной процедуры, перечислены в пункте14 статьи 101 НК РФ.

Налоговые органы должны предоставитьвозможность лицу, в отношении которого проводилась проверка,участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверкилично и (или) через представителя и давать объяснения.

Нарушение существенныхусловий является основанием для отмены вышестоящим налоговыморганом или судом решения налогового органа о привлечении лица кответственности за совершение налогового правонарушения.

Актналоговой проверки

Результаты проведеннойналоговой проверки оформляются актом, который подписываетсяуполномоченными лицами. При выездной налоговой проверке актсоставляется независимо от того, выявлены нарушениязаконодательства о налогах и сборах или нет.

Согласно пункту 1статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки актоформляется в течение двух месяцев со дня составления справки опроведении такой проверки.

При камеральной налоговойпроверке акт составляется, только если в ходе ее проведениявыявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах.

Наоформление акта отводится десять рабочих дней с момента окончаниякамеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверкиподписывают все лица, проводившие ее, а также проверяемое лицо либоего представитель (п.2ст.100 НК РФ).

Если лицо, в отношении которого проводиласьналоговая проверка, или его представитель отказывается подписатьакт, об этом в акте делают запись.
Обратите внимание: фактподписания акта не означает безоговорочного согласияналогоплательщика с содержащимися в нем выводами. Подписание любогодокумента направлено прежде всего на то, чтобы зафиксировать егосодержание.

Поэтому в интересах налогоплательщика подписатьакт.

Итак, оформлениерезультатов выездной налоговой проверки актом, в котором изложеныконкретные факты налоговых правонарушений, – обязательное условиедальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика кответственности и применения механизмов принудительного взысканияналогов.

При отсутствии акта налоговой проверки решение налоговогооргана о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика кналоговой ответственности рассматривается как вынесенное безналичия на то законных оснований.

Формы актов выездной икамеральной налоговых проверок, а также требования к их составлению(далее – требования) утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.

При составлении актапроверки необходимо обеспечить идентичность всех его экземпляров, втом числе по количеству и составу приложений к нему, являющихсянеотъемлемыми частями акта.

Как правило, актналоговой проверки вручается вместе со всеми указанными в немприложениями. Однако допускается вручать акт без приложений,которые были сформированы на основе доказательств, полученных вустановленном порядке от проверяемого лица. Дело в том, что встатьях 65 и 66 АПК РФ непредусмотрено раскрытие доказательств перед лицами, у которыхсоответствующие доказательства (документы) уже имеются.

БУКВА ЗАКОНА

Приложения к актувыездной налоговой проверки

Какту выездной (повторной выездной) налоговой проверки могутприлагаться:

-ведомости, таблицы и другие материалы, содержащие сгруппированныефакты однородных массовых нарушений, выявленные в ходе выезднойналоговой проверки. Порядок их оформления приведен в подпункте “г”пункта 1.8.

2 требований;
-материалы, полученные в ходе мероприятий налогового контроля;

-иные документы и предметы, составляющие доказательственную базу повыявленным в ходе выездной налоговой проверки нарушениямзаконодательства о налогах и сборах, на которые в акте налоговойпроверки имеются ссылки.

Перечень документов иматериалов, которые прилагаются к акту выездной (повторнойвыездной) налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговоморгане, содержится в пункте 1.14 требований.

Это, в частности,решения налогового органа о проведении (приостановлении,возобновлении, продлении) налоговой проверки, требования опредставлении документов (информации), справка о проведеннойпроверке. Указанные документы не являются обязательнымиприложениями к акту.

Кроме того, к актувыездной налоговой проверки могут прилагаться решения налоговогооргана, принятые в ходе выездной налоговой проверки в отношениипроверяемого лица, если на момент составления акта их копии не быливручены (направлены) налогоплательщику в соответствии стребованиями статьи21 НК РФ.

Комувручается акт налоговой проверки

Акт налоговой проверкивручается проверяемому лицу или его представителю под расписку.Документ может быть передан и иным способом, свидетельствующим одате его получения указанным лицом либо его представителем. Этоследует из пункта 5статьи 100 НК РФ.

Впунктах 1 и 3 статьи26 НК РФ записано, что налогоплательщик вправе участвовать вотношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах,через законного или уполномоченного представителя, если иное непредусмотрено Налоговым кодексом.Полномочия представителя должны быть документально подтверждены.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организацииосуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемойв порядке, установленном гражданским законодательством (п.3ст.29 НК РФ).

Таким образом, налоговыеорганы вручают копии акта налоговой проверки, проведенной вотношении налогоплательщика-организации:

-законным представителям организации, сведения о которых содержатсяв Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН);

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902119924

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.