+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Новые правила проведения налоговых проверок

Содержание

Налоговая проверка: камеральная, выездная, встречная

Новые правила проведения налоговых проверок

Приближающийся конец финансового года для многих компаний ассоциируется с возрастающей активностью фискальных органов. С точки зрения налоговиков, наиболее результативный метод выявления нарушений налогового законодательства – налоговая проверка. Что включает в себя каждая из них, каковы их цели и правила проведения, подробно разберем в этой статье.

Виды налоговых проверок

Налоговая проверка представляет собой одну из форм контроля, осуществляемого инспекцией в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговым кодексом РФ предусмотрено две разновидности проверок: камеральные и выездные.

Отдельной формой проверки считается встречная.

Хотя она и не отражена в Налоговом кодексе РФ в виде особого вида контроля, у налогоплательщика есть обязанность представить по запросу проверяющих документы, касающиеся сотрудничества с конкретным контрагентом. Для инспекции они могут стать источником информации о деятельности представившего их налогоплательщика и, следовательно, вызвать наложение штрафных санкций.

Если вы не хотите, чтобы налоговые проверки в 2021 году, как и в каждом последующем периоде, принесли вам малоприятные неожиданности, стоит уделять серьезное внимание внутреннему контролю компании, направленному на выявление рисков, связанных с соблюдением сроков представления отчетности и уплаты налогов.

Камеральные налоговые проверки осуществляются в отношении налогоплательщика многократно – каждая декларация, расчет и другие документы тщательно изучаются специалистами ИФНС.

Выездные проверки организуются выборочно, могут включать анализ сведений об одном или нескольких налогах и охватывать срок до трех лет, прошедших до начала процедуры осуществления контроля.

Чем отличаются друг от друга эти два вида налоговых проверок, понятно из таблицы.

Курс Школы генерального директор “Управление компанией в современных условиях” познакомит вас с последними налоговыми изменениями более подробно. 

Камеральная налоговая проверка (статья 88 Налогового кодекса РФ)Выездная налоговая проверка (статья 89 Налогового кодекса РФ)
Место проведения – ИФНС, материал для изучения – налоговые декларации и другие поступившие документыМесто проведения – территория налогоплательщика. Если помещение для проведения выездной проверки не может быть предоставлено организацией, проверка осуществляется в инспекции
Для осуществления камеральной проверки нет необходимости получать разрешение руководителя налоговой инспекции, налогоплательщик не ставится в известность о начале ее осуществленияВыездная проверка невозможна без соответствующего решения руководителя (или его заместителя) налогового органа, которое предварительно доводится до сведения налогоплательщика
Сроки камеральной налоговой проверки – в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации, расчета или другого документаСрок налоговой проверки выездного характера ограничен двумя месяцами, в случае необходимости он может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях – до шести.Законодательно запрещено проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением некоторых особых случаев
При обнаружении в процессе проведения камеральной налоговой проверки ошибок, противоречий, расхождений или несоответствия сведений налогоплательщику инспекцией направляется требование о представлении в пятидневный срок пояснений или внесении изменений в налоговую декларациюВ заключительный день выездной проверки налогоплательщик получает от проверяющих справку об осуществленной проверке с указанием ее предмета и сроков проведения
Если требования налоговых органов выполнены неудовлетворительно, составляются акт камеральной налоговой проверки и решение о ее результатахВыездные контрольные мероприятия завершаются составлением акта налоговой проверки в обязательном порядке, даже если никаких нарушений в ходе нее не выявлено

Чек-лист: выясните, грозит ли вам налоговая проверка

Проверьте свою компанию по чек-листу от редакции журнала «Генеральный директор» и узнайте, могут ли налоговики внезапно к вам нагрянуть.

Проверить по чек-листу 

На что налоговики чаще всего обращают внимание при налоговых проверках

  1. Недобросовестные контрагенты.
  2. Возмещение НДС.
  3. Взаимозависимость лиц.
  4. Перенос убытков на будущее.
  5. Налоговые льготы.

Налоговая проверка ИП

В первую очередь от предпринимателя требуется предъявить регистрационные документы, а также те, которые подтверждают легальность осуществления им своей деятельности.

В этот список входят:

  • свидетельство о регистрации в качестве ИП;
  • бухгалтерская отчетность;
  • отчетные документы по налогам (за период, который подвергается проверке);
  • кассовые документы;
  • лицензии (если деятельность подлежит обязательному лицензированию);
  • банковские документы.

Налоговая проверка ИП на УСН

Упрощенку выбирает подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей. Эта система предполагает уплату единого налога один раз в год.

Цель налоговой проверки в данном случае – выяснить, применяется ли УСН в полном соответствии с законом.

Если проверяющие найдут доказательства неправомерности использования упрощенной системы, по результатам проверки будут начислены налоги, обязательные для общей системы налогообложения.

Удостоверившись в законности применения УСН, налоговики проанализируют правильность осуществления учета. Однако следует помнить, что индивидуальному предпринимателю не вменяется в обязанность ведение бухучета.

Налоговая проверка ИП на ЕНВД

Этот вид контроля применяется по отношению к тем предпринимателям, которые ранее были замечены в нарушении налогового законодательства. Сюда входят и не соответствующее требованиям заполнение декларации, и опоздания при ее подаче, и имеющиеся у налоговиков основания подозревать ИП в сокрытии доходов. Порядок налоговых проверок в данном случае аналогичен тому, что был рассмотрен ранее.

Налоговая проверка при закрытии ИП

Контрольные мероприятия могут проводиться в течение трех лет после того, как предприниматель завершит свою деятельность.

Следует отметить, что далеко не во всех случаях проверка носит выездной и обязательный характер. Однако право инспекции на осуществление налоговой проверки сохраняется, даже если ИП начал процедуры по ликвидации бизнеса.

Это не означает, что проверяющие явятся домой к предпринимателю, скорее, они прибегнут к следующим мерам:

  • проведут инвентаризацию;
  • попросят представить документацию, касающуюся деятельности ИП;
  • осмотрят помещения, занимаемые предпринимателем, если они есть.

Налоговая проверка ООО

Проверка ООО на УСН

Налоговые органы в этом случае преследуют те же цели, что и с ИП. В первую очередь они должны убедиться, что у вас есть право на применение упрощенной системы, а также в том, что организация отвечает требованиям к плательщикам налогов по УСН.

Следующим шагом проверяется, насколько правильно рассчитаны налоговые платежи, заполнена документация и как осуществляются хозяйственные операции.

Налоговая проверка при ликвидации ООО

Ликвидация ООО всегда сопровождается выездными контрольными мероприятиями. Предметом проверки будет являться информация по всем налоговым платежам за последние три года. При этом срок проведения предыдущей плановой проверки не имеет значения.

Выездные мероприятия могут продолжаться около двух месяцев, это зависит от состояния документации, поведения ликвидационной комиссии и структуры организации.

Филиалы компании также подлежат обязательной проверке.

Где посмотреть план налоговых проверок

Со Сводным планом проведения проверок можно ознакомиться на сайте ФНС России. План на следующий год публикуется до 31 декабря текущего налогового периода. Организации, которые относятся к данному типу, также могут узнать о плановой проверке на сайте налоговой инспекции, в которой они состоят на учете.

Кому и когда стоит бояться проведения выездной налоговой проверки

Принципы, по которым организации-налогоплательщики включаются в план выездных проверок, отражены в Концепции, утвержденной приказом ФНС №ММ-3-06/333@.

Налогоплательщику, который хочет свести к минимуму вероятность своего включения в план выездных проверок, стоит придерживаться принципов полноты исчисления и своевременности уплаты налоговых платежей.

Приложение к Концепции содержит 12 базовых критериев, по которым налогоплательщики без труда оценят, насколько их деятельность может заинтересовать фискальные органы и стать причиной выездной проверки.

  1. Налоговая нагрузка компании гораздо ниже, чем средний показатель по конкретной отрасли или виду экономической деятельности. Этот показатель рассчитывается как отношение суммы платежей к обороту организации.
  2. Более двух лет подряд представляемые в инспекцию декларации содержат данные об убыточной деятельности компании.
  3. Заработная плата персонала за месяц гораздо ниже, чем средний показатель по данному виду экономической деятельности в конкретном субъекте РФ. Эти данные размещены в свободном доступе на сайте Росстата.
  4. Показатели, которые дают налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы, постоянно находятся в непосредственной близости от предельного значения. К ним относятся следующие параметры: уровень доходов на УСН – 150 млн рублей в 2021 году; площадь торгового зала для ЕНВД – 150 кв. м; число работников на специальном режиме – 100 для УСН и 15 для ПСН.
  5. Указание в декларации суммы расходов, практически равной сумме годового дохода. Этот показатель характерен для индивидуальных предпринимателей, находящихся на ОСНО. Если расходы составляют 83 % и более от доходов, ИП с большой вероятностью будет включен в план проверок.
  6. Рост расходов значительно опережает рост доходов, полученных от реализации товаров, работ или услуг. Это относится к организациям на общей системе налогообложения.
  7. Превышение долей вычетов по НДС от суммы налога планки в 89 % за 12 месяцев.
  8. Налогоплательщик не представляет пояснения на полученное от налогового органа уведомление о несоответствии показателей деятельности, которое было установлено в ходе камеральной проверки.
  9. Большое количество договоров, заключенных с перекупщиками или посредниками, не преследующих достижение деловой цели, то есть не ведущих к получению организацией прибыли.
  10. Снятие компании с учета в одной налоговой инспекции и постановка на учет в другой, осуществлявшееся более двух раз и вызванное изменением юридического адреса.
  11. Отклонение более чем на 10 % уровня рентабельности, зафиксированного в бухгалтерских документах, от среднестатистического показателя, характерного для этого вида деятельности.
  12. Финансово-хозяйственная деятельность, сопровождающаяся высоким налоговым риском. В первую очередь подозрение фискальных органов вызывает взаимодействие налогоплательщика с недобросовестными партнерами. К ним относят контрагентов, для которых характерно заключение договоров без личного участия руководителей или уполномоченных лиц, отсутствие информации о государственной регистрации в ЕГРЮЛ, несоответствие данных о местонахождении партнера действительности и другие факторы.

Как отсрочить выездную налоговую проверку

Вариант №1. Предложить инспекторам свои сроки представления документов.

Компания обязана подготовить требующиеся для проведения проверки документы в течение 10 дней. В случае большого объема запрашиваемых данных справиться за такой срок удается не всегда. Статья 93 Налогового кодекса РФ позволяет налогоплательщику обратиться в ИФНС с заявлением об отсрочке.

Оно должно быть направлено на следующий день после того, как организацией получено требование о представлении документов.

За два следующих дня руководитель налогового органа или уполномоченное им лицо вынесет решение. Оно вполне может быть отрицательным, но если вы считаете, что отказ инспекции не обоснован, обращайтесь в суд.

Есть шанс, что решение будет принято в вашу пользу, если судья усмотрит в деле следующие факторы:

  • инспектором не указана причина отказа в отсрочке;
  • не доказано умышленное уклонение организации от указанных сроков представления документов;
  • фирма действительно не могла полностью подготовить требуемые бумаги в установленный срок.

Источник: https://www.gd.ru/articles/3556-nalogovaya-proverka

Налоговые проверки в 2021 году: список организаций, график проведения

Новые правила проведения налоговых проверок

Налоговые проверки 2021: правила проведения контрольных мероприятий значительно изменились.

Например, был сокращен срок камералки по НДС, уточнен порядок представление документов налоговой, появилось новое приложение к акту налоговой проверки, изменились критерии по отбору кандидатов на проверку и многое многое другое.

В этой статье мы расскажем как должны проходить проверки в 2021 году и дадим инструкции, которые помогут их пройти в 2021 году без проблем.

Читайте в статье:

Налоговики проводят контрольные мероприятия в двух основных формах.

  1. Камеральные проверки налоговой отчетности.
  2. Выездной контроль.

Отбирают на проверку не все организации. Только те из них, которые соответствуют определенным критериям. Например, у них высокая доля вычетов по налогу на добавленную стоимость или очень маленькая налоговая нагрузка. Вот полный перечень критериев по которым происходит отбор:

Федеральная налоговая служба регулярно утверждает перечень организаций, которые попадают под налоговую проверку. Этот перечень устанавливают на каждый год. Вот список оргганизаций попавших в график налоговых проверок 2021:

По результатам проверки организацию или ее руководителя (других должностных лиц, например, бухгалтера) могут привлечь к административной или налоговой ответственности. Все санкции, которые применяют налоговики мы собрали в специальном справочнике, который вы можете скачать.

Получать от ФНС требования и отвечать на них вы можете в программе “БухСофт”. Она контролирует всю переписку с налоговиками. Программа сообщить вам о получении из налоговой инспекции требования и поможет на него ответить. Попробуйте вести электронную переписку с инспекцией в программе БухСофт.

Камеральная налоговая проверка 2021

Камеральные контрольные мероприятия начинаются, если налогоплательщик направил в инспекцию:

  • «прибыльную» декларацию или расчет «прибыльных» авансовых платежей;
  • НДС-декларацию;
  • отчетность по налогу на имущество, транспортному, земельному налогам;
  • иному налогу;
  • расчета по обязательным страховым взносам;
  • упрощенную единую налоговую декларацию;
  • «уточненку».

В зависимости от серьезности камерального контроля налоговый орган может ограничиться проверкой контрольных соотношений или же провести углубленный контроль – например, запросить документы о вычетах и льготах.

Выездная налоговая проверка 2021

Под плановый выездной контроль подпадают фирмы и предприниматели в зависимости от присвоенной им степени риска. При включении налогоплательщиков в проверочный план налоговики анализируют:

  • начисленные и уплаченные налоговые суммы;
  • динамику налоговых отчислений;
  • динамику показателей бухгалтерской и налоговой отчетности за разные периоды;
  • соотношение показателей бухгалтерской и налоговой отчетности со средними по аналогичным фирмам и предпринимателям;
  • факторы, воздействующие на налоговую базу.

Налоговые проверки 2021: изменения

С 3 сентября прошлого года сокращен срок камерального налогового контроля деклараций по НДС, уточнено представление документов в налоговую инспекцию, появился новый документ – дополнение к акту налоговой проверки. Все изменения будут действовать и в 2021 году. Читайте об этих новшествах в таблице 1.

Таблица 1. Налоговые проверки в 2021 году

№ п/пЧто новогоСталоБыло
Норма НК РФЧто теперь сказано
1.Установлен сокращенный срок для камерального контроля декларации по НДСп. 2 ст. 88Проверка займет:

  • 2 месяца – по декларациям российских фирм;
  • 6 месяцев – по декларациям иностранных фирм, оказывающих электронные услуги через Интернет, и крайних посредников по таким услугам

Заполнить декларацию по НДС онлайн

2.Снято ограничение по периоду повторного выездного контроля при подаче «уточненки» на уменьшение налогаподп. 2 п. 9 ст. 89Теперь разрешено контролировать правильность расчета налога без ограничения периода проверкиБыло разрешено контролировать только тот период, за который подана «уточненка»
3.Уточнено оформление участия свидетеля в налоговом контролеп. 6 ст. 90Свидетелю выдается под расписку копия протокола с его показаниями. При отказе получить копию запись об этом делается в протоколе
4.Уточнены права налогоплательщиков не подавать документы повторноп. 5 ст. 93Теперь инспекция не ограничена в повторном требовании документов. Однако можно не подавать повторно любые документы, если сообщить в инспекцию:

  • что эти бумаги уже подавались;
  • реквизиты документов;
  • название инспекции, в которую подавались документы
  • Скачать бланк уведомления.
  • Скачать заполненное уведомление
Можно инспекция не могла требовать повторно документы, которые:

  • уже подавались в рамках камерального или выездного контроля;
  • подавались в виде копий в рамках налогового мониторинга
5.Установлен отдельный срок для предоставления в инспекцию документов (информации) вне проверокп. 5 ст. 93.1Получив требование от инспекции предоставить документы (информацию) в период, когда налогоплательщика не проверяют, он должен:

  • или подать сведения в течение 10 дней со дня получения требования;
  • или в тот же срок сообщить, что у него нет требуемых сведений
6.Появилось дополнение к акту проверкип. 6.1 ст. 101Дополнение к акту составляется по результатам дополнительных контрольных мероприятий. В дополнении к акту инспекция:

  • перечисляет мероприятия дополнительного контроля;
  • приводит дополнительные доказательства наличия или отсутствия налоговых нарушений;
  • формулирует выводы;
  • дает предложения по устранению налоговых нарушений;
  • приводит ссылки на статьи НК РФ о санкциях
  • Скачать бланк акта налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка 2021: декларации по НДС

С 3 сентября прошлого года вступили в силу изменения в пункт 2 статьи 88 НК РФ о сроке камералок по НДС-декларациям. Они действуют в 2021 году. Теперь камеральная проверка занимает:

  • 2 месяца – по НДС-декларациям российских фирм;
  • 6 месяцев – по НДС-декларациям иностранных фирм, оказывающих на территории России электронные услуги через Интернет, и крайних посредников по таким электронным услугам. Речь идет о «налоге на Google», то есть об НДС, который платит иностранный бизнес, если покупателем электронной интернет-услуги является российское физлицо.

В двухмесячный срок инспекторы проверят:

  1. Декларацию по НДС российской фирмы или ИП.
  2. Поданные вместе с ней бумаги.
  3. Имеющиеся у налоговиков документы по фирме или предпринимателю, подавшим НДС-декларацию.

Руководитель инспекции уполномочен продлить проверку на три месяца, если до завершения двухмесячного срока у проверяющих появятся подозрения о налоговых нарушениях.

Повторное представление документов – по новым правилам

Инспекция в процессе любой проверки или дополнительного контроля может требовать документы, которые фирма или предприниматель уже подавали в ходе одной из прошлых проверок. Речь идет о двух видах бумаг:

  1. Поданные в прошлый раз в подлинниках и поэтому возвращенные инспекцией после прошлой проверки.
  2. Поданные ранее, но в связи с форс-мажором утраченные налоговиками.

В остальных случаях до 3 сентября прошлого года инспекция не могла требовать повторно документы, которые:

  • уже подавались в рамках камерального или выездного контроля;
  • подавались в виде копий в рамках налогового мониторинга.

С 3 сентября прошлого года вступили в силу изменения в пункт 5 статьи 93 НК РФ, в соответствии с которыми уточнены права налогоплательщиков не подавать документы повторно. Минус в том, что теперь инспекция не ограничена в повторном требовании документов. Однако есть и плюс: можно будет не подавать повторно любые документы, если сообщить в инспекцию:

  1. Что эти бумаги уже подавались.
  2. Реквизиты «повторных» документов.
  3. Название инспекции, в которую в прошлый раз подавались документы.

Установлены и правила такого сообщения. Уведомить инспекцию придется не позднее дня, следующего после даты получения требования налоговиков на подачу «повторных» бумаг. Направить сообщение можно:

  • в бумажной форме – в канцелярию инспекции;
  • в электронной форме – по ТКС или с помощью личного кабинета на сайте ФНС.

Налогоплательщики, которые не должны сдавать электронные декларацию, могут отправить уведомление в инспекцию почтой – заказным письмом.

Акт налоговой проверки: дополнение

Если руководитель инспекции не может вынести решение по проверке из-за неполноты полученной информации, он может выдвинуть требования и назначить действия, перечисленные в таблице 2.

Таблица 2. Налоговые проверки 2021

Требования налоговиковДействия налоговиков
Предоставить дополнительные разъясненияРазрешено привлекать специалистов, свидетелей и экспертов
Предоставить недостающие сведенияРазрешены дополнительные контрольные мероприятия в форме:

  • экспертиз,
  • допросов свидетелей,
  • истребования документов о проверяемой фирмы или предпринимателя либо у их контрагентов по сделкам

До 3 сентября прошлого года налогоплательщики могли в течение 10 дней после завершения дополнительных контрольных мероприятий подать письменно свои возражения по этим мероприятиям.

Однако с 3 сентября вступили в силу изменения в пункт 6.

1 статьи 101 НК РФ, которые действуют и в 2021 году, в соответствии с которыми появился новый документ, подводящий итоги дополнительных контрольных мероприятий – дополнение к акту проверки.

В дополнении к акту налоговой проверки инспекциям разрешено:

  1. Перечислить проведенные мероприятия дополнительного контроля.
  2. Привести дополнительные доказательства наличия или отсутствия налоговых нарушений.
  3. Сформулировать выводы.
  4. Выдать налогоплательщику предложения по устранению налоговых нарушений.
  5. Привести ссылки на статьи НК РФ о санкциях, если решение о них принято.

Акт подписывает инспектор, проводивший дополнительные контрольные мероприятия. Сроки действий после их завершения приведены в таблице 3. О них сказано в новом пункте 6.2 статьи 101 НК РФ.

Таблица 3. Дополнение к акту налоговой проверки

№ п/пДействие инспекцииДействие налогоплательщикаСрок
1.Составляет дополнение к акту проверки15 дней после завершения дополнительных контрольных мероприятий
2.Вручает дополнение к акту проверяемой фирме или предпринимателюПодтверждает получение распиской или иным способомПять дней после оформления дополнения к акту проверки
3.Подает письменные возражения в инспекцию по дополнительным контрольным мероприятиям15 дней с даты получения дополнения к акту налоговой проверки

Об уклонении от получения дополнения к акту налоговики:

  • делают в нем соответствующую запись;
  • отправляют дополнение к акту почтой – заказным письмом – по местонахождению фирмы или месту прописки физлица.

В этом случае дополнение считается полученным налогоплательщиком через шесть дней.

Источник: https://www.BuhSoft.ru/article/1365-nalogovye-proverki

Изменения в налоговых проверках

Новые правила проведения налоговых проверок

15.08.2021

Шестакова Е.В. Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», кандидат юридических наук

Cпециально для компании «Такском»

Налоговая проверка как камеральная, так и выездная всегда доставляют много хлопот налогоплательщику. Необходимо представлять дополнительные документы По результатам налоговой проверки могут быть назначены допмероприятия.

И часто налогоплательщику приходится обжаловать действия ИФНС в вышестоящем налоговом органе или суде. Недавно в порядок проведения налоговых проверок были внесены поправки (Федеральный закон от 01.05.2021 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»).

О том, какие конкретно поправки внесены, мы поговорим в данном материале.

Изменение №1: представление документов по результатам камеральной проверки

Уточнен порядок представления документов, которые истребует ИФНС. Документы могут быть представлены:

  • по почте заказным письмом;
  • лично или через представителя;
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

Конечно, в электронном виде представить документы проще, поскольку это экономит время.
Представление документов, составленных в электронной форме, производится по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти.

Если документ у компании имеется в бумажном виде, то его также можно представить и в виде электронного документа в электронной форме (Федеральный закон от 01.05.

2021 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»), и в виде электронного образа (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов).

Обратите внимание! В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Если налогоплательщик все-таки решил представить документы на бумажном носителе, то:

  • документы представляются в виде заверенных копий;
  • не допускается нотариальное заверение, если это не предусмотрено законодательством;
  • листы документов должны быть пронумерованы
  • листы документов должны быть прошиты.

Изменение №2: уточнение порядка рассмотрения возражений на акт налоговой проверки и назначения дополнительных мероприятий контроля

Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам в течение 10 дней выносится решение. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Напомним, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  • при проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;

  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Также налоговый орган может принять решение о проведении дополнительных мероприятий.

В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

Изменение №3: уточнение в порядок подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган

Очень важным изменением в обжаловании решений ИФНС является изменение, связанное с введением обязательного досудебного порядка обжалования действий (бездействия), а также ненормативных актов налоговых органов (за исключением актов, принятых ФНС России, и актов, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб и апелляционных жалоб).

Для кого-то из налогоплательщиков досудебный порядок позволяет быстрее решить спор с налоговым органом и указать на конкретные ошибки ИФНС, а для кого-то затягивает решение вопроса, поскольку налогоплательщик не может своевременно вернуть переплату, возместить НДС. Такой порядок был введен с 1 января 2014 года и практически не менялся.

Но в 2021 году в него внесены некоторые корректировки. Также как и ранее вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

В случае наличия противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу, привлекая лицо, подавшее жалобу.

Изменение №4: уточнение порядка налогового мониторинга как отдельного вида налогового контроля

4 ноября 2014 года был принят Федеральный закон № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», который ввел в действующее налоговое законодательство новое понятие «налоговый мониторинг».
Напомним, что налоговый мониторинг могут применять организации, у которых:

  • совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

При введении налогового мониторинга выездные налоговые проверки не проводятся. Основные изменения, касающиеся проведения налогового мониторинга, связаны с подачей заявления на проведение мониторинга.

  В ходе проведения налогового мониторинга организация вправе представить заявление о проведении налогового мониторинга за следующий период не позднее 1 сентября последнего периода проведения налогового мониторинга, в отношении которого налоговым органом может быть принято решение. Запрос о предоставлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

В запросе необходимо указать:

  • описание деловой цели, основных условий, в том числе прав и обязанностей сторон, сроков и условий осуществления платежей по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;
  • информацию о деятельности контрагентов, иных лиц и выполняемых ими функциях по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются;
  • позицию организации по вопросам порядка исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов и сборов в отношении совершенной или планируемой сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации.

Обратите внимание! Мотивированное мнение является обязательным для исполнения налоговыми органами и организацией в ходе проведения налогового мониторинга, за исключением случаев, если указанное мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, представленной организацией.

Возникает вопрос об обязательности исполнения мнения налогового органа.

Организация выполняет мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах) (уточненных налоговых декларациях (расчетах) или иным способом.

Таким образом, учет мотивированного мнения обязателен.

В заключение необходимо отметить, что порядок налоговых проверок не претерпел существенных изменений.

Но к основным поправкам, на которые нужно обратить внимание, относятся поправки в порядок представления документов в налоговый орган в электронном виде, а также подписания данных документов, порядок назначения мероприятий дополнительного контроля, а также отстаивания интересов в вышестоящем налоговом органе.

Предоставлять отчетность через Интернет в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат легко и удобно с помощью продуктов компании «Такском». Выберите свой способ сдачи отчетности.

Изменения в налоговых проверках

Источник: https://taxcom.ru/about/news/review_changes/

Новые правила проведения выездных налоговых проверок

Новые правила проведения налоговых проверок

Не секрет, что сотрудники налоговых органов получают премии, размер которых пропорционален размеру доначисленных налогов, по результатам проведенных проверок.Вот контролеры и стараются с удвоенной энергией доначисляют суммы и снимают расходы, которые потом налогоплательщики успешно оспаривают в суде.

В связи с этим будут вводится новые критерии по которым будет оцениваться работа фискалов.Федеральная налоговая служба планирует полностью изменить принятую систему премирования. Теперь премии будут начислять исходя не из количества проведенных проверок, а исходя от их качества.

Когда указанные в акте, нарушения будут обоснованны и не будут оспорены налогоплательщиком в суде. Как это отразится на организациях? Вряд ли контролеры ослабят свои позицию, скорее всего, с двойным усердием будут проводить проверку, чтобы обеспечить себе премию.Ведь размер премий в несколько раз превышают размеры их заработной платы.

Вот и стараются фискалы повышать эффективность своего труда.

В настоящее время, при оценке эффективности, учитываются следующие критерии:

  • Уровень собираемости налогов и сборов;
  • Снижение общей задолженности в бюджет;
  • Удельный вес доначислений в общей сумме налоговых поступлений;
  • Количество исков, закончившихся в пользу налоговой инспекции
  • Сумма доначислений на одного сотрудника ИФНС;
  • Сумма доначислений на одного проверенного налогоплательщика.

Дополнительно рассматривается оценка, которую дают налогоплательщики, работе каждой налоговой инспекции.
Таким образом, параметров оценки много, и исключение некоторых параметров не окажет существенного влияния на общий результат. Тем не менее, большинство критериев диктует инспекторам повышать рост налоговых поступлений в бюджет.

План налоговых проверок

В 2013 году, согласно плану, количество выездных налоговых проверок, должно быть не меньше, чем в предыдущем году. При этом, смысла проверка не имеет, если нет гарантии, что будут доначислены существенные суммы. Поэтому, фискалами проводится очень серьезный предпроверочный анализ. По официальным данным ФНС, по состоянию на 01.07.

2012 по России проведено 23 472 проверки, по результатам которых было выявлено 23 320 нарушений. По данным ФНС, в настоящее время проверки охватывают один процент налогоплательщиков. По данным 2011 года, каждая выездная проверка приносит в бюджет примерно 4,5 миллиона рублей.

В 2013 году, налоговикам предстоит собрать не меньше, а лучше больше налогов, при меньшем количестве проверок. А это значит, что проверки ужесточатся.

Налоговые проверки 2013

В данном материале уже было сказано, что причиной изменения системы премирования сотрудников ИФНС, является то, что значительная часть доначислений оспаривается налогоплательщиками в суде.

Инспекторы делали доначисления больше для галочки и для увеличения размера премии. Ведь, при оценке работы, не учитывались результаты судебных решений.

Теперь, объем доначисленных сумм, перестал играть главную роль в качестве показателя работы инспекторов, а стали учитываться результаты обжалования:

Учитываются суммы, непосредственно взысканные в бюджет.

Теперь добавляется и отмена количества проведенных проверок. В результате чего, внимание фискалов должно быть сконцентрировано на качестве работы. А качество работы выражается, конечно же в количестве собранных налогов, которые потом не будут оспариваться в суде.Данные правило будут официально закреплены.

Если по результатам проверки нарушения не были найдены значит, инспекторы непрофессионально провели предпроверочный анализ, и саму проверку.

Поэтому, хотя налогоплательщики и могут порадоваться тому, что будет сокращено количество проверок, но при этом, тяжело придется тем, кто попал в план контрольных мероприятий.

Центр Бухгалтерской Практики “Парус”

Ноябрь 2012

Материалы по теме

Выездная налоговая проверка. Распространенные заблуждения

Готовитесь к налоговой проверке? Этот материал для вас.

Организация подает на ИФНС в суд. Как компенсировать судебные издержки?

Работаете с однодневками? Этот материал для вас.

Как организация может наказать чиновника

Ужесточается ответственность при использовании труда гастрабайтеров

Новые правила расчета детских пособий и декретных в 2013 году

Последние разъяснения Минфина о детских пособиях

Все работодатели должны проводить аттестацию рабочих мест

Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки. Оцените свои риски.

Признаки, указывающие на неблагонадежность налогоплательщика

Выездная налоговая проверка. Критерии отбора.

Выплачиваете зарплату в конвертах? Этот материал для вас.

Когда ожидать налоговую проверку? Оцените свои риски.

Источник: https://paruscbp.ru/poleznaya-informaciya/novye-pravila-dlya-vyezdnykh-nalogovykh-proverok.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.