+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Новые правила контроля за ценами в целях налогообложения

Особенности признания цен рыночными для целей налогообложения при применении регулируемых цен

Новые правила контроля за ценами в целях налогообложения
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Особенности признания цен рыночными для целей налогообложения при применении регулируемых цен

Метод сопоставления цен применяют при налоговом контроле.

Метод сопоставления цен имеет значение при проверке того, правильно ли осуществлен расчет налогообложения подконтрольным субъектом. Превышение предельных значений может послужить основанием для доначисления подлежащих внесению в бюджет сумм.

Одним из инструментов для проверок служат правила, установленные в ст. 105.4 НК. Они предусматривают особенности признания цен рыночными для целей налогообложения в тех сферах, где применяется их регулирование.

С точки зрения экономики, рыночной ценой признается стоимостной показатель, определяющий текущий баланс между спросом и предложением. Они отличаются постоянной динамикой, поскольку количество доступного и востребованного товара всегда отличается.

Одним из лучших примеров выступает рынок недвижимости. На него влияет огромный набор факторов, поэтому рыночная цена на единицу площади с течением времени существенно меняется.

Цены регулируемого типа, напротив, отличаются абсолютной или относительной стабильностью.

Их применение связано с особой важностью той или иной сферы экономики. Примером выступают финансовые рынки. Другим случаем, когда применяется не рыночная цена, а регулируемая, является энергетика.

Учитывая то, что в ряде сфер имеются только специально установленные тарифы, при установлении налогообложения возникают проблемы. Это связано с тем, что рынок услуг или товаров есть, а рыночная цена на нем отсутствует.

Чтобы решить указанную проблему, законодатель определил порядок признания регулируемого тарифа или цены рыночной для целей налогообложения, не разделяя эти виды. По этой причине, следует отличать этот термин от используемого в экономике или других отраслях законодательства. Рыночная цена, в понимании НК, может регулироваться.

Особенности, связанные с признанием цен рыночными

Ч. 1. Ст. 105.5 НК устанавливает такие признаки. К ним относятся следующие случаи:

1. Установление цены.

Подразумевается применение единственно возможного тарифа, касающегося конкретной сделки. Такой способ допускает и применение различных цен в отношении разных приобретателей. Отличительной особенностью этого метода выступает определение параметра при отсутствии необходимости проводить расчеты.

2. Совместное с определенным исполнительным органом установление формулы, по которой определяется тот или иной тариф.

Речь идет о применении базовых ставок, к которым применяются поправочные коэффициенты. В качестве последних могут использоваться различные макроэкономические показатели (например, дефлятор), либо характерные для регулируемого рынка параметры.

3. Определение максимальной или минимальной цены, либо использование этих методов в совокупности.

Примером действия предельных значений выступает установление стоимости на алкогольную продукцию. Максимальная или минимальная стоимость предоставляет некоторую свободу действий. Этот способ устанавливает лишь предельные ограничения.

Стороны сделок вправе совершать их с применением цен, отвечающим установленным лимитам. Если субъектом применяется рыночная цена, не соответствующая параметрам указанных ограничений, его могут привлечь к ответственности.

4. Надбавки к цене, либо скидки.

Такой метод отличается относительным влиянием на итоговую стоимость. Экономические агенты не ограничены в ее установлении, но, в определенных случаях, обязаны применять повышающие или понижающие коэффициенты.

5. Другие способы, которые призваны сократить прибыль, либо рентабельность.

Этот перечень является открытым, поскольку могут быть придуманы дополнительные способы для осуществления регулирования цен.

Порядок признания цен рыночными

Рыночная цена, при установлении одним из указанных выше способов, признается таковой, если соблюдено хотя бы одно из следующих условий:

  • основанием для установления регулируемого тарифа выступает законодательный акт федерального уровня. Он должен быть принят парламентом и подписан главой государства. Кроме того, необходимо, чтобы реализовался механизм вступления соответствующих правил в силу;
  • другим условием может служить установление таких цен Постановлением Правительства. Примером выступают тарифы в сфере обязательного страхования автовладельцев;
  • на региональном уровне цены могут назначаться законами субъектов РФ. Должна быть соблюдена как процедура их принятия, так и вступления в силу;
  • возможно действие таких цен и на местном уровне. Для этого муниципалитеты принимают соответствующие акты;
  • если порядок введения регулируемого тарифа предусматривает полномочия отдельного органа власти на установление цен, то условием является издание им соответствующего документа;
  • возможно установление цены и нормативными актами других стран. При этом, должны соблюдаться все правила, установленные для осуществления этой процедуры в том или ином государстве;
  • также закон допускает определение тарифов условиями международных соглашений, в которых участвует Россия. Эти документы приобретают юридическую силу только после ратификации парламентом.

Расчет цен в зависимости от того, какие виды регулирования использованы

Нормами ст. 105.4 НК установлен ряд специальных правил, по которым производится расчет цен при регулировании тарифов. Это объясняется особенностями, которыми отличаются некоторые виды принятых решений при установлении цен.

Если речь идет о применении фиксированного тарифа, либо формулы его определения, то жесткость регулирования позволяет принимать в расчет именно эту цену.

Закон не предусматривает специальных правил по признанию установленной такими способами стоимости рыночной.

Установление предельных цен

Ч. 2. Ст. 105.4 НК устанавливает правила, которыми нужно руководствоваться, если государство пошло по пути установления минимальных или максимальных цен на тот или иной товар.

Такие особенности обусловлены более гибкими регулирующими мерами, в сравнении с фиксированной стоимостью или ситуациями, при которых применяется определенная формула расчета.

Согласно указанным нормам, такая цена не может автоматически признаваться рыночной. Это объясняется высокой вероятностью нахождения такого интервала выше предельных уровней. Реализация товара по минимальной цене может быть просто экономически невыгодной.

В противном случае, возникала бы возможность занижать базу для налогообложения и осуществлять расчет подлежащих внесению в бюджет платежей в отношении гораздо меньших сумм.

Если при установлении значения минимальной цены, последнее попадает в рыночный интервал, то его минимальным порогом признается установленный одним из указанных актов параметр.

Нарушение требований других отраслей законодательства в налоговой сфере не поощряется.

Не допускается занижение налоговой базы путем нарушение норм актов в другой области.

Аналогичным образом реализована ситуация в части максимальных предельных цен. Если она находится вне пределов рыночного интервала, то не может считаться рыночной при определении налогообложения. Расчет будет осуществляться, согласно стандартным правилам.

Если максимальный показатель будет находится в пределах рыночного интервала, то он будет играть роль его верхней границы.

В ситуации, когда регулирование предполагает установление как нижних, так и верхних предельных показателей, применяются оба правила. При одновременном нахождении вне фактических рыночных параметров, они не применяются для налогообложения, расчет которого производится.

Последствия установления иных ограничений на размеры рентабельности или прибыли

Если законодатель использует метод установления предельных надбавок к ценам максимального или минимального вида, то к способу определения рыночной стоимости применяются правила, касающиеся интервала, установленные в ч. 2 и 3 ст. 105.4 НК.

По этой причине, они могут использоваться для расчета, когда ограничивают возможный разброс. При нахождении вне указанного интервала они не используются.

Указанные правила распространяются на обязательные скидки, а также на все другие случаи, ограничивающие рентабельность и прямо не предусмотренные в ч. 1 ст. 105.4 НК.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/nalogovyj-kontrol/osobennosti-priznaniya-cen-rynochnymi-dlya-celej-nalogooblozheniya-pri-primenenii-reguliruemyh-cen.html

Новые правила контроля за ценами в целях налогообложения

Новые правила контроля за ценами в целях налогообложения

С 1 января 2012 года Налоговый кодекс РФ будет действовать в новой редакции. В частности, вступят в силу положения нового раздела V.1.

Он предусматривает новые правила определения рыночных цен для целей налогообложения при совершении сделок между взаимозависимыми лицами, а также контроля за их соблюдением.

Чиновники контролируют ценыДля начала отметим, что согласно нормам Налогового кодекса РФ, которые действуют в настоящее время, налоговики вправе проверить правильность примененных цен на соответствие рыночным:

– по сделкам между взаимозависимыми лицами;

– по товарообменным операциям;

– в отношении внешнеторговых сделок;

– при отклонении цены сделки более чем на 20 процентов (как в сторону повышения, так и в сторону понижения) от уровня цен, примененных самой организацией в течение непродолжительного периода времени. Это следует из пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса РФ.

Однако с 1 января вступают в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ: начнут действовать шесть новых глав Налогового кодекса РФ – главы 14.1–14.6. Нормы статьи 40 Налогового кодекса РФ будут применяться в отношении сделок, по которым расходы и доходы были признаны при расчете 55]налога на прибыльдо 2012 года.

Новый термин: «контролируемые сделки»
Определено, что контролируемые сделки – это сделки, цены которых налоговики вправе проверить на их соответствие рыночным (ст.

105.14 Налогового кодекса РФ).

По новому закону для признания сделок контролируемыми необходимо, чтобы они соответствовали одному условию: в результате их совершения хотя бы одна сторона должна учесть доходы, расходы или стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, 10]НДФЛ, налогу на добычу полезных ископаемых или НДС (п. 13 ст.

Унесенные феном — Уральские Пельмени (2018)

105.3 Налогового кодекса РФ). К контролируемым сделкам в первую очередь относятся сделки между взаимозависимыми лицами (п.

1 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ).

К ним приравниваются:

– совокупность сделок по реализации товаров, работ, услуг, совершаемых с участием посредников, не признаваемых взаимозависимыми, и взаимозависимыми лицами. Значит, перепродажа товаров, работ, услуг взаимозависимому лицу подпадает под контроль, даже если напрямую никаких операций между взаимозависимыми лицами нет;

– сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефть, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгметаллы и драгоценные камни), если сумма доходов по ним, совершенным с одним лицом, за год превышает 60 млн руб.;

– сделки с лицами, зарегистрированными или проживающими в офшорных зонах, либо резидентами офшорных зон, если сумма доходов по ним, совершенным с одним лицом, за год превышает 60 млн руб.

По новому закону не все сделки между взаимозависимыми лицами подпадают под контроль. Налоговики будут проверять те сделки (за исключением особых случаев), сумма доходов по которым превышает 1 млрд руб. за календарный год (в 2012 году – 3 млрд руб., в 2013 году – 2 млрд руб.).

Есть и иные ограничения. Например, по сделкам, одна из сторон которых является плательщиком ЕСХН или 33]ЕНВД, предельный размер доходов в календарном году должен превышать 100 млн руб., а по сделкам с компаниями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими по нему нулевую ставку, – 60 млн руб. (п.

3 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ).

Операции между взаимозависимыми лицами
Перечень взаимозависимых лиц и порядок определения доли участия одной организации в другой или физического лица в организации установлены в статьях 105.1 и 105.2 главы 14.1 Налогового кодекса РФ.

Сейчас взаимозависимыми признаются компании, которые прямо или косвенно участвуют одна в другой (доля участия – свыше 20%), лица, подчиненные по должностному положению, и родственники.

При этом суд вправе признать лиц взаимозависимыми, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок. Новые правила значительно расширяют перечень взаимозависимых лиц.

Теперь он состоит из 11 пунктов. К примеру, компании считаются взаимозависимыми, если у них один учредитель, который владеет долей в обеих компаниях более 25 процентов, или организации с одним и тем же директором.

В целях признания лиц взаимозависимыми доля участия одной компании в другой увеличена с 20 до 25 процентов (п. 2 ст.

105.1 Налогового кодекса РФ).

Положение о том, что суд может признать лиц взаимозависимыми, только если отношения между ними способны оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок и (или) экономические результаты их деятельности, сохранилось.

Наиболее подходящая Вам статья…

Источник: http://monetarystar.ru/novye-pravila-kontrolja-za-cenami-v-celjah/

Контролируемые сделки в 2017: критерии, таблица

Новые правила контроля за ценами в целях налогообложения

Взаимозависимыми компании имеют прекрасную возможность манипулировать ценами, тем самым занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. При перераспределении доходов и расходов успешно используются структуры в низконалоговых юрисдикциях.

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национальных законодательств.

С 2010 года действует Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010) В 2013 году по просьбе G20 на заседании Совета Министров ОЭСР была принята Декларация о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting).

Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

В Российской Федерации с 1 января 2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (Закон 227-ФЗ). Закон 227-ФЗ, который дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

Его положения направлены, в том числе, на предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Правила пришли на смену ст.

40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

Закон 227-ФЗ закрепил основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования — «принцип вытянутой руки».

Принцип «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании

Согласно принципу «вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

Что такое контролируемые сделки?

Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются:

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, которые закреплены в ст. 105.14 НК РФ).
  2. Сделки (совокупность сделок), приобретающие статус контролируемых сделок в результате приравнивания их к сделкам взаимозависимых лиц (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
  3. Сделки, признанные контролируемыми в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ)

Мы объединили критерии контролируемых сделок 2017 для целей налогообложения в таблице:

Контролируемые сделки Лимит годового оборота
Внешнеэкономические сделкиМежду взаимозависимыми лицамиЛимит не установлен
С товаром биржевой торговли60 млн. руб.
С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ60 млн. руб.
Внутрироссийские сделкиМежду взаимозависимыми лицами1 млрд. руб. (с 2016 г.)
Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:

Освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0%

60 млн. руб.

Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль60 млн. руб.
Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах59 млн. руб.
Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН)100 млн. руб.

Компания «А» (РФ) оказывает услуги по маркетингу Компании «Б» (РФ) на общую сумму 300 млн. руб. Компания «Б» производит и реализует продукцию Компании «А» на сумму 750 млн. руб. Компания «А» участвует в капитале Компании «Б», доля этого участия более 25%.

Вопрос:
Является ли сделка для Компании «А» контролируемой?

Ответ:
Да, является. Для определения суммового критерия контролируемой сделки между взаимозависимыми лицами мы должны сложить 300 млн. руб. (маркетинг) и 750 руб. (продукция). Итог= 1 050 млн. руб. (больше 1 млрд. руб.).

Налогоплательщикам следует помнить, что не все сделки признаются контролируемыми.

Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 — 3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми сделки:

Очень часто слушатели задают вопрос: «Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО»? Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется, а именно:

  1. Налог на прибыль организаций.
  2. НДФЛ, который уплачивается в отношении доходов от предпринимательской деятельности и частной практики (ст. 227 НК РФ).
  3. НДПИ — если одна из сторон сделки — плательщик НДПИ, предметом сделки являются полезные ископаемые, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах.
  4. НДС — если одна из сторон сделки (организация или ИП) не является плательщиком НДС или освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС.

Наиболее важный и сложный вопрос состоит в том, как применить принцип «на расстоянии вытянутой руки» и на практике определить рыночную цену сделки для целей налогообложения.

Существуют несколько выработанных в рамках ОЭСР методов такой оценки, создающих концептуальную основу для определения цены (Transfer pricing methods (methodologies)).

Никакой из них не может считаться универсальным (подходящим для любой ситуации), и по общему правилу необходимо выбрать метод, обеспечивающий наиболее точную оценку. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке.
  2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу).
  3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг).
  4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод).
  5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

Отправная точка при выборе метода — понимание контролируемой сделки, основанное на функциональном анализе. Компоненты такого анализа — исследование функций сторон сделки, используемых ими активов и принимаемых на себя рисков.

Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ осуществляются с учетом положений ст. 105.

5 НК РФ, которыми определены характеристики сделок, необходимые для анализа, учитываемые при этом условия, факторы и иные параметры, и с использованием информации, предусмотренной ст. 105.6 НК РФ.

Следующий этап нашего исследования — сопоставление условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике.

Конкретный перечень НК РФ не содержит, что дает некоторое преимущество налогоплательщики при подготовке документации. Налогоплательщик сам выбирает источники информации! А дальше, если возникает спор, налоговые органы должны доказать правомерность выбора.

Вы можете получить у нас услуги:

  • оформление уведомления по контролируемым сделкам для ФНС РФ;
  • подготовка пакета документации по ТЦО для обоснования рыночного уровня цен и избегания штрафов;
  • выявить контролируемые сделки.

Казалось бы здесь всё ясно. Контроль за ценами осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

И, тем не менее, по данному вопросу уже накопилась арбитражная практика, тесно переплетающаяся с темой необоснованной налоговой выгоды. Мы представим подборку арбитражных судов и выводов по данной теме в следующей статье налоговых юристов.

Завершим обзор напоминанием об ответственности налогоплательщика. За несоблюдение требований НК РФ к контролируемым сделкам предусмотрены штрафы:

Отчет о контролируемых сделках:

В этой статье мы лишь кратко изложили основные аспекты применения трансфертного ценообразования по контролируемым сделкам. В дальнейших наших обзорах, мы подробно поговорим о преимуществах каждого метода исследования цены, симметричных корректировках, арбитражной практике и многих других особенностях трансфертного ценообразования в России.

Обращайтесь, мы поможем выявить контролируемые сделки и, в случае надобности, подготовить необходимую документацию.

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/kontroliruemye-sdelki-v-2017-kriterii-tablica/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.