+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Новые полномочия налоговых органов: проверка кассовой дисциплины

Содержание

Как узнать, ждет ли вас кассовая проверка

Новые полномочия налоговых органов: проверка кассовой дисциплины

Перед кассовой реформой много говорилось о том, что ее проведение позволит сократить количество проверок бизнеса. Однако новая редакция закона 54-ФЗ ввела дополнительные полномочия инспекторов в этой части. Как же обстоят дела с проверками на практике? Об этом рассказала Куковская Юлия Александровна, советник государственной гражданской службы 2-го класса.

Что представляют собой новые формы кассовых проверок?

В части применения ККТ контроль и надзор имеют следующие формы:

  1. Мониторинг. Это контроль за расчетами посредством онлайн-касс и анализ поступающих в ФНС данных.

  2. Удаленная проверка. Подразумевается проверка того, как субъекты бизнеса применяют кассовую технику, насколько полно они отражают свою выручку. Сюда же относится проверка деятельности ОФД на основе имеющейся в распоряжении налогового органа информации. В рамках удаленной проверки инспекторы могут запрашивать необходимые пояснения, справки, документы и так далее.

  3. Наблюдение. Вид контроля, подразумевающий мероприятия по месту торговли. Проверяющие смотрят за тем, как субъект бизнеса применяет кассовую технику при отпуске товаров. При этом могут привлекаться свидетели и понятые.

  4. Контрольная закупка. Применяется для того, чтобы установить, насколько правильно продавец оформляет кассовый чек или бланк строгой отчетности.

  5. Проверка полноты учета выручки. Может проводиться как в налоговом органе на основании всех имеющихся данных (то есть носить удаленный характер), так и по месту нахождения компании или предпринимателя.

Как налоговый орган решает, проводить ли проверку в инспекции или направлять представителя в офис или магазин?

Все зависит от того, какое нарушение вменяется субъекту бизнеса и какова доказательная база. Например, если поступил сигнал о неприменении продавцом ККТ, этот факт можно проверить только путем контрольной закупки с привлечением понятых. Другой пример – в чеке отсутствуют обязательные реквизиты.

В этом случае проверку можно провести в стенах налогового органа. Это обусловлено тем, что выезд на место ведения деятельности не даст инспекторам какой-либо новой информации, кроме той, которой они уже располагают.

Однако если кассовый аппарат применяется в автономном режиме, то выезжать в организацию придется и в этом случае.

Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта?

Закон 54-ФЗ предусматривает ведение документооборота между пользователями и ФНС через Личный кабинет пользователя кассовой техники.

Причем на предоставление документов налогоплательщикам дается три рабочих дня с того момента, как они запрошены.

Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта? В какие сроки они должны быть представлены?

Упомянутые нормы закона о контрольно-кассовой технике не действуют в отношении проверки ККТ по месту нахождения субъекта.

Существует приказ ФНС от 29 мая 2021 года № ММВ-7-20/483@, в котором установлен перечень случаев, когда документооборот происходит через кабинет ККТ.

В нем же указано, что запрашиваемые документы и информация могут быть представлены не только в электронном виде, но и на бумаге.

Что же касается порядка и сроков запроса информации либо документов при проведении проверок по месту ведения бизнеса, равно как и сроков и порядка ответа налогоплательщиков на эти запросы, то они определяются регламентом проверки. В настоящее время он еще до конца не разработан.

Предположим, в организации проходит выездная налоговая проверка. Могут ли инспекторы в ее рамках проверить применение кассы и кассовые документы?

Выездные налоговые проверки проводятся с целью контроля правильности применения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, а применение контрольно-кассовой техники нормами законодательства не контролируется.

Поэтому в рамках проведения выездной проверки инспекторы не могут проверять правильность применения контрольно-кассовой техники.

Однако запросить кассовые документы они могут, если это необходимо для проверки по налогам.

Инспекторы пришли в магазин с контрольной закупкой. Каковы их полномочия? Могут ли они, помимо чека, проверить кассовые документы, книги?

Да, в рамках контрольной закупки инспекторы могут проверить любые документы, которые относятся к кассовой дисциплине, в том числе и КУДиР.

По каким параметрам налоговые органы отбирают претендентов для проверки?

Сейчас для этого принят риск-ориентированный подход. Существует ряд параметров, на основе которых разработан алгоритм оценки компании или предпринимателя. На основании имеющихся у налогового органа сведений проводится анализ налогоплательщика.

Для него используются в том числе и фискальные данные, а также сигналы от покупателей, сведения, поступившие из других органов власти, и так далее. На основе этих сведений субъекту присваивается определенный уровень риска.

Если он высокий, то вероятность проверки резко повышается.

Сейчас, когда процесс перехода на онлайн-кассы еще не завершен, налоговые органы больше ориентированы на информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками, чем на проверки и штрафование.

Как самостоятельно оценить уровень риска?

Есть ли какие-то критерии, по которым компания может самостоятельно оценить вероятность проверки? Например, если порой случается сбой связи, и фискальная информация передается в ФНС нерегулярно?

Вероятность того, что в компанию придут инспекторы с проверкой, в большей степени зависит от нее самой. Если субъект грешит тем, что периодически не пробивает чеки, рано или поздно кто-то из клиентов может сообщить об этом в налоговый орган. Это может быть сигналом для проведения проверки.

А вот нерегулярность поступления данных с онлайн-кассы сама по себе поводом для проверки не является. Ведь она может быть обусловлена деятельностью. Например, в случае развозной торговли в некоторых местностях интернет может отсутствовать. При отборе кандидатов для проверки учитываются разные параметры, в том числе и специфика видов деятельности.

Не стоит забывать, что даже если субъект допустил нарушение, он может быть освобожден от ответственности. В конце статьи 14.5 КоАП, в соответствии с которой налагаются штрафы за неприменение контрольно-кассовой техники, содержится примечание. В нем указаны условия, при которых ответственность с нарушителей может быть снята.

Итак, в отношении организации решено провести проверку по кассовой технике. Должны ли инспекторы уведомить ее руководство об этом?

Нет, ведь суть проверки как раз и заключается в ее внезапности. Уведомление о проведении такой проверки не предусмотрено законом 54-ФЗ либо какими-то другими нормами права.

Отметим, что существует закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля, который предполагает предупреждение о проверке как минимум за три дня. Однако на проверки по ККТ этот закон не распространяется.

Каковы полномочия представителей ФНС при проведении контрольной закупки? Например, может ли она проводиться при отсутствии руководителя организации?

Для проведения проверки этого типа факт присутствия либо отсутствия руководителя роли не играет. Если руководителя нет, инспектору следует:

  1. Ознакомить с поручением на проведение проверки кассира или иное лицо, которое проводит операции с наличностью. Указанный специалист должен поставить свою подпись.

  2. В документах – поручении на осуществление проверки, протоколе, акте проверки – сделать отметку о том, что руководитель отсутствует.

  3. Если руководитель присутствует, но не желает ставить подпись, следует также отметить это в документах.

  4. Направить поручение, акт проверки, протокол в адрес организации или предпринимателя по почте.

Иногда налогоплательщики пытаются оспорить в суде решение ФНС по результатам проверки, проведенной в отсутствие директора. Однако обычно суды встают на сторону Налоговой службы.

Выводы таковы: проводить проверку можно и без руководителя, главное, чтобы он либо его законный представитель был ознакомлен с актом проверки.

В этом случае права субъекта не нарушены, поскольку, ознакомившись с актом, руководитель может изложить свои возражения либо дать пояснения.

Какова периодичность и продолжительность таких проверок?

Закон не предусматривает какой-либо периодичности. Что касается продолжительности, существуют регламенты № 132н и № 133н, в которых определены сроки проверок:

  • проверка по кассовой технике не может длиться более 5 рабочих дней с момента выписки поручения на ее проведение до дня составления акта по результатам;
  • проверка полноты учета выручки не может длиться более 20 дней с момента предъявления поручения на ее проведение до дня составления акта.

Отметим, что упомянутые регламенты были разработаны до вступления в силу новых правил применения кассовой техники. Сейчас они пересматриваются. Пока не утверждены новые, ориентироваться следует на эти сроки.

За какой период может быть проведена кассовая проверка?

В настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности в части нарушения порядка применения кассовой техники составляет один год. Соответственно, кассовая проверка охватывает этот период.

Допустим, у компании два магазина. Как это отражается в поручении на проверку? Должны ли они оба быть упомянуты в нем? Может ли по ним составляться один акт проверки?

Если проверке подлежат две торговые точки, то и поручений должно быть два. То есть в данном случае проводятся две самостоятельные проверки и оформляются два отдельных акта.

Рекомендуем познакомиться с ответами на вопросы о вычете по ККТ для предпринимателей.

Источник: http://KonturAlco.ru/stati/kak-uznat-zhdet-li-vas-kassovaya-proverka

Новые полномочия налоговых органов: проверка кассовой дисциплины

Новые полномочия налоговых органов: проверка кассовой дисциплины

Если первый административный регламент интересен тем, кто применяет ККТ, то второй затрагивает интересы всех налогоплательщиков, осуществляющих наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт. Рассмотрим подробно, как налоговые органы будут проводить проверки кассовой дисциплины.

Новые административные регламенты ФНС

Согласно ст. 7 Федерального закона от 22.05.

2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон №54-ФЗ) контроль за применением ККТ осуществляют налоговые органы.

С 5 февраля 2012 года начал действовать Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденный Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 №132н. Предметом государственного контроля в данном случае является соблюдение индивидуальными предпринимателями и организациями, за исключением кредитных требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения. Те налогоплательщики, которые работают с ККТ, уже знакомы с отделами налоговых инспекций, в которых они ставили на учет свою контрольно-кассовую технику. Данный вид проверок проводится достаточно давно и регулярно, поэтому перейдем к новому для налоговых органов виду – проверке полноты учета выручки.

С 19 февраля 2012 года начал действовать Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее – Административный регламент), утвержденный Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 №133н.

Осуществлять контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей налоговые органы имеют право на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона №54-ФЗ и п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Напомним, что до 2012 года вопросы проверки кассовой дисциплины, лимита остатка кассы были прерогативой банка, в котором был открыт расчетный счет налогоплательщика. Проводились такие проверки регулярно – один раз в два года, не вызывая у клиентов банка особых переживаний.

Проверка кассовой дисциплины: как и что будут проверять?

Предметом государственного контроля является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Обратите внимание:

В целях данной проверки к проверяемым объектам (лицам, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)) относятся организации (за исключением кредитных) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт или их уполномоченные представители

Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также порядок взаимодействия территориальных инспекций ФНС с организациями и индивидуальными предпринимателями при исполнении государственной функции установлены Административным регламентом.

Таким образом, теперь проверку кассовой дисциплины будут проводить налоговые инспекции, в которых стоят на учете налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели.

Исполнение рассматриваемой государственной функции регулируется:

  • КоАП РФ;
  • Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»;
  • Федеральным законом № 54-ФЗ
  • Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/14754-18310.html

Проверка кассовой дисциплины и ККТ — значимые судебные решения для налоговиков

Новые полномочия налоговых органов: проверка кассовой дисциплины

Налоговая проверка является, пожалуй, одним из самых ответственных моментов в работе любого бухгалтера. У кого-то подобные ситуации в практике происходят очень редко, кто-то же сталкивается с ними с завидной регулярностью. Но как бы нескладывались наши с Вами отношения с налоговой, быть готовым к возможной проверке стоит в любой момент.

В этом посте я бы хотел поговорить о налоговых проверках кассовой дисциплины и правильности применения контрольно-кассовой техники.

В частности, хотелось бы остановиться на вопросах судебной практики, на которую работники налоговых органов будут ориентироваться при вынесении определенных решений после проверок указанных выше объектов.

Давайте рассмотрим несколько спорных ситуаций, при возникновении которых нужно будет принять только одно единственно верное решение и быть уверенным, что точно такое же решение примет и работник налоговой, пришедший к Вам на проверку.

Ситуация 1: Обособленное подразделение самостоятельно принимает наличные денежные средства

Собственно ситуация, из-за которой возник спор между проверяющими и налогоплательщиком, заключалась в следующем. Организация открыла обособленное подразделение, которое принимало оплату наличными денежными средствами. При этом всю наличку в конце рабочего дня подразделение инкассировало на расчетный счет организации, минуя кассу головной организации.

И все бы было хорошо, если обособленное подразделение вело собственную кассовую книгу, в которой, в соответствии с Положением о порядке ведения кассовых операций, необходимо было отражать остаток наличных денежных средств на конец каждого рабочего дня, а сами листы кассовой книги не позднее следующего рабочего дня должны передаваться в головной офис организации.

Не вникая в подробности судебных тяжб и не залезая в дебри законодательства, давайте сделаем для себя однозначный вывод: обособленное подразделение организации, если оно принимает наличные денежные средства, обязано вести кассовую книгу.

Судебная практика по ситуации:

Ситуация 2: законность проверки кассовой дисциплины налоговыми органами

ИФНС в процессе проверки организации установила, что в рамках одного договора организацией был превышен лимит расчета наличными, который составляет, напомню, 100 000 рублей.

Проверяющие наложили штраф на налогоплательщика, допустившего данное нарушение, с чем не согласился последний, передав соответствующую жалобу в суд и мотивируя свое несогласие тем, что проверкой соблюдения кассовой дисциплины должен заниматься банк, а не налоговая.

Вторым моментом, с которым был не согласен налогоплательщик, заключался в том, что ИФНС вынесла решение о штрафе вне рамок какого-либо контрольного мероприятия. То есть, говоря простым языком, налоговики не вручали налогоплательщику никакого поручения на проведение проверки.

Что касается первого момента, с которым был не согласен налогоплательщик, то суды всех инстанций поддержали налоговиков и их решение было однозначным — если подобное нарушение было выявлено в ходе проверки, то налоговая имеет все права на наложение соответствующего штрафа и этот факт стоит принять к сведению — работники ИФНС имеют право проверять соблюдение кассовой дисциплины.

Что же касается второй претензии налогоплательщика, то здесь стоит обратить внимание на тот факт, что сама проверка организации проводилась еще до того момента, как вступил в силу специальный Административный регламент, который регулирует порядок проверки полноты учета наличной выручки.

Если говорить о времени текущем, когда регламент вступил в силу и действует, то можно однозначно зафиксировать следующий вывод — прежде чем приступить к проверке наличной выручки, налоговики обязаны предварительно вручить налогоплательщику соответствующее постановление или поручение на проверку и только после этого приступить непосредственно к самой проверке.

Судебная практика по ситуации:

  • Определение ВАС РФ от 29.11.12 № ВАС-15182/12

Ситуация 3: Некорректное значение криптографического проверочного кода на кассовом чеке

В принципе, как мне кажется, ни для кого не секрет, что при помощи специальных технических средств можно несколько поколдовать с кассовым аппаратом и перевести его, так сказать, в нефискальный режим.

Говоря иначе, в этом случае информация о пробитом чеке не будет отражаться на электронной ленте, защищенной ЭКЛЗ, а также на чеках и на итоговых документах по открытию-закрытию смены будут отражаться неверные значения криптографического проверочного кода.

Так вот, в случае, когда такая ситуация имеет место, для работников налоговых органов она равносильна неприменению кассового аппарата при расчетах наличными и, следовательно, свидетельствует для них о факте сокрытия наличной выручки. Собственно говоря, в подобных выводах налоговиков поддержали и суды самых различных инстанций.

Судебная практика по ситуации:

Ситуация 4: Невыдача чека лицу, не участвовавшему в проверке

Ситуацию, вокруг которой развернулся спор между налоговиками и налогоплательщиком, можно описать в двух словах следующим образом.

Транспортная компания, занимающаяся перевозкой людей, не выдала одному из пассажиров кассовый чек и, собственно говоря, на этом основании налоговики и привлекли налогоплательщика к ответственности.

Организация аргументировала в суде свое несогласие тем фактом, что налоговая инспекция в рамках проведения контрольных мероприятий не имеет право на проведение контрольных закупок.

Как же оказалось по факту, гражданин, которому не был выдан кассовый чек, не состоит на службе в налоговой инспекции, и именно основываясь на этом суды первой и апелляционной инстанции поддержали налоговую.

Что ж тут сказать — если Вы работаете с наличными денежными средствами, то стоит выдавать чек по каждой наличной операции.

Уповать на тот факт, что Вас не проверяют и налоговики не могут произвести контрольную закупку, не стоит.

Судебная практика по ситуации:

Ситуация 5: Кассовый чек с номером ККТ, не зарегистрированной в налоговой, и расходы

В ходе проверки налогоплательщика налоговиками было выявлено, что расходы на покупку за наличный расчет материальных ценностей, были подтверждены кассовыми чеками, реквизиты и информация которых не соответствовала информации, содержащейся в внутриведомственном информационном ресурсе «Контрольно-кассовая техника» или, говоря иначе, чеки были пробиты на кассовом аппарате, не зарегистрированном в налоговых органах. На основании этого проверяющие пришли к выводу о том, что подобного рода чек не дает права налогоплательщику на принятие для целей налогообложения таких расходов.

Как не печально, но уберечь себя от подобных последствий можно только одним способом — запрашивая документы о регистрации ККТ у каждого контрагента, с которым мы имеет наличные финансовые отношения.

В противном случае, принимать к налоговому учету потраченные наличные деньги мы можем только на свой страх и риск — ведь вероятность того, что наш контрагент оказался не честным на руку присутствует всегда.

Судебная практика по ситуации:

  • Определение ВАС РФ от 23.11.12 № ВАС-15161/12

Источник: https://d-gudovich.ru/proverka-kassovoj-discipliny-i-kkt-znachimye-sudebnye-resheniya-dlya-nalogovikov/

Контроль за соблюдением кассовой дисциплины

Новые полномочия налоговых органов: проверка кассовой дисциплины

Каждая официальная организация имеет в запасе финансовые средства, которые находятся на хранении в банковских учреждениях на договорных условиях.

Процедура передачи средств проводится при предоставлении наличных денег, которые поступают в организацию и проходят через кассу.

Для того чтобы  руководство предприятия при подсчете средств не обнаружило ошибки при подсчете средств или в оформлении документации, необходимо  осуществлять контроль за соблюдением кассовой дисциплины.

Что такое кассовая дисциплина

Контрольно-кассовая дисциплина представляет собой соблюдение организациями норм и правил, закрепленных в законодательстве Российской Федерации, которые регулируют проведение наличных финансовых операций. К ним относятся все разновидности приходно-расходных транзакций, которые осуществляет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель с наличностью:

  • Выплата заработной платы сотрудникам организации;
  • Операция передачи финансовых средств в банковскую организацию;
  • Выдача наличности для оплаты долгов кредитным организациям;
  • Получение средств от физических ли юридических лиц;
  • Перечисление выручки от производства товаров.

Для того чтобы правомерно производить операции с наличными средствами, компания обязана иметь кассу и кассовые аппараты.

Если организация имеет 2 и более кассовых аппаратов, то в конце каждого рабочего дня все деньги, поступившие в них, должны быть переданы в главную кассу предприятия.

Что понимается под «Соблюдением кассовой дисциплины»

Под соблюдением кассовой дисциплины специалисты понимают исполнение норм и правил при проведении операций с наличными финансовыми средствами через операционную кассу юридического лица или индивидуального предприятия. Также она включает в себя совокупность правил, которые необходимо для работы с ККТ, а также документами, оформляющееся  без него.

Существуют определенные условия, которые  необходимо соблюдать при работе с операционной кассой:

  • Специально для этой работы назначается сотрудник, который в дальнейшем будет выполнять работу кассира.

    Компания с ним заключает трудовой договор, а также предоставляет на подпись документ, который подтверждает его материальную ответственность.

    В том случае, если кассиром является директор организации, такой документ не требуется;

  • Кассир и руководство предприятия должны обеспечивать наличным финансовым средствам и всей кассовой документации абсолютную безопасность при хранении;
  • Любая операция, которая производится по основной кассе, оформляется соответствующими документами. Все они имеют унифицированную форму, закрепленную законодательно. Кассир обязательно должен знать правила и порядок их заполнения. Это необходимо выполнять во время совершения любой транзакции с наличными средствами;
  • Каждый день в конце рабочего дня кассир должен составляет документы для тех денег, которые были получены вне кассы. При этом многие предприятия вводят новый упрощенный учет кассовых транзакций, по которому оформление бланков документов не является обязательным;
  • Существует статья закона, по которому обязательным условием при совершении любой сделки является предоставление  кассовый чека;
  • Средства, поступившие в кассу предприятия, должны быть направлены руководством только на определенные статьи расходов. К ним могут относиться:
  • заработная плата работникам оплату;
  • услуг поставщиков сырья и материалов;
  • оплата государственных пошлин.

Исключением является индивидуальный предприниматель, который может использовать эти средства в личных целях.

Стоит отметить, что существует определенный порядок для сдачи личности в банковские учреждения.  При заключении договора между предприятием банковской организацией, оговаривается вопрос срока предоставления наличных средств, а также основные условия этой сделки.

Одним из них является установление лимита на перечисление. То есть на  банковском счете может храниться только ограниченная  сумма средств, поступившая от организации. Такое ограничение согласовывается с предприятием каждый год.

Контроль и юридическая ответственность

За контроль и проверку кассовой дисциплины организациями нашей страны, отвечают налоговые службы.

Они могут проводить ревизию на любом предприятие по критериям:

  • Лимит на счетах в банковской организации;
  • Оформление и заполнение документации;
  • Предоставление и выдача кассового чека;
  • Совпадение кассовых остатков со сведениями в документации.

Для этого сотрудники налоговой инспекции проверяют всю кассовую документацию, а именно:

  • Бланки, которые оформляются во время проведения кассовых операций;
  • Контрольные ленты ККТ, а также документы на него;
  • Приказы, которые устанавливают лимиты по остаткам кассы;
  • Авансовые и фискальные отчеты.

Предусматривается крупный размер штрафа, а также привлечение к административной ответственности за нарушение кассовой дисциплины по статьям 14.5

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=210495&div=LAW&dst=1456%2C0&rnd=0.12750369662187988#0

В таком случае, например, по первому пункту размер штрафа должностных лиц может составлять от 3 000 до 4 000 рублей, для граждан – от 1 500 до 2 000 рублей, а для юридического лица выплата может составлять от 30  000 до 40 000 рублей.

Источник: http://buh-spravka.ru/buhgalterskij-uchet/kassovye-operacii/kontrol-za-soblyudeniem-kassovoj-discipliny.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.