+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Новое в госзакупках с 2015 года

Содержание

Изменения в госзакупках 2015, 2016

Новое в госзакупках с 2015 года

Федеральный закон №44-ФЗ, вступивший в силу с 05.04.

2013 года, в течение последних лет претерпевал многочисленные доработки и корректировки, чтобы у всех участников госзакупок появилась возможность более рационально использовать ресурсы, а также, чтобы все взаимоотношения между сторонами и сфера осуществления госзакупок, в целом, были прозрачными.

Данный ФЗ-44 («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») предусматривает использование системного подхода к организации госзакупок (от формирования до выполнения обязательств).

На сегодняшний день все ранее осуществленные поправки, введенные в обиход в 2014, 2015 годах официальными нормативно-правовыми актами, в большей степени коснулись деятельности заказчиков госзакупки. И о том, какие изменения были введены для регулирования сферы госзакупок за последние года, Вы можете узнать из этой статьи.

Нормативно-правовая база

За все время действия основного закона №44-ФЗ, текст которого можно найти на официальном сайте, была сформирована основная база и правила, позволяющие более четко понимать роль каждой из сторон, участвующих в осуществлении поставок товаров или оказания услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Практика его применения за все года (с2013 по 2015 г.) продемонстрировала недостатки системы, что стало причиной доработок и поправок, обусловленными неоднократными подзаконными актами.

Сразу несколько федеральных законов от декабря 2014 года, вступивших в действие с 01 января 2015 года (№416-ФЗ, №458-ФЗ, №498-ФЗ, №519-ФЗ) должны были внести новые требования к организации деятельности заказчиков госзакупки. В частности, по новым правилам теперь будет производиться:

  • составление I части заявки компании-претендента на участие в электронном конкурсе;
  • осуществление обеспечения исполнения госконтракта;
  • процедура запроса котировок;
  • определение особенностей исполнения обязательств по контракту на протяжении 2015 года;
  • применение расширенного перечня оснований для составления договоров по оказанию услуг коммунальными службами;
  • некоторые другие аспекты осуществления деятельности в сфере госзакупок.

Что касается планирования закупок, наряду с предусмотренным положениями федерального закона №44-ФЗ планом-графиком, заказчики госзакупки в обязательном порядке должны внести сформированный план закупок, на основании которого впоследствии будет составлен план-график. Одновременно с этим определенная часть закупок будет производиться через субъекты малого предпринимательства, а также у организаций с деятельностью, ориентированной в социальной сфере.

Новые изменения на основании официальных подзаконных актов регулируют обоснование закупок таким образом, что теперь заказчик должен осуществлять обоснование закупок посредством предоставления общих сведений по закупке, обоснованной информацией о стоимости контракта, а также способа определения поставщика.

В связи с корректировками основного закона №44-ФЗ от 01.01.

2014 года, являющегося интерпретацией федерального закона №94-ФЗ от 21 июля 2005 года, теперь по-новому будет осуществляться урегулирование отношений по заключению гражданско-правовых контрактов, которые связаны с поставками товаров (оказанием услуг, проведением работ), в том числе и приобретение/аренда недвижимости от имени Российской Федерации, бюджетных и муниципальных учреждений.

Изменения коснутся и системы данных в сфере закупок. Так, поправками в федеральный закон №44-ФЗ на основании Постановлений Правительства от 2015 года вводится в эксплуатацию с 2016 года Единая Информационная Система (ЕИС).

Правила ее функционирования и вопросы относительно осуществления ее деятельности в сфере госзакупок можно найти на официальном сайте. ЕИС должна содержать все данные про госзаказы и каждый этап закупки, доступ к которым будет у каждого.

Также новые изменения в законе №44-ФЗ устанавливают единые требования в отношений всех участников закупки должны обеспечивать прозрачность цикла осуществления процедур в госзакупках, чтобы предотвратить коррупцию и прочие злоупотребления. С основными поправками, котопые обеспечивают деятельность в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в 2016 году у Вас есть возможность ознакомиться на официальном сайте, а также в нашей статье.

Важные моменты, вступающие в силу в начале 2016 г

С начала этого, 2016, года вступили в силу несколько официальных, подкрепленных Постановлениями Правительства РФ,  поправок. Важные изменения, которые вызвали эти доработки, позволили внести ясность сразу в несколько областей осуществления закупок в сфере заключения контрактов для обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений.

Диаграмма касательно ЕИС

Введение в эксплуатацию ЕИС

Как указывалось ранее, новые дополнения дали полномочия для вступления в силу Единой Информационной Системы, расположившейся на официальном ресурсе — на сайте www.zakupki.gov.ru или в новом интерфейсе – на сайте www.new.zakupki.gov.ru.

В результате, обновленная ЕИС:

  1. Сможет взаимодействовать с остальными государственными информационными системами, а в дальнейшем – все системы (электронные отраслевые и общего назначения) будут интегрированы в единое пространство с массивами разнообразной информации и разными стандартизированными функциями;
  2. Будет включать и выделять отдельно в отчетах новые квоты и нормы, которые выделяет Правительство РФ с целью их дальнейшего применения в госзакупках субъектов, относящихся к предпринимательству малой и средней категорий;
  3. Предоставит более широкие возможности для контролирующих органов регулировать происходящие в сфере госзакупок процессы. Это возможно благодаря встроенной поддержке статистики и аналитики, позволяющим более эффективно выявлять нарушения, отслеживать различные отклонения и оперативно на них реагировать. Доступ к данной аналитической информации, размещенной на официальном сайте или новом интерфейсе, открыт для любого пользователя.

Правила, на основании которых осуществляется функционирование ЕИС, установлены Постановлением №1414 от 23 декабря 2015 года, подписанным Правительством РФ. Согласно его положениям регулируется основная база организационных и функциональных вопросов по ЕИС в сфере госзакупок.

Измененные правила планирования закупок

Что касается нововведений в сфере планирования закупок, то изменения в законе №44-ФЗ, вступившие в силу с начала 2016 года (от 01.01.2016г.), регулируют новые правила их организации. Теперь планирование закупок будет осуществляться путем формирования планов и планов-графиков закупок, а также посредством их утверждения и введения с учетом целей организации закупок.

Формировать планы закупок заказчик должен на основании главной цели осуществления закупок, которые определяются положениями из ст.13 (федеральный закон №44-ФЗ).

Также формирование планов производится с учетом требований к товарам, услугам, работам, которые являются предметов закупки, что указано в законе №44-ФЗ (ст. 19).

Учитывая положения бюджетного Законодательства Российской Федерации, в планах закупок должна быть включена информация о госзакупках, которые будут осуществляться в послеплановый период.

Нормирование закупки

Новые нормирования закупок, как очень нужные для прозрачности в сфере организации госзакупок изменения, позволят ограничить закупки товаров (получения услуг, работ), которые характеризуются избыточными потребительскими свойствами.

Ограничительные нормативы, которые также вступают в силу с  января 2016 года, коснутся стоимости контракта и характеристики предметов закупок.

Они устанавливаются в соответствии с положением чиновника относительно государственной системы, чтобы исключить возможность растраты ним бюджетных средств с личной выгодой.

Ограничительные нормативы распространяются на следующие категории товаров и услуг, которыми могут воспользоваться за счет своего положения чиновники федеральных учреждений, региональных отделений и муниципальных организаций:

  • Канцтовары;
  • Мебель;
  • Оргтехнику;
  • Услуги связи;
  • Транспорт;
  • Организация праздников, пр.

Нормативные акты локального характера, указывающие информацию относительно ограничений закупок, будут размещены на официальном сайте, в системе ЕИС.

Обоснования позиций закупки

Изменения в законе №44-ФЗ коснулись и формирования планов на закупки, а также планов-графиков. Новый механизм, который с начала 2016 года будет введен в эксплуатацию, предусматривает обязательное указание обоснований каждой объекта госзакупки в соответствии с номенклатурой, стоимостью и свойствам. В том числе к обязательному обоснованию в планах закупки подлежат:

  • начальная цена контракта;
  • способ определения поставщика;
  • дополнительные требования, выставляемые для поставщиков.

Благодаря новому механизму обоснований госзакупки контролирующим органам предоставляется возможность выявлять необоснованные заявки на госзакупки до того момента, как о них будет объявлено на официальном сайте. Также новые правила в законе №44-ФЗ позволяют внести ясность и продемонстрировать рациональность использования бюджетных средств, а также существенно снизить коррупцию.

Идентификационные коды

Еще одним новшеством, которое появится с начала 2016 года в законе №44-ФЗ, является понятие «Идентификационные Коды Закупки» (ИКЗ).

Зачастую практически на каждом сайте или информационной системе закупкам присваивается собственный номер. Это затрудняет поиск необходимых поставщику сведений. И чтобы можно было легко и просто найти нужную информацию о закупке, каждому отдельному лоту госзакупки будет присваиваться уникальный код.

Такие нововведения предусматривают использование уникальных номеров, каждый из которых будет состоять из 36 знаков.

Однако, это не простые изменения, которые решились внести в основной федеральный закон о госзакупках, ведь 36 цифр – это машиночитаемый код, с помощью которого можно узнать основные сведения и параметры данной закупки.

Таким образом, все эти и другие изменения, которые есть на официальном сайте госзакупок, приближают разработчиков проектов к главной цели – сделать все процедуры, относящиеся к осуществлению госзакупок, более доступными и прозрачными, а также не дать шансам коррупционерам использовать бюджетные средства ради личных целей.

Ниже приведено видео по теме статьи:

Ирина Б.

Источник: https://GarantiiBanka.ru/goszakupka/izmeneniya-v-goszakupkah.html

Как мы будем принимать участие в тендерах с января 2015 года

Новое в госзакупках с 2015 года

Первый год действия закона №44-ФЗ о контрактной системе подходит к концу, и по традиции можно было бы подвести значимые итоги уходящего года. Но на этот раз мы решили отказаться от итогов, и вместо них предлагаем вам подробнее узнать о том, как изменится процесс участия в тендерах с 1 января 2015 года.

Специалисты компании «Бико» проанализировали закон №44-ФЗ о контрактной системе и специально для вас выделили основные изменения правил участия в тендерах в 2015 году.

Планирование и обоснование закупок

Итак, один из самых важных аспектов всей контрактной системы – это планирование закупок, введение которого с нетерпением ожидают как заказчики, так и поставщики. Планирование вступает в силу с начала следующего года. Что такое планирование закупок, мы уже рассказывали. Напомним вам о том, почему этот процесс так важен и для поставщиков.

По закону о контрактной системе, государственные заказчики, а именно контрактная служба и контрактный управляющий должны планировать свои закупки, формировать, утверждать и вести планы закупок и планы-графики, согласно которым и будут осуществляться эти закупки.

Заказчики обязаны обосновывать в плане закупок объект закупки, а также указать следующую информацию:

  • Код закупки
  • Цель ее осуществления
  • Наименование закупки
  • Объем финансового обеспечения
  • Сроки планируемых закупок и другие сведения, обозначенные в законе №44-ФЗ.

Правительство Российской Федерации и местная администрация вправе определить и другую информацию, которую необходимо также включать в планы закупок.

Формирование планов закупок осуществляется в соответствии с принятым законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (на три года).

Кстати, порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд установлен Правительством Российской Федерации.

Закон о контрактной системе предусматривает случаи обязательного внесения изменений в планы закупок.

Например, в случае реализации федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента Российской Федерации, решений, поручений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, решений, поручений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые приняты уже после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете.

Планы закупок обязательно публикуются заказчиками в Единой информационной системе, работа над которой идет уже довольно долго и срок запуска которой обозначен на 2016 год. Заказчики могут также разместить планы и на своих сайтах или в любых печатных изданиях.

Что касается планов-графиков, то он представляет собой более детальный план действий заказчиков в текущем финансовом году.

В данном документе заказчик обязан обосновать начальную максимальную цену контракта и способ определения поставщика, которым будет произведена закупка.

Формируется, утверждается и опубликовывается на официальном сайте такой план-график заказчиками ежегодно и содержит следующую информацию:

  • Номер закупки
  • Наименование и описание объекта закупки (включая указание характеристик такого объекта, количество товара, объем работы, сроки, начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК), размер аванса, этапы оплаты и так далее)
  • Дополнительные требования к участникам закупки
  • Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа
  • Даты проведения закупок
  • И информация о размерах обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с требованиями закона о контрактной системе, в план-график также можно вносить изменения, если:

  • Изменилась НМЦК,
  • Изменился способ определения поставщика
  • Изменилась дата начала закупки
  • Изменился срок исполнения контракта
  • Закупка была отменена заказчиком.

Таким образом, в результате публикации заказчиками данных документов, вы всегда будете в курсе ближайших тендеров и к моменту начала проведения закупки сможете к ней основательно подготовиться: повысить  квалификацию своих специалистов, найти деньги на обеспечение, закупить и установить необходимое оборудование и так далее.

Также хотим напомнить вам и о том, что заказчики, которые нарушили положения закона №44-ФЗ о контрактной системе, в частности некорректно сформировали планы закупок, могут быть оштрафованы.

Планируемые изменения в законах о закупках в 2015 году

На рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации уже находится законопроект, которым вносятся изменения в действующий закон о закупках. Например, разработчики документа предлагают внести и следующие изменения:

  • Механизм обеспечения реального участия субъектов малого и среднего предпринимательства в проведении закупок. После вступления изменений в силу, процент участия субъектов малого и среднего предпринимательства будет рассчитываться только исходя из тех торгов, по которым были действительно заключены контракты.
  • Введение нового понятия «закрытый реестр банковских гарантий». Такой реестр будет формироваться по результатам закупок, составляющих государственную тайну, и в Единую информационную систему включаться он не будет.
  • Замена словосочетания «место происхождения товара или наименование производителя» на словосочетание «наименование страны происхождения». То есть, вас больше не смогут отстранить от участия, если вы в своей заявке укажете только страну происхождения.
  • Заказчики должны будут включать в проект контракта условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому или физическому лицу, на размер налогов, сборов и др. обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если такие платежи, налоги и сборы подлежат уплате самим таким заказчиком.
  • Изменение в процедуре заключения контракта с победителем электронного аукциона. Поставщик сможет направить разногласия по контракту, размещенному заказчиком для подписания, только один раз. А срок в 13 дней, в который поставщик должен успеть подписать контракт, будет отменен.

Итак, как вы видите, изменений много и они достаточно серьезные. Поэтому, чтобы обезопасить себя от спорных ситуаций, заручитесь поддержкой квалифицированных специалистов.

Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника – bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Источник: https://www.bicotender.ru/articles/izmeneniya-tendery-2015.html

Тендеры в 2015 году

Новое в госзакупках с 2015 года

С 1 января 2014 года действует Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он коренным образом изменил сферу закупок.

Изменились требования к поставщикам, установлены дополнительные требования к банковской гарантии, прописаны правила электронных аукционов. Первый год действия закона №44-ФЗ о контрактной системе подошел к концу.

Как изменится процесс участия в тендерах с 1 января 2015 года?

Актуальные новости для участников закупок | Контур.Закупки

Новое в госзакупках с 2015 года

Система закупок практически постоянно находится в процессе изменения. Предлагаем вашему вниманию обзор последних новостей, а также законодательных новшеств и инициатив в сфере госзаказа и корпоративных закупок.

О действии сертификата ключа электронной подписи

Если удостоверяющий центр, выдавший ЭЦП, потеряет лицензию, то его сертификаты продолжат свое действие вплоть до окончания срока, на который они выданы.

Правительство разработало поправки, которые уточняют некоторые вопросы использования сертификата КЭП. Это нужно для того, чтобы избежать ситуаций, подобных произошедшей в конце 2017 года. Тогда клиенты одного удостоверяющего центра, потерявшего лицензию, остались за бортом закупок, поскольку полученные ими КЭП стали недействительными.

Законопроект уже прошел одобрение Комиссии Правительства по законотворчеству и, вероятнее всего, будет принят.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Уфас получили из центрального аппарата разъяснения по поводу изменений 223-фз

С начала 2018 года в закон 223-ФЗ вступило немало изменений, которые ФАС доводит до сведения региональных Управлений.

Наиболее значимыми для поставщиков являются поправки, связанные с обжалованием в ФАС действий заказчика по 223-ФЗ или оператора торгов по упомянутому закону.

Ранее в 223-ФЗ было довольно мало оснований для того, чтобы пожаловаться в ФАС.

Большинство обращений поставщиков было связано с нарушением закона 135-ФЗ «О защите конкуренции» и рассматривалось в совершенно ином порядке.

Теперь же перечень оснований для жалоб участников закупки в ФАС существенно расширился. Это значит, что подать жалобу можно на многие нарушения, и они будут рассмотрены в ускоренном порядке.

Крупные корпорации недовольны изменениями в 223-ФЗ

Госкомпании составили замечания по изменения в 223-ФЗ.

Поправки в закон 223-ФЗ пришлась по вкусу не всем. Стало известно, что крупные государственные компании и корпорации подготовили коллективное обращение в Министерство финансов со своими замечаниями по поводу некоторых изменений.

В частности, корпорации просят вернуть бумажные процедуры для закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. По их словам, многие представители малого бизнеса не хотят работать на ЭТП.

О запрете на установку спецкритериев для запроса предложений

Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект, который ограничит заказчиков в праве устанавливать специальные критерии, проводя закупки методом запроса предложений по закону 44-ФЗ.

Сейчас в документации к запросу предложений заказчики могут выдвигать самые разные условия. По сути, в этом они ничем не ограничены. Когда поправка заработает, к участникам запроса предложений можно будет предъявлять лишь общие требования.

Надо отметить, что запрос предложений проводится довольно редко, поскольку закон 44-ФЗ предусматривает ограниченный набор оснований для его проведения. Есть мнение, что этот метод определения поставщика после перевода закупок в электронную форму может и вовсе потерять свою актуальность вплоть до полного исчезновения.

О неустойке по госконтрактам у поставщиков

Для уплаты поставщиками неустойки хотят вернуть отсрочку.

Комитет Госдумы по экономической политике рекомендует вернуть законодательную норму, которая регулирует уплату поставщиками неустойки по госконтракту. Подобная норма была принята в 2015 году, но в начале прошлого года ее действие было приостановлено. Если она будет возвращена, то поставщики по госконтрактам смогут платить неустойку с отсрочкой.

Банки начали подготовку к открытию спецсчетов

Банки планируют открыть порядка 500 тысяч спецсчетов для участников закупок.

С середины текущего года изменения коснутся и порядка перечисления участниками денежных средств в счет обеспечения заявки. Сейчас в электронных процедурах эти средства переводятся на этапе. Однако с 1 июля этот порядок должен измениться. Уполномоченные банки будут открывать поставщикам специальные счета, на которые и будет переводиться это обеспечение.

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/aktualnye-novosti-dlya-uchastnikov-zakupok/

Изменения 2014-2017 в сфере госзакупок

Новое в госзакупках с 2015 года

С 2014 года вводится система обязательного планирования закупок. По идее, этот процесс не является новым. Планирование закупок было и раньше, но осуществлялось не в обязательном порядке. Однако многие систематизировали свою хозяйственную деятельность, публиковали планируемые закупки, например, у себя на сайте и проводили тендеры.

Обязательным планированием будет заниматься заказчик, а вот закупать (проводить электронный аукцион) будет специальная контрактная служба или другое ведомство, которое будет уполномочено заниматься процессом закупки. Это изменение не приведет к расширению штата там, где этого не нужно. Особенно у тех заказчиков, которые проводят малое количество закупок.

Единый каталог товаров и услуг

Единый каталог товаров, работ и услуг будет введен с 2017 года. Он охватит практически 100% номенклатуры от закупаемых заказчиком продуктов. Каталог упростит работу как поставщиков, так и заказчиков и станет хорошим препятствием на пути сокрытия закупок. Теперь просто нужно выбрать закупаемый товар (услугу) из единого каталога товаров.

Недобросовестный заказчик больше не сможет спрятать госзакупку, заменив бензин на прозрачную горючую жидкость или использовав грамматические ошибки. Также каталоги будут являться элементом нормирования.

Госзакупки предметов роскоши. Механизм нормирования

Механизм нормирования можно будет запустить после создания полноценного каталога, ведь нормировать нужно что-то конкретное. Само положение о нормировании в настоящий момент разрабатывается. Нормирование будет не столько в денежном виде, сколько в натуральном, в первую очередь это касается дороговизны автомобилей.

Важно понимать, какую цель преследует та или иная госзакупка. Существуют разные категории чиновников и за каждым закреплена своя задача. Соотнеся эти два тезиса можно сделать соответствующие вывода о конкретной закупке.

Изменение в системе госзакупок в виде простого установления предельной цены не решит проблему нормирования роскоши госзакупок и закупки товаров с избыточными свойствами.

Необходимо отталкиваться от установленных параметров и опций, потому что неоднократно всплывали случаи покупки машин с детскими креслами и холодильниками для продуктов и напитков. Получается, что эти авто собирались использовать не только в служебных целях, хотя их стоимость вписывалась в соответствующий лимит.

Обкатка механизмов общественного контроля в сфере госзакупок

Изменения в системе госзакупок в части общественного контроля приносит свои результаты уже с 2012 года. Положительный пример – изменение в проведении крупных госзакупок. Теперь федеральные и региональные закупки свыше 1 млрд рублей необходимо выносить на общественное обсуждение в обязательном порядке.

Подробнее об этом можно прочитать в этой новости. Обсуждение затрагивает не только техническую сторону вопроса. Возможно даже поставить под сомнение необходимость проведение тендера.

По результатам этих обсуждений часть госзакупок были отменены под предлогом нерационального расходования бюджета. Основное изменение в обсуждении госзакупок – это проведение этих обсуждений именно на этапе планирования проведения государственного тендера.

Экспертный совет

Далее будут изменения госзакупок в виде создания экспертного совета. Работа совета будет вестись публично, через интернет-портал. Деятельность совета будет направлена также на оценку хода внедрения контрактной системы (и закупки госкорпораций по ФЗ-223) как на федеральном уровне, так и на уровне муниципальных образований.

Экспертный совет будет давать оценку событиям, связанным с процедурой госзакупок, будет оценивать факты, которые привели к неудовлетворительным последствиям, либо могут привести к негативным изменениям в госзакупках.

И не важно, кто предоставляет информацию — население или профессиональные участники электронных торгов. Совет должен оценивать и находить решения, например, установив, что некая система не полностью отрегулирована, предложить, как ее можно исправить.

На основании подобных заключений будут приниматься соответствующие решения, какие изменения в законодательстве в сфере госзакупок необходимо внести.

Изменения в сфере регулирования госзакупок

Все действия по изменениям в рамках регулирования госзакупок разбиты на пять этапов. Первый этап был осуществлен в конце 2013 года, когда был внесен на рассмотрение и принят ФЗ-396, который в свою очередь внес изменения в 46 законодательных актов.

Следующий этап касается изменения госзакупок, которые еще не переведены в электронную форму проведения торгов. Речь идет о рынке с совокупным объемом в 6 трлн рублей. В этот же этап включат и изменения, относящиеся к электронным площадкам. Теперь они будут осуществлять функции по приватизации и банкротству.

Еще один этап нововведений касается решения проблем малобюджетных заказчиков с годовым объемом госзакупок до 2 млн рублей. Для них если закупка не будет превышать 100 тыс. руб. возможно осуществление этой закупки у единственного поставщика. Для заказчиков с годовым объемом госзакупок свыше 2 млн руб. назначен 5%-ный лимит.

Также предлагается сократить расчеты с СМП до 30 дней и ввести изменения в законодательство госзакупок в виде соответствующих обязательств.

Конечно существуют возражения, но в данном случае необходимо ритмично исполнять бюджет и встать на защиту малых компаний, которые успешно выполнили госзаказ, а оплату им обещают только в конце года. Теперь изменения в госзакупках об оплате в 30-ти дневный срок будут внесены в закон.

Следующий этап запланирован на второй квартал 2014 года и связан он с изменениями в законодательстве в сфере госзакупок по ФЗ-223. Будет введен конечный перечень конкурентных процедур, дабы исключить возможность заказчику под новым названием процедуры совершать закупку у единственного поставщика.

Сейчас все процедуры в нормативных актах согласно ФЗ-223 утверждает заказчик единолично. Не редко было встретить, например, при поиске тендеров через систему Seldon госзакупки под названием «на основании устойчивых хозяйственных связей».

Не трудно догадаться, что это и есть закупка у единственного поставщика, с которым и установлена «хозяйственная связь». Теперь заказчик будет выбирать способ закупки из предоставленного в законе перечня, как это было раньше в ФЗ-94.

Еще одним удобством станет больше: теперь холдинг сможет присоединять дочерние компании к материнской, устанавливая тот же порядок проведения тендеров. Необходимость утверждать собственные правила осуществления процедуры закупок больше не придется.

Последний этап — изменения в Кодекс об административных нарушениях. В системе госзакупок было введено много норм, но санкции за их не выполнение предусмотрены не были. Это было сделано сознательно, чтобы дать возможность людям спокойно привыкнуть ко всем изменениям госзакупок и сразу не грозить им штрафами.

Честно было оговорено, что в первый год никого штрафовать не будут. Но надо понимать, что это не навсегда, поэтому в последнем квартале этого года будут внесены изменения в КоАП. Наверно, что-то заработает с 2015 года, а что-то – позже.

Единая система аттестации специалистов

Давно необходимо государству решить, какой должен быть персонал в соответствующих органах госзакупки, как его будут проводить аттестацию. Необходимо рассмотреть возможность проведения экспертиз с привлечением экспертов в области электронных торгов.

Госзаказ для малого бизнеса

Основные изменения в системе госзакупок, которые многие ждут связаны с малым бизнесом. В скором времени будут введены нововведения, связанные с обязательствами проводить тендеры среди малого бизнеса в рамках определенной квоты.

Конечно, неприятно осознавать, что будут созданы тысячи фирм-посредников, которые будут просто договариваться и проводить через себя госзакупки, отдавая их другим подрядчикам.

Но конечная цель этих изменений в сфере госзакупок — получить предприятия малого бизнеса, которые работают именно в производственной области, как это сделано в Китае. Поэтому мы вводим нормативы.

Если к 2015 году объем госзакупок у малых компаний должен быть 25%, то 10% из них должны быть в программе партнерства. В эту программу входят только производители, которые аккредитованы, аттестованы и у которых есть производственные мощности.

Понятное дело речь также идет и об услугах. Если компания, например, занимается клинингом или другим видом услуг, то у нее обязательно должна быть соответствующая техника, люди, офис, склад, и т.д. Все это будет введено в «дорожную карту» по расширению доступа МСП к госзакупкам.

Источник: https://open-torg.ru/articles/izmeneniya-2014-2020-goda-v-sfere-goszakupok.html

5 главных проблем при участии в госзакупках | Rusbase

Новое в госзакупках с 2015 года

Это B2G (Business To Government), или рынок госзакупок.

Честно скажу, сам я не сторонник ориентации исключительно на этот сегмент: в реальных условиях компании, работающие с бюджетной сферой, подстраиваются под требования конкретного заказчика, а не под рынок в целом. Стараются выиграть ценовую борьбу в ущерб качеству и зачастую из профессиональных производителей и предпринимателей превращаются в профессиональных участников «госторгов».

Но и вовсе отказываться от B2G не стоит: бизнес должен искать клиентов везде, где они есть!

Ни одно направление продаж не породило столько мифов, сколько B2G. Хотя, казалось бы, чего проще – есть множество сайтов госзакупок, есть законодательство. И, что самое важное, есть заказчики с понятным и прозрачным бюджетом.

Так почему же коммерческие поставщики неохотно работают в этой сфере и тратят рекламные бюджеты на работу с B2C и B2B? Проблем несколько.

Проблема №1: «Непонятно, с чего начать»

Открытые конкурсы, аукционы, запросы котировок и прочие не знакомые простому человеку термины. Несколько крупных площадок, в названиях которых так или иначе фигурируют госзакупки. Пухлые брошюры с кратким и не очень изложением федерального законодательства в этой области.

Объем новой информации вгоняет в ступор, изучение специфики откладывается на завтра, на понедельник, на следующий квартал. А в следующем квартале владельцы компаний снова «дрючат» своих сотрудников и требуют от них увеличения продаж…

Ну что же, для тех, кто, как и я, исповедует принцип «решили – сделали», привожу краткую и простую инструкцию, с чего начать работу с госзакупками:

1. Скачайте Федеральные законы № 44 и 223 с последними изменениями за 2016 год. Читайте каждый день – отныне это ваша любимая книга.

2. Из прочитанного выделите главное: вас, как поставщика, прежде всего интересуют следующие формы закупок:

  • открытые конкурсы (работают как в электронном, так и в «оффлайновом» варианте; выбор поставщика осуществляется по нескольким функциональным критериям; цена в данном случае не является главным критерием);
  • запросы котировок (основной критерий выбора поставщика – цена, по остальным критериям поставщик должен соответствовать требованиям документации);
  • открытый аукцион в электронном виде (наиболее распространенный вид закупок для госучреждений, при котором назначается заказчик назначает стартовую цену, а поставщики, конкурируя между собой, предлагают минимальную возможную для себя цену).

3. Получите ЭЦП (электронную цифровую подпись) для госзаказа. Работать с госучреждениями без ЭЦП нельзя!

4. Зайдите на сайт zakupki.gov.ru. С 2016 года это Единая информационная система (ЕИС) в сфере госзакупок. Правда, пока через ЕИС нельзя подать заявку на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и получить окончательное предложение. Полный функционал будет доступен не позднее 1 января 2017 года (по крайней мере, этот срок указан в ч. 5 статьи 112 44-ФЗ).

Сейчас на сайте можно  найти заказы по специфике деятельности вашей организации и список сайтов, на которых проводятся электронные аукционы. Список, кстати, совсем небольшой, так что не запутаетесь:

5. Зарегистрируйтесь на ВСЕХ перечисленных электронных площадках.

6. Ищите заказы в своей отрасли, изучайте условия контракта и подавайте заявки! Заявки заполняйте внимательно: за несоответствие требованиям документации или закону ее могут отклонить.

Все просто, как вы видите.

Но наверняка, если бы проблемы при работе с госзакупками сводились к изучению короткой инструкции, эту статью мне писать бы не пришлось. Давайте теперь поговорим о других причинах, по которым малый и средний бизнес неуютно себя чувствует в госзакупках.

Проблема №2: «Где взять деньги, чтобы заработать деньги»

Чтобы принять участие в торгах на электронных площадках вы должны внести деньги для обеспечения заявки на участие, а если победите, — то и для исполнения контракта по этому заказу, в случае если требование обеспечения указано в документации.

К тому же, госучреждения используют метод постоплаты при работе с коммерческими компаниями. В итоге до момента получения «живых денег» поставщик едва сводит концы с концами, а многие и вовсе отказываются от исполнения контрактных обязательств из-за угрозы разорения и… переходят в список неблагонадежных исполнителей.

Этот существенный нюанс останавливает многих.

Например, генеральный директор компании «Успешные проекты» Илья Казарин считает, что у малого и среднего бизнеса практически нет возможностей для обеспечения контракта.

Его компания иногда принимает участие в госзакупках, внимательно изучая тендеры на предмет «подвоха», чтобы понять, реально ли вообще выиграть тот или иной тендер.

Подробнее о своем опыте Илья рассказал в эфире моей авторской программы «Макрономика – среда обитания бизнеса» на радио «Комсомольская правда».

Где взять деньги – эту проблему каждый бизнес решает по-своему: у кого-то есть значительные оборотные средства, а кто-то получает коммерческий кредит в банке. Во втором случае советую вам обратить внимание на два нюанса, которые помогут вам сэкономить если не деньги, то хотя бы время на получение кредита.

  1. Специальные банковские продукты для участников госзакупок. Некоторые финансовые организации специализируются на таких продуктах: в них вы можете получить необходимые средства как на участие в тендере, так и на обеспечение контрактных обязательств.
  2. Государственные гарантии. Федеральные и региональные агентства поддержки бизнеса могут предоставить свои гарантии и способствовать выдаче кредита в банке.

Проблема №3: «Некомпетентность заказчиков»

Далеко не все представители госучреждений берут на себя труд изучить рынок, специфику заказываемой продукции и цены на нее. В результате зачастую условия конкурсов больше подходят посредникам, а не прямым поставщикам, которые могли бы предложить свои товары по гораздо меньшей цене.

Ольга Косец, руководитель швейного производства «Софиано» жалуется:

«Для меня и моих сотрудников самым сложным оказался поиск заказов, которые мы сможем выполнить.

Даже небольшие заказы сформированы таким образом, что мы не всё можем выполнить самостоятельно и будем вынуждены обращаться к другим компаниям по поставке части изделий.

Например, в закупке постельного белья для городской больницы среди наволочек и простыней числятся подушки, одеяла шерстяные и фланелевые, а также полотенца.

Очевидно, что при формировании закупки не учитываются возможности производителей. Прямого доступа к государственным заказам реальным производителям без этих нюансов еще долго не видать. Именно поэтому до сих пор на сайтах госзакупок промышляют в основном посредники, у которых штат обученного персонала, начиная от менеджеров и заканчивая юристами по сопровождению контракта.

Самостоятельно они ничего не производят, но умело пользуются доступными открытыми данными компаний и имеют приличную маржу на сделках. Зачастую она превышает прибыль самих производителей товаров или прямых поставщиков».

Некомпетентность заказчика может проявляться и в расчете стоимости тендера.

Вместо того, чтобы вникнуть в специфику отрасли, разобраться в ценообразовании, горе-заказчик из бюджетной сферы набирает в поисковике запрос «купить мыло / веревку / табурет / все что угодно» и, увидев первое же рекламное объявление вроде «Только сегодня! Супер-скидки! 99 рублей за комплект из веревки, мыла и табуретки!», на его основе прописывает условия тендера. Ну и какую цену он заложит в тендер? Представляете?!

Проблема некомпетентности заказчика на самом деле глубже. Необоснованно низкие цены в условиях тендера на самом деле поощряют серые схемы ведения бизнеса. Приведу наглядный пример.

Сколько стоит сделать простенький сайт-визитку?

Давайте посчитаем: для создания сайта требуется труд дизайнера, верстальщика и программиста. Работодатель, кроме заработной платы, несет и другие расходы – аренда офиса, соцвзносы, налоги и так далее. Так что, даже при самых скромных расценках, если веб-студия работает «в белую», себестоимость сайта начинается от 100 тысяч рублей.

Эту сумму сама же веб-студия может существенно снизить, если начнет работать «в черную» или хотя бы «в серую».

Еще ниже себестоимость создания сайта у фрилансера, который «соберет» вам сайт на бесплатном движке, а при первых же технических проблемах попросту перестанет выходить на связь. Зато в его профиле на всевозможных сервисах для фрилансеров будет красоваться гордая надпись: «Создание сайтов от 10 тысяч рублей! В срок от 1 до 3 дней!».

К счастью, госзаказчики не могут работать с фрилансерами. Но могут заказать товар или услугу компании, которая экономит на налогах и поэтому предлагает более низкую цену. А страдают в итоге наиболее законопослушные и честные представители бизнеса!

Проблема №4: «Конкуренция с недобросовестными поставщиками»

Конечно же вы – честный человек, а ваша компания – добросовестный исполнитель. Если уж вы взяли на себя обязательства перед государством, то в лепешку расшибетесь, квартиру свою заложите, сотрудников продадите в рабство, но условия контракта выполните.

К сожалению (или к счастью для непроданных в рабство сотрудников), так поступают не все. Некоторые компании в погоне за желанным госконтрактом снижают сумму контракта ниже себестоимости. В итоге они конечно выигрывают конкурс, оставив с носом вас и других добросовестных конкурентов.

Смогут ли они выполнить свои обязательства перед заказчиком? Вряд ли. Что заставляет их так поступать, мне не понятно. Извечный русский авось, неумение считать или еще какие-то причины, но факт остается фактом –  в проигрыше оказываются все: добросовестные поставщики, государственный заказчик и все мы – граждане, для нужд которых и работают госучреждения.

Проблема №5: «Коррупция»

Даже неудобно как-то об этом говорить, но есть, так сказать, отдельные в нашей стране случаи коррупции. Чтобы не нарваться на обвинения в клевете на конкретных чиновников, приведу только описания общих ситуаций.

Например, в аукционной документации могут быть указаны следующие требования:

  • Максимальный линейный размер поры или шлакового включения – не более 1,5 мм
  • Временное сопротивление разрыву металла шва или наплавленного металла – не менее 42 кгс/мм2
  • Минимальная температура, при которой ударная вязкость металла шва и наплавленного металла аH45 (при испытании образцов типа IX) не менее 35 кгсхм/см2 – не более 20

Если вы думаете, что это требования к конструкции ядерного реактора, то я вас разочарую. Это всего лишь требования к электродам, применяемым при реконструкции сквера… Понятно: когда заказчик выставляет такие условия, он рассчитывает на какого-то определенного исполнителя, целиком и полностью выполняющего эти условия. Правда, доказать это очень сложно.

Что же делать?

Не участвовать в госзакупках? Вовсе нет! Несмотря на все сложности, рынок государственных заказов остается интересным и перспективным.

Так, всего за 6 месяцев 2015 года через сайт госзакупок прошло 2,5 млн заявок на общую сумму 9,5 трлн рублей. За последний год на сайте зафиксировано почти 250 тысяч покупателей.

Большинство заказов сравнительно не большие: от 1 до 10 млн рублей, то есть как раз для малого и среднего бизнеса.

Если вы чувствуете, что вам по силам выиграть конкурс и получить заказ, смело участвуйте! Не бойтесь бороться за свои права и указывать на необоснованные требования заказчиков. Разобраться в ситуации и поддержать вас могут как общественные, так и государственные организации:

  • Корпорация МСП – структура, специально созданная для того, чтобы защищать права малого и среднего бизнеса;
  • Общероссийский Народный Фронт – общественная организация, занимающаяся проверкой действий чиновников;
  • Вышестоящие для каждого непосредственного заказчика организации;
  • Прокуратура – как последний аргумент.

По всем этим адресам вы можете обратиться, если считаете, что ваши права, как исполнителя, ущемляются заказчиком. Но надеюсь, что этот пункт моей статьи вам никогда не пригодится.

Удачной работы в B2G!

Материалы по теме:

5 шагов IT-бизнеса в госзакупках

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Источник: https://rb.ru/opinion/b2g-problems/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.