+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

НКО и проверка Минюста: маленькая инструкция

Содержание

«Законодательство об НКО неясное, что приводит к произволу и злоупотреблениям»

НКО и проверка Минюста: маленькая инструкция

Общественная палата (ОП) намерена провести экспертизу разработанного в Минюсте законопроекта, который расширяет основания для внеплановых проверок НКО. Об этом сообщили 1 июля на слушаниях по законопроекту, прошедших в ОП.

Минюст разработал поправки в закон «О некоммерческих организациях».

В их числе: истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном НКО уполномоченным органом; поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от государственных органов и местного самоуправления, из СМИ о фактах, свидетельствующих о наличии в деятельности НКО признаков экстремизма. Также проверки могут быть проведены, если в уполномоченный орган поступили сведения от государственных органов и местного самоуправления о нарушении НКО законодательства РФ в сфере ее деятельности.

Любопытно, что в законодательстве уже была подобная норма (действовала с марта по ноябрь 2011 года), затем по инициативе депутата Госдумы Владимира Плигина она была снята. И вот теперь Минюст снова решил вернуться к расширению оснований для внеплановых проверок.

Сколько стоит проверка

Что бывает, когда в офис вдруг приходят проверяющие, российские НКО знают отлично — чего только стоят массовые проверки некоммерческих организаций, которые прошли весной по всей России.

Если крупные организации достаточно спокойно выдерживают проверки, то приход контролеров в маленькую организацию, где работают 2-3 сотрудника, может поставить ее на грань закрытия. Дело в том, что НКО должны предоставить проверяющим огромное количество документов за три последних года.

Многие из бумаг приходится заверять нотариально, а это еще и дополнительные затраты, которые ложатся на плечи учредителя организации.

По мнению члена ОП Дарьи Милославской, по итогам весенних массовых проверок НКО понесли не только репутационные, организационные, но и материальные издержки.

«Мы подсчитали, что в среднем каждая НКО потратила на одну проверку около 15 тысяч рублей (если у нее есть один проект и несколько сотрудников). Если проектов больше, то и затрат, соответственно, больше. За год у организации может скопиться 915 листов отчетности. За три года эта цифра составит почти 3 тысячи», — сообщила она.

В свою очередь, председатель Общественного совета Фонда общественной дипломатии Александр Шарлай усомнился в степени квалификации проверяющих. «Важно поднять вопрос о степени квалификации представителей проверяющих органов и указать это в законопроекте.

У каждой НКО есть своя спецификация. Далеко не всем ясны эти нюансы. Чтобы определить, есть ли политическая или иная составляющая, надо быть специалистом хорошего качества.

Минюст должен учитывать вопрос компетенции и проводить аттестацию проверяющих», — считает эксперт.

«Сначала надо дать оценку уже проведенным проверкам»

Директор по правовым вопросам CAF Россия Инна Моторина подчеркнула, что «из закона исключены обращения граждан и юридических лиц как основание для внеплановой проверки».

«Правда, осталось в качестве повода к проверке «информация от государственных органов или органов местного самоуправлению о нарушении законодательства РФ в сфере ее деятельности и наличии в деятельности организации признаков экстремизма». Эта фраза меня тревожит, — сказала Моторина. — Не стоит забывать, как в регионах восприняли закон об иностранных агентах.

Многие некоммерческие организации, которые были партнерами органов местного самоуправления, много с ними работали, не смогли больше продолжать это сотрудничество — им было сказано, что они «иностранные агенты и получали зарубежное финансирование».

Председатель Комиссии ОП по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева-Солдунова считает, что идею с законопроектом нужно не дорабатывать, а отложить вовсе.

«У россиян нет стабильного отношения к НКО — оно очень быстро меняется в зависимости от того, что люди видят на экранах телевизоров и слышат от высокопоставленных чиновников. Поэтому, когда начались прокурорские проверки, это негативно сказалось на доверии общества к НКО, с таким трудом завоеванном.

Вводить сейчас новые «карательные» меры в отношении некоммерческих организаций – значит, еще больше подрывать его. Как минимум, надо отложить этот разговор, — заметила она. — Кроме того, прежде чем вводить новые контрольные функции, надо дать оценку уже проведенным проверкам.

Пока один из результатов — к организациям с одинаковой миссией применяются разные меры. Это говорит о том, что законодательство неясное, что ведет к произволу и злоупотреблениям. Надо сделать паузу, ввести мораторий на любые поправки, разобраться с тем, что есть».

«Мы полностью утратили контроль над некоторыми НКО»

В слушаниях приняла участие заместитель директора департамента по делам некоммерческих организаций Минюста РФ Анна Котова. Она заверила, что ведомство не будет проверять некоммерческие организации по каждому заявлению госорганов, внеплановые проверки будут назначаться исходя из здравого смысла.

«С другой стороны, даже проведенные по существующим, усеченным основаниям проверки дали неожиданный результат: оказалось, что над некоторыми НКО мы полностью утратили контроль, — заявила Котова. — Мы не говорим о тех организациях, которые реально работают.

За последнее время выявлено много случаев использования некоммерческих организаций в качестве прикрытия для неправомерной деятельности. Дело было в Ленинградской области: абсолютно безобидная, на первый взгляд, организация ветеранов осуществляла финансовые операции на несколько миллиардов рублей. Деньги были просто выведены.

Если бы мы не обратили на эту организацию внимания, она бы продолжала свою противозаконную деятельность».

По поводу опасений, что НКО будут подвергаться частым проверкам по информации от госорганов и органов местного самоуправления, Анна Котова заверила, что Минюст «безусловно, не будет реагировать на каждое обращение». «Мы — адекватные люди. Мы должны увидеть реальные основания, чтобы выходить с проверкой», — сказала представитель Минюста.

Комментируя предложения создать исчерпывающий список запрашиваемых при проверке документов, Анна Котова заявила, что это было бы неправильно – все организации разные, и глубина проверки зависит от того, чем занимается НКО, насколько открыта и прозрачна его деятельность.

Котова также подчеркнула, что в некоторых случаях по обращениям от госорганов Минюст будет добавлять НКО в сетку плановых проверок.

По итогам слушаний Дарья Милославская сообщила, что после того, как законопроект пройдет первое чтение в Госдуме, члены ОП и представители НКО проведут встречу с парламентариями и детально обсудят нормы документа.

Источник: http://philanthropy.ru/analysis/2013/07/01/12125/

Как подготовиться к плановой проверке Минюста

НКО и проверка Минюста: маленькая инструкция

31/ 12 /16

Список плановых проверок НКО на 2017 год появился на днях на сайте Минюста России.

Министерство юстиции России контролирует соблюдение некоммерческими организациями и их структурными подразделениями законодательства РФ; соответствие их деятельности заявленным целям, предусмотренным их учредительными документами. Наряду с органами прокуратуры, Минюст наделен полномочиями по противодействию экстремистской деятельности и может выносить предупреждения или обращаться в суд с заявлением о ликвидации НКО или о запрете ее деятельности.

Минюст проверяет также расходование денежных средств и использование другого имущества организации: они должны соответствовать заявленным НКО целям и задачам.

В ходе проверки могут выявлены нарушения, контроль которых не входит в компетенцию ведомства, например, нарушения в сфере предпринимательской деятельности.

В этом случае в течение 15 дней документы, свидетельствующие о нарушении, будут переданы специалистами Минюста в соответствующий контрольно-надзорный орган.

При проверке все контролирующие органы обязаны руководствоваться федеральным законом №294 от 26.12.

2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Однако есть еще ряд специальных законов, регламентирующих деятельность самих проверяющих органов, и их административные регламенты, определяющие порядок проведения проверок (см. Административный регламент Минюста).

Согласно ФЗ № 294, один и тот же контрольно-надзорный орган может проводить плановые проверки НКО не чаще, чем один раз в три года. Однако внеплановые проверки могут проводиться чаще и без обязательного предварительного уведомления проверяемой организации.

О проведении плановой проверки проверяемую организацию обязаны известить заблаговременно, не позднее, чем за три рабочих дня. При этом вам должны направить заказное письмо с уведомлением о вручении или электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью.

Проверка может быть выездной (по месту нахождения организации или по месту ведения деятельности) или документарной (без выезда).

В последнем случае специалисты Минюста направляют в организацию запрос на предоставление документов.

Копии документов, которые направляются проверяющим, должны быть заверены подписями руководителя или уполномоченного представителя, или другого должностного лица НКО и печатью; допускается отправка электронных документов.

Обязательно подписывайте акт приема-передачи документов.

Если вы не можете по каким-то причинам предоставить запрошенные документы, отправьте заказное письмо с объяснением причин, иначе проверяющие могут посчитать, что вы уклоняетесь от проведения проверки.

Проверка любого вида не может превышать 20 рабочих дней. Однако срок проверки может быть продлен еще на 20 дней, соответствующее решение подписывает министр юстиции, его заместитель либо начальник территориального органа Минюста на основании мотивированного предложения специалистов, которые проводят выездную плановую проверку.

Что нужно предпринять перед проверкой:

1.     Проанализируйте действующие нормативно-правовые акты в той сфере, которой касается проверка. Проверка проводится за определенный период времени, и деятельность НКО должна соответствовать законодательству на момент ведения этой деятельности («закон не имеет обратной силы»).

2.     Выявите «проблемные места» и, по возможности, устраните несоответствия еще до начала проверки. Примеры типичных несоответствий: название должности руководителя НКО не совпадает с указанным в уставе организации, не соблюдается порядок раскрытия информации о деятельности НКО и так далее.

3.     Изучите положение о Министерстве юстиции и административный регламент проведения Минюстом проверок НКО.

4.     Проверьте наличие и ведение в вашей организации журнала учета проверок.

5.     Перед началом проверки необходимо запросите у проверяющего копию приказа о проведении проверки. В нем должны быть указаны сроки проведения проверки, вид и предмет проверки, а также перечислены лица, уполномоченные на ее проведение.

6.     Помните, что проверяющие не могут использовать материально-технические ресурсы, имущество, финансовые и другие ресурсы вашей организации. Однако здесь есть исключение: при выездной проверке они могут попросить предоставить им изолированное помещение, организационно-технические средства и, по возможности, средства связи.

7.     Если проверяющие сочтут, что ваша организация уклоняется от проведения проверки или препятствует ей, проверяющий (председатель комиссии) имеет право составить протокол об административном правонарушении.

В ходе проверки:

Руководитель или должностное лицо, или уполномоченный представитель НКО имеют право:

1.     присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки, знакомиться с результатами проверки;

2.     получать информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;

3.     указать, что ознакомлены с результатами проверки, или отказаться с ними ознакомиться, а также заявить согласии или несогласии с результатами проверки. В акте можно также отметить согласие или несогласие с отдельными действиями проверяющих.

4.     Действия или бездействие должностных лиц проверяющего органа, которые повлекли нарушение прав некоммерческой организации при проведении проверки, могут быть оспорены в административном и (или) судебном порядке.

Протокол (акт) проверки выдается руководителю НКО (должностному лицу) под расписку. В случае отказа от ознакомления с актом проверки, он будет направлен организации заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если акт не выдан, результаты проверки будут признаны недействительными. Типовая форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России «О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”» (приложение 3).

Обязательно вносите в акт проверки свои замечания и возражения, аргументируя их ссылками на конкретные положения нормативно-правовых актов.

После проверки:

По итогам проверки также выносится предупреждение (представление) об устранении выявленных нарушений, где указывается срок, отведенный на устранение нарушений.

Если вы не согласны с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, или с представлением, вы можете в течение 15 дней со дня получения этих документов направить в центральный аппарат Минюста свои письменные возражения.

Они могут касаться акта и представления в целом или отдельных положений этих документов. Например, вы можете указать, что уже запланировано собрание, в повестке дня которого стоит вопрос о принятии устава в новой редакции.

К письму нужно приложить документы (заверенные копии), которые подтверждают обоснованность ваших возражений. Но ответ — это право организации, а не обязанность.

По возможности, старайтесь устранять выявленные нарушения в ходе самой проверки.

Срок на устранение остальных выявленных нарушений будет указан в акте проверки, который вы получите после ее завершения. Если вы не получили письмо с актом вовремя, и отведенное вам время истекает или уже прошло, немедленно обратитесь в канцелярию проверяющего органа с просьбой о продлении этого срока.

Изучите требования проверяющих и определите порядок устранения нарушений. Если они не устранимы задним числом (например, вы не вели раздельный учет целевых поступлений и их расходования) примите меры к тому, чтобы ошибка не повторялась в дальнейшем.

В первую очередь (если вы не сделали этого раньше) сдайте в Минюст отчеты о деятельности НКО, разместите их на сайте, опубликуйте в газете объявление о том, где и когда можно ознакомиться с отчетом, и уведомите об этом Минюст.

Напомним, что помимо Минюста, НКО могут ежегодно проверять и другие контролирующие органы. Налоговая инспекция, прокуратура, органы противопожарного надзора проводят плановые и внеплановые проверки. Списки плановых проверок, размещаются на официальных сайтах контролирующих органов в конце каждого года.

В статье использованы методические материалы по вопросам поддержки СО НКО, размещенные на портале единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Минэкономразвития РФ.

Если вам понравилась статья – порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

Источник: http://gosvopros.ru/nko/podgovka-k-proverke/

Василий романец: закон не запрещает спорить с проверяющими. но для этого нужно знать законы

НКО и проверка Минюста: маленькая инструкция

Каждая проверка некоммерческой организации Минюстом РФ обнаруживает минимум два серьезных нарушения закона — такие данные содержатся в докладе Министерства юстиции, обнародованном ведомством по итогам 2015 года.

Что делать, чтобы пройти проверку без серьезных последствий? Всегда ли правы проверяющие, и имеет ли смысл указывать им на ошибки? Об этом АСИ рассказывает эксперт Ассоциации «Юристы за гражданское общество» Василий Романец.

Кто имеет право проверять НКО и чаще всего это делает?

Главный орган, где скапливается основная информация о деятельности организаций третьего сектора, — Министерство юстиции РФ. Оно проверяет некоммерческие организации чаще всего.

В последнее время некоммерческими организациями также живо интересуется прокуратура.

Могут прийти контролеры из Налоговой инспекции, внебюджетных фондов: Фонда обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда, а также из трудовой инспекции.

Некоторое время назад Счетная палата заявляла о том, что собирается проверять тех, кто получает государственные гранты, но прецедентов пока не было.

Это могут также быть специфические контролирующие органы: например, для частных образовательных организаций — Рособрнадзор, для занимающихся реабилитаций наркозависимых — подведомственная служба Минздрава, для средств массовой информации — Роскомнадзор и так далее, в зависимости от специфики организации.

Ассоциация «Юристы за гражданское общество» много лет консультирует некоммерческие организации по правовым вопросам, в частности, помогает им безболезненно пройти проверки. По вашему опыту, какие нарушения чаще всего находят проверяющие?

Наши юристы работают более чем в половине регионов страны, поэтому у нас есть определенная картина самых распространенных проблем. Если говорить о проверках Минюста, то ведомство проверяет, прежде всего, два направления: соответствует ли деятельность организации закону и ее собственному уставу. И здесь нарушения выявляются очень часто.

Организации, особенно старые, давно зарегистрированные, забывают поглядывать в свой устав и начинают заниматься деятельностью, которая в нем не прописана.

Например, издают книги, тогда как такой вид деятельности в уставных документах не предусмотрен. Это считается нарушением закона.

Другая часто встречающаяся проблема — адрес, указанный в уставе, не соответствует фактическому нахождению организации.

Чем это грозит?

Контролирующие органы будут пытаться связаться с организацией именно по официальному адресу, указанному в уставе и, соответственно, в Едином реестре юридических лиц. Если организация давно переехала, никто не будет ее разыскивать.

Если корреспонденция возвращается в Минюст или сотрудники министерства приходят на выездную проверку и не находят вас по этому адресу, сразу после этого они подают в суд о ликвидации организации, поскольку считается, что ее не существует.

Вся ответственность за это лежит на самой НКО.

В нашей практике был случай, когда образовательная организация, зарегистрированная на территории одного из вузов, чудом узнала, что Минюст запланировал выездную проверку, возникли проблемы… Надо отслеживать, чтобы адрес соответствовал фактическому или хотя бы исправно получать приходящую на него корреспонденцию.

За какие нарушения штрафуют?

За несданный в Минюст отчет — отчетность надо предоставлять каждый год до 15 апреля. Сам штраф невелик (от 3 до 5 тысяч рублей), но опять же существует риск, о котором я уже говорил: за дважды несданный отчет Министерство юстиции имеет полное право обратиться в суд и ликвидировать организацию, поскольку считает, что она фактически не действует.

Кстати, только в этом году Минюстом в суды направлено 6845 исковых заявлений о ликвидации НКО.

Министерство делает это каждый год, и некоторые неработающие организации этим пользуются: процедура ликвидации сложная и дорогостоящая, и им проще два года подряд не сдать отчет и заплатить штраф, чтобы государство взяло на себя заботу их ликвидировать. Но если вы работаете и планируете продолжать работать, то лучше позаботиться о том, чтобы вас не закрыли.

Какие еще нарушения влекут за собой серьезные последствия?

Большинство нарушений заканчиваются предписаниями с рекомендацией об устранении. Правда, есть специфический случай: организации, выполняющие функции иностранного агента.

Если у организации есть иностранные деньги и, по мнению Минюста, она осуществляет политическую деятельность и не подала заявление о включении в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агент, то министерство может инициировать административное производство и наложить на организацию серьезный штраф — от 300 до 500 тысяч рублей.

Надо сказать, в качестве политической может быть трактована почти любая деятельность и, как показывает практика, доказать ее (политической деятельности) отсутствие ни одной организации пока не удалось.

Да и обезопасить себя с точки зрения иностранных денег тоже получается не всегда: иностранными источниками у нас считаются не только деньги иностранных организаций, граждан и правительств, но и те, что получены от российского юридического лица, которое, в свою очередь, получило их из зарубежных источников. Например, организация получила пожертвование от компании, которая торгует лесом с китайцами… Или получает членские взносы от граждан Белоруссии или Казахстана. НКО может об этом не знать, добросовестно заблуждаться. Так что здесь надо быть очень внимательными.

Какие рекомендации вы бы дали руководителям некоммерческих организаций с точки зрения подготовки к возможной проверке?

Все государственные органы, наделенные контрольными полномочиями, до конца текущего года готовят планы проверок НКО, утверждают их и до конца декабря Генпрокуратура публикует сводный календарный план.

Поэтому совет простой: вышли на работу после новогодних праздников — первым делом зайдите на сайт Генеральной прокуратуры и сделайте поиск по полному наименованию организации или индивидуальному номеру налогоплательщика (ИНН). Если организация стоит в плане проверок, вы сразу об этом узнаете, и будет время подготовиться.

Если не озаботиться этим вопросом заранее, то получите уведомление за три дня до начала проверки. Что-то узнать или исправить за это время уже будет сложно.

Допустим, организация стоит в плане проверки — что делать?

Прежде всего, учить «матчасть». Например, закон «О некоммерческих организациях», статью 32, где сформулирован предмет контроля за деятельностью НКО со стороны Минюста. Она вообще должна быть настольной книгой всех некоммерческих организаций.

Не пренебрегать законом 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» — это основной документ, где заложены общие правила прохождения проверок: плановых, внеплановых, как проводятся, как составляются акты по результатам…

Конечно, если у организации есть юрист, он все это обязан знать. Но, как показывает практика, мало кто из российских НКО может позволить себе юриста — это роскошь. Уровень правовой грамотности в целом по-прежнему очень низкий, как мы ни стараемся. Определенные подвижки есть, но недостаточные. Поэтому аргументированно спорить с проверяющими решаются немногие.

А можно ли вообще с ними спорить — или это выйдет, что называется, себе дороже?

Безусловно, если вы считаете действия проверяющих необоснованными, необходимо аргументированно заявить об этом.

Тем более что ведомства нередко пытаются немного выйти за рамки своих полномочий, просто потому что им так удобнее: например, обязать организацию предоставить документы, которые Минюст может и должен сам запросить в рамках межведомственного взаимодействия (скажем, выписки по банковским счетам или бухгалтерский баланс).

Если вы с чем-то не согласны, нужно письменно зафиксировать это в акте проверки. Вообще может быть две стратегии взаимодействия с проверяющими. Либо вы готовы согласиться со всеми их требованиями, лишь бы побыстрее и с минимальными потерями пройти ее. Либо вы готовы заявлять, что проверяющий выходит за рамки своих полномочий. Но для этого нужно уверенно знать свои права.

Что, по-вашему, входит в «набор» первой правовой помощи – что обязан знать любой руководитель некоммерческой организации, ожидающей проверки?

Во-первых, внимательно изучить распоряжение о проведении проверки. Это важно, поскольку там могут быть истребованы те документы, которые органы власти не вправе требовать.

Многие организации паникуют: начинают все собирать и привозить то, чего от них не просили. Этого делать не надо: ничего лишнего. Все передается под опись. Проверяющие тоже люди, что-то может потеряться, а потом организации предъявят претензии.

Если понадобится что-то дополнительное, довозим, получая соответствующую отметку о приеме.

Во-вторых, надо знать, что принять проверяющих может только руководитель. Бывает, что директор организации в длительной командировке или на больничном – нужно озаботиться и назначить лицо, исполняющее обязанности. В противном случае это будет нарушением. Рядовой сотрудник никому ничего не должен давать или показывать.

В-третьих, пускать в офис следует только тех, кто указан в распоряжении о проверке, и только при предъявлении служебного удостоверения.

Бывают комплексные проверки, когда с сотрудником прокуратуры приходят еще работники Минюста или Налоговой инспекции, но все они должны быть перечислены в распоряжении.

Были прецеденты, когда с проверяющими приходила целая делегация с камерами с известного телеканала…

Это, пожалуй, минимум. Более подробно об этом можно узнать из разработанных нашими юристами пособия «Девять рабочих тетрадей по проверкам». Экземпляр сборника можно получить в офисе Ассоциации «Юристы за гражданское общество», предварительно связавшись c координатором по почте info@lawcs.ru.

Справка

По данным итогового доклада Министерство юстиции РФ за 2015 год, в прошлом году было проведено 6094 проверки деятельности некоммерческих организаций, из них 380 — внеплановых. По итогам проверок Минюстом принято 56074 меры правового реагирования в отношении НКО.

Вынесено 35 тысяч письменных предупреждений о нарушениях, приняты 27 решений о приостановлении деятельности общественных объединений, 87 решений о приостановлении деятельности региональных отделений политических партий.

В отношении некоммерческих организаций и их должностных лиц составлено 13889 протоколов об административных правонарушениях.

Источник: https://www.ASI.org.ru/article/2016/05/26/vasilij-romanets-zakon-ne-zapreshhaet-sporit-s-proveryayushhimi-no-dlya-etogo-nuzhno-znat-zakony/

Ликвидация НКО

НКО и проверка Минюста: маленькая инструкция

Ликвидация НКО подразумевает под собой абсолютное прекращение существования этой организации без возможности перехода прав на нее другому субъекту. После данной процедуры некоммерческая организация прекращает свое существование в качестве юридического лица.

НКО отличается деятельностью от других коммерческих юридических лиц, поэтому ликвидация имеет ряд особенностей и отличий.

Деятельность некоммерческой организации

Для НКО характерна предпринимательская деятельность, а именно:

  • сфера услуг, выпуск товаров;
  • покупка и продажа активов компаний;
  • реализация прав, связанных с имуществом;
  • вклады в хозяйственные общества и товарищества;

Касаемо прибыли, некоммерческое предприятие не распределяется между членами организации, так как идет на выполнение целей, поставленных при создании НКО. Заработанные средства участники имеют право отправить в благотворительные фонды.

Для общественных объединений существует ограничение на ведение предпринимательской деятельности — территориальное. Это значит, что организация должна вести свою деятельность исключительно в одном субъекте РФ.

Разнообразие видов деятельности НКО можно разделить на:

  • деятельность, которую осуществляет сама организация;
  • деятельность, которую осуществляют созданием и участием в коммерческих организациях.

Рассматривая второй случай, могут возникнуть вопросы о том, будет ли законно НКО участвовать в коммерческой организации или покупать ее акции. Да, законно, если вся прибыль будет направлена на цели, ради которых создана некоммерческая организация.

Для некоторых видов НКО законодательство устанавливает ограничения на предпринимательство. По закону организациям запрещено составлять и подписывать договор совместной работы (договор простых товариществ) ради предпринимательской деятельности.

В ситуации, когда прибыли от предпринимательской деятельности хватает только на поддержание существования организации, а документы подтверждают, что это противоречит уставу, НКО может подвергнуться проверке Минюста РФ. Министерство или другие органы в праве потребовать в судебном порядке ликвидировать данную организацию, так как достижение целей, прописанных в уставе, не происходит.

Из этого можно сделать вывод о том, что даже если прибыль НКО небольшая, необходимо продолжать деятельность, ради которой и создавалась организация. Программы, акции, мероприятия в таком случае будут проходить за счет участников или спонсоров.

Решение о ликвидации НКО

Для того, чтобы вынести решение о ликвидации фонда, необходимо подать заявление самим участникам организации в суд. Для других НКО также могут быть ликвидированы через суд. Нарушив законодательство или устав организации, НКО получит предупреждение, вынесенное Министерством Юстиции или постановление, призывающее устранить проблемы, от прокурора.

Более, чем два предупреждения или предоставления, — возможность ликвидации некоммерческой организации через суд.

Пошаговая инструкция

Ликвидация НКО проходит в следующей последовательности:

  • Создание общего собрания о принятии решения по поводу ликвидации;
  • Поиск ликвидатора и его назначение. В качестве ликвидатора назначают лицо или группу лиц (ликвидационную комиссию). После этого собрание должно быть запротоколированно и закреплено подписями участников.
  • В течение трех дней необходимо обратиться в регистрирующий орган и подать заявление с бланком PH0005, протоколом собрания, уведомлением о назначении лица-ликвидатора или комиссии (бланк PH0006) и ксерокопии следующих документов: свидетельство об учете из налоговой, ИНН, выписка из ЕГР, документов, удостоверяющих личность участников, приказ о назначении бухгалтера, устав НКО. Такой набор документов необходимо отправить и в Министерство Юстиции, Фонд соц.страхования и в пенсионный фонд. Далее проверенные документы отправляются в налоговую и начинается ликвидация НКО.
  • Создание сообщения для “Вестника гос.регистрации” о прекращении НКО для всех заинтересованных в ее деятельности. Необходимо указать контактные данные, адреса, задолженности и, самое главное, название некоммерческой организации. Это необходимо для того, чтобы заинтересованные кредиторы имели возможность связаться с организацией и выяснить претензии и проблемы. Ликвидатор или комиссия должны хранить документы о публикации данной информации в СМИ, а именно номер издания и само сообщение.
  • Следующий шаг — составление ПЛБ (промежуточного ликвидационного баланса). Он необходим для того, чтобы свести все данные об активах и пассивах. Баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации. Составление ПЛБ облегчит проверку налоговой и систематизирует все данные. Уведомление о составлении баланса составляется по бланку PH0007 и отправляется в ИФНС.
  • После нужно рассчитаться с кредиторами, если есть задолженности. Деньги выплачиваются сначала сотрудникам, потом фондам и банкам, физическим и юридическим лицам. При недостатке капитала ликвидатор имеет право продать имущество НКО для погашения задолженностей. Оставшееся имущество делят сотрудники организации, либо оно переходит к государству.
  • Составление ликвидационного баланса. Если долги отсутствуют, то он будет идентичен промежуточному.
  • Далее происходит оплата госпошлины — 800 рублей для юридических лиц. Отсутствие этой платы свидетельствует о банкротстве.
  • Предпоследний шаг — НКО исключается из ЕГРЮЛ. Это самый значимый момент в ликвидации. В регистрационный орган необходимо подать бланк PH0008 в оригинале, протокол о составлении ликвидационного баланса, документ об оплате госпошлины, заключение суда, регистрационное свидетельство, документ об уничтожении всех печатей организации. Весь пакет документов подает ликвидатор.
  • Сама ликвидация НКО в порядке суда.

Ликвидация НКО через суд

Как говорилось ранее, решение о том, стоит или нет ликвидировать некоммерческую организацию принимать могут участники, регистрирующий орган, суд. Последние два случая связаны с принудительной ликвидацией. Если суд вынес решение о прекращении любых действий, то это обязательно к выполнению.

Этапы и порядок ликвидации регулирует гражданское законодательство, а решение о дальнейшей деятельности принимают исключительно учредители.

В случае, когда были установлены нарушения закона, либо юридическое лицо не в состоянии погасить задолженность, судьбу НКО решает государство, а именно суд.

Необходимо направить иск, дабы уведомить суд, когда необходимо его решение. Это не хозяйственный спор, поэтому исходить иск должен от специально уполномоченного лица. При нарушении права этим лицом становятся госорганы власти и муниципалитет.

Если нарушены права кредиторов — следует инициация ликвидации через банкротство. И в том, и в другом случае юридическое лицо является ответчиком и должно предоставить факты, доказательства в качестве опровержения позиции истца.

После рассмотрения всех материалов дела суд выносит решение.

При выяснении нарушений со стороны НКО по отношению к кредитору, суд может принять одно из двух решений:

  • принудительно ликвидировать организацию;
  • применить первую процедуру банкротства;

Ликвидирование некоммерческой организации судом регулируется нормами материального и процессуального законодательства. Для того, чтобы узнать основания принудительной ликвидации, нужно обратиться к Гражданскому кодексу.

Арбитражный процессуальный кодекс содержит вопросы, относящиеся и подаче иска, выявления подсудности и  рассмотрения дела о ликвидации. Также там описаны нормы, на основании которых оспариваются вынесенные решения. Арбитражный суд рассматривает также споры юридических лиц.

Ликвидация минюстом

НКО, при ликвидации, обязана подать пакет документов в Министерство Юстиции. После проследует, в отличии от налоговой службы, глубокая проверка законности причин для прекращения деятельности.

Стоимость

Как говорилось ранее, при ликвидации некоммерческой организации необходимо заплатить госпошлину в размере 800 рублей. Это будет единственной платой в том случае, если ликвидацию осуществляет сама НКО. При привлечении высококвалифицированных юристов, цена возрастает до ста тысяч рублей в крупных городах и до восьмидесяти в регионах.

Ответственность

Учредитель юридического лица не несет ответственность за обязательства самого юридического лица и наоборот — общее правило. Но есть определенные исключения. Например, дополнительная ответственность собственников НКО.

Сотрудники организации несут ряд ответственностей: административную, налоговую, гражданско-правовую и уголовную.

Главный руководитель обязан совершать честные и разумные действия только в интересах юридического лица, которое он предоставляет. (п.3 ст.

53 ГК РФ) Вследствие этого, руководящее лицо несет полную ответственность за издержки, убытки, ущерб, причиненные организации (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 г. №10АП-18605/2014).

Оспаривание неправомерной ликвидации НКО

Только законодательство устанавливает порядок обжалования решения о ликвидации НКО. Лица, заинтересованные в деятельности организации, имеют право обжаловать решение в суде.

Если была выявлена неправомерность решения, государство обязуется выплатить организации все издержки и понесенные убытки.

Во время решения руководствоваться следует не только законом, но и морально-этическими факторами.

Последствия ликвидации некоммерческой организации

Главное последствие — прекращение любой деятельности некоммерческой организации. Если процедура происходила добровольно, то это напрямую соответствует желаниям участников о закрытии организации.

Еще одно последствие — потеря имущества. Как говорилось ранее, это произойдет только в том случае, если капитала НКО недостаточно для погашения задолженностей и кредитов. В том случае, если ликвидация произошла на основании прокурорского постановления, НКО потеряет средства и цели создания не будут достигнуты.

Итогом для всех форм ликвидации станет исключение организации из государственного реестра юридических лиц.

Источник: https://bankrotstvoved.ru/likvidaciya-predpriyatiya/likvidatsiya-nko

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.