+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Необоснованная налоговая выгода вместо недобросовестности. Что изменилось?

Содержание

Налоговые схемы: ФНС утвердила новые правила борьбы с недобросовестными налогоплательщиками

Необоснованная налоговая выгода вместо недобросовестности. Что изменилось?

Налоговые схемы: ФНС утвердила новые правила борьбы с недобросовестными налогоплательщиками Елена Маврицкая, 20 ноября 2021 20 ноября 2021

Борьба с налоговыми схемами перешла на новый уровень. Больше одиннадцати лет инспекторы руководствовались постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53.

А в августе этого года в Налоговом кодексе появилась статья 54.1 НК РФ, посвященная умышленному занижению налоговой базы. Федеральная налоговая служба в письме от 31.10.17 № ЕД-4-9/22123@ разъяснила, как теперь должны действовать проверяющие, чтобы выявить и доказать недобросовестность налогоплательщика.

На протяжении многих лет налоговики методично борются с так называемыми налоговыми схемами. Инспекторы выявляют сделки, которые, по их мнению, совершены с целью сокрытия налогов, и принимают меры. В частности, аннулируют расходы и вычеты НДС, предъявленные участниками таких сделок.

До 19 августа этого года действия налоговиков по борьбе со схемами не были регламентированы Налоговым кодексом. Сотрудники ИФНС руководствовались критериями, изложенными в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 (далее — Постановление № 53). Этот документ ввел понятие необоснованной налоговой выгоды и описал признаки, которые могут на нее указывать.

Также в Постановлении № 53 упоминается должная осмотрительность, которую необходимо проявлять при выборе контрагента. Отсутствие должной осмотрительности объявлено поводом для того, чтобы признать налоговую выгоду необоснованной (подробнее см.

«Как налогоплательщики доказывают в суде реальность своих расходов и вычетов по НДС с помощью сервиса для проверки контрагентов»).

Начиная с 19 августа 2021 года, действует статья 54.1 НК РФ, которая называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога сбора, страховых взносов» (введена Федеральным законом от 18.07.

17 № 163-ФЗ). Эта статья посвящена вопросам законного и незаконного признания расходов и предъявления вычетов. В ней определены конкретные действия налогоплательщика, которые расцениваются как злоупотребление своими правами.

В письме от 31.10.17 № ЕД-4-9/22123@ представители ФНС России разъяснили: статья 54.1 НК РФ не упорядочивает правила, сформулированные в Постановлении № 53. Данная статья представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления со стороны налогоплательщиков. При этом новый подход сформирован с учетом сложившейся судебной практики.

Кроме того, в указанном письме говорится, что после вступления в силу статьи 54.1 НК РФ налоговики при проверках больше не должны руководствоваться Постановлением № 53.

Это значит, что ревизоры не вправе использовать отраженные в этом документе понятия, например, «необоснованная налоговая выгода» и «должная осмотрительность». Данный запрет распространяется на выездные проверки, решение о назначении которых принято 19 августа и позднее.

Под запрет подпадают и «камералки», которые проводятся по декларациям, сданным 19 августа и позднее.

Какие принципы проведения налоговых проверок сохранятся

Есть ряд принципов, которых налоговики должны были придерживаться прежде, и которые им придется соблюдать после появления статьи 54.1 НК РФ.

Во-первых, это презумпция добросовестности налогоплательщика. Она предполагает, что пока не доказано обратное, действия налогоплательщика считаются экономически оправданными, а сведения, отраженные им в декларациях и бухгалтерской отчетности — достоверными.

Данный принцип, закрепленный в пункте 4 Постановления № 53, продолжает действовать. Об этом сказано в письме ФНС России № ЕД-4-9/22123@. Во-вторых, полномочия налоговых органов по сбору доказательственной базы остались в прежних рамках.

Как и раньше, инспекторы могут проводить мероприятия в соответствии с разделами V, V-1 и V-2 Налогового кодекса. Никаких дополнительных возможностей им не предоставили.

В-третьих, очень важный момент «перекочевал» из Постановления № 53 в статью 54.1 НК РФ.

Это утверждение о том, что возможность достижения того же результата путем заключения других законных сделок сама по себе не свидетельствует о необоснованной налоговой выгоде.

Точно такое же утверждение сделано и в отношении ситуации, когда контрагент налогоплательщика не исполнил своих налоговых обязательств. Данный факт не является самостоятельным основанием для аннулирования расходов и вычетов.

Критерии искажения налоговой отчетности

В пункте 1 статьи 54.1 НК РФ говорится, в каких случаях запрещено уменьшать облагаемую базу и сумму налогов к уплате. Так, уменьшение невозможно, если оно является результатом искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения.

Авторы письма № ЕД-4-9/22123@ разъяснили, что применять указанную норму можно, только если сведения были искажены умышленно. То есть когда налогоплательщик сознательно отразил в учете неверную информацию, применил неправильную налоговую ставку, льготу или выбрал не тот налоговый режим.

То же относится и к налоговым агентам, сознательно манипулирующим статусом налогоплательщика либо налогового агента и не удерживающим положенные суммы НДФЛ или НДС.

Наличие умысла в налоговом правонарушении должно быть отражено в актах и решениях по результатам проверок. Чтобы зафиксировать умышленное внесение недостоверных сведений в налоговую декларацию, налоговикам недостаточно просто перечислить все сделки, позволившие получить налоговую выгоду.

Ревизоры обязаны назвать конкретные действия налогоплательщика и доказать, что они совершены намеренно. В противном случае нужно признать не искажение сведений, а методологическую ошибку, а она не дает права на применение пункта 1 статьи 54.1 НК РФ. Подробнее о том, как доказывается умысел на совершение преступления см.

«Налоговые преступления: за что «сажают» бухгалтеров».

Примеры искажения отчетности и признаки налоговых схем

В письме № ЕД-4-9/22123@ приведены примеры искажений, подпадающих под пункт 1 статьи 54.1 НК РФ. Это дробление бизнеса, направленное на незаконное использование специальных налоговых режимов.

Также это искусственное создание условий, позволяющих применять пониженные налоговые ставки, льготы и освобождение от уплаты налога. Сюда же относятся схемы, нацеленные на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Наконец, это не осуществленные в действительности операции, которые были «совершены» лишь на бумаге.

Кроме того, из письма следует, что об умышленных действиях и о наличии налоговой схемы могут говорить факты юридической, экономической или иной подконтрольности участников сделки.

Речь идет о ситуациях, когда проверяемый налогоплательщик или его должностное лицо имели возможность влиять на условия и результаты деятельности, манипулировать сроками или порядком проведения расчетов (см.

также «Налоговые риски: можно ли заключать сделки между «своими» фирмами и ИП»).

Однако даже если участники схемы не были подконтрольны, они могли действовать согласованно, предопределяя движение денежных и товарных потоков и совершая другие запланированные организатором операции.

Чтобы доказать умысел и вывести соучастников схемы на чистую воду, инспекторам надлежит разобраться, чьи интересы они преследовали. Тот, кто получил налоговую выгоду, и есть главный нарушитель закона.

При каких условиях можно принять расходы и вычеты

Согласно пункту 2 статьи 54.1 НК РФ, налогоплательщикам, не искажавшим сведений о своей хозяйственной деятельности и об объектах налогообложения, разрешено уменьшать облагаемую базу и сумму налога к уплате. Но не всегда, а при одновременном соблюдении двух условий.

Первое условие — основной целью сделки или операции не является неуплата, зачет или возврат налога.

Второе условие — обязательство по сделке исполнено лицом, которое является стороной договора или лицом, которому данное обязательство перешло по закону.

Специалисты ФНС России в письме от ЕД-4-9/22123@ подробно разобрали каждое из двух условий.

Цель сделки

Для соблюдения первого условия необходимо, чтобы сделка преследовала разумную деловую цель, а не налоговую экономию. На отсутствие деловой цели указывает бизнес-решение, не свойственное предпринимательскому обороту.

В качестве примера авторы комментируемого письма привели присоединение убыточной компании, не владеющей активами.

Такая операция заведомо совершена не в интересах присоединяющей стороны, поэтому ее цель, скорее всего, не является деловой.

Однако в письме есть предостережение: сотрудники ИФНС не должны настаивать на том, чтобы налогоплательщик избрал тот или иной вариант построения хозяйственных операций. Главное, чтобы выбранный вариант не был искусственным.

Лицо, исполнившее обязательство по сделке

Чтобы аннулировать расходы и вычеты покупателя, инспекторам нужно доказать, что поставщиком является не тот, кто указан в первичных документах, а иное лицо, например, сам покупатель.

Для этого проверяющие должны провести осмотр территории, сопоставить объем товара с размерами склада, опросить должностных лиц налогоплательщика, его покупателей, поставщиков и проч. Плюс к этому налоговикам следует взять у сторон сделки образцы почерка и назначить почерковедческую экспертизу.

Подозрительными являются такие факты, как использование поставщиком и покупателем одного IP-адреса и хранение печатей и документов продавца в офисе покупателя.

Вероятно, эти обстоятельства свидетельствуют об обналичивании средств, то есть о схеме, когда деньги переводятся фиктивному поставщику, а потом нелегально возвращаются покупателю. Очевидно, что подобные операции не дают права на вычеты и расходы.

При этом налоговики обязаны учитывать пункт 3 статьи 54.1 НК РФ. В нем говорится, что подписание первичных документов неустановленным или неуполномоченным лицом не может служить самостоятельным основанием для отмены вычетов и расходов.

Обсудить на форумеРаспечататьВ закладки48 745

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2021/11/12898

Необоснованная налоговая выгода в 2021 году – новые правила применения норм

Необоснованная налоговая выгода вместо недобросовестности. Что изменилось?

Специалисты ФНС России озвучили новые правила выявления необоснованной налоговой выгоды. Теперь контролирующий орган делает акцент на реальности сделки и исполнении ее контрагентом. Должная осмотрительность участников перестала играть ключевую роль.

Юристы рекомендуют бизнесменам обратить внимание на построение сотрудничества. Так, при поставке товаров, работ или услуг третьим лицом могут возникнуть серьезные проблемы.

С августа 2021 года в России действует обновленная редакция НК РФ.

Поправки запретили искажать отчетность в целях сокращения налогового бремени и закрепили критерии правомерности соглашений. Специалисты считают изложение статьи 54.1 НК РФ неудачным. Летом текущего года норма подверглась жесткой критике со стороны аналитиков.

В результате налоговой службе пришлось дать официальные разъяснения. Своеобразным ответом экспертам стало письмо СА-4-7/16152@.

Принципы оценки отношений

Статья 54.1 НК РФ запрещает любое искажение отчетности с целью снижения размера платежей в бюджет. Наказание следует за умышленные действия. Это означает, что контролирующему органу придется доказывать природу ошибок, имеющихся в документах.

Исправлению такие отчеты подлежать не будут. Налоговая инспекция спишет все затраты, искажающие смысл хозяйственной операции. Подход отличается от позиции, озвученной ВАС РФ в постановлении № 53. Ранее судам рекомендовали пересчитывать размер обязательств.

В письме ФНС России подробно описаны 2 неотъемлемых признака правомерного соглашения:

  • цель сделки не связана с уклонением от налогов или сборов;
  • договор исполнен заключившими его сторонами.

ФНС РФ отмечает, что несоответствие хотя бы одному требованию является основанием отказа в учете. Инспекторам на местах предписано тщательно анализировать соглашения на предмет реальности. От формального подхода отказались окончательно. Претензии контролирующего органа не могут строиться лишь на процедурных ошибках или недочетах в первичной документации.

Порядок доказывания умысла

Налоговая служба признала необходимость доказывания противоправного характера действий. Так, на контролирующий орган ложится обязанность подтверждения умышленного искажения отчетности. Признаками следует считать:

  • зависимость или подконтрольность спорного контрагента (экономическую, юридическую и прочую);
  • осуществление транзитных операций участниками с применением сомнительных схем;
  • свидетельства согласованности действий сторон сделки.

Отсутствие подтверждения должной осмотрительности утратило ключевое значение. Термин впервые применил ВАС РФ в постановлении № 53. На законодательном уровне его так и не закрепили. Теперь ограничиваться лишь формальными претензиями запрещено.

Главным для инспекторов должна стать реальность операций. При этом осведомленность налогоплательщика об исполнении сделки третьим лицом во внимание принимать отказались. Юристы опасаются возникновения многочисленных конфликтов.

Далеко не всегда контрагенты извещают деловых партнеров о делегировании обязательства сторонним компаниям.

Риск привлечения к ответственности за недобросовестность одного из участников коммерческой цепочки исключен. Статья 54.1 НК РФ негативных последствий за это не предусматривает.

Специалисты не считают разъяснения шагом к улучшению положения предпринимателей и компаний. Отказ от формального подхода не стоит рассматривать в качестве меры смягчения правил. Оценка остается довольно жесткой, а методы вызывают обоснованную критику.

Новый подход ФНС: ставка на объективную оценку

Руководство ФНС РФ продолжает модернизировать политику контрольных мероприятий. В письме № ЕД-5-9/547@ от 23.03.17 территориальным инспекциям рекомендовали уделять больше внимания обоснованию выводов о получении плательщиками необоснованной налоговой выгоды. Инструкции разработали на основе материалов за 2021 год.

Аналитики изучили решения по административным и судебным жалобам за минувший период. Выводы оказались неутешительными. Контролирующие органы формально подходят к сбору доказательств, ограничиваясь косвенными подтверждениями недобросовестности.

Так, инспекторы делают выводы о недостоверности отчетности, опираясь лишь на материалы допросов и почерковедческих экспертиз. Если руководитель компании-контрагента отказывается признавать факт сотрудничества, исследование документов прекращают.

В то же время отсутствие информации о подконтрольности требует проведения дополнительной проверки. В письме обращают внимание на необходимость оценки способов поиска делового партнера. Основное значение имеет первое звено и свидетельства фиктивности операции. Использовать в качестве аргументов сведения о втором или третьем контрагенте в цепочке нельзя.

Обоснованием вывода стал обзор практики ВС РФ № 1, утвержденный в середине февраля 2021 года. Верховный суд отказался признавать неисполнение налоговых обязательств продавцом подтверждением недобросовестности покупателя.

Если проверяемое лицо проявило должную осмотрительность при заключении сделки, значение такой поступок иметь не будет. В пользу налогоплательщика свидетельствует и информация о фактическом поступлении товаров на склад.

В ходе исследования фискалам надлежит отыскать ответы на следующие вопросы:

  • отличался ли метод выбора контрагента от общепринятого в компании;
  • выходят ли условия сделки за рамки традиционных сделок;
  • как налогоплательщик оценивал деловую репутацию и платежеспособность партнера;
  • имелись ли у контрагента ресурсы, необходимые для выполнения договора.

Косвенным подтверждением недобросовестности является заключение плательщиком сделок преимущественно с компаниями-нарушителями. Обращать внимание предписано на отсутствие прямых контактов с руководством фирм.

О фиктивности операций свидетельствует информационная закрытость компании. Дополнить комплекс доказательств позволят сведения о ценах других продавцов аналогичного товара (работы, услуги).

Спорную сделку следует сравнить с реальными контрактами и предложениями рынка.

Налогоплательщик вправе опровергнуть подозрения, предъявив контролирующему органу документы поиска и проверки контрагента, рекламные материалы, сведения об опыте сотрудничества с фирмой и переписку.

Источник: https://BiznesZakon.ru/nalogooblozhenie/o-neobosnovannoy-nalogovoy-vygode

Получение необоснованной налоговой выгоды

Необоснованная налоговая выгода вместо недобросовестности. Что изменилось?

Что такое необоснованная налоговая выгода, что будет если налоговые инспекторы ее отыщут, как получить обоснованную выгоду в 2021 году – ответы на эти вопросы в статье.

Получите бесплатный вип-доступ к журналу «Финансовый директор»

Любое коммерческое предприятие создается с целью получения прибыли, которая невозможна без увеличения доходов и уменьшения расходов организации. И налоги – это зачастую одна из наибольших статей расходов, которую стремится уменьшить каждая компания.

Чтобы получить налоговую выгоду по любому из налоговых обязательств, фирмы подчас предпринимают такие действия, которые влекут за собой уменьшение налоговой нагрузки, но могут не являться законными в рамках российского законодательства.

В этом случае речь идет о необоснованной налоговой выгоде.

Что такое налоговая выгода

Налоговая выгода – это когда компания снижает собственную налоговую нагрузку за счет применения различных льгот, вычетов, сокращения налоговых платежей или получения возврата ранее уплаченных сумм налога из бюджета. Она бывает обоснованная (когда компания имеет законодательно закрепленное право получения выгоды) и необоснованная (когда налоговая нагрузка снижается за счет неправомерных, незаконных действий компании).

Выгода может быть признана необоснованной в том случае, когда:

  • в результате действий компании сделка не считается реальной,
  • затраты на приобретение или производство завышены (неоправданность операций),
  • контрагент признан налоговиками сомнительным, однако компания получает весомую прибыль от сделки.

Контрагент также может быть и взаимозависимым (аффилированным).

На какие сделки налоговики обращают особое внимание

Немаловажным является то, что выгода признается необоснованной, только если налоговые инстанции смогут это доказать. Поэтому инспекторы налоговых служб в первую очередь при проведении выездных налоговых проверок обращают внимание на следующие сделки:

  • компания совершает сделку по изготовлению определенной продукции или выполнению определенной работы, при этом, не имея материальной или технической базы для производства/оказания услуг, либо сроки сделки существенно меньше сроков производства определенного товара;
  • компания совершает крупную сделку с контрагентом, который организован совсем недавно (такие компании называют однодневками), имеет тот же юридический адрес и контакты, что и сама организация (компании, которые ранее находились в составе головной организации, а ныне находятся на специальном налоговом режиме), имеет тот же управленческий состав (схемы «дробления бизнеса» с целью ухода от уплаты некоторых налогов или уменьшения их сумм), компании, находящиеся в процессе ликвидации или реорганизации, совершал налоговые правонарушения подобного рода, а также в случае единичного проведения крупных операций на существенные суммы с подобными контрагентами;
  • компания произвела совершенно новый вид продукции, который ранее не выпускала либо резко увеличился объем производства в связи с получением одного заказа;
  • компания искусственно создает условия, при которых появляется возможность существенного уменьшения сумм налога или использования пониженных налоговых ставок и т.д.

Как налоговики проверяют возможность указанных ситуаций? Налоговым инспекторам не составит труда определить по регистрам бухгалтерского и налогового учета, все ли суммы дохода в отчетном периоде были отражены, и была ли такая информация достоверно указана в регистрах.

Подобного рода сделки могут быть явными (являются результатом незаконного действия) или неявными (напрямую не влекут получение необоснованной налоговой выгоды, но если их рассматривать в совокупности с явными сделками, то они вполне могут считаться незаконными). Все рассматриваемые ситуации по доказательству необоснованности полученной организациями налоговой выгоды должны быть доказаны налоговиками в арбитражном суде в рамках гражданского законодательства.

Налоговый кодекс РФ о необоснованной выгоде

В налоговом законодательстве при рассмотрении налоговой выгоды следует руководствоваться в первую очередь статьей 54.

1 НК РФ – здесь указано о недопущении уменьшения налоговой базы по налогам и сборам вследствие искажения фактов хозяйственной деятельности.

Иными словами – важно и нужно, чтобы сделки компании были действительно осуществлены, а контрагенты существовали на самом деле и были указаны в договоре как сторона сделки.

В судебном порядке налоговики также должны доказать умышленность совершенных организацией правонарушений, либо если компания сознательно их допустила. Если инспекторы не смогут доказать умышленность – совершенные ошибки не считаются правонарушением в рамках статьи 54.1 НК РФ.

В статье Налогового кодекса конкретизированы условия, при которых сделки организации будут считаться законными и реальными и компания сможет в верных суммах учитывать свои расходы и определять налоговую базу.

Таковой будет считаться та сделка, целью которой не является занижение налоговой базы по какому-либо налоговому обязательству, либо если договорные обязательства выполнены сторонами сделки.

Сложности ждут тех, кто поставляет товар не самостоятельно, а используя услуги третьих лиц – здесь придется доказать налоговикам что сделка действительно имела место быть.

Сделкой, которая будет признана налоговиками как некорректная, считается та, которая имеет цель уменьшить налоговую нагрузку компании, а не конкретная деловая операция.

Например, реализация крупных партий товара с убытком (или множество мелких таких операций), финансирование заведомо убыточных предприятий, вложение в обесценивающиеся ценные бумаги (акции, облигации) и т.д.

Конечно, следует понимать, что никто не запрещает организациям вести свою деятельность таким образом, чтобы минимизировать собственные налоговые расходы, однако эти операции не должны быть искусственными, должны содержать экономический смысл. А налоговики, при поиске налоговых правонарушений, не вправе навязывать компаниям тот или иной принцип ведения бизнеса.

Как налоговики ищут необоснованную выгоду

Как говорилось ранее, необоснованность налоговой выгоды инспекторам еще нужно доказать. И делают они это, как правило, следующим образом:

  • запрос и проверка первичных учетных документов (договоры, счета-фактуры, накладные, прочие учетные документы, инвентаризационные акты и описи и прочее);
  • проверка контрагентов компании по различным базам (в том числе и по ресурсам ФНС);
  • осмотр складов и помещений для хранения товаров и материалов;
  • сопоставление данных форм бухгалтерской отчетности регистрам бухгалтерского учета, а также инвентаризационным актам и описям;
  • опрос должностных лиц, консультирование с компетентными лицами (в том числе и с внешними экспертами);
  • анализ поступлений и расходных операций по расчетным и валютным счетам;
  • Изучение сайтов компаний (иных ресурсов сети Интернет);
  • ведение переписки с контрагентами (при возникновении подозрений о спорной сделки), письменные запросы контрагентам и т.п.

Сбор доказательств не ограничивается вышеперечисленными мерами.

Первоочередная задача – обнаружить признаки формального документооборота, выявить факты обналичивания денежных средств, найти подконтрольные организации и фирмы-однодневки и проанализировать объемы операций с ними, а также найти контрагентов, чья деятельность вызывает сомнения (без активов, без персонала, наличие недостоверной налоговой отчетности и налоговых правонарушений). При проверке и анализе договоров с контрагентами проверяется наличие спецификаций к поставкам товара, сроки поставки и т.д. Серьезно налоговики относятся и к оформлению первичных учетных документов – наличие подписей, возможность идентифицировать лиц, подписавших и оформивших накладные, правильность регистрации счетов-фактур, отсутствие необходимых реквизитов на документах.

Следует иметь в виду, что проверка контрагентов перед заключением договора лежит полностью на руководстве компании-налогоплательщика. Следует сначала проверить того, с кем вы собираетесь сотрудничать, а потом уже проводить с ним сделки – так гласит правило осмотрительности.

Поэтому инспекторы обращают внимание, проводилась ли такая работа в компании и насколько тщательно.

Далее налоговики сами проверяют сомнительных контрагентов – на случай, если налогоплательщик не сделал свою работу должным образом: контрагент может находиться на стадии банкротства, а организация проверяла ее несколько лет назад и поэтому не в курсе проблем контрагента, который сознательно умалчивает о своем бедственном положении.

При обнаружении сомнительных фактов хозяйственной деятельности в обязательном порядке запрашиваются пояснения проверяемой организации, должностных лиц, которые впоследствии сопоставляются с данными первичных учетных документов. при обнаружении противоречий также запрашиваются пояснения.

Тем не менее, ФНС следует руководствоваться п.3 ст.54.

1 НК РФ – если не удалось идентифицировать лиц, подписавших учетные документы или контрагент по сделке имеет налоговые правонарушения, это не может являться причиной признания сделки сомнительной, а значит и являться причиной налогового правонарушения организации.

Что будет, если налоговики докажут получение необоснованной выгоды

По результатам проверки инспекторы обязаны составить акт, в котором должны быть отражены все сомнительные сделки, а также причины и обстоятельства, согласно которым эти сделки причислены к сомнительным. Перечисления сделок, в результате которых предприятие получило необоснованную налоговую выгоду, не достаточно.

Налоговики должны детально описать все ситуации возникновения налоговой экономии с указанием должностных лиц, конкретных действий, которые повлекли за собой налоговое правонарушение, а также указать существенность и размер причиненного ущерба бюджету.

Напомним, все правонарушения должны быть доказаны, а, значит, и акт налоговой проверки должен содержать все необходимые доказательства.

Какие же последствия грозят вам, если все-таки налоговикам удалось доказать, что вы получили необоснованную налоговую выгоду по сомнительной сделке? В первую очередь вам рассчитают и доначислят сумму налога к уплате (вплоть до 50%), а также назначат штрафы и пени. И, конечно же, испортится налоговая история – теперь вы будете иметь налоговое правонарушение.

Как обоснованно получить налоговую выгоду в 2021 году

Изначально термин «необоснованная налоговая выгода» появился в рамках борьбы с компаниями-однодневками. За последующие десять лет границы термина значительно расширились. Однако, если вы являетесь добропорядочным налогоплательщиком и хотите избежать споров с налоговыми инстанциями, то нужно:

  1. Проверять контрагентов на момент заключения договора и совершения сделки – насколько он добропорядочный налогоплательщик, как долго он работает (является ли однодневкой), имеет ли ресурсы и техническую базу для совершения сделки. Конечно, это влечет за собой существенные издержки – временные (если у вас значительное количество контрагентов и вы являетесь субъектом крупного бизнеса), финансовые (значительные финансовые расходы для проверки контрагентов и хранения этой информации), людские (чтобы собрать всю информацию о контрагенте, нужно иметь в штате специального работника) и так далее.
  2. Проверять контрагентов не только на старте сотрудничества с ними, но и в течение всего ведения бизнеса – в любой момент контрагент может стать банкротом, находиться в стадии ликвидации или реорганизации, сменить руководство, цель и принципы ведения бизнеса, лишиться всех своих активов или материально-технической базы для производства продукции/работ/услуг.
  3. Следить за правильным и верным оформлением первичных учетных документов (как исходящих, так и входящих). Для этого нужно, в первую очередь, утвердить приказом руководства круг лиц, которые могут подписывать сопроводительные к товарам документы, и усилить систему внутреннего контроля за правильным документооборотом в компании. А также проверять всю входящую документацию на предмет наличия всех реквизитов и правильного оформления.
  4. Не искажать налоговую базу по налогам, искусственно увеличивая расходы и уменьшая доходы. Рекомендуется оптимизировать собственные налоги исходя из системы налогообложения.
  5. Составлять договоры с контрагентами таким образом, чтобы в случае налоговых претензий со стороны налоговиков по поводу недобросовестного контрагента, сумму необоснованной налоговой выгоды можно было взыскать с такого недобросовестного партнера.

Источник: https://fd.ru/articles/158443-neobosnovannaya-nalogovaya-vygoda-qqq-17-m1

Признание судами получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды

Необоснованная налоговая выгода вместо недобросовестности. Что изменилось?

Признание судами получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды — тема, которая в последнее время становится все более актуальной. Рассмотрим, почему так происходит и как не довести дело до суда в случае претензий налоговых органов.

Почему важна тема необоснованной налоговой выгоды

Критерии добросовестного налогоплательщика

Что понимается под необоснованной налоговой выгодой

Какие признаки свидетельствуют о недобросовестности

Кто и как доказывает факт недобросовестности

Примеры последних судебных решений в пользу ИФНС

Можно ли противостоять претензиям ИФНС

Примеры последних судебных решений в пользу налогоплательщиков

Как снизить претензии ИФНС по добросовестности

Почему важна тема необоснованной налоговой выгоды

Налоги составляют достаточно большую долю расходов налогоплательщиков, и коммерсанты, знающие цену деньгам, стараются сократить их объем, так же как и любые другие затраты.

Законопослушный налогоплательщик, соблюдающий требования НК РФ, при этом пойдет по пути оптимизации, т. е. сделает, например, следующее:

  • создаст наиболее приемлемую структуру бизнеса;
  • подберет оптимальную систему налогообложения;
  • поищет разумный баланс между доходами и расходами;
  • воспользуется системой существующих льгот;
  • сделает удобный для себя выбор, устанавливая положения учетной политики;
  • использует территориальные преимущества продажи;
  • будет работать с поставщиками, ценовая политика которых отвечает задачам имеющегося бизнеса;
  • воспользуется законной возможностью замены юридического смысла операции при сохранении ее результата.

Вместе с тем не секрет, что в целях снижения налогового бремени налогоплательщики прибегают и к незаконным способам, таким, например, как:

  • отражение неполного оборота от реализации;
  • сокрытие части реально выплачиваемой зарплаты;
  • использование фиктивных документов, оформленных от имени фирм-однодневок, по расходам, которые фактически не имели места;
  • оформление документов через промежуточных (часто родственных) лиц для завышения стоимости поставки в свой адрес;
  • совершение по сговору с контрагентом операций, имеющих экономический смысл, явно отличающийся от действительного.

В последние годы государство, одним из основных источников средств для которого являются налоговые поступления, и налоговые органы, уполномоченные им на сбор налогов, начали активнее принимать меры, способствующие обеспечению полноценных поступлений в бюджет:

  • обнародованы признаки недобросовестных налогоплательщиков и ряд схем ухода от налогов, применяемых ими;
  • увеличилось количество уголовных дел, связанных с раскрытием схем незаконного возмещения НДС;
  • расширены полномочия налоговых органов в части проверочных мероприятий.

О полномочиях налоговых органов в свете последних изменений читайте в статье «Ст. 31 НК РФ (2015): вопросы и ответы»  

Осуществляя контроль за правильностью начисления налогов, ИФНС выявляет:

  • ошибки в их расчете — либо технические, либо связанные с неправильным применением норм законодательства, что чаще всего имеет место у законопослушных налогоплательщиков;
  • признаки использования незаконных способов, что при наличии серьезной доказательной базы может повлечь за собой крайне негативные последствия для налогоплательщика, нарушающего законодательство.

Критерии добросовестного налогоплательщика

Добросовестным считается налогоплательщик, имеющий хорошую репутацию у налоговых органов в отношении исполнения им обязанностей, которые предусмотрены НК РФ, а именно тот, кто:

  • в целях снижения суммы уплачиваемых налогов использует только законно установленные способы;
  • вовремя и в полном объеме уплачивает налоговые платежи;
  • сдает в срок всю необходимую отчетность;
  • своевременно и полно отвечает на запросы налоговых органов;
  • беспрепятственно предоставляет доступ к информации, необходимой для налогового контроля.

В целях защиты этой репутации НК РФ предусматривает следующее:

  • добросовестность налогоплательщика не ставится под сомнение, если нет доказательств обратного (п. 6 ст. 108 НК РФ);
  • в ситуациях, недостаточно четко прописанных в нормативных актах, приоритет отдается позиции налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ);
  • налогоплательщик имеет право не только на подачу возражений в ИФНС, но и на обжалование ее действий и решений в вышестоящих налоговых органах и суде (пп. 1 и 2 ст. 138 НК РФ).  

Что понимается под необоснованной налоговой выгодой

Основополагающим документом, посвященным вопросам налоговой выгоды, является постановление пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, в котором дается 2 определения этого понятия:

  • обоснованная налоговая выгода — снижение налоговых обязательств в результате экономически оправданных действий налогоплательщика, направленных на уменьшение налогов путем законодательно установленных способов (применение льгот, вычетов, пониженных ставок, целесообразность затрат);
  • необоснованная налоговая выгода — снижение налогового бремени с применением законодательно запрещенных способов или экономически неоправданных действий (нереальность операций, подмена их содержания, неоправданность затрат, работа с сомнительными контрагентами).  

Необоснованность налоговой выгоды устанавливается по совокупности обстоятельств, сопровождающих факты ее получения, и должна быть доказана документально. Например, могут быть установлены факты прямого нарушения закона (сокрытие выручки, искусственное завышение затрат, выплата зарплаты в конвертах) или подтверждено, что налогоплательщику было известно:

Источник: https://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/nalogovaya_otvetstvennost/priznanie_sudami_polucheniya_nalogoplatelwikom_neobosnovannoj_nalogovoj_vygody/

Необоснованная налоговая выгода по cт. 54.1 НК РФ

Необоснованная налоговая выгода вместо недобросовестности. Что изменилось?

Понятие «налоговая выгода» и концепция необоснованной налоговой выгоды были определены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53. В документе уточняется, что под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности в результате пяти действий:

  1. уменьшения налоговой базы,
  2. получения налогового вычета,
  3. получения налоговой льготы,
  4. применения более низкой налоговой ставки,
  5. получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Но в ряде случаев налоговая выгода может быть признана необоснованной. К ним относятся случаи, когда для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 уточняется, что налоговая выгода не может считаться обоснованной, если она получена вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Кроме того, есть целый ряд обстоятельств, свидетельствующих о необоснованной налоговой выгоде:  

  • налогоплательщик не может реально осуществлять указанные операции, потому что для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг у него нет экономически необходимых условий: времени, места нахождения имущества, объема материальных ресурсов;
  • у налогоплательщика нет условий для достижения результатов экономической деятельности из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • налогоплательщик учитывает для целей налогообложения только те хозяйственные операции, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, но для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
  • налогоплательщик совершает операции с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах бухгалтерского учета.

В то же время Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 напоминает судам об обстоятельствах, которые сами по себе не являются основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, но в совокупности могут стать негативным сигналом:

  • создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный характер хозяйственных операций;
  • нарушение налогового законодательства в прошлом;
  • разовый характер операции;
  • существление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
  • осуществление расчетов с использованием одного банка;
  • осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

Стоит обратить внимание на то, что в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 содержатся три важных понятия:

  1. Презумпция добросовестности налогоплательщика. Значит, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.
  2. Цель делового характера. Этот термин подразумевает, что экономическая деятельность, во-первых, должна быть реальной. Во-вторых, операции должны учитываться в соответствии с их действительным экономическим смыслом. В-третьих, получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды не должно быть главной целью налогоплательщика.
  3. Обязанность налогоплательщика действовать с должной осмотрительностью (ситуации, когда налогоплательщику должно было быть известно о нарушениях контрагента — в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом)

Статья 54.1 НК РФ и «агрессивная» налоговая оптимизация  

Положения Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 нашли свое продолжение в новой редакции Налогового кодекса, вступившей в силу 19 августа 2021 года. В Налоговом кодексе появилась новая ст. 54.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 18.07.2021 N 163-ФЗ), которая определила пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

ФНС выпустила Письмо от 31.10.2021 № ЕД-4-9/22123@, в котором пояснила, что введенная Федеральным законом от 18.07.2021 № 163-ФЗ ст. 54.1 НК РФ направлена на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации. То есть в ней определены:

  • конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами;
  • условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам (операциям).

В ст. 54.1 НК РФ есть четыре пункта, которые требуют объяснений:

Пункт 1 ст. 54.1 НК РФ: Не допускается уменьшение налоговой базы (суммы налога) в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Согласно Письму ФНС от 31.10.2021 № ЕД-4-9/22123@, искажение – это умышленные действия налогоплательщика, выразившиеся в

сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни, объектах налогообложения, подлежащих отражению в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога, неправильного применения налоговой ставки, налоговой льготы, налогового режима, манипулирования статусом налогоплательщика и др.

Искажение сведений можно наблюдать в следующих ситуациях:

  • создание схемы дробления бизнеса ради неправомерного применения спецрежимов;
  • совершение действий, направленных на искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения;
  • создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • нереальность исполнения сделки сторонами (отсутствие факта ее совершения);
  • неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц;
  • отражение в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.

Пункт 2 ст. 54.1 НК РФ: При отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 54.

1 НК РФ, по имевшим место сделкам налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате, если основной целью совершения сделки не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога; если обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Итак, п. 2 ст. 54.1 РК РФ содержит условия, при соблюдении которых у налогоплательщика возникает право использовать расходы и вычеты.

В Письме ФНС от 31.10.2021 № ЕД-4-9/22123@ уточняется, что основная цель сделки должна заключается не в налоговой экономии, а в конкретной разумной деловой цели. В пп. 2 п. 2 ст. 54.

1 НК РФ ограничивается право учесть расходы и вычеты по сделке при исполнении ее контрагентом, не указанным в первичных документах.

 В этом случае налоговикам придется доказывать, что налогоплательщик использовал формальный документооборот с целью незаконного учета расходов либо заявления налоговых вычетов.

Признаки формального документооборота:

  • факты обналичивания денежных средств проверяемым налогоплательщиком или взаимозависимым лицом;
  • факты использования таких средств на нужды налогоплательщика, учредителей налогоплательщика, его должностных лиц;
  • использование одних IP-адресов;
  • обнаружение печатей и документации контрагента на территории проверяемого налогоплательщика;
  • нетипичность документооборота, несоответствие обычаю делового оборота поведения участников сделки, должностных лиц при заключении, сопровождении, оформлении результатов сделок.

Пункт 3 ст. 54.1 содержит в себе несколько критериев, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления претензий к налогоплательщику.

Эти критерии: подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом; нарушение контрагентом налогового законодательства; наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок.

Что изменилось для налогоплательщиков

В новшествах есть как плюсы, так и минусы для бизнеса.

https://www.youtube.com/watch?v=I0yTSqaO1pI

Если говорить о плюсах, то:

  • Сохраняет силу принцип презумпции добросовестности налогоплательщика как один из важнейших элементов конституционно-правового режима регулирования налоговых отношений.
  • Теперь не ошибки, а реальность сделки стали приоритетными. Ранее именно на ошибки ФНС обращала довольно пристальное внимание. Одним словом, ушел в прошлое формальный подход к выявлению необоснованной налоговой выгоды — налоговый орган должен четко понимать целесообразность проведения каждого мероприятия налогового контроля. Кроме того, нарушение контрагентом налогового законодательства не является самостоятельным основанием для предъявления налоговых претензий. П. 2 ст. 54.1 НК РФ не предполагает негативных последствий для налогоплательщиков за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев.
  • Исполнения сделки контрагентом становится достаточно для того, чтобы налоговая выгода считалась обоснованной. При этом налогоплательщики должны быть готовы представить налоговикам доказательства реальности сделки в результате исполнения ее контрагентом. Поэтому бизнес по-прежнему должен знать, как проверить контрагента, и пользоваться необходимыми для этого инструментами, например, сервисом Контур.Фокус.  
  • Вводится концепция деловой цели, а это значит, что действия налогоплательщика не ставятся под сомнения, если у него есть разумная экономическая цель помимо собственно оптимизации налогов.

Из минусов можно отметить следующие:

  • Появились термины с расплывчатой, как считают эксперты, формулировками, одно из которых — искажением сведений.
  • Новые нормы распространяются на страховые взносы и на плательщиков страховых взносов.
  • В ходе налоговой проверки у компании могут запросить копии договоров с посредниками. 

Источник: https://kontur.ru/articles/5180

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.