+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

НДС при реализации информационных услуг через Интернет

Содержание

Ндс на услуги в электронной форме

НДС при реализации информационных услуг через Интернет

В прошлом году мы опубликовали на сайте две статьи об особенностях расчета и уплаты разработчиками налогов при работе с площадками Google и Apple: Налог с продаж приложений и рекламы Google и Налоги при выводе средств по договору с Apple.

С тех пор обе компании пересмотрели свой подход к уплате НДС при продаже приложений российских разработчиков на прямо противоположный и внесли соответствующие поправки в свои контракты. Поэтому пришло время обновить информацию и снова погрузиться в тему «налога на Гугл».

Ниже мы расскажем вам, чем грозит новый подход интернет-гигантов к уплате НДС рядовым разработчикам на примере последнего юридического заключения.

Тема заключения: «Вопросы взимания НДС с реализации услуг в электронной форме».

Рассмотренный кейс: компания занимается разработкой мобильных приложений, которые распространяет через iTunes Apple и Google Play. Получает 70% за минусом агентского вознаграждения. Платит НДС с 30% комиссии площадки в качестве налогового агента.

Применяет налоговый режим УСН, но планирует переход на общую систему налогообложения (ОСНО) в связи с ростом объема годовой выручки.

В связи с этим возникают вопросы о необходимости уплаты НДС со всей суммы реализации через площадки Google и Apple, поскольку в последней редакции контрактов прямо указано, что площадки не платят НДС за российских разработчиков.

Для многих последняя новость может быть неожиданностью, но Apple поменяло Apple Developer Program License Agreement 04 июня 2021 года, а Гугл внес соответствующие поправки в Соглашения Google Play о распространении программных продуктов еще раньше – 26 февраля 2021 года.

Разберемся, какие налоговые риски несут данные поправки российским разработчикам на ОСНО.

Договорные условия реализации на площадке iTunes Apple

По условиям радела 2 Дополнения А (Exhibit A) к Лицензионному договору об использовании Программы для разработчиков компании Apple (Apple Developer Program License Agreement), компания Apple действует в качестве комиссионера при предложении к продаже и загрузке Лицензированных приложений Конечными пользователями, которые находятся в России. При этом в названном разделе содержится прямое разъяснение, что в целях указанного Договора «комиссионер» означает агента, который совершает действия и заключает сделки от своего имени, но в интересах другого лица, как в основном определено во множестве систем гражданского законодательств.

При загрузке приложений Конечными пользователями с местом нахождения в иных юрисдикциях компания Apple может действовать в качестве поверенного по договору поручения. Список таких стран также содержится в Дополнении А к Договору с компанией Apple.

Согласно п.1 ст.1005 ГК РФ, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Таким образом, права по сделке компании Apple с российским лицом возникают у компании Apple.

Разработчик, выступающий в качестве принципала на основании Приложения 2 к Лицензионному договору об использовании Программы для разработчиков компании Apple (Apple Developer Program License Agreement Schedule 2), не считается стороной сделки, заключаемой компанией Apple от своего имени, хотя бы и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению.

С учетом этого в разделе 1 Дополнения В (Exhibit A) к Договору указано, что компания Apple взимает и перечисляет в компетентный налоговый орган налоги, описанные в Разделе 3.2 Приложения 2 (Schedule 2) с продаж Лицензированных приложений Конечным пользователям, которые находятся в России.

Однако при этом сделана оговорка, что данные условия применяются к разработчикам, которые не являются резидентами России. Apple не исчисляет и не уплачивает налоги за разработчиков с местом нахождения в России, и такие разработчики самостоятельно отвечают за исчисление и уплату таких налогов, которые могут требоваться по условиям национального законодательства.

Иными словами, на продажу приложений разработчиков из России не распространяются положения ст.174.2 НК РФ, поскольку отсутствует реализация услуг в электронной форме со стороны иностранной организации (Apple в данном случае представляет интересы российского лица в качестве агента).

Таким образом, для определения налоговых обязанностей российского разработчика нужно руководствоваться иными положениями НК РФ, исходя из предмета сделки, заключаемой с Конечным пользователем.

На основании ст.1000 ГК РФ на разработчика как комитента возлагается обязанность принять от комиссионера все исполненное по договору комиссии и освободить комиссионера от обязательств, принятых им на себя перед третьим лицом по исполнению комиссионного поручения.

Согласно Договору с компанией Apple, сделки с Конечным пользователем заключаются на условиях Лицензионного договора разработчика с Конечным пользователем, которые изложены в Дополнении Е (Exhibit A) в виде стандартных правил лицензирования приложений либо в виде текста, предоставляемого разработчиком компании Apple при загрузке такого приложения на площадку. Поэтому Конечный пользователь приобретает и осуществляет последующее использование программного обеспечения по Лицензионному договору.

Таким образом, когда Apple действует в качестве комиссионера, разработчик как комитент принимает оплату и освобождает компанию Apple от обязательств по Лицензионному договору, заключенному Apple с Конечным пользователем.

Когда компания Apple действует в отношениях с Конечными пользователями, местом нахождения которых не считается территория России, в качестве поверенного (т.е. сделки заключаются от имени и за счет разработчика – принципала), разработчик также приобретает права и обязанности по Лицензионному договору с Конечным пользователем.

С учетом этого, разработчик на ОСНО освобождается от уплаты НДС с суммы реализации права использования программ для ЭВМ и баз данных по лицензионному договору на основании пп.26 п.2 ст.149 НК РФ (реализация по месту нахождения покупателя на территории России) либо пп.4 п.1.1. ст. 148 НК РФ (реализация по месту нахождения покупателя за пределами территории России).

Договорные условия реализации на площадке Google Play

Использование Google Play, приложений (включая приложения для Android с мгновенным запуском), игр, музыки, фильмов, книг, журналов или другого цифрового контента и служб (далее – Контент) регулируется Условиями использования Google Play и Условиями использования Google (далее – Условия использования) (совместно именуемыми Условия).

В соответствии с положениями раздела 3 Условий использования Google Play, договоры на приобретение Контента [не принадлежащего Google] заключаются конечными пользователями с поставщиком Контента (далее – Поставщик), в том числе в случаях, когда Google Commerce Limited выступает агентом Поставщика.

На основании п.3.

3 Соглашения Google Play о распространении программных продуктов (далее – Договор с Google) разработчик выступает в качестве принципала, а компания Google, выступает в качестве агента разработчика, и является официальным продавцом Продуктов, продаваемых или предоставляемых пользователям из стран Европейской экономической зоны (ЕЭЗ). При этом разработчик является официальным продавцом Продуктов, продаваемых или предоставляемых всем остальным пользователям.

С учетом этого по Договору с Google, при продаже Контента в странах ЕЭЗ Google выступает в качестве комиссионера, а во всех остальных случаях – в качестве поверенного по договору поручения.

Таким образом, в случае приобретения Контента пользователями в России и других странах, не входящих в ЕЭЗ, права и обязанности по сделке с такими пользователями возникают непосредственно у Поставщика. По сделкам с пользователями в ЕЭЗ права и обязанности возникают у Google Commerce Limited с последующей их передачей поставщику, действующему в качестве комитента по Договору с Google.

На основании этого в п. 3.

4 Договора с Google установлено, что для Продуктов, продаваемых в ЕЭЗ и в странах из этого списка [включая Россию], компания Google определяет, облагается ли Продукт Налогом, и если это так, то Google, Партнер по обработке платежей или Уполномоченный провайдер собирают и выплачивают соответствующим налоговым органам Налоги с продажи Продуктов пользователям. Компания Google может периодически изменять список таких стран и регионов, предварительно уведомив разработчика об этом. Для Продуктов, продаваемых в других странах и регионах, разработчик обязуется самостоятельно выяснить, облагается ли Продукт Налогом, и уточнить ставку Налога. Кроме того, разработчик несет ответственность за уплату Налогов в соответствующие налоговые органы. Все Налоги вычитаются из цены продажи реализованных Продуктов, а остаток (цена продажи за вычетом Операционного сбора и применимых Налогов) выплачивается разработчику.

С учетом того, что уплата НДС предусмотрена при реализации услуг в электронной форме иностранной организацией (ст.174.

2 НК РФ), Google специально оговаривает в указанном списке различные правила уплаты российского НДС для резидентов и нерезидентов РФ, согласно которым разработчики из России самостоятельно несут ответственность за расчет и уплату НДС при покупке приложений и контента в Google Play Маркете пользователями из России, в остальных случаях Google несет ответственность за расчет и уплату НДС в размере 18% за весь платный контент, приобретенный в Google Play Маркете пользователями из России.

Как указано выше, данная позиция представляется нам обоснованной в связи с тем, что в первом случае реализация осуществляется резидентом России, а во втором – иностранной организацией.

Однако предметом такой реализации являются предоставление права использования программ для ЭВМ и баз данных по лицензионному договору, поскольку в п.5.3. Договора с Google прямо установлено, что разработчик предоставляет пользователю неисключительную и действующую по всему миру бессрочную лицензию на выполнение, показ и использование Продукта.

Там же предусмотрено, что разработчик может по своему желанию заключить отдельное Лицензионное соглашение с конечным пользователем (EULA) на использование Продукта разработчика, которое будет регулировать права пользователя в отношении Продукта. Однако при возникновении спорных ситуаций настоящее Соглашение будет иметь приоритет.

С учетом этого, при продаже ПО пользователям с местом нахождения в России подлежат применению положения пп.26 п.2 ст.149 НК РФ (реализация по месту нахождения покупателя на территории России) об освобождении от уплаты НДС.

В остальных случаях необходимо руководствоваться условиями пп.4 п.1.1. ст.

148 НК РФ (реализация по месту нахождения покупателя за пределами территории России) об отсутствии обязанности исчисления НДС в связи с тем, что местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации.

Выводы по результатам рассмотрения условий уплаты НДС с услуг в электронной форме

При распространении ПО российских разработчиков через площадки Apple и Google российский НДС не уплачивается по следующим причинам.

Разработчики с местом постоянного нахождения в России не подпадают под определение иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме.

Иностранные площадки не включают российский НДС цену для конечного пользователя и не берут его «сверху» поскольку выступают в качестве посредника для продавца и покупателя. Разработчики в свою очередь не должны платить НДС с суммы реализации прав по лицензионным договорам.

Осталось только правильно оформить такое Лицензионное соглашение с конечным пользователем!

Тема уплаты НДС с продаж внутри приложений будет рассмотрена нами в следующей статье. До скорой встречи!

Авторское право Налоги в ИТ

Источник: http://www.it-lex.ru/article/nds-uslugi-ehlektronnoj-forme

Как «налог на Google» повлияет на ИТ-рынок — объяснение юристов — Офтоп на vc.ru

НДС при реализации информационных услуг через Интернет

Колонка представителей юрфирмы «Толкачев и партнеры»

В начале июля президент России подписал Федеральный закон, который установил принципиально новые правила налогообложения электронной коммерции с 2021 года.

Теперь иностранные компании, оказывающие так называемые электронные услуги пользователям из России, будут обязаны включать в стоимость своих продуктов российский НДС.

Одновременно законодатель вводит специальный порядок администрирования и уплаты налога, а также определяет детальный список электронных услуг.

Разработчики закона утверждают, что его смысл — в выравнивании налогового режима для иностранных и российских провайдеров услуг, однако его применение может привести к совершенно различным последствиям: от реструктуризации моделей деятельности иностранных компаний в России до ужесточения налогового администрирования российских ИТ-проектов.

Мы видим в принятом законе еще одну попытку властей защитить «российские границы» в интернете и исключить бесконтрольную реализацию электронных услуг иностранными провайдерами. В этом контексте закон вполне укладывается в один ряд, например, с принятыми в прошлом году правилами локализации обработки персональных данных в России.

В чем заключаются основные изменения

В законе дается определение электронной услуги и приводится перечень таких услуг. Электронными признаются услуги, которые автоматизированно оказываются в интернете с использованием информационных технологий.

Первым номером в списке электронных услуг обозначено предоставление прав на использование программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных через интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа (включая обновления и дополнительные функции). Удаленный доступ к программе признается услугой, что ставит точку в споре о квалификации SaaS-моделей по российскому праву — лицензия это или оказание услуг.

Этот спор не был бы столь интересным, если бы не его практические последствия: оформление лицензионного договора позволяет правообладателям воспользоваться налоговой льготой по НДС в части освобождения операций с программами для ЭВМ и базами данных.

Формально новые правила распространяются только на иностранных налогоплательщиков, однако мы ожидаем, что российским ИТ-компаниям тоже стоит готовиться отстаивать свои права на применение указанной льготы (недаром в первоначальной редакции законопроекта предполагалась ее отмена).

Кроме того, абсолютно неясно, почему в принятом законе специально выделены компьютерные игры. Для того, чтобы остановить спор российских ученых о том, какова юридическая природа компьютерной игры? Или это специальное указание для разработчиков World of Tanks, Dota 2 или Pokemon GO?

Закон изобилует такими уточнениями и примерами, которые либо излишни, либо дают повод для их различного понимания с учетом сложившейся практики. Например, «предоставление рекламной площади в сети Интернет», «обеспечение коммерческого или личного присутствия в сети Интернет», «предоставление торговой площадки, функционирующей в сети Интернет».

Налоговые органы должны ориентироваться на термины, установленные в налоговом и отраслевом законодательстве. В данном случае им придется полагаться исключительно на собственные представления о рынке ecommerce — конечно, есть риск, что одни и те же ситуации будут рассматривать по-разному.

Также неизвестно, как быть на практике с непрямой монетизацией (например, free-to-play-модели разработчиков популярных MMORPG-игр): электронные услуги, поименованные в законе, в данном случае формально являются безвозмездными.

Например, есть бизнес-модели, в которых онлайн-сервис получает оплату за рекламные услуги от третьих лиц.

Торговая платформа может получать вознаграждение исключительно за организацию приема платежей на основании отдельного (посреднического) договора без всякой «электронной» специфики.

Будет ли начисляться НДС только на стоимость возмездных услуг или включится механизм определения стоимости безвозмездных услуг и уплаты НДС исходя из такой стоимости? В тексте новых правил ответы найти пока сложно.

Как определить место реализации электронной услуги

Чтобы определить, когда возникает обязанность по уплате российского НДС, иностранной компании необходимо выяснить, находится ли пользователь в момент оказания ему услуг на территории России. Это правило укладывается в нормы об определении места реализации услуг, установленные в пункте 4 статьи 148 Налогового кодекса РФ, но при этом имеет ряд специфических особенностей.

Считается, что операция по реализации электронных услуг совершена в России, если на такое местонахождение пользователя указывают:

  • его место жительства;
  • место нахождения банка или оператора электронных денежных средств, в котором открыт счет, используемый для оплаты услуг;
  • сетевой адрес, использованный при приобретении услуг;
  • код страны телефонного номера, который используется для приобретения или оплаты услуг.

Любого из этих критериев достаточно, чтобы признать местом реализации услуг территорию России. Иностранному провайдеру потребуется постоянно проверять пользователей по всем критериям, чтобы исключить налоговые риски доначисления российского НДС.

Обычно информацию о стране банка, выпустившего карту, о сетевом адресе пользователя и о других параметрах собирают посредники, обеспечивающие прием денег (например, операторы электронных платежных систем).

Это входит в процедуру предотвращения мошеннических операций («антифрод»). Но вполне вероятно, что при стандартном обмене информацией о совершенном платеже эта информация не поступает к продавцу.

В таком случае провайдерам электронных услуг придется пересмотреть протокол обмена информацией и включить в него новые показатели.

Что касается кода страны в телефонном номере, в законе попытались отразить его роль как необходимого условия приобретения товара (когда без указания номера невозможно произвести оплату), а с другой стороны, как способа проведения оплаты. Как правило, платежи с помощью мобильного телефона также проводят через кредитные организации (операторов электронных денежных средств), исключение составляют контентные услуги, за которые от имени пользователя платит оператор связи.

Это скорее формальный критерий: плательщик может находиться далеко за пределами России, но использовать для оплаты российский номер и таким образом влиять на налоговые последствия транзакции.

Кто будет фактически платить НДС в бюджет

Сумма НДС, которая подлежит уплате иностранными провайдерами электронных услуг, должна быть включена в стоимость реализуемых услуг по расчетной ставке 15,25% (то есть указана ставка с суммы gross).

Также предусмотрен специальный порядок уплаты НДС, основную роль в котором играют налоговые агенты.

Если иностранная компания оказывает услуги российской организации или индивидуальному предпринимателю, то те становятся налоговыми агентами и уплачивают НДС в бюджет.

Например, если российская компания приобретает услуги зарубежного хостинг-провайдера, то именно она будет удерживать НДС и перечислять его в бюджет при осуществлении расчетов с нерезидентом.

Аналогичным образом налоговыми агентами являются российские организации или индивидуальные предприниматели, если они выступают посредниками в расчетах с покупателями — физическими лицами. Например, российский посредник на основании агентского договора принимает оплату от российских физических лиц за предоставление доступа к электронным книгам иностранного правообладателя.

Если же иностранная компания реализует электронные услуги в пользу российских физических лиц напрямую или привлекает для этого иностранного посредника, то исчислять и уплачивать НДС в бюджет обязаны сами иностранные лица.

В случае длинной цепочки иностранных посредников действует правило «последнего агента»: налоговым агентом признается та организация, которая непосредственно получает деньги от физического лица.

При этом она может даже не иметь договорной связи с самим провайдером электронных услуг.

Что делать иностранным ИТ-компаниям

Все просто: нужно начислять НДС либо думать об учреждении российской юридической структуры.

Закон устанавливает новый тип отношений между налоговыми органами и иностранными компаниями — регистрация исключительно для целей уплаты НДС.

Раньше такой опции не существовало: постановка иностранной компании на налоговый учет означала администрирование всех предусмотренных в законодательстве налогов и сборов.

С 1 января 2021 года компании, оказывающие электронные услуги, смогут использовать специальный онлайн-сервис ФНС России («НДС-офис интернет-компании») для регистрации и предоставления отчетности. Зарегистрироваться нужно до 1 февраля 2021 года или в течение 30 дней с момента начала оказания электронных услуг.

Иностранные компании будут освобождены от ведения традиционной отчетности (составления счетов-фактур, книг покупок и продаж и так далее).

Вместо этого им нужно будет подтверждать оказание услуг российским гражданам с помощью реестра операций. Реестр операций — это документ, форма которого никак не утверждена.

От него требуется только отражать стоимость услуг и содержать информацию о том, что услуга оказана физическому лицу на территории России.

Что произойдет, если иностранный провайдер не будет (сознательно или нет) подчиняться новым правилам? Прямого ответа на вопрос закон не дает, но позволяет сделать несколько предположений.

Для проведения проверок у налоговых органов есть инструмент: закон предусматривает возможность истребовать у кредитных организаций информацию о переводах денежных средств, совершенных в пользу иностранного провайдера электронных услуг. При этом запрос информации от платежных посредников потребует согласия руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.

По нашему мнению, внимание налоговых органов будет сосредоточено на наиболее крупных игроках ИТ-рынка, деятельность которых направлена на российских пользователей (критерии такой направленности налоговые органы могут позаимствовать из прошлогодних разъяснений Минкомсвязи). С такими игроками будут проводиться беседы об уплате НДС в России или об организации здесь юридического присутствия (как это происходило с Netflix).

Вполне вероятно, что критерий направленности деятельности на российских пользователей, как и возможные санкции в виде блокировки доступа к веб-сайтам будут реализованы и добавлены в текущее регулирование, особенно если иностранные онлайн-ресурсы организуют прием платежей от российских пользователей через зарубежных платежных провайдеров.

Источник: https://vc.ru/flood/17174-google-tax

Ндс электронных услуг, оказываемых через интернет (налог на гугл)

НДС при реализации информационных услуг через Интернет

С 2021 года действует порядок обложения НДС электронных услуг, оказываемых через интернет (Федеральный закон от 03.07.16 г. № 244-ФЗ).

Закон вводит новое понятие — электронные услуги. Приведенный в нем список таких услуг пополнит перечень облагаемых НДС операций.

Закон устанавливает порядок налогообложения операций по реализации этих услуг физическим лицам на территории РФ иностранными компаниями, не имеющими филиалов или представительств на территории РФ.

В отличие от обычных операций реализации при безвозмездности НДС возникать не будет. Налоговая база по электронным услугам исчисляется исходя из цены фактической реализации.

Оказание электронных услуг

До сих пор в налоговом законодательстве не было понятия электронных услуг. Передача исключительных прав, в том числе на программы для ЭВМ, базы данных, не облагается НДС.

Как и передача прав на использование данных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 1 ст. 149 НК РФ).

Основываясь на этой норме, продавцы услуг, перечисленных в законопроекте, не начисляли при реализации НДС.

Поворотным моментом можно считать отказное определение (от 30.09.15 № 305-КГ15-12154) Верховного суда РФ по делу ООО «Мэйл. РуГеймз» (г. Москва). Арбитры поддержали решения трех нижестоящих инстанций. Компания — владелец интерактивных многопользовательских компьютерных онлайн-игр, размещенных на сайтах в интернете, проиграла дело.

Суть дела такова. Физические лица на основании лицензионного договора бесплатно получали допуск и право пользования играми. Но дополнительный функционал игры могли использовать уже только за плату.

Налоговики и суды решили, что это дополнительная услуга. Она не подпадает под освобождающую от НДС норму.

И поскольку покупатели услуг находятся на территории РФ, то компании доначислили НДС по ставке 18 процентов.

Это дело выявило основные проблемы. Во-первых, не было определения того, что считать электронными услугами, а что относится к освобождаемой НДС передаче интеллектуальных прав. В пояснительной записке к законопроекту предлагали даже в этой части исправить льготирующую норму.

Во-вторых, возникали вопросы о том, что считать местом реализации подобных услуг в некоторых спорных случаях.

В-третьих, по сути, не было механизма удержания налога с иностранных поставщиков, не имеющих обособленных подразделений на территории РФ, если покупатель услуг — физическое лицо.

Перечень электронных услуг

Закон определил перечень электронных услуг. Под электронными услугами понимается широкий круг действий и операций в сети «Интернет», перечень которых приведен в новой статье 174.2 НК РФ. Облагаться НДС будут:

— предоставление прав и доступа, включая удаленный, к компьютерным играм, базам данных, иным программам, обновления их и дополнительные функциональные возможности; — рекламные услуги; — размещение предложений о приобретении и реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав; — организация и предоставление места на торговых интернет-площадках; — создание веб-страниц, сайтов и иных способов присутствия в интернете, а также поддержание их работы; — администрирование информационных систем; — предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга; — хранение и обработка информации, к которой ее пользователь имеет доступ через интернет; — использование электронных книг, музыки, видео; — доступ к поисковым сетевым системам; — ведение статистики на сайтах. Это не полный список. Житель России может через интернет вести деятельность за ее пределами. Закон вносит поправки в статью, которая определяет место реализации услуг (подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ). Если физическое лицо — покупатель услуг не является предпринимателем, то для целей новой статьи его место жительства не единственный критерий. Закон будет считать, что такое лицо осуществляет деятельность на территории РФ, если соблюдается хотя бы одно условие: — место жительства покупателя — РФ; — оплата проводится через банк или оператора электронных денежных средств, который находится в РФ; — сетевой адрес покупателя зарегистрирован в РФ; — международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РФ.

Таким образом, под налогообложение подпадут и те услуги, которые будут приобретаться россиянами за рубежом, если оплата пройдет через российский банк.

Иностранные IT-компании

Иностранные IT-компании будут обходиться без налоговых агентов. Реализации законопроекта мешало бы и отсутствие механизма удержания налога. Это следует из определения институтов «налогоплательщик», «налоговый агент», «место реализации», «постановка на налоговый учет».

Иностранные компании признаются плательщиками НДС в случае реализации товаров, работ, услуг на территории РФ (п. 1 ст. 143, п. 2 ст. 11 НК РФ). Но при этом обязанность по уплате налогов за них исполняют налоговые агенты (п. 1 ст. 24 НК РФ).

В отношении НДС налоговым агентом выступает зарегистрированное в налоговых органах РФ в качестве плательщика НДС лицо. Но в статье 143 НК РФ из физических лиц к налогоплательщикам отнесены только индивидуальные предприниматели. А значит, простые физические лица не могут быть налоговыми агентами по НДС.

Поэтому возник вопрос о том, каким образом удерживать НДС со стоимости IT-услуг. Понятно, что нельзя обязать пользователей интернета подавать расчеты за всех виртуальных поставщиков. Законопроект предусматривает, что они будут отчитываться сами.

В течение 30 дней после вступления в силу иностранные лица, подпадающие под новые нормы, должны подать заявление о постановке на учет в налоговом органе. Как постановка на учет, так и взаимодействие с иностранными компаниями будет осуществляться в электронной форме через сайт ФНС России. Соответствующие изменения внесены в часть первую Кодекса.

Такие иностранные компании не заставляют составлять счета-фактуры, вести книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания IT-услуг. Но сами будут исчислять по ставке 15,25 процента налог и до 25-го числа, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивать его в бюджет РФ.

Они обязаны также предоставить декларации в те же сроки, что и российские налогоплательщики. Если иностранная компания не захочет действовать сама, то может работать через посредников и агентов. Они будут выступать тогда по общим правилам как налоговые агенты.

В целях налога на прибыль у иностранной компании постоянное представительство из-за продажи на территории РФ электронных услуг не возникает.

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/3957--nds-elektronnyh-uslug-okazyvaemyh-cherez-internet-nalog-na-gugl

Интернет-услуги в 2021 году: кто заплатит НДС?

НДС при реализации информационных услуг через Интернет

Эксперты компании «Правовест Аудит» проанализировали как «налог на «Google»» окажет влияние на российские компании. В данной статье рассмотрено, в каком случае новый перечень интернет-услуг, введенный для налогообложения иностранцев, изменит порядок исчисления НДС у россиян, а в каком нет.

С 1 января 2021 года вступает в силу закон № 244-ФЗ от 3 июля 2021 года. Он обяжет иностранные компании начислять НДС при реализации в России услуг по Интернету.

В законе прописано, как иностранцу встать на учет,  как исчислить и заплатить НДС, как использовать личный кабинет налогоплательщика, чтобы подать декларацию.

  Определены права налоговиков по взысканию недоимок и штрафов с иностранцев.  

Но у российских компаний тоже перемены. Новый пункт 1 статьи 174.2 НК РФ вводит с 1 января 2021 года перечень «интернет-услуг». А в пункте 1 статьи 148 НК РФ появляется указание, что место реализации таких услуг для уплаты НДС нужно определять по месту деятельности покупателя. Поэтому с 01.01.

2021 года вы перестанете платить НДС при реализации интернет-услуг иностранцам. И вынуждены будете вести раздельный учет по НДС. А при приобретении услуг по интернету у иностранной компании вам придется выполнять обязанности налогового агента.

Налоговым агентом вы будете также, если реализуете на территории России в качестве посредника, участвующего в расчетах, услуги иностранца в электронной форме (п.9 ст.174.2 НК РФ, п.10 ст. 174.2 НК РФ). 

Однако не у всех интернет-услуг, перечисленных в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, изменится место реализации.

Перечень услуг из пункта 1 ст. 174.2НК РФ, у которых место реализации не изменится

И до и после 01.01.2021 оно будет совпадать с местом деятельности покупателя. Порядок начисления НДС по этим услугам не меняйте: 

  1. “Предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть “Интернет”, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности”;
  2. “Предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть “Интернет”, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть “Интернет»;
  3. “Оказание рекламных услуг в сети “Интернет”, в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети “Интернет”, а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети “Интернет”;
  4. “Оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях.

Вот перечень услуг из пункта 1 ст. 174.2 НК РФ, которые меняют место реализации

С 01.01.2021, прекращайте начислять НДС при реализации таких услуг иностранцам, но при их покупке у иностранцев удерживайте НДС как налоговый агент. До 01.01.2021 года место реализации таких услуг определяйте по продавцу, а после 1 января 2021 года – по покупателю: 

  1. “Оказание через сеть “Интернет” услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети “Интернет” в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения)”; 
  2. “Обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети “Интернет”, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети “Интернет”), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации”;
  3. “предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе”;
  4. “предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга”;
  5. “оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети “Интернет”; 
  6. “ведение статистики на сайтах в сети “Интернет”;
  7. “предоставление доступа к поисковым системам в сети “Интернет».

Услуги, которые могут как поменять, так и сохранить место реализации в зависимости от дополнительных условий договора:  

  1. «оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети “Интернет»;  

    Объявления о реализации товаров (работ/услуг) имущественных прав с использованием любых средств, адресованные неопределенному кругу лиц – это реклама. Место реализации услуг рекламораспространителя и до и после 01.01.2021 нужно определять по месту деятельности покупателя. А вот  услуги по размещению объявлений о приобретении имущества не реклама. До 01.01.2021 место оказания таких услуг определяйте  по месту нахождения  продавца.

  2. «хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть “Интернет»;  

    Место оказания услуг по обработке информации, не зависимо от применяемой технологии обработки и вида обрабатываемой информации, как до 01.01.2021, так и после определяйте по месту деятельности покупателя. Но место оказания услуг хранения информации до 01.01.2021 –  по месту продавца, а после 1 января 2021 года – по покупателю.

  3. «оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть “Интернет” при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода)». 

    Услуги по поиску, отбору, сортировке и предоставлению данных соответствуют услугам по обработке информации, которые и в 2021 и в 2021 надо определять по месту покупателя. А вот у услуг автоматизированного перевода перемены. После 01.01.2021 место их оказания определяйте по покупателю, а до 01.01.2021  по продавцу.  

Зная идеологию изменений в НДС Закона 244-ФЗ, предполагаем, что внимание инспекторов будет сосредоточено на иностранных компаниях. Учитывайте, что иностранные поставщики интернет-услуг будут выбирать между тремя линиями поведения:

  • проигнорировать требования российского законодательства;
  • прекратить реализацию электронного контента в России;
  • встать на учет и заплатить налог в Российский бюджет. 

Выбор иностранцев будет зависеть от объемов продаж на территории России и активов, на которые может быть обращено взыскание. Но в любом случае, иностранцы постараются переложить уплату НДС на российских партнеров с помощью изменений в контрактах.

Новые формулировки услуг не всегда легко сопоставить со сложившейся практикой реализации ИТ-услуг. Порядок налогообложения зачастую зависит от технических особенностей реализации услуг. Трудности в прочтении пункта 1 статьи 174.2 НК РФ первое время будут и у налоговых инспекторов. Поэтому мы не предлагаем универсальных решений.

Каждую ситуацию необходимо рассматривать с учетом конкретных условий договора, во взаимосвязи с организационной схемой бизнеса и результатом оказанных услуг. Мы будем информировать вас о практике применения закона 244-ФЗ.

 Тем, кто уже столкнулся со сложностями применения новых правил налогообложения интернет-услуг, мы готовы оказать помощь.

Сентябрь 2021 г.

эксперты компании «Правовест Аудит»

Остались вопросы?
Обращайтесь, мы окажем вам практическую помощь в самых сложных и нестандартных ситуациях.

Компания «Правовест Аудит»звоните: 8 (495) 231-23-21 (многоканальный)

пишите: info@pravovest-audit.ru

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/internet-uslugi-v-2021-godu-kto-zaplatit-nds/

Ндс по интернет-услугам — симплоер — право следующего поколения

НДС при реализации информационных услуг через Интернет
С 1 января 2021 года вступают новые правила, в соответствии в которыми многие услуги, оказываемые иностранными компаниями через интернет, будут облагаться российским НДС. Подробнее об этих изменениях, а также о том, как это повлияет на отечественные компании, и пойдёт речь в статье.

В чем суть изменений?

В июле 2021 г. были внесены очередные поправки в Налоговый кодекс РФ1.

В этот раз внимание законодателя привлекли иностранные компании, которые оказывают услуги через Интернет, автоматизированно, с использованием информационных технологий2 (далее — интернет-услуги).

Цель изменений — обязать такие компании уплачивать российский налог на добавленную стоимость со стоимости интернет-услуг3. Для этого подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ дополнили новым правилом, предусматривающим, что место реализации интернет-услуг для целей НДС определяется по месту нахождения покупателей.

Кто будет признаваться налогоплательщиками и налоговыми агентами?

Иностранные компании, если они продают свои интернет-услуги российским покупателям и у них нет представительств в РФ (или эти услуги оказываются не через представительство), признаются плательщиками НДС. Налог надо будет уплачивать со стоимости интернет-услуг (п. 2 ст. 174.2 НК РФ).

Если покупателями услуг являются граждане, находящиеся в России, то именно иностранной компании-продавцу предлагается исполнять обязанности по уплате налога. Если же оплата идет через платежных посредников, налогоплательщиком признается иностранная компания, непосредственно участвующая в расчетах с покупателем.

Для такой новой категории плательщиков НДС, как иностранные компании, не присутствующие в России, предусмотрены обязанности встать на учет, уплачивать налог, представлять отчетность и т. д.

4 Кроме того, вводятся специальные правила в отношении налогового контроля за такими налогоплательщиками, например особые правила камеральной проверки, включая возможность запрашивать информацию у платежных посредников (п. 2, 8.

5 ст. 88, п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Если же интернет-услуги приобретают компании или индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в российских налоговых органах, то именно они, как налоговые агенты, должны будут удержать соответствующий НДС и перечислить его в бюджет (п. 9 ст. 174.2 НК РФ). При участии в процессе покупки интернет-услуг российских платежных посредников выполнять функции налоговых агентов будут они (п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

Поскольку на практике, по крайней мере в первое время, нововведения будут актуальны для российских налоговых агентов, далее мы акцентируем внимание на этой категории.

Какие интернет-услуги будут облагаться НДС?

Законодатель решил прямо перечислить, на какие именно интернет-услуги будут распространяться новые правила.
Этот перечень интернет-услуг оставляет смешанные впечатления.

С одной стороны, есть просто и понятно определенные услуги, которые на практике не должны вызывать двоякого понимания бизнеса и налоговых органов. Например, хранение информации или предоставление доменных имен.

С другой – многие категории сформулированы запутанно, пересекаются между собой.

Практике только предстоит выяснить, что имел в виду законодатель, говоря, например, об оказании через Интернет услуг по предоставлению возможностей для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями и чем это отличается от услуг по размещению в Интернете предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг).

Вероятно, помогут разобраться в ситуации предусмотренные законодателем прямые исключения из интернет-услуг, облагаемых НДС (см. текст во врезке). Примечательно, что этот перечень открытый. Получается, на практике компании могут претендовать на то, чтобы не применять новые правила в отношении услуг, так или иначе связанных с использованием электронных технологий и Интернета.

Но в таком случае надо будет обосновать, что конкретные электронные услуги не упомянуты среди тех, которые прямо отнесены НК РФ к налогооблагаемым. А сделать это будет непросто из-за расплывчатости формулировок интернет-услуг, облагаемых НДС.

Поэтому разумно в таком случае подготовиться заранее, обосновав свою позицию, например, заключением специалиста по информационным технологиям.

    Не будут подпадать под новые правила:

    • заказ товаров (работ, услуг) через Интернет, если они поставляются без использования Сети;
    • продажа (передача прав на использование) компьютерных программ (включая игры), баз данных на материальных носителях;
    • оказание консультационных услуг по электронной почте;
    • оказание услуг по предоставлению доступа в Интернет.

    Чего ожидать от нововведений?

    Интересно, что, обсуждая НДС по интернет-услугам, акцент прежде всего делают на иностранных организациях, которые должны будут с 2021 г. уплачивать российский налог. Возможно, это объясняется тем, что существенная часть потенциальных поступлений ожидается именно в сегменте, связанном с интернет-услугами физическим лицам (см. текст во врезке).

      Например, по информации онлайн-проекта vc.ru, только рынок онлайн-игр в 2015 г. составил около 51 млрд руб. URL: https://vc.ru.

    Однако не стоит забывать, что новое регулирование может повлиять и на российские компании, покупающие интернет-услуги. Поэтому с практической точки зрения таким компаниям, как потенциальным налоговым агентам, разумно уже сейчас провести инвентаризацию своих расходов. Понять, какие именно интернет-услуги приобретаются и подпадают ли они под обложение российским НДС.

    Разумеется, сделать это будет непросто из-за специфики юридической техники, в частности из-за неясности формулировок, определяющих тот или иной вид интернет-услуг.

    Кроме того, возникает вопрос, как новые правила, предусматривающие обложение НДС операций по предоставлению прав на использование софта, будут на практике соотноситься со старыми, освобождающими от налогообложения предоставление прав на использование программ для ЭВМ на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

    Пока неофициальные разъяснения представителей налоговых органов сводятся к тому, что, в случае если софт передается компании через Интернет (скачивается), это признается налогооблагаемой интернет-услугой. Если при этом передача происходит на основании лицензионного договора, то можно воспользоваться льготой, освобождающей такую операцию от обложения НДС5.

    Но не стоит исключать, что подобный подход как на федеральном уровне, так и в конкретных налоговых инспекциях может измениться: проверяющие могут посчитать, что льгота по НДС не распространяется на случаи, когда право пользования софтом предоставляется не путем скачивания, а посредством доступа к сетевым ресурсам провайдера (широко распространенная сейчас модель SaaS6).

    Более того, рассматриваемые изменения могут использоваться налоговыми органами для применения подхода, который условно можно обозначить как «здесь играем, здесь не играем». Суть его в том, что одна и та же операция может по-разному квалифицироваться в зависимости от фискальных интересов в конкретном случае.

    Например, российская компания посчитала, что приобретаемые ею у иностранной компании интернет-услуги облагаются российским НДС.

    В связи с чем удержала налог и перечислила его в бюджет, соответствующие суммы приняла к вычету.

    Однако налоговые органы могут решить, что такие услуги не облагаются в РФ и поэтому в налоговом вычете следует отказать, даже несмотря на то, что налог в бюджет поступил7.

    В этом случае в качестве потенциального аргумента для защиты можно воспользоваться позицией Верховного Суда РФ по делу ООО «Авиакомпания Когалымавиа»8: если с операции НДС исчислен и уплачен в бюджет, в вычете не может быть отказано при условии, что действия налогоплательщика и контрагентов не являлись согласованными и направленными на неуплату этого налога.

    Противоположная ситуация: если в отношении аналогичных услуг другая компания посчитала, что объекта НДС не возникло, проверяющие могут занять другую позицию, посчитав, что налоговый агент не исполнил своих обязанностей.

    Представляется, что многих споров, связанных с решением вопроса, облагать определенные услуги российским НДС или нет, можно легко избежать.

    Для этого достаточно разместить на официальном сайте ФНС России информацию о том, какие именно интернет-услуги и каких иностранных компаний подпадают под новое регулирование (скажем, по аналогии с перечнем государств, с которыми заключены международные налоговые соглашения).

    При этом с учетом, с одной стороны, не самого большого разнообразия интернет-услуг, приобретаемых российским бизнесом у иностранных провайдеров, а с другой – явной технологической продвинутости и инновационности ФНС России в выполнении функций фискального контроля появление такой информации не кажется исключительно теоретическим.

Источник: https://www.simplawyer.com/amazing/publications/nalogoved-tax-on-internet-services/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.