+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Налоговый мониторинг: правила и преимущества

Содержание

Дмитрий Кириллов: Кому и зачем нужен налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг: правила и преимущества

С 1 января вступили в силу поправки в первую часть Налогового кодекса, вводящие принципиально новую форму налогового контроля.

Это налоговый мониторинг, который проводится по решению налогового органа на основании заявления налогоплательщика.

Концепция законопроекта разрабатывалась два года, в это время действовали пилотные проекты с пятью крупными налогоплательщиками, и они, как и ФНС, признали эксперимент успешным.

Основные характеристики

Налоговый мониторинг в течение года заменяет камеральные и выездные налоговые проверки на постоянный (при необходимости – онлайн) доступ налогового органа к документам, информации и информационным системам налогоплательщика. Порядок доступа определяется регламентом информационного взаимодействия, который согласуется в отношении конкретного налогоплательщика.

Закон устанавливает ряд критериев для потенциальных участников мониторинга:

1) сумма подлежащего к уплате НДС, налога на прибыль, акцизов и НДПИ от 300 млн руб. в год;

2) налогоплательщик в предшествующем году должен обратиться с просьбой о налоговом мониторинге;

3) сумма доходов в предшествующий год – от 3 млрд руб.;

4) не менее этой величины должна быть и стоимость активов.

Первоначально в законопроекте эти критерии были выше (500 млн, 5 млрд и 10 млрд руб. соответственно), но в ходе обсуждения были смягчены. По оценкам ФНС, количество потенциальных участников налогового мониторинга – порядка 2000 организаций.

Урегулирование спорных вопросов налогообложения в ходе налогового мониторинга осуществляется посредством мотивированных мнений налоговиков.

Мотивированное мнение может быть направлено налогоплательщику по инициативе налоговиков, если те выявят ошибки или расхождения в представленных документах и потребуют их устранить.

Налогоплательщик может и сам запросить мотивированное мнение, чтобы избежать неоднозначного толкования законодательства и расхождений в правовой оценке своих операций.

Мотивированное мнение можно оспорить в ходе взаимосогласительной процедуры в ФНС.

Если налогоплательщик согласился с мнением ФНС и скорректировал данные налогового учета или налоговой декларации, он освобождается от пени и штрафа. Для участия в налоговом мониторинге с 1 января 2016 г.

заявление об этом нужно подать до 1 июля 2015 г. Для участников консолидированной группы налогоплательщиков эти сроки смещены на год вперед.

Подобные формы взаимодействия налогоплательщиков и налоговиков используются в Великобритании, США, Канаде, Нидерландах и еще почти в двух десятках государств.

Несмотря на технические отличия подходов налоговых органов в различных юрисдикциях, их сущность сводится к одному: налогоплательщик и налоговый орган взаимодействуют постоянно, в оперативном режиме, и согласуют подходы к налогообложению хозяйственных операций без вынесения полномасштабного налогового спора в суд.

Преимущества

Есть два ключевых достоинства налогового мониторинга для налогоплательщиков.

Первое и основное – это возможность избежать процедуры (особенно выездной проверки), которая является для организации несомненным стрессом: нарушение нормального рабочего ритма бухгалтерии, необходимость подготовки большого объема документов, предоставление объяснений проверяющим, а по итогам проверки – длительная административная и судебная тяжба. Модель налогового мониторинга устраняет саму процедуру проверки и спор по ее результатам. Спорные позиции должны согласовываться в ходе налогового мониторинга.

Второе преимущество – это возможность для менеджмента организации планировать бизнес с учетом позиции налогового органа, заранее согласованной с помощью мотивированных мнений.

Закон не только позволяет организации отреагировать на мотивированное мнение налоговиков, но и сделать «работу над ошибками» путем подачи уточненной налоговой декларации и уплаты доначисленного налога.

Если организация видит налоговые риски, она может запросить мотивированное мнение самостоятельно, а при необходимости представить свои аргументы в ходе взаимосогласительной процедуры и спланировать налоговый учет исходя из позиции налоговиков.

Проблемы

Наряду с этими удобствами новой форме налогового контроля присущи и некоторые недостатки. Прежде всего, это отсылочные нормы в тексте закона.

Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия, форма заявления о проведении налогового мониторинга, порядок направления налогоплательщику требования о представлении документов, порядок представления документов в электронном виде, форма и требования к составлению мотивированного мнения – все это предполагается урегулировать актами ФНС. Они будут обладать меньшей юридической силой, чем закон, поэтому можно предположить значительное количество споров по содержанию этих актов и практике их применения.

Есть и вопрос раскрытия налогоплательщиками информации. Он имеет технический характер: организации используют различные электронные системы учета, протоколы передачи данных, политики информационной безопасности и т. д. Актуален и вопрос объема и периодичности раскрытия данных учета налоговикам: будет ли это полноценный доступ онлайн или периодические срезы по регистрам налогового учета.

Налоговый мониторинг не устраняет контроль соответствия рыночных цен как еще одну контрольную нагрузку на налогоплательщика. Теперь территориальные органы ФНС обязаны информировать центральный аппарат о фактах контролируемых сделок, а ФНС должна проводить по ним проверки. Мотивированное мнение по соответствию цен в таких сделках налоговые органы направлять не вправе.

Закон не определил виды налогов, к которым применяется мониторинг. Если исходить из того, что это все налоги и сборы, необходимо будет отследить практику реализации мониторинга с учетом различных отчетных и налоговых периодов по разным налогам и сборам, а также с учетом процедуры возмещения НДС из бюджета.

Еще одна проблема: организация может запросить мотивированное мнение по вопросам «совершенных фактов хозяйственной жизни организации». А вот чтобы уточнить позицию чиновников заблаговременно перед совершением сделки для оценки будущих налоговых рисков, придется по-прежнему запрашивать разъяснения Минфина и прибегать к помощи налоговых консультантов.

В ряде случаев организация может получить налоговую проверку и в ходе налогового мониторинга. Например, если не выполнено мотивированное мнение налогового органа или к возмещению из бюджета предъявлен налог, а его сумма к уплате уточнена. Таким образом, условие мониторинга – определенный уровень сотрудничества налогоплательщика с налоговым органом и регулярное пополнение бюджета.

Налоговый мониторинг – революционное нововведение. Эта форма налогового контроля может существенно облегчить жизнь крупным налогоплательщикам, которые готовы оперативно раскрывать налоговикам данные налогового учета.

Но некоторые налогоплательщики могут занять выжидательную позицию, пока не станет понятна практика использования подзаконных актов ФНС, о которых говорилось выше, и пока не сформируется судебная практика по возможным спорам по результатам мониторинга.

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/01/26/komu-i-zachem-nuzhen-nalogovyj-monitoring

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг: правила и преимущества

Налоговый мониторинг позволяет плательщикам получать разъяснения налоговых органов.

С 1 января 2015 года Федеральным законом от 04.11.2014 № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в России была введена новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг (разд. V.2 НК РФ); практическая реализация данных нововведений начата в 2016 году.

См. также Пропуск налоговой инспекцией срока на взыскание задолженности как возможность ее списания

Цель налогового мониторинга

Для правильной и полной оценки всех преимуществ и недостатков института налогового мониторинга следует учитывать цели, которые преследовал законодатель.

В частности, ещё на подготовительной стадии проекта федерального закона (№ 529630-6) в пояснительной записке было указано: «… суть проекта заключается в том, что налогоплательщик еще до подачи налоговой декларации может разрешить спорные вопросы налогообложения.

В свою очередь, налоговый орган в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и может проверять правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения».

По мнению авторов законопроекта, «данный подход позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве.

Внедрение налогового мониторинга на постоянной основе будет способствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов».

Важным преимуществом налогового мониторинга является возможность получения налогоплательщиком, в отношении которого осуществляется налоговый мониторинг, мотивированного мнения касательно правильности уплаты налогов в отдельных неясных для плательщика случаях.

В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе, в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков и т. д.

При этом разъяснения не представляются в отношении просьб о подтверждении правильности применения законодательства о налогах и сборах (подп. 2 п.

30 Регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков).

Таким образом, налоговый мониторинг представляет отдельным налогоплательщикам эксклюзивную возможность получать разъяснения компетентных органов по частным вопросам исчисления и уплаты налогов.

Недостатки налогового мониторинга

В то же время, несмотря на приведенные достоинства данного института, мотивированное мнение налогового органа имеет и определенные недостатки. В частности, п. 7 ст. 105.

30 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика исполнять адресованное ему мотивированное мнение.

Последствием неисполнения такого мнения может быть проведение налоговым органом выездной проверки в отношении налогоплательщика в соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ.

Важно отметить, что налоговый мониторинг ограничивает возможность налоговых органов проводить выездные налоговые проверки. Так, налоговым органам запрещено проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых возложена на налогоплательщика в соответствии с НК РФ (п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Данное положение представляется существенным преимуществом налогового мониторинга, фактически вводящим иммунитет соответствующих налогоплательщиков от налоговых проверок, которые представляют собой серьезное испытание для любого бизнеса.

Между тем данный иммунитет не является абсолютным — закон предусматривает ряд исключений из данного правила (подп. 1–4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ). В частности, это касается следующих ситуаций:

  1. проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  2. досрочное прекращение налогового мониторинга;
  3. невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
  4. представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией.

Тем не менее, осуществление налогового мониторинга влечет и ряд негативных моментов для налогоплательщика. Так, налоговый орган получает широкий доступ к налоговым и бухгалтерским документам подконтрольного налогоплательщика.

Статья 105.27 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга представлять в налоговый орган регламент информационного взаимодействия.

Данный документ фактически представляет налоговому органу полный доступ в режиме реального времени ко всей бухгалтерской и налоговой документации «подопечного».

В частности, регламент должен содержать в себе описание порядка доступа к информационным системам организации, в которых содержатся документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов.

Таким образом, для компаний, которые уверены в достоверности и корректности своей налоговой отчетности, институт налогового мониторинга принесет скорее преимущества, нежели недостатки.

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/article/1966-qqe-16-m5-25-05-2016-nalogovyy-monitoring

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

Налоговый мониторинг: правила и преимущества

Что такое налоговый мониторинг

С 1 января 2015 года в России появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Суть заключается в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

Это следует из положений раздела V.2 НК РФ.

В каких случаях проводят налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих. Поэтому, если компания заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям. И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.

Основанием для проведения налогового контроля будет положительное решение инспекции на поданное заявление.

Это следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 105.26 НК РФ.

Всем ли организациям доступен мониторинг? К сожалению, нет. Провести его могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг.

За какой период проводят налоговый мониторинг

Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.

При этом воспользоваться мониторингом удастся только с 1 января 2016 года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении мониторинга и получить из инспекции положительное решение.

Получается, что даже если подать заявление в 2015 году (например, в январе), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2016 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2017 года.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 НК РФ.

Внимание: участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 НК РФ с 1 января 2016 года. То есть только в 2016 году они смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2017 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Как подать заявление о налоговом мониторинге

Чтобы инспекция приступила к налоговому мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

К заявлению о проведении мониторинга приложите:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
  • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей компании, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год.

Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 НК РФ.

Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы налогового контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Принять решение налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором вы подали ей заявление. И в течение пяти дней после этого вам должны направить:

  • либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
  • либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении мониторинга утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Отказать в проведении служба налогового мониторинга может в трех случаях:

  • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 НК РФ.

Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг

Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг посреди года, если организация:

  • нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейшая процедура станет невозможной;
  • в ходе информационного обмена представит недостоверные сведения;
  • дважды (или более) откажет инспекции в представлении документов (информации), пояснений.

О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.

Такой порядок предусмотрен статьей 105.28 НК РФ.

Как инспекция проводит налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг инспекция проводит на своей территории на основании имеющихся у нее:

  • деклараций (расчетов) по налогам;
  • документов, представленных вместе с заявлением о проведении мониторинга;
  • других документов, содержащихся в базе данных инспекции.

Помимо этого инспекция вправе запрашивать дополнительные документы (информацию), связанные с расчетом и уплатой налогов, а также требовать письменные или устные пояснения. Все это следует из положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.

Если инспекция затребовала в ходе мониторинга документы, то вы можете представить их на бумаге (копии или подлинники) или же в электронном виде. Последнее возможно, если документы, которые затребованы у компании, составлены в электронном виде по установленным форматам.

Передать такие документы в инспекцию можно разными способами:

  • выслать в инспекцию по почте;
  • вручить лично представителю инспекции (инспектору, который непосредственно проводит налоговый мониторинг, или сотруднику канцелярии инспекции);
  • направить по телекоммуникационным каналам связи (если документы составлены в электронном виде по установленным форматам).

Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.29 НК РФ.

Порядок представления документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.

Как оформляют результаты налогового мониторинга

В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 НК РФ.

Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Инициатива инспекции

Если в ходе процедуры сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение.

Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом.

Направить свое мнение в компанию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 НК РФ.

Инициатива организации

Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.

В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 НК РФ.

Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.

Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 НК РФ.

После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

Как действовать, если ФНС России инициировала взаимосогласительную процедуру

Взаимосогласительная процедура сводится к тому, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне компании, то изменят мотивированное мнение инспекции. А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.

Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения вам выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.

Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет.

Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 НК РФ.

Плюсы налогового мониторинга

Основной плюс налогового мониторинга в том, что благодаря ему организация будет избавлена от налоговых проверок. Ведь за периоды, которые попали под мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки. Исключение составляют:

1) камеральные проверки, которые проводятся:

  • если организация представила налоговую декларацию (расчет) позже 1 июля года, следующего за годом мониторинга;
  • если организация представила декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию (расчет), в которой отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.

Это следует из положений пункта 1.1 статьи 88 НК РФ.

2) выездные проверки, которые проводятся:

  • вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если компания не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 НК РФ.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/kak_provoditsja_nalogovyj_monitoring/14-1-0-976

Налоговый мониторинг – преимущества и недостатки

Налоговый мониторинг: правила и преимущества

Налоговый мониторинг — инновационная процедура взаимодействия ФНС и бизнеса. У нее есть как достоинства, так и недостатки.

Какие — рассмотрим в этой статье.

Налоговый мониторинг по НК РФ: сущность процедуры

Налоговый мониторинг — процедура, представляющая собой разновидность налогового контроля. Она характеризуется тем, что ФНС в режиме онлайн получает доступ к различным документам налогоплательщика для оценки правильности расчетов по налогам и контроля над соблюдением сроков их уплаты.

Процедура проводится по заявлению налогоплательщика, а также при получении согласия на ее проведение со стороны ФНС.

Основные задачи, которые призван решать налоговый мониторинг:

  • обеспечение прозрачности и корректности налоговой отчетности;
  • сведение к минимуму трудозатрат и финансовых издержек налогоплательщика и ФНС в части взаимодействия в рамках налогового контроля;
  • повышение уровня взаимного доверия между налогоплательщиками и проверяющими органами;
  • стимулирование повышения уровня технологичности взаимодействия налогоплательщиков и проверяющих органов.

Налоговый мониторинг — совсем новая инициатива, и пока его участники только начинают приспосабливаться к соответствующему формату взаимодействия. Но уже сейчас многие эксперты склонны характеризовать налоговый мониторинг как процедуру, имеющую ряд выраженных преимуществ и недостатков.

Преимущества и недостатки налогового мониторинга

К числу преимуществ налогового мониторинга (в сравнении с традиционными механизмами налогового контроля в форме проверок) можно отнести:

  1. Частичное освобождение налогоплательщика, в отношении которого ведется налоговый мониторинг, от традиционных налоговых проверок (с учетом положений п. 1.1 ст. 88 и п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
  2. Возможность получения у налоговиков мотивированных разъяснений по тем или иным вопросам налогообложения в порядке, определенном ст. 105.30 НК РФ. Мотивированное мнение при этом может быть направлено в адрес организации и по инициативе ФНС (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).
  3. Освобождение налогоплательщика от ответственности за те его действия, что обусловлены следованием мотивированным разъяснениям контролеров (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Недостатки налоговый мониторинг также имеет. К ним можно отнести:

  • тот факт, что возможность пользования налоговым мониторингом установлена главным образом для крупных бизнесов;
  • установление для налогоплательщика обязанности исполнять мотивированное решение ФНС, хотя оно может быть принято не в интересах предприятия;
  • неучастие сторонних (независимых экспертов) в выработке мотивированных мнений ФНС, а также в рассмотрении спорных вопросов налогообложения при налоговом мониторинге.

Посмотрим, на что могут указанные недостатки налогового мониторинга повлиять в процессе взаимодействия налогоплательщика и ФНС.

Ограничения для небольших бизнесов

Обратиться в ФНС и запросить налоговый мониторинг в отношении своей деятельности могут организации, которые (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • за полный год ведения деятельности, предшествующий году, в котором подается заявление об инициировании налогового мониторинга, заплатили в бюджет не менее 300 млн рублей НДС, НДПИ, налога на прибыль, акцизов;
  • за тот же период получили доходы в величине не менее 3 млрд рублей;
  • по состоянию на 31 декабря года, предшествующего переходу на мониторинг, имеют активы стоимостью не менее 3 млрд рублей.

При этом указанные критерии должны соблюдаться в совокупности. Так, у фирмы может быть выручка, условно говоря, в 30 млрд рублей, но активы — в размере 1 млрд рублей за полный год деятельности, что предшествует тому, в котором инициирован переход на налоговый мониторинг.

В этом случае организация не получит от ФНС согласия на проведение данной процедуры.

Таким образом, ощутить преимущества налогового мониторинга даже среднему бизнесу (по критериям, установленным постановлением Правительства России от 04.04.2016 № 265) пока невозможно.

Обязательность исполнения мотивированного мнения

В соответствии с п. 7 ст. 105.30 НК РФ исполнение мотивированного мнения ФНС для налогоплательщика обязательно.

Данное мнение — не рекомендация, а строгое предписание. Если оно не будет исполнено, то ФНС вправе инициировать выездную проверку фирмы (подп. 3 п. 5.1 ст.

89 НК РФ).

Выше мы отметили, что фирма, совершившая налоговое правонарушение вследствие выполнения мотивированного мнения ФНС при налоговом мониторинге, освобождается от ответственности. Но, несмотря на это, предприятию может потребоваться доказать, что правонарушение совершено именно по причине следования мнению ФНС.

Не исключено, что для этого потребуется судебное разбирательство, на которое фирме придется тратить силы и средства.

Вот почему вместо участия в налоговом мониторинге, которое сопровождается получением непроработанных мотивированных мнений от ФНС, фирме может быть проще нанять в штат квалифицированных юристов с узким отраслевым профилем (что крупному бизнесу вполне по силам), которые обеспечат налоговый учет на должном уровне (при необходимости взаимодействуя с той же ФНС, но вне мониторинга). Частота появления налоговых нарушений в таких случаях и, как следствие, объем затрат на судебные споры могут быть ниже, чем если бы налоговый мониторинг осуществлялся.

Соблюдает ли нейтралитет ФНС?

ФНС — это госструктура, которая заинтересована, прежде всего, в задействовании как можно большего количества законных механизмов для обеспечения денежных поступлений в бюджет страны.

Поэтому в тех ситуациях при налоговом мониторинге, когда перед ведомством стоит дилемма — принять решение в интересах фирмы или рекомендовать ей поступить так, чтобы пополнился бюджет государства, ФНС, скорее всего, предпочтет второй вариант.

Вероятность такого выбора высока еще и потому, что в ходе выработки мотивированного мнения ведомством, ведущим налоговый мониторинг, не предполагается привлечения сторонних лиц с нейтральной позицией — экспертов, консультантов, аудиторов. В то время как при налоговых проверках привлечение экспертов возможно (письмо ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Поэтому вполне правомерно говорить о том, что до тех пор, пока к участию в налоговом мониторинге не будут системно привлекаться незаинтересованные (и в то же время компетентные) лица, функционирование института налогового мониторинга будет осуществляться в интересах, прежде всего, ФНС.

Налоговый мониторинг — инновационная версия налогового контроля. Пока в нем могут принимать участие только крупные бизнесы.

При наличии неоспоримых преимуществ налогового мониторинга у него есть ряд существенных недостатков, например в виде смещения направленности мониторинга в сторону интересов ФНС.

© 2018, admin. Все права защищены.

Источник: https://c-c.su/nazvanie-kategorii/nalogovyj-monitoring-preimushhestva-i-nedostatki-2

Используйте пошаговые руководства:

Важное в статье:

  • Что такое налоговый мониторинг;
  • Какие компаании могут заключать сделки о налоговом мониторинге;
  • Преимущества и недостатки налогового мониторинга.

На протяжении нескольких лет повсеместно декларируется, что налоговая политика Российской Федерации направлена на создание стабильной и эффективной налоговой системы. Анализируя вносимые законопроекты и принимаемые нормативные акты, можно сделать вывод о том, что добиться поставленных целей предполагается, в том числе, путем улучшения качества налогового администрирования.

В рамках этой инициативы Правительство РФ утверждило “дорожную карту” по совершенствованию налогового администрирования, а также законодательно закрепило институт налогового мониторинга. Поговорим о нем подробнее.

Кто вправе заключить соглашение о налоговом мониторинге

Чтобы обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, организация должна соответствовать определенным критериям.

Например, совокупная стоимость ее активов должна составлять не менее 3 млрд рублей, а суммарный объем полученных доходов за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга – не менее 3 млрд. руб.

Кроме того, участники консолидированных групп налогопатещиков также вправе заключать соглашения о налоговом мониторинге.

Что такое регламент информационного взаимодействия

Вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга компании подают в налоговую службу регламент информационного взаимодействия.

В нем отражается порядок представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления, уплаты налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Также в нем указывается  порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.

В регламенте информационного взаимодействия содержится:

  • порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета  доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • сведения об аналитических регистрах налогового учета;
  • информация о системе внутреннего контроля данной организации за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов (при наличии такой системы внутреннего контроля).

Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия утверждены  Приказом ФНС России от 07.05.2015 г. №  ММВ-7-15/184@ “Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним”.

Запрет на проведение камеральных и выездных налоговых проверок

В период действия соглашения о налоговом мониторинге действует запрет на выездные проверки. Однако есть закрытый перечень исключений:

  • проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  • досрочное прекращение налогового мониторинга.

Если компания заключила соглашение о налоговом мониторинге, камеральные проверки также не проводятся. Естественно, есть и исключения, например:

  • представление налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
  • представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) и пр.

Мотивированное мнение налогового органа и взаимосогласительные процедуры

Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налоговиков по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Предполагается, что налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации.

Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае, если при проведении налогового мониторинга инспекторы установили факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов.

Что касается самой организации, то запрос о представлении мотивированного мнения она может направить в налоговый орган при наличии сомнений / неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов за период проведения в отношении этой организации налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни организации. При этом в запросе о представлении мотивированного мнения излагается позиция  организации по указанным вопросам.

Если налогоплательщик согласен с мотивированным мнением, то он уведомляет об этом инспекторов. Выполнение мотивированного мнения осуществляется организацией путем учета изложенной в нем позиции в налоговом учете, налоговой декларации (расчете), путем подачи уточненной налоговой декларации (расчета) или иным способом.

В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет свои разногласия, после чего налоговый орган инициирует проведение взаимосогласительной процедуры.

По результатам такой процедуры федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения.

Обращаем внимание, что при проведении налогового мониторинга налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам (в первоначальном тексте законопроекта такой оговорки не было).

Плюсы налогового мониторинга для компаний

Налоговый мониторинг – это не только новая форма налогового контроля, демонстрирующая иной подход к взаимодействию налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе в части разрешения возникающих споров, но также механизм, позволяющий не доводить до возникновения спора как такового.

Среди преимуществ заключения соглашений о налоговом мониторинге можно особо выделить следующие:

  • получение предварительного мнения налогового органа о налоговых последствиях совершения конкретных хозяйственных операций,  что позволяет заранее оценить риски налоговых доначислений и принять важные для бизнеса решения;
  • отказ от проведения камеральных и выездных налоговых проверок позволит значительно уменьшить количество споров с налоговыми органами. Хотя надо учитывать, что запрет на проведение проверок не является безусловным, а их отсутствие может заменяться большим количество запросов от инспекций о представлении документов и/или информации.

Возможные проблемы при проведении налогового мониторинга

Институт налогового мониторинга является новым для нашей страны, а правовое регулирование несовершенным, что очевидно повлечет большое количество вопросов для участников первых соглашений о налоговом мониторинге.  

Так, на сегодняшний день непонятно, насколько эффективным покажет себя институт мотивированного мнения налогового органа, направляемого на запрос налогоплательщика.

Компании будет обращаться с запросами только по спорным, неразрешенным судебной практикой вопросам, а налоговый орган в ситуации «платить» или «не платить» налоги в рамках конкретной хозяйственной операции, очевидно, выскажется в пользу бюджета.

Также остается открытым вопрос о том, какие действия должен предпринять налогоплательщик в случае несогласия с мотивированным мнением налогового органа (процедура Налоговым кодексом не прописана).

Вызывает сомнение возможность широкого распространения заключения соглашений о налоговом мониторинге, т.к. в таком случае налоговым органам  придется взаимодействовать одновременно с большим количеством крупных налогоплательщиков, что может быть достаточно затруднительно в организационном и техническом плане.

В любом случае, сама возможность подписания соглашений о расширенном информационном взаимодействии может рассматриваться как еще одна ступень в создании стабильной налоговой системы, установление которой невозможно без создания комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти.

Ирина Мостовая, главный юрист практики налогового права юридической компании «НАФКО-Консультанты»

Источник: https://fd.ru/articles/157586-nalogovyy-monitoring-plyusy-i-minusy-dlya-kompaniy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.