+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Налоговые проверки: кто интересен ФНС в первую очередь?

Содержание

Налоговые проверки: кто интересен ФНС в первую очередь?

Налоговые проверки: кто интересен ФНС в первую очередь?

Один из наиболее эффективных инструментов налогового контроля – это выездная налоговая проверка.

Налоговые органы не назначают выездные налоговые проверки бессистемно.

Разрабатывается и утверждается план выездных проверок, основанный на данных, выявленных в ходе осуществления предпроверочного анализа, который представляет собой комплекс мероприятий, включающих сбор, изучение и анализ информации о налогоплательщике с целью установления его налоговых рисков и формирования выводов о возможных налоговых правонарушениях.

Проведение такого анализа направлено на решение вопроса о целесообразности назначения проверки, а также на определение оптимальных направлений ее проведения.

В рамках указанных мероприятий изучается информация, полученная как из внешних, так и внутренних источников:

  • из других налоговых и государственных органов Российской Федерации,
  • из иностранных налоговых органов,
  • из банков,
  • от физических и юридических лиц (конкурентов).

Сам налогоплательщик также выступает источником информации, регулярно представляя в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Довольно часто контролеры используют информацию из неофициальных источников, поступающую, например, от уволенных недовольных сотрудников компании, а иногда и конкурентов фирмы.

Также интерес представляет общедоступная информация, размещенная на интернет ресурсах или в средствах массовой информации.

Для полноты картины, в обязательном порядке запрашивается у банка расширенная выписка за проверяемый период, и внимательно изучаются ваши контрагенты.

В России сложилась бесспорная группа компаний, обязательно включаемых в план проверок:

  • крупнейшие организации (примерно, 1 раз в 2 года),
  • ИП, нотариусы и адвокаты с доходом 100 млн. рублей и более,
  • организации – по особым «рекомендациям» органов внутренних дел и различных комиссий налоговой службы по легализации налоговой базы (комиссии по НДФЛ и з/плате, по НДС, по убыткам и пр.),
  • компании в процедуре реорганизации/ликвидации.

Какие контрагенты заинтересуют инспекторов в первую очередь

Помимо налоговой нагрузки, на основании расширенной банковской выписки (в том числе по «закрытым» счетам), налоговики непременно проверят финансовые потоки компании и на их основе составят схемы движения денег, проанализируют сделки с контрагентами, которые, с точки зрения налоговиков, являются сомнительными.

Кроме того, их может заинтересовать, если имеется малое количество сотрудников в штате компании; у компании низкая налоговая нагрузка по данным отчетности; отсутствует материально-техническая база; массовый учредитель, директор или массовый адрес; вид деятельности не соответствует поставляемой продукции; неоднократная смена адресов регистрации контрагентом.

Статьей 2 ГК РФ определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

То есть, преследуя цель извлечения прибыли, налогоплательщик сам определяет вектор развития собственного бизнеса (хочет он заключать договор поставки либо заниматься оказанием услуг).

В то же время, налоговым инспекциям предоставлено законодательное право по проведению проверок полноты исчисления налоговой базы и своевременности уплаты налога в бюджет.

А заключение сомнительных (с точки зрения контролирующих органов) сделок, может повлечь за собой негативные финансовые последствия в виде доначислений неуплаченных налогов, сумм пени, а также привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности.

В письме ФНС России от 17.10.2012 № АС-4-2/17710 отмечено: учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление неблагоприятных последствий для него.

Иными словами, построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели), является одним из признаков получения необоснованной налоговой выгоды.

Налоговое правонарушение может быть совершено в двух формах – умышленно и по неосторожности.

Разграничивающим фактором в данном случае является вина налогоплательщика, т.е. осознавал ли он нарушение норм законодательства и умышленно ли совершал действия, направленные на неуплату налога.

Согласно положениям ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Т.е. наличие вины является обязательным и необходимым условием для привлечения к налоговой ответственности.

Очевидно, что большинство совершенных в форме умысла правонарушений осуществляется в форме незаконных схем ухода от налогообложения (получения необоснованной налоговой выгоды), в т.ч., с использованием недобросовестных организаций.

Доказывание вины налогоплательщик имеет свою специфику в каждом конкретном случае.

Право на уменьшение налоговой базы возникает у налогоплательщика при соблюдении им условий, установленных законодательством для составления первичных документов необходимых для подтверждения права на налоговую выгоду, связанную с уменьшением налогооблагаемой базы и соответственно с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Со временем требования к представляемым в подтверждение данных налоговой отчетности документам были дополнены судебной практикой и разъяснениями контролирующих органов.

Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» определил основные критерии правомерности учета расходов налогоплательщиков:

Источник: http://spb-balt-synd.ru/archives/10125

К кому налоговая собирается с проверкой?

Налоговые проверки: кто интересен ФНС в первую очередь?

Каждый руководитель и главный бухгалтер хочет заблаговременно быть готовым к такому сложному и ответственному мероприятию, как выездная налоговая проверка. Но как узнать о планах налоговиков, чтобы они не застали вас врасплох? Об этом рассказывает Татьяна Проценко, управляющий партнер Юридической компании «Проценко и партнеры»

Если ваша деятельность относится к госрегулируемым видам, вы можете проверить, входит ли она в план проверок на следующий год — он опубликован на сайте ФНС России.

Всем остальным мы предлагаем оценить своими силами, ждать ли налоговую проверку в следующем году.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ утверждены

«Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок». Всего установлено 12 таких показателей, по которым налоговики решают, к кому идти с проверкой.

Попробуем сами по ним оценить, ждать ли нам визита налоговой.

Кстати! При помощи онлайн-сервиса «Моё дело» вы можете за 5 минут получить информацию о том, попадет ли ваша организация/ИП в план проверок федеральных контролирующих ведомств и их региональных подразделений в текущем году, а также быстро оценить вероятность выездной налоговой проверки. Получить бесплатный доступ к сервису вы можете прямо сейчас по ссылке.

1. Оценка налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка — это соотношение суммы всех уплаченных налогов к выручке компании.

Для анализа этого показателя налоговики сравнивают налоговую нагрузку вашей компании со средней налоговой нагрузкой (по данным Росстата) по компаниям вашей отрасли.

Этот показатель может отличаться от среднего, но незначительно. Если этот показатель существенно ниже среднего по компаниям вашей отрасли — это может стать причиной проверки.

2. Убытки

Цель любого бизнеса — получение прибыли. Однако любой бизнес имеет различные периоды в своем развитии, как прибыльные, так и убыточные.

И, как правило, в период становления — это процесс убыточный (вложение средств собственниками и инвесторами, продвижение, реклама, закупка необходимого оборудования и материалов и т.п.

) Возможны убытки и у действующего предприятия — например, в связи с расширением, модернизацией, переоснащением, экономическим кризисом в стране и в мире, изменением конъюнктуры рынка и т.д.

Однако, если такие периоды затягиваются на срок больше двух лет подряд, у налоговой могут возникнуть сомнения в достоверности вашей отчетности — либо не показываете всю выручку, либо списываете в расходы затраты, которые в соответствии с законом не уменьшают налогооблагаемую базу.

3. Существенный размер налогового вычета

В данном пункте речь идет о налоге на добавленную стоимость. Реализуя товары или услуги, компания получает НДС, который необходимо заплатить в бюджет.

Однако, приобретая сырье, материалы, оборудование, услуги и оплачивая их, часть этого налога перечисляется поставщикам и вычитается из суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Если доля таких вычетов равна либо превышает 89 % начисленного налога за год — такая доля считается существенной и у налоговиков есть повод задуматься об обоснованности такого вычета.

При этом стоит обратить внимание, что несмотря на то, что налоговым периодом по НДС является квартал, при анализе этого критерия в расчет принимается период 12 месяцев.

4. Темпы роста расходов и доходов

У любой развивающейся компании растут как доходы, так и расходы.

Причем иногда расходы растут быстрее, чем доходы. Такое может случаться в жизни любого предприятия в определенные периоды. Скажем, когда предприятие осуществляет модернизацию, расширение, осваивает новые технологии и т.д. Однако, во-первых, такому положению должно быть объяснение, во-вторых, такие периоды, как правило, ограничиваются разумным сроком.

5. Среднемесячная зарплата

Конечно, заработная плата у работников в разных регионах и различных отраслях может сильно отличаться, но в пределах одного региона в одной и той же отрасли такие колебания не столь значительны.

И, конечно же, налоговики не поверят, что все ваши сотрудники работают за минимальную зарплату или в качестве волонтеров.

Вполне логично, что такое положение вызывает подозрение о выплате зарплат с использованием различных схем для ухода от налогов.

Для оценки этого показателя, в первую очередь, берутся статистические данные уровня заработной платы по вашей отрасли в вашем регионе.

Конечно будет принята во внимание и информация из поступивших жалоб о выплате, так называемых «серых» зарплат («в конвертах») или работе без оформления трудовых отношений.

6. Оценка показателей, предоставляющих право на применение специальных налоговых режимов

Если по какому-либо виду налогов у вашей компании установлен специальный налоговый режим, следите за показателями, дающими право на его применение.

Если в течение года вы едва укладываетесь в предел, то есть эти показатели приближаются к предельным меньше, чем на 5 % — у налоговиков возникают сомнения в правильности их отражения в учете и подозрения об искусственном их занижении с целью получения права на льготный режим.

7. Расходы индивидуального предпринимателя

Индивидуальные предприниматели имеют право на профессиональные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц. Если доля таких вычетов в общей сумме доходов за календарный год превышает 83 %, налоговая захочет проверить обоснованность этих вычетов.

цели

Закон не запрещает использование посредников в сделках, однако, налоговики при выявлении таких договоров вправе оценить их деловую цель.

Для этого налоговики выясняют реальную возможность выполнения тех или иных операций с учетом обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами, наличия или отсутствия производственных активов, складских помещений, транспортных средств и т.п.

9. Непредставление пояснений или документов на запрос налогового органа

Ошибки в налоговой отчетности встречаются не так уж редко.

Налоговики при обнаружении противоречий в показателях тех или иных деклараций или выявлении арифметических ошибок направят уведомление с предложением исправить или дать пояснения по выявленным недочетам.

Исправленную отчетность или пояснения следует направить не позднее 5 дней. Игнорирование таких требований может вызвать у налоговой инспекции подозрение в сокрытии информации, свидетельствующей о недостоверности представленной отчетности.

10. «Миграция» организации между различными налоговыми органами

Переезд вашей компании может иметь вполне логичное объяснение.

Например: возникновение потребности в большем помещении в связи с расширением или аренда другого помещения на более выгодных условиях или окончание срока аренды помещения по прежнему адресу и т.п.)

Неоднократным считается два и более случая смены адреса с момента государственной регистрации юридического лица, особенно если такая смена связана с переводом в другой налоговый орган или, тем более, в другой регион без логического объяснения такой необходимости.

11. Уровень рентабельности

Для оценки этого критерия рассматриваются два показателя: рентабельность активов (то есть соотношение чистой прибыли к стоимости активов) и рентабельность продаж (соотношение прибыли от продаж к себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг).

Если рентабельность вашей компании по этим показателям на 10 и более процентов ниже среднестатистической рентабельности вашей отрасли, налоговики могут провести проверку по налогу на прибыль.

12. Высокий налоговый риск

К деятельности с высоким налоговым риском налоговики относят наличие среди ваших контрагентов «фирм-однодневок», реализацию недвижимости, производство алкоголя, использование работников-инвалидов, приобретение различных инвестиционных инструментов, необеспеченных векселей, сделки с драгоценными металлами в слитках, сделки, существенно отличающиеся по условиям от принятых обычно в деловом обороте (например, крупная сделка по продаже без предоплаты и обеспечения, или 100 %-ная предоплате при покупке без гарантий поставки).

При выборе, к кому пойти с проверкой, налоговики анализируют каждого налогоплательщика по указанным двенадцати критериям. В первую очередь проверку проводят у того, у кого больше критериев совпало.

Однако, все сказанное не означает, что налоговики могут приходить к вам с выездной проверкой каждый квартал (или каждый месяц) и проверять все, что захотят за любой период. Законом установлены определенные ограничения при проведении проверок.

Первое — это ограничение проверяемого периода. Проверяться может только период, не превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором назначена проверка (за исключением случая подачи уточненной декларации).

То есть, проверка, назначенная в 2018 году, может охватывать только период с 2015 по 2017 год. Однако, если вы в рамках действующей проверки подали уточненную декларацию за 2014 год, то налоговики праве проверить и его тоже.

Второе — это периодичность проверок. Одни и те же налоги за один и тот же период налоговики вправе проверить только один раз, а по различным налогам в отношении одного налогоплательщика — вправе проводить не более двух проверок в год. Поэтому выездная проверка назначается, как правило, комплексная — по всем видам налогов сразу.

Из данного правила тоже есть исключения. Во-первых, если вы решили ликвидироваться или реорганизоваться, вас ждет выездная проверка, даже если их несколько уже прошло ранее.

Во-вторых, руководитель ФНС России (не районной инспекции, и не регионального управления) вправе назначить дополнительную выездную проверку в целях контроля работы своих подчиненных.

Чтобы появление налогового инспектора на пороге вашей компании не вызывало у вас удивления, готовьтесь к проверке заранее.

Источник: https://delovoymir.biz/k-komu-nalogovaya-sobiraetsya-s-proverkoy.html

План проверок и предпроверочный анализ

Один из наиболее эффективных инструментов налогового контроля – это выездная налоговая проверка. Налоговые органы не назначают выездные налоговые проверки бессистемно.

Разрабатывается и утверждается план выездных проверок, основанный на данных, выявленных в ходе осуществления предпроверочного анализа, который представляет собой комплекс мероприятий, включающих сбор, изучение и анализ информации о налогоплательщике с целью установления его налоговых рисков и формирования выводов о возможных налоговых правонарушениях. Проведение такого анализа направлено на решение вопроса о целесообразности назначения проверки, а также на определение оптимальных направлений ее проведения.

В рамках указанных мероприятий изучается информация, полученная как из внешних, так и внутренних источников:

  • из других налоговых и государственных органов Российской Федерации,
  • из иностранных налоговых органов,
  • из банков
  • от физических и юридических лиц (конкурентов).

Сам налогоплательщик также выступает источником информации, регулярно представляя в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность

Довольно часто контролеры используют информацию из неофициальных источников, поступающую, например, от уволенных недовольных сотрудников компании, а иногда и конкурентов фирмы.

Также интерес представляет общедоступная информация, размещенная на интернет ресурсах или в средствах массовой информации.

Для полноты картины, в обязательном порядке запрашивается у банка расширенная выписка за проверяемый период, и внимательно изучаются ваши контрагенты.

В России сложилась бесспорная группа компаний, обязательно включаемых в план проверок:

  • крупнейшие организации (примерно, 1 раз в 2 года),
  • ИП, нотариусы и адвокаты с доходом 100 млн. рублей и более,
  • организации – по особым «рекомендациям» органов внутренних дел и различных комиссий налоговой службы по легализации налоговой базы (комиссии по НДФЛ и з/плате, по НДС, по убыткам и пр.),
  • компании в процедуре реорганизации/ликвидации.

Какие контрагенты заинтересуют инспекторов в первую очередь

Помимо налоговой нагрузки, на основании расширенной банковской выписки (в том числе по «закрытым» счетам), налоговики непременно проверят финансовые потоки компании и на их основе составят схемы движения денег, проанализируют сделки с контрагентами, которые, с точки зрения налоговиков, являются сомнительными.

Кроме того, их может заинтересовать, если имеется малое количество сотрудников в штате компании; у компании низкая налоговая нагрузка по данным отчетности; отсутствует материально-техническая база; массовый учредитель, директор или массовый адрес; вид деятельности не соответствует поставляемой продукции; неоднократная смена адресов регистрации контрагентом.

Статьей 2 ГК РФ определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

То есть, преследуя цель извлечения прибыли, налогоплательщик сам определяет вектор развития собственного бизнеса (хочет он заключать договор поставки либо заниматься оказанием услуг).

В то же время, налоговым инспекциям предоставлено законодательное право по проведению проверок полноты исчисления налоговой базы и своевременности уплаты налога в бюджет.

А заключение сомнительных (с точки зрения контролирующих органов) сделок, может повлечь за собой негативные финансовые последствия в виде доначислений неуплаченных налогов, сумм пени, а также привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности

В письме ФНС России от 17.10.

2012  № АС-4-2/17710 отмечено: учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление неблагоприятных последствий для него.

Иными словами, построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели), является одним из признаков получения необоснованной налоговой выгоды

Налоговое правонарушение может быть совершено в двух формах – умышленно и по неосторожности.

Разграничивающим фактором в данном случае является вина налогоплательщика, т.е. осознавал ли он нарушение норм законодательства и умышленно ли совершал действия, направленные на неуплату налога.

Согласно положениям ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Т.е.

наличие вины является обязательным и необходимым условием для привлечения к налоговой ответственности. Очевидно, что большинство совершенных в форме умысла правонарушений осуществляется в форме незаконных схем ухода от налогообложения (получения необоснованной налоговой выгоды), в т.ч.

, с использованием недобросовестных организаций.

Доказывание вины налогоплательщик имеет свою специфику в каждом конкретном случае.

Право на уменьшение налоговой базы возникает у налогоплательщика при соблюдении им условий, установленных законодательством для составления первичных документов необходимых для подтверждения права на налоговую выгоду, связанную с уменьшением налогооблагаемой базы и соответственно с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Со временем требования к представляемым в подтверждение данных налоговой отчетности документам были дополнены судебной практикой и разъяснениями контролирующих органов Пленум ВАС РФ в  постановлении от 12.10.2006  № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» определил основные критерии правомерности учета расходов налогоплательщиков:

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/49595-nalogovye-proverki-kto-interesen-fns-v-pervuyu-ochered.html

Выездная налоговая проверка: когда ее ожидать и можно ли избежать?

Налоговые проверки: кто интересен ФНС в первую очередь?

Нежданные гости в лице сотрудников ИФНС могут нагрянуть к налогоплательщику с проверкой в любой момент.

Первые на очереди — те предприятия, которые ранее уклонялись от уплаты налогов через участие в незаконных схемах и миминизировали свои налоговые обязательства. Именно эти организации в зоне риска.

Как проходит выездная налоговая проверка, как избежать негативных последствий и обезопасить себя от возможных санкций со стороны налоговиков — об этом в нашей статье.

Проведение выездной налоговой проверки: сроки, порядок и что проверяют.

Перечень проверяемых организаций строго конфиденциален, предназначен для внутреннего использования ИФНС, а потому нигде не публикуется. Так что налогоплательщики узнают о предстоящей проверке только тогда, когда получают решение о ее проведении. По-другому никак.

Длится выездная налоговая проверка обычно 2 месяца. Но сроки продлевают до 4 месяцев и даже до полугода, если:

  • Проверяется очень крупная фирма.
  • У проверяемого объекта есть территориально обособленные отделы и филиалы.
  • На проверяемом предприятии случилось подтопление, пожар и иной форс-мажор.
  • Проверяющие в рамках аудита получили дополнительную информацию о нарушениях, которые требуется изучить.
  • Проверяемый объект затягивает процесс — не предоставляет инспекторам установленную в этом случае документацию.

Иногда налоговики запрашивают необходимые сведения у контрагентов, госорганов других государств, проводят экспертизы. Время, занятое этими процедурами, в период проверки не засчитывается.

Выездные проверки контроллеры проводят группами, в которых всегда есть ответственный. Помимо того, что ответственный инспектор собирает информацию, проверяет фирму, он также руководит действиями других контроллеров и оформляет итоги проверки.

Если в двух словах, для чего ИФНС проводит выездные проверки? Чтобы установить, своевременно и в полном ли объеме проверяемый выполняет налоговые обязательства. Соответственно, проверяющие имеют полное право требовать у него любые бумаги по исчислению и уплате налогов.

Как на практике проходят выездные и камеральные налоговые проверки?

Выездные проверки более тщательны, чем камеральные. В ходе них инспекторы всегда стремятся выявить существенные недочеты и даже признаки нарушений НК РФ. Проверяемые объекты отбираются по особым критериям, которые отражены в Концепции, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@.

Цель выездной проверки — проконтролировать, как налогоплательщик исполняет налоговые обязательства по одному или нескольким видам налогов за последние 3 года. В ходе камеральной инспекторы проверяют правильность начисления и уплаты конкретного налога за отдельно взятый период (месяц, квартал, полгода).

Рассмотрим другие отличия:

  • Выездные проверки проводят на проверяемом объекте (если это невозможно, то аудит проводят непосредственно в отделении ФНС). Камеральную проводят на территории налоговой инспекции.
  • Выездную проверку всегда инициирует ФНС, однако среди контроллеров значатся исключительно налоговики. В камеральной нередко участвуют полицейские и сотрудники Следственного комитета в качестве проверяющих.
  • По результатам выездных налоговых проверок предприятиям часто доначисляют налоги, пени и штрафы. Но это еще не все. Если есть основания, проверяемый объект могут привлечь к уголовной ответственности или инициировать процедуру его банкротства. Кроме того, на контролирующих лиц могут возложить субсидиарную ответственность. Что касается камеральной проверки, здесь все не так серьезно. По ее окончании у фирмы могут потребовать уточненную декларацию, доплатить пени или налоги, уплатить штраф (в случае несвоевременной подачи декларации).

Как снизить риски и вероятность налоговой проверки?

Как уже было сказано, узнать заранее о планируемой проверке в отношении вашей фирмы нельзя. Единственный способ обезопасить себя от доначислений и различных негативных моментов — это непрерывный анализ. Нужно постоянно оценивать риски.
В приоритете для выездных налоговых проверок у ИФНС — организации, у которых:

  • Уровень налоговой нагрузки ниже среднего показателя по компаниям в этой же экономической отрасли.
  • Несколько периодов подряд отражаются убытки в финансовой или налоговой отчетности (например, если фирма убыточно работает в течение двух лет и больше, интерес со стороны налоговиков к ней усиливается).

Всего указано 12 таких критериев в Концепции системы планирования налоговых проверок. Концепция размещена на официальном сайте ФНС России, и ознакомиться с ней может каждый.

Хозяйствующим субъектам, желающим избежать встречи с контроллерами, стоит:

  • Исключить подозрительные операции при расчете налоговых обязательств.
  • Сообщить в налоговую о предпринятых для снижения рисков мерах — подать в ближайшее отделение ИФНС уточненные налоговые декларации за периоды, в течение которых проводились сомнительные операции.

Предприятиям следует понимать, что контроллеры, обсуждая вероятную проверку на том или ином объекте, оценивают не только вероятность выявления нарушений, но и исход процедуры — удастся ли доначислить и взыскать суммы в большом объеме с этого субъекта или инициировать в отношении него уголовное дело.

Проведение проверки при ликвидации компании

Проверка в случае ликвидации — не обязательная процедура. Но если ее назначили, то до завершения данного мероприятия предприятие не ликвидируют. Причина этому проста. Бюджет является одним из кредиторов, а потому ликвидироваться ООО может лишь после уплаты всех долгов.

В рамках проверки контроллеры проверяют бухгалтерские отчеты, первичную отчетную документацию, все кассовые документы, налоговые декларации и отчеты, которые организация подавала в социальные фонды, а также договоры аренды. Инспекторы имеют право осматривать склады и подсобки и, если нужно, проводить инвентаризацию.

После того, как предприятие сообщило в ФНС о своей ликвидации, существенные изменения в документы оно вносить не вправе. Однако разрешается:

  • Слегка откорректировать бухгалтерские документы.
  • Выплатить долг по кредитам и сохранить документацию, подтверждающую погашение задолженностей.

Чтобы проверка не доставила никаких неудобств, необходимо, чтобы к визиту налоговиков у компании был готов ликвидационный баланс, а в СМИ размещены сведения о ее планируемой ликвидации.

Цель контроллеров в ходе таких проверок — выявить недочеты в бухгалтерской документации и факты нарушения НК РФ. Но вы можете быть спокойны, если:

  • Вовремя и в полном объеме уплачивали все налоги.
  • В установленный срок подавали декларации.

В некоторых случаях выездная налоговая проверка при ликвидации и вовсе не грозит. В частности, если:

  • У ООО — нулевой баланс.
  • Учредитель всего один, в связи с чем не нужно делить активы.
  • ООО ликвидируется посредством продажи.
  • В течение 3 последних лет фирма не вела деятельность, а ИФНС проверяет хозяйственные операции только за 3 года. При этом в организации не должно быть наемных сотрудников, какой-либо деятельности и хозяйственных операций.

Перед тем как нагрянуть с проверкой, налоговики досконально изучают сведения о фирме — как из собственных, так и из внешних источников. Нередко ИНФС запрашивает у банка информацию о движении средств по ее расчетным счетам. Если же контроллеры подозревают, что кто-то из партнеров компании является однодневкой — проверка неизбежна.

Фиксация результата проверки

По окончании аудита ответственный контролер в группе инспекторов составляет справку. В ней обозначают:

  • Где и когда составлен документ.
  • Данные по решению о назначении проверки.
  • Как называется проверяемый объект (в полном и сокращенном виде), его ИНН и КПП.
  • Что было проверено (какие именно налоги, за какой период).
  • Длительность проверки.

Наличие справки означает полное завершение проверки. То есть, после ее составления сотрудники налоговой не вправе пребывать в организации, изучать документацию, требовать предоставления тех или иных бумаг и назначать экспертизы.

Представителю компании выдают справку в день ее оформления, то есть, в последний день проверки. Спустя ровно 2 месяца с момента составления справки инспекторы формируют акт выездной налоговой проверки в двух экземплярах.

Один экземпляр оставляют себе, второй вручают налогоплательщику (лично гендиректору или другому уполномоченному представителю организации под роспись). На вручение акта отводится 5 рабочих дней с момента подписания акта.

Как происходит обжалование решения по выездной налоговой проверке?

Если компания не согласна с итогами проверки, она может обжаловать решение ИФНС в отношении себя. Апелляционная жалоба подается в отделение ФНС, проводившее аудит.

Подать ее можно 3 способами:

  • Прийти в налоговую и вручить лично.
  • Отправить по почте.
  • Направить через сайт ФНС в электронной форме (пункт «Обратиться в ФНС России»).

Подавая жалобу, налогоплательщики должны учитывать, вступило решение по проверке в силу или нет. Если решение еще не вступило в силу, то жалобу по нему можно подать в течение 1 месяца. Если вступило, на подачу жалобы дается 1 год.

Территориальное отделение налоговой получает жалобу и направляет ее вышестоящей инстанции вместе со всеми документами по данному делу. О решении по проверке налогоплательщика извещают письменно.

Практика показывает, что по итогам выездных налоговых проверок почти всегда осуществляются доначисления (в 97% случаях). При этом их сумма часто варьируется в районе 2 млн рублей.

Примечательно, что многие компании, даже выявляя существенные нарушения при проверке, не торопятся их оспаривать. Почему? Одни не хотят вступать в конфликт с налоговой, у вторых нет профессиональных юристов в штате, третьи боятся, что понесут очень большие расходы на привлечение квалифицированных специалистов к делу.

По итогам опроса, более 93% налогоплательщиков отметили, что в ходе аудита не фиксировали нарушения со стороны проверяющих, поскольку предпочитали не ссориться с ними. Такой подход, разумеется, неверен.

Советую так же почитать другую мою статью: «Предпроверочный анализ: как понять, что компании грозит выездная налоговая проверка», а так же посмотреть видео: «Как налоговики планируют, кого они будут проверять?»

Источник: https://nalog-blog.ru/vyezdnaya/vyezdnaya-nalogovaya-proverka-kogda-ee-ozhidat-i-mozhno-li-izbezhat/

Выездная налоговая проверка в 2018 году

Налоговые проверки: кто интересен ФНС в первую очередь?

Выездная налоговая проверка – эффективный способ наказать предпринимателя за ошибки в отчетности и взыскать недоплаченные в бюджет налоги. Но даже если вы уверены в качестве работы вашей бухгалтерии, к визиту налоговиков лучше подготовиться заранее. Какие документы будут инспектировать? Каковы ее сроки? Как с наименьшими потерями пройти проверку ФНС? Об этом читайте в нашей статье.

Что такое выездная проверка?

Выездная налоговая проверка проводится по адресу регистрации организации. Решение о начале ВНП подписывает начальник фискальной службы или сотрудник, его заменяющий. Без подписи этих специалистов ее проведение незаконно. Задача проверки – выявить неуплаченные суммы по налогам (ст.89 НК РФ).

Виды выездных проверок ФНС

На какие типы подразделяются выездные проверки ИФНС?

По способу проверки:

  • Выборочная – анализируются операции, подозрительные с точки зрения налоговиков, 
  • Сплошная – проверяется вся отчетность организации. 

По проверяемым объектам: 

  • Плательщики, 
  • Региональные филиалы или отделения компаний, 
  • Несколько отдельных налогоплательщиков или группа. 

По налогам: 

  • Тематические – анализируется документация по отдельным видам платежей, 
  • Комплексные – собираются текущие и отчетные документы по всем платежам в бюджет.

По типу проверки: плановая (руководство фирмы предупредят о визите заранее), внеплановая (о визите предупредят не всегда).

Опасаетесь, все ли в порядке с бухгалтерской документацией, не допустил ли ваш бухгалтер ошибок? Обратите внимание на новый сервис бухгалтерского аутсорсинга Эксперты подхватят ваш учет и отчетность на любой стадии, предварительно проведя аудит.

Учет будут вести квалифицированные бухгалтеры, финансовая ответственность которых застрахована. Это значит, что в случае ошибки штрафы будете платить не вы, а аутсорсер. Здесь можно посмотреть стоимость обслуживания для вашей компании.

Оптимизация налогов, кадровый учет и юридическое сопровождение – бесплатно. 

Сроки выездных проверок

Анализ документации предприятия должен длиться не более двух месяцев. При этом общий срок на все проверочные мероприятия составляет от 4 до 6 месяцев (пункт 6 ст. 89 НК РФ). Работа инспекторов может быть приостановлена по их инициативе или по требованию проверяемой компании на полгода, в порядке исключения – на 9 месяцев (пункт 9 ст. 89 НК РФ).

Для анализа уплаченной суммы отчислений в бюджет филиалами и отделениями компании или предприятия фискальным органам дается месяц (пункт 7 ст. 89 НК РФ).

Основания для выездной налоговой проверки

Есть несколько основных признаков, на основании которых компании и ИП попадают под пристальный контроль налоговых органов:

1. Необоснованно заниженная налоговая нагрузка. Это можно узнать, сравнив соотношение сумм уплаченных налогов с выручки с данными Росстата. Если сумма окажется ниже среднего по отрасли или виду деятельности, то можно ожидать визита проверяющих. Рассчитайте налоговую нагрузку с помощью калькулятора.

Расчетчик налоговой нагрузки: определите риск проверки

Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы!

Примечание к расчетчику: среднеотраслевые показатели за 2018 год еще не утверждены, при расчете используются данные 2017 года. 

2. Работа себе в убыток. Если больше двух лет предприятие показывает убытки, то встречи с инспекторами не избежать. 

3. Доля вычетов по НДС подозрительно большая. Проверяющие обязательно обратят на вас внимание, если доля вычетов по налогу на добавленную стоимость будет равна или превысит 89% за год.

4. Расходы растут быстрее, чем доходы. ИФНС заинтересуется предприятием, в котором рост расходной части превышает рост доходной части.

5. Размер зарплат ниже, чем в среднем по отрасли. По данным Росстата, ФНС и официальных сайтов ведомств фискальные службы могут сделать вывод о низком среднемесячном уровне зарплат в компании.

6. Предельные показатели при использовании спецрежимов налогообложения. Не стоит надеяться на особые послабления, если в течение года показатели работы организации будут находиться в зоне пограничных значений. Если будут расхождения на 5 % с пограничными показателями, то вас навестят соответствующие органы.

7. Уровень расходов и доходов на одном уровне. Этот показатель должен волновать только индивидуальных предпринимателей. Если в течение года доходы и расходы равны, инспектора обратят на это внимание.

8. Участие в серии перепродаж. Проведение подряд нескольких операций по перепродаже при отсутствии явной экономической целесообразности вызовет подозрения у проверяющих органов.

9. Отсутствие реакции на запросы ФНС. Не стоит игнорировать запросы налоговиков, если не хотите встретить гостей в своем офисе.

10. Повторение процедуры снятия и постановки на учет. Инспекторы фискальных служб нанесут вам визит, если со дня открытия компании эти процедуры повторялись хотя бы дважды.

11. Заниженный размер рентабельности. Если значение рентабельности будет выше или ниже среднего показателя по рынку, то внимание к вашей фирме обеспечено.

12. Деятельность с повышенными рисками. Проверку можно ждать, если компания будет замечена в сотрудничестве с фирмами-однодневками или если отсутствуют полные данные о партнерах, с которыми она работает.

Ограничения для проверки

Максимальная периодичность проверок предприятия – два раза в год (пункт 5 ст. 89 НК РФ). Налоговикам нужно добиться существенных доначислений в бюджет. Для этого, они, как правило, проверяют организацию или предприятие за продолжительный период деятельности.

Существуют следующие ограничения для проведения выездных налоговых проверок:

  1. По месту пребывания проверяющих. Анализ отчетной документации проходит по месту дислокации предприятия. Если нет возможности, то в офисе инспекции.
  2. По числу проверок. По одним и тем же налогам нельзя проводить более 2 проверок за год, если проверяется один и тот же налоговый период. Для того, чтобы нарушить это правило необходимо особое постановление о дополнительной ВНП.
  3. По периоду проверок. ИФНС может взять на рассмотрение период, равный 3 годам, предшествующим году, когда было вынесено решение о начале проверки. По проверкам филиалов или представительств ИФНС не может проводить ВНП отделений по одним и тем же налогам и за один и тот же период более 2 раз в год. Если целиком фирму дважды проверяли вместе с филиалами и отделениями, то делать еще одну фискальные службы не вправе.
  4. По времени проверки. Длительность проверки в обычном случае не превышает двух месяцев, но в исключительных случаях законодательство позволяет продлять срок до полугода.
  5. По ценам. Налоговики не вправе проверять соответствие цен в сделках рыночному уровню.

1. Назначение и извещение организации

Для начала проверки необходимо решение о ее проведении, подписанное начальником инспекции ФНС или его заместителем. В этом документе указывается срок проверки, имена и должности проверяющих; налоги и сборы, которые подлежат инспектированию. При отсутствии правильно оформленного решения инспекторы не вправе приступать к работе.

Проинформировать о грядущей выездной проверке могут лично, вручив извещение об этом, отправив документы Почтой России (заказным письмом) или письмом на электронный ящик. Получив уведомление, необходимо явится в ИФНС за решением, с которым нужно ознакомиться и подписать.

2. Проведение проверки

Инспекторы проверяют: точность налогового учета, наличие предусмотренной законом документации по уплате налогов, правильность и своевременность сдачи отчетности. Сотрудники налоговой устанавливают, верно ли выбран режим налогообложения, а также есть ли нарушения Налогового кодекса РФ в части соблюдения правил по исчислению и уплате налогов и сборов. 

Для этого потребуется предоставить следующие документы:

  • Пояснения и налоговую документацию, 
  • Бумаги, подтверждающие сотрудничество с другими компаниями и сторонними лицами.

Составление акта по результатам инспекции

По окончании работы дают справку с указанием проверенных объектов и количеством времени, затраченного на инспекцию. Справка остается на предприятии. Ее должны подписать все проверяющие. Акт по фискальной проверке должен быть составлен в течение двух месяцев после заполнения справки, в некоторых случаях дается три месяца.

Требования к акту:

  1. Заполняется только на бумаге,
  2. Страницы должны быть пронумерованы, 
  3. Текст акта составлен на русском языке,
  4. Должен содержать все подтвержденные документами нарушения с пояснениями и выводами, 
  5. Должен включать в себя вводную, описательную и итоговую части.

Акт подписывается проверяющими и представителем предприятия, вручается в течение пяти рабочих дней.

Типовые нарушения, выявляемые при проверке

№ п/пПо налогу на прибыльПо НДС
1Уменьшение налоговой базы за счет увеличения расходовНеполное отражение размеров выручки;
2Занижение выручки за счет отпускной стоимостиОтсутствие начисления налога при передачах в РФ товаров, услуг для собственных нужд и учет суммы налога в расходной части, которая не принимается к вычету при начислении налога на прибыль
3Списание кредиторской задолженности в расходную часть при расчете прибылиВыполнение для собственных нужд строительных работ, которые не учтены в сумме налогооблагаемой базы
4В доходе не учтены проценты по займамНе учтенное в налогооблагаемой базе имущество, подаренное или переданное на безвозмездной основе другой компании
5Ошибки при учете расходовНеправильный расчет НДС
6Необоснованные расходы, внесенные в статью затратНеправомерное использование права на освобождение от уплаты платежей в бюджет;
7Внесение в статью затрат на оплату труда расходов, не относящихся к основной деятельности предприятияОшибочное совмещение в учете хозяйственных операций, подпадающих под налог и освобожденных от него
8Внесение в учетные данные объектов основных средств, не используемых в процессе производства или оказания услугВключение в фискальную базу сумм полной или частичной оплаты в счет будущих поставок товаров
9Учет в статье расходов затрат на ремонт и содержание объектов недвижимости, которые не стоят на балансе организацииНеправильное применение 10 % ставки НДС
10Неправильный учет амортизационных отчислений по ОС, который приводит к неправомерному увеличению статей расходовТакже возможны нарушения по вычетам по акцизам, учету по УСН, ЕНВД, начислению налога на имущество предприятий, исчислению; транспортного и земельного налога, а также неверное удержание НДФЛ
11Ускоренное начисление амортизации ОС

Нужна помощь с учетом и отчетностью?

Также возможны нарушения по вычетам по акцизам, учету по УСН, ЕНВД, начислению налога на имущество предприятий, исчислению транспортного и земельного налога, а также неверное удержание НДФЛ.

Как узнать, будет ли налоговая проводить проверку?

По закону инспекция не обязана информировать предприятие о предстоящей проверке. Но обычно такое предупреждения направляется. Инспекторы могут позвонить главбуху или директору предприятия или известить об этом электронным письмом. Вы не найдете нигде плана конкретной выездной проверки – это конфиденциальная информация. Общий план проверок меняется в течение года. 

Как вести себя во время визита представителей фискальной службы?

Первое, что нужно сделать руководству – проинструктировать сотрудников, как себя вести в присутствии проверяющих. Подготовить комнату для налоговиков, сократить до минимума контакты сотрудников с инспекторами и убрать из помещения все документы, не относящиеся к проверке. Оставьте для контактов одного сотрудника. Наиболее предпочтительной кандидатурой является главный бухгалтер.

Кроме того, необходимо проверить наличие всех документов, подписей и оригиналов, привести в порядок учет и заранее научиться сохранять документацию по годам в хронологическом порядке, а не по контрагентам. Убрать все пометки с документов.

Обжалование результатов проверки

Акт получен, но вы не согласны с его результатами? Можно обжаловать. На дается месяц, в течение которого возможно подать апелляцию в вышестоящий налоговый орган через инспекцию, которая проводила проверку. К апелляции приложите документы, аргументирующие вашу позицию. Претензии будут рассмотрены в течение 10 дней. Срок можно продлить, но не больше, чем на месяц.

При разборе претензии вы имеете право присутствовать лично. Если не получится доказать свою правоту в вышестоящей инспекции, обращайтесь в суд. На обжалование решения по итогам выездной проверки, которое вступило в силу, дается год. Избежать проверки невозможно, но при соблюдении определенных условий вы можете минимизировать риски попасть под штрафные санкции.

Не забывайте о возможности больше времени уделять бизнесу, передав часть рутинных функций на аутсорс.

Задайте вопрос эксперту:

Задать вопрос

Источник: https://www.business.ru/article/992-vyezdnaya-nalogovaya-proverka-v-2018-godu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.