+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Налоговые проверки: что изменилось со 2 сентября 2010 года

Содержание

Изменения в налоговых проверках

Налоговые проверки: что изменилось со 2 сентября 2010 года

15.08.2021

Шестакова Е.В. Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», кандидат юридических наук

Cпециально для компании «Такском»

Налоговая проверка как камеральная, так и выездная всегда доставляют много хлопот налогоплательщику. Необходимо представлять дополнительные документы По результатам налоговой проверки могут быть назначены допмероприятия.

И часто налогоплательщику приходится обжаловать действия ИФНС в вышестоящем налоговом органе или суде. Недавно в порядок проведения налоговых проверок были внесены поправки (Федеральный закон от 01.05.2021 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»).

О том, какие конкретно поправки внесены, мы поговорим в данном материале.

Изменение №1: представление документов по результатам камеральной проверки

Уточнен порядок представления документов, которые истребует ИФНС. Документы могут быть представлены:

  • по почте заказным письмом;
  • лично или через представителя;
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

Конечно, в электронном виде представить документы проще, поскольку это экономит время.
Представление документов, составленных в электронной форме, производится по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти.

Если документ у компании имеется в бумажном виде, то его также можно представить и в виде электронного документа в электронной форме (Федеральный закон от 01.05.

2021 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»), и в виде электронного образа (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов).

Обратите внимание! В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Если налогоплательщик все-таки решил представить документы на бумажном носителе, то:

  • документы представляются в виде заверенных копий;
  • не допускается нотариальное заверение, если это не предусмотрено законодательством;
  • листы документов должны быть пронумерованы
  • листы документов должны быть прошиты.

Изменение №2: уточнение порядка рассмотрения возражений на акт налоговой проверки и назначения дополнительных мероприятий контроля

Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам в течение 10 дней выносится решение. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Напомним, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  • при проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;

  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Также налоговый орган может принять решение о проведении дополнительных мероприятий.

В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

Изменение №3: уточнение в порядок подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган

Очень важным изменением в обжаловании решений ИФНС является изменение, связанное с введением обязательного досудебного порядка обжалования действий (бездействия), а также ненормативных актов налоговых органов (за исключением актов, принятых ФНС России, и актов, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб и апелляционных жалоб).

Для кого-то из налогоплательщиков досудебный порядок позволяет быстрее решить спор с налоговым органом и указать на конкретные ошибки ИФНС, а для кого-то затягивает решение вопроса, поскольку налогоплательщик не может своевременно вернуть переплату, возместить НДС. Такой порядок был введен с 1 января 2014 года и практически не менялся.

Но в 2021 году в него внесены некоторые корректировки. Также как и ранее вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

В случае наличия противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу, привлекая лицо, подавшее жалобу.

Изменение №4: уточнение порядка налогового мониторинга как отдельного вида налогового контроля

4 ноября 2014 года был принят Федеральный закон № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», который ввел в действующее налоговое законодательство новое понятие «налоговый мониторинг».
Напомним, что налоговый мониторинг могут применять организации, у которых:

  • совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

При введении налогового мониторинга выездные налоговые проверки не проводятся. Основные изменения, касающиеся проведения налогового мониторинга, связаны с подачей заявления на проведение мониторинга.

  В ходе проведения налогового мониторинга организация вправе представить заявление о проведении налогового мониторинга за следующий период не позднее 1 сентября последнего периода проведения налогового мониторинга, в отношении которого налоговым органом может быть принято решение. Запрос о предоставлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

В запросе необходимо указать:

  • описание деловой цели, основных условий, в том числе прав и обязанностей сторон, сроков и условий осуществления платежей по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;
  • информацию о деятельности контрагентов, иных лиц и выполняемых ими функциях по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются;
  • позицию организации по вопросам порядка исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов и сборов в отношении совершенной или планируемой сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации.

Обратите внимание! Мотивированное мнение является обязательным для исполнения налоговыми органами и организацией в ходе проведения налогового мониторинга, за исключением случаев, если указанное мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, представленной организацией.

Возникает вопрос об обязательности исполнения мнения налогового органа.

Организация выполняет мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах) (уточненных налоговых декларациях (расчетах) или иным способом.

Таким образом, учет мотивированного мнения обязателен.

В заключение необходимо отметить, что порядок налоговых проверок не претерпел существенных изменений.

Но к основным поправкам, на которые нужно обратить внимание, относятся поправки в порядок представления документов в налоговый орган в электронном виде, а также подписания данных документов, порядок назначения мероприятий дополнительного контроля, а также отстаивания интересов в вышестоящем налоговом органе.

Предоставлять отчетность через Интернет в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат легко и удобно с помощью продуктов компании «Такском». Выберите свой способ сдачи отчетности.

Изменения в налоговых проверках

Источник: https://taxcom.ru/about/news/review_changes/

Изменения Налогового кодекса РФ с 3 сентября 2021 года

Налоговые проверки: что изменилось со 2 сентября 2010 года

С 3 сентября 2021 года изменилась редакция Налогового кодекса РФ.

Законодатели ввели государственную пошлину за предоставление лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности, а также за ее переоформление и выдачу дубликата.

Кроме того, с 3 до 2 месяцев сокращается срок проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС и уточняется порядок проведения мероприятий налогового контроля.

Редакцию первой и второй частей Налогового кодекса РФ с 3 сентября 2021 года изменили сразу два новых закона:

В НК РФ появился новый вид государственной пошлины. Так же сокращен срок проведения камеральной проверки налоговых деклараций по НДС и либерализиван порядок проведения налоговых проверок и других контрольных мероприятий органами ФНС России. кроме того, уточнены условия создания консолидированной группы налогоплательщиков.

Направление информации

По нормам новой редакции статьи 16 НК РФ информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, а также об изменении и прекращении действия региональных и местных налогов органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны направить в территориальные органы Федеральной налоговой службы России и в финансовые органы соответствующих субъектов РФ. Сделать это они могут в электронной форме. Форма, формат и порядок направления указанной информации в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть ФНС России.

Региональные инвестиционные проекты

В соответствии с новой редакцией статьи 25.8 НК РФ «Общие положения о региональных инвестиционных проектах» Республика Хакасия исключена из числа регионов, которые имеют право осуществлять производство товаров в результате реализации такого инвестиционного проекта.

Новый порядок проведения мероприятий налогового контроля

Статьей 89 НК РФ определено, что теперь предметом повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

Нормами новой редакции статьи 90 НК РФ введена обязанность для налоговых органов вручать свидетелю копии протокола его допроса. Сделать это необходимо лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

Нормами статьи 101 НК РФ установлено, что налоговые органы теперь обязаны ознакомить лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля до их рассмотрения. Также статья добавлено новым пунктом 6.1 следующего содержания:

Начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса в случае, если НК РФ предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.

При этом дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение 15 дней со дня окончания таких мероприятий. Оно должно быть вручено налогоплательщику в течение 5 дней с даты этого дополнения под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

По нормам новой редакции статьи 93.1 НК РФ, с 5 до 10 рабочих дней увеличивается срок представления документов и информации по конкретной сделке при получении требования от налогового органа.

Новый срок проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС

По нормам статьи 88 НК РФ:

Камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ, налоговой декларации по НДС.

До сих пор срок камеральных проверок деклараций по НДС составлял 3 месяца, теперь же увеличение указанного срока до 3 месяцев возможно только в случае установления фактов, указывающих на наличие нарушений.

Также уточняется порядок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и представления возражений по результатам их проведения.

Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков

По нормам статьи 25.2 НК РФ установлено, что:

Если на момент представления в налоговый орган договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков срок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату еще не наступил, то определение размера чистых активов или уставного (складочного) капитала производится на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на предшествующую отчетную дату.

Также в силу новой редакции статьи 25.

5 НК РФ в права и обязанности ответственного участника и других участников консолидированной группы налогоплательщиков, в том числе, входит предоставление в налоговый орган по месту своего учета информации о прогнозируемых поступлениях от консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации в текущем финансовом году, на очередной финансовый год и плановый период, а также информации о факторах, оказывающих влияние на планируемые поступления налога на прибыль организаций. Данная информация должна быть представлена по требованию органа ФНС в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения соответствующего требования.

Государственная пошлина

Новой редакцией статьи 333.33 НК РФ введен новый вид государственной пошлины за выдачу свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья в размере 3 500 рублей. Также пунктом 137 данной статьи предусмотрено, что государственная пошлина за следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием энергосбытовой деятельности, составляет:

  • предоставление лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности — 50 000 рублей;
  • переоформление лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности — 5 000 рублей;
  • предоставление (выдача) дубликата лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности — 5 000 рублей.

Контролируемые сделки

Изменилась редакции статьи 105.14 НК РФ «Контролируемые сделки».

Теперь сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 статьи 105.14 НК РФ) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе:

  1. стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 – 4 статьи 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка;
  2. одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций.

При этом Сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей, а не 100 миллионов рублей, как было ранее.

Источник: http://ppt.ru/news/142418

Налоговые проверки в 2021 году: список организаций, график проведения

Налоговые проверки: что изменилось со 2 сентября 2010 года

Налоговые проверки 2021: правила проведения контрольных мероприятий значительно изменились.

Например, был сокращен срок камералки по НДС, уточнен порядок представление документов налоговой, появилось новое приложение к акту налоговой проверки, изменились критерии по отбору кандидатов на проверку и многое многое другое.

В этой статье мы расскажем как должны проходить проверки в 2021 году и дадим инструкции, которые помогут их пройти в 2021 году без проблем.

Читайте в статье:

Налоговики проводят контрольные мероприятия в двух основных формах.

  1. Камеральные проверки налоговой отчетности.
  2. Выездной контроль.

Отбирают на проверку не все организации. Только те из них, которые соответствуют определенным критериям. Например, у них высокая доля вычетов по налогу на добавленную стоимость или очень маленькая налоговая нагрузка. Вот полный перечень критериев по которым происходит отбор:

Федеральная налоговая служба регулярно утверждает перечень организаций, которые попадают под налоговую проверку. Этот перечень устанавливают на каждый год. Вот список оргганизаций попавших в график налоговых проверок 2021:

По результатам проверки организацию или ее руководителя (других должностных лиц, например, бухгалтера) могут привлечь к административной или налоговой ответственности. Все санкции, которые применяют налоговики мы собрали в специальном справочнике, который вы можете скачать.

Получать от ФНС требования и отвечать на них вы можете в программе “БухСофт”. Она контролирует всю переписку с налоговиками. Программа сообщить вам о получении из налоговой инспекции требования и поможет на него ответить. Попробуйте вести электронную переписку с инспекцией в программе БухСофт.

Камеральная налоговая проверка 2021

Камеральные контрольные мероприятия начинаются, если налогоплательщик направил в инспекцию:

  • «прибыльную» декларацию или расчет «прибыльных» авансовых платежей;
  • НДС-декларацию;
  • отчетность по налогу на имущество, транспортному, земельному налогам;
  • иному налогу;
  • расчета по обязательным страховым взносам;
  • упрощенную единую налоговую декларацию;
  • «уточненку».

В зависимости от серьезности камерального контроля налоговый орган может ограничиться проверкой контрольных соотношений или же провести углубленный контроль – например, запросить документы о вычетах и льготах.

Выездная налоговая проверка 2021

Под плановый выездной контроль подпадают фирмы и предприниматели в зависимости от присвоенной им степени риска. При включении налогоплательщиков в проверочный план налоговики анализируют:

  • начисленные и уплаченные налоговые суммы;
  • динамику налоговых отчислений;
  • динамику показателей бухгалтерской и налоговой отчетности за разные периоды;
  • соотношение показателей бухгалтерской и налоговой отчетности со средними по аналогичным фирмам и предпринимателям;
  • факторы, воздействующие на налоговую базу.

Налоговые проверки 2021: изменения

С 3 сентября прошлого года сокращен срок камерального налогового контроля деклараций по НДС, уточнено представление документов в налоговую инспекцию, появился новый документ – дополнение к акту налоговой проверки. Все изменения будут действовать и в 2021 году. Читайте об этих новшествах в таблице 1.

Таблица 1. Налоговые проверки в 2021 году

№ п/пЧто новогоСталоБыло
Норма НК РФЧто теперь сказано
1.Установлен сокращенный срок для камерального контроля декларации по НДСп. 2 ст. 88Проверка займет:

  • 2 месяца – по декларациям российских фирм;
  • 6 месяцев – по декларациям иностранных фирм, оказывающих электронные услуги через Интернет, и крайних посредников по таким услугам

Заполнить декларацию по НДС онлайн

2.Снято ограничение по периоду повторного выездного контроля при подаче «уточненки» на уменьшение налогаподп. 2 п. 9 ст. 89Теперь разрешено контролировать правильность расчета налога без ограничения периода проверкиБыло разрешено контролировать только тот период, за который подана «уточненка»
3.Уточнено оформление участия свидетеля в налоговом контролеп. 6 ст. 90Свидетелю выдается под расписку копия протокола с его показаниями. При отказе получить копию запись об этом делается в протоколе
4.Уточнены права налогоплательщиков не подавать документы повторноп. 5 ст. 93Теперь инспекция не ограничена в повторном требовании документов. Однако можно не подавать повторно любые документы, если сообщить в инспекцию:

  • что эти бумаги уже подавались;
  • реквизиты документов;
  • название инспекции, в которую подавались документы
  • Скачать бланк уведомления.
  • Скачать заполненное уведомление
Можно инспекция не могла требовать повторно документы, которые:

  • уже подавались в рамках камерального или выездного контроля;
  • подавались в виде копий в рамках налогового мониторинга
5.Установлен отдельный срок для предоставления в инспекцию документов (информации) вне проверокп. 5 ст. 93.1Получив требование от инспекции предоставить документы (информацию) в период, когда налогоплательщика не проверяют, он должен:

  • или подать сведения в течение 10 дней со дня получения требования;
  • или в тот же срок сообщить, что у него нет требуемых сведений
6.Появилось дополнение к акту проверкип. 6.1 ст. 101Дополнение к акту составляется по результатам дополнительных контрольных мероприятий. В дополнении к акту инспекция:

  • перечисляет мероприятия дополнительного контроля;
  • приводит дополнительные доказательства наличия или отсутствия налоговых нарушений;
  • формулирует выводы;
  • дает предложения по устранению налоговых нарушений;
  • приводит ссылки на статьи НК РФ о санкциях
  • Скачать бланк акта налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка 2021: декларации по НДС

С 3 сентября прошлого года вступили в силу изменения в пункт 2 статьи 88 НК РФ о сроке камералок по НДС-декларациям. Они действуют в 2021 году. Теперь камеральная проверка занимает:

  • 2 месяца – по НДС-декларациям российских фирм;
  • 6 месяцев – по НДС-декларациям иностранных фирм, оказывающих на территории России электронные услуги через Интернет, и крайних посредников по таким электронным услугам. Речь идет о «налоге на Google», то есть об НДС, который платит иностранный бизнес, если покупателем электронной интернет-услуги является российское физлицо.

В двухмесячный срок инспекторы проверят:

  1. Декларацию по НДС российской фирмы или ИП.
  2. Поданные вместе с ней бумаги.
  3. Имеющиеся у налоговиков документы по фирме или предпринимателю, подавшим НДС-декларацию.

Руководитель инспекции уполномочен продлить проверку на три месяца, если до завершения двухмесячного срока у проверяющих появятся подозрения о налоговых нарушениях.

Повторное представление документов – по новым правилам

Инспекция в процессе любой проверки или дополнительного контроля может требовать документы, которые фирма или предприниматель уже подавали в ходе одной из прошлых проверок. Речь идет о двух видах бумаг:

  1. Поданные в прошлый раз в подлинниках и поэтому возвращенные инспекцией после прошлой проверки.
  2. Поданные ранее, но в связи с форс-мажором утраченные налоговиками.

В остальных случаях до 3 сентября прошлого года инспекция не могла требовать повторно документы, которые:

  • уже подавались в рамках камерального или выездного контроля;
  • подавались в виде копий в рамках налогового мониторинга.

С 3 сентября прошлого года вступили в силу изменения в пункт 5 статьи 93 НК РФ, в соответствии с которыми уточнены права налогоплательщиков не подавать документы повторно. Минус в том, что теперь инспекция не ограничена в повторном требовании документов. Однако есть и плюс: можно будет не подавать повторно любые документы, если сообщить в инспекцию:

  1. Что эти бумаги уже подавались.
  2. Реквизиты «повторных» документов.
  3. Название инспекции, в которую в прошлый раз подавались документы.

Установлены и правила такого сообщения. Уведомить инспекцию придется не позднее дня, следующего после даты получения требования налоговиков на подачу «повторных» бумаг. Направить сообщение можно:

  • в бумажной форме – в канцелярию инспекции;
  • в электронной форме – по ТКС или с помощью личного кабинета на сайте ФНС.

Налогоплательщики, которые не должны сдавать электронные декларацию, могут отправить уведомление в инспекцию почтой – заказным письмом.

Акт налоговой проверки: дополнение

Если руководитель инспекции не может вынести решение по проверке из-за неполноты полученной информации, он может выдвинуть требования и назначить действия, перечисленные в таблице 2.

Таблица 2. Налоговые проверки 2021

Требования налоговиковДействия налоговиков
Предоставить дополнительные разъясненияРазрешено привлекать специалистов, свидетелей и экспертов
Предоставить недостающие сведенияРазрешены дополнительные контрольные мероприятия в форме:

  • экспертиз,
  • допросов свидетелей,
  • истребования документов о проверяемой фирмы или предпринимателя либо у их контрагентов по сделкам

До 3 сентября прошлого года налогоплательщики могли в течение 10 дней после завершения дополнительных контрольных мероприятий подать письменно свои возражения по этим мероприятиям.

Однако с 3 сентября вступили в силу изменения в пункт 6.

1 статьи 101 НК РФ, которые действуют и в 2021 году, в соответствии с которыми появился новый документ, подводящий итоги дополнительных контрольных мероприятий – дополнение к акту проверки.

В дополнении к акту налоговой проверки инспекциям разрешено:

  1. Перечислить проведенные мероприятия дополнительного контроля.
  2. Привести дополнительные доказательства наличия или отсутствия налоговых нарушений.
  3. Сформулировать выводы.
  4. Выдать налогоплательщику предложения по устранению налоговых нарушений.
  5. Привести ссылки на статьи НК РФ о санкциях, если решение о них принято.

Акт подписывает инспектор, проводивший дополнительные контрольные мероприятия. Сроки действий после их завершения приведены в таблице 3. О них сказано в новом пункте 6.2 статьи 101 НК РФ.

Таблица 3. Дополнение к акту налоговой проверки

№ п/пДействие инспекцииДействие налогоплательщикаСрок
1.Составляет дополнение к акту проверки15 дней после завершения дополнительных контрольных мероприятий
2.Вручает дополнение к акту проверяемой фирме или предпринимателюПодтверждает получение распиской или иным способомПять дней после оформления дополнения к акту проверки
3.Подает письменные возражения в инспекцию по дополнительным контрольным мероприятиям15 дней с даты получения дополнения к акту налоговой проверки

Об уклонении от получения дополнения к акту налоговики:

  • делают в нем соответствующую запись;
  • отправляют дополнение к акту почтой – заказным письмом – по местонахождению фирмы или месту прописки физлица.

В этом случае дополнение считается полученным налогоплательщиком через шесть дней.

Источник: https://www.BuhSoft.ru/article/1365-nalogovye-proverki

Как изменятся налоговые проверки

Налоговые проверки: что изменилось со 2 сентября 2010 года

Сразу отметим: если проверка началась до 2 сентября, то она будет завершена по действующим сейчас нормам. По ним же будут оформлены результаты ревизии и, в случае необходимости, приняты меры по взысканию задолженности. Новые положения будут применяться к проверкам, которые начнутся после 2 сентября.

Итак, рассмотрим основные изменения, внесенные в главу 14 «Налоговый контроль» НК РФ.

Проверяемый период

Начнем с поправки, которая касается подачи «уточненки» и трехлетнего срока, ограничивающего выездную проверку. Новшество позволит налоговикам при подаче компанией «уточненки» с суммой налога к уменьшению проверять период, за который она представлена, даже в случае истечения трехлетнего срока.

Напомним, что по общему правилу выездная налоговая проверка ограничена тремя календарными годами, предшествующими году, в котором вынесено решение о ее назначении (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Теперь данное правило содержит исключение.

Если налогоплательщик представил «уточненку», то налоговики в рамках выездной проверки могут изучить период, за который уточнена сумма налога, даже если этот период закончился больше трех лет назад.

Однако к таким последствиям может привести не любая «уточненка». Другая норма статьи 89 НК РФ позволяет налоговикам повторно проверить плательщика в случае представления уточненной декларации только если в «уточненке» указана сумма налога менее ранее заявленной (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Комментируемый закон оставил в силе это положение. Сопоставив обе нормы можно сделать следующий вывод: новая поправка касается повторных выездных проверок, назначенных в случае подачи «уточненки» с суммой налога к уменьшению.

Но если раньше такая проверка могла охватывать только периоды в пределах трехлетнего срока, то теперь данное ограничение снято. Именно таким образом трактуют новую поправку в ФНС России. Об этом редакции «Бухгалтерии Онлайн» сообщил Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса из ФНС России.

Кстати, по его словам, проверка за пределами трехлетнего срока будет проводиться только в отношении налогов, по которым представлена корректирующая отчетность.

Обратите внимание: разрешив проверять периоды, истекшие больше трех лет назад, законодатель не внес изменений в статью 113 НК РФ, которая посвящена сроку давности привлечения к ответственности. Напомним, что он составляет три года.

Поэтому, если в ходе проверки, охватывающей период за пределами трехлетнего срока, контролеры найдут нарушение, они не смогут выписать штрафные санкции.

Однако, как отметил Сергей Тараканов, не исключено, что помимо суммы недоимки налогоплательщику будут доначислены пени.

Истребование документов во время проверки

Как известно, в рамках налоговой проверки инспекторы вправе запросить необходимые им документы как у самого плательщика, так и у третьих лиц (ст. 93, 93.1 НК РФ). Но поскольку процедура истребования документов была прописана не достаточно четко, на практике по этому поводу возникали многочисленные споры.

Так, норма пункта 1 статьи 93 НК РФ гласила, что требование о представлении документов должно быть вручено налогоплательщику или его представителю.

Однако каким именно способом налоговики должны переслать требование (лично, по почте или еще как-то) и, соответственно, какая дата будет считаться днем его получения, не указывалось.

А ведь от даты получения требования отсчитывается срок на представление запрошенных документов, пропуск которого чреват для плательщика штрафами (п. 3 ст. 93, п. 5 ст. 93.1, ст. 126, 129.1 НК РФ).

Согласно новой редакции пункта 1 статьи 93 НК РФ инспектор вправе передать требование о представлении документов тремя способами.

Так, требование может быть вручено руководителю компании или его представителю под расписку, либо направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи*.

Из буквального толкования новой нормы следует, что ни один из указанных способов не имеет приоритета над другим. То есть налоговики вправе сами решить, каким вариантом воспользоваться.

Если же приведенными способами доставить требование невозможно (вероятно, в конфликтной ситуации проверяющим придется это доказать), документ должны направить по почте заказным письмом. В этом случае требование считается полученным по истечении шести рабочих** дней с момента направления, независимо от того, когда плательщик фактически его увидел.

Таким образом, данная поправка выгодна налоговикам, ведь в случае направления требования по обычной почте им не придется доказывать, что плательщик его получил (в настоящее время суды признают штрафы по статье 126 НК РФ неправомерными, если у налоговиков нет таких доказательств). К тому же законодатель оставил инспекторам лазейку, не уточнив, по какому именно адресу (юридическому или фактическому) нужно направлять требование.

В такой ситуации в более выгодном положении оказываются компании, которые имеют возможность получать от налоговиков документы в электронном виде. Тем более что авторы поправок разрешили плательщикам присылать истребованные документы также в электронном виде.

Правда, речь идет только о документах, составленных по установленным форматам (новая редакция п. 2 ст. 93 НК РФ). Например, благодаря поправкам, внесенным в статью 169 НК РФ, в электронном виде можно будет передавать налоговикам счета-фактуры.

 Документы, не имеющие установленных форматов, как и прежде, можно принести лично в инспекцию или направить заказным письмом. Бумажные документы представляются в виде заверенных копий.

Заканчивая разговор о поправках, касающихся истребования документов, отметим два важных дополнения.

Во-первых, указанный выше порядок направления требования будет действовать и в том случае, если документы запрашиваются у контрагентов на основании статьи 93.1 НК РФ.

Во-вторых, после 1 января 2011 года запрет на повторное истребование документов будет распространяться и на встречные проверки (п. 5 ст. 93 и п. 5 ст. 93.1 НК РФ в новой редакции).

Информирование налогоплательщика о выявленных нарушениях

Вкратце напомним действующую процедуру вынесения решения по проверке. Окончание ревизии оформляется справкой, на основании которой составляется акт проверки. В нем должны быть указаны все выявленные контролерами нарушения.

Этот документ направляется налогоплательщику, который вправе представить свои возражения. Руководитель инспекции (его заместитель) рассматривает акт и иные материалы проверки, а также возражения компании и выносит окончательное решение о привлечении плательщика к ответственности или об отказе в этом.

При рассмотрении материалов проверки может присутствовать представитель компании (п. 3, 5, 6 ст. 100, п. 1, 2 ст. 100.1 НК РФ).

Как видно из описанной процедуры, налогоплательщик впервые узнает о документах, подтверждающих факты нарушений, только на этапе, когда принимается окончательное решение по итогам ревизии. А ознакомиться с этими документами зачастую удается лишь в суде.

Несколько раз компании пытались оспорить этот порядок и убедить судей в том, что ненаправление вместе с актом проверки документов, доказывающих, по мнению налоговиков, совершенные нарушения, ущемляет права плательщиков.

Однако почти всегда безрезультатно. Так, ВАС РФ признал, что Налоговый кодекс не обязывает инспекторов представлять налогоплательщику материалы проверки, в том числе в качестве приложения к акту проверки (решение от 09.04.

09 № ВАС-2199/09).

Комментируемый закон № 229-ФЗ содержит поправку, которая может изменить данную ситуацию. В статье 100 НК РФ появился пункт 3.1. Он обязывает инспекцию вместе с актом проверки направить плательщику документы, подтверждающие выявленные нарушения.

Заметим, что речь идет о документах, полученных от третьих лиц (бумаги, полученные от самого плательщика, обратно пересылаться не будут). При этом законодатель сделал оговорку: документы, содержащие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну или персональные данные физлиц, передаваться проверяемому плательщику не будут.

Налоговики вправе сами сделать из этих документов выписки и в таком виде представить информацию. Нельзя исключить, что контролеры будут трактовать это условие в свою пользу.

Знакомство с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля

Как уже было сказано выше, в действующей редакции Налогового кодекса предусмотрено, что до вынесения решения по проверке руководитель ИФНС рассматривает акт и иные материалы ревизии.

Если при этом выясняется, что какие-то вопросы требуют уточнения, могут быть проведены дополнительные мероприятия налогового контроля (экспертиза, допрос свидетелей, истребование документов) (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Долгое время налоговики считали, что не обязаны приглашать компанию на рассмотрение результатов дополнительных мероприятий, поскольку это не следует из положений Налогового кодекса.

Однако Президиум ВАС РФ признал такую практику неправомерной.

Ведь налогоплательщик должен иметь возможность представить свои возражения не только в отношении нарушений, выявленных в рамках проверки, но и по результатам дополнительных контрольных мероприятий (постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.09 № 391/09). Минфин России вынужден был согласиться с этим (письмо от 19.06.09 № 03-02-07/1-321).

Теперь же в пункте 2 статье 101 НК РФ прямо закреплено, что до вынесения решения по проверке налогоплательщик вправе ознакомиться со всеми материалами дела, в том числе с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля.

Вручение решения по проверке

Итоговое решение по проверке налоговики должны направить плательщику в течение пяти рабочих дней после его вынесения.

По истечении 10 рабочих дней с момента вручения документ вступает в силу, если только плательщик не успел подать апелляционную жалобу (п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

После этого начинается процедура исполнения решения (о том, как изменится эта процедура после 2 сентября, мы расскажем в следующем комментарии по поправкам в НК РФ).

В действующей редакции статьи 101 НК РФ уточняется, что копия решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения (п. 13 ст. 101 НК РФ).

Означает ли это, что налоговики могут направить копию решение по почте заказным письмом? Если да, то когда документ считается врученным? Неурегулированность этих вопросов порой приводила к спорам с проверяющими. Тем более, что Минфин России так и не выработал по данной проблеме однозначной позиции (см., например, письма от 15.04.

09 № 03-02-07/1-185, от 02.06.08 № 03-02-08-12).

Новая редакция пункта 9 статьи 101 НК РФ снимает указанные вопросы.

В ней сказано, что налоговики сначала должны попытаться вручить решение по проверке лично плательщику (его представителю), и только если этот способ применить невозможно, могут направить документ по почте заказным письмом. В случае отправки решения по почте будет считаться, что документ получен по истечении шести рабочих дней с даты отправки.

Заметим, что авторы поправок не предусмотрели возможность направить плательщику решение по итогам проверки (как, впрочем, и акт проверки) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Рассмотрение дел о нарушениях, обнаруженных не в ходе проверок

По правилам, действующим с 2007 года, три вида налоговых нарушений могут быть выявлены только в ходе проверок. Перечислим их: грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ); неуплата или неполная уплата налога (ст. 122 НК РФ); невыполнение обязанностей налогового агента (ст. 123 НК РФ).

Все остальные налоговые «проступки», не связанные с доначислением налогов, инспекторы могут обнаружить и без проведения налоговых ревизий плательщика. Речь идет о нарушении срока постановки на налоговый учет (ст.

116 НК РФ); несообщении об открытии или закрытии счета (ст. 118 НК РФ); непредставлении деклараций (ст. 119 НК РФ); непредставлении сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 126 НК РФ) и других нарушениях. Такие дела рассматриваются по статье 101.4 НК РФ.

Предусмотренный в этой норме порядок в целом похож на процедуру рассмотрения налоговых проверок (ст. 101 НК РФ), но есть и отличия. Прежде всего, эти отличия касаются сроков совершения налоговиками тех или иных действий.

Комментируемый закон уточнил положения статьи 101.4 НК РФ, установив ряд новых процессуальных сроков.

Во-первых, теперь сказано, что инспекторы должны составить акт о налоговом правонарушении в течение 10 рабочих дней с момента его обнаружения (новая редакция п. 1 ст. 101.4 НК РФ).

До сих пор этот срок не был закреплен законодательно. Минфин России высказался по этому поводу в письме от 22.01.09 № 03-02-08-7.

Тогда финансисты решили, что контролеры обязаны оформить акт не позднее одного рабочего дня с момента выявления нарушения.

Во-вторых, уточняется, что после получения акта у плательщика есть 10 рабочих дней на подготовку возражений. По окончании этого срока начинается отсчет 10 рабочих дней, в течение которых руководитель инспекции (его заместитель) должны рассмотреть акт с приложенными документами и принять решение о привлечении лица к ответственности или об отказе в этом (новая редакция п. 8 ст. 101.4 НК РФ).

В-третьих, теперь прописано, что требование об уплате пеней и штрафа направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу указанного выше решения (новая редакция п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Заметим, что в статье 101.

4 не установлен специальный срок, по истечении которого решение, вынесенное по итогам иных контрольных мероприятий (кроме налоговых проверок), вступает в силу. Поправки этот вопрос не урегулировали.

Таким образом, можно считать, что такое решение вступает в силу в момент принятия.

*На сайте ФНС России размещен проект Порядка обмена электронными документами между налоговиками и налогоплательщиками. Этот документ распространяется и на требовании е о представлении документов.

**Определенные в днях сроки исчисляются в рабочих днях, если в самой норме не сказано, что надо учитывать  календарные дни (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Например, сроки могут отсчитываться на следующий день после принятия документа (решения, требования и т д.), направления документа, получения документа.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2010/8/3677

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.