+7(499)495-49-41

Национальная платежная система

Содержание

Национальная платежная система МИР: условия, участники, преимущества

Национальная платежная система

С 2015 года в России функционирует национальная платежная система МИР (НПС «Мир»). Она была создана в годы нестабильной макроэкономической ситуации с целью устранить зависимость российских банков от геополитики, а также повышения доверия российских граждан к безналичным платежам. Как она работает? Каковы условия участия в ней?

Что такое национальная платежная система МИР?

Национальная платежная система МИР – это система платежей, которая работает с весны 2015 года на базе безналичных платежей по одноимённым картам, которые выступают аналогами международных карточекVisaи Mastercard, но работающих на территории России.

Благодаря НПС российские банки становятся способными выполнять любые операции по карточкам без учета геополитической ситуации. При этом по уровню безопасности карты МИР в полной мере удовлетворяют российским и международным стандартам.

Логотип системы был отобран в рамках творческого конкурса; тогда же были определены фирменные цвета системы – зеленый и голубой. Оператором МИР выступает АО «Национальная система платёжных карт» (НСПК), что является показателем ее надежности.

Еще на момент создания была определена зона охвата системы:

  • Вся территория России на базе стандартных пластиковых карт.
  • Зарубежные рынки за счет кобейджинговых карт Мир-Maestro, Мир-JCB и Мир-AmEx, эмиссия которых уже началась.

Роль НПС «Мир» в российской экономике выражается в задачах, решаемых системой:

  1. Осуществление денежных переводов на основе национальных платежных инструментов.
  2. Рост популярности безналичных платежей среди российских граждан.
  3. Формирование национального платежного пространства, которое будет функционировать независимо от обстановки на мировом рынке и отношений между странами.
  4. Выпуск карт МИР, которые играют роль национального платежного инструмента, а также постепенно продвигаются на международный рынок.

Принцип работы системы и ее отражение в законодательстве РФ

Платежная система «Мир» работает на базе дебетовых и кредитных карт, в том числе с возможностью овердрафта. В основу карточек закладываются чипы отечественного и зарубежного производства, которые удовлетворяют международным требованиям безопасности.

Российское законодательство точно определяет роль НПС «Мир»: формирование стабильной, эффективной и доступной системы перевода денег внутри страны (ст. 30.1 №161-ФЗ).

Поддержка государства обеспечила быстрое становление и развитие платежной системы:

  • Ноябрь, 2015 – начало эмиссии карточек МИР (первые эмитенты – Газпромбанк, МДМ Банк, МИб, РНКБ, Банк «РОССИЯ», Связь-Банк, СМП-Банк).
  • Декабрь, 2015 – выпуск первой карточки «Мир»-Maestro, которую можно использовать как на территории России, так и за ее пределами (эмитент – Газпромбанк).
  • Март, 2016 – работа над формированием системы платежей на базе карт JCB, AmEx и UnionPay.
  • Апрель, 2016 – эмиссия карт МИР с функцией бесконтактной оплаты товаров.
  • Январь, 2017 – выпуск карточек МИР с функцией бесконтактной оплаты проезда в общественном транспорте.
  • Июль, 2017 – начало приема карт НПС «Мир» во всех российских банках.

Стоит добавить, что в НПС «Мир» применяется технология MirAccept 2.0, которая обеспечивает высокий уровень защиты финансовых операций в сети Интернет. Соответствие деятельности системы МИР международным стандартам подтверждает тот факт, что в 2017 году ее оператор – НСПК, стал членом Международного Совета по безопасности сведений (PCI SSC).

С мая 2017 года начался постепенный перевод бюджетных выплат в России на карточки МИР, который планируется завершить в 2020 году. Итогом реформы станет выплата зарплат работникам бюджетной сферы и пенсий российских граждан на карты системы (№88-ФЗ).

Участники НПС «Мир» и ее распространение

По итогам 2017 года участниками НПС «Мир» выступали 382 финансово-кредитных учреждения.

Из их числа:

  1. 122 финансовых института выступают эмитентами карты МИР.
  2. 362 организации – обслуживают ее на базе своих банкоматов и платежных терминалов.

На конец 2017 года на территории России действовало более 193 тыс. банкоматов и порядка 2 млн. POS-терминалов, на базе которых осуществлялось обслуживание платежных карточек МИР, каковых до этого момента российскими банками было выпущено более 11 млн.

К 2018 году было подписано несколько соглашений с такими международными компаниями, как MasterCard, UnionPay, Japan Credit Bureau и American Express. На их основе в скором времени начнут выпускаться совместные карты, которые в России будут работать как МИР, а за рубежом – как карты соответствующих платежных систем.

В настоящее времяведутся переговоры о возможности использования карточек «Мир» в Армении, странах ЕАЭС, Турции и Таиланде.

Перспективными направлениями развития НПС «Мир» выступают:

  • Обеспечение получения физическими лицами бюджетных выплат на счета, непривязанные к конкретным банкам, а также на карты МИР (ст. 30.5 № 161-ФЗ).
  • Развитие масштабного кешбэк-сервиса на базе платежной системы.
  • Внедрение во всех социальных картах москвичей расчетного приложения МИР (исполнитель проекта – банк ВТБ).

Карты МИР имеют реальную возможность оградить финансовую системы России от геополитической ситуации. Однако высокая стоимость их оформления и малое число обслуживающих банкоматов и платежных терминалов на периферии.

Преимущества и недостатки МИР: мнение экспертов

Платежная система МИР играет важную роль в экономике России, снижая внешние риски функционирования финансового сектора.

К числу ее ключевых преимуществ следует отнести:

  1. Способность автономной работы, без учета влияния зарубежных платежных систем, а также геополитической ситуации.
  2. В скором времени владельцы карточек Мир смогут свободно использовать их не только на территории РФ, но и за ее пределами при том, что процессинг будет происходить в России.
  3. Наличие специального чипа, магнитной полоски и голограммы обеспечивает высокий уровень безопасности карточки.
  4. Возможности бесконтактной оплаты делают карточки МИР конкурентоспособными по отношению к международным системам платежных карт.
  5. Банкам, желающим стать участниками НСП, не нужно платить вступительный взнос.
  6. Идет процесс перевода бюджетных выплат гражданам на дебетовую карточку МИР.
  7. Зарубежные хакеры не имеют возможности получить доступ к средствам на счетах российских граждан.

Широкий спектр достоинств НПС «Мир» дополняет и ряд существенных недостатков, которые выступают барьером для ее полноценного использования в России:

  1. Далеко не во всех населенных пунктах РФ имеются банкоматы и платежные терминалы, принимающие карту МИР.
  2. Годовое обслуживание по национальным карточкам существенно дороже, чем по аналогичным международным (например, в Сбербанке России оно составляет 750 руб. в год).
  3. Международные системы предлагают пользователям массу полезных бонусов и внушительный кешбэк, чего не скажешь о национальных карточках.
  4. Большую часть эмитированных карт МИР составляют дебетовые карты без овердрафта.
  5. Карточки работают на базе рублей, что делает их неудобными в международных расчетах. Конвертация чревата высокими комиссиями.

Создание национальной платежной системы МИР – важный шаг на пути обеспечения самодостаточности российской экономики и ее защиты от внешних «шоков».

Она обладает рядом достоинств и имеет широкие перспективы внедрения в расчеты на территории РФ, ЕАЭС и за его пределами.

Тем не менее, высокая стоимость обслуживания, проблема с конвертацией валют, малое число банкоматов и терминалов существенно тормозят процесс ее внедрения на российском финансовом рынке.

Источник: https://crediti-bez-problem.ru/nacionalnaya-platezhnaya-sistema-mir-usloviya-uchastniki-preimushhestva.html

Национальная платежная система (НПС)

Национальная платежная система

Ни для кого не секрет, что банковская система России устроена таким образом, что большинство кредитных учреждений для расчетов по карточкам используют 2 платежные системы: VISA и MasterCard. Системы, которые зарегистрированы в США, чьи штаб-квартиры расположены за океаном.

Но самое главное, что и их процессинговые центры и сервера, через которые проходят все наши транзакции также находятся в Америке, под крылом белого дома. И в общем-то, достаточно 1 звонка из Минфина США, чтобы весь наш банковский сектор просто остановился, как это произошло в марте прошлого года.

Тогда Виза и Мастеркад просто приостановили обслуживание карточек 3-х российских банков: Собинбанк, МСП, Россия.

После того инцидента наше правительство всерьез задумалось о создании национальной платежной системы (НПС), которая не позволила бы политическим разногласиям обременять людей лишними проблемами.

Здесь сразу хочется отметить, что самый крупный эмитент банковских карт в России — Сбербанк, уже предпринимал попытки лоббировать свою платежную систему СБЕРКАРТ, а впоследствии и ПРО100. Однако среди клиентов, карточки этой системы не снискали популярность и все заглохло, не успев начаться.

И вот у Сбербанка появился новый шанс на восстановление своих ПС как национальных, но окончательное решение пока не принято.

Что такое НПС или национальная платежная система? Ее субъекты и участники

Если прибегнуть к формулировке, которая прописана в одноименном ФЗ, то простому обывателю станет абсолютно ничего не понятно.

По соответствующему закону, национальной платежной системой можно назвать объединение операторов по переводу денежных средств (сюда же можно отнести операторов по транзакциям с электронными деньгами), банковских, кредитных или иных платежных агентов и субагентов и т.д.

Если говорить чуть проще, то НПС — это объединение различных субъектов, которые обязуются осуществлять или обеспечивать внутренние платежные услуги (платежи, переводы и т.д.).

В нашей стране, это в первую очередь, ЦБ, банковские организации, платежные системы (Western Union, Unistream, те же Мастеркард с Визой, но при условии, что процессинговые центры и сервера будут перенесены в Россию). Сюда же можно добавить операторов услуг платежной инфраструктуры (операционные, расчетные, клиринговые центры и т.д.). Именно все они являются субъектами НПС.

Среди всех субъектов можно выделить ключевые, это операторы по переводу денежных средств. Ими считаются организации, у которых есть право на осуществление переводов денежных средств. Если говорить об участниках, то ими могут стать любые организации, которые присоединятся к правилам НПС и будут их соблюдать. Пока главным органом, контролирующим систему, является Центробанк.

Отдельными ее частями являются платежные терминалы, банкоматы, агенты, то есть все, что помогает людям и компаниям совершать платежи и переводы.

Законодательная база

С законодательной точки зрения регулирование производится одноименным ФЗ под номером 161, который был принят еще в 2011 году.

Однако в 2014 Госдума внесла в закон изменения, которые как раз регулируют создание НПС и ужесточают требования к функциональности сторонних платежных систем на территории страны — ФЗ № 112 «О внесении изменений в Федеральный закон «О НПС» и другие нормативные документы/акты.

ФЗ №-161

ФЗ №112 о внесении изменений в ФЗ -161

Нпс и нспк — в чем разница?

Однако есть в законе такое понятие, как НСПК (Национальная система платежных карт). Фактически НПС у нас уже есть, а вот НСПК, которая должна функционировать на ее базе — нет.

Проще объяснить что такое НСПК на примере тех же Визы и Мастеркард, которые по факту являются национальными платежными системами США, но уже давно выполняют роль мировых. Принцип действия у них схожий, но большинство функций абсолютно противоположны.

Это такая же карточка, только расплачиваться ей можно будет в пределах России и вместо логотипов брендовых ПС, там будет красоваться надпись «НСПК» или какое-то другое название.

С этим законодатели пока не определились, зато доподлинно известно, что на голограмме будет изображена российская рублевая монета или двуглавый орел.

Иностранные платежные системы VS национальная

С карточкой Виза вы без труда можете уехать за границу, где ее примут к оплате в любом магазине. С пластиком НПС нет, ведь она действует только на территории одной страны.

По картам Виза и Мастркард все операции, которые мы с вами производим в России, на самом деле осуществляются в США. Соответственно на все эти мероприятия уходит больше времени, чем могло бы быть. Опять же фактически информация о платежных операциях наших граждан никак не защищена от иностранных лиц или государств.

Ну и самое главное, как мы недавно убедились, Виза и Мастеркард могут просто остановить работу в любой момент. А десятки миллионов карточек россиян просто не будут работать.

Многие аналитики и сам президент сравнивают запуск собственной ПС с китайским UnionPay или белорусским БЕЛКАРТ. Это удивительно, но доля карточек собственной платежной системы в этих странах близка к 90-100%.

А в случае с UnionPay за несколько лет существования платежная система, изначально созданная как национальная, сегодня действует за пределами Китая в 140 странах мира. Однако говорить, что наша будет развиваться такими же стремительными темпами как минимум рано.

А до тех пор, клиентам, которые часто ездят за границу или совершают покупки в иностранных магазинах, придется иметь 2 пластика:

  1. Один для расчетов внутри страны (НПС)
  2. Второй для расчетов за границей (Американ Экспресс, VISA, Mastercard и т.д.)

Что еще дает национальная платежная система простому держателю банковской карты?

  • Возможность осуществлять платежи по картам в любых банкоматах без комиссии
  • Существенное снижение комиссии за обналичивание денежных средств по картам в банкоматах сторонних банков. Если раньше в счет входила комиссия от иностранных платежных систем + комиссия банка эквайера, то по пластику НПС придется оплачивать только последнюю
  • Гарантирует работоспособность карточек при любой внешнеполитической ситуации в мире

Источник: http://hcpeople.ru/natsionalnaya-platezhnaya-sistema-nps/

Национальная платежная система. Что это и зачем она создана?

Национальная платежная система

Национальная система платежей необходима для создания национальной безопасности и проведения платежей без помощи иностранных платежных сервисов. Она призвана обеспечить бесперебойность расчетов по пластиковым картам, чтобы никакие меры ограничений с внешних сторон страны не смогли нарушить данный процесс.

Что такое национальная платежная система?

Она представляет собой объединение отечественных банков, эмитирующих карты под логотипом этой системы. НПС служит важным компонентом в развитии денежно-кредитной политики страны.

Она призвана стать альтернативой международным системам платежей, таким как Visa и MasterCard, для обработки всех операции только на территории РФ, чтобы платежные данные клиентов хранились на отечественных серверах. ПС контролируется Центральным Банком РФ. Пока НПС находится в стадии разработки и тестирования.

Официальный запуск должен состояться весной этого года. Для работы требуется создание соответствующей инфраструктуры: расчетных, клиринговых и операционных центров, платежных инструментов.

Зачем нужна НПС?

Она является неотъемлемой частью финансово-экономической структуры любой страны. Причиной создания собственной системы платежей в России является приостановка обслуживания карт системами Visa и MasterCard на целую неделю в марте 2014 года из-за введенных санкций США.

После этого деятельность по обслуживанию карт все же возобновилась, но уже никто не мог дать гарантий, что это не повторится. Поэтому создание отечественной обслуживающей системы является вполне логичным шагом для развивающейся страны.

Она позволит обрабатывать все операции прямо в стране, и личные данные владельцев карт не будут уходить за границы РФ.

Таким образом, отечественная ПС призвана обеспечить оборот денег в стране, управление общей денежной массой, регулирование курса рубля и удешевление расчетных услуг.

Закон « О НПС»

Федеральный закон №161 «О НПС» был подписан президентом в мае 2014 года. В нем описываются правила регулирования отечественной ПС, порядки проведения платежных услуг и денежных переводов, особенности электронных платежей, требования к операторам по поводу их деятельности. Он призван контролировать бесперебойность, эффективность и доступность платежей по картам.

Согласно закону, оператором НПС может стать государственное учреждение формы ОАО, которой владеет ЦБ РФ.

Кроме создания НПС, 161 ФЗ обязывает иностранных операторов вносить обеспечительный взнос, размером в двухдневный объем сумм переводов на территории РФ. Если взнос не будет внесен, то ПС может быть оштрафована. За каждый день простоя обслуживания штраф будет составлять 10% от взноса.

Закон «О НПС» обязывает все банки, работающие на территории РФ, уведомлять клиентов обо всех операциях, проведенных по картам. Если вдруг клиент узнает, что списался платеж, которого он не совершал, то банк должен его возместить.
ФЗ 161 О НПС

Субъекты НПС

Субъектами являются учреждения, обеспечивающие работу по переводам, услугам платежной структуры и агентской группы. Одно учреждение может вступить в состав различных платежных сообществ и выполнять сразу несколько задач в рамках одного.

Основную роль в российской ПС играет оператор, который обязан излагать правила работы системы, организовывать контроль за всеми другими участниками, набирать операторов услуг, вести списки членов ПС и деятельность по управлению рисками, рассматривать все споры. Должность оператора правомерна занять кредитная (или некредитная) организация.

Все электронные расчетные операции контролирует оператор по электронным расчетам.

Следующими субъектами ПС являются операторы платежной структуры. К ним относятся расчетные, клиринговые, операционные и платежные отделы.

Операционный отдел должен обеспечивать функцию общения между банками для своевременной доставки информации, а также он несет ответственность за некачественное выполнение услуг.

Клиринговый отдел ответственен за безналичные расчеты между банками. Он отвечает за расходы (убытки), которые может понести участник ПС из-за предоставления услуг клиринга несоответствующего уровня.

Расчетный отдел обрабатывает все платежные распоряжения участников национального платежного сообщества, списывает и зачисляет деньги со счетов. Если оператор является некредитным учреждением, то расчетный отдел берет на себя функцию оператора платежной системы в рамках управления рисками, обеспечения защиты денежных переводов и бесперебойности работы всей структуры.

Должность операторов по денежным переводам могут занимать только кредитные учреждения, которые занимаются переводами денег на законном основании, ЦБ РФ и Внешэкономбанк.

Они могут также собирать банковскую агентскую группу для поиска клиентов на выдачу или принятие денежных средств, предоставления электронных средств платежа.

Операторы по переводу контролируют соблюдение правил по безопасности информации и отправляют отчетность в ЦБ обо всех случившихся инцидентах.

Участники НПС

Согласно ст.21 в число основных участников НПС входят:

  • ЦБ РФ
  • Коммерческие банковские учреждения
  • Небанковские учреждения
  • Клиринговые и расчетные отделы
  • Страховые компании
  • Казначейские органы РФ
  • Учреждения почтовой связи РФ.

Структура НПС

Ниже приведена структура НПС(нажмите чтоб увеличить картинку)

Структура ПС состоит из отдельных фрагментов. Схематически ее можно поделить на три сегмента:

  1. Платежи на крупные суммы. Здесь деятельность банков осуществляется на основе корреспондентских отношений между собой и с ЦБ РФ.
  2. Розничные платежи. Сюда входят системы международных и внутренних переводов, системы с применением карточек, дистанционное банковское обслуживание, наличные платежи, новые участники рынка, электронные деньги, сеть банкоматов, провайдеры услуг и банковские агенты
  3. Клиринг и различные ценные бумаги. Сюда входят фондовые биржи, внебиржевой рынок, регистраторы, торговая биржа РТС.

Таким образом, национальная платежная система представляет собой эволюционный процесс, который может в корне преобразовать всю финансовую структуры страны. Чтобы система была выгодной, эффективной и безопасной, в ее формировании должны принять активной участие вместе с ЦБ РФ, как законодательные, так и исполнительные органы власти.

Источник: https://investor100.ru/nacionalnaya-platezhnaya-sistema_nps/

Национальная платежная система России. Федеральный закон РФ

Национальная платежная система

Национальная система платежных карт РФ была образована на основании Федерального закона № 112 от 5 мая 2014 года. Целью ее формирования выступает обеспечение доступности, эффективности и бесперебойности оказания услуг, касающихся перевода денежных средств. Рассмотрим далее, как действует национальная система платежных карт РФ.

Историческая справка

Создание Национальной платежной системы началось в 1990 году. В 1992 стали проводиться межбанковские расчеты с использованием элементов STB Card. К 1993 году была сформирована платежная система “Юнион кард”. К 1999 она объединила 457 банковских организаций и их подразделений. Участники системы выпустили больше 3 000 000 платежных карт.

В конце 1993 года была сформирована “Золотая корона”. К 2014 г. эта платежная система объединила порядка 87 банков, выпустивших больше 8 млн карт. В октябре 1994 года был образован Координационный комитет. Инициатива по его созданию принадлежала Московскому ГТУ Банка России.

Комитет был сформирован, прежде всего, для своевременного выявления проблем в действовавших межбанковских расчетах. Это позволило бы оказывать эффективное влияние на устранение сложностей, обеспечивать обмен мнениями с банковскими организациями, касающимися информационного взаимодействия.

В качестве одного из важнейших направлений деятельности Комитета выступало формирование и совершенствование системы пластиковых карт в Москве.

Проанализировав мировой опыт, Московский ГТУ пришел к выводу, что у РФ есть уникальная возможность, используя международную практику, прежде всего Франции, пойти по более короткому пути. Для этого необходимо было объединить усилия банковских организаций.

Московское ГТУ видело свою роль в этом процессе в координации деятельности участников на формирование единой системы карт в г. Москве. Однако большинство крупнейших банковских организаций владеет сетью филиалов, расположенных в различных регионах РФ.

При их объединении платежная система приобрела бы национальный масштаб.

Рабочая группа

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, ГТУ Москвы переместило центр своей деятельности в исполнительный орган Банка России. В Рабочей группе состояло более двадцати специалистов. Кроме непосредственно Банка России они представляли Московское ГТУ, Ассоциацию отечественных банковских организаций.

В числе членов Рабочей группы находились и крупнейшие объединения страны. К ним, в частности, относились Сбербанк, “Агропромбанк”, “Инкомбанк”, СБС-Агро” и прочие. В Рабочей группе осуществляло свою деятельность и Фед. агентство ФАПСИ.

В исполнительном органе в количественном плане преимущественно находились представители кредитных компаний.

Усилия органа были ориентированы на решение следующих задач:

  1. Разработка проекта документации Банка РФ, обеспечивающей оборот и использование пластиковых элементов для совершения денежных операций в Российской Федерации.
  2. Развитие Национальной платежной системы.

Проект документации был разработан и направлен на рассмотрение руководству Банка РФ. Впоследствии (после прекращения деятельности Рабочей группы) он был доработан и утвержден. Этот документ явился первым актом, посредством которого регулировалась Национальная система платежных карт (НСПК).

Относительно второго вопроса активная деятельность Рабочей группы пришлась на середину 1996 года. В этот момент орган вышел на этап разработки и формирования пилотного проекта, по которому должна была действовать Национальная система платежных карт. НСПК, по оценкам экспертов Мирового валютного фонда, потребовала бы 5 млн долларов США.

Этих средств должно было хватить на внедрение сети. По условиям Валютного фонда 50% указанной суммы выделялось непосредственно им самим, а оставшуюся половину должна привлечь РФ из своих источников. Кредитные компании, которые присутствовали в составе Рабочей группы на тот момент, готовы были финансировать 50% проекта.

Свое согласие они подтвердили официальными письмами. Но, поскольку руководство Банка РФ решило сосредоточить свои силы на разработке других направлений развития платежной системы, к середине 1996 года функционирование других органов при Международном комитете, а также непосредственно самой Рабочей группы было прекращено.

Усилия управления были прежде всего ориентированы на формирование проектов по переводам крупных сумм и массовых операций с деньгами.

2000 годы

Для того чтобы Национальная платежная система России начала функционировать, была необходима нормативная база. На момент начала разработки проектов ее не было. В этой связи в начале 2000 гг. был принят ряд законов. Однако в процессе утверждения норм было потеряно несколько важных пунктов.

На следующей стадии задача по финансированию проекта уже не стояла. Однако банки не могли прийти к единому мнению о том, кто именно будет получать с него прибыль. Огромный рынок уступать ни одна организация не хотела. Этот сектор приносил значительные доходы с комиссий по проведению транзакций.

Пока российские банки договаривались, рынок был разделен международными системами платежей “Мастер-кард” и “Виза”. Некоторые отечественные финансовые компании сформировали партнерские группы. Клиенты этих банков обслуживались в банкоматах всего объединения. Крупнейшей группой считается “Объединенная расчетная сеть”.

В ней участвуют банкоматы порядка 100 банков.

Национальная платежная система России: следующий этап

В 2010 году проводилась разработка Федерального закона, регулировавшего предоставление муниципальных и государственных услуг. Его нормы предусматривали, что начнет действовать Национальная платежная система России, и будет запрещена обработка отечественных транзакций за рубежом.

Однако на этот факт обратили внимание члены американского посольства в Москве. Им стало ясно, что в случае оставления законопроекта без изменений компании “Мастер-кард” и “Виза” потеряют рынок с доходом порядка 4 млрд долл. США.

По этому поводу послами была составлена депеша, обращенная к высокопоставленным государственным служащим Америки. В тексте сотрудники рекомендовали воспользоваться встречами с коллегами из РФ с целью оказания на последних давления для изменения законопроекта.

Таким образом обеспечивались бы гарантии защиты интересов американских компаний, исключалась возможность нанесения им ущерба. В опубликованном акте отсутствовал запрет на обработку отечественных транзакций за границей.

Он был принят в 2011 году. ФЗ “О Национальной платежной системе” описывает сеть как совокупность операторов, осуществляющих переводы денежных средств. В Законе устанавливаются основные понятия, регулируется порядок оказания соответствующих услуг.

Нормативный акт определил правила, по которым должна функционировать Национальная платежная система. Структура сети формировалась на основании изложенных в законе требований. Вместе с этим был определен порядок, по которому осуществлялся бы надзор и координирование.

Однако ФЗ не предусматривал создания системы отечественных платежных карт и запрета на обработку транзакций РФ за рубежом.

Важные решения

Они были приняты в 2011 году. Эти решения касались создания электронной универсальной карты, исключающих участие в этом процессе международных систем “Мастер-кард” и “Виза”. При этом Сбербанк пообещал предпринять меры по нейтрализации “лоббистов указанных сетей в органах власти РФ”.

К началу 2013 года ЦБ сформировал реестр операторов. В эту базу были внесены все платежные системы, которые работали в России. В их числе были выделены те, которые имели особую социальную значимость.

К ним, в частности, были отнесены: Contact, сети “ВТБ” и Сбербанка, “Золотая корона”, “Мастер-кард”, “Виза”.

2014 г

В марте указанного года США против РФ введены санкции в связи с включением в состав последней Крыма. “Мастер-кард” и “Виза” второй раз в истории прекратили обслуживание карт ряда отечественных банков в некоторых банкоматах и торговых точках международной сети.

В этой связи снова встал вопрос о том, что в РФ должна быть своя Национальная платежная система. России необходима собственная сеть, независимая от состояния отношений на мировой арене. В этой связи была начата подготовка ряда поправок в принятый Закон.

Они должны были способствовать информационному и инфраструктурному замыканию процесса осуществления переводов денежных сумм внутри РФ. Это означает, что клиринговые и операционные центры – субъекты Национальной платежной системы – должны находиться непосредственно на территории страны.

Вместе с этим, в Законе предусматривается запрет на предоставление доступа и передачу информации зарубежным странам к сведениям о внутригосударственных транзакциях в РФ. В конце марта 2014 года началось активное обсуждение реализации необходимых мероприятий. Президент В. В.

Путин одобрил формирование Национальной системы, распорядившись как можно быстрее приступить к ее разработке и внедрению.

Источник: http://fb.ru/article/196423/natsionalnaya-platejnaya-sistema-rossii-federalnyiy-zakon-rf-o-natsionalnoy-platejnoy-sisteme

Нспк о национальной платежной системе

Национальная платежная система

Национальная платежная система РФ контролирует совершенно все действия с применением банковских карт – не только формата Мир, но и Visa, Master Card, Maestro. Поэтому их пользователям нужно знать особенности и тонкости ее работы, а также основные положения Федерального закона.

Коротко о НСПК

23 июля 2014 года начало действовать ПАО «Национальная система платежных карт». Все ее акции – собственность ЦБ России. Коренной задачей при создании компании считалось обеспечение работы электронных безналичных переводов по банковским карточкам «Мир» на просторах РФ. НСПК контролирует все этапы процесса отправки денег от адресанта к получателю.

Национальная система платежных карт

1 апреля 2015 года заработала операционная клиринговая структура организации по обрабатыванию отправлений и с употреблением карточек международного образца на всей территории России.

Целью НСПК выказывается гарантия безопасности и бесперебойной работы этого процесса.

Общая миссия компании заключается в развитии удобных, быстрых, надежных сервисов безналичных платежей, не зависящих от внешней международной обстановки.

Какие нормативные акты регулируют платежную систему

Деятельность НСПК регулируется следующими документами:

  • ФЗ № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»;
  • Указанием ЦБ РФ №3493 «Об организации взаимодействия и получении операционных услуг и услуг платежного клиринга по переводам денежных средств…»;
  • ФЗ № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ».

НСПК: вопросы и ответы

В этом блоке собрана актуальная информация для пользователей банковских карточек.

Национальная платежная система: используется ли 3D Secure

Технологию скоро могут оценить владельцы карт Мир. Кроме этого, ПС создает и собственные варианты уникальных сервисов обеспечения безопасности переводов и платежей.

Система безопасности денежного перевода

Почему национальная система электронных платежей создана на кардинально новой основе

При создании НСПК велись дискуссии о том, чтобы запустить ее на базе «Золотой Короны» или «Универсальной электронной карты» (ПРО100). Тогда бы создание системы было максимально экономичным. Однако представленные варианты не совсем соответствуют ключевой характеристике НСПК – лаконичная, эффективная, производительная:

  • имеют слишком «замудренный» функционал (о чем свидетельствуют отзывы сотрудников банков);
  • не позволяют сделать расширения до необходимого уровня национальной ПС;
  • стоимость переработки платформ под должные требования практически не отличается от цены затрат на изобретение кардинально новой структуры.

Сроки создания НСПК стандартные для систем такого уровня

Нет, среднее время разработки, и внедрения национальной платежной системы составляет около трех лет. Российская система прошла этот этап всего за 5 месяцев, как и планировалось по графику, выиграв неофициальный конкурс на звание самой быстро созданной ПС.

Что изменилось для банковских карточек международного формата при переходе на обслуживание НСПК

Абсолютно ничего – одной из задач НСПК являлось сделать этот переход как можно более незаметным, сохранить высокий уровень обслуживания. Теперь информация об операциях российских владельцев карточек Виза, Мастер Кард обрабатывается внутри РФ, а не отправляется на зарубежные процессинговые узлы (ФЗ №161-ФЗ «О национальной платежной системе»).

Как связана НСПК и карты Мир

НСПК – оператор этой разновидности карт обеспечивает проведение всех операций системы Мир в такой степени безопасности и удобства, что и международные. Карта Мир и НПС –полностью отечественные проекты.

Виртуальный денежный перевод

Что запланировано разработчиками на текущий год

На период 2016–2018 год планируется выход российской банковской карточки (национальная платежная система Мир) на территории Казахстана, Беларуси и других стран Содружества, расширение ее функционала до качественно нового уровня, не поддерживаемого еще ни одним продуктом мировых ПС.

Есть ли у национальной российской платежной системы аналоги

Да, именно они в какой-то мере послужили толчком для появления российской системы:

  1. Bancomat (Италия).
  2. Carte Bleue (Франция).
  3. Girocard (Германия).
  4. RuPay (Индия).
  5. JCB International (ПС Японии).
  6. UnionPay (ПС Китая).

Национальная платежная система Китая

Что обеспечивает безопасность и безотказную работу системы

Чтобы НСПК не дала сбой, используется:

  • распределенная инфраструктура;
  • увеличение вычислительной мощности без постановки на «стоп» производственных процедур;
  • исключительно отечественные элементы коммуникационной и технической структуры, не зависящие от международной обстановки.

Безопасность:

  • расчеты проводятся только через Центробанк;
  • внедрение механизмов, контролирующих за проведением подозрительных отправлений денег;
  • высокий уровень квалификации специалистов службы безопасности НСПК. На свободные вакансии отбираются только лучшие специалисты;
  • современные способы защищенной работы с ключами;
  • защита обмена с ОПКЦ НСПК.

Основные положения акта №161-ФЗ

Ключевые моменты ФЗ «О национальной платежной системе»:

  1. Коренная цель: регуляционная деятельность в отношении алгоритма оказания платежных услуг (отправлением и получением денежных потоков), установка условий работы ПС.
  2. Платежная структура становится жизнеспособной только тогда, когда в нее входят операторы ПС, операторы услуг платежной инфраструктуры и минимум три банка-участника (например, Сбербанк, ВТБ 24, Связь-банк), которые осуществляют перевод денежных средств своих клиентов через упомянутую структуру.
  3. Подтверждение правомочий Банка России на контроль отправлений электронных денег, виртуальных кошельков, которые до того, как был принят закон «О национальной платежной системе», не регулировались законными нормативами.
  4. Закон предоставляет возможность получателю денежного сообщения осуществить перевод со счета отправителя по своему распоряжению, если договор предусматривает это.
  5. Перевод денежных потоков должен производится только квалифицированным оператором в рамках национальной ПС. У такого оператора о должна быть лицензия Центробанка РФ.
  6. Одним из главных условий работы оператора ПС является создание канала бесперебойных отправлений денежных средств от адресанта к получателю.
  7. Определение статуса электронных денег: в их отношении не открывается расчетный счет, при их хранении банком не прибавляются проценты, они не страхуются наравне со средствами, хранящимися на вкладах в банках.
  8. При переводе наличности через ПС одна сторона обязательно должна быть частным лицом. Вторая может быть ИП, юридическим или таким же физическим лицом.
  9. Частное лицо не правомочно получить денежное отправление без идентификации, юридическим лицам денежные потоки обязательно должны направляться на счета в банках.
  10. Предельный размер виртуальных средств, которыми распоряжается лицо, не должен быть более 100 000 руб.
  11. В пределах одной операции без идентификации можно отправить сумму не больше 15 000 руб. За месяц инкогнито можно быть адресатом отправлений, не превышающих 40 000 руб.
  12. Вхождение закона в силу означало вероятность осуществления переводов денежных средств в пределах РФ только посредством НСПК.

НСПК и ее элементы регулируют все отправления денежных сумм в Российской Федерации, как посредством российской карты Мир, так и при поддержке карточек международных ПС. Национальная платежная система, несмотря на присущие ей уникальные черты, не является «пионером», т. к. большинство крупных мировых государств уже обеспечены собственными ПС.

Источник: https://vawilon.ru/nspk-o-natsionalnoj-platezhnoj-sisteme/

Национальная платежная система МИР: плюсы и минусы

Национальная платежная система

Платежная система – комплекс компьютерных систем, который позволяет совершать денежные операции между различными участниками финансовых отношений с помощью банковских карт и других инструментов.

Национальная платежная система подразумевает обслуживание всех финансовых отношений не международными системами, а внутри страны, подстраиваясь под потребности людей и не допуская передачи информации о денежном обороте вне границ государства. Такая практика обслуживания финансового оборота граждан популярна в мире.

Национальная платежная система Китая Chinа UnionPay была создана в 2002 году и сейчас входит в топ популярных платежных систем мира. Япония также имеет национальную международную платежную систему JCB.

Зачем России своя платежная система?

В 2014 году, после присоединения Крыма к России, владельцы карт Visa или MasterCard столкнулись с проблемой использования денежных средств – были заблокированы карты или ограничены в использовании. В Крыму они вовсе не работали до 2015 года. Причиной сбоя стали санкции США на ограничение работы американских компаний в России.

Две самых популярных в стране международные системы базировались именно в Америке. Кроме этого, все данные клиентов и их денежные переводы хранились в базах данных других стран. Это могло повлиять на безопасность граждан и государства в целом – конфиденциальными данными могут завладеть хакеры и мошенники.

Президентом страны было принято решение создания независимой отечественной платежной системы.

В этом же году началась работа акционерного общества Национальной системы платежных карт. В 2016 году представлена национальная платежная система МИР. Кстати, название и логотип карта получила в результате творческого народного конкурса.

Сегодня платежная система МИР используется по всей России. На начало 2018 года список участников-банков, поддерживающих работу национальной платежной системы МИР составляет 370 компаний.

Первыми пользователями карт стали государственные и бюджетные работники, а также льготники и студенты. Сегодня при оформлении кредитной карты, обычной дебетовой в банке, именной карты или даже виртуальной карты в интернете клиенту предоставляют выбор платежной системы.

Рассмотрим достоинства и недостатки использования отечественной платежной системы.

Плюсы использования платежной системы МИР

Появление новой, конкурентоспособной платежной системы вносит разнообразие в давно привычный для россиян дуэт Visa и MasterCard. Кроме этого, национальный продукт был создан с учетом всех современных технологий и соответствует финансовым трендам:  

  1. Финансовая независимость государства. Расположение необходимых данных происходит на территории России и другие государства не могут получить к ним доступ. Это защищает данные клиентов платежной системы и защищает их средства от иностранного вмешательства.
  2. Национальная платежная система МИР функционирует на территории всей страны и в Крыму, где с 2014 по 2015 год банковские карты Visa и MasterCard работали нестабильно. Для заграничных операций созданы специальные банковские продукты в союзе с международными коллегами – MasterCard и JCB. Такие кобейджинговые карты будут функционировать в двух системах одновременно. На территории России карта будет работать в режиме платежной системы МИР, а за границей – как карта партнера.
  3. Карты национальной платежной системы созданы с учетом всех современных технологий безопасности персональных данных – оснащены чипами, магнитными полосами, и голограммами, и ничем не уступают международным картам. Платежная система поддерживает кредитные карты, дебетовые, и карты предоплаты. Онлайн-платежи происходят с использованием специальной технологии MirAccept, где для подтверждения оплаты понадобится код из смс, либо из мобильного приложения. Также, все карты рассчитаны на бесконтактную оплату PayPass, но будет ли работать такая услуга на конкретной карте, решает банк-эмитент.
  4. Тарифы по использованию карт начисляет каждый банк в индивидуальном порядке. Но карты, которые служат для социальных выплат обслуживаются бесплатно. Идея более дешевого обслуживания банковских карт также повлияла на создание национальной платежной системы – в этом случае деньги будут оставаться внутри государства и не облагаться дополнительными комиссиями и налогами. Еще для пользователей карт МИР предусмотрены бонусы, скидки, льготный период овердрафта и кэшбек.

Недостатки использования платежной системы МИР

Иностранные национальные системы функционируют уже продолжительное время и процесс модернизации постоянно совершенствует качество услуг.

Увы, карты МИРа появились совсем недавно и имеют свои недостатки. Но опыт и время поможет устранить неудобства и создать универсальный продукт для россиян, с учетом их потребностей и желаний.

Пользователи выделяют основные минусы использования платежной системы МИР:

  1.  Карта вошла в обиход недавно, и пока расплатиться ею за покупки можно не везде. Это важно для небольших городов и поселков, где небольшой выбор магазинов и торговых точек. В этом случае пользователям национальной платежной системы придется снимать наличные в банкомате или расплачиваться альтернативными картами Visa или MasterCard. Сеть банкоматов также еще не широко распространена. А расплачиваться за границей с помощью карты пока вовсе невозможно – платежная система функционирует только внутри страны. 
  2. Международные платежные системы более развиты и могут предложить своим клиентам широкий выбор карт и дополнительных бонусных программ – накопление миль и скидочных бонусов в партнерских магазинах. Кроме этого, годовая стоимость обслуживания не зафиксирована – банк вправе самостоятельно устанавливать стоимость, поэтому в некоторых местах национальная карта обойдется дороже международной. В среднем цена колеблется от 200 до 1000 рублей в год.
  3. Национальная карта МИР рассчитана на российский рубль, при обмене на другие валюты клиенты вынуждены будут оплачивать комиссию. Для россиян этот недостаток может не иметь значения, но если клиент предполагает международные покупки или денежные переводы – шанс использования более выгодной международной карты выше.

Стоит ли менять платежную систему на МИР?

Чтобы точно решить, подходит ли для ежедневного использования карта МИР, необходимо выяснить потребности клиента. Для большого города не возникнет проблемы поиска банкомата или магазина, который обслуживает карты.

Жителям маленьких городов комфортнее использовать более популярные карты – терминалы МИР можно встретить нечасто. Бизнесменам, которые проводят денежный оборот в иностранной валюте, карты МИР будут невыгодны.

Но отечественные предприниматели смогут сохранить финансовые сбережения на отечественной карте при внезапных блокировках международных карт из-за политических разногласий. Сейчас множество МФО выдают займы на карту МИР и получить денежный перевод не составит никаких проблем.

Советуем сравнить все продукты и сделать вывод, основываясь на преимуществах и недостатках каждой платежной системы.  

Источник: https://loando.ru/statya/nacionalnaya-platezhnaya-sistema-plyusy-i-minusy-ispolzovaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.